Научная статья на тему 'Изучение просоциальной мотивации студентов социономических профессий'

Изучение просоциальной мотивации студентов социономических профессий Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
960
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСОЦИАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / СОЦИОНОМИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ / ЭМПАТИЯ / АЛЬТРУИЗМ / ЦЕННОСТИ / PRO-SOCIAL MOTIVATION / SOTSIONOMICHESKIE PROFESSION / EMPATHY / ALTRUISM / VALUES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Брессо Татьяна Ивановна

Статья посвящена экспериментальному изучению просоциальной мотивации у студентов социономических специальностей: психологов, социальных педагогов, менеджеров. Автором разработан новый подход к изучению паттернов и выявлению различий в просоциальных мотивационных характеристиках в разных социокультурных студенческих группах, обучающихся социономическим профессиям. На основе проведенного анализа психологических исследований по проблеме автором разработаны уровни развития просоциальной мотивации студентов, применительно к социономическим профессиям. В ходе эксперимента выявлена психологическая специфика и наличие социокультурных особенностей взаимосвязи между ориентациями на альтруизм (просоциальную мотивацию) с ценностными ориентациями и уровнем эмоционального интеллекта. Доказано, что на проявление просоциальной мотивации большое влияние оказывает уровень развития эмоционального интеллекта, как интегрального показателя, так и показателя эмпатии в частности. Автор подчеркивает, что психологическая специфика студентов гуманитарного профиля стимулирует развитие новых компетенций и позволяет им продуктивно реализовать личностный потенциал в будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF PROSOCIAL MOTIVATION OF STUDENTS SOTSIONOMICHESKIH PROFESSIONS

The article focuses on the experimental study of prosocial motivation in students sotsionomicheskih professions: psychologists, social workers and managers. The author of a new approach to the study of patterns and identify differences in prosocial motivation in different socio-cultural characteristics of student groups, students sotsionomicheskim professions. Based on the analysis of psychological research on the author developed the levels of prosocial motivation of students in relation to sotsionomicheskim professions. The experiment revealed the presence of psychological specificity and sociocultural orientation to the relationship between altruism (prosocial motivation) with the value orientation and the level of emotional intelligence. It is proved that the manifestation of prosocial motivation is greatly influenced by the level of emotional intelligence, as an integral index, and index of empathy in particular. The author stresses that the psychological specifics of students in the humanities encourages the development of new skills and allow them to efficiently realize their personal potential in their future careers.

Текст научной работы на тему «Изучение просоциальной мотивации студентов социономических профессий»

DOI: 10.12731/2218-7405-2013-1-5 УДК 37

ИЗУЧЕНИЕ ПРОСОЦИАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ СОЦИОНОМИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ

Брессо Т.И.

Статья посвящена экспериментальному изучению просоциальной мотивации у студентов социономических специальностей: психологов, социальных педагогов, менеджеров. Автором разработан новый подход к изучению паттернов и выявлению различий в просоциальных мотивационных характеристиках в разных социокультурных студенческих группах, обучающихся социономическим профессиям. На основе проведенного анализа психологических исследований по проблеме автором разработаны уровни развития просоциальной мотивации студентов, применительно к социономическим профессиям.

В ходе эксперимента выявлена психологическая специфика и наличие социокультурных особенностей взаимосвязи между ориентациями на альтруизм (просоциальную мотивацию) с ценностными ориентациями и уровнем эмоционального интеллекта. Доказано, что на проявление просоциальной мотивации большое влияние оказывает уровень развития эмоционального интеллекта, как интегрального показателя, так и показателя эмпатии в частности. Автор подчеркивает, что психологическая специфика студентов гуманитарного профиля стимулирует развитие новых компетенций и позволяет им продуктивно реализовать личностный потенциал в будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: просоциальная мотивация, социономические профессии, эмпатия, альтруизм, ценности.

THE STUDY OF PROSOCIAL MOTIVATION OF STUDENTS SOTSIONOMICHESKIH PROFESSIONS

Bresso T.I.

The article focuses on the experimental study of prosocial motivation in students sotsionomicheskih professions: psychologists, social workers and managers. The author of a new approach to the study of patterns and identify differences in prosocial motivation in different socio-cultural characteristics of student groups, students sotsionomicheskim professions. Based on the analysis of psychological research on the author developed the levels of prosocial motivation of students in relation to sotsionomicheskim professions.

The experiment revealed the presence of psychological specificity and sociocultural orientation to the relationship between altruism (prosocial motivation) with the value orientation and the level of emotional intelligence. It is proved that the manifestation of prosocial motivation is greatly influenced by the level of emotional intelligence, as an integral index, and index of empathy in particular. The author stresses that the psychological specifics of students in the humanities encourages the development of new skills and allow them to efficiently realize their personal potential in their future careers.

Keywords: pro-social motivation, sotsionomicheskie profession, empathy, altruism, values.

При рассмотрении проблем помогающего поведения и определения требований к выпускникам социономических профессий широко применяется термин «просоциальная мотивация». Подготовка современных студентов -будущих специалистов различных социономических профессий предполагает, прежде всего, формирование просоциальной мотивации как основы профессиональной направленности личности [1]. Будущий специалист социономической профессии должен обладать соответствующими

компетенциями, основанием которых является просоциальная мотивация, как выражение единых общечеловеческих мультикультурных ценностей. Социономические профессии - профессии типа «человек-человек» предполагают постоянную работу с людьми и постоянное общение в ходе профессиональной деятельности.

Профессии данного типа связаны: с медицинским обслуживанием, помощью, уходом и патронатом (врач, фельдшер, медицинская сестра и т.д.); с обучением и воспитанием (воспитатель, гувернер, тренер, учитель и т.д.); с бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант и т.д.); с правовой защитой (юрист, участковый инспектор и т.д.); с психологической поддержкой и сопровождением (психолог, социальный педагог, учитель и т.д.).

Деятельность в социономических профессиях ориентирована на других людей (или их группы), обладающих собственной активностью, оценивающих, содействующих (или противодействующих) действиям субъекта труда.

Социономические профессии, предполагают наличие определенных склонностей, способностей и профессионально значимых, необходимых и важных качеств.

Среди общих склонностей можно выделить: позитивное восприятие мира, альтруистическую направленность, желание работать с людьми и для другого, умение слушать и слышать собеседника, а также самому ясно и последовательно излагать свои мысли, умение знакомиться и общаться с новыми людьми, а также желание и склонность организовывать деятельность других людей и т.д.

Среди профессионально значимых качеств можно отметить: эмоциональную устойчивость, эмпатию, наблюдательность, внимательность, толерантность, быстроту принятия решений, организаторские и коммуникативные способности.

Как отмечается в психологической науке и образовательной практике Эннс Е.А.: «возникает необходимость совершенствовать в процессе обучения

не только основные профессиональные навыки и умения индивида, но и закладывать основы мировоззрения, направлять развитие личности, формировать необходимые для профессионала личностные качества с целью его оптимального функционирования и адаптации в помогающих профессиях» [2].

Проведенный нами теоретический анализ дал возможность рассмотреть понятие просоциальная мотивация.

Зарубежные и отечественные психологи не дают однозначного толкования терминов «просоциальная мотивация» и «помогающее поведение» в связи многогранностью их использования. Тем не менее, они характеризуют качественное своеобразие личности в зависимости от специфики деятельности человека.

В настоящее время есть два варианта толкования соотношения понятий «просоциальная мотивация» и «помогающее поведение»: они либо отождествляются, либо дифференцируются.

Проблемами мотивации помогающего поведения занимались зарубежные (Л. Берковиц, Г. Бирхофф, К. Бэтсон, Дж. Дарлей, Д. Майерс, Дж. Макоули, А. Омото, Дж. Клэри, М. Снайдер, Х. Хекхаузен) и отечественные исследователи (Л.И. Божович, Б.И. Додонов, А.В. Запорожец, Э. Карыловский, Я.З. Неверович, К.К. Платонов, Я. Рейковский, В.В. Субботский) и др.

Мотивация определяется как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение, в другом случае — как совокупность мотивов, в третьем — как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность.

Под просоциальной мотивацией нами понимается целостная система побудительных процессов, направленных на благо других людей или общество в целом, обладающих социальными последствиями, классифицируемые как социально полезные действия.

Поэтому в соответствии с замыслом исследования научная задача заключается в психологическом обосновании необходимости изучения социокультурных детерминант просоциальной мотивации у студентов будущих специалистов социономических профессий.

Мы предположили в одном случае, что у студентов, обучающихся социономическим профессиям просоциальные мотивы имеют психологическую специфику и развиваются с учетом социально-экономических, этнокультурных и культурно-образовательных условий, и в другом, — о наличии социокультурных особенностей взаимосвязи между ориентациями на альтруизм (просоциальную мотивацию) с ценностными ориентациями и уровнем эмоционального интеллекта.

Целью исследования являлось изучение особенностей просоциальной мотивации у студентов социономических профессий.

На основе проведенного анализа психологических исследований просоциальной мотивации нами разработаны уровни развития просоциальной мотивации студентов, применительно к социономическим профессиям (см. таблицу 1).

Таблица 1

Уровни развития просоциальной мотивации студентов социономических

профессий

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Мотивация общественной значимости данной профессии с опорой на свои склонности. Искреннее желание приносить пользу, Мотивация престижа профессии и семейных традиций. Оказание помощи в ответ на просьбу, редко - по своей инициативе; Мотивация возможности иметь социальные льготы Неохотное оказание помощи даже по просьбе, не исключая

помощь другим людям. сопереживание носит членов группы,

Частые проявления избирательный характер; близких, родных;

альтруизма по своей оказание помощи эгоистическая

инициативе (без акта преимущественно членам мотивация под

принуждения); своей группы; ярко прикрытием

добровольное, искреннее выражен мотив альтруистических

подчинение интересам морального долга и «Я- поступков; забота о

группы; практически образа»; рациональное собственных интересах,

полный отказ от своих подчинение интересам ориентация на личную

интересов; оказание группы; частичный отказ выгоду; практически

помощи нуждающимся от своих интересов. полный отказ от

вне зависимости от подчинения интересам

принадлежности к группы или формальное

группе; исключение подчинение.

личной выгоды.

В констатирующем исследовании нами был составлен пакет из следующих психодиагностических методик: первая группа методик была направлена на изучение особенностей личности испытуемых, выбравших социономические профессии: методика диагностики социально-психологических установок личности О.Ф. Потемкиной; методика «Ценностные ориентации» М. Рокича; диагностика «эмоционального интеллекта» (Н. Холл).

Вторая группа методик направлена непосредственно на изучение мотивационной сферы студентов социономических профессий: методика «Типы доминирующей мотивации» Б.Н. Рыжова; методика «Мотивация обучения в вузе» Т.И. Ильиной.

Программа эмпирического исследования была подчинена решению следующих задач: выявить социально психологические установки личности

студентов социономических профессий; изучить ценностные ориентации студентов, обучающихся социономическим профессиям; выявить способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях и управлять эмоциональной сферой на основе принятия собственных решений по шкалам: «Эмоциональная осведомленность», «Управление своими эмоциями», «Самомотивация», «Эмпатия», «Распознавание эмоций других людей» и на основе полученных результатов построить мотивационные профили студентов, обучающихся социономическим профессиям; определить мотивацию обучения студентов в вузе; изучить наличие или отсутствие значимых корреляционных связей между показателями ориентации на альтруизм у представителей различных этнических групп, с их ценностными ориентациями и уровнем эмоционального интеллекта.

В исследовании приняли участие студенты социономических специальностей - 1343 человека. В том числе: студенты Гуманитарно-художественного факультета ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (ННГАСУ, г. Нижний Новгород) -358 человек (будущие психологи - 93 человека, будущие педагоги (учителя начальных классов) - 207 человек, социальные педагоги (социальные работники) - 58 человек; студенты Психолого-педагогического факультета ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева (ЧГПУ, г. Чебоксары) - 448 человек (будущие психологи - 123 человека, социальные педагоги - 325 человек); студенты Института педагогики и психологии ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (КФУ, г. Казань) - 537 человек (будущие психологи - 87 человек, социальные педагоги - 317 человек, менеджеры - 133 человека).

В ходе эксперимента выявлена психологическая специфика и наличие социокультурных особенностей взаимосвязи между ориентациями на альтруизм (просоциальную мотивацию) с ценностными ориентациями и уровнем эмоционального интеллекта.

Доказано, что на проявление просоциальной мотивации большое влияние оказывает уровень развития эмоционального интеллекта, как интегрального показателя, так и показателя эмпатии в частности. Оптимальным для проявления просоциальной мотивации оказался средний уровень развития эмоционального интеллекта. Данная зависимость прослеживается у студентов всех исследуемых групп. Исключение составили Представители Татарстана студенты-менеджеры, у которых данная зависимость проявилась с низким уровнем развития эмоционального интеллекта (г8 = 0.85, г8 = 0.841).

Исследование также показало, что на проявление социальной мотивации влияют также и ценностные ориентации личности, хотя данная зависимость коррелирует слабее. И здесь мы обнаруживаем некоторые социокультурные особенности.

Так у респондентов г. Н. Новгорода оказывает влияние на социальную мотивацию: образованность среди педагогов (г8 = 0.685), среди психологов -материально обеспеченная жизнь (г8 = 0.672), счастливая семейная жизнь (г8 = 0.672), среди социальных педагогов - твердая воля (г8 = 0.689), эффективность в делах (г8 = 0.679), счастливая семейная жизнь (г8 = 0.679).

У представителей Чувашии оказывает влияние на социальную мотивацию: среди психологов - образованность (г8 = 0.655), материальная обеспеченность (г8 = 0.643); среди педагогов - чуткость (г8 = 0.651) и твердая воля (г8 = 0.656).

У представителей Татарстана оказывает влияние на социальную мотивацию: среди психологов - эффективность в делах (г8 = 0.7), материальный достаток (г8 = 0.693); среди педагогов - независимость (г8 = 0.678) и материальный достаток (г8 = 0.706), среди менеджеров - образованность (г8 = 0.935), независимость (г8 = 0.841) и материальный достаток (г8 = 0.816).

По результатам исследования нами были разработаны рекомендации, направленные на формирование просоциальной мотивации студентов, обучающихся социономическим профессиям типа «человек-человек».

Необходимость и актуальность таких рекомендаций несомненна, так как просоциальная мотивация, включающая в себя альтруистические потребности, установки и ценности, как показатель, определяющий в целом направленность личности, играет важную роль в профессиональной деятельности людей, занятых в сфере «человек-человек», а формирование и развитие данного качества является важной задачей будущего специалиста, выбравшего для себя социономическую профессию. Исключительно ценным является та разновидность социальных потребностей человека, которую можно условно обозначить как установка «на других», именно она побуждает субъекта действовать вопреки своим личным интересам, продиктованным собственными витальными, материальными и социально престижными потребностями.

Целью предлагаемых рекомендаций является формирование просоциальной мотивации студентов, обучающихся социономическим профессиям типа «человек-человек». Рекомендации предлагают групповые и индивидуальные занятия, а также активную работу психологов и кураторов групп.

Для развития просоциальной мотивации студентов социономических профессий рекомендуется использовать такие традиционные формы работы, как тренинги, ролевые и деловые игры. Тренинги направлены на групповую сплоченность, развитие эмпатии, самопознания и т.д.

Анализ конкретных ситуаций, которые предлагается рассматривать на практических занятиях, позволит будущему специалисту лучше понять побудительные мотивы других людей, в активном диалоге проявить свои личностные качества, при постоянной рефлексии скорректировать неприемлемые для будущей работы личностные качества и сформировать те, которые в первую очередь окажутся востребованными.

Социально-психологическое содержание просоциальной мотивации личности формируется как результат позитивных взаимоотношений в

окружении студента и социализирующего влияния гуманистической составляющей воспитательных воздействий окружающей среды.

Развитию просоциальной мотивации личности будет способствовать личностно-развивающее и доверительно-уважительное субъект-субъектное взаимодействие студентов и преподавателей ВУЗа. Выражение неподдельного интереса к личности студента, но не чрезмерная опека, создание творческой атмосферы, а не дистанцирование, позволит студенту раскрыться, довериться, а доверие это первый шаг к любви окружающих, когда человек перестает воспринимать всех людей, как потенциальных соперников.

Создание в Высшей школе атмосферы доверия, взаимовыручки, поддержки не только со стороны педагога, но и в студенческой среде, будет способствовать развитию просоциальной мотивации у участников образовательного процесса. На преподавателя (куратора группы) должна быть возложена обязанность, направленная на сплочение группы, выявление у студентов группы уникальных качеств, которые бы помогали сделать студенческую жизнь интересной, насыщенной. Это становится возможным в процессе проведения коллективных мероприятий и не только формальных общевузовских, но и внутригрупповых. Создание общегрупповых студенческих традиций, например, организация благотворительных утренников в детских учреждениях, совместный выезд на природу по окончании сессии, касса студенческой взаимопомощи и т.д., будет способствовать развитию командного духа и групповой сплоченности.

Формированию просоциальной мотивации также будет содействовать позиция педагога и одногруппников, выраженная в конкретных действиях (поведении и словесных высказываниях), что, несомненно, будет способствовать развитию эмпатии и помогающего поведения.

Список литературы

1. Брессо Т.И. Основные подходы к проблеме мотивации просоциального поведения личности // Инициативы XXI века. Москва, 2012. №3. С. 83-86.

2. Эннс Е.А. Психологическая характеристика помогающих профессий // Современная психология: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). Пермь: Меркурий, 2012. С. 92-93.

References

1. Bresso T.I. Osnovnye podkhody k probleme motivatsii prosotsial'nogo povedeniya lichnosti [Main approaches to motivate prosocial behavior personality]. Initsiativy XXI veka, no. 3 (2012): 83-86.

2. Enns E.A. Psikhologicheskaya kharakteristika pomogayushchikh professiy [Psychological characteristics helping professions]. Sovremennaya psikhologiya: materialy mezhdunar. zaoch. nauch. konf. (g. Perm', iyun' 2012 g.) [Contemporary Psychology: Proceedings of the international. zaoch. scientific. Conf. (Perm, June 2012)]. Perm: Mercury, 2012. pp. 92-93.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Брессо Татьяна Ивановна, аспирант кафедры общей психологии и психологии труда

Российский государственный социальный университет ул. Вильгельма Пика, 4, корп. 1, г. Москва, 129226, Россия е-mail: bresso. tatyana@yandex. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Bresso Tatiana Ivanovna, graduate student, Department of General Psychology and labor

Russian State Social University

4, Bldg. 1, Vilgelma Pika str., Moscow, 129226, Russia е-mail: bresso. tatyana@yandex. ru

Рецензент:

Кириллов И.Л., канд. пс. наук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.