Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ С РАЗЛИЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ'

ОСОБЕННОСТИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ С РАЗЛИЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
629
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / УСТАНОВКИ В ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЕ / СПЕЦИАЛИСТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гаранина Жанна Григорьевна, Лашина Алёна Игоревна

Введение. Анализируется проблема самоактуализации и профессиональной направленности специалистов различного профиля. Теоретическое исследование проблемы самоактуализации показало, что она выступает как специфическая форма познавательной творческой деятельности личности, которая предполагает обнаружение, изучение и оценку своих возможностей и притязаний с целью последующей реализации в профессии. Материалы и методы. Представлены результаты эмпирического исследования самоактуализации и профессиональной направленности специалистов различного профиля с использованием комплекса методов: опросника «Диагностика самоактуализации личности А. В. Лазукина» (в адаптации Н. Ф. Калина); теста на определение профессиональной направленности личности Дж. Голланда; методики диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О. Ф. Потемкиной; методов статистической обработки данных: U-критерия Манна - Уитни, корреляционного анализа Пирсона. Результаты исследования. Выявлены статистически значимые различия между показателями самоактуализации, мотивации и профессиональной направленности у специалистов разных профессиональных групп. Выявлены взаимосвязи между типами профессиональной направленности и различными шкалами самоактуализации и установками в мотивационно-потребностной сфере у представителей различных профессиональных групп. Установлено, что особенности самоактуализации, ценностей, мотивов и потребностей специалистов во многом обусловлены спецификой их профессиональной деятельности и типом профессиональной направленности. Стремление к самоактуализации, творчеству, спонтанность, самопонимание, контактность и гибкость в общении проявляются в большей степени у специалистов с социальным и предприимчивым типом направленности, чья деятельность предполагает высокую степень свободы, возможности для творческого самовыражения. Обсуждение и заключение. Полученные результаты подтверждают предположение, что стремление к самоактуализации специалистов во многом обусловлено их профессиональной направленностью и спецификой профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гаранина Жанна Григорьевна, Лашина Алёна Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SELF-ACTUALIZATION OF SPECIALISTS WITH VARIOUS PROFESSIONAL ORIENTATIONS

Introduction. The article analyzes the problem of self-actualization and professional orientation of specialists in various fields. A theoretical study of the problem of self-actualization has shown that it is a specific form of cognitive creative activity, involving the identification, study and assessment of one’s capabilities and implementation in the profession. Materials and methods. The article presents the results of an empirical study of self-actualization and professional orientation of specialists of various profiles using a set of methods: the questionnaire “Diagnostics of self-actualization of the personality of A. V. Lazukin” (adapted by N. F. Kalin); test to determine the professional orientation of the personality of J. Holland; methods of diagnostics of socio-psychological attitudes of a person in the motivational-need-sphere of O. F. Potemkina; methods of statistical data processing: Mann - Whitney U-test, correlation analysis. Research results. Statistically significant differences were revealed between the indicators of self-actualization, motivation and professional orientation among specialists from different professional groups. The correlation relationships between the types of professional orientation and various scales of self-actualization and attitudes in the motivational-need-sphere of representatives of various professional groups have been revealed. It was found that the features of self-actualization, values, motives and needs of specialists are largely due to the specifics of their professional activities and the type of professional orientation. The desire for self-actualization, creativity, spontaneity, self-understanding, contact and flexibility in communication is most pronounced among specialists with a social and entrepreneurial type of orientation, whose activities provide opportunities for creative self-expression. Discussion and Conclusion. The results obtained confirm the assumption that the desire for self-actualization of specialists is largely due to their professional orientation and the specifics of their professional activities.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ С РАЗЛИЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ»

Психология

Psychology

ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online) DOI: 10.15507/2078-9823.056.021.202104.439-454

УДК 159.922.2

Ж. Г. Гаранина1, А. И. Лашина2,

1 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет

им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия), e-mail: garanina23@mail.ru

2 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет

им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия), e-mail: lashina.aloyna@yandex.ru

Особенности самоактуализации специалистов с различной профессиональной направленностью

Введение. Анализируется проблема самоактуализации и профессиональной направленности специалистов различного профиля. Теоретическое исследование проблемы самоактуализации показало, что она выступает как специфическая форма познавательной творческой деятельности личности, которая предполагает обнаружение, изучение и оценку своих возможностей и притязаний с целью последующей реализации в профессии. Материалы и методы. Представлены результаты эмпирического исследования самоактуализации и профессиональной направленности специалистов различного профиля с использованием комплекса методов: опросника «Диагностика самоактуализации личности А. В. Лазукина» (в адаптации Н. Ф. Калина); теста на определение профессиональной направленности личности Дж. Голланда; методики диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О. Ф. Потемкиной; методов статистической обработки данных: U-критерия Манна - Уитни, корреляционного анализа Пирсона. Результаты исследования. Выявлены статистически значимые различия между показателями самоактуализации, мотивации и профессиональной направленности у специалистов разных профессиональных групп. Выявлены взаимосвязи между типами профессиональной направленности и различными шкалами самоактуализации и установками в мотивационно-потребностной сфере у представителей различных профессиональных групп. Установлено, что особенности самоактуализации, ценностей, мотивов и потребностей специалистов во многом обусловлены спецификой их профессиональной деятельности и типом профессиональной направленности. Стремление к самоактуализации, творчеству, спонтанность, самопонимание, контактность и гибкость в общении проявляются в большей степени у специалистов с социальным и предприимчивым типом направленности, чья деятельность предполагает высокую степень свободы, возможности для творческого самовыражения. Обсуждение и заключение. Полученные результаты подтверждают предположение, что стремление к самоактуализации специалистов во многом обусловлено их профессиональной направленностью и спецификой профессиональной деятельности.

© Гаранина Ж. Г., Лашина А. И., 2021

Ключевые слова: самоактуализация, профессиональная направленность, установки в потреб-ностно-мотивационной сфере, специалисты, профессиональное саморазвитие.

Для цитирования: Гаранина Ж. Г., Лашина А. И. Особенности самоактуализации специалистов с различной профессиональной направленностью // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2021. - Т. 21. - № 4. - С. 439-454. DOI: 10.15507/2078-9823.56.021.202104.439454.

Zhanna G. Garanina1, Alyona I. Lashina2

1 National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia),

e-mail: garanina23@mail.ru

2 National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia),

e-mail: lashina.aloyna@yandex.ru

Features of Self-Actualization of Specialists with Various Professional Orientations

Introduction. The article analyzes the problem of self-actualization and professional orientation of specialists in various fields. A theoretical study of the problem of self-actualization has shown that it is a specific form of cognitive creative activity, involving the identification, study and assessment of one's capabilities and implementation in the profession. Materials and Methods. The article presents the results of an empirical study of self-actualization and professional orientation of specialists of various profiles using a set of methods: the questionnaire "Diagnostics of self-actualization of the personality of A. V. Lazukin" (adapted by N. F. Kalin); test to determine the professional orientation of the personality of J. Holland; methods of diagnostics of socio-psychological attitudes of a person in the motivational-need-sphere of O. F. Potemkina; methods of statistical data processing: Mann - Whitney U-test, correlation analysis. Research Results. Statistically significant differences were revealed between the indicators of self-actualization, motivation and professional orientation among specialists from different professional groups. The correlation relationships between the types of professional orientation and various scales of self-actualization and attitudes in the motivational-need-sphere of representatives of various professional groups have been revealed. It was found that the features of self-actualization, values, motives and needs of specialists are largely due to the specifics of their professional activities and the type of professional orientation. The desire for self-actualization, creativity, spontaneity, self-understanding, contact and flexibility in communication is most pronounced among specialists with a social and entrepreneurial type of orientation, whose activities provide opportunities for creative self-expression. Discussion and Conclusion. The results obtained confirm the assumption that the desire for self-actualization of specialists is largely due to their professional orientation and the specifics of their professional activities.

Keywords: self-actualization, professional orientation, attitudes in the need-motivational sphere, specialists, professional self-development.

For citation: Garanina Zh. G., Lashina Al. I. Features of Self-Actualization of Specialists with Various Professional Orientations. Gumanitarian : aktual'nyeproblemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2021; 21(4): 439-454 (In Russ.). DOI: 10.15507/2078-9823.056.021.202104. 439-454.

Введение

В условиях постоянно развивающегося современного мира человек все чаще задумывается о развитии, самоактуализации, предназначении и карьере. Современные

условия мотивируют личность использовать весь внутренний потенциал, получая удовлетворение от жизни и профессиональной деятельности. В связи с этим актуальным представляется исследование

особенностей самоактуализации у специалистов с различной профессиональной направленностью. Данная проблематика имеет значение для общества в целом, так как самоактуализация определяет направленность личности, является фундаментом социального, профессионального и личного творчества.

Анализ зарубежной и отечественной психологической литературы, посвященной исследованию взаимосвязи самоактуализации и профессиональной направленности личности, позволяет говорить о существовании множества подходов к данным проблемам.

А. Маслоу рассматривает самоактуализацию как эмоциональный, интеллектуальный и творческий процесс, при котором человек сосредоточен и полностью отдается происходящему с ним [26]. В работе К. Холла самоактуализация понимается как стремление человека актуализировать все индивидуальные способности [24]. К. Роджерс под самоактуализацией подразумевает полноценное функционирование человека, которое достигается посредством актуализации возможностей и способностей [28]. Г. Олпорт считает, что самоактуализация связана с личностной зрелостью, включающей такие характеристики, как полное применение потенциалов в жизни [15].

В трудах отечественных ученых изучение проблемы самоактуализации было связано с разработкой и применением деятель-ностного подхода к трактовке внутреннего мира человека [13; 19]. С. Л. Рубинштейн рассматривает самоактуализацию через категорию «направленность» и определяет ее как способность к самосовершенствованию, самоопределению, саморазвитию, т. е. способность достичь высшего, оптимального уровня развития [19]. В рамках системного и акмеологического подходов, разрабатываемых В. И. Андреевым, А. А. Бо-далевым, Б. С. Гершунским, А. А. Деркачом

и др., самоактуализация рассматривается как движение человека к личностной зрелости и вершинам профессионализма [1; 4; 7; 9]. По мнению В. В. Байлука, самоактуализация личности представляет собой трансформацию мотивации саморазвития индивида из потенциального состояния в актуальное посредством самопознания [3].

Е. В. Самаль считает, что самоактуализация проявляется в стремлении личности познавать и реализовать себя. На основе исследования самоактуализации студентов она определяет самоактуализацию как развитие потенциальных возможностей личности, что может проявляться в становлении профессиональной идентичности, мотивационной готовности к личностному и профессиональному саморазвитию, построению успешной карьеры, а также в личностно-профессиональном самоопределении [21].

Множество исследований посвящено изучению особенностей самоактуализации различных профессиональных и возрастных групп. Так, в работах М. В. Ланских, Ю. Н. Гут, Д. Н. Сазонова, А. О. Кошеле-вой были выявлены особенности и динамика самоактуализации студентов в вузе [11-12]. Исследование структуры самоактуализации студентов, проведенное Е. Ф. Ященко, позволило выделить такие компоненты данного процесса, как функционально-генетический, к которому автор относит задатки, возрастно-половые особенности, мотивационно-потребност-ные, коммуникативные и рефлексивные свойства; личностно-деятельностный компонент, связанный с личностными и профессиональными качествами студентов, а также ценностно-смысловой компонент [25].

Теоретический анализ проблемы самоактуализации личности в профессиональной деятельности показывает, что она связана с такими особенностями личности, как

профессиональная направленность, профессиональный рост и самосовершенствование в профессии. Профессиональную самоактуализацию изучали А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Э. Ф. Зеер, Е. В. Самаль, Н. С. Пряжников и др. [4; 9-10; 18; 20-21].

Е. В. Самаль и Е. В. Петрович рассматривают профессиональную самоактуализацию как проявление познавательной активности человека, постановку профессиональных целей и их реализацию. По мнению авторов, в процессе профессиональной самоактуализации происходит формирование профессионального самосознания, самооценки, личностно-профес-сиональной компетентности, развивается способность к целеполаганию. Они выделяют такие компоненты профессиональной самоактуализации, как направленность, высокий уровень развития карьерных и смыс-ложизненных ориентаций, а также интерес и удовлетворенность профессиональной деятельностью [22]. Проведенные нами исследования показывают, что одним из факторов профессионального саморазвития и самоактуализации будущих специалистов является профессиональное самосознание [6].

Н. В. Самоукина считает, что профессиональная самоактуализация проявляется в процессе профессионального самоопределения, формирования профессионального самосознания и имиджа, понимания перспектив профессионального роста, а также постановки и достижения профессиональных целей [23].

По мнению Н. С. Пряжникова, профессиональная направленность прямо связана с самоактуализацией, поскольку является ведущим качеством профессионала, проявляющимся в особенностях системы побуждений к реализации в профессии, а также в стремлении к преодолению трудностей в выполняемой деятельности [18].

Э. Ф. Зеер считает, что профессиональная направленность является важнейшей

442

личностной характеристикой, связанной со способностью к постановке профессиональных целей, прогнозированию результатов трудовой деятельности, а также влияющей на мотивацию профессионального становления и самоактуализации личности [10]. По мнению А. К. Марковой, профессиональная направленность определяется побуждениями к успешной профессиональной деятельности, стремлением к достижению наивысших результатов, постоянному росту и самосовершенствованию в профессии [14]. С. В. Панина, П. В. Готовцева и С. Ю. Залуцкая считают, что в процессе личностно-профессиональной самоактуализации формируются рефлексивность, познавательная активность, самоорганизация [16]. А. А. Деркач полагает, что профессиональная мотивация и направленность реализуются в процессе самоактуализации и самосовершенствования личности, дающей возможность для достижения личностно-профессиональной зрелости [9].

В работе, посвященной исследованию профессиональной самоактуализации педагогов, А. В. Антоновский и Е. В. Балакши-на показывают, что для профессионального становления учителя огромное значение имеют самоактуализация и ценностные ориентации, способствующие развитию способностей и профессиональной направленности личности [2].

Ряд работ посвящен исследованию взаимосвязи между процессом профессиональной самоактуализации и особенностями профессиональной деятельности. М. В. Перфильева отмечает, что профессиональная самоактуализация во многом зависит от социальных условий трудовой деятельности, которые обеспечивают гуманизацию труда и дают возможность для всестороннего личностного и профессионального саморазвития специалистов [27]. В работах Е. В. Гончаровой, Е. В. Воронцовой и О. Б. Поляковой говорится, что

профессиональная самоактуализация во многом определяется особенностями трудовой деятельности [8; 17]. В частности, О. Б. Полякова выявляет взаимосвязь между уровнем профессиональной самоактуализации и подверженностью специалистов профессиональным деформациям и эмоциональному выгоранию [17].

Таким образом, самоактуализация личности тесно связана с особенностями выполняемой профессиональной деятельности, а также определенным уровнем развития личностных и профессиональных качеств специалистов, в том числе профессиональной направленностью. При этом профессиональную самоактуализацию можно рассматривать как направленность личности на осознание и раскрытие профессионального потенциала, а также личностно-профессиональное саморазвитие и самосовершенствование.

Для более детального изучения процесса профессиональной самоактуализации нами проводилось эмпирическое исследование, цель которого заключалась в изучении особенностей самоактуализации специалистов различного профиля и ее связи с профессиональной направленностью.

Методы исследования

Для изучения особенностей самоактуализации и профессиональной направленности нами проводилось эмпирическое исследование среди специалистов различных профессиональных групп. Численность выборки составила 129 чел. в возрасте от 22 до 60 лет, в том числе: врачей, машинистов, программистов, руководителей, слесарей - по 10 чел. в каждой группе; бухгалтеров - 17, преподавателей - 13, проводников железнодорожного транспорта - 11, инженеров - 14, психологов - 19 чел.

Для реализации поставленных целей был использован комплекс методов, направленных на изучение особенностей самоактуализации и профессиональной направленности: опросник «Диагностика

самоактуализации личности А. В. Лазу-кина» (в адаптации Н. Ф. Калина), тест на определение профессиональной направленности личности Дж. Голланда, методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-по-требностной сфере О. Ф. Потемкиной, методы статистической обработки данных: и-критерий Манна - Уитни, корреляционный анализ.

Результаты исследования

Результаты исследования особенностей самоактуализации специалистов, полученные с помощью опросника «Диагностика самоактуализации личности А. В. Лазуки-на» (в адаптации Н. Ф. Калина), представлены в табл. 1.

Их анализ показывает, что по шкале «Общий уровень самоактуализации» наибольший результат наблюдается в группе психологов. Сравнительный анализ, проведенный с помощью и-критерия Манна -Уитни, выявил статистически значимые различия по уровню самоактуализации между профессиональной группой преподавателей и такими профессиональными группами, как инженеры (и = 85 при р < 0,01), руководители (и = 53,5 при р < 0,01), проводники (и = 51,5 при р < 0,01), слесари (и = 36 при р < 0,05) и врачи (и = 34,5 при р < 0,05). Различия в уровне самоактуализации между преподавателями и психологами не являются статистически значимыми. Самый низкий общий уровень самоактуализации выявлен в выборке у врачей, которые также имеют низкие показатели по таким шкалам, как «Ценности», «Стремление к творчеству», «Автономность».

По шкале «Потребность в познании» наибольшие средние значения выявлены в таких профессиональных группах, как преподаватели и психологи, наименьшие -у машинистов. По шкале «Стремление к творчеству» наибольший результат - в профессиональной группе психологов, что сви-

Таблица 1

Средние значения показателей шкал самоактуализации в профессиональных группах

по методике А. В. Лазукина (в адаптации Н. Ф. Калина)

Table 1

Average values of indicators of self-actualization scales in professional groups according

to the method by a. V. Lazukin (adapted by N. F. Kalin)

Шкалы самоактуализации / Self-actualization scales Профессиональные группы / Professional groups

Ветеринары / Veterinarians Машинисты / Machinists Бухгалтеры / Accountants Преподаватели / Teachers Программисты / Programmers Руководители / Leaders Проводники / Conductors Инженеры / Engineers Психологи / Psychologists Слесари / Locksmith Врачи / Doctors

Ориентация во времени / Orientation in time 7,2 7,9 9,3 9 9 10,9 8 9,7 10,3 8,1 8,2

Ценности / Values 8,6 8,1 8,5 10,1 8,2 9,6 8,4 9 10,5 7,1 7,1

Взгляд на природу человека / A look at human nature 3,6 8,4 8,9 6,8 7,9 5,5 6,7 6 7,5 6,3 6

Потребность в познании / The need for knowledge 8,1 5,4 6,7 8,8 8,4 8,2 6,5 8,6 8,8 5,7 7,2

Стремление к творчеству / Desire for creativity 6,6 6,3 8,5 8,6 8,3 9,1 7,3 9,2 10 6,5 5,8

Автономность / Autonomy 8,4 6,9 7,5 7,4 6 7,4 7,4 7,7 8 7,6 5,8

Спонтанность / Spontaneity 6,8 4,1 7,6 6,6 7,1 7,7 7 7,6 7,4 6,3 5,8

Самопонимание / Self-understanding 5,1 7,2 9,3 9,1 8,8 9 8,3 7,4 9,6 7,6 7,3

Аутосимпатия / Autosympathy 7,4 7,1 8,5 8,5 8,5 8,5 7,6 7,2 8,4 7,8 7,2

Контактность / Contactness 6,3 7,05 7,6 6,9 5,8 8,7 7,5 8 9,4 7,9 6,9

Гибкость в общении / Communicative flexibility 6,6 7,95 7,3 6,5 5,5 8,4 7,6 7,3 9,5 7,3 6,3

Общий уровень самоактуализации / General level of self-actualization 82 76,4 85,8 88,3 83,7 93,1 82,5 87,8 99,3 78,3 73,7

детельствует об их творческом отношении к жизни и профессиональной деятельности. Наименьшие показатели - в группе врачей, что может говорить о преобладании репродуктивного подхода к профессиональной деятельности, обусловленной большой загруженностью и рутиной.

По шкале «Автономность» наибольший

результат наблюдается в профессиональной группе ветеринаров, что говорит об их стремлении к личностной свободе и независимости. Наименьшие показатели - в группе врачей, что также свидетельствует об их поглощенности работой, не дающей возможности для свободного самовыражения.

Таблица 2

Преобладающие типы профессиональной направленности по методике Дж. Голланда

Table 2

Prevailing types of professional orientation by J. Golland's method

Профессиональные группы / Professional groups Тип профессиональной направленности / Type of professional orientation

Реалистичный тип / Realistic type Интеллектуальный тип / Intellectual type Социальный тип / Social type Конвенци-альный тип / Conventional type Предприимчивый тип / Enterprising type Артистичный тип / Artistic type

Ветеринары / Veterinarians 6,4 6,4 7,4 6,6 9 6,2

Машинисты / Machinists 8,2 5,6 5,3 7,2 10,7 5

Бухгалтеры / Accountants 7,8 6 6,6 7,3 6,5 7,7

Преподаватели / Teachers 6,8 7 9 6,1 5,8 7,3

Программисты/ Programmers 7,8 6,9 6,6 6,2 7,6 6,9

Руководители / Leaders 6 7,1 7,9 5,5 8,3 7,1

Проводники / Conductors 6 5,2 9,1 6,7 7,4 7,5

Инженеры / Engineers 7,6 6,5 6,9 6,2 6,9 7,8

Психологи / Psychologists 5,8 6,9 9,6 5,3 5,9 8,4

Слесари / Locksmith 7,9 4,6 6,2 7 10,3 5,9

Врачи / Doctors 5,8 5,4 11,3 7,1 6,2 6,2

По шкале «Спонтанность» наибольшие значения выявлены в профессиональной группе руководителей, что может говорить об их уверенности в себе и независимости. По шкале «Самопонимание» наибольший результат - в профессиональной группе психологов, что свидетельствует об их высокой чувствительности к своим потребностям, склонности к рефлексии.

По шкале «Аутосимпатия» наибольшие значения выявлены в таких профессиональных группах, как бухгалтеры, препо-

даватели, программисты, руководители, психологи, что может свидетельствовать об их позитивной «Я-концепции», устойчивой адекватной самооценке. По шкалам «Контактность», «Гибкость в общении» наибольшие значения наблюдаются в профессиональной группе психологов, что говорит об их способности к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими. Наименьшие - в группе программистов, что может быть связано со спецификой их профессиональной деятель-

ности в сфере «человек - знак», предполагающей преимущественно индивидуальную работу, не связанную с общением.

По шкале «Ориентация во времени» наибольшие значения выявлены в профессиональной группе руководителей и психологов, а наименьшие - в группе ветеринаров. По шкале «Ценности» наибольшие значения наблюдаются в профессиональной группе психологов, наименьшие - у слесарей и врачей. По шкале «Взгляд на природу человека» наибольшие значения - у бухгалтеров, наименьшие - у ветеринаров.

При исследовании профессиональной направленности специалистов с помощью методики Дж. Голланда были получены результаты, которые отражены в табл. 2.

Как видно из табл. 2, в группах машинистов, руководителей, слесарей и ветеринаров преобладающим является предприимчивый тип профессиональной направленности. Сравнительный анализ полученных данных, проведенный с помощью и-критерия Манна - Уитни, показал, что у машинистов средние значения по данному типу направленности статистически значимо выше, чем в группе руководителей (и = 23,5 при р < 0,05), ветеринаров (и = 14 при р < 0,05), а также слесарей (и = 43 при р < 0,05). Различия между группой руководителей и слесарей также являются статистически значимыми (и = 28,5 при р < 0,05). Полученные данные можно объяснить тем, что лица с предприимчивым профессиональным типом более склонны к выполнению профессиональной деятельности, связанной с мобильным образом жизни, постоянными переездами, склонностью к риску.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В группе бухгалтеров и программистов преобладающим является реалистический тип профессиональной направленности. Сравнение полученных данных с помощью и-критерия Манна - Уитни показало, что у бухгалтеров средние значения по данному типу профессиональной направленности

статистически значимо выше, чем у программистов (U = 83 при p < 0,05), но статистически значимо ниже, чем в группе слесарей (U = 80,5 при p < 0,05). Полученные результаты можно объяснить тем, что слесари более ориентированы на физический труд, обладают более сформированными моторными навыками по сравнению с бухгалтерами. Статистически значимые различия выявлены по реалистическому типу профессиональной направленности между группой программистов и такими группами, как машинисты (U = 47,5 при p < 0,05) и инженеры (U = 52 при p < 0,05). Таким образом, программисты также ориентированы на конкретную практическую деятельность, предпочитают работу с техникой.

В группах преподавателей, психологов, врачей и проводников преобладающим является социальный тип профессиональной направленности. Различия по социальному типу в группах психологов и преподавателей, выявленные с помощью U-критерия Манна - Уитни, являются статистически значимыми (U = 107 при p < 0,01), а различия между группами врачей и преподавателей, врачей и психологов, проводников и психологов статистически незначимы.

При изучении социально-психологических установок в мотивацион-но-потребностной сфере по методике О. Ф. Потемкиной были получены результаты, отраженные в табл. 3.

Как видно из табл. 3, по шкале «Ориентация на процесс» наибольшие значения выявлены в профессиональных группах программистов и инженеров, которые стремятся получать удовольствие от процесса деятельности, но при этом не всегда ориентируются на ее результативность. Сравнительный анализ, проведенный с помощью U-критерия Манна - Уитни между данными группами, показал, что различия по этой шкале являются статистически значимыми (U = 61 при

Таблица 3

Социально-психологические установки в мотивационно-потребностной сфере по методике О. Ф. Потемкиной

Table 3

Socio-psychological attitudes in the motivational-need sphere according

to the method by O. F. Potemkina

Мотивационно-потребностные установки/ Motivational attitudes Профессиональные группы / Professional groups

Ветеринары / Veterinarians Машинисты / Machinists Бухгалтеры / Accountants Преподаватели / Teachers Программисты / Programmers Руководители / Leaders Проводники/ Conductors Инженеры / Engineers Психологи / Psychologists Слесари / Locksmith Врачи / Doctors

Ориентация на процесс / Process orientation 4,4 3,9 6,4 6,1 7,2 6,4 7 6,8 6,3 5,5 4,1

Ориентация на результат / Result orientation 6 6,8 5,6 6,1 6,1 6,1 5,6 5,3 5,7 6,4 5,8

Ориентация на альтруизм / Altruism orientation 3,8 4,3 5,6 5,8 4,8 5,2 5,8 5,8 5 6,3 5,2

Ориентация на эгоизм / Selfish orientation 5,6 2,8 4,6 3,6 3,9 3,7 4,8 3,9 4,3 4,3 3,2

Ориентация на труд / Work orientation 2,8 4 4,5 4,5 5,4 4,6 4,2 3,8 4,8 5,4 4,8

Ориентация на свободу / Freedom orientation 6 6,4 6,6 5,5 6,3 7,3 5,8 7,3 7,1 7,5 6,3

Ориентация на власть / Power orientation 3,4 3,3 3,2 2,5 2,9 3,5 3 2,6 2,9 4,1 3,6

Ориентация на деньги / Money orientation 5 3,3 4,2 3 2,5 3,1 3,4 3,5 2,4 3,2 5

р < 0,05), т. е. программисты больше ориентированы на процесс выполнения деятельности, чем инженеры, и получают большее удовольствие от ее выполнения.

По шкале «Ориентация на результат» наибольшие показатели выявлены в профессиональной группе машинистов и слесарей, для которых достижение результата более значимо, чем процесс осуществления

деятельности. Сравнительный анализ, проведенный с помощью и-критерия Манна -Уитни между данными группами, показал, что различия по данной шкале являются статистически значимыми (и = 42,5 при р < 0,05). Это говорит о том, что машинисты по сравнению со слесарями больше ориентированы на результат выполнения деятельности.

По шкале «Ориентация на альтруизм» наибольшие значения выявлены в профессиональной группе слесарей. Сравнительный анализ с помощью U-критерия Манна - Уитни показал: в группе слесарей показатели по данной шкале статистически значимо выше, чем в остальных профессиональных группах. Полученные результаты можно объяснить тем, что альтруизм, который мотивирует представителей данной группы, является наиболее ценной общественной мотивацией, наличие которой отличает зрелого человека.

Анализ результатов исследования трудовой мотивации показал, что по шкале «Ориентация на труд» наибольшие средние значения выявлены в таких профессиональных группах, как программисты и слесари. Сравнительный анализ с помощью U-критерия Манна - Уитни показал, что различия между данными группами являются статистически значимыми (U = 48,5 при p < 0,05). Это может свидетельствовать о высокой степени поглощенности программистов трудовой деятельностью, получении ими удовольствия от процесса труда.

По шкале «Ориентация на свободу» наибольшие результаты выявлены в профессиональных группах слесарей, руководителей, инженеров и психологов. Сравнительный анализ, проведенный с помощью U-критерия Манна - Уитни между группами руководителей и инженеров, показал, что различия по данной шкале являются статистически значимыми (U = 66 при p < 0,05). Полученные результаты говорят о том, что профессиональная деятельность указанных групп специалистов дает им возможность для свободы действий, которую они считают главной ценностью.

По шкале «Ориентация на власть» наибольшие средние результаты имеют профессиональные группы слесарей, руководителей и врачей. Сравнительный анализ, проведенный с помощью U-критерия

Манна - Уитни между группами врачей и слесарей, показал, что различия являются статистически значимыми (и = 40,5 при р < 0,05), что можно объяснить стремлением медицинских работников к управлению людьми. По шкале «Ориентация на деньги» наибольшие средние значения выявлены в таких профессиональных группах, как ветеринары и врачи, что может говорить о выраженных материальных потребностях представителей данных групп.

Корреляционный анализ полученных результатов между типами профессиональной направленности и шкалами самоактуализации и мотивационно-потребностными установками испытуемых, проведенный по всей выборке испытуемых, представлен в табл. 4.

Проведенный анализ показывает, что прямые статистически значимые корреляционные взаимосвязи наблюдаются между интеллектуальным типом профессиональной направленности и потребностью в познании (г = 0,241 при р < 0,01), общим уровнем самоактуализации (г = 0,193 при р < 0,05) и стремлением к творчеству (г = 0,201 при р < 0,05), что может объясняться выраженными потребностями специалистов интеллектуального типа к самоактуализации, познанию нового и творческому самовыражению.

Прямые статистически значимые взаимосвязи выявлены между артистическим типом направленности и шкалами «Контактность» (г = 0,249 при р < 0,01), «Спонтанность» (г = 0,25 при р < 0,01), «Ценности» (г = 0,231 при р < 0,05), «Ориентация на процесс» (г = 0,267 при р < 0,01) и «Общий уровень самоактуализации» (г = 0,212 при р < 0,05). Данные взаимосвязи можно объяснить тем, что у лиц с артистической направленностью выражены ценности самоактуализации, они контактны и спонтанны в выражении чувств, ориентированы на процесс жизни.

Статистически значимые взаимосвязи между социальным типом профессиональ-

Таблица 4

Корреляционные связи между типами профессиональной направленности, шкалами самоактуализации и мотивационно-потребностными установками специалистов

Table 4

Correlative relationships between types of professional orientation, self-actualization scales

and motivational-need attitudes of specialists

Шкалы cамоактуализации и моти-вационно-потребностных установок / Scales self-actualization and motivational-need attitudes Тип профессиональной направленности / Types of professional orientation

Реалистичный тип / Realistic type Интеллектуальный тип / Intellectual type Социальный тип / Social type Конвен-циальный тип / Conventional type Предприимчивый тип / Entrepreneurial type Артистичный тип / Artistic type

Ориентация во времени / Orientation in time -0,043 0,17 0,038 -0,087 -0,112 0,039

Ценности / Values -0,112 0,166 0,119 -0,233* -0,186* 0,231*

Взгляд на природу человека / A look at human nature -0,043 -0,03 0,197* -0,076 -0,053 -0,038

Потребность в познании / The need for knowledge -0,182 0,241** 0,09 -0,23* -0,128 0,181

Стремление к творчеству / Desire for creativity -0,049 0,201* 0,06 -0,191* -0,156 0,142

Автономность / Autonomy -0,135 0,108 0,021 -0,242** 0,094 00,112

Спонтанность / Spontaneity -0,15 0,069 0,061 -0,217* -0,052 0,25**

Самопонимание / Self-understanding -0,253** 0,184 0,11 -0,183 0,001 0,085

Аутосимпатия / Autosympathy -0,157 0,074 0,125 -0,205* 0,02 0,084

Контактность / Contact -0,196* 0,073 0,019 -0,191* -0,002 0,249**

Гибкость в общении / Communication flexibility -0,077 0,028 0,072 -0,123 -0,038 0,109

Общий уровень самоактуализации / General level of self-actualization -0,214* 0,193* 0,144 -0,299** -0,09 0,212*

Ориентация на процесс / Process orientation 0,035 0,164 -0,100 -0,040 -0,247** 0,267**

Ориентация на результат / Result orientation -0,148 -0,045 -0,041 0,021 0,271** -0,115

Ориентация на альтруизм / Altruism orientation 0,099 -0,180 0,12 0,073 -0,141 0,033

Ориентация на эгоизм / Selfish orientation -0,115 0,087 -0,112 -0,125 0,110 0,148

Ориентация на труд / Work orientation 0,039 -0,104 0,125 0,058 -0,122 -0,003

Ориентация на свободу / Freedom orientation -0,093 0,173 -0,213* 0,021 0,111 0,027

Ориентация на власть / Power orientation -0,213* -0,053 0,031 0,007 0,316** -0,185*

Ориентация на деньги / Money orientation -0,033 -0,177 -0,008 0,17 0,043 -0,017

Примечание. * - уровень значимости при p < 0,05, ** - при p < 0,01.

ной направленности и шкалой «Взгляд на природу человека» (г = 0,197 при р < 0,05) можно объяснить преобладающими гуманистическими ценностями, проявляющимися во взаимодействии с людьми у представителей данной группы специалистов.

Выявлены также сильные прямые взаимосвязи между предприимчивым типом направленности и шкалами «Ориентация на власть» (г = 0,316 при р < 0,01) и «Ориентация на результат» (г = 0,271 при р < 0,01), что может объясняться доминирующими авторитарными установками испытуемых с данным типом профессиональной направленности и стремлением к получению значимых результатов в деятельности. Кроме того, выявлены обратные взаимосвязи между предприимчивым типом направленности и такими шкалами, как «Ценности» (г = -0,186 при р < 0,05) и «Ориентация на процесс» (г = -0,247 при р < 0,01), что может говорить о низкой значимости ценностей самоактуализации и меньшей ориентированности на процесс, чем на результат деятельности у лиц с данной направленностью.

Обратные корреляционные взаимосвязи наблюдаются между реалистическим типом направленности и такими шкалами, как «Самопонимание» (г = -0,253 при р < 0,01), «Общий уровень самоактуализации» (г = -0,214 при р < 0,05), «Контактность» (г = -0,196 при р < 0,05), «Ориентация на власть» (г = -0,213 при р < 0,05), что может объясняться склонностью лиц с данной направленностью к репродуктивной деятельности, не связанной с творчеством и самоактуализацией.

Также статистические значимые обратные корреляционные взаимосвязи выявлены между конвенциональным типом направленности и такими шкалами, как «Общий уровень самоактуализации» (г = -0,299 при р < 0,01), «Автономность» (г = -0,242 при р < 0,01), «Спонтанность» (г = -0,217 при р < 0,05), «Ценности»

450

(г = -0,233 при р < 0,05), «Потребность в познании» (г = -0,23 при р < 0,05). Полученные взаимосвязи можно объяснить особенностями профессиональной направленности у представителей конвенционального типа, ориентированных на рутинную исполнительскую деятельность, не связанную с самостоятельностью, спонтанностью, а также низкими потребностями в познании нового и творческом самовыражении.

Обсуждение

На основании полученных результатов можно сделать выводы, что наибольшее соответствие между типом профессиональной направленности и соответствующей сферой профессиональной деятельности наблюдается в группах психологов, преподавателей, проводников, врачей и программистов. При этом в группе врачей, психологов и проводников ориентация на социальное взаимодействие более высокая, чем у преподавателей, поскольку профессиональная деятельность преподавателей предполагает также направленность на смежные предметные области, связанные с преподаваемыми дисциплинами.

В профессиональной группе психологов наблюдается наивысший уровень стремления к самоактуализации, самопониманию, раскрытию творческого потенциала, а также познавательной направленности, контактности и гибкости в общении с окружающими людьми. Высокие показатели отдельных шкал самоактуализации наблюдаются в группах преподавателей, руководителей и ветеринаров, что свидетельствует об их стремлении получать удовольствие от настоящего момента, осознавать себя «здесь и сейчас», к установлению хороших межличностных отношений с другими людьми, открытостью новому опыту, их высокой познавательной активностью.

В группе руководителей, имеющих преобладающий предприимчивый тип профессиональной направленности, выявлен высокий общий уровень самоактуализации, стремле-

ния к свободе, независимости и спонтанности, а также ориентации на власть, что может быть обусловлено особенностями их профессиональной деятельности, связанной с возможностями более полной самореализации в процессе руководства людьми, требующего свободы и творческой активности.

В группе врачей, у которых выявлен самый высокий уровень социальной профессиональной направленности, наблюдается самый низкий общий уровень самоактуализации, а также низкие показатели по шкалам «Ценности», «Стремление к творчеству», «Автономность». Заниженные показатели по шкалам самоактуализации наблюдаются в группе проводников, имеющих выраженный социальный тип профессиональной направленности. Полученные результаты можно объяснить тем, что профессиональная деятельность врачей и проводников связана с высоким уровнем стресса, загруженностью, вызывает эмоциональное выгорание и приводит к снижению ощущения полноты жизни, что проявляется в заниженном стремлении к самоактуализации.

Исследование установок в потребност-но-мотивационной сфере показывает, что в группах программистов и слесарей, имеющих реалистический тип профессиональной направленности, наиболее выражены ориентации на труд, на процесс и результат деятельности, но при этом в данных группах наблюдается невысокий уровень самоактуализации, что также может говорить о преобладании репродуктивного подхода к выполнению профессиональной деятельности. В группе машинистов, имеющих предприимчивый тип профессиональной направленности, в процессе деятельности наиболее значимым мотивом является достижение качественного результата, но при этом наблюдаются низкие показатели по всем шкалам самоактуализации, что также связано с репродуктивным подходом, большой загруженностью и стрессами при выполнении профессиональной деятельности.

Выявленные взаимосвязи между типами профессиональной направленности и различными шкалами самоактуализации и установками в мотивационно-потребност-ной сфере позволяют сделать вывод, что особенности самоактуализации, ценностей, мотивов и потребностей специалистов различных профессиональных групп во многом обусловлены спецификой их профессиональной деятельности и типом профессиональной направленности.

Заключение

Проведенное исследование показало, что особенности профессиональной деятельности и тип профессиональной направленности существенным образом влияют на особенности самоактуализации и структуру установок в мотивационно-потребностной сфере у специалистов различных профессиональных групп. Стремление к самоактуализации, самораскрытию себя в творчестве, спонтанности, самопониманию, контактности и гибкости в общении с окружающими людьми проявляется в большей степени у специалистов с социальным и предприимчивым типом направленности, в частности, у психологов, преподавателей и руководителей, чья деятельность предполагает высокую степень свободы, возможности для творческого самовыражения. Профессиональная деятельность таких специалистов социального и реалистического типа направленности, как врачи, проводники и машинисты, связанная с высокой степенью загруженности и стрессами, может вызывать у данных профессионалов эмоциональное выгорание и приводить к снижению потребности в самоактуализации.

Результаты проведенного исследования можно использовать на практике в процессе психологического сопровождения и консультирования специалистов различного профиля для повышения уровня их профессиональной мотивации, творческой активности и снижения рисков профессиональной деформации.

Библиографический список

1. Андреев В. И. Самоактуализирующаяся личность как одна из приоритетных целей образования в XXI веке // Образование и развитие. - 2007. - № 2. - С. 3-9.

2. Антоновский А. В., Балакшина Е. В. Профессиональная самоактуализация педагогов // Вестник Московского университета. Серия 20 : Педагогическое образование. - 2014. - № 3. - С. 92-98.

3. Байлук В. В. О саморазвитии личности // Педагогическое образование в России. - 2018. -№ 12. - С. 50-59.

4. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. - М. : Флинта ; Наука, 1998. - 165 с.

5. Вахромов Е. Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации : учебное пособие. - М. : Международная педагогическая академия, 2001. - 162 с.

6. Гаранина Ж. Г., Андронова Н. В. Профессиональное самосознание как фактор личностно-профессионального саморазвития студентов вуза // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2020. - Т. 20. - № 4 (52). - С. 454-464.

7. Гершунский Б. С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 3-7.

8. Гончарова Е. В., Воронцова Е. В. Профессиональное выгорание и самоактуализация педагогов в условиях профессиональной деятельности // Проблемы высшего образования. -2016. - № 1. - С. 197-199.

9. Деркач А. А. Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно-профессионального развития конкурентоспособного специалиста // Акмеология. - 2013. -№ 1. - С. 11-15.

10. Зеер Э. Ф., павлова А. М., Садовникова Н. О. Профориентология: теория и практика : учебное пособие для студентов вузов. - М. : Академический проект ; Екатеринбург, 2004. - 188 с.

11. Кошелева А. О. Самоактуализация личности в условиях высшего профессионального образования // Образование и общество. - 2006. - № 2. - С. 26-29.

12. Ланских М. В., Гут Ю. Н., Сазонов Д. Н. Самоактуализация личности студентов, обучающихся на разных направлениях подготовки в системе ВПО // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 2. - С. 159-165.

13. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. - М. : Смысл, 2005. - 431 с.

14. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М. : Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 308 с.

15. Олпорт Г. Становление личности. - М. : Смысл, 2002. - 461 с.

16. Ианина С. В., Готовцева Н. Г., Залуцкая С. Ю. Формирование ценностных ориентаций будущих педагогов посредством личностно-профессиональной самоактуализации в вузе // European Social Science Journal. - 2016. - № 5. - С. 227-233.

17. полякова О. Б. Самоактуализация как предпосылка предупреждения профессиональных деформаций (выгорания) будущих психологов и медиков // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2017. - Т. 16. - № 6 (145). - С. 62-69.

18. пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. - М. : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2003. - 392 с.

19. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб. : Питер, 2012. - 705 с.

20. Самаль Е. В. Самоактуализация личности в процессе обучения в вузе : дис. ... канд. психол. наук. - Ярославль, 2008. - 245 с.

21. Самаль Е. В. Психологическая структура профессиональной самоактуализации личности // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - № 2. - Т. 2. - С. 165-170.

22. Самаль Е. В., петрович Е. В. Профессиональная самоактуализация представителей профессий социального и предпринимательского типа // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. - 2014. - № 4 (4). - С. 92-97.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Самоукина Н. В. Психология профессиональной деятельности. - СПб. : Питер, 2004. - 224 с.

24. Холл К. Теории личности. - М. : Психотерапия, 2008. - 652 с.

25. Ященко Е. Ф. Особенности самоактуализации студентов с разной профессиональной направленностью // Психологический журнал. - 2006. - № 3. - С. 31-41.

26. Maslow A. Self-actualizing and beyond // Farther Reaches of Human Nature. - N. Y. : Viking, 1971. - P. 40-51.

27. Perfilyeva M. B. Professional self-actualization as the basis of employee loyalty // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. - 2012. - Vol. 5. - No. 3. - P. 423429.

28. Rogers C. R. The necessary and sufficient conditions of therapeutic personality change // Journal of Consultant Psychology. - 2000. - No. 21. - P. 429-443.

References

1. Andreev V. I. Self-actualizing personality as one of the priority goals of education in the XXI century. Obrazovanie i razvitie = Education and development. 2007; 2: 3-9. (In Russ.).

2. Antonovskij A. V., BalakshinaE. V. Professional self-actualization of teachers. VestnikMoskovskogo universiteta. Seriya 20. Pedagogicheskoe obrazovanie = Bulletin of Moscow University. Series 20. Pedagogical education. 2014; 3: 92-98. (In Russ.).

3. Bajluk V. V. About self-development of personality. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii = Pedagogical Education in Russia, 2018; 12: P. 50-59. (In Russ.).

4. Bodalev A. A. Summit in the development of an adult: characteristics and conditions for achievement. Moscow, 1998, 165p. (In Russ.).

5. Vahromov E. E. Psychological concepts of human development: the theory of self-actualization: a tutorial. Moscow, 2001, 162 p. (In Russ.).

6. GaraninaZh. G., AndronovaN. V. Professional self-awareness as a factor ofpersonal and professional self-development of university students. Gumanitarij: aktual'nye problemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2020; 4 (52): 454-464. (In Russ.).

7. Gershunskij B. S. The concept of personality self-realization in the system of substantiating the values and goals of education. Pedagogika = Pedagogy. 2003; 10: 3-7. (In Russ.).

8. Goncharova E. V., Voroncova E. V. Professional burnout and self-actualization of teachers in the context of professional activity. Problemy vysshego obrazovanija = Problems of Higher Education. 2016; 1: 197-199. (In Russ.).

9. Derkach A. A. Psychological and acmeological foundations and means of optimizing the personal and professional development of a competitive specialist. Akmeologija = Akmeologiya. 2013; 1: 11-15. (In Russ.).

10. Zeer E. F., Pavlova A. M., Sadovnikova N. O. Career guidance: theory and practice: textbook. manual for university students. Moscow, 2004, 188 p. (In Russ.).

11. Kosheleva A. O. Self-actualization of personality in conditions of higher professional education. Obrazovanie i obshchestvo = Education and society. 2006; 2: 26-29. (In Russ.).

12. Lanskih M. V., Gut Ju. N., Sazonov D. N. Self-actualization of the personality of students studying in different areas of training in the HPE system. Pedagogicheskoe obrazovanie vRossii= Pedagogical education in Russia. 2020; 2: 159-165. (In Russ.).

13. Leont'evA. N. Activity, consciousness, personality. Moscow, 2005, 431 p. (In Russ.).

14. Markova A. K. Psychology of professionalism. Moscow, 1996, 308 p. (In Russ.).

15. Olport G. Formation of personality. Moscow, 2002, 461 p. (In Russ.).

16. Panina S. V., Gotovceva N. G., Zaluckaja S. Ju. Formation of value orientations of future teachers through personal and professional self-actualization at the university. European Social Science Journal. 2016; 5: 227-233. (In Russ.).

17. Poljakova O. B. Self-actualization as a prerequisite for preventing professional deformations (burnout) of future psychologists and physicians. Uchenye zapiski Rossijskogo gosudarstvennogo social'nogo universiteta = Scientific Notes of the Russian State Social University. 2017; 16: 6 (145): 62-69. (In Russ.).

18. Prjazhnikov N. S. Methods of activating professional and personal self-determination. Moscow, 2003, 392 p. (In Russ.).

19. Rubinshtejn S. L. Fundamentals of General Psychology. Saint Petersburg, 2012, 705 p. (In Russ.).

20. Samal' E. V. Self-actualization of the individual in the process of studying at the university: Abstract of Cand. Sci. (Psych.) Dissertation. Yaroslavl, 2008, 245 p. (In Russ.).

21. Samal' E. V. Psychological structure of professional self-actualization of the personality. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik = Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2013; 2: 165-170. (In Russ.).

22. Samal ' E. V., Petrovich E. V. Professional self-actualization of representatives of professions of social and entrepreneurial type. Aktual'nye problemy ekonomiki i menedzhmenta = Actual problems of Economics and Management. 2014; 4 (4): 92-97. (In Russ.).

23. Samoukina N. V. Psychology of professional activity. Saint Petersburg, 2004, 224 p. (In Russ.).

24. Hall K. Theories of personality. Moscow, 2008, 652 p. (In Russ.).

25. Jashhenko E. F. Features of self-actualization of students with different professional orientation. Psihologicheskij zhurnal = Psychological Journal. 2006; 3: 31-41. (In Russ.).

26. Maslow A. Self-actualizing and beyond. In Farther reaches of human nature. New York, 1971, P. 40-51. (In Eng.).

27. PerfilyevaM. B. Professional self-actualization as the basis of employee loyalty. Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. 2012; 5; 3: 423-429. (In Eng.)

28. Rogers C. R. The necessary and sufficient conditions of therapeutic personality change. Journal of Consultant Psychology. 2000; 21: 429-443. (In Eng.).

Поступила 13.08.2021.

Сведения об авторах

Гаранина Жанна Григорьевна - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии Историко-социологического института ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва» (Саранск, Россия). Сфера научных интересов: психологическая компетентность, личностно-профессиональное саморазвитие. Автор более 160 научных и учебно-методических публикаций. ORCID: https:// orcid.org/0000-0003-1428-1213.

E-mail: garanina23@mail.ru

Лашина Алёна Игоревна - студентка направления подготовки 37.03.01 Психология Историко-социологического института ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва» (Саранск, Россия). ORCID: https:// orcid.org/0000-0002-4707-9831.

E-mail: lashina.aloyna@yandex.ru

Submitted 13.08.2021.

About the authors

Zhanna G. Garanina - Candidate of Psychology, Associate Professor, Department of Psychology, National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia). Research interests: psychological competence, personal and professional self-development. The author more than 160 science and educational publications. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1428-1213.

E-mail: garanina23@mail.ru

alena I. Lashina - student of the field of study Psychology, National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia). ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4707-9831.

E-mail: lashina.aloyna@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.