Научная статья на тему 'Социально-психологические установки в мотивационно-потребностной сфере будущих специалистов по социально-культурной деятельности'

Социально-психологические установки в мотивационно-потребностной сфере будущих специалистов по социально-культурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ / МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНАЯ СФЕРА / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БУДУЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ ПО СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЫ / ГОТОВНОСТЬ К ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЫ / SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ATTITUDES / NEED-MOTIVATIONAL SPHERE / SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY / FUTURE SPECIALIST IN SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY / ORGANIZATION OF AN INCLUSIVE ENVIRONMENT / READINESS TO ORGANIZE AN INCLUSIVE ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербакова Олеся Анатольевна

В статье автором предпринята попытка обоснования необходимости изучения социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере будущих специалистов по социально-культурной деятельности в контексте подготовки к организации инклюзивной среды. В работе представлено исследование, целью которого является анализ особенностей социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере будущих специалистов по социально-культурной деятельности. В статье произведен анализ результатов исследования, выявивший дисгармоничные социально-психологические установки студентов, и приведена интерпретация результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щербакова Олеся Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ATTITUDES IN NEED-MOTIVATIONAL SPHERE OF FUTURE SPECIALIST IN SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY

In the article the author attempts to substantiate the need to study social-psychological attitudes in the need-motivational sphere of future specialists in social and cultural activities in the context of preparation for the organization of an inclusive environment. The article analyzes the results of the study, which revealed disharmonious social-psychological attitudes in students, and provides an interpretation of the results.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические установки в мотивационно-потребностной сфере будущих специалистов по социально-культурной деятельности»

4. Львова О.В. Использование технологии «Дебаты» при обучении иностранному языку // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. - М.: Финансовый ун-т при Правительстве Российской Федерации, 2014. - 1 (13). - 76-79.

5. Орешина Е.Е. Дебаты и форматы дебатов в теории и практике преподавания иностранного языка // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008. -№ 5 (61). - С. 328-332.

6. Пекушева Д.В., Ряднова М.В., Невская П.В. Дебаты как современный метод обучения английскому языку студентов направления «Туризм» // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. - Пермь: ПНИПУ, 2018. - №1. -С. 177-187.

7. Сун Лэй Дебаты - образовательная технология инновационного типа // Вестник Моск. Ун-та. Серия 20: Педагогическое образование. - Москва: МГУ имени М.В. Ломоносова «Издательский Дом», 2012. - №2. -С. 118-126.

8. Турнер Д. Ролевые игры. Эффективный тренинг: практическое руководство. - СПб.: Питер, 2002. - 352 с.

Педагогика

УДК:37.042.2 + 379.8.092

аспирант Щербакова Олеся Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ В МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ

СФЕРЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье автором предпринята попытка обоснования необходимости изучения социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере будущих специалистов по социально-культурной деятельности в контексте подготовки к организации инклюзивной среды. В работе представлено исследование, целью которого является анализ особенностей социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере будущих специалистов по социально-культурной деятельности. В статье произведен анализ результатов исследования, выявивший дисгармоничные социально-психологические установки студентов, и приведена интерпретация результатов.

Ключевые слова: социально-психологические установки, мотивационно-потребностная сфера, социально-культурная деятельность, будущие специалисты по социально-культурной деятельности, организация инклюзивной среды, готовность к организации инклюзивной среды.

Annotation. In the article the author attempts to substantiate the need to study social-psychological attitudes in the need-motivational sphere of future specialists in social and cultural activities in the context of preparation for the organization of an inclusive environment. The article analyzes the results of the study, which revealed disharmonious social-psychological attitudes in students, and provides an interpretation of the results.

Keywords: social-psychological attitudes, need-motivational sphere, social and cultural activity, future specialist in social and cultural activity, organization of an inclusive environment, readiness to organize an inclusive environment.

Введение. Гуманизация общественных отношений в современной России, находящая свое выражение, в том числе во включении людей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в активную социальную жизнь, предъявляет повышенные требования к профессиональной подготовке в вузах специалистов профессий социономического типа, к которым мы относим специалистов по социально-культурной деятельности (далее - специалисты по СКД). По научным прогнозам потребность в специалистах данного профиля будет последовательно нарастать [6, с. 1]. В соответствии с ФГОС ВО поколения 3++ по направлению подготовки «Социально-культурная деятельность» специалисты по СКД могут осуществлять профессиональную деятельность в области социального обслуживания, образования и науки, в сфере культуры и искусства в зависимости от направленности (профиля) освоенной образовательной программы [7].

Среди объектов трудовой деятельности выпускников направления подготовки «Социально-культурная деятельность» следует отметить: государственные и муниципальные учреждения, некоммерческие организации и бизнес-субъекты в сфере культуры, искусства и досуга; благотворительные фонды, общественные организации и движения в области социально-культурной деятельности; организации индустрии досуга и рекреации; продюсерские центры; учреждения общего, среднего и дополнительного образования [2, с. 108], а также учреждения системы социального обслуживания населения. Вне зависимости от области применения своих профессиональных компетенций важным критерием профессионализма специалистов по СКД является готовность к организации инклюзивной среды в тех организациях и учреждениях, где будет осуществляться их трудовая деятельность.

Под инклюзивной средой в социально-культурной сфере мы подразумеваем совокупность специально организованных условий для обеспечения удовлетворения особых социальных, культурных и образовательных потребностей лиц с ОВЗ, их социализации и интеграции в общество [14, с. 60]. Готовность к профессиональной деятельности рассматривается как сложное, динамически развивающееся интегративно-комплексное образование, включающее мотивы, потребности, установки, ценностные ориентации, профессиональные компетентности и профессионально важные качества [15, с. 264].

По мнению отечественных исследователей (О.С. Бородиной, А.А. Вербицкого, А.Д. Гонеева, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Е.Н. Кореневой, Е.С. Ромашевской, В.А. Сластенина, И.Н. Хафизулиной и др.) одним из основных компонентов готовности к профессиональной деятельности является мотивационный компонент.

Изложение основного материала статьи. Мотивационный компонент готовности выпускников направления подготовки «Социально-культурная деятельность» к организации инклюзивной среды

представляет собой совокупность мотивации как побуждения, вызывающего активность и определяющего направленность [3, с. 32] на данный процесс, социально-психологических установок на осуществление работы с лицами, в том числе с детьми, с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии, проявление профессионального интереса к данной проблеме, сознательное желание решать указанную профессиональную задачу как неотъемлемую часть профессиональной деятельности, наличие осознанной потребности к повышению уровня своей компетентности и др.).

Важной составляющей мотивационного компонента готовности к профессиональной деятельности являются социально-психологические установки. Теория установки в отечественной психологии была разработана выдающимся советским ученым Д.Н. Узнадзе, развита в работах представителей его научной школы (концепция социальной установки Ш.А. Надирашвили), легла в основу диспозиционной концепции регуляции поведения личности В.А. Ядова. Проблема установки исследовалась классиками деятельностной теории личности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). А.Г. Асмолов, пытаясь найти точки соприкосновения двух ведущих психологических концепций и соотнося понятие установки в общей и социальной психологии, трактует социальную установку как предрасположенность к определенному способу реагирования [1, с. 162].

Социально-психологическая установка личности в работах российских исследователей последнего двадцатилетия рассматривается как готовность личности воспринимать, оценивать, анализировать условия и действовать в них определенным образом [8, с. 5], субъективная ориентация на те или иные ценности [4, с. 396], готовность к определенному поведению в конкретной ситуации [12, с. 245]; одна из глубинных детерминант, определяющих целенаправленную активность личности и особенности ее межличностного взаимодействия [5, с. 334]; одно из важнейших профессиональных качеств личности [13, с. 6]; состояние психологической готовности, которое складывается из опыта человека, воздействуя на его реакции в отношении социально значимых для него объектов и ситуаций [11, с. 487].

Диагностика социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере позволяет спрогнозировать поведение будущих специалистов в тех или иных профессиональных ситуациях, что обуславливает ее актуальность при определении готовности к тому или иному виду профессиональной деятельности. Несмотря на значительное количество работ, посвященных исследованию социально-психологических установок студентов различных направлений подготовки, данный компонент мотивационной сферы личности будущих специалистов по СКД изучен недостаточно.

В связи с вышеизложенным была определена цель данной работы - изучение социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере студентов направления подготовки «Социально-культурная деятельность» в контексте формирования их готовности к организации инклюзивной среды.

Для исследования социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере будущих специалистов по СКД был организован констатирующий эксперимент, в котором принял участие 101 студент бакалавриата Краснодарского государственного института культуры очной формы обучения в возрасте 18 - 23 лет: 1 курс - 27 чел., 2 курс - 26 чел., 3 курс - 31 чел., 4 курс - 17 чел. Для диагностики социально-психологических установок будущих специалистов по СКД применялась «Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О.Ф. Потемкиной [9, с. 641-648].

Средние значения степени выраженности социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере будущих специалистов по СКД приведены в таблице.

Таблица

Курс Ориентации (средние баллы)

Процесс Результат Альтруизм Эгоизм Труд Деньги Свобода Власть

1 6,3 6,4 4,7 4,7 4,8 3,6 7,2 4,0

2 7,1 5,8 5,8 3,8 4,6 2,7 7,6 3,6

3 6,3 6,1 4,4 4,2 6,1 3,1 6,6 3,6

4 7,7 6,0 6,0 3,3 4,9 2,7 6,8 2,6

Среднее 6,9 6,1 5,2 4,0 5,1 3,0 7,0 3,5

Анализ средних значений степени выраженности социально-психологических установок показал, что распределение ориентаций студентов социально-культурного профиля выглядит следующим образом: 1 место - «ориентация на свободу» (7,0); 2 место - «ориентация на процесс» (6,9); 3 место - «ориентация на результат» (6,1); 4 место - «ориентация на альтруизм» (5,2); 5 место - «ориентация на труд» (5,1); 6 место -«ориентация на эгоизм» (4,0); 7 место - «ориентация на власть» (3,5); 8 место - «ориентация на деньги» (3,0).

Выводы. Таким образом, у студентов выражены ориентации на «свободу», «процесс», «результат». Данная тенденция характерна и для студентов других специальностей [10, с. 152]. В меньшей степени выражены установки на «альтруизм», «труд» и «эгоизм». Низшие позиции в рейтинге занимают установки на «власть» и «деньги».

Наибольшая степень выраженности социально-психологической установки на «свободу» отмечается у студентов 2 курса (среднее значение - 7,6) и у студентов 1 курса (7,2), на «процесс» - у студентов 4 курса (7,7) и студентов 2 курса (7,1). В наименьшей степени ориентация на «деньги» выражена у студентов 2 и 4 курсов (по 2,7).

Дисгармоничность мотивации студентов прослеживается в парах ориентаций «альтруизм - эгоизм», «труд - деньги», «свобода - власть». Для определения уровня сформированности социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере студентов нами предложены следующие уровни: низкий (0-1 баллов), ниже среднего (2-3 балла), средний (4-6 баллов), выше среднего (7-8 баллов), высокий (9-10 баллов).

В парах «альтруизм - эгоизм», «процесс - результат», представляющих наибольший интерес в контексте нашей работы, уровни распределились следующим образом. Низкий и ниже среднего уровни сформированности ориентации на «альтруизм» диагностированы почти у трети студентов (31 чел., 30,7%). Выше среднего и высокий уровни ориентации на «эгоизм» установлены у более чем трети студентов (37 чел.,

36,6%). Уровень сформированности установок ниже среднего для ориентации «на процесс» отмечаются у 5 студентов (5,0%). Ниже среднего уровень сформированности ориентаций «на результат» определен у 9 студентов (8,9%).

Результаты исследования показали, что у 66 (65,3 %) студентов на констатирующем этапе эксперимента определены дисгармоничные ориентации. Гармоничные ориентации с низким и ниже среднего уровнями сформированности присущи почти четверти студентов (25 чел., 24,8%). Высокомотивированных студентов с гармоничными ориентациями (высокий уровень и уровень выше среднего) выявлено 10 чел. (9,9%).

Альтруизм рассматривается как одно из основных профессионально важных личностных качеств специалиста, работающего с лицами с ОВЗ. В то же время высокий уровень выраженности ориентации на «альтруизм» создает для специалистов риски раннего выгорания, которое без принятия профилактических и коррекционных мер может привести к профессиональной деформации. Работники с выраженной ориентацией на «альтруизм» могут стать объектом манипуляции коллег или получателей услуг. Низкий уровень альтруизма при выраженных эгоистических установках, по нашему мнению, является признаком недостаточной готовности к работе с людьми, и особенно с детьми с ОВЗ. Средний уровень выраженности ориентации эгоистические ценности позволяет специалисту препятствовать развитию эмоционального выгорания и долго оставаться в выбранной профессии.

Таким образом, можно предположить, что гармоничное сочетание ориентаций на «альтруизм» и «эгоизм» является предпочтительным для специалистов, работающих в условиях инклюзивной среды.

Студенты, у которых преобладают ориентации на «процесс», могут проявлять интерес к будущей трудовой деятельности в целом, получают удовольствие от процесса работы в различных направлениях профессиональной деятельности. Данные характеристики являются весьма ценными для специалиста по СКД, работающего в системе дополнительного образования, в организациях социального обслуживания и учреждениях культуры, в которых услуги получают лица с ОВЗ. Так как процесс социокультурной реабилитации не всегда приводит к быстрому результату, высокая степень выраженности данной ориентации может быть приемлемой, а иногда и полезной для специалиста, работающего в условиях инклюзии.

Ориентация на «результат» важна для менеджеров социально-культурной деятельности, которые выступают руководителями учреждений культуры или их структурных подразделений. Данным специалистам необходимо в запланированные сроки организовать инклюзивную среду во вверенном учреждении (структурном подразделении): обеспечить и поддерживать архитектурную доступность объекта, сформировать команду специалистов, компетентных в работе с лицами с ОВЗ, организовать закупку специального оборудования и методическое и информационное обеспечение инклюзивного процесса, своевременно и эффективно решать другие управленческие задачи.

Будущие специалисты с выраженными ориентациями на «труд» получают удовольствие от работы, затрачивают на нее дополнительное время, приветствуют занятия любимым делом у своих коллег. В тоже время, специалисты социономических профессий подвергаются повышенным эмоциональным нагрузкам, особенно при работе с лицами с ОВЗ. Стрессогенные ситуации, характеризующиеся эмоциональными перегрузками, в сочетании с физической усталостью могут приводить к снижению качества труда и также способствовать развитию эмоционального выгорания.

Ориентация на «деньги», с одной стороны, может быть стимулом для профессионального роста специалиста, повышения им квалификации, добросовестного выполнения должностных обязанностей для обеспечения более высокого уровня оплаты труда. С другой стороны, студенты с преобладающей ориентацией на «деньги» при низкой выраженности ориентации на «альтруизм» ориентированы, скорее, на работу в коммерческом секторе социально-культурной сферы и могут испытывать неудовлетворенность профессиональной деятельностью, осуществляемой в бюджетных учреждениях.

Ориентация студентов на «свободу», возможно, обусловлена особенностями возраста. Данную социально-психологическую установку можно трактовать как потребность в самостоятельном выборе способов решения учебных, а в дальнейшем и профессиональных задач, и творческом подходе к работе. Для специалистов, осуществляющих социокультурную реабилитацию, данная ориентация может означать свободу выбора приемов, методов и технологий в работе с лицами с ОВЗ.

Студенты с преобладающей ориентацией на «власть» могут самореализоваться в процессе выполнения трудовых функций менеджера социально-культурной деятельности и продюсера культурно-досуговых программ. Однако, высокомотивированные на «власть» студенты могут проявлять в работе авторитарный стиль взаимодействия или признаки скрытого манипулирования, что может негативно отражаться на их управленческом авторитете и психологическом климате в трудовом коллективе.

Мы предполагаем, что в большей степени рискам развития эмоционального выгорания и, в целом, профессиональной деформации в процессе трудовой деятельности могут быть подвержены выпускники с дисгармоничными ориентациями.

Результаты проведенного исследования должны быть учтены при разработке образовательной программы, направленной на подготовку будущих специалистов по СКД к организации инклюзивной среды, в части касающейся формирования мотивационного компонента готовности.

Литература:

1. Асмолов А.Г., Ковальчук М.А. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. - М.: Моск. ун-т, 1977. - С. 143-163.

2. Григорьева Е.И. Проектирование как основа формирования профессиональных компетенций студентов специальности «Социально-культурная деятельность» // Вестник Тамбовского университета. -2018. - Т. 23, № 175. - С. 106-113.

3. Гукетлова Д.М. Актуальность проблемы психолого-педагогического сопровождения развития мотивационно-потребностной сферы студентов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2010. - № 6. - С. 32-34.

4. Еремицкая И.А. Особенности социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере работников университета // Казанский педагогический журнал. - 2016. - Т. 2, № 2. -С. 396 - 399.

5. Князев Е.Б., Белых В.В. Взаимосвязь социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере // Материалы научно-практической конференции Дыльновские чтения «Социология XXI века: традиции и инновации». - Саратов: Саратовский источник, 2017. - С. 334-336.

6. Курина В.А. Особенности профессиональной подготовки студентов направления подготовки «Социально-культурная деятельность» в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2017. - № 5. - 02, п.л. - URL: http: //e-koncept.ru/2017/470075.htm (дата обращения: 06.03.2019).

7. Приказ министерства образования и науки РФ от 6 декабря 2017 г. № 1179 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.03 Социально-культурная деятельность» URL: http://fgosvo.ru/news/8/1920 (дата обращения: 02.03.2019).

8. Пряхина М.В. Социально-психологические установки в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.06. - СПб, 2000. - 250 с.

9. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: БАХРАХ-М, 2001. - 672 с.

10. Руднева Е.Н., Льноградская О.И., Костянов В.В. Особенности социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере студентов вуза // Вестник государственного технического университета. - 2014. - № 1 (21). - С. 150-156.

11. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2016. - 592 с.

12. Сычева Т.Ю. Социально-психологические установки как фактор, определяющий моральное сознание личности // Гео-Сибирь. - 2009. - Т.6. - С. 242-249.

13. Шамионов Р.М., Сотников А.Е. Жизненные ценности и социально-психологические установки на различных этапах профессиональной социализации юристов // Известия Саратовского университета. - 2013. -Т. 2, № 4. - С. 353-358.

14. Щербакова О.А. Изучение эмоциональной устойчивости студентов в контексте готовности к организации инклюзивной среды // Педагогический вестник. - 2018. - Вып. 4. - С. 60-61.

15. Щербакова О.А. Эмпатия и рефлексивность как профессионально важные личностные качества студентов социально-культурного профиля для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов. - 2018. - Вып. 61. - Ч. 2. - С. 264-267.

Педагогика

УДК 37.018

кандидат педагогических наук, доцент Юнусова Эльмаз Адиль-Гареевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь)

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению проблемы содержания деятельности классного руководителя в современной начальной школе. В статье раскрываются главнейшие функции классного руководителя, а также описываются основные обязанности классного руководителя; изучены две важнейшие формы работы классного руководителя, раскрыты и проанализированы особенности их организации и проведения.

Ключевые слова: воспитание, деятельность, активность, обучение, воспитание, развитие.

Annotation. This study is devoted to the study of the problem of the content of the activity of the class teacher in a modern primary school. The article reveals the most important functions of the class teacher, and also describes the main duties of the class teacher: the two most important forms of work of the class teacher are explored, the features of their organization and conduct are revealed and analyzed.

Keywords: education, activity, activity, training, education, development.

Введение. Классный руководитель — это учитель, который назначается директором школы, имеющий достаточный опыт работы, авторитет, высокие профессиональные качества и проводящий учебно-воспитательную работу в назначенном ему классе с целью создания благоприятных условий для формирования, развития и совершенствования личных качеств и потребностей учащихся. Со временем создания новых видов учебных заведений (лицеи, гимназии) подверглось изменения и содержание деятельности классного руководителя. В современное время выделяют несколько видов классного руководителя: учитель-предметник, исполняющий функции классного руководителя, освобожденный классный руководитель, воспитатель; классный наставник, а также классный куратор. Классный наставник и куратор, в частности, выполнят лишь воспитательную, организационную, творческую деятельность с учениками и их родителями.

Изложение основного материала статьи. Документами, регламентирующими деятельность классного руководителя, является Закон РФ «Об образовании», Декларация прав и свобод человека, Конвенция о правах ребенка, Устав школы. Классный руководитель назначается на свою должность и освобождается от нее только директором школы. На время отпуска или болезни классного руководителя его обязанности могут временно возлагаться на другого учителя, который не имеет классного руководства и который работает в этом классе. Руководит деятельностью классного руководителя заместитель директора по воспитательной работе школы. Классный руководитель готовит отчет о результате своей работы перед педагогическим советом, директором и заместителем директора школы по воспитательной работе в определенном порядке [2, c. 145].

Деятельность классного руководителя - основной механизм осуществления индивидуального подхода к учащимся. Классный руководитель выполняет деятельность такого содержания:

1. максимальное развитие каждого ученика, определение его неповторимости и творческого потенциала;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.