Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА КАК УСЛОВИЕ ИХ УСПЕШНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ'

РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА КАК УСЛОВИЕ ИХ УСПЕШНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
122
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / АФФИЛИАЦИЯ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СТУДЕНТЫ / ВУЗ / ТРЕНИНГ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Беленкова Л.Ю.

В статье отражена проблема развития мотивационной сферы студентов педагогического вуза (мотиваций аффилиации, достижения, самоактуализации и ценностных ориентаций личности), представлены результаты опытно-экспериментальной работы, апробации тренинга развития профессиональной мотивации студентов педагогического вуза в процессе изучения дисциплин социально-психологической направленности, способствующего их успешному профессиональному становлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Беленкова Л.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF MOTIVATIONAL SPHERE OF STUDENTS OF A PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION AS A CONDITION OF THEIR EFFECTIVE PROFESSIONAL GROWTH

This article reflects the issue of development of motivational sphere of students of a pedagogical higher education institution (motivations of affiliation, advance, self-actualization and valuable orientations of the personality); the paper also presents the results of a pilot-experimental work, the testing training of development of professional motivation of students of a peda- gogical higher education institution in the process of study of disciplines of social-psychological focus, which is contributing to their effective professional growth.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА КАК УСЛОВИЕ ИХ УСПЕШНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ»



УДК 159.9:316.6(045)

Беленкова Л.Ю.,

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева

РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА КАК УСЛОВИЕ ИХ УСПЕШНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

СТАНОВЛЕНИЯ

В статье отражена проблема развития мотивационной сферы студентов педагогического вуза (мотиваций аффилиации, достижения, самоактуализации и ценностных ориентаций личности), представлены результаты опытно-экспериментальной работы, апробации тренинга развития профессиональной мотивации студентов педагогического вуза в процессе изучения дисциплин социально-психологической направленности, способствующего их успешному профессиональному становлению.

Ключевые слова: мотивация, аффилиация, достижение, самоактуализация, ценностные ориентации, студенты, вуз, тренинг развития профессиональной мотивации, профессиональное становление

Belenkova L.,

PhD in Psychology, Associate Professor, Associate Professor of Chair of Psychology of the Mordovian State Pedagogical

Institute named after M. Evsev'ev

THE DEVELOPMENT OF MOTIVATIONAL SPHERE OF STUDENTS OF A PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION AS A CONDITION OF THEIR EFFECTIVE PROFESSIONAL GROWTH

This article reflects the issue of development of motivational sphere of students of a pedagogical higher education institution (motivations of affiliation, advance, self-actualization and valuable orientations of the personality); the paper also presents the results of a pilot-experimental work, the testing training of development of professional motivation of students of a pedagogical higher education institution in the process of study of disciplines of social-psychological focus, which is contributing to their effective professional growth.

Keywords: motivation, affiliation, advance, self-actualization, valuable orientations, students, higher education institution, training of development of professional motivation, professional growth

В последнее десятилетие в связи с изменениями в жизни общества усилился интерес российских психологов и педагогов к изучению социальных мотивов поведения, поскольку резко возросла роль осмысленной ориентировки человека в окружающей социальной среде, в людях, в социальной мотивации их поведения. В этой связи особенно ощущается необходимость поиска возможностей для развития позитивных мотивов социального поведения, таких как мотивы аффилиации, достижения успеха, самоактуализации и ценностной ориентации личности. В связи с этим в условиях модернизации высшего образования на современном этапе особый интерес предполагает поиск новых подходов в обучении студентов

- будущих педагогов-психологов. Педагог-психолог

- это профессия особого рода, которая предъявляет человеку определенные психологические требова-

ния, предполагает наличие особого склада личности. Подготовка педагогов-психологов должна отличаться определенной спецификой и соответствовать уникальности предмета их деятельности - личности человека, а также средствам воздействия на нее и социальное окружение.

Важнейшей предпосылкой психологической готовности студентов к профессиональной деятельности педагога-психолога является формирование мотивационной сферы личности, которая призвана обеспечить их активность в учебном процессе и успешность предстоящей профессиональной деятельности. Несмотря на существование большого количества концепций и исследований, рассматривающих отдельные уровни, аспекты, механизмы мотивации (В.Г. Асеев [1], Н.А. Бакшаева [2], Л.И. Божович [3], В.К. Вилюнас [4], Е.П. Ильин [5], А.Н. Леонтьев [7], В.С. Мерлин [9] и др.),

в результатах исследований отсутствует ориентация на обеспечение мотивационной готовности личности к выполнению профессиональной деятельности. Поскольку мотивационная готовность человека является необходимым компонентом профессиональной успешности, особое значение приобретает ее психологическое измерение и изучение возможностей ее развития в процессе подготовки будущих педагогов-психологов в педагогическом вузе.

В своем исследовании мы исходили из положения о полимотивации деятельности (В.К. Вилюнас [4], Ж. Пиаже [15], В.И. Ковалев [6], А.Н. Леонтьев [7], П. Фресс [15], Х. Хекхаузен [16]).

Интересным нам представляется положение Л.Н. Лесохиной о том, что педагогическая деятельность включает в себя «базовые» мотивы и «сопутствующие». «Базовые мотивы» соотносятся с целью этой деятельности, «сопутствующие» мотивы обусловливают социальную престижность и гуманистическую направленность профессии, связаны с возможностью собственного творческого развития; взятые сами по себе они не свидетельствуют в полной мере о высокой степени вовлеченности в профессиональную педагогическую деятельность, а учитываются только в контексте с базовой мотивацией [8].

Практика работы со студентами показала, что сложность развития мотиваций в вузе объясняется, с одной стороны, тем, что студенты побуждаются к учению и овладению профессиональными навыками педагога-психолога целым комплексом мотивов.

На наш взгляд, все сказанное выше позволяет представить структуру мотивации профессиональной деятельности педагога-психолога как иерархию, состоящую из «базового» мотива - альтруизма, «сопутствующих» - мотива аффилиации, достижения, мотива самоактуализации и ценностной ориентации личности.

Мотив самоактуализации как подструктура мотивации психолого-педагогической деятельности обусловлен важнейшей функцией педагога-психолога - развитием у ребенка способностей к актуализации его личных ресурсов с целью самоопределения, самоактуализации и социально-психологической адаптации. Реализация этой функции педагогом-психологом невозможна, если он сам не обладает этой способностью, не осознает необходимости изменения, преобразования своего внутреннего мира и поиска новых возможностей самоосуществления в труде.

Следующая подструктура мотивации психолого-педагогической деятельности - мотив аффилиации - обусловлена спецификой деятельности педагога-психолога, составной частью профессионального мастерства которого является умение организовать интимно-личностное общение, устанавливать доверительный межличностный контакт (на близкой пси-

хологической дистанции). Общение в контексте психолого-педагогической деятельности предстает как творческий поиск, связанный с непрерывным процессом самопознания, самоисследования, творческого восприятия партнера, совместной ситуации. Без выраженного мотива аффилиации подготовить студентов к осуществлению гуманистически ориентированного общения очень трудно или практически невозможно.

Включение ценностей в структуру мотивации психолого-педагогической деятельности обусловлено положением, что ценности относятся к широкому классу мотивационных явлений. Они выступают в преобразованном виде как мотивы деятельности и поведения, ибо ориентация человека в мире и стремление к достижению определенных целей строго соотносится с ценностями, вошедшими в личностную структуру.

Таким образом, мотивация профессиональной деятельности педагога-психолога включает четыре подструктуры, которые следует рассматривать не как статические, а развивающиеся, изменяющиеся в процессе жизнедеятельности образования. С одной стороны, все перечисленные подструктуры тесно связаны между собой, взаимопроникают друг в друга, а с другой - имеют определенную автономность. Конечно, мотивация психолого-педагогической деятельности не исчерпывается перечисленными мотивами и может включать в себя и некоторые другие. Мы выделили лишь ведущие мотивы, от уровня развития которых зависит успешность профессиональной деятельности педагога-психолога. В своей совокупности они образуют единую внутренне согласованную систему. Подобное понимание структуры мотивации деятельности педагога-психолога ставит вопрос о необходимости поиска адекватного данным представлениям подхода к поиску путей изучения структуры мотивации и управления ее перестройкой.

Мы предположили, что развитие мотивации профессиональной деятельности педагогов-психологов может быть обеспечено при изучении студентами дисциплин социально-психологической направленности.

Наш подход основывался на позициях В.А. Якунина, который придает большое значение отдельным учебным дисциплинам в формировании мотивации и считает, что избирательное отношение студентов к учебным предметам может на разных этапах обучения определять доминирование тех или других учебных мотивов в их общей структуре [17]; Б.А. Соснов-ского, который указывает на особое значение в формировании мотивации к педагогической деятельности учебной дисциплины «Психология», отмечая при этом, что ее статус остается недопустимо низким, не соответствующим ее реальному месту в психологической подготовке будущего педагога-психолога [13].

Анализ научных и сложившихся в вузовской практике подходов к преподаванию дисциплин социально-психологической направленности свидетельствует о том, что в настоящее время пока недостаточно используются психологические механизмы развития мотивации студента. В то же время перед современной высшей школой ставятся задачи обеспечения психологических основ обучения студентов с тем, чтобы у будущего педагога-психолога развивались способности самореализации, самосовершенствования, которые позволят ему проявить себя достаточно подготовленным к различного рода сложным ситуациям во всех сферах жизни. Мы связываем выполнение этих задач с определением психолого-педагогических условий развития у студентов мотиваций аффилиации, достижения, самоактуализации и ценностной ориентации личности в единстве. В нашем исследовании мы исходили из того, что все виды мотивации необходимо рассматривать в единстве, как целостность, составляющую основу становления профессиональной компетентности бакалавра.

Определение таких условий предполагало выяснение психологических механизмов активизации мотивационных состояний студента при использовании психолого-педагогических приемов и средств обучения, а также выявления факторов развития исследуемых мотиваций. Анализ некоторых средств и приемов, накопленных современными теориями и технологиями обучения, позволил установить, что они обладают развивающими мотивацию функциями, но при этом их воздействие на мотивацию аффилиации, достижений, самоактуализации и ценностной ориентации личности неодинаково. В нашей практике использовался комплекс психолого-педагогических средств: методы интерактивного взаимодействия, мультимедийные и другие технические средства, интерактивные методы и формы обучения, приемы аттракции, анализ проблемных ситуаций и упражнения, балльно-рейтин-говая система как компонент инфо-вуза, мобильного сервиса для студентов и преподавателей нашего вуза.

Развитие профессиональной мотивации студентов - будущих педагогов-психологов в процессе изучения дисциплин социально-психологической направленности возможно, на наш взгляд, средствами тренинга развития профессиональной мотивации. Поэтому главной целью экспериментальной части исследования явилась проверка эффективности разработанной нами программы тренинговых занятий, направленных на развитие мотиваций аффилиации, достижений, самоактуализации и ценностной ориентации личности у студентов педагогического вуза в процессе изучения дисциплин социально-психологической направленности.

Гипотезой исследования явилось предположение о том, что развитие у студентов мотивации аффи-

лиации, достижений, самоактуализации и ценностной ориентации личности в процессе изучения дисциплин социально-психологической направленности средствами тренинга развития профессиональной мотивации будет способствовать совершенствованию мотивационной сферы студента как условия успешности профессионального становления педагога-психолога.

Задачи эксперимента: 1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; 2) составить комплекс диагностических средств изучения мотиваций аффилиации, мотивации достижений, мотива самоактуализации и ценностных ориентаций у студентов («Методика выявления установок, направленных на альтруизм-эгоизм» О.Ф. Потемкиной [10]; вопросник самоактуализации Э. Шострома в адаптации А.В. Лазукина [11]; «Опросник для измерения аффилятивной тенденции и чувствительности к отвержению» А. Мехрабиана [12]; «Методика диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности» С.С. Бубнова [14]; для оценки статистической значимости различий между уровнями сформированности мотивации аффилиа-ции, достижения, самоактуализации и ценностных ориентаций у студентов до и после формирующего этапа эксперимента применялся критерий Фишера); 3) спроектировать и реализовать программу тренинга развития профессиональной мотивации; 4) экспериментально проверить эффективность разработанной программы.

Этапы проведения эксперимента:

1) констатирующий этап - диагностика уровней развития исследуемых мотиваций с помощью комплекса диагностических средств;

3) формирующий этап - реализация программы тренинга развития профессиональной мотивации у студентов педагогического вуза в процессе изучения дисциплин социально-психологической направленности;

4) контрольный этап - получение данных об изменениях в мотивационной сфере студентов.

Реализация процесса развития профессиональной мотивации студентов педагогического вуза в процессе изучения дисциплин социально-психологической направленности опиралась на следующие основные психолого-педагогические условия:

- формирование мотивации аффилиации, мотивации достижений, мотивации самоактуализации и ценностной ориентации у студентов в процессе изучения ими психологии должно представлять собой одну из задач профессиональной деятельности преподавателя вуза;

- цели развития вышеназванных видов мотивации должны предусматривать обеспечение у студентов положительных мотивационных состоя-

ний, характеризующихся направленностью на активное взаимодействие в процессе коммуникативной деятельности, а также обеспечение позитивной Я-концепции, ориентирующей на успех;

- развитие мотиваций преподавателем важно осуществлять в единстве с саморазвитием мотиваций студентами за счет включения их в процесс оценивания собственных психических состояний и результатов учебной деятельности;

- развитие мотиваций предполагает использование комплекса психолого-педагогических средств, обладающих соответствующими развивающими возможностями и реализующими закономерности развития мотивации.

Экспериментальная работа в данном исследовании проводилась с целью выявления влияния психолого-педагогических условий на развитие мотивации аффилиации, достижений, самоактуализации и ценностной ориентации у студентов на занятиях дисциплин социально-психологической направленности.

Основная цель психологического обеспечения этих дисциплин состояла в психологической поддержке личности бакалавра - педагога-психолога, направленная на укрепление мотивации, развитие осознания особенностей выбранной профессиональной деятельности, своих личностных свойств и возможных путей профессионального развития.

Программа тренинга развития профессиональной мотивации предполагала решение следующих задач: осознание основных личностных смыслов профессиональной деятельности, соотнесение их со своими представлениями об удовлетворенности профессиональной деятельностью; осмысление личностью иерархии собственных социальных ролей и определения места профессиональной роли в общей жизненной перспективе; осознание и проектирование личной профессиональной цели и цели самоактуализации; осознание особенностей реализации карьерных выборов; формулирование и выбор возможной стратегии профессионализации, личных профессиональных программ.

Эмпирическое исследование проводилось на базе Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева на занятиях по дисциплинам «Социальная психология», «Методы активного социально-психологического обучения», «Адаптационный тренинг», «Психологическая помощь лицам, попавшим в экстремальные ситуации», «Психологическое сопровождение лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации» на факультете психологии и дефектологии. В общей сложности в эксперименте приняли участие 110 студентов 1-3 курсов профиля подготовки «Психология образования» и «Психология и педагогика инклюзивного образования».

Результаты опытно-экспериментального исследования отражены в таблицах 1-4.

Данные диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потреб-ностной сфере по методике О.Ф. Потемкиной отражены в таблице 1.

Данные таблицы 1 показывают, что на констатирующем и контрольном этапе эксперимента эгоистическая тенденция выявлена у 23,6% и 11,8% респондентов соответственно, для них характерна забота о собственной пользе, выгоде, они ставят свои интересы выше интересов других; альтруистическая тенденция характерна для 18,2% и 31,8% респондентов соответственно, для них характерно признание необходимости оказания помощи, отказ от удовлетворения личных интересов в пользу другого человека и стремление поступать в соответствии с нормативной позицией; ориентация на процесс характерна для 36,4% и 22,7% респондентов соответственно, они более ориентированы на процесс, менее задумываются над достижением результата, часто опаздывают со сдачей работы, их процессуальная направленность препятствует их результативности; ими больше движет интерес к делу, а для достижения результата требуется много рутинной работы, негативное отношение к которой они не могут преодолеть; ориентация на результат свойственна 21,8 % и 33,7 % респондентам соответственно, они ориентируются на ре-

Таблица 1

Сравнительный анализ внутригрупповых различий показателей социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере по методике О.Ф. Потемкиной до и после формирующего этапа эксперимента с помощью ф-критерия Фишера

Этапы эксперимента Социально-психологические установки

Альтруизм Эгоизм Процесс Результат

абс. % абс. % абс. % абс. %

Констатирующий 20 18,2 26 23,6 40 36,4 24 21,8

Контрольный 35 31,8 13 11,8 25 22,7 37 33,7

Величина и значимость ф-критерия 2,351* 2,329** 2,24 1,965

Примечание: *1,64-р >0,05; **2,31-р >0,01.

зультат, надежны; могут достигать результата в своей деятельности вопреки помехам, неудачам.

Анализ внутригрупповых различий с помощью ф-критерия Фишера по показателям «альтруизм» и «эгоизм» выявил статистически достоверные различия на р<0,01 уровне значимости, по показателям «процесс» и «результат» на р<0,05 уровне значимости.

Данные диагностики самоактуализации личности по методике Э. Шострома в адаптации А.В. Лазуки-на отражены в таблице 2.

Данные таблицы 2 показывают, что на констатирующем и контрольном этапах эксперимента 13,6% и 31,8% респондентов соответственно имеют высокие показатели по шкале ориентации во времени, т.е. это респонденты, способные получать наслаждение

Таблица 2

№ п/п Показатели самоактуализации Этапы эксперимента Уровни самоактуализации личности

Высокий Средний Низкий

абс. % абс. % абс. %

1 Ориентация во времени Констатирующий 15 13,6 70 63,6 25 22,7

Контрольный 35 31,8 62 56,4 13 11,8

Величина и значимость ф-критерия 3,285* 1,09 2,166*

2 Ценности Констатирующий 19 17,3 68 61,8 23 20,9

Контрольный 35 31,8 68 61,8 7 6,4

Величина и значимость ф-критерия 2,522* 0 3,248**

3 Взгляд на природу человека Констатирующий 5 4,5 75 68,2 30 27,3

Контрольный 24 21,8 69 63,6 17 15,5

Величина и значимость ф-критерия 4,034** 0,853 2,158*

4 Потребность в познании Констатирующий 13 11,8 66 60 31 28,2

Контрольный 29 26,3 62 56,4 19 17,3

Величина и значимость ф-критерия 2,803** 0,541 1,943*

5 Креативность Констатирующий 16 14,5 58 52,7 36 32,8

Контрольный 31 28,2 68 62,6 21 19,2

Величина и значимость ф-критерия 2,514** 1,365 2,314**

6 Автономность Констатирующий 29 26,3 80 72,7 11 10

Контрольный 46 41,9 38 34,5 26 23,6

Величина и значимость ф-критерия 2,425** 5,829** 2,751**

7 Спонтанность Констатирующий 31 28,2 45 40,9 34 30,9

Контрольный 16 14,5 73 66,4 21 19,1

Величина и значимость ф-критерия 2,514** 3,834** 2,032*

8 Самопонимание Констатирующий 28 25,5 62 56,4 20 18,2

Контрольный 45 40,9 55 50 10 9,1

Величина и значимость ф-критерия 2,44** 0,949 1,988*

9 Аутосимпатия Констатирующий 11 10 73 66,4 26 23,6

Контрольный 27 24,5 67 60,9 16 14,6

Величина и значимость ф-критерия 2,907** 0,845 1,735*

10 Контактность Констатирующий 33 30 56 50,9 21 19,1

Контрольный 46 41,8 53 48,2 11 10

Величина и значимость ф-критерия 1,832* 3,189** 1,936*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 Гибкость в общении Констатирующий 34 30,9 62 56,4 14 12,7

Контрольный 52 47,3 48 43,6 10 9,1

Величина и значимость ф-критерия 2,507** 1,906* 0,86

Примечание: *1,64-р >0,05; **2,31-р >0,01.

Сравнительный анализ внутригрупповых различий уровней самоактуализации личности респондентов по методике Э. Шострома в адаптации А.В. Лазукина до и после формирующего этапа эксперимента с помощью ф-критерия Фишера

от актуального момента, который не сравнивается его с прошедшими радостями и не обесценивается ожиданием будущих успехов; это респонденты, которые хорошо постигают экзистенциальную ценность жизни «здесь и теперь»; 22,7% и 11,8% респондентов соответственно имеют низкий результат, который свойственен людям, невротически погруженным в переживания прошлого, с завышенным стремлением к достижениям, мнительным и неуверенным в себе.

Рассматривая показатели по шкале ценностей, можно отметить, что 17,3% и 31,8% респондентов соответственно имеют высокий показатель, следовательно, выбор перечисленных ими ценностей (истина, добро, красота, целостность, отсутствие раздвоенности, жизненность, уникальность, совершенство, свершение, справедливость, порядок, простота, легкость без усилия, самодостаточность) определяет стремление к здоровым отношениям с людьми и гармоничному бытию, отсутствие желания манипулировать людьми в своих интересах. Низкие показатели по шкале ценностей имеют 20,9% и 6% респондентов соответственно.

Положительный взгляд на природу человека сформирован у 4,5% 21,8% студентов соответственно; эти респонденты отличаются верой в человека, в могущество его возможностей, что интерпретируется как устойчивая основа для искренних и гармоничных межличностных отношений, симпатия и доверие к человеку, честность, доброжелательность; 30% и 17% респондентов соответственно имеют низкий уровень по шкале представлений о природе человека, т.е. склонны воспринимать природу человека скорее как отрицательную; им не свойственны искренние и гармоничные межличностные отношения, доброжелательные, доверительные отношения с людьми.

Высокий уровень потребности в познании выявлен у 11,8% и 26,3% студентов соответственно; эти респонденты всегда открыты новым впечатлениям, их отличает бескорыстная жажда нового, интерес к объектам, который не связан прямо с удовлетворением каких-либо потребностей; низкую степень выраженности стремления к приобретению знаний об окружающем мире имеют 28,2 % и 17,3% испытуемых соответственно, что свидетельствует о неблагополучии учебной деятельности данных респондентов.

Рассматривая показатели шкалы креативности или стремления к творчеству, можно отметить, что 14,5% и 28,2% испытуемых соответственно характеризуются творческим отношением к жизни, для 32,8% и 19,2% респондентов соответственно выявлено низкое стремление к творчеству.

Рассматривая показатели автономности, являющейся главной мерой психического здоровья личности, ее полноты и целостности, следует отметить, что 26,3% и 41,9% юношей и девушек соответственно

имеют высокие показатели, что характеризует их такими чертами, как жизненность, самоподдержка, зрелость, независимость и свобода; 10% и 23,6% респондентов имеют низкий уровень автономности.

Высокий уровень по шкале спонтанности выявлен у 28,2% и 14,5% испытуемых соответственно, они способны спонтанно и непосредственно выражать свои чувства и эмоции, для них характерно естественное поведение, они уверены в себе и доверяют окружающим; для 30,9% и 19,1% испытуемых соответственно характерен низкий уровень спонтанности, что означает неуверенность в себе и недоверие к окружающему миру.

Высокий уровень по шкале самопонимание у 25,5% и 40,9% респондентов соответственно показывает наличие чувствительности, сензитивности испытуемых к своим желаниям и потребностям, они не склонны подстраивать собственные вкусы и оценки под внешние социальные стандарты; низкий уровень, выявленный у 18,2% и 9,1% респондентов соответственно, присущ людям неуверенным, ориентированным на мнение окружающих.

Высокий уровень аутосимпатии, являющейся естественной основой психического здоровья и цельности личности, характерен для 10% и 24,5% участников исследования соответственно, для них характерна осмысливаемая положительная Я-концепция, являющаяся основой устойчивой адекватной самооценки; 23,6% и 14,6% респондентов соответственно имеют низкие показатели аутосимпатии, что характеризует их как людей невротичных, тревожных, неуверенных в себе.

По шкале контактность для 30% и 41,8% испытуемых соответственно характерен высокий уровень общительности, умения устанавливать прочные и доброжелательные отношения с окружающими, склонность к взаимно полезным и приятным контактам с другими людьми; низкий уровень отмечается у 19,1% и 10% испытуемых соответственно, что определяет неспособность быстрого установления глубоких и тесных эмоциально насыщенных контактов с людьми.

Шкала гибкости в общении сопоставляется с наличием или отсутствием социальных шаблонов, способностью к адекватному самовыражению в общении. Высокий уровень показателей у 30,9% и 47,3% респондентов соответственно характеризует их как людей, склонных к аутентичному взаимодействию с окружающими, способных к самораскрытию, для них не характерна склонность прибегать к фальши или манипуляциям; низкий уровень показателя отмечен у 12,7 % и 9,1% респондентов соответственно, характерен для неуверенных в своей привлекательности людей, они сомневаются в том, что интересны собеседнику и общение с ними может приносить удовольствие.

Признавая важность саморазвития, самоактуализации, студенты-психологи после проведения тре-нинговых занятий стали обладать рядом личностных характеристик, которые позволяют наиболее полно реализовать свои возможности: достаточно высокий уровень доверия, доброе и внимательное отношение к людям, уверенность в себе, склонность собственные вкусы и интересы подчинять потребностям большинства.

Рассматривая результаты проведения теста самоактуализации, можно отметить, что большинство репонентов характеризуется средним уровнем самоактуализации.

Анализ внутригрупповых различий уровней самоактуализации личности респондентов по методике Э. Шострома с помощью ф-критерия Фишера по показателям «высокий уровень» по всем шкалам методики выявлены статистически достоверные различия и по показателю «низкий уровень» по шкалам «ценность, креативность и автономность» на р — <0,01 уровне значимости, по показателю «низкий уровень» статистически достоверные различия по шкалам «ориентация во времени», «взгляд на природу человека, потребность в познании», «спонтанность», «самопонимание», «аутосимпатия», «контактность» на р<0,05 уровне значимости.

Данные методики А. Мехрабиана отражены в таблице 3.

Согласно данным таблицы 3 на констатирующем этапе исследования низкий уровень мотива стремления к людям выявлен у 50% респондентов, на контрольном - у 19,1% респондентов, средний уровень этого мотива - у 36,4% респондентов на констатирующем и контрольном этапах соответственно, высокий уровень - у 13,6% и 44,5% респондентов соответственно; на констатирующем этапе исследования низкий уровень мотива боязни быть отвергну-

тым выявлен у 23,7% респондентов, на контрольном - у 52,7% респондентов, средний уровень - у 34,5% и 39,1% респондентов соответственно, высокий уровень - у 41,8% и 8,2% респондентов соответственно.

Данные тест-опросника для измерения мотивации аффиляции позволяют выделить 4 группы интенсивности проявления мотивов стремления к принятию и страха отвержения. У 41,8% испытуемых выявлено сочетание следующих позиций: высокого уровня развития мотива «боязнь быть отвергнутым» в совокупности с низким уровнем развития мотива «стремление к людям», что характеризует их как активно избегающих контактов с людьми, ищущих одиночества. У 13,6% испытуемых выявлено сочетание следующих позиций: высокого уровня развития мотива «стремление к людям», сочетаемый с высоким уровнем развития мотива «боязнь быть отвергнутым, что характеризуется сильно выраженным внутренним конфликтом между стремлением к людям и их избеганием, который возникает каждый раз, когда ему приходится встречаться с незнакомыми людьми. У 13,6% испытуемых выявлено сочетание следующих позиций: высокого уровня развития мотива «стремление к людям», сочетаемый с низким уровнем развития мотива «боязнь быть отвергнутым», что характеризует их как активно ищущих контактов и общения с людьми, испытывающих в основном только положительные эмоции. У 23,7% испытуемых выявлено сочетание мотивационных тенденций: низкого уровня развития обоих мотивов, что характеризует их как живущих среди людей и общающихся с ними, не испытывающих от этого ни положительных, ни отрицательных эмоций и хорошо чувствующих себя как среди людей, так и без них.

Анализ внутригрупповых различий с помощью ф-критерия Фишера по показателю «низкий уровень» и «высокий уровень» шкалы «стремление к людям»,

Таблица 3

Мотив Этапы эксперимента Уровень развития мотива

Низкий Средний Высокий

абс. % абс. % абс. %

Стремление к людям Констатирующий 55 50 40 36,4 15 13,6

Контрольный 21 19,1 40 36,4 49 44,5

Величина и значимость ф-критерия 4,939 ** 0 5,236**

Боязнь быть отвергнутым Констатирующий 26 23,7 38 34,5 46 41,8

Контрольный 58 52,7 43 39,1 9 8,2

Величина и значимость ф-критерия 4,524** 0,705 6,118**

Примечание: *1,64-р >0,05; **2,31-р >0,01.

Сравнительный анализ внутригрупповых различий уровней развития аффилятивной тенденции и чувствительности к отвержению у студентов по методике А. Мехрабиана до и после формирующего

этапа эксперимента с помощью ф-критерия Фишера

«боязнь быть отвергнутым» выявил статистически достоверные различия на р<0,01 уровне значимости.

Данные диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности по методике С.С. Бубнова представлены в таблице 4.

Данные таблицы 4 свидетельствуют о том, что приоритетными ценностными ориентациями согласно иерархии у респондентов на констатирующем и

контрольном этапе эксперимента оказались по показателю «высокий уровень» следующих шкал: «помощь и милосердие к людям» - у 36,4% и 50% респондентов соответственно, «здоровье» - 26,4% и 41,8% студентов соответственно, «любовь» - у 27,3% и 40% респондентов соответственно, «поиск и наслаждение прекрасным» - у 22,7% и 40,9% респондентов соответственно, «социальная активность для достижения по-

Таблица 4

№ п/п Ценности Этапы эксперимента Уровни сформированности

Низкий Средний Высокий

абс. % абс. % абс. %

1 Отдых, приятное времяпрепровождение Констатирующий 15 13,6 53 48,2 42 38,2

Контрольный 4 3,6 69 62,7 37 33,7

Величина и значимость ф-критерия 2,766** 2,173* 0,712

2 Высокое материальное благосостояние Констатирующий 45 40,9 55 51 10 9,1

Контрольный 30 27,2 43 39,1 37 33,7

Величина и значимость ф-критерия 2,136* 1,632* 4,628**

3 Поиск и наслаждение прекрасным Констатирующий 55 50 30 27,3 25 22,7

Контрольный 30 27,3 35 31,8 45 40,9

Величина и значимость ф-критерия 3,493** 0,727 2,929**

4 Помощь и милосердие к другим людям Констатирующий 36 32,7 34 30,9 40 36,4

Контрольный 26 23,6 29 26,4 55 50

Величина и значимость ф-критерия 1,498 0,742 2,047*

5 Любовь Констатирующий 16 14,5 64 58,2 30 27,3

Контрольный 8 7,3 59 53,7 44 40

Величина и значимость ф-критерия 1,735* 0,69 1,995*

6 Познание нового в мире, природе, человеке Констатирующий 51 46,4 41 37,3 18 16,3

Контрольный 30 27,3 44 40 36 32,7

Величина и значимость ф-критерия 2,959** 0,408 2,84**

7 Высокий социальный статус и управление людьми Констатирующий 23 20,9 65 59,1 22 20

Контрольный 10 9,1 61 55,5 39 35,4

Величина и значимость ф-критерия

8 Признание и уважение людей Констатирующий 19 17,3 49 44,5 42 38,2

Контрольный 5 4,5 55 50 50 45,5

Величина и значимость ф-критерия 3,189** 0,816 1,098

9 Социальная активность Констатирующий 48 43,6 44 40 18 16,4

Контрольный 28 25,5 40 36,4 42 38,1

Величина и значимость ф-критерия 2,84** 0,549 3,701**

10 Общение Констатирующий 23 20,9 73 66,4 14 12,7

Контрольный 13 11,8 70 63,6 27 24,6

Величина и значимость ф-критерия 1,847* 0,438 2,277**

11 Здоровье Констатирующий 31 28,1 50 45,5 29 26,4

Контрольный 21 19,1 43 39,1 46 41,8

Величина и значимость ф-критерия 1,594 0,964 2,425**

Примечание: *1,64-р >0,05; **2,31-р >0,01.

Сравнительный анализ внутригрупповых различий уровней сформированности ценностных ориентаций личности респондентов по методике С.С. Бубнова до и после формирующего этапа

эксперимента с помощью ф-критерия Фишера

зитивных изменений в обществе» - 16,4% и 38,1% респондентов соответственно, показатель «высокое материальное благосостояние» выявлен у 9,1% и 33,7% респондентов соответственно, «познание нового в мире, природе, человеке» - 16,3% и 32,7% респондентов соответственно, «общение» - 12,7% и 24,6% респондентов соответственно. Самыми непопулярными оказались ценности: «отдых, приятное времяпрепровождение» - у 38,2% и 33,7% респондентов соответственно, «признание и уважение людей» - у 38,2% и 45,5% испытуемых соответственно.

Анализ внутригрупповых различий с помощью ф-критерия Фишера по показателю «высокий уровень» шкал «высокое материальное благосостояние», «поиск и наслаждение прекрасным», «познание нового в мире, природе, человеке», «социальная активность и здоровье» выявил статистически достоверные различия на р<0,01 уровне значимости, шкал «помощь и милосердие к другим людям», «любовь» выявил статистически достоверные различия на р<0,05 уровне значимости.

Определение статистической значимости различий показателей сформированности мотивационной

сферы студентов по всем использованным диагностическим методикам с помощью критерия Фишера подтвердило эффективность проведенной опытно-экспериментальной работы по развитию мотивационной сферы личности у студентов - педагогов-психологов в процессе изучения дисциплин социально-психологической направленности средствами тренинга развития профессиональной мотивации как условия успешности профессионального становления педагога-психолога.

Таким образом, процесс подготовки бакалавров в области профессиональной деятельности педагога-психолога является многоаспектным и трудоемким, поскольку на теоретическом и практическом уровне ему необходимо овладеть способами коммуникации, управления, взаимодействия, диагностирования, прогнозирования, методами и средствами коррекции, реабилитации и защиты личности. Эти основополагающие компоненты профессиональной деятельности, вероятно, и должны определять содержательную сторону подготовки бакалавров педагогов-психологов средствами тренинга развития профессиональной мотивации как условия успешности их профессионального становления.

Список литературы

1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Просвещение, 1976. - 160 с.

2. Бакшаева H.A. Психология мотивации студентов: учебное пособие. - М.: Логос, 2006. - 184 с.

3. БожовичЛ.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

4. Вилюнаса В.К. Психологические механизмы мотивации учения. - М.: МГУ, 1990. - 288 с.

5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.

6. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. - М.: Наука, 1988. - 192 с.

7. ЛеонтьевА.Н. Потребности, мотивы и эмоции. - М.: МГУ, 1971. - 40 с.

8. ЛесохинаЛ.Н. Способы обучения. Содержание и методы образования взрослых. - Л.: НИИООВ, 1998. - 273 с.

9. Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека: нервно-психическое напряжение // Хрестоматия по психологии: учебное пособие / сост. В.В. Мироненко; ред. А.В. Петровский. - М.: Просвещение, 1977. - С. 298-304.

10. Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной // Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие / ред. и сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: Смысл, 2001. - С. 641-648.

11. Методика диагностики самоактуализации личности Э. Шострома (в адаптации А.В. Лазукина) // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / под ред. Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова. - М.: Институт психотерапии, 2002. - C. 426-433.

12. Методика диагностики мотивов аффилиации А.А. Мехрабиана // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / под ред. Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова. - М.: Институт психотерапии, 2002. - C. 95-98.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Сосновский Б.А. К вопросу о мотивах, смыслообразовании в деятельности студента-заочника // Проблемы совершенствования профессиональной педагогической подготовки педагога в условиях заочного обучения. -М.: Высшее образование, 2008. - С. 32-37.

14. Тест «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С.С. Бубновой // Практическая психология. Инструментарий / В.Б. Шапарь. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - С. 431-436.

15. Фресс П. Оптимум мотивации // Экспериментальная психология / под ред. П. Фресс, Ж. Пиаже. - М.: Прогресс, 1999. - С. 119-125.

16. ХекхаузенX. Мотивация и деятельность: пер. с нем. / под ред. Б.М. Величковского. - М.: Педагогика, 1986. - 144 с.

17. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. - М.: Логос, 1994. - 156 с.

Reference list

1. Aseev V. Motivation of behavior and personality formation. M.: Prosveshchenie, 1976. 160 p.

2. Bakshaeva N. Psychology of motivation of students: Textbook. M.: Logos, 2006. 184 p.

3. Bozhovich L. The personality and its formation in children's age. M.: Prosveshchenie, 1968. 464 p.

4. Vilyunasa V. Psychological mechanisms of motivation of teaching. M.: MSU, 1990. 288 p.

5. Il'in E. Motivation and motives. SBR.: Piter, 2000. 512 p.

6. Kovalev V. The motives of behavior and activity. M.: Nauka, 1988. 192 p.

7. Leont'evA. Needs, motives and emotions. M.: MSU, 1971. 40 p.

8. Lesokhina L. Ways of teaching. The content and methods of adult education. L.: NIIOOV, 1998. 273 p.

9. Merlin V. Lectures on Psychology of motives of the human being: Neuro-psychological stress // Reading book on Psychology: Textbook / Author V. Mironenko; Edited by A. Petrovskiy. M.: Prosveshchenie, 1977. P. 298-304.

10. The method of diagnostics of social and psychological affirmations of the personality in the motivational-requirement sphere by O. Potemkina // Practical psychodiagnostics. Methods and tests: Textbook / Editor and complier D. Raigorodskiy. Samara: Smysl, 2001. P. 641-648.

11. The method of diagnostics of self-actualization by E. Shostrom (adapted by A.Lazukin) // Socio-psychological diagnostics of the personality development and minor groups / Under the editorship of N. Fetiskin, V. Kozlov, G. Manuylov. M.: Institute of psychotherapy, 2002. P. 426-433.

12. The method of diagnostics of the motives of affiliation by A. Mehrabian // Socio-psychological diagnostics of the personality development and minor groups / Under the editorship of N. Fetiskin, V. Kozlov, G. Manuylov. M.: Institute of psychotherapy, 2002. P. 95-98.

13. SosnovskiyB. Revisiting the motives, meaning-making in the activity of an external-student // Issues of improvement of professional pedagogical training of a teacher in conditions of distance education. M.: Higher education, 2008. P. 32-37.

14. The Test "Diagnostics of real structure of valuable orientations of the personality" by S. Bubnova // Practical Psychology. Toolkit / V. Shapar'. Rostov -on-Don: Feniks, 2005. P. 431-436.

15. Fraisse P. Optimum Motivation // Experimental Psychology / Under the editorship of P. Fraisse, J. Piaget. M.: Progress, 1999. P. 119-125.

16. Heckhausen H. Motivation and Activity: Translation from German / Under the editorship of B. Velichkovskiy. M.: Pedagogika, 1986. 144 p.

17. Yakunin V. Psychology of teaching activity of students. M.: Logos, 1994. 156 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.