Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВОЕННОМ ВУЗЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВОЕННОМ ВУЗЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
50
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ / РЕДУКЦИЯ / КУРСАНТЫ ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗОВ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Косцова Мария Викторовна, Гришина Анастасия Викторовна

Психологическая профилактика является важным механизмом поддержки профессиональной деятельности в период получения высшего образования в ведомственных вузах Министерства обороны Российской Федерации. Направленность и эффективность своевременно оказанной психологической помощи позволит создать благоприятные условия для стабильного профессионального развития будущего сотрудника, поэтому изучение психологических коррелятов профилактики профессиональной деформации курсантов в процессе обучения в военном вузе Министерства обороны Российской Федерации весьма актуально. Благодаря проведению эмпирического исследования были выявлены переменные, которые влияют на профессиональную деформацию курсантов в процессе обучения в военном вузе: особенности самоактуализации, уровень профессионального выгорания и удовлетворенность службой. В рамках исследования были получены следующие корреляты: положительная взаимосвязь между эмоциональным истощением и креативностью; деперсонализация и креативность имеют тенденцию к отрицательной корреляции; редукция личных достижений имеет обратную корреляцию с креативностью. Выявлена тенденция к отрицательной взаимосвязи между эмоциональным истощением и спонтанностью; спонтанность имеет слабую положительную взаимосвязь с деперсонализацией. Спонтанность имеет тенденцию к положительной взаимосвязи с условиями выполнения труда; самопонимание и редукция личных достижений имеют тенденцию к отрицательной корреляции. Выявлена тенденция к положительной взаимосвязи между компонентами «аутосимпатия» и «зарплата», это может свидетельствовать о том, что чем выше аутосимпатия, тем выше зарплата. Выявлена также положительная тенденция к взаимосвязи аутосимпатии между условиями выполнения профессиональной деятельности, это говорит о том, что чем выше аутосимпатия, тем более выражено качественное выполнение условий труда, то есть соблюдение правил и процедуры работы. Диагностирована тенденция к отрицательной взаимосвязи между компонентами «условия выполнения» и «контактность». Это свидетельствует о том, что чем выше контактность, тем больше она влияет на условия выполнения труда. Кроме того, выявлена положительная взаимосвязь между гибкостью в общении и карьерой. На основе эмпирических данных была создана программа профилактики деформации курсантов, обучающихся в ведомственных вузах Министерства обороны Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Косцова Мария Викторовна, Гришина Анастасия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CORRELATES OF PREVENTION OF PROFESSIONAL DEFORMATION OF CADETS DURING TRAINING AT A MILITARY UNIVERSITY OF THE MINISTRY OF DEFENSE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Psychological prevention is an important mechanism for supporting professional activity during higher education in departmental universities of the Ministry of Defense of the Russian Federation. The focus and effectiveness of timely psychological assistance will create favorable conditions for the stable professional development of the future employee, therefore, the study of psychological correlates of the prevention of professional deformation of cadets in the process of training at a military university of the Ministry of Defense of the Russian Federation is very relevant. Due to the empirical research, variables that affect the professional deformation of cadets in the process of studying at a military university were identified: features of self-actualization, the level of professional burnout and satisfaction with service. Within the framework of the study, the following correlates were obtained: a positive relationship between emotional exhaustion and creativity; depersonalization and creativity tend to be negatively correlated; reduction of personal achievements has an inverse correlation with creativity. There is a tendency to a negative relationship between emotional exhaustion and spontaneity; spontaneity has a weak positive relationship with depersonalization. Spontaneity tends to have a positive relationship with working conditions; self-understanding and reduction of personal achievements tend to be negatively correlated. There is a tendency to a positive relationship between the components «autosympathy» and «salary», this may indicate that the higher the autosympathy, the higher the salary. There is also a positive trend towards the relationship of autosympathy between the conditions of professional activity, which suggests that the higher the autosympathy, the more pronounced the qualitative fulfillment of working conditions, that is, compliance with the rules and procedures of work. A tendency to a negative relationship between the components of «fulfillment conditions» and «contact» has been diagnosed. This indicates that the higher the contact, the more it affects the working conditions. In addition, a positive relationship between flexibility in communication and career was revealed. Based on empirical data, a program for the prevention of deformation of cadets studying at departmental universities of the Ministry of Defense of the Russian Federation was created.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВОЕННОМ ВУЗЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Научная статья

УДК 159.922.8

doi: 10.33463/2072-8336.2023.2(63).075-085

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВОЕННОМ ВУЗЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Мария Викторовна Косцова1, Анастасия Викторовна Гришина2

1 Севастопольский государственный университет, г Севастополь, Россия, mashasev@mail.ru

2 Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) Крымского федерального

университета имени В. И. Вернадского, г Севастополь, Россия, nast kostsova@mail.ru

Аннотация. Психологическая профилактика является важным механизмом поддержки профессиональной деятельности в период получения высшего образования в ведомственных вузах Министерства обороны Российской Федерации. Направленность и эффективность своевременно оказанной психологической помощи позволит создать благоприятные условия для стабильного профессионального развития будущего сотрудника, поэтому изучение психологических коррелятов профилактики профессиональной деформации курсантов в процессе обучения в военном вузе Министерства обороны Российской Федерации весьма актуально. Благодаря проведению эмпирического исследования были выявлены переменные, которые влияют на профессиональную деформацию курсантов в процессе обучения в военном вузе: особенности самоактуализации, уровень профессионального выгорания и удовлетворенность службой. В рамках исследования были получены следующие корреляты: положительная взаимосвязь между эмоциональным истощением и креативностью; деперсонализация и креативность имеют тенденцию к отрицательной корреляции; редукция личных достижений имеет обратную корреляцию с креативностью. Выявлена тенденция к отрицательной взаимосвязи между эмоциональным истощением и спонтанностью; спонтанность имеет слабую положительную взаимосвязь с деперсонализацией. Спонтанность имеет тенденцию к положительной взаимосвязи с условиями выполнения труда; самопонимание и редукция личных достижений имеют тенденцию к отрицательной корреляции. Выявлена тенденция к положительной взаимосвязи между компонентами «аутосимпатия» и «зарплата», это может свидетельствовать о том, что чем выше аутосимпатия, тем выше зарплата. Выявлена также положительная тенденция к взаимосвязи аутосимпатии между условиями выполнения профессиональной деятельности, это говорит о том, что чем выше аутосимпатия, тем более выражено качественное выполнение условий труда, то есть соблюдение правил и процедуры работы. Диагностирована тенденция к от© Косцова М. В., Гришина А. В., 2023

(сс)®®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

рицательной взаимосвязи между компонентами «условия выполнения» и «контактность». Это свидетельствует о том, что чем выше контактность, тем больше она влияет на условия выполнения труда. Кроме того, выявлена положительная взаимосвязь между гибкостью в общении и карьерой. На основе эмпирических данных была создана программа профилактики деформации курсантов, обучающихся в ведомственных вузах Министерства обороны Российской Федерации.

Ключевые слова: профилактика, профессиональная деформация, редукция, курсанты ведомственных вузов Министерства обороны Российской Федерации, профессиональное выгорание, психологические корреляты

Для цитирования

Косцова М. В., Гришина А. В. Психологические корреляты профилактики профессиональной деформации курсантов в процессе обучения в военном вузе Министерства обороны Российской Федерации // Прикладная юридическая психология. 2023. № 2(63). С. 75-85. DOI: 10.33463/2072-8336.2023.2(63).075-085.

Original article

PSYCHOLOGICAL CORRELATES OF PREVENTION OF PROFESSIONAL DEFORMATION OF CADETS DURING TRAINING AT A MILITARY UNIVERSITY OF THE MINISTRY OF DEFENSE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Marija Viktorovna Koscova1, Anastasija Viktorovna Grishina2

1 Sevastopol State University, Sevastopol, Russia, mashasev@mail.ru

2 Sevastopol Economic and Humanitarian Institute (branch) V. I. Vernadsky Crimean Federal

University, Sevastopol, Russia, nast kostsova@mail.ru

Abstract. Psychological prevention is an important mechanism for supporting professional activity during higher education in departmental universities of the Ministry of Defense of the Russian Federation. The focus and effectiveness of timely psychological assistance will create favorable conditions for the stable professional development of the future employee, therefore, the study of psychological correlates of the prevention of professional deformation of cadets in the process of training at a military university of the Ministry of Defense of the Russian Federation is very relevant. Due to the empirical research, variables that affect the professional deformation of cadets in the process of studying at a military university were identified: features of self-actualization, the level of professional burnout and satisfaction with service. Within the framework of the study, the following correlates were obtained: a positive relationship between emotional exhaustion and creativity; depersonalization and creativity tend to be negatively correlated; reduction of personal achievements has an inverse correlation with creativity. There is a tendency to a negative relationship between emotional exhaustion and spontaneity; spontaneity has a weak positive relationship with depersonalization. Spontaneity tends to have a positive relationship

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

with working conditions; self-understanding and reduction of personal achievements tend to be negatively correlated. There is a tendency to a positive relationship between the components «autosympathy» and «salary», this may indicate that the higher the autosympathy, the higher the salary. There is also a positive trend towards the relationship of autosympathy between the conditions of professional activity, which suggests that the higher the autosympathy, the more pronounced the qualitative fulfillment of working conditions, that is, compliance with the rules and procedures of work. A tendency to a negative relationship between the components of «fulfillment conditions» and «contact» has been diagnosed. This indicates that the higher the contact, the more it affects the working conditions. In addition, a positive relationship between flexibility in communication and career was revealed. Based on empirical data, a program for the prevention of deformation of cadets studying at departmental universities of the Ministry of Defense of the Russian Federation was created.

Keywords: prevention, professional deformation, reduction, cadets of departmental universities of the Ministry of Defense of the Russian Federation, professional burnout, psychological correlates

For citation

Koscova M. V., Grishina A. V. 2023, 'Psychological correlates of prevention of professional deformation of cadets in the process of training at a military university of the Ministry of Defense of the Russian Federation', Applied legal psychology, iss. 2(63), рр. 75-85, doi: 10.33463/2072-8336.2023.2(63).075-085.

В числе ученых, занимавшихся пробле- работой и профессиональное выгорание, мой профессиональной деформации лич- на базе которых будет разработана про-ности, можно назвать В. В. Бойко, Р. М. Гра- филактическая программа. новскую, А. А. Крылова, Е. С. Кузьмина, Для доказательства гипотезы были ис-В. Е. Орла, Е. И. Рогова, Д. Г. Трунова. пользованы следующие психодиагности-Особенно актуально выделить психоло- ческие методики: методика «САМОАЛ» гические корреляты профессиональной (А. В. Лазукин в адаптации Н. Ф. Калина); деформации уже на этапе получения про- Опросник удовлетворенности работой фессии, чтобы иметь возможность прове- (JSS, Спектор); диагностика профессио-дения превентивных мероприятий. нального выгорания К. Маслач (в адап-Цель исследования - эмпирически тации Н. Е. Водопьяновой); методы опи-изучить особенности профессиональ- сательной и математической статистики: ной деформации курсантов в процессе метод ранговой корреляции r-Спирмена. обучения в военном вузе Министерства База исследования: курсанты военно-обороны Российской Федерации, а так- морского училища Министерства обо-же создать структуру психологической роны Российской Федерации. В прове-профилактики данного феномена через дении исследования приняли участие поиск коррелятов. 40 мужчин в возрасте от 19 до 23 лет, В рамках работы нами была предложе- получающие военно-морскую специальна научная гипотеза: к субъективным фак- ность, обучающиеся на 3-м и 4-м курсах. торам профессиональной деформации Показатели выраженности шкал самоак-у курсантов относятся: снижение уровня туализации у курсантов (в %) представле-самоактуализации, удовлетворенность ны на рисунке 1.

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

16 % 14 % 12 % 10 % 8 % 6 % 4 % 2 % 0 %

1.5 %

Q. Ш

О &

о о

X X

ш

Si ш

£ 2 If 8

E s

¿3

to

X

to о

о о

X

rn

о о

X

rn

<

о о

X

X

о

О

to

X

со о с о 2 со О

о о

X

о

ю н

° 5

со х

£ СУ

Рис. 1. Показатели выраженности шкал самоактуализации у курсантов по методике САМОАЛ (А. В. Лазукин в адаптации Н. Ф. Калина)

Анализ полученных данных по методике «САМОАЛ» (А. В. Лазукин в адаптации Н. Ф. Калина) позволил установить, что наиболее высокий показатель самоактуализации у курсантов характерен для таких шкал, как «Ценности» (15 %), «Аутосимпа-тия» (13 %), «Автономность» (13 %). Высокий показатель по шкале «Ценности» означает, что респонденты придерживаются тех идеалов, ценностей, по которым живут самоактуализирующиеся личности.

Полученные высокие показатели по шкалам «Автономность» и «Аутосимпа-тия» характеризуют курсантов как уравновешенных, спокойных, уверенных в себе личностей с адекватной самооценкой и положительной Я-концепцией.

Наименьшие показатели наблюдаются по шкалам: «Гибкость в общении» (6 %), «Взгляд на природу человека» (6 %), «Спонтанность» (6 %). Полученные по этим шкалам данные отражают осторожность, недоверие в отношениях испытуемых с окружающими.

Результаты, полученные по опроснику «Диагностика профессионального выгорания» К. Маслач (в адаптации Н. Е. Водопьяновой), представлены на рисунке 2.

Данные, полученные в результате диагностики профессионального выгорания у курсантов, говорят о том, что большая часть из них имеют средний и низкий уровень показателей «эмоциональное истощение» (77 %) и «деперсонализация» (100 %). Для 37 % курсантов характерен высокий показатель шкалы «Редукция личных достижений». Для них свойственны склонность к негативному оцениванию себя как личности и профессионала, редуцирование собственных достоинств, ограничение своих возможностей, обязанностей в отношении окружающих, снижение эффективности и качества выполнения поставленных профессиональных задач. Показатели выраженности профессионального выгорания отображены на рисунке 3.

Таким образом, для большинства курсантов характерен средний уровень профессионального выгорания (75 %). Это свидетельствует о переживании негативных эмоций, пассивности в некоторых ситуациях, утомляемости, невысокой раздражительности, эмоциональной и физической усталости, в некоторых случаях о негативном отношении к работе. Результаты опросника «Удовлетворенность работой» (JSS-Спектор) можно увидеть на рисунке 4.

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

80 % 70 % 60 % 50 % 40 % 30 % 20 % 10 % 0 %

23 %

Психоэмоциональное истощение

о %

Деперсонализация

37 %

Редукция личных достижений

Рис

80 % 70 % 60 % 50 % 40 % 30 % 20 % 10 % 0 %

■ Низкий ■ Средний ■ Высокий 2. Показатели выраженности шкал профессионального выгорания у курсантов по опроснику «Диагностика профессионального выгорания» К. Маслач в адаптации Н. Е. Водопьяновой

75 %

8%

17 %

во %

70 % 60 % 50 % 40 % 30 % 20 % Ю % 0 %

Выраженность психического выгорания

■ Низкий уровень ■ Средний уровень ■ Высокий уровень Рис. 3. Показатели выраженности профессионального выгорания у курсантов по методике «Профессиональное выгорание» в адаптации Н. Е. Водопьяновой

72 %

35 %

37 %

---67% 6г %

I ■ К 1111

со ^ са са

Рис. 4. Показатели выраженности шкал удовлетворенности работой курсантов по опроснику «Удовлетворенность работой» (JSSJ Спектор)

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Если рассмотреть компоненты используемой методики в отдельности, то можно утверждать, что наибольшая удовлетворенность у курсантов (72 %) характерна для показателей «руководство» и «коллеги» (67 %). Высокие показатели по этим шкалам констатируют факт того, что преобладающему большинству курсантов нравится руководящий состав их подразделения, а также коллектив. Это свидетельствует о коллективной солидарности (люди готовы поддержать и помочь друг другу), дружественной атмосфере в коллективе и уважительном отношении к начальству. Они поддерживают цель и ценностные ориентации вуза, в котором служат.

Наименьшие показатели характерны для шкал «Зарплата» (35 %), «Дополнительные льготы» (33 %) и «Зависимые вознаграждения» (33 %). Для большинства военнослужащих вознаграждение за трудовую деятельность не соответствует ожиданиям, они также не чувствуют благодарности за свою работу, так как денежные поощрения, на их взгляд, несправедливы. Средние значения по шкалам «Характер работы» (50 %) и «Условия выполнения» (45 %) также говорят о том, что курсанты не совсем удовлетворены установленными правилами и задачами, решаемыми в ходе службы. Выраженность удовлетворенности профессиональной деятельностью курсантами отображена на рисунке 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

80 % -

Таким образом, большинство курсантов удовлетворены характером своей профессиональной деятельности. Исходя из полученных результатов установлено, какие характеристики присущи военнослужащим с высоким, средним и низким уровнем профессионального выгорания. Выраженность уровней профессионального выгорания, удовлетворенности работой и самоактуализации для курсантов с высоким профессиональным выгоранием отображена на рисунке 6.

Для курсантов с высоким уровнем профессионального выгорания характерен средний уровень по шкалам самоактуализации и низкий уровень удовлетворенности профессиональной деятельностью. Это свидетельствует об угнетенности, апатии, высокой утомляемости, эмоциональной опустошенности, повышении раздражительности у сотрудников, снижении профессиональной и личной самооценки, снижении уровня рабочей мотивации, безразличии к работе. Диагностировано также недовольство оплатой труда, правилами, процедурами и задачами, которые установлены в образовательной организации, требуется признание со стороны руководства и сослуживцев.

Выраженность уровней профессионального выгорания, удовлетворенности работой и самоактуализации для курсантов со средним профессиональным выгоранием отображена на рисунке 7.

60 % 40 % 20 % 0 %

63%

■ Низкий уровень «Средний уровень «Высокий уровень

Рис. 5. Показатели удовлетворенности профессиональной деятельностью курсантами по опроснику «Удовлетворенность работой»(JSS, Спектор)

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

80 % 60 % 40 % 20 % 0 %

68%

Профессиональное выгорание

Удовлетворенность работой

Самоактуализация

■ Низкий уровень ■ Средний уровень «Высокий уровень

Рис. 6. Уровень удовлетворенности работой и самоактуализации для курсантов с высоким уровнем профессионального выгорания

60 % 50 % 40 % 30 % 20 % 10 % 0 %

Профессиональное выгорание

Удовлетворенность работой

Самоактуализация

■ Средний уровень "Средний уровень 2 ■ Средний уровень 3

Рис. 7. Уровень удовлетворенности работой и самоактуализации для курсантов с высоким уровнем профессионального выгорания

Полученные результаты свидетельствуют о том, что для курсантов со средним уровнем профессионального выгорания характерен средний уровень по шкалам самоактуализации и средний уровень удовлетворенности работой. Такие курсанты живут настоящим, не откладывают свою жизнь «на потом», открыты новым впечатлениям и интересам, свободолюбивы и независимы, верят в людей, уверены в себе, однако в некоторых ситуациях могут ориентироваться на мнение других людей. Необходимо отметить, что таких курсантов малая часть.

Выраженность уровней профессионального выгорания, удовлетворенности работой и самоактуализации для курсантов с низким профессиональным выгоранием отображена на рисунке 8.

Анализ данных показывает, что для курсантов с низким уровнем профессионального выгорания характерен средний уровень по шкалам самоактуализации и высокий уровень удовлетворенности работой. Это говорит о том, что для них характерны эмоциональная и физическая стабильность, активность, оптимизм, отсутствие признаков депрессии и раздражительности, позитивное отношение к окружающим, нет отдаления от сослуживцев; компетентность в работе, ценность своей деятельности, позитивное самовосприятие в профессиональной сфере, незавышенная профессиональная и личная самооценка, продуктивная профессиональная деятельность, оптимизм и заинтересованность в служебной деятельности; удовлетворенность денежным

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

100 % 80 % 60 % 40 % 20 % 0 %

Профессиональное выгорание

Удовлетворенность работой

Самоактуализация

■ Низкий уровень «Средний уровень «Высокий уровень Рис. 8. Уровень удовлетворенности работой и самоактуализации для курсантов с низким уровнем профессионального выгорания

довольствием, признанием, уважительное отношение к начальству, а также к правилам и задачам. Курсанты живут настоящим, искренни и гармоничны в межличностных отношениях, честны, доброжелательны, а также автономны, свободолюбивы и независимы.

Мы предполагаем, что между показателями профессионального выгорания, самоактуализации и удовлетворенностью работой у курсантов высшего военного училища существует взаимосвязь.

С целью доказательства или опровержения гипотезы исследования был выбран коэффициент ранговой корреляции Спирмена. По результатам корреляционного анализа была выявлена тенденция к обратной корреляции (-0,26) между взглядом на природу человека и руководством. Это доказывает, что чем более авторитарное руководство, тем менее позитивный взгляд на природу человека (понимание человеческой природы, мужественности). Потребность в познании имеет слабую положительную взаимосвязь между эмоциональным истощением (0,25). Это свидетельствует о том, что чем больше курсант знает об окружающем мире и специфике своей работы, тем более стабильны его эмоциональные, физические и энергетические ресурсы к приобретению этих знаний. Деперсонализация и креативность имеют отрицательную корреляцию

(-0,34). Это подтверждает тот факт, что чем выше деперсонализация, тем ниже креативность.

Обратную корреляцию имеет редукция личных достижений (-0,38) к креативности. Чем более курсант креативен, тем менее у него снижена редукция личных достижений. Это может проявляться в недовольстве собой, слабом проявлении энтузиазма в работе, снижению продуктивности и низком уровне творческой направленности. Выявлена тенденция к отрицательной взаимосвязи (-0,21) между эмоциональным истощением и спонтанностью. Иными словами, чем выше спонтанность, которая проявляется в склонности чрезмерно выражать свои чувства в непродуманных заранее действиях, тем более выражено эмоциональное истощение в снижении эмоционального тонуса и перенасыщении. Спонтанность имеет слабую положительную взаимосвязь (0,20) с деперсонализацией. Это свидетельствует о том, что чем более стабилен курсант, то есть умеренно выражает свои эмоции, тем менее выражена деперсонализация. Это может проявляться в отсутствии личностного отдаления, стабильном количестве контактов с окружающими, терпимости и уважении в общении с сослуживцами.

Спонтанность также имеет тенденцию к положительной взаимосвязи (0,22) с ус-

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ловиями выполнения. Это может говорить о том, что чем умереннее спонтанность, тем чаще курсанты придерживаются условий выполнения труда, то есть правил образовательной организации. Кроме того, была выявлена положительная взаимосвязь (0,24) спонтанности между коллегами, что может свидетельствовать о чрезмерно доверительных отношениях среди курсантов в некоторых ситуациях, необдуманных и резких принятиях решений, которые могут отразиться на качестве выполнения работы. Отрицательную корреляцию имеет самопонимание и редукция личных достижений (-0,20). Это указывает на то, что чем ниже уровень самопонимания, тем ниже профессиональная мотивация, что может проявляться в неспособности принимать себя таким, какой есть, со всеми недостатками и слабостями, низком самоуважении, уменьшении ценности своей деятельности, возникновении чувства вины за собственные негативные эмоции или чувства, появлении ощущения собственной несостоятельности, безразличия к работе.

Выявлена тенденция к положительной взаимосвязи (0,20) между компонентами «аутосимпатия» и «зарплата», то есть осознаваемая позитивная Я-концепция и устойчивая и адекватная самооценка могут повлиять на оплату труда и денежные компенсации. Выявлена также положительная тенденция (0,21) к взаимосвязи аутосимпатии с условиями выполнения, то есть чем выше аутосимпатия, тем более выражено качественное выполнение условий труда или соблюдение правил и процедуры работы. Выявлена тенденция к отрицательной взаимосвязи (-0,20) между компонентами «условия выполнения» и «контактность». Это свидетельствует о том что, чем выше контактность, тем больше она влияет на условия выполнения труда. Иными словами, при наличии чрезмерной предрасположенности к взаимно

полезным и приятным контактам с другими людьми у курсантов понижается качественный уровень выполнения работы.

Тенденцию к отрицательной корреляции имеет деперсонализация и гибкость в общении (-0,36). Это указывает на эмоциональное отстранение, отчуждение, склонность прибегать к манипуляции, ригидность. Отрицательную корреляцию имеют также гибкость в общении и редукция личных достижений (-0,31). Положительная взаимосвязь (0,20) между гибкостью в общении и карьерой свидетельствует о том, что курсанты считают, что чем больше они будут стараться уйти от социальных стереотипов, адекватно самовыражаться в общении, льстить в определенных ситуациях, тем будет выше их возможность продвижения по карьерной лестнице. Из этого следует, что корреляционные связи между компонентами: «самоактуализация», «профессиональное выгорание» и «удовлетворенность работой» среди курсантов статистически выявлены, гипотеза о взаимосвязях данных явлений подтвердилась.

Таким образом, меры по предотвращению профессиональной деформации курсантов представляют собой совокупность действий, объединенных одной значимой задачей, требующей подготовительной работы для ее реализации - планирования, обеспечения ресурсами и т. д. Благодаря проведению эмпирического исследования были выявлены особенности самоактуализации, уровни профессионального выгорания и удовлетворенности работой, а также созданы практические рекомендации по профилактике и преодолению профессиональной деформации у курсантов, что позволило нам разработать основные направления профилактики профессиональной деформации личностных качеств будущего офицера: психологическое просвещение по проблеме профессиональной деформации и

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ее последствий, развитие спонтанности (уверенность в себе и доверие к окружающему миру), развитие креативности, развитие рефлексивности, познаватель-

ной потребности (открытость и интерес к новому), формирование уважительного отношения к руководству, развитие коммуникативности.

Список источников

1. Воронин Р. М., Огородников В. И., Воробьев С. М. Организационно-психологические аспекты профессиональной деформации сотрудников уголовно-исполнительной системы // Человек преступление и наказание. 2020. Т. 28, № 1. С. 99-104. DOI 10.33463/1999-9917.2020.28(1-4).1.099-104.

2. Гришина А. В., Косцова М. В., Колесникова А. В. Специфика адаптации к военной службе у военнослужащих срочной и контрактной службы // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития : сб. материалов IV Междунар. симпозиума психологов (Рязань, 7-8 апр. 2022 г.) : в 3 ч. Рязань : Академия ФСИН России, 2022. Ч. 1. С. 208-213.

3. Панин Ю. И. Некоторые особенности практико-ориентированной профессиональной подготовки в организации образовательного процесса Псковского филиала Академии ФСИН России // Человек: преступление и наказание. 2014. № 4(87). С. 182-186.

4. Симакова Т. А., Гаврина Е. Е. Психологические особенности репутационно-правовых рисков потенциального саморазрушения обучающихся в киберпро-странстве // Человек: преступление и наказание. 2020. Т. 28, № 4. С. 630-638. DOI 10.33463/2687-1238.2020.28(1-4).4.630-638.

5. Федорова С. А., Косцова М. В. Факторы психологической готовности к действиям в экстремальных ситуациях у военнослужащих Росгвардии // Молодежь и системная модернизация страны : сб. науч. ст. VII Междунар. науч. конф. студентов и молодых ученых (Курск, 19-20 мая 2022 г.) : в 5 т. / отв. ред. М. С. Разумов. Курск : Юго-Западный государственный университет, 2022. Т. 2. С. 152-154.

Reference

1. Voronin, R. M., Ogorodnikov, V. I., Vorob'ev, S. M. 2020, 'Organizational and psychological aspects of professional deformation of employees of the penal system', Men: crime and punishment, vol. 28, iss. 1, pp. 99-104. DOI 10.33463/1999-9917.2020.28(1-4).1.099-104.

2. Grishina, A. V., Koscova, M. V., Kolesnikova, A. V. 2022, 'Specifics of adaptation to military service among conscripts and contract service, Psychology of the XXI century: challenges, searches, vectors of development': collection of materials of the IV International. symposium of psychologists (Rjazan', 7-8 april 2022 г.). Rjazan' : Academy of the FPS of Russia, vol. 1, pp. 208-213.

3. Panin, Ju. I. 2014, 'Some features of practice-oriented professional training in the organization of the educational process of the Pskov branch of the Academy of the FPS of Russia', Men: crime and punishment, iss. 4(87), pp. 182-186.

4. Simakova, T. A., Gavrina, E. E. 2020, 'Psychological features of reputational and legal risks of potential self-destruction of students in cyberspace', Men: crime and punishment, vol. 28, iss 4, pp. 630-638. DOI 10.33463/2687-1238.2020.28(1-4).4.630-638.

5. Fedorova, S. A., Koscova, M. V. 2022, 'Factors of psychological readiness to act in extreme situations among the servicemen of the Rosgvardiya', Youth and systemic modernization of the country: collection of scientific Articles of the VII International Scientific

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Conference of Students and Young Scientists: in 5 vol. (Kursk, May 19-20, 2022), ed. by M. S. Razumov. Kursk : Southwest State University, vol. 2, pp. 152-154.

Информация об авторах

М. В. Косцова - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии;

А. В. Гришина - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии.

Information about the authors

M. V. Koscova - Candidate of Psychological science, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Psychology;

A. V. Grishina - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of General Psychology.

Примечание

Содержание статьи соответствует научной специальности 5.3.4. Педагогическая психология и психодиагностика цифровых образовательных сред.

Статья поступила в редакцию 10.06.2023, одобрена после рецензирования 13.06.2023, принята к публикации 15.06.2023.

The article was submitted 10.06.2023, approvedafter reviewing 13.06.2023, accepted for publication15.06.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.