Научная статья на тему 'Самооценка и альтруистические установки студентов'

Самооценка и альтруистические установки студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1168
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООЦЕНКА / АЛЬТРУИЗМ / ЭГОИЗМ / УСТАНОВКА НА ПРОЦЕСС/РЕЗУЛЬТАТ / ОТЗЫВЧИВОСТЬ / ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Каменева Галина Николаевна, Кудряшова Мария Игоревна

В данной статье представлены результаты проведенного исследования по изучению самооценки и установок на альтруистическое поведение у студентов. Выявлена связь между установками на альтруизм и низкой самооценкой. Показаны гендерные различия альтруистического поведения студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-ASSESSMENT AND ALTRUISTIC INSTALLATIONS OF STUDENTS

The article presents results of the research of a self-assessment and installations on altruistic behavior at students. Communication of installations on altruism and a low self-assessment is revealed. We also showed the results of research of gender distinctions of altruistic behavior of students are shown.

Текст научной работы на тему «Самооценка и альтруистические установки студентов»

Г.Н. Каменева М.И. Кудряшова

Galina Kameneva Maria Kudryashova

УДК 316.6:159.9

САМООЦЕНКА И АЛЬТРУИСТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В данной статье представлены результаты проведенного исследования по изучению самооценки и установок на альтруистическое поведение у студентов. Выявлена связь между установками на альтруизм и низкой самооценкой. Показаны гендерные различия альтруистического поведения студентов. Ключевые слова: самооценка, альтруизм, эгоизм, установка на процесс/результат, отзывчивость, доброжелательность.

SELF-ASSESSMENT AND ALTRUISTIC INSTALLATIONS OF STUDENTS

Abstract. The article presents results of the research of a self-assessment and installations on altruistic behavior at students. Communication of installations on altruism and a low self-assessment is revealed. We also showed the results of research of gender distinctions of altruistic behavior of students are shown.

Keywords: self-assessment, altruism, egoism, installation on process/result, responsiveness, goodwill.

Проблема альтруизма обсуждается представителями различных наук и областей знаний еще со времен формирования христианства. Религия призывала придерживаться подобного поведения во имя сохранения мира и подавления эгоизма, который считался и до сих пор считается грехом. Далее в ХУ11-ХУ111 вв. этот феномен приобрел уже научное значение и начал подробно рассматриваться с точки зрения психологии, биологии, физиологии, этики, педагогики и других наук. Больше всего разногласий у ученых возникало при выяснении вопроса о происхождении альтруизма в человеке. Биология трактовала альтруистическое поведение как отклонение от нормы, нарушение инстинкта самосохранения, так как такое поведение предполагало заботу в первую очередь не о себе, а о других. Соответственно альтруизм в рамках этой теории появлялся в результате определенных генетических сбоев в организме. Представители этики и педагогики, напротив, считали альтруистическое поведение не нарушением, а высшей степенью развития личности. Жить не во благо себе, а во благо другим, способность забыть о собственных нуждах и удовлетворить желания окружающих - все это показатели правильного воспитания и норм поведения. Согласно этим наукам, альтруизм не лежит в генетической карте человека изначально, но его можно развить с помощью воспитания и правильного социального окружения. Такое количество вопросов породило множество научных исследований, в том числе и психологических [1]. Данной проблемой занимались такие ученые как Г. Спенсер, З. Фрейд, Ф.Г. Добржанский, И.П. Павлов, В.Я. Семке, Б.Ф. Скиннер, М.И. Бобнева, Е.Е. Насинов-ская и многие другие.

В нашей статье представлено одно из эмпирических исследований по данной проблеме. Мы решили найти те характеристики личности, с которыми может быть связан альтруизм, отталкиваясь прежде всего от того, почему именно некоторые люди ставят нужды других людей выше своих собственных. Мы предположили, что такие люди не представляют сами для себя особенной ценности, у них слишком низкая самооценка [2]. И, наоборот, есть люди, которые ценят себя гораздо больше других и считают собственные желания гораздо более важными, чем желания остальных, поэтому в первую очередь стараются угодить себе. Лица первого типа, по нашему мнению, относятся к альтруистам, второго - к эгоистам.

Это предположение и было проверено с помощью данного исследования. Была поставлена цель - выявить связь между самооценкой личности и ее установками на альтруистическое поведение.

© Каменева Г.Н., Кудряшова М.И., 2014

Для измерения альтруистического поведения и самооценки использовались методики: «Диагностика социально-психологических потребностей личности в мотивационно-потребностной сфере» О.Ф. Потемкиной и «Самооценка личности» О.И. Моткова. Исследование проводилось в различных вузах РФ. Выборку составили 74 студента-испытуемых: 45 девушек и 29 юношей, в возрасте от 20 до 24 лет. Вся исследовательская работа протекала в два этапа. Согласно гипотезе, для начала отбирались студенты с высокой и низкой самооценкой. Люди со средней самооценкой (коих большинство) исключались со второго этапа исследования.

В результате исследования было статистически доказано, что люди с низкой самооценкой не уделяют много времени себе, не заботятся о себе и не считают свои желания и потребности очень важными. Значит, они сами для себя не представляют особой ценности. Часто им важнее не собственное мнение, а мнение других людей. Можно сделать вывод о том, что и потребности других людей для них более ценны, чем свои собственные. Следовательно, эти потребности они и будут стремиться удовлетворить. А это уже позиция убежденного альтруиста. Или же рассмотрим обратную ситуацию, с позиции высокой самооценки, когда человек придает значение в основном собственным желаниям и потребностям. Желания окружающих и их нужды для него не так важны, как свои. Соответственно, и помогать другим людям он будет реже, особенно если эта помощь может встать наперекор с его интересами. Другими словами, человек будет вести себя как эгоист. Таким образом, эти два качества личности статистически связаны. Так, люди с низкой самооценкой чаще оказывают помощь окружающим, у них широко развиты навыки эмпатии и сопереживания, в то время как у людей с высокой самооценкой такой тенденции почти не наблюдается, они больше заботятся о себе, не стремятся оказывать помощь другим людям, то есть проявляют эгоизм.

Напомним, что в исследовании принимали участие студенты в возрасте от 20 до 24 лет, то есть по полученным результатам можно делать выводы только относительно данной возрастной категории. Возможно, такие результаты можно даже объяснить исходя из тенденций поведения современной молодежи или из специфики студенческой среды. Но не следует делать однозначных заявлений на этот счет, так как для начала следует провести исследование по выборкам различных возрастных категорий, найти определенные закономерности, а затем делать полноценные выводы.

Кроме основных задач исследования нами были выделены и дополнительные задачи. Рассмотрим гендерные различия в проявлении альтруизма и уровня самооценки студентов. Стоит отметить, что студенты женского пола более альтруистичны - 59 % , чем студенты мужского пола - 41 %.

Этот факт подтверждается и рядом других исследований, на основании которых ученые делают различные выводы о причинах такого разделения данной характеристики. По нашему мнению, основная причина - это сама природа женщины. Так уж вышло, что женщина создана для продления рода, это ее предназначение с биологической точки зрения. В ней уже заложены материнские инстинкты и бесконечное стремление всем помогать. Если мы посмотрим на повседневную деятельность женщины, то ясно увидим подтверждение всему вышесказанному. Каждый день она готовит еду (не только для себя, но и для других), убирается дома, ухаживает за детьми или пожилыми людьми, заботится о муже и так далее. Женщины чаще занимают должности медсестер, воспитателей, предполагающие постоянную и безвозмездную (вряд ли можно считать возмездием минимальную заработную плату) помощь другим людям. При этом нельзя назвать этих женщин мученицами, нельзя сказать, что они идут на жертвы, прибегая к такого рода деятельности ежедневно [3]. Скорее мы видим то, что заложено в них природой изначально. То есть мы видим их предназначение, они буквально живут не для самих себя, а для кого-то другого. Разумеется, мы имеем в виду не всех женщин в мире и прекрасно понимаем, что из всякого правила существуют исключения, и этих исключений в последнее время стало так много, что есть опасение появления нового правила, согласно которому женщины будут так много времени уделять себе самим, что и вовсе забудут о своем природном

предназначении. Особенно такая тенденция прослеживается среди молодежи: девушки все время стремятся доказать, что они способны на большее, они хотят занимать те же должности, что и мужчины, они буквально хотят походить на мужчин, постоянно показывая им свою силу и возможности. Более того, искоренению всех женских обязанностей по дому и быту способствует и широкое развитие сферы услуг, современных гаджетов и т.д. В настоящее время за женщину делают все, что она когда-то делала сама. Получается, что и учиться ничему уже не надо, раз все за тебя и так сделают. Эту тенденцию нельзя назвать положительной. Все это бесконечное стремление к саморазвитию, самосовершенствованию может привести к понижению уровня альтруизма у женского пола.

Что же касается мужского пола, то тут обратная ситуация. Мужчина - главный добытчик в семье, его основная задача - приносить добычу и материально обогащать семейное гнездо. В современном мире идет постоянная гонка за материальные средства, за достойный чин. Поэтому для того, чтобы не выпасть из этой гонки, нужно все время совершенствовать свои навыки, получать новые знания, разрабатывать новые и необычные пути обгона соперников. Следовательно, мужчине немного эгоизма никогда не помешает, иначе он не сможет выполнить свое изначальное предназначение и адаптироваться к современному миру. Поэтому по результатам наших испытуемых мы можем сделать вывод о том, что «все стоит на своих местах» и они движутся по правильному пути. На основании результатов уровня самооценки студентов по тендерному основанию значимых различий не выявлено.

Еще одной задачей данного исследования было оценить адекватность самооценки испытуемых. В частности это касается оценки своих альтруистических качеств, таких как отзывчивость и доброжелательность. Под отзывчивостью понимается не только сочувствие, но и помощь другим людям. Оказывается, что 8 % испытуемых верно оценили проявление у себя такого качества, как отзывчивость. Если делать выводы по методике, обращенной на альтруизм-эгоизм, то данным студентам вообще не присуще проявление альтруизма или присуще в очень малой степени. Тем не менее 84 % из них оценили степень выраженности у себя этого качества как очень высокую или высокую. Среднюю выраженность отзывчивости отметили у себя только 8 % испытуемых. Следовательно, тут можно сделать некоторые выводы о неадекватной самооценке. Разумеется, речь идет не о самооценке в целом, а об оценке уровня своих альтруистических установок. Получается, что большинство испытуемых и не знают о том, как редко помогают окружающим. Они, напротив, считают себя очень отзывчивыми людьми, готовыми прийти на помощь, хотя эту помощь в повседневной жизни вовсе не стремятся оказать.

Второе качество, которое тоже может многое сказать об установках личности на альтруистическое поведение, - это доброжелательность. Доброжелательными себя считают 60 % эгоистов. 16 % отмечают у себя среднюю степень выраженности этого качества, а 24 % - низкую выраженность. По сути, результаты по эгоистической установке могут быть такими, так как ничто не мешает эгоисту желать добра ближнему, при этом он не обязательно должен ему всегда и всем помогать. Но если посмотреть на результаты по первому качеству, то получается, что испытуемые оценили себя очень отзывчивыми, но при этом не очень доброжелательными. Если проецировать эти выводы на поведение, то выходит, что испытуемые приходят людям на помощь, но при этом многие из них добра этим самым людям не желают.

Необходимо отметить здесь гендерные различия в оценивании адекватности самооценки. Дело в том, что 8 % испытуемых, кто отметил у себя низкую выраженность отзывчивости, и те 24 % с низкой доброжелательностью - это студенты мужского пола. Девушки же в преобладающем большинстве посчитали себя очень отзывчивыми и доброжелательными. Согласно этим выводам, неадекватность оценки своих альтруистических качеств присуща в основном женскому полу, а у молодых людей это наблюдаются реже.

Теперь обратимся к результатам тех испытуемых, кто показал установки на альтруизм. Никто из испытуемых не оценил у себя выраженность отзывчивости и доброжелательности как низкую или очень низкую. Среднюю степень выраженности этих двух качеств отмечают у себя только 9 % и 4 % испытуемых - и это все студенты-юноши. Выходит, что юноши более критичны к себе в оценке названных качеств. Все девушки данной выборки считают себя отзывчивыми и доброжелательными, как и девушки предыдущей выборки (с установками на эгоизм). В отличие от той группы девушек, эти оказались правы в оценке своей альтруистичности. По методике Потемкиной, они тоже показали высокие результаты. Выходит, что женский пол вообще в целом считает себя отзывчивым и доброжелательным, даже когда таковым не является. Эта же тенденция отмечается и у многих молодых людей, но некоторые из них все-таки реально смотрят на свои альтруистические качества, в то время как девушки этой реальности вовсе не видят.

В результате всего исследования были сделаны следующие выводы:

— существует тесная связь между установками на альтруизм и низкой самооценкой;

— существуют гендерные различия альтруизма. У женского пола чаще встречались установки на альтруистическое поведение. Статистически значимых различий по самооценке не найдено;

— не выявлено тесной связи между установками на альтруизм-эгоизм и установками на процесс-результат;

— большинство испытуемых (в основном женский пол) неверно оценивают свои альтруистические качества.

Следует отметить, что первый пункт выводов подтверждает гипотезу, поставленную в начале исследования: люди с низкой самооценкой более альтруистичны, чем люди с высокой самооценкой.

На основе всех сделанных выводов хотелось бы порекомендовать молодым людям изменить свое отношение к окружающим, постараться чаще прислушиваться к их проблемам и стараться оказывать необходимую помощь, даже если эта помощь может привести к ущербу собственных нужд или желаний. Для этого нужно улучшать свои эмпатические навыки, то есть умение входить в ситуацию нуждающегося в помощи и эмоционально сопереживать ему. Это позволит лучше понять проблемную ситуацию и скорее повлечет за собой оказание помощи.

Библиографический список

1. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. - СПб., 2012.

2. Сафин В.Ф. Устойчивость самооценки механизм ее сохранения / В.Ф. Сафин. - СПб., 2007.

3. Eagly A.H. Sex differences in social behavior: A social role explanation. 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.