Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
наука / высшее образование / научная коммуникация / научно-профессиональное мышление / студент / science / higher education / scientific communication / scientific and professional thinking / student

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гришина Анастасия Викторовна, Косцова Мария Викторовна

Статья содержит результаты эмпирического исследования отношений студентов вуза к научно-исследовательской деятельности. Согласно полученным данным было выделено, что научная деятельность студента вуза является системообразующей в профессиональном становлении, которая формирует научно-профессиональное мышление через участие в конференциях, телемостах, круглых столах и т.д. Отсутствие системности в данном вопросе свидетельствует о необходимости создания инновационных технологий, которые заинтересуют студентов принять участие в научной деятельности в вузе. Резюмируя вышесказанное, можно выделить, что отношение к науке у студентов складывается через коммуникацию с научным руководителем и включенность в научную деятельность будущего профессионала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гришина Анастасия Викторовна, Косцова Мария Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ATTITUDE OF UNIVERSITY STUDENTS TO RESEARCH ACTIVITIES

The article contains the results of an empirical study of the university students’ attitudes to research activities. According to the data obtained, it was highlighted that the scientific activity of a university student is system-forming in professional development, which forms scientific and professional thinking through participation in conferences, teleconferences, round tables, etc. The lack of consistency in this issue indicates the need to create innovative technologies that will interest students to take part in scientific activities at the university. Summarizing the above, it can be highlighted that students’ attitude to science develops through communication with the supervisor and involvement in the scientific activities of the future professional.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

11. Kizilov A.S. Sacred network of the Black Sea coast of the Caucasus. On the question of the significance of archaeological and dendrological monuments // Heritage of the Ages Electronic scientific journal of the Southern branch of the D.S. Likhachev Russian Scientific Research Institute of Cultural and Natural Heritage. 2019. No. 4. 35-43.

12. Kizilov A.S. Indicators of economic damage to the resort of Greater Sochi from the loss of objects of historical and cultural heritage // Bulletin of the University of the Russian Academy of Education. 2021. No. 1. 63-75.

13. Bell James. Diary of stay in Circassia during 1837-1838. - Nalchik 2007. T-2, 408 p.

14. Equilateral Orthodox cross. Factory of church utensils "Ortoks" URL: https:// ortox.ru/tag/kupit_ravnostoronniy_krest/ (link is active on: 05/12/2023).

15. Memo "On the ancient stele-slab with the image of a cross" by the leading specialist of the department of environmental education and historical and cultural heritage N.I. Markov. Federal State Budgetary Institution "Sochi National Park" No. C3-465 dated June 26, 2023

16. Dolmen, Menhire und Steinkreise in Portugal. URL: http://www.ur-bild.de/ NewFiles/galerie/evora/evora.html# (ссылка активна на: 20.04.2023).

17. Dobrokhotov F.P. Black Sea coast of the Caucasus: a reference book / comp. F. P. Dobrokhotov and others - Petrograd, 1916 (2017). - XIX, [1], 527, [1], IV, LXIV.

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Гришина Анастасия Викторовна

Кандидат психологических наук, доцент, Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) Крымского федерального института им. В.И. Вернадского (г. Севастополь), e-mail: nast_kostsova@mail.ru

Косцова Мария Викторовна

Кандидат психологических наук, доцент, Севастопольский государственный университет (г. Севастополь), e-mail: mashasev@mail.ru

DOI: 10.24412/1029-3388-2023-3-98-107 Аннотация:

Статья содержит результаты эмпирического исследования отношений студентов вуза к научно-исследовательской деятельности. Согласно полученным данным было выделено, что научная деятельность студента вуза является системообразующей в профессиональном становлении, которая формирует научно-профессиональное мышление через участие в конференциях, телемостах, круглых столах и т.д. Отсутствие системности в данном вопросе свидетельствует о необходимости создания инновационных технологий, которые заинтересуют

студентов принять участие в научной деятельности в вузе. Резюмируя вышесказанное, можно выделить, что отношение к науке у студентов складывается через коммуникацию с научным руководителем и включенность в научную деятельность будущего профессионала.

Ключевые слова: наука, высшее образование, научная коммуникация, научно-профессиональное мышление, студент.

THE ATTITUDE OF UNIVERSITY STUDENTS TO RESEARCH ACTIVITIES

Grishina Anastasia Viktorovna

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Sevastopol Economic and Humanitarian Institute (branch) of V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Sevastopol), e-mail: nast_kostsova@mail.ru

Kostsova Maria Viktorovna

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Sevastopol State University (Sevastopol), e-mail: mashasev@mail.ru

DOI: 10.24412/1029-3388-2023-3-98-107

Abstract:

The article contains the results of an empirical study of the university students' attitudes to research activities. According to the data obtained, it was highlighted that the scientific activity of a university student is system-forming in professional development, which forms scientific and professional thinking through participation in conferences, teleconferences, round tables, etc. The lack of consistency in this issue indicates the need to create innovative technologies that will interest students to take part in scientific activities at the university. Summarizing the above, it can be highlighted that students' attitude to science develops through communication with the supervisor and involvement in the scientific activities of the future professional.

Keywords: science, higher education, scientific communication, scientific and professional thinking, student.

Введение. Научно-исследовательская деятельность студента является важным условием получения высшего образования. Формирование научного мировоззрения будущего профессионала раскрывает новые возможности профессионального роста уже на этапе профессионализации. Поэтому науке в высшей школе уделяется большое значение [2; 3; 6].

Согласно основным задачам развития науки и высшего образования в Российской Федерации определены стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 года № 642; Стратегией национальной безопасности Рос-

сийской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года № 400, и от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

Таким образом, выделены приоритетные направления государства, где роль молодой науки выходит на первый план.

Другой вопрос - насколько данной проблематике уделяется внимание на уровне конкретного вуза. Зачастую развитие молодой науки реализуется через анализ среднего возраста по институту, а затем реализуется путем увольнения возрастных профессорско-педагогических работников.

Поэтому в реализации вопроса молодой науки необходим системный подход, позволяющий уже на этапе обучения в высшей школе формировать будущую научную элиту.

Обзор литературы. Изучая статьи по научно-исследовательской деятельности студента, можно выделить две противоречивые тенденции. С одной стороны - это позитивное восприятие и важность научно-исследовательской субъ-ектности студента вуза (где студент становится активным участником научной деятельности в вузе); с другой стороны - критические статьи об уровне данной научной деятельности (нехватка знаний по дизайну исследования, отсутствие научного стиля и эвристичности мышления студента вуза).

Субъектность студента - одна из актуальных тем современных психолого-педагогических исследований. Она рассматривается как интегральное системное свойство личности [1; 4; 5; 6].

В исследовании И.В. Балымовой [1] рассматривается феноменология субъекта научно-исследовательской деятельности на этапе вузовского обучения. В работе выделяется 4 этапа в становлении профессионала - субъекта научно-исследовательской деятельности: этап оптации (1 - 3 курсы вуза); этап адаптации (4 -5 курс); этап интернальности (обучение в аспирантуре); 4 этап - этап мастерства (квалифицированное выполнение трудовой деятельности).

Таким образом, в диссертации выделено, что на этапе оптации у студентов выделяют следующие характеристики самодетерминации в научно-исследовательской деятельности: самоуверенность, самоценность, планирование, как представление о ценности своей личности при адекватном выборе средств достижения цели [1].

Поэтому важно определить, что формирование ценности науки в вузе проходит через осознания себя в этой деятельности, которая позволяет создать образ себя как профессионала, в том числе и в качестве ученого.

Поэтому необходимо выделить детерминанты, формирующие научную направленность студента вуза.

Материалы и методы.

В раках исследования, нами была разработана авторская анкета, позволяющая выделить системность и направленность научной деятельности студента, которая состояла из 15 вопросов.

Базы исследования: Севастопольский экономико-гуманитарный институт

(филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»; Сочинский государственный университет, Севастопольский государственный университет», Российский новый университет, Волгоградского филиала ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Курский государственный университет, Академия ФСИН России.

Общее количество респондентов - 217. Это студенты 2-4 курсов, получающие высшее образования в вузе выше представленных регионов.

Анкетирование проводилось на протяжении 2022/2023 учебного года.

В исследовании приняли участия вузы-партеры из Севастополя, Сочи, Рязани, Курска, Москвы, Волгограда. 53 % респондентов - это студенты - психологи, педагогические специальности, экономические и инженерные. Все участники - бакалавры, очной формы подготовки.

Результаты исследования.

По результатам исследования были получены следующие результаты (рисунок 2).

Как часто Зы участвуете с научных мероприятиях (конференциях, круглых [0 Копировать столах, себинарах и т.д.)? 217 ответов

в Раз э год

• Деа раза б -од Участвую ь а постоя иной ос-сзе

в Никогда

в Из-за пандемии реже, чем хотелось .. в Если чэн я интересует перс приятие..

• Редко

\ Часто

1,'Э Т

Рисунок 1 - результаты анкетирование по вопросу об участии в научных мероприятиях

Согласно рисунку 1, динамика участия студентов в научной жизни выглядит следующим образом: 28,1 % респондентов посещают научные мероприятия один раз в год. Это означает, что исследовательская деятельность студента не носит системный характер, а представляет собой спонтанную активность раз в год.

Хотя 28 % респондентов уделяют научной деятельности немного больше времени - два научных мероприятия в год.

Около 27 % студентов не вовлечены в научную жизнь вуза. То есть студентов не интересует современные тенденции развития науки и получение профессии носит спонтанный неосознанный характер.

20,7 % респондентов участвуют в научных мероприятиях 2 раза в год. Это означает, что существует определенный интерес к научным мероприятиям.

Только 17 % респондентов участвуют в научных мероприятиях на постоянной основе, что означает, что у студентов высшей школы ярко выражена гностическая направленность личности.

Рисунок 2 - результаты анкетирования по вопросу о наличии научной темы студентов

Согласно рисунку 2, можно констатировать, что 51,2 % респондентов не имеют научной темы исследования. Это означает, что студенты не выявили свои профессиональные интересы, сферу деятельности, которая позволяет им конкретизировать свои профессиональные интенции.

Отдельной категорией в научной деятельности является субъект -субъектная коммуникация, которая позволяет в дискуссии выделить тему, объект и предмет исследования, позволяющая создать новый научный продукт в процессе взаимодействия в диаде «научный руководитель - студент». Результаты опроса по данной проблеме представлены на рисунке 3.

Есть пи у Вас научнь й руководитель, с которым Вы сотрудничаете по [Л Копировать

Вашим научным интересам?

1 ! 'Ггветпр

( На. постоянно ьз сзяги и с осу?-: да з. Л 9 Каждый раз гни/статьи с новым ни..

Работаю снаучным руководителем.. ■ Нгт научного руководителя рагэ-а .

• Нет

А Не работаю

• Да

А когда зьцает-я зоаможность, работ...

ш Т

Рисунок 3 - результаты анкетирования по вопросу взаимодействия научного руководителя и студента

Согласно рисунку 3, можно выделить, что 38 % респондентов имеют качественную коммуникацию с научным руководителем. Данные статистики обнадеживают, так как видно, что в вузах есть научная коммуникация, направленная на решение основных научных направлений, а именно: научно-исследовательская работа в рамках практики, написание курсовых и выпускных квалификационных работ.

При этом можно констатировать, что НИР носит пока не системный характер. Об этом свидетельствует рисунок 4.

Как видно на рисунке, ответы студентов свидетельствуют о том, что у 67% респондентов научная деятельность носит спонтанный характер.

Носит ли Ваша исследовательская деятельность системный характер? |П Копирооать

2' 7 01 исюи

• Да

• Нет

• я тэлысо начала , так как обучаюсь на I курсе

• Я нигде не участвую ф периодически

• Не занимаюсь научной деятельност. . 9 Когда спределюгь : -ечон. то конем... А Не за» маюсь такой деятельностью

• Была изменена

Рисунок 4 - результаты анкетирования по вопросу системности исследовательской деятельности

Если конкретизировать проблемы сформированности научного аппарата студента, то в рамках исследования были получены следующие феномены, которые в основном изучаются в рамках научной деятельности.

В работе Т.Д. Дубовицкой было выделено, что научно-профессиональное мышление студента представляет собой качественный специфический когнитивный процесс, заключающийся в установлении объективных сущностных свойств, отношений и закономерностей психических явлений [5].

Как выделяет Т.Д. Дубовицкая, функциями научно- профессионального мышления являются:

- анализ психологической реальности;

- решение методологических проблем науки;

- осмысленное получение результатов и способность их спрогнозировать

[5].

Как видно из рисунка 5, представления о научном аппарате студентов достаточно скудные. В исследовании видно, что студенты оперируют общими понятиями, такими как: психика, личность, поведение и т.д.

Рисунок 5 - результаты анкетирования по вопросу предмета научного интереса у студентов вуза

Также видна негативная динамика. Очень много ответов, в которых студенты затруднялись ответить на вопрос, что свидетельствует о несформированно-сти научного аппарата.

На вопрос о поощрении научной деятельности студентов, можно выделить, что на первом месте была определена внешняя мотивация в виде повышенной стипендии - 70 % респондентов (рисунок 6).

Как должна поощряться исследовательская активность студента, с Вашей |0 Копировать точки зрения?

*Л / отитов

в Повышенная мепенаия

в Не должна поощряться

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дополнительные Баллы при пасту п... 9 Повеиеннэ? с игаевдия и д| 1 баллы в И стипендия, и баллы при поступле... 9 Стипендия-балл ьи-другие плюшки в самое гпавюе - юлучтъ унжапьн... ■ Стипендия, дополнительные Валлы, .

1/2 ▼

Рисунок 6 - результаты анкетирование по вопросу поощрения исследовательской деятельности

Таким образом, на настоящем этапе внешняя мотивация превалирует для участия в научной студенческой деятельности. И если Вы знаете систему данного поощрения, то начисление баллов для повышенной научной стипендии строится на количественных характеристиках, где качество студенческих научных работ идет на второй план.

В любом случае, научная деятельность должна поощряться как элемент монетизации научной деятельности.

Таким образом, исходя из полученных эмпирических данных, можно сделать следующие выводы:

1. Научная деятельность студента вуза является системообразующей в профессиональном становлении;

2. Научная деятельность студента формирует научно-профессиональное мышление через участие в конференциях, телемостах, круглых столах и т.д.

3. Отсутствие системности в данном вопросе свидетельствует о необходимости создания инновационных технологий, которые заинтересуют студентов принять участие в научной деятельности.

Резюмируя вышесказанное, можно выделить, что отношение к науке у студентов складывается через коммуникацию с научным руководителем и включенность в научную деятельность будущего профессионала, что и станет предметом нашего дальнейшего изучения.

Литература

1. Балымова, И. В. Самодетерминация становления субъекта научно-исследовательской деятельности в вузовском обучении : специальность 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Балымова Инна Владимировна. - Казань, 2008. - 26 с. - EDN NKNADP.

2. Гришина, А. В. «Soft-skills»: навыки будущего профессионала / А. В. Гришина, М. В. Косцова, А. В. Еськова // Управление в условиях глобальных мировых трансформаций: экономика, политика, право : Сборник научных трудов.

- Симферополь : Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2022. - С. 170-176. - EDN ADRYUU.

3. Гришина, А. В. Особенности эмоционального выгорания у студентов-первокурсников во время обучения / А. В. Гришина, М. В. Косцова, С. А. Федорова // Проблемы теории и практики современной психологии : материалы XXI Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Иркутск, 29-30 апреля 2022 года. - Иркутск: Иркутский государственный университет, 2022. - С. 118-123.

- EDN KJQEFK.

4. Гришина, А. В. Раздел 1. Научно-исследовательский потенциал и эмоциональная направленность в контексте суьбъектности личности студента / А. В. Гришина // Современная гуманитаристика : Коллективная монография / Отв. ре-

дактор Ю.Ю. Курбангалиева. Том Часть 8. - Севастополь : Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Севастопольский государственный университет», 2023. - С. 5-15. - EDN IWHYKJ.

5. Дубовицкая, Т. Д. Научно-профессиональное мышление психолога: понятие, функции, диагностика / Т. Д. Дубовицкая, Е. В. Заболотная // Осознание Культуры - залог обновления общества. Перспективы развития современного общества : Материалы XXIII Всероссийской научно-практической конференции, Севастополь, 15-16 апреля 2022 года / Сост. В.В. Головин. - Севастополь: Общество с ограниченной ответственностью «Рибест», 2022. - С. 151-153. - EDN SISMLY.

6. Попович А.Э. Самореализация студентов в научно-исследовательской деятельности как профессиональная потребность // Педагогика и психология образования. 2023. № 2. С. 44-55. DOI: 10.31862/2500-297X-2023-2-44-55

References

1. Balymova, I. V. Self-determination of the formation of the subject of research activity in university education : specialty 19.00.01 «General psychology, personality psychology, history of psychology» : abstract of the dissertation for the degree of Candidate of Psychological Sciences / Balymova Inna Vladimirovna. - Kazan, 2008.

- 26 p. - EDN NKNADP.

2. Grishina, A.V. «Soft-skills»: skills of a future professional / A.V. Grishina, M. V. Kostsova, A.V. Eskova // Management in conditions of global world transformations: economics, politics, law : Collection of scientific papers. - Simferopol : Limited Liability Company «Publishing House Printing House «Arial», 2022. - pp. 170-176.

- EDN ADRYUU.

3. Grishina, A.V. Features of emotional burnout among first-year students during training / A.V. Grishina, M. V. Kostsova, S. A. Fedorova // Problems of theory and practice of modern psychology : materials of the XXI All-Russian scientific and practical conference of students, postgraduates and young scientists with international participation, Irkutsk, April 29-30, 2022. - Irkutsk: Irkutsk State University, 2022. -pp. 118-123. - EDN KJQEFK.

4. Grishina, A.V. Section 1. Research potential and emotional orientation in the context of the student's personality / A.V. Grishina // Modern humanities : A collective monograph / Editor-in-chief Yu.Yu. Kurbangalieva. Volume Part 8. - Sevastopol : Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Sevastopol State University», 2023. - pp. 5-15. - EDN IWHYKJ.

5. Dubovitskaya, T. D. Scientific and professional thinking of a psychologist: concept, functions, diagnostics / T. D. Dubovitskaya, E. V. Zabolotnaya // Awareness of Culture is the key to the renewal of society. Prospects for the development of modern society : Materials of the XXIII All-Russian Scientific and Practical Conference, Sevastopol, April 15-16, 2022 / Comp. V.V. Golovin. - Sevastopol: Ribest Limited Liability Company, 2022. - pp. 151-153. - EDN SISMLY.

6. Popovich A.E. Self-realization of students in research activities as a professional need // Pedagogy and psychology of education. 2023. No. 2. pp. 44-55. DOI: 10.31862/2500-297X-2023-2-44-55.

ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗНАЧИМОСТЬ УЧИТЕЛЬСКОГО ТРУДА В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Зайниев Роберт Махмутович

Доктор педагогических наук, профессор (г. Сочи), e-mail: arb.71@mail.ru DOI: 10.24412/1029-3388-2023-3-107-114

Аннотация:

В статье рассматриваются проблемы снижения уровня математического образования, как в России, так и во многих странах. Снижение математического образования в нашей стране педагогическая общественность, учителя математики и многие ученые связывают с введением ЕГЭ. Второй аспект снижения уровня математического образования в школе связан с делением ЕГЭ по математике на профильный и базовый уровни. В статье автор отмечает, что для повышения уровня школьного математического образования предлагаются необходимые новые учебники по математике, отвечающие требованиям сегодняшнего дня; подготовка и повышение квалификации учителей математики с высшим педагогическим образованием, обладающих не только глубокими знаниями математики, но и основами педагогики, психологии и физиологии развития детей школьного возраста, а также переход к единым программам обучения в целях сохранения единого образовательного пространства в стране.

Ключевые слова: единый государственный экзамен, математическое образование, качество математического образования, единое образовательное пространство в России, значимость учительского труда, уровни математического образования.

SOCIAL IMPORTANCE OF TEACHER'S WORK IN IMPROVING THE QUALITY OF MATHEMATICS EDUCATION

Zainiev Robert Makhmutovich

Doctor of Pédagogies, Professor (Sochi), e-mail: arb.71@mail.ru DOI: 10.24412/1029-3388-2023-3-107-114

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.