Научная статья на тему 'Профессиональная мотивация будущих специалистов дошкольных образовательных организаций как один из ключевых факторов успешной педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС до'

Профессиональная мотивация будущих специалистов дошкольных образовательных организаций как один из ключевых факторов успешной педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС до Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1218
341
Поделиться
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОО

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зенова Анжелика Васильевна

В отечественной психологической и педагогической науке имеется большое количество исследований, посвященных различным аспектам проблемы мотивации. (В. Г. Асеев, Л. И. Божович, Л. C. Выготский, В. К. Вилюнас, А. Н. Леонтьев, В. Г. Леонтьев, Л. С. Рубинштейн и другие), однако, вопрос о мотивационной готовности личности к выполнению профессиональной деятельности в этих исследованиях специально не рассматривается. Поскольку мотивационная готовность человека является необходимым компонентом профессиональной успешности, особое значение приобретает изучение и определение возможностей развития профессиональной мотивации в процессе подготовки будущих специалистов. В данном контексте возникают противоречия: между объективной необходимостью повышения профессиональной мотивации будущих педагогов и недостаточной разработанностью данного аспекта в системе вузовского образования; между необходимостью целенаправленного использования образовательного процесса для развития профессиональной мотивации студентов и недостаточной разработанностью научнопрактических основ обеспечения данного процесса в педагогической практике и профессиональной деятельности. Объект исследования: профессиональная мотивация будущих специалистов дошкольных образовательных учреждений. Предмет исследования: педагогические условия развития профессиональной мотивации будущих специалистов дошкольных образовательных учреждений Цель исследования: выявление, определение и апробирование педагогических условий по формированию профессиональной мотивации будущих специалистов дошкольного образования на этапе подготовки в ВУЗе. Гипотеза: при условияхпроявления индивидуальных, оригинальных, креативных способов деятельности в процессе достижения цели как самовыражение индивидуальности; нацеленность на успех в течение продолжительного времени; использования технологии коллективных творческих дел проявляется динамика показателей профессиональной мотивации будущих педагогов. Актуальность выбранной темы исследования обусловлена необходимостью поиска определения педагогических условий формирования профессиональной мотивации будущих педагогов дошкольного образования. Важнейшей предпосылкой готовности студентов к профессиональной деятельности дошкольного педагога является мотивационная сфера, от которой зависит успешность в предстоящей профессиональной деятельности. Для реализации поставленной цели было предпринято теоретическое исследование изучаемой нами темы. Проведенный анализ отечественной и зарубежной литературы показал, что проблема формирования профессиональной мотивации активно разрабатывается и исследуется. Проблема профессиональной мотивации неразрывно связана с проблемой изучения мотивов. Теоретический анализ современного понимания мотива показывает, что в научной литературе нет общепринятого и однозначно трактуемого его определения. В нашей работе мы рассматриваем мотивы в рамках концепции А. Н. Леонтьева, определяющего мотив как опредмеченную потребность, несущую внутренний характер, так как входит в структуру самой деятельности, как то, ради чего осуществляется деятельность. Знание мотивов, определяющих стремление к педагогической деятельности, их соотношение между собой, дифференциация на доминирующие и фоновые, имеет большое значение для формирования положительной профессиональной мотивации. Профессиональная мотивация рассматривается как совокупность мотивов, которые, отражаясь в сознании, побуждают и направляют личность к изучению профессиональной деятельности. По-нашему мнению, вслед за Ю.М. Орловым интернально-субъектная мотивационная направленность рассматривается в исследовании оптимальной, обеспечивающей личностный рост, саморазвитие и успешную профессиональную деятельность. В числе потребностно-мотивационных факторов эффективности профессиональной подготовки выделяют потребности в достижении, аффилиации. Также проявляется потребность в доминировании. Потребности в аффилиации проявляющиеся в направленности на общение; положительном восприятии другого человека; жел

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зенова Анжелика Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Профессиональная мотивация будущих специалистов дошкольных образовательных организаций как один из ключевых факторов успешной педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС до»

Профессиональная мотивация будущих специалистов дошкольных образовательных организаций как один из ключевых факторов успешной педагогической деятельности в

условиях реализации ФГОС ДО

Зенова Анжелика Васильевна

МБДОУ г.Иркутска детский сад

№ 82

Ключевые слова:

Профессиональная мотивация будущих специалистов ДОО

В отечественной психологической и педагогической науке имеется большое количество исследований, посвященных различным аспектам проблемы мотивации. (В. Г. Асеев, Л. И. Божович, Л. ^ Выготский, В. К. Вилюнас, А. Н. Леонтьев, В. Г. Леонтьев, Л. С. Рубинштейн и другие), однако, вопрос о мотивационной готовности личности к выполнению профессиональной деятельности в этих исследованиях специально не рассматривается. Поскольку мотивационная готовность человека является необходимым компонентом профессиональной успешности, особое значение приобретает изучение и определение возможностей развития профессиональной мотивации в процессе подготовки будущих специалистов. В данном контексте возникают противоречия:

- между объективной необходимостью повышения профессиональной мотивации будущих педагогов и недостаточной разработанностью данного аспекта в системе вузовского образования;

- между необходимостью целенаправленного использования образовательного процесса для развития профессиональной мотивации студентов и недостаточной разработанностью научно-практических основ обеспечения данного процесса в педагогической практике и профессиональной деятельности.

Объект исследования: профессиональная мотивация будущих специалистов дошкольных образовательных учреждений.

Предмет исследования: педагогические условия развития профессиональной мотивации будущих специалистов дошкольных образовательных учреждений

Цель исследования: выявление, определение и апробирование педагогических условий по формированию профессиональной мотивации будущих специалистов дошкольного образования на этапе подготовки в ВУЗе.

Гипотеза: при условияхпроявления индивидуальных, оригинальных, креативных способов деятельности в процессе достижения цели как самовыражение индивидуальности; нацеленность на успех в течение продолжительного времени; использования технологии коллективных творческих дел проявляется динамика показателей профессиональной мотивации будущих педагогов.

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена необходимостью поиска определения педагогических условий формирования профессиональной мотивации будущих педагогов дошкольного образования. Важнейшей предпосылкой готовности студентов к профессиональной деятельности дошкольного педагога является мотивационная сфера, от которой зависит успешность в предстоящей профессиональной деятельности.

Для реализации поставленной цели было предпринято теоретическое исследование изучаемой нами темы. Проведенный анализ отечественной и зарубежной литературы показал, что проблема формирования профессиональной мотивации активно разрабатывается и исследуется. Проблема профессиональной мотивации неразрывно связана с проблемой изучения мотивов.

Теоретический анализ современного понимания мотива показывает, что в научной литературе

нет общепринятого и однозначно трактуемого его определения. В нашей работе мы рассматриваем мотивы в рамках концепции А. Н. Леонтьева, определяющего мотив как опредмеченную потребность, несущую внутренний характер, так как входит в структуру самой деятельности, как то, ради чего осуществляется деятельность.

Знание мотивов, определяющих стремление к педагогической деятельности, их соотношение между собой, дифференциация на доминирующие и фоновые, имеет большое значение для формирования положительной профессиональной мотивации.

Профессиональная мотивация рассматривается как совокупность мотивов, которые, отражаясь в сознании, побуждают и направляют личность к изучению профессиональной деятельности.

По-нашему мнению, вслед за Ю.М. Орловым интернально-субъектная мотивационная направленность рассматривается в исследовании оптимальной, обеспечивающей личностный рост, саморазвитие и успешную профессиональную деятельность. В числе потребностно-мотивационных факторов эффективности профессиональной подготовки выделяют потребности в достижении, аффилиации. Также проявляется потребность в доминировании.

Потребности в аффилиации проявляющиеся в направленности на общение; положительном восприятии другого человека; желании быть включенным в межличностное взаимодействие. Потребность в достижении проявляется в готовности в будущем видеть различия между тем, что есть в настоящий момент времени, и тем, что человек желает своей целью в будущем, опыт переживания чувства успеха в различных ситуациях.

В ряде работ отмечается, что существует линейная взаимосвязь между показателями мотива достижении успеха и показателями его усилий, что говорит о важности интернальности. В нашем исследовании данный фактор рассматривался в контексте интернальности в области неудач, в области производственных отношений, в области межличностных отношений.

Потребность в доминировании проявляющаяся в области производственных отношений может обозначать стремление вступать в лидерские отношения с людьми, контролировать социальную ситуацию, влиять, воспитывать других людей, занимать более высокий социометрический статус, ожидание послушания и подчинения от других людей. Что неэффективно для межличностных отношений.

Потребности в достижении, аффилиации как побуждающие активность личности производят один и тот же тип переживания чувства удовлетворенности. При этом их переход в новое состояние мотивационно-потребностной сферы личности - в интернальность возможен при определенных условиях. Проявление индивидуальных, оригинальных, креативных способов деятельности в процессе достижения цели как самовыражение индивидуальности; нацеленность на успех в течение продолжительного времени; включение в «я - концепцию» образа ожидаемых результатов - те психолого-педагогические условия, которые позволяют, на наш взгляд, формировать профессиональную мотивацию будущих педагогов.

Для реализации поставленной цели было предпринято эмпирическое исследование. Проведенное исследование позволило выявить ряд психологических характеристик: результаты эмпирического исследования показали преобладание у респондентов интернальности в области достижений. Достаточно высокие показатели проявились и в потребности в доминировании, в потребности в аффилиации. В то время как низкие показатели мотивационной сферы проявились по сравнению с другими показателями в интернальности в области межличностных отношений, интернальностьи в области производственных отношений, а также интернальности в области неудач. Процесс профессиональной мотивации обуславливается не только внешними, но и сугубо психологическими особенностями, среди которых центральное место занимает потребностно-мотивационная сфера личности, задающая систему отношений человека к деятельности, специфику взаимодействия и общения с людьми.

В группе обследуемых респондентов педагогического факультета в ходе эмпирического исследования средние значения измеряемых потребностей проявились по-разному. Этот факт позволяет выделить психологические особенности каждого респондента, а также выйти на

определение подгрупп студентов в зависимости от степени выраженности показателей.

Данные используемого в настоящем исследовании корреляционного метода, подтвердили положения, выносимые на защиту:

- между общей интернальностью и интернальностью в области достижений проявилась высокая корреляционная связь;

- между интернальностью в области неудач и интернальностью в области межличностных отношений проявилась умеренная корреляционная связь.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Существование определенных корреляционных связей выявленных при обследовании позволил дать обоснованный прогноз относительно формирования профессиональной мотивации. Эта информация позволит выстроить эффективное психолого-педагогическое сопровождение.

В экспериментальном исследовании проверялась гипотеза и гипотетические положения.

Мы предположили, чтопри условияхпроявления индивидуальных, оригинальных, креативных способов деятельности в процессе достижения цели как самовыражение индивидуальности; нацеленность на успех в течение продолжительного времени; использование технологии коллективных творческих дел с целенаправленным - те психолого-педагогические условия, которые позволяют, на наш взгляд, формировать профессиональную мотивацию будущих педагогов.

В группе участников формирующего эксперимента проявились динамика при отслеживании мотивационной симптоматики интернальности межличностных отношений и производственных отношений. Анализ полученных результатов показал выраженную динамику формирования профессиональной мотивации будущих педагогов по сравнению с данными констатирующего исследования.

Результаты экспериментальной работы убеждают в эффективности педагогических условий формирования профессиональной мотивации будущих педагогов.

Таким образом, гипотеза настоящего исследования нашла свое подтверждение. Список литературы:

1.Абульханова-Славская, К. А. Новое в психологии профессионализма [Текст] / К. А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. - 1997. - № 4.- С. 16-18.

2.Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности [Текст] / К. А. Абульханова-Славская. - М. : Наука, 1980. - 330 с.

3.Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст] / А. Адлер.- М., 2002.415 с.

4.Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике [Текст] / Ш. А. Амонашвили. -М. ; 1996. - 380 с.

5.Амонашвили, Ш. А. Как любить детей (опыт самоанализа) [Текст] / Ш. А. Амонашвили. — Донецк ; 2010. - 430 с.

6.Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды [Текст] : В 2 т. / Б.Г. Ананьев - М. ; 1980. - 525 с.

7.Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - 3-е изд. - СПб. -М. - Харьков - Минск: Питер: Питер бук - 2001. - 282 с.

8.Анохин, П. К. Очерки по физиологии функциональных систем [Текст] / П. К. Анохин. -М. ; 1975. - 448 с.

9.Асеев, В. Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации / Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности / [Текст] / В.Г. Асеев. - Иркутск, 1986. -С. 3-17.

10.Асеев, В. Г. Мотивационная регуляция нравственного поведения личности/ Социально-психологические и нравственные аспекты изучения личности [Текст] / В.Г. Асеев - М., 1988.- С. 25-31.

11.Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирования личности [Текст] / В.Г. Асеев. -М.,1976. - 390 с.

12. Асеев, В. Г. Проблемы мотивации и личности / Теоретические проблемы психологии личности [Текст] /. М., 1994. - С. 123 - 124.

13.Асеев, В. Г. Структура мотивации поведения // Мотивац., регуляция деят. и поведения личности [Текст] / В.Г. Асеев. -М.,1988.

14.Асмолов, А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа [Текст] / А. Г. Асмолов. - М.: Изд -во Моск. ун-та, 1990. - 167 с.

15.Асмолов, А. Г. Психология личности: учебник [Текст] / А. Г. Асмолов.- М.: МГУ, 1990. -367 с.

16.Асмолов, А. Г. Личность как предмет психологического исследования [Текст] / А. Г. Асмолов. - М.: МГУ, 1984. - 104 с.

17.Божович, Л. И. К развитию аффективно-потребностной сферы человека // Пробл. общей, возр. и пед. Психологии [Текст] / Л. И. Божович, -М., 1978.- С. 352-368.

18.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. -М.: Просвещение, 1998.- 365 с.

19.Вайсман, P. C. К проблеме развития мотивов и потребностей человека в онтогенезе // Вопросы психологии [Текст] // P.C. Вайсман. -. М., 1973. - № 6.- С. 28-36

20.Вайсман, P. C. Мотивация учебной деятельности и научно-познавательные интересы студентов // Новые исследования в психологии [Текст] / Р.С.Вайсман. - М., 1974. -Вып. 2. С. 84-89.

21.Вилюнас, В. К. Об объекте психологии мотивации человека // Мотивация регуляции деятельности и поведения личности [Текст] / В. К. Вилюнас. - М., 1988.- С. 42-54.

22.Вилюнас, В.К. Психологические аспекты биологической мотивации [Текст] / В. К. Вилюнас. - М., 1986.- 560 с.

23.Вилюнас, В. К. Психологические механизмы мотивации человека [Текст] // В. К. Вилюнас. - М., 1990.- 374 с.

24.Выготский, Л. С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо-Пресс, 2000. - 108 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25.Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования [Текст] / В.В. Давыдов. - М.,1986. 250 с.

26.Давыдов, В. В., Зинченко, В. П., Талызина, Н. Ф. Проблема деятельности в работах А.Н. Леонтьева [Текст] // В.В. Давыдов. - Вопр. Психологии. - 1982. - № 4.- С. 45-53.

27.Джидарьян И. А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности // Теоретические проблемы психологии личности [Текст] / И. А. Джидарьян. — М.: Наука, 1999.- 425 с.

28.Елисеев, О. П. Практикум по психологии личности [Текст]/ О.П.Елисеев. - СПб.: Свет, 2001.- 115 с.

29.Запорожец, А. В. Избранные психологические труды. [Текст] В 3 т. Т.1, / А. В.

Запорожец. - М., Молодая гвардия, 1986. - 560 с. 30.3имняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / Зимняя И. А. -М., - 1992.- 429 с. 31.3инченко, В. П. Миры сознания в структуре сознания // Вопр. Психологии [Текст] / В. П. Зинченко. - 1991,-№ 2.- С. 7-18.

32.Имедадазе, И. В. О задачах описания поведения // Психол. Журнал [Текст] / И. В. Имедадазе. - 1989, Т.10, №5. С 45-49.

33.Кикнадзе, Д. А. Потребности. Поведение. Воспитание [Текст] / Д. А. Кикнадзе. — М., 1998.- 419 с.

34.. Ковалев, В. И., Дружинин В. Н. Мотивационная сфера личности, и ее динамика в процессе профессиональной подготовки // Психологический журнал [Текст] / В. И Ковалев, В.Н. Дружинин. 1982. - Т. 3. - № 6.- С. 58-69.

35.Ковалев, В. И. Мотивы поведения и деятельности [Текст] / В. И Ковалев. — М., 1998.- 240 с.

36.Ковалев, А. Г. Психология личности [Текст] / В. И Ковалев. — М.: Мысль, 1993.- 352 с.

37.Леонтьев, А. Н. Анализ деятельности // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. [Текст] / А.Н. Леонтьев. - 1983, №2.- С. 75-86.

38.Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М., 1975-234с.

39.Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы, эмоции [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М., 1971.- 318 с.

40.Леонтьев, В. Г. Метод изучения мотивации в процессе профориентации // Психологические условия повышения качества трудовой и профессиональной подготовки

молодежи. [Текст] / В. Г. Леонтьев. Новосибирск, 1989.- С. 14-25.

41.Леонтьев, В. Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. [Текст] / В. Г. Леонтьев. Новосибирск, 1987. - 195 с.

42.Мак-Дугалл, У. Основные проблемы социальной психологии. [Текст] / У. Мак-Дугалл. -М., 1984.- 218 с.

43.Маркова, А. К. Исследование мотивации учебной деятельности и идеи Л.С.Выготского // Научн. творч. Л.С.Выготского и современная психология. [Текст] / А. К. Маркова. -М.,1981.- С. 18-32.

44.Маркова, А. К. Психология профессионализма. [Текст] / А. К. Маркова. - М., Наука, 1996. - 254с.

45.Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. [Текст] / А. К. Маркова. - М, 1983- 210

46.Маслоу, А. Теория личности / А. Маслоу. - В кн.: Психология личности. Т. 1.

Хрестоматия.- Самара, 1999. - Т. 1. - С. 379-391.

47.Матюхина, М. В. Мотивация учения школьников [Текст]/ М. В. Матюхина. - М.:

Педагогика, 1984.- 318 с.

48.Цветкова, Р. И. Мотивационная сфера личности современного студента: факторы,

условия и средства ее формирования в процессе профессионального становления [Текст]:

Автореф. Докт. Дисс.-Иркутск,2007.- 115 с.

49.Шкуркин, В. И. Мотивы как фактор эффективности учебной деятельности студентов

медвуза. Дисс... канд психол. наук. [Текст]/ Шкуркин В. И. - М.,1981.- 220 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

50.Шопенгауэр, А. Пол. собран, соч. в 4-х томах. [Текст] / А. Шопенгауэр - М., 1990.- 315 с. 51.Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды. [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М., 1989.267 с.

52.McClelland, D.C., Atkinson J. W., Clark R. A., Lowell E. L. The achievement motive. [Текст]

/ D.C. McClelland. - N.Y., 1953

53.Murray, H. Exploration in personality. [Текст] / H. Murray. - N.Y., 1938.