были установлены у менеджеров по сравнению с инженерами-программистами. Это и неудивительно, т.к. менеджеры нацелены на работу с людьми и вышеперечисленные качества им просто необходимы. Инженеры показали более высокие результаты по критерию «Оригинальность». И такой результат тоже вполне закономерен, т.к. продукты IT-специалиста в первую очередь должны отличаться оригинальностью.
Что объединяет этих специалистов, так это понимание того, что любая технология, новый продукт или вид услуги очень быстро отстают от жизни. Поэтому и те и другие показали практически одинаковые результаты креативности.
Выводы. Творчество необходимо в любой профессии, поскольку именно новые взгляды и подходы являются движущей силой прогресса. Повышение эффективности деятельности, причем любых видов деятельности, в современных условиях зависит от реализации и развития творческого потенциала. Сегодня ни одна компания не может позволить себе расслабиться: конкуренция чрезвычайно жестока. Именно поэтому работодатели так заинтересованы в людях, которые способны нестандартно мыслить, находить новые идеи и подходы к управлению. Творчество становится реальной и острой потребностью практики развития. Креативность, как и любое качество характера, можно развивать и стимулировать. В каждом из нас заложены потенциальные способности, которые при грамотном подходе можно раскрыть.
Необходимо отметить важность создания творческой образовательной среды, позволяющей добиваться формирования творческого отношения будущих специалистов к профессии. Для этого можно использовать не только дополнительные методы развития творческих способностей студентов, но и вариатив компьютерных программ, направленных на развитие творческого мышления и представляющих профессиональный интерес для студентов.
Литература:
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс: Кн. 1 / В.И. Андреев. — Казань: Изд-во Казанского университета, 1996. — 565 с.
2. Галин А.Л. Личность и творчество: психология этюда / А.Л. Галин. - Новосибирское книжное издательство, 1989.
3. Зельдович Б. З., Метельникова Е. К. Роль креативных решений в деятельности менеджера // Вестник МГУП имени Ивана Федорова. Изд-во: Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова. 2016. № 3. С. 23-25.
4. Ивахненко О.Н. Сравнительный анализ креативности менеджеров и инженеров-программистов // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. 2016. С. 98-105.
5. Конюченко Е.А., Линчук Т.П. Творчество в инженерной деятельности // Вестник Иркутского государственного технического университета http://www.psihdocs.ru/tvorchestvo-v-injenemoj-deyatelenosti.html.
6. Кохановская Д.Р. Развитие креативности студентов университета при изучении дисциплины «Информационные технологии» // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 2 (151). Народное образование. Педагогика. С. 140-146.
7. Лившиц В.И. Формирование креативности при подготовке инженеров массовых профессий // Инженерное образование. 2012. № 9. С. 26-37.
8. Моляко В.А. Психология конструкторской деятельности. - М.: Машиностроение, 1983. - 134 с.
9. Чугунова Э.С. Комплексная социально-психологическая методика изучения личности инженера / Под ред. Э.С.Чугуновой. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. - 184 с.
10. BusinessMan.ru: https://businessman.ru/new-ajtishniki-eto-specialisty-stoyashhie-v-istokax-informacionnyx-texnologij .html.
Психология
УДК 159.954:374(045)
кандидат психологических наук, доцент Беленкова Лариса Юрьевна
Московский государственный гуманитарно-экономический университет инклюзивного высшего образования (г. Москва);
кандидат психологических наук, старший преподаватель Ананикова Виктория Викторовна
Московский государственный гуманитарно-экономический университет инклюзивного высшего образования (г. Москва)
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ АЛЬТРУИСТИЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ВУЗА
Аннотация. В статье актуализируются вопросы развития альтруистической мотивации студентов инклюзивного вуза как критерия социальной зрелости личности; представлены результаты опытно-экспериментального исследования, направленного на изучение альтруистической мотивации студентов в условиях инклюзивного вуза; дано обоснование необходимости разработки программы тренинговых занятий, способствующих повышению потребности в проявлении сострадательности, заботливости, сочувствия и сопереживания, чувства долга, ответственности по отношению к другим.
Ключевые слова: альтруизм, альтруистическая мотивация, просоциальное поведение, студенты, инклюзивный вуз, тренинг.
Annotation. The article aktualisierte the issues of development of the altruistic motivation of students of the University as an inclusive criterion of social maturity of the personality; presents the results of experimental research aimed at studying the altruistic motivation of students in an inclusive institution of higher education; the rationale for the development of a program of training courses aimed at improving the needs in the manifestation of compassion, care, sympathy and empathy, feelings of duty, responsibility towards others.
Keywords: altruism, altruistic motivation, Pro-social behavior, students, inclusive University, training.
Введение. В настоящее время проблема альтруистического взаимодействия между людьми начинает привлекать все больше внимания в связи ростом эгоистических тенденций в обществе. Современная нравственность, обусловленная культурой сверхпотребления, поставила эгоизм во главу угла. Эгоцентризм
стал нормой, вызывающей симпатию, целью и средством достижения других целей. Именно поэтому современные психологи пытаются выяснить факторы, которые позволяют людям проявлять в поведении свои лучшие качества: заботу, внимание и помощь, моральную и материальную жертвенность.
Альтруистическое поведение является достаточно исследованным в психологической науке. Сущность альтруизма, его структура, виды и формы, факторы, влияющие на формирование альтруизма, раскрыты в философской и психологической литературе, где рассматривается соотношение альтруизма и такой этической категории как «эгоизм» [2]. При этом определяется социальная обусловленность альтруизма, особенности функционирования этой категории в системе морали (К. Гиллиган, О. Конт и др.); раскрыты социально-психологические модели альтуистического поведения, рассматривающие его как механизм, регулирующий взаимный обмен и базирующийся на общечеловеческих нормах поведения (А. Голднер, Д. Майерс, Р. Чалдини); представлено глубинно-психологическое понимание альтруизма как механизма, защищающего слабое Эго субъекта (З. Фрейд, Г. Хорни и др.); имеется понимание альтруизма с позиции установки и направленности личности, формирующейся в процессе деятельности (Г.М. Андреева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, В.В. Субботский и др.).
Большинство исследований фокусировались на зависимости альтруистического поведения юношей и девушек от их социального статуса, уровня агрессивности, Я-концепции. При этом оценивалось именно поведение, а собственно позиции юноши и девушки, их представлениям об альтруизме посвящено незначительное количество работ. Учитывая важную роль юношеского возраста в формировании личности, мировоззрения и собственных взглядов человека на основные жизненные проблемы, нам кажется важным рассмотреть развитие альтруистической мотивации студентов инклюзивного вуза в процессе тренинговых занятий, что определяет важность и актуальность предпринятого исследования.
Цель статьи - раскрыть проблему развития альтруистической мотивации студентов инклюзивного вуза как критерия социальной зрелости личности; представить результаты опытно-экспериментального исследования, направленного на изучение альтруистической мотивации студентов в условиях инклюзивного вуза; обосновать необходимость разработки программы тренинговых занятий, способствующих повышению потребности в проявлении сострадательности, заботливости, сочувствия и сопереживания, чувства долга, ответственности по отношению к другим.
Изложение основного материала статьи. Понятие альтруистического поведения неотделимо от внутренней мотивации этой формы активности, ибо под альтруистическими понимаются только бескорыстные помогающие действия, не обещающие субъекту никаких внешних наград и поощрений, иными словами, альтруистическое поведение является непрагматическим по своей сути. За пределами альтруизма оказываются формы помогающего поведения, основанные на корыстном расчете и действия. А.А. Моисеева указывала, что в сферу собственно альтруистических проявлений не включаются также акты помощи, осуществляемые на уровне регуляции социально-нормативного типа (культурные привычки, правила этикета, помогающие действия в ответ на демонстрацию модели помощи) [4].
В.Е.-Ч. Ким считает, что альтруистическая мотивация - это всегда внутренняя личностно-смысловая мотивация, описываемая понятием смыслообразующего мотива. Среди внутренних мотивационных механизмов собственно альтруистического содержания следует различать два мотива: мотив морального долга и мотив сочувствия [3].
Под альтруистической мотивацией нами понимается целостная система побудительных процессов, направленных на благо других людей, классифицируемые как социально полезные действия.
С этим понятием достаточно близко стоит понятие просоциального поведения. А.Е. Авдеева предлагает следующее его определение: это поведение, направленное на благо других людей или общества в целом, последствия которых определяются как социально полезные действия [1].
Анализ теоретических работ и данных экспериментальных исследований отечественных и зарубежных психологов по проблематике альтруистического поведения подтверждает реальность существования альтруистических мотивов как самостоятельных психических образований. Однако, раскрывая содержание мотива бескорыстной помощи, или мотива блага для другого, одни исследователи интерпретируют этот мотив как интериоризованную альтруистическую норму, а другие - как проявление действенного сопереживания или сочувствия. Таким образом, выделяются два основных подхода к пониманию мотивационной природы альтруистического поведения: 1) личностно-нормативный (нравственные нормы и моральные убеждения личности); 2) эмоциональный (роль альтруистических эмоций - эмпатии, сопереживания, сочувствия, симпатии в реализации альтруистического поведения). Согласно Х. Хекхаузена, наиболее перспективными представляются попытки синтеза обоих аспектов, предпринятые Ш. Шварцем, Г. Клаузеном [7]. Обсуждаемые мотивы трудно различимы по своим внешним поведенческим проявлениям, однако имеют совершенно различное психологическое содержание.
Альтруистическая ориентация является довольно распространенной формой человеческой активности, играющей роль в межличностных контактах, внутригрупповом взаимодействии, общении и совместной деятельности людей.
А.С. Прутченков считает, что тренинг развития мотивации альтруизма относится к тренингу социального поведения, он позволяет отрепетировать форму и манеру поведения в типичных социальных ситуациях, в которых человек испытывает определенные трудности. В тренинге поведения человек многократно пытается добиться своей цели [6].
Тренинг, направленный на развитие альтруизма должен быть личностным тренингом, включающим приемы, помогающие осознать себя, специфику личностной эмоционально-нравственной сферы, развить способность понимать чувства, мысли и поведение другого человека, совершенствованию значимых личностных качеств, необходимых для выстраивания гармоничных взаимоотношений с партнерами по общению, установлению эмоциональных контактов с ними, основанных на чувстве сопереживания, сострадания и сочувствия.
В соответствие с этим, особенно важным в сфере инклюзивного образования, является формирование альтруистического (просоциального) поведения по отношению к студентам с ограниченными возможностями здоровья. Студенческая среда - это тот фактор, который оказывает влияние на адаптацию студента с ограниченными возможностями здоровья, изменяет его сознание, позволяет чувствовать себя полноценным человеком, способствует успешной социализации не только в студенческой среде, но и в обществе в целом. Следует отметить сложность их социальной адаптации в образовательной среде, которая состоит в том, что
студенты с ограниченным возможностями здоровья более замкнуты, отстранены от окружающих, вследствие своего заболевания, реже идут на контакт. Раскрепощенность их во многом зависит, по мнению М.В. Некрасовой, от позитивного отношения к ним однокурсников, от желания окружающих людей помочь им, быть более терпимыми. Болезнь (недостаток в развитии) накладывает отпечаток на личность студента, имеющего проблемы со здоровьем, они ранимы в общении, некоторые субъективно оценивая свое состояние, чувствуют себя «изгоями» общества [5]. Однако, как показывают исследования, примерно 90 % студентов-инвалидов рассматривают обучение в вузе не только как возможность получить высшее образование в инклюзивном вузе, но и, как возможность жить в среде, которая помогает им ощутить себя равными с другими, не имеющими психофизических особенностей.
С целью изучения и развития альтруистической мотивации студентов инклюзивного вуза было проведено опытно-экспериментальное исследование, состоящее из трех этапов:
1 этап - констатирующий - подбор комплекса методик и диагностика исходного уровня развития альтруистической мотивации студентов (методика «Мотивация помощи» С.К. Нартовой-Бочавер, шкала альтруизма из «Опросника интерперсонального диагноза» Т. Лири, Р.Л. Лафорже, Р.Ф. Сучек, «Шкала «Альтруизм - эгоизм» методики диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О.Ф. Потемкиной; методика «Шкала диспозиционного эгоизма» К. Муздыбаева);
2 этап - формирующий - разработка и реализация программы развития альтруистической мотивации студентов в процессе тренинговых занятий;
3 этап - контрольный - итоговая диагностика уровня развития альтруистической мотивации студентов (по аналогичным методикам констатирующего этапа эксперимента, для выявления достоверности и значимости различий по показателям уровня альтруистической мотивации до и после формирующего эксперимента использовался - ф-критерий Фишера).
Исследование проводилось на базе ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» г. Москва. В исследовании приняли участие 30 студентов (экспериментальная группа (ЭГ) - 15 человек, контрольная группа (КГ) - 15 человек) факультетов психологии и педагогики, социологии и журналистики в возрасте 18-24 лет.
Результаты констатирующего этапа исследования показали, что мотив оказания помощи у студентов занимает одно из последних мест в иерархии. В юношеском возрасте оказание помощи другому зависит от личного отношения к нуждающемуся в ней, факторы ее осознаются неглубоко. Это свидетельствует о низком уровне развития альтруистической мотивации и развитии просоциальной склонности, что требует организации и проведении тренинговой работы в этом направлении.
С целью развития альтруистической мотивации и установок эффективного взаимодействия и анализа просоциальной активности личности студентов нами разработана и апробирована тренинговая программа.
Задачи тренинговой программы: знакомство с основными способами и мотивами взаимодействия в ситуации оказания помощи; определение индивидуального стиля взаимодействия (поведения) в ситуации оказания помощи; развитие навыков, необходимых для актуализации просоциального поведения; выявление и осознание установок в отношении лиц другой культуры в ситуации оказания помощи; анализ критериев таких понятий, как помогающее поведение, альтруизм, бескорыстие, корысть.
В групповой атмосфере безопасности и доверия были созданы условия для познания себя и раскрытия внутреннего потенциала, появилась возможность прийти к согласованным представлениям о себе, принятию себя и позитивному самоотношению, которые в свою очередь усиливают просоциальную мотивацию. Тренинг развития альтруистической мотивации предполагал актуализацию социально полезной мотивации и формирование жизненных стратегий, в которых находят свое отражение общечеловеческие ценности и идеалы. Получение и предоставление обратной связи, использование опыта других людей, участие в специально организованных упражнениях, направленных на исследование собственного способа пребывания в мире и способствующих зарождению социально значимой мотивации, позволили участникам пересмотреть и расширить жизненные ориентиры, включить в систему целей просоциальный аспект и реализовывать свой потенциал на благо обществу.
С целью выявления эффективности влияния тренинговых занятий на развитие альтруистической мотивации студентов был проведен контрольный этап эксперимента. Сравнительные данные методик до и после формирующего этапа эксперимента отражены в таблицах 1-4.
Таблица 1
Степень выраженности мотивации помощи студентов ЭГ и КГ по методике С.К. Нартовой-Бочавер на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
Этапы эксперимента Группы испытуемых Степень выраженности альтруизма
Низкая Умеренная Высокая
абс. % абс. % абс. %
Констатирующий ЭГ 9 60 5 33,3 1 6,7
КГ 10 66,6 4 26,7 1 6,7
Контрольный ЭГ 3 20 7 46,7 5 33,3
КГ 10 66,6 4 26,7 1 6,7
Величина и значимость ф-критерия 2,695** 1,147 1,933*
Примечание: *-1,64 (р <0,05), **-2,31 (р <0,01)
Данные таблицы 1 показывают, что потребность в оказании помощи другим значительно возросла в ЭГ: высокая степень выраженности выявлена у 33,3 % испытуемых, умеренная степень выявлена у 46,7 % испытуемых, низкая - у 6,6 % испытуемых ЭГ. В КГ изменений не произошло. Итак, диагностика на контрольном этапе эксперимента выявила положительную динамику в сформированности показателей мотивации оказания помощи у студентов ЭГ: большинство из них настроены на оказание помощи, в большей степени испытывают удовлетворение от ее оказания, им свойственно проявление сопереживания и
сочувствия другому. Анализ межгрупповых различий с помощью ф-критерия Фишера по показателю «низкая степень выраженности альтруизма» и «низкая степень выраженности альтруизма» выявил статистически
достоверные различия на р — 0,01 уровне значимости у испытуемых ЭГ; по показателям в КГ статистически достоверных различий не выявлено.
Результаты методики «Шкала альтруизма опросника интерперсонального диагноза» Т. Лири, Р.Л. Лафорже, Р.Ф. Сучек отражены в таблице 2.
Таблица 2
Степень выраженности альтруизма студентов ЭК и КГ по методике Т. Лири, Р.Л. Лафорже, Р.Ф. Сучек на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
Степень выраженности альтруизма
Этапы Группы Низкая Умеренная Высокая Очень высокая
эксперимента испытуе мых абс. % абс. % абс. % абс. %
ЭГ 8 53,3 6 40 1 6,7 1 6,7
Констатирующий КГ 8 53,3 6 40 1 6,7 1 6,7
ЭГ 2 13,3 6 40 5 33,3 2 13,3
Контрольный КГ 9 60 6 40 1 6,7 1 6,7
Величина и значимость ф- 2,807** 0 1,933* 0,611
критерия
Примечание: *-1,64 (р <0,05), **-2,31 (р <0,01)
Данные таблицы 2 показывают, что у большинства испытуемых ЭГ, 40 % испытуемых, выявлена умеренная степень выраженности альтруизма, у 33,3 % испытуемых - высокая степень выраженности, очень высокая у 13,3 % испытуемых. Студенты, имеющие высокие показатели альтруизма отмечали, что они больше думают о других людях, чем о себе; для себя им что-либо просить не удобно и даже стыдно, а для других - гораздо приятнее и легче. Им трудно отказать в какой-либо просьбе окружающим, им в большей степени свойственно бескорыстие и желание помочь людям, попавшим в трудную ситуацию. Таким образом, у большинства студентов выявлена умеренная и высокая степень выраженности альтруизма, отзывчивости и заботы о других в ущерб себе, великодушия и терпимости к недостаткам других. Анализ межгрупповых различий с помощью ф-критерия Фишера по показателю «низкая степень выраженности альтруизма» выявил
статистически достоверные различия на р — 0,01 уровне значимости, «высокая степень выраженности
альтруизма» выявил статистически достоверные различия на р — 0,05 уровне значимости у испытуемых ЭГ; по показателям в КГ статистически достоверных различий не выявлено.
Таблица 3
Степень выраженности альтруистической установки личности студентов ЭГ и КГ по методике О.Ф. Потемкиной на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
Этапы эксперимента Группы испытуемых Степень выраженности альтруизма
Низкая Умеренная Высокая
абс. % абс. % абс. %
Констатирующий ЭГ 9 60 5 33,3 1 6,7
КГ 8 53,3 6 40 1 6,7
Контрольный ЭГ 2 13,3 6 40 7 46,7
КГ 8 53,3 6 40 1 6,7
Величина и значимость ф-критерия 2,437** 0 2,687**
Примечание: *-1,64 (р <0,05), **-2,31 (р <0,01)
Данные таблицы 3 показывают, что расхождение показателей между альтруистами и эгоистами значительное в обеих группах 60 % и 6,7 % и 53,3 % и 6,7 % соответственно. Пограничный уровень имеют 33,3 % и 40 % студентов обеих групп соответственно. Среди испытуемых, имеющих высокие результаты в «ориентации на альтруизм», было обнаружено, что они больше думают о других людях, чем о себе. С низким уровнем «ориентации на альтруизм» напротив, отмечали, что для них важно, прежде всего, своя персона и свои достижения и успехи, чем желание заботиться о других, переживать или беспокоится, им не нужно сильно напрягаться для «кого-то», не особо значимого и можно сделать все проще. Среди студентов, имеющих высокие результаты в «ориентации на эгоизм», было установлено, что они стремятся уделять своей особе как можно больше внимания, сначала думают о себе, а потом уже о других. Испытуемые с низким уровнем «ориентации на эгоизм» отмечали, что для них важно, чтобы их действия были надежными и полезными для окружающих, забота о других не идет в ущерб себе. Анализ межгрупповых различий с помощью ф-критерия Фишера по показателю «низкая степень выраженности альтруизма» и «низкая степень
выраженности альтруизма» выявил статистически достоверные различия на р — 0,01 уровне значимости у испытуемых ЭГ; по показателям в КГ статистически достоверных различий не выявлено.
Таблица 4
Степень выраженности эгоизма у студентов ЭГ и КГ по методике К. Муздыбаева на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
Этапы эксперимента Группы испытуемых Степень выраженности эгоизма
Низкая Умеренная Высокая
абс. % абс. % абс. %
Констатирующий ЭГ 2 13,4 5 33,3 8 53,3
КГ 1 6,7 6 40 8 53,3
Контрольный ЭГ 6 40 6 40 3 20
КГ 1 6,7 6 40 8 53,3
Величина и значимость ф-критерия 2,437** 0 2,687**
Примечание: *-1,64 (р <0,05), **-2,31 (р <0,01)
Согласно данным таблицы 4, у 53,3 % испытуемых обеих групп высоко выражен эгоизм, они сообщили, что им легко просить помощь у других, они считают, что самому человеку не следует просить о помощи, а надо ждать, когда ее окажут; когда кто-то из знакомых переживал серьезные затруднения, чувство жалости по отношению к бедствующему они редко испытывали; в течение последнего года мало кто из них оказывали помощь другим. Таким образом, по сравнению с неэгоистами, эгоисты менее отзывчивы к нуждам знакомых, реже оказывают помощь нуждающимся, в то же время сами чаще проявляют готовность просить поддержки у окружающих. Таким образом, у студентов выявлен средний и высокий уровень альтруистической мотивации, развития просоциальной склонности, мотивации оказания помощи, низкий уровень выраженности эгоизма. Анализ межгрупповых различий с помощью ф-критерия Фишера по показателю «низкая степень выраженности эгоизма» и «низкая степень выраженности эгоизма» выявил статистически
достоверные различия на р — 0,01 уровне значимости у испытуемых ЭГ; по показателям в КГ статистически достоверных различий не выявлено.
Таким образом, повторная диагностика показала, что большинству испытуемых свойственен высокий и средний уровень развития альтруистической мотивации, что проявляется в повышении эмпатии, эмоциональной отзывчивости, просоциальной активности личности, готовой искренне заботиться о других и проявлять социальный интерес и желании оказывать помощь нуждающимся.
Выводы. Данные экспериментального исследования свидетельствуют о том, что выдвинутая нами гипотеза о том, что разработанная и апробированная программа социально-психологического тренинга способствует повышению потребности в проявлении сострадательности, заботливости, сочувствия и сопереживания, чувства долга, ответственности по отношению к другим, доказана. Значит, она оказалась оптимальным и действенным средством развития внутренней мотивации думать и действовать в соответствии с социально значимыми идеалами и ценностями в соответствии с чувством долга и помощи другим.
Литература:
1. Авдеева А.Е. Мотивация помощи и альтруистического поведения: подходы и детерминанты / А.Е. Авдеева // Прикладная психология: современное состояние, эффективность исследований, перспективы развития: сборник материалов Междун. науч.-практ. конфер. XII Левитовские чтения. - М.: МГОУ, 2017. -С. 61-64.
2. Ильин Е.П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2013. - 304 с.
3. Ким Владимир Ен-Чан. Диагностика альтруистических установок личности: автореф. дис. на соискание науч. степени канд. психол. наук: 19.00.01 «Психологические науки» / В.Е.-Ч. Ким Владимир. -М., 1984. - 22 с.
4. Моисеева, Анна Аркадьевна. Альтруистическая направленность личности и ее формирование в семье: автореф. дис. на соискание науч. степени канд. психол. наук: 19.00.05 «Социальная психология» / А.А. Моисеева. - СПб., 2007. - 24 с.
5. Некрасова М.В. Формирование просоциального поведения у студентов вуза в условиях инклюзивного образования / М.В. Некрасова // Социальная политика и социология. - 2011 - №7. - С. 254-260.
6. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе / А.С. Прутченков. - М.: Эксмо-пресс, 2013. - 638 с.
7. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: в 2 т. Т. 1 / Х. Хекхаузен. - М.: Педагогика, 2014. - 408 с.
Психология
УДК 159.9.072
кандидат психологических наук, доцент Карнеев Рафаэль Камильевич
Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (г. Брянск); кандидат психологических наук, доцент Карнеева Ольга Александровна
Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (г. Брянск)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ РАБОТНИКОВ
АВТОШКОЛ
Аннотация. Проведенное исследование раскрывает существенные закономерности взаимосвязи общего психологического состояния, типов межличностных отношений и эмоционального выгорания работников автошкол. Установлено, что для работников автошкол с высокими показателями фазы напряжения характерны низкие показатели последовательности в достижении целей, согласованности между поставленными и достигнутыми целями, положительной оценкой себя и собственных поступков, а также общим индексом жизненной удовлетворённости. В ходе исследования изучены половозрастные различия по симптомам и фазам формирования эмоционального выгорания.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, работники автошкол, индекс жизненной удовлетворенности, межличностные отношения.
Annotation. The research reveals essential patterns of correlation between a general psychological condition, types of interpersonal relations and driving school workers' emotional burnout. It is established that low indices of consistency in purpose achievement, coordination between set and reached purposes, a positive estimation of self and self acts, and life satisfaction are common for driving school employees with high level of the pressure phase. In the study, sex and age differences have been examined as far as emotional burnout symptoms and phases are concerned.
Keywords: emotional burnout, driving school employees, life satisfaction index, interpersonal relationships.
Введение. На современном этапе развития общества, меняющихся социально-экономических условиях жизнедеятельности, участившихся социальных стрессах, осуществление эффективной профессиональной деятельности затрудняется при возрастании вероятности развития неблагоприятных психических состояний. Современные психологические исследования, касающиеся работников профессий коммуникативной направленности (педагоги, юристы, врачи, психологи и др.) показывают подверженность их синдрому эмоционального выгорания. По данным отечественных и зарубежных исследований синдром эмоционального выгорания появляется в ситуациях активного общения с людьми в процессе профессиональной деятельности под влиянием различных факторов внешних и внутренних по содержанию и проявляется во множестве негативных эмоциональных и поведенческих особенностей.
Изложение основного материала статьи. Проблема психологических особенностей эмоционального выгорания определяется тем, что число трудных ситуаций, с которыми сталкиваются сотрудники различных образовательных организаций, в последнее время значительно возросло.
Согласно К. Маслач «главной причиной синдрома эмоционального выгорания является психологическое, душевное переутомление. Когда внутренние и внешние требования длительное время преобладают над внутренними и внешними ресурсами человека, у него нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к развитию синдрома эмоционального выгорания» [6].
Синдром «эмоционального выгорания» рассматривается К. Кондо как следствие производственных стрессов, как процесс дезадаптации к рабочему месту или профессиональным обязанностям. При этом основным предрасполагающим фактором «выгорания» являются чрезмерная рабочая нагрузка и ее продолжительность в ситуациях напряженных межличностных отношений. «Особенности такой работы сопровождаются потерей энергии, развитием психосоматической усталости и эмоционального истощения, беспокойством, раздражением, понижением самооценки на фоне развития психосоматических расстройств, семейных проблем» [8, с. 45].
В качестве факторов, способствующих развитию синдрома «эмоционального выгорания», Плотникова А.Н. называет «чувство социальной незащищенности, неуверенности в социально-экономической стабильности и другие негативные переживания, связанные с социальной несправедливостью и недостатком социальной поддержки» [8, с. 46].
В работе Н.А. Каиновой и М.В. Лыткиной указывается «на связь эмоционального выгорания с недостаточным уровнем коммуникативной компетентности» [3, с. 124]. Более всего риску возникновения синдрома эмоционального выгорания подвержены лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. Установлена зависимость появления синдрома эмоционального выгорания и величины педагогического стажа [5].
Подверженность педагогов развитию синдрома эмоционального выгорания объясняется тем, что профессиональный труд педагогов отличается очень высокой эмоциональной напряженностью [1]. Труд работников образовательных организаций любого уровня относится к числу наиболее сложных и ответственных видов деятельности человека. Он характеризуется значительной интеллектуальной нагрузкой, информационными перегрузками, эмоциональной напряженностью, требует большого объема памяти, содержит элементы творчества и тесно связан с ответственностью за жизнь обучающихся.
Психологические особенности работников автошкол имеют различную выраженность, так как к работникам автошкол относятся как преподаватели, так и мастера или инструктора производственного обучения вождению, которые в свою очередь имеют специфику осуществления педагогической деятельности.
В соответствии с нормативно-правовыми документами, в автошколах, как образовательных организациях, осуществляющих подготовку начального профессионального образования по профессии «водитель транспортного средства определенной категории», к сотрудникам предъявляют некоторые требования к уровню образования, выраженности профессиональных компетенций и т.д. [10, с. 82]. На сегодняшний день сформулированы требования к работникам автошкол, позволяющие определить педагогическую компетентность, которая была разработана с учетом обозначенных трудовых функций и федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.