Содержание программы предусматривает индивидуальную коррекцию участников, особенно при осознании глубинных особенностей личности. Использование различных методов психокоррекции в реабилитационной программе является наиболее оптимальным вариантом, позволяющим решать задачи на различных уровнях функционирования психики осужденного.
Выводы. С целью усовершенствования процесса социальной интеграции, повышения ее результативности необходимо управление педагогической, социальной и психологической работой с осужденными. Использование психолого-педагогических форм и методов работы с осужденными способствует повышению продуктивности этого процесса. Период первичной адаптации длится первые 2-3 месяца и характеризуется сильным напряженным психическим состоянием осужденного (чувство безнадежности, обреченности, которые становятся негативным фактором самосознания личности). Причина проявления стресса - нахождение в местах лишения свободы и связано с адаптацией осужденного к пенитенциарному учреждению. Следствием этого становятся социальная депривация, изменение привычного образа жизни. Пенитенциарный стресс негативно влияет не только на здоровье человека, отбывающего наказание, но и способствует различным деструктивным проявлениям (конфликты, суицид, противоправные действия). Поэтому очень важно облегчить процесс адаптации впервые осужденных к жизни в условиях изоляции и наметить пути для последующей их социальной интеграции. Курсы психологической подготовки, юридические уроки, дополнительные программы социальной интеграции с участием представителей общественных организаций и религиозных объединений направлены на формирование социально значимых качеств личности, сосредоточены на общепринятых ценностях, позитивных отношениях с другими и помогают подготовить осужденных к социальной адаптации после освобождения. Система внешних условий косвенно стимулирует активность субъекта исследования, но необходимо учитывать тот факт, что на выбор поведения субъекта влияют элементы ситуации.
Литература:
1. Ахметшина И.А. Девиантное поведение детей и подростков: учебное пособие. - М.: Издательство «Экон-Информ», 2018. - 141 с.
2. Ережипалиев Д.И. Преступность несовершеннолетних на современном этапе развития российского общества // Всероссийский криминологический журнал. - 2017. - Т. 11. - №1. - С. 98-108.
3. Калашников К.Н. Преступность в современной России: проблемы территориальных оценок и их интерпретация // Вопросы территориального развития. - 2019. - №3 (48).
4. Романова Н.М. Групповая преступность подростков в современных социально-психологических зарубежных исследованиях // Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. - 2016. - Т. 16. Вып. 4. - С. 443-449.
5. Adelman R., Williams Reid L., Markle G., Weiss S. & Charles J. Urban crime rates and the changing face of immigration: Evidence across four decades // Global Crime. - 2008. Volume 9. - Issue 1-2. DOI: https://doi.org/10.1080/17440570701862819
Психология
УДК 159.9.07
кандидат психологических наук, доцент Белозерцева Наталья Васильевна
ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» (г. Москва); кандидат психологических наук, доцент Беленкова Лариса Юрьевна
ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» (г. Москва)
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматривается понятие «мотивация профессиональной деятельности» как цель профессионального обучения студентов факультета психологии и педагогики и факультета иностранных языков. Раскрываются особенности данной мотивации, причины ее низкой сформированности у студентов с инвалидностью. Раскрываются результаты опытно-экспериментальной работы по изучению уровня сформированности учебной мотивации к будущей профессиональной деятельности и способы повышения мотивации профессиональной деятельности у студентов в условиях инклюзивного высшего образования.
Ключевые слова: высшее учебное заведение инклюзивного образования; готовность к профессиональной деятельности; мотивация профессиональной деятельности; студенты-инвалиды; ограниченные возможности здоровья; учебная мотивация.
Annotation. The article considers the concept of "motivation of professional activity" as the goal of professional training of students of the Faculty of Psychology and Pedagogy and the Faculty of Foreign Languages. The article reveals the features of this motivation, the reasons for its low formation in students with disabilities. The results of experimental work on the study of the level of formation of educational motivation for future professional activity and ways to increase the motivation of professional activity among students in the context of inclusive higher education are revealed.
Keywords: higher education institution of inclusive education; readiness for professional activity; motivation of professional activity; students with disabilities; limited health options; learning motivation.
Введение. Формирование мотивации к учебной деятельности - одна из наиболее обсуждаемых проблем в современной психологии и педагогике. Она является отправной точкой для управления учебным процессом. Преподавателю всегда нужно учитывать уровень сформированности мотивационной сферы студентов, поскольку именно в ней заключается движущая сила деятельности субъекта. Важно рассматривать проблемы формирования мотивационной сферы личности в инклюзивной учебной среде, поскольку студенты с инвалидностью различных нозологий, находящиеся в одной аудитории, требуют особого отношения и тщательного отбора подходов, методов и приемов обучения. В.Д. Байрамов считает, что «необходима системная и методически грамотная работа по преодолению барьеров во всех сферах. В зависимости от нозологии, студент с инвалидностью требует: специальных педагогических методик, учитывающих его
потребности; особой коммуникативной среды; прочих необходимых профессионально-ориентированной социализации условий» [1, с. 15].
В этой связи возникают вопросы: «Как организовать обучение иностранным языкам и культурам в условиях инклюзивного высшего образования?», «Как сделать профессиональную подготовку студентов-филологов с нозологией опорно-двигательного аппарата (НОДА) более эффективной?», «Должны ли стратегии формирования мотивации студентов-инвалидов отличаться от стратегии ее формирования у здоровых студентов в условиях учреждения инклюзивного высшего образования?».
Методологическая основа исследования: труды Н.А. Бакшаевой, А.А. Вербицкого, Т.О. Гордеева, Л.М. Кулагиной, М.В. Матюхиной, Е.А. Орловой, Е.Н. Осина, Н.М. Симоновой, О.А. Сычева, Л.М. Фридмана (мотивация учения как психологическая проблема); Т.А. Матиса, А.К. Марковой, М.С. Миримановой, А.Б. Орлова В.А. Сластенина, Ф.В. Шарипова (педагогическиеаспекты формирования мотивации учения); Н.Т. Ерчака, И.А. Зимней, И.А. Мазаевой (психология обучения иностранным языкам); Ю.В. Гилясева, В.А. Климчука, М.А. Паркера, Ж.И. Подоляк, Дж. Салливана, В.Т. Холмса (мотивационный дискурс); Н.В. Гальсковой, Ж.В Ганиева, Н.Ф. Коряковцевой, П.В. Сысоева, Р.П. Мильруда, О.Г. Полякова, Т.С. Путиловской (психолого-педагогические аспекты иноязычного образования); К.А. Корючева, Л.Ю. Беленкова (психологические проблемы обучения инвалидов в инклюзивной среде); Е.В. Александровой, В.Д. Байрамовым, А.В. Герасимовым, Л.Ю. Беленковой, Н.В. Белозерцевой (профессиональное обучение студентов c инвалидностью в инклюзивной среде); О.П. Алексеевой, Н.В. Белозерцевой, В.С. Джабраиловой, Е.А. Насоновой, Л.Н. Осиковой, Т.И. Галеевой (формирование мотивации к изучению иностранных языков и культур в условиях инклюзивного высшего образования). Анализ трудов вышеперечисленных авторов показал, что в современном научном знании практически не ведутся исследования формирования мотивации к осуществлению профессиональной деятельности у студентов с инвалидностью.
Мотивация к учению у студентов в вузе отличается от мотивации школьников. Многие исследования выявляют снижение уровня учебно-познавательной мотивации у студентов, что связано, с одной стороны, с переосмыслением собственных жизненных приоритетов, с другой стороны, зачастую с неготовностью сделать выбор будущей профессии и неосознанным выбором учебного заведения. У студентов позже наблюдается более высокая мотивация к учебной деятельности. Особенно это характерно для тех студентов, которые обладают высоким интеллектуальным развитием, хорошо сформированными нравственной, волевой и эмоциональной сферами личности. Еще одной проблемой формирования мотивации в вузе является вопрос о переходе учебно-познавательной мотивации к профессиональной деятельности. Дело в том, что в учебном процессе студенты выполняют иную роль, нежели они будут исполнять по окончании вуза, и, если профессиональные компетенции будут сформированы у студента недостаточно хорошо, он будет не готов к профессиональной деятельности. Иными словами, изначально, имея высокую учебную мотивацию, студенты проходят через кризис мотивационной сферы примерно на II-III курсах обучения. Как показывают исследования, это обусловлено тем, что изучаемый материал усложняется, увеличивается научная и профессиональная направленность обучения, новизна, что «нередко вызывает определенные сложности, особенно у студентов, испытывающих трудности с адаптацией» [3, с. 11]. Мотивация к осуществлению учебной и профессиональной деятельности у студентов с инвалидность и ОВЗ имеет свою специфику формирования, которая, по мнению Л.Ю. Беленковой, обусловлена деформацией личности, что проявляется в виктимности, слабой развитости волевой сферы, неуверенности в себе, «выученной беспомощности», когда индивид демонстрирует пассивное поведение, не предпринимая попыток к улучшению ситуации. Данное состояние является существенным фактором, замедляющим и затрудняющим образовательный процесс в условиях инклюзии [2].
Изложение основного материала статьи. Целью данного исследования является изучение и развитие у студентов мотивации аффилиации, достижений, самоактуализации и ценностных ориентации личности в процессе изучения дисциплин социально-психологической направленности факультетов психологии и педагогики, иностранных языков средствами тренинга развития профессиональной мотивации и комплекса мероприятий, направленных на формирование мотивации к осуществлению профессиональной деятельности у студентов с инвалидностью, как условия успешности их профессионального становления.
Для достижения поставленной цели нужно было решить следующие задачи: 1) подобрать методики провести диагностику мотивационной сферы личности студентов; 2) выявить уровень мотивации к осуществлению профессиональной деятельности студентов факультета иностранных языков и психологии и педагогики Московского государственного гуманитарно-экономического университета; 3) разработать комплекс мероприятий, направленных на формирование мотивации к осуществлению профессиональной деятельности у студентов с инвалидностью, обучающихся в условиях инклюзии; 4) провести апробацию и выявить эффективность разработанного комплекса мероприятий.
В процессе исследования применялись методы анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение и обобщение педагогического опыта, анкетирование, пробное обучение.
Эмпирическое исследование проводилось на базе Московского государственного гуманитарно-экономического университета на занятиях по дисциплинам «Психология», «Социальная психология», «Психология тренингов», «Психология стрессовых и постстрессовых ситуаций», «Иностранный язык» на факультете психологии и педагогики и иностранных языков. Основная цель психологического обеспечения этих дисциплин состояла в психологической поддержке личности бакалавра, направленная на укрепление мотивации, развитие осознания особенностей выбранной профессиональной деятельности, своих личностных свойств и возможных путей профессионального развития. В этой связи на кафедре педагогики и психологии была разработана и реализована программа тренинга развития профессиональной мотивации, которая решала следующие задачи: осознание основных личностных смыслов профессиональной деятельности, соотнесение их со своими представлениями об удовлетворенности профессиональной деятельностью; осмысление личностью иерархии собственных социальных ролей и определения места профессиональной роли в общей жизненной перспективе; осознание и проектирование личной профессиональной цели и цели самоактуализации; осознание особенностей реализации карьерных выборов; формулирование и выбор возможной стратегии профессионализации, личных профессиональных программ.
В общей сложности в эксперименте приняли участие 110 студентов 1-4 курсов, начиная с 2017 по 2021 гг. Результаты экспериментального исследования отражены в таблицах 1-4.
Данные диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере по методике О.Ф. Потемкиной отражены в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительный анализ внутригрупповых различий показателей социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере по методике О.Ф. Потемкиной до и после формирующего этапа эксперимента с помощью ф-критерия Фишера
Этапы эксперимента Социально-психологические установки, в %
Альтруизм Эгоизм Процесс Результат
Констатирующий 18,2 23,6 36,4 21,8
Контрольный 31,8 11,8 22,7 33,7
Величина и значимость ф-критерия 2,351* 2,329* 2,24 1,965
Примечание: *1,64-р >0,05, **2,31-р >0,01
Данные таблицы 4 показывают, что по сравнению с констатирующим этапом эксперимента на контрольном этапе возросло количество респондентов с альтруистической тенденцией с 18,2% и 31,8% соответственно, для них характерно признание необходимости оказания помощи, отказ от удовлетворения личных интересов в пользу другого человека и стремлением поступать в соответствии с нормативной позицией; эгоистическая тенденция выявлена лишь у 11,8% респондентов по сравнению с констатирующим этапом, (23,6%), они ставят свои интересы выше интересов других; снизилось количество респондентов с ориентацией на процесс с 36,4% и 22,7% соответственно, менее задумываются над достижением результата, часто опаздывают со сдачей работы, их процессуальная направленность препятствует их результативности; ими больше движет интерес к делу, а для достижения результата требуется много рутинной работы, негативное отношение к которой они не могут преодолеть; возросло количество респондентов с ориентацией на результат с 21,8% и 33,7% респондентов соответственно, они ориентируются на результат, надежны; могут достигать результата в своей деятельности вопреки неудачам.
Данные диагностики самоактуализации личности по методике Э. Шострома в адаптации А.В. Лазукина отражены в таблице 2.
Таблица 2
Сравнительный анализ внутригрупповых различий уровней самоактуализации личности респондентов по методике Э. Шострома в адаптации А.В. Лазукина до и после формирующего этапа
эксперимента с помощью ф-критерия Фишера
№ п/п Показатели самоактуализации Этапы эксперимента Уровни самоактуализации личности, в %
Высокий Средний Низкий
1 Ориентация во времени Констатирующий 13,6 63,6 22,7
Контрольный 31,8 56,4 11,8
Величина и значимость ф-критерия 3,285* 1,09 2,166*
2 Ценности Констатирующий 17,3 61,8 20,9
Контрольный 31,8 61,8 6,4
Величина и значимость ф-критерия 2,522* 0 3,248**
3 Взгляд на природу человека Констатирующий 4,5 68,2 27,3
Контрольный 21,8 63,6 15,5
Величина и значимость ф-критерия 4,034** 0,853 2,158*
4 Потребность в познании Констатирующий 11,8 60 28,2
Контрольный 26,3 56,4 17,3
Величина и значимость ф-критерия 2,803** 0,541 1,943*
5 Креативность Констатирующий 14,5 52,7 32,8
Контрольный 28,2 62,6 19,2
Величина и значимость ф-критерия 2,514** 1,365 2,314**
6 Автономность Констатирующий 26,3 72,7 10
Контрольный 41,9 34,5 23,6
Величина и значимость ф-критерия 2,425** 5,829** 2,751**
7 Спонтанность Констатирующий 28,2 40,9 30,9
Контрольный 14,5 66,4 19,1
Величина и значимость ф-критерия 2,514** 3,834** 2,032*
8 Самопонимание Констатирующий 25,5 56,4 18,2
Контрольный 40,9 50 9,1
Величина и значимость ф-критерия 2,44** 0,949 1,988*
9 Аутосимпатия Констатирующий 10 66,4 23,6
Контрольный 24,5 60,9 14,6
Величина и значимость ф-критерия 2,907** 0,845 1,735*
10 Контактность Констатирующий 30 50,9 19,1
Контрольный 41,8 48,2 10
Величина и значимость ф-критерия 1,832* 3,189** 1,936*
11 Гибкость в общении Констатирующий 30,9 56,4 12,7
Контрольный 47,3 43,6 9,1
Величина и значимость ф-критерия 2,507** 1,906* 0,86
Примечание: *1,64-р >0,05,**2,31-р >0,01
Данные таблицы 2 показывают, что по сравнению с констатирующим этапом эксперимента возросло количество респондентов, с 13,6 % до 31,8 %, по шкале ориентация во времени, они способны получать наслаждение от актуального момента, от жизни «здесь и теперь». Возросло количество респондентов по шкале ценностей с 17,3 % по 31,8 % на контрольном этапе по сравнению с констатирующим, выбор ими ценностей определяет стремление к здоровым отношениям с людьми и гармоничному бытию. Положительный взгляд на природу человека возрос на контрольном этапе по сравнению с констатирующим этапом (с 4,5 % и 21,8 % студентов соответственно); они отличаются верой в человека как устойчивая основа для искренних и гармоничных межличностных отношений, доверия к человеку. По сравнению с констатирующим этапом увеличилось количество испытуемых (с 11,8 % до 26,3 %) по шкале потребности в познании; они всегда открыты новым впечатлениям, их отличает бескорыстная жажда нового, интерес к объектам. Возросло количество испытуемых по шкале креативности с 14,5 % и 28,2 %, что характеризует их творческое отношение к жизни. Рассматривая показатели автономности, являющейся главной мерой психического здоровья личности, ее полноты и целостности, следует отметить, что 26,3 % и 41,9 % юношей и девушек соответственно имеют высокие показатели, что характеризует их как зрелыми, независимыми личностями. По шкале спонтанности возросло количество испытуемых со средним уровнем (с 40,9 до 66,4 %), они способны непосредственно выражать свои чувства и эмоции, для них характерно естественное поведение, они уверены в себе и доверяют окружающим. Возросло количество испытуемых с высоким уровнем аутосимпатии, (с 10 % и 24,5 %), для них характерна осмысливаемая положительная Я-концепция, являющаяся основой устойчивой адекватной самооценки. По шкале контактность также произошло увеличение числа респондентов (с 30 % до 41,8 %), для них характерен высокий уровень общительности, умения устанавливать прочные и доброжелательные отношения с окружающими, склонность ко взаимно полезным и приятным контактам с другими людьми.
Признавая важность саморазвития, самоактуализации, студенты после проведения тренинговых занятий и комплекса мероприятия, предложенных преподавателями факультета психологии и педагогики, стали обладать рядом личностных характеристик, которые позволяют наиболее полно реализовать свои возможности: достаточно высокий уровень доверия, доброе и внимательное отношение к людям, уверенность в себе, склонность собственные вкусы и интересы подчинить потребностям большинства.
Данные методики А. Мехрабиана отражены в таблице 3.
Таблица 3
Сравнительный анализ внутригрупповых различий уровней развития аффилятивной тенденции и чувствительности к отвержению у студентов по методике А. Мехрабиана до и после формирующего этапа эксперимента с помощью ф-критерия Фишера
Мотив Этапы эксперимента Уровень развития мотива, в %
Низкий Средний Высокий
Стремление к людям Констатирующий 50 36,4 13,6
Контрольный 19,1 36,4 44,5
Величина и значимость ф-критерия 4,939 ** 0 5,236**
Боязнь быть отвергнутым Констатирующий 23,7 34,5 41,8
Контрольный 52,7 39,1 8,2
Величина и значимость ф-критерия 4,524** 0,705 6,118**
Примечание: *1,64-р >0,05,**2,31-р >0,01
Согласно данным таблицы 3, были выделены 4 группы интенсивности проявления мотивов стремления к принятию и страха отвержения. У 41,8 % испытуемых выявлено сочетание следующих позиций: высокого уровня развития мотива «боязнь быть отвергнутым» в совокупности с низким уровнем развития мотива «стремление к людям», что характеризует их как активно избегающих контактов с людьми, ищущих одиночества. У 13,6 % испытуемых выявлено сочетание следующих позиций: высокого уровня развития мотива «стремление к людям», сочетаемый с высоким уровнем развития мотива «боязнь быть отвергнутым, что характеризуется сильно выраженным внутренним конфликтом между стремлением к людям и их избеганием, который возникает каждый раз, когда ему приходится встречаться с незнакомыми людьми. У 13,6 % испытуемых выявлено сочетание следующих позиций: высокого уровня развития мотива «стремление к людям», сочетаемый с низким уровнем развития мотива «боязнь быть отвергнутым», что характеризует их как активно ищущих контактов и общения с людьми, испытывающих в основном только положительные эмоции. У 23,7 % испытуемых выявлено сочетание мотивационных тенденций: низкого уровня развития
обоих мотивов, что характеризует их как живущих среди людей и общающихся с ними, не испытывающих от этого ни положительных, ни отрицательных эмоций и хорошо чувствующих как среди людей, так и без них.
Данные диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности по методике С.С. Бубнова представлены в таблице 4.
Таблица 4
Сравнительный анализ внутригрупповых различий уровней сформированности ценностных ориентаций личности респондентов по методике С.С. Бубнова до и после формирующего этапа эксперимента с помощью ф-критерия Фишера
№ п/п Ценности Этапы эксперимента Уровни сформированности, в %
Низкий Средний Высокий
1 Отдых, приятное времяпрепровождение Констатирующий 13,6 48,2 38,2
Контрольный 3,6 62,7 33,7
Величина и значимость ф-критерия 2,766** 2,173* 0,712
2 Высокое материальное благосостояние Констатирующий 40,9 51 9,1
Контрольный 27,2 39,1 33,7
Величина и значимость ф-критерия 2,136* 1,632* 4,628**
3 Поиск и наслаждение прекрасным Констатирующий 50 27,3 22,7
Контрольный 27,3 31,8 40,9
Величина и значимость ф-критерия 3,493** 0,727 2,929**
4 Помощь и милосердие к другим людям Констатирующий 32,7 30,9 36,4
Контрольный 23,6 26,4 50
Величина и значимость ф-критерия 1,498 0,742 2,047*
5 Любовь Констатирующий 14,5 58,2 27,3
Контрольный 7,3 53,7 40
Величина и значимость ф-критерия 1,735* 0,69 1,995*
6 Познание нового в мире, природе, человеке Констатирующий 46,4 37,3 16,3
Контрольный 27,3 40 32,7
Величина и значимость ф-критерия 2,959** 0,408 2,84**
7 Высокий социальный статус и управление людьми Констатирующий 20,9 59,1 20
Контрольный 9,1 55,5 35,4
Величина и значимость ф-критерия
8 Признание и уважение людей Констатирующий 17,3 44,5 38,2
Контрольный 4,5 50 45,5
Величина и значимость ф-критерия 3,189** 0,816 1,098
9 Социальная активность Констатирующий 43,6 40 16,4
Контрольный 25,5 36,4 38,1
Величина и значимость ф-критерия 2,84** 0,549 3,701**
10 Общение Констатирующий 20,9 66,4 12,7
Контрольный 11,8 63,6 24,6
Величина и значимость ф-критерия 1,847* 0,438 2,277**
11 Здоровье Констатирующий 28,1 45,5 26,4
Контрольный 19,1 39,1 41,8
Величина и значимость ф-критерия 1,594 0,964 2,425**
Примечание: *1,64-р >0,05, **2,31-р >0,01
Данные таблицы 4 свидетельствуют о том, что приоритетными ценностными ориентациями согласно иерархии у респондентов на контрольном этапе эксперимента по сравнению с констатирующим этапом оказались следующие: «помощь и милосердие к людям» возросло количество испытуемых с 36,4 % до 50 % соответственно, «здоровье» - с 26,4 % и 41,8 % респондентов, «любовь» - с 27,3 % до 40 % респондентов, «поиск и наслаждение прекрасным» - с 22,7 % до 40,9 % респондентов, «социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе» - с 16,4 % до 38,1 % респондентов соответственно, «высокое материальное благосостояние» - с 9,1 % до 33,7 % респондентов соответственно, «познание нового в мире, природе, человеке» - с 16,3 % до 32,7 % респондентов соответственно, «общение» с 12,7 % до 24,6 % респондентов соответственно.
Определение статистической значимости различий показателей сформированности мотивационной сферы студентов по всем использованным диагностическим методикам с помощью критерия Фишера подтвердило эффективность проведенной экспериментальной работы по развитию мотивационной сферы личности студентов в процессе изучения дисциплин социально-психологической направленности средствами тренинга развития профессиональной мотивации как условия успешности их профессионального становления и целого комплекса мероприятий, предложенных преподавателями факультета иностранных языков по формированию мотивации к будущей профессии: 1) Пересмотрено содержание дисциплин «Теория перевода», «Специальное страноведение», «Язык делового общения». В них были внесены задания, аналогичные тем, которые выпускникам предстоит выполнять в своей профессиональной деятельности. 2) Организованы фотовыставки «Иностранные языки в нашей жизни», «Первые шаги в профессии» [3], где у
студентов появилась возможность побеседовать со своими однокурсниками о проблемах, с которыми тесталкиваются, а также о способах их решения. 3) В рамках изучаемых дисциплин организовано изучение текстов мотивационного дискурса [4], авторы которых делятся собственными секретами успеха. Наиболее яркими представителями, речи которых нами изучаются в учебном процессе, являются Ник Вуйчич, Стив Джобс, Роберт Кийосаки, Адама Гранта. Также полезным для развития уверенности в себе является изучение биографий людей с инвалидностью, преодолевших себя и достигших определенных высот в своей профессии. 4) Встречи с профессионалами. В рамках проведения Фестиваля языков и культур на факультете иностранных языков были организованы встречи с маститыми переводчиками. Иногда перед встречами со студентами проводились беседы, в ходе которых они знакомились со статьями и книгами известных лингвистов. 5) Посещение профессиональных конкурсов. Например, для студентов МГГЭУ была организована экскурсия в МГУ им. М.В. Ломоносова на конкурс синхронных и последовательных переводчиков "Cosines-pi", в ходе которой они смогли познакомиться с работой будущих коллег, поучаствовать в мастер-классах, проводимых лучшими переводчиками, а также послушать лекции профессоров ведущих лингвистических вузов России. 6) Профессиональные конкурсы и викторины в новом формате (переводческий батл, квест по страноведению) и т. д. Важно при этом использовать командные формы соревнований, поскольку именно в команде студенты учатся чувствовать ответственность друг за друга, понимать, что от вклада каждого зависит успех всей команды в целом [5, с. 104]. 7) На мотивацию студентов влияет также возможность участия в академической мобильности [6]. Именно интегрируясь в общемировой социум, студент может осознать важность получения профессионального образования и сравнить уровень профессионализма собственного с существующим в нашей стране и за рубежом.
Выводы. Эти и другие мероприятия проводились кафедрой романо-германских языков и психологии и педагогики с 2017 по 2021 год в рамках празднования профессиональных дней (Дня переводчика, Дня учителя), что также способствовало осознанию студентами с инвалидностью собственной причастности к будущей профессии. В результате проводимого эксперимента нами было выявлено, что треть студентов (из 120 участвующих) начали проявлять интерес к профессиональным конкурсам и мастер-классам. Качество исследовательских работ улучшилось примерно у 81% студентов. Начали проявлять инициативу в организации профессиональных проектов 15% студентов. Около 20% студентов продолжили обучение в магистратуре, аспирантуре, профессиональных курсах. Таким образом, разработанный и примененный нами комплекс мероприятий способствует повышению мотивации профессиональной деятельности студентов в условиях инклюзии.
Литература:
1. Байрамов В.Д. ФГБОУИ ВО «МГГЭУ»: от сегрегации к инклюзии за четверть века // Инвалид в XXI веке: образование, трудоустройство, социальная интеграция: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. / Моск. гос. гуманитар.-экон. ун-т. - М.: МГГЭУ, 2015. - С. 14-18.
2. Беленкова Л.Ю. Развитие мотивационной сферы студентов педагогического вуза как условие успешного профессионального становления // Вестник академии права и управления. - 2016. - № 44. -С. 183-192.
3. Белозерцева Н.В. Дидактический потенциал англоязычного мотивационного дискурса // Больше, чем английский: профессиональные подходы к обучению профессионалов: сб. науч. тр. и материалов Межд. науч.-практ. конф. / Центр иностр. яз. и межкультур. коммуникации экон. фак. МГУ, представительство изд-ва Оксфорд. ун-та и образов. компания RELOD. - М., 2019. - С. 23-28.
4. Белозерцева Н.В. Фотовыставка как инновационный метод формирования мотивации к изучению иностранных языков у студентов с ОВЗ / Н.В. Белозерцева, М.П. Фомичева // International scientific-practical congress of pedagogues, psychologists and medics "Motivation. Way to the Future", the 25th of May, 39 2016, Geneva (Switzerland). - Geneva (Switzerland): Publishing Center of the European Association of pedagogues and psychologists "Science", 2016. - Р. 6-10.
4. Насонова Е.А., Белозерцева Н.В., Фомичева М.П. Образовательный квест по страноведению: особенности организации в условиях вуза инклюзивного образования // Человек. Общество. Инклюзия. -2018. - № 3 (35). - С. 97-104.
5. Problems on Training Specialists in the Social and Economic Area for Intercultural Integration in the Context of Staff Mobility / L.A. Apanasyuk [etc.] // Espacios. - 2017. - V. 38. - № 33. - P. 26. - URL: http://www.revistaespacios.com /a17v38n33/17383326.html (Дата доступа: 09.06.2021).
Психология
УДК 159.9
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Вадурина Елена Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда); кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и педагогики Носова Наталья Валентиновна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда)
ФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ДИСТАНЦИОННОГО ЛЕКТОРИЯ
Аннотация. В статье представлен опыт работы по разработке и реализации модели повышения родительской компетентности через дистанционные формы обучения, прописаны этапы и содержание работы.
Ключевые слова: родительская компетентность, ответственное родительство, дистанционный лекторий, вебинар.
Annotation. The article presents the experience of working on the development and implementation of a model for improving parental competence through distance learning, describes the stages and content of the work.