Научная статья на тему 'Факторы и механизмы развития мотивации профессионально-педагогической деятельности преподавателей высшей школы'

Факторы и механизмы развития мотивации профессионально-педагогической деятельности преподавателей высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
655
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ЛИЧНОСТИ / MOTIVATION / PROFESSIONAL ACTIVITIES OF TEACHERS / HIGH SCHOOL / PROFESSIONAL ACTIVITIES / PROFESSIONAL PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хаертдинов Ильгизар Миннисламович

В статье доказано, что исследование механизмов и факторов развития мотивации профессиональной деятельности преподавателя вуза является в настоящий момент наиболее актуальным направлением психолого-педагогических и акмеологических исследований, поскольку знание и понимание мотивационной сферы любого специалиста позволяет развивать его профессиональное самосознание как на этапе выбора профессии, так и в процессе совершенствования его как профессионала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS AND MECHANISMS OF MOTIVATION AND VOCATIONAL EDUCATIONAL ACTIVITIES HIGH SCHOOL TEACHERS

It is proved that the study of mechanisms and factors motivating the development of professional teacher of high school is currently the most topical area of psycho-pedagogical and research acmeologic, because knowledge and understanding of the motivational sphere allows any specialist to develop his professional identity as a stage career choices, and in the process of improving it as a professional

Текст научной работы на тему «Факторы и механизмы развития мотивации профессионально-педагогической деятельности преподавателей высшей школы»

Развитие информационных технологий на современном этапе информатизации образования требует соответствующей подготовки учителя-словесника. Средства ИТ выступают как интерактивные средства обучения, которые обладают целым рядом преимуществ по сравнению с традиционными:

— процесс объяснения можно представить в динамике;

— появляется возможность визуализировать изучаемые явления;

— становится возможной обработка больших объемов информации;

— более качественной становится обратная связь.

Акмеологический подход к формированию языковых компетенций обучаемых в системе непрерывного образования позволяет развить в обучаемых творческую готовность к самосовершенствованию, самореализации в новой образовательной, социальной и профессиональной среде. Именно эта способность выводит личность специалиста на качественно иной уровень самосознания и демонстрирует творческую готовность обучаемых к сознательному выбору дискурса и коммуникативного поведения в зависимости от речевой ситуации.

литература

1. Кузьмина (Головко-Гаршина) Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. М., 2001.

2. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М., 2009.

© Русинова Е.Е., 2009

и.м. Хаертдинов

факторы и механизмы развития мотивации профессионально-педагогической деятельности преподавателей высшей школы

ключевые слова: мотивация, профессиональная деятельность педагога, высшая школа, профессионализм деятельности, профессионализм личности Keywords: motivation, professional activities of teachers, high school, professional activities, professional personality

Социально-экономические преобразования в обществе, определяющие формирование новых экономических отношений, перестройку общеобразовательной и высшей школы, предъявляют высокие требования к системе высшего образования, к качеству подготовки специалистов. В настоящее время подготовка специалиста в любой области призвана обеспечивать не только высокий уровень его профессиональной компетентности, мобильности, но и благоприятные условия для развития его личности. В условиях пересмотра ценностей, обновления современного общества назрела потребность в преподавателе, последовательно и полноценно реализующем социальный и профессиональный эффект образования, способном вырастить поколение, готовое к свободному выбору, творчеству и самореализации.

Проблема исследования механизмов, усиливающих стремление педагогов к повышению уровня квалификации и мастерства, является важной и значимой потому, что профессионально-педагогическая деятельность преподавателя высшего учебного заведения является первичной по отношению к другим видам деятельности. Исследование механизмов и факторов развития мотивации профессиональной деятельности преподавателя вуза является в настоящий момент наиболее актуальным направлением психолого-педагогических и акмеологических исследований, так как знание и понимание мотивационной сферы любого специалиста позволяет развивать его профессиональное самосознание как на этапе выбора профессии, так

и в процессе совершенствования его как профессионала. В процессе профессионализации преподавателя в его мотивационной сфере происходят изменения, которые приводят к совершенствованию мастерства. Проблема формирования мотивации профессионально-педагогической деятельности имеет очень важное теоретическое и практическое значение, поскольку анализ различных ее аспектов позволит повысить эффективность деятельности системы высшего образования [4].

Теоретико-методологические проблемы мотивации как центрального звена психологии личности получили серьезное освещение в трудах таких известных философов и психологов, как Б.Г. Ананьев, В.Г. Асеев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, И.А. Джидарьян, В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, B.C. Мерлин, Н.И. Мешков, В.Н. Мясищев, А.Б. Орлов, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядов, П.М. Якобсон и др.

Особое внимание мотивам профессиональной деятельности с позиций комплексного психолого-педагогического подхода уделяли А.А. Бодалев, Е.Н. Богданов, А.А. Деркач, В.Г За-зыкин, Н.В. Кузьмина, А.В. Кириченко, А.К. Маркова, О.В. Москаленко, А.А. Реан и др.

Исследование профессиональной мотивации личности как субъекта деятельности, изучение факторов, оказывающих влияние на динамику и структуру профессиональной мотивации, является относительно новой проблемой в современной отечественной науке и наиболее интегрированно и системно исследуется в последнее десятилетие в области акмео-логии профессиональной деятельности (К.А. Абульханова-Славская, В.Г. Асеев, А.А. Бодалев,

A.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова и др.).

Профессиональная мотивация определяется сложным соотношением различных побуждений, входящих в потребностно-мотивационную сферу и рассматривается как движущий фактор развития профессионализма личности, что в комплексе способствует эффективному развитию профессиональной образованности и культуры личности.

Проблема мотивации является интердисциплинарной, так как различные области научного познания (психология, педагогика, социология, акмеология, биология, медицина и др.), каждая со своих позиций, принимает участие в ее разрешении. В этом контексте особое значение приобретает новая интегративно-комплексная наука — акмеология, так как предмет акмеологического исследования — это не столько изолированные самостоятельные системы, объекты, сколько связи между ними, отвечающие критерию оптимальности (А.А. Деркач, Г.С. Михайлов). Поэтому акмеологический подход является наиболее продуктивным при исследовании профессиональной мотивации [5, с. 56; 7].

Теоретико-методологический анализ литературы показал, что наиболее последовательно структура профессиональной мотивации может быть раскрыта, исходя из понятия потребности как источника активности человека (Л.И. Божович, В.И. Ковалев, А. Маслоу, А.В. Петровский, Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядов и др.), из признания социальных факторов развития в качестве ведущих, определяющих факторов профессионального становления личности (АН. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, М.Г. Ярошевский и др.), из понимания личностного основания потребности в деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, В.А. Асеев, Б.И. Додонов,

B.Н. Мясищев, С.Д. Смирнов и др.), из признания основополагающего принципа единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн).

Исследованию многогранности педагогической деятельности уделялось значительное внимание в отечественной науке, в частности в работах таких педагогов и психологов, как Б.Г. Ананьев, Е.Н. Богданов, Л.С. Выготский, В.И. Гинецинский, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, В.Я. Кикоть, А.К. Маркова, Н.И. Мешков, Л.М. Митина, А.В. Петровский, А.А. Реан,

C.Л. Рубинштейн, И.А. Скопылатов, В.А. Сластенин, Л.Д. Столяренко, А.П. Тряпицына, В.Д. Шадриков, В.А. Якунин и др. При этом ее содержание и структура рассматриваются посредством различной терминологии: через умения, качества, компоненты, функции и др.

Исследование отечественными учеными различных психологических феноменов, от которых зависит эффективность любой профессиональной деятельности, проводится в основном в рамках общей психологии (Б.Г Ананьев, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов и др.), психологии труда (В.А. Бодров, К.К. Платонов, В.Д. Шадриков и др.), акмеологии (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан и др.)

В научной литературе в качестве основополагающих вопросов, касающихся развития мотивации личности в деятельности, рассматриваются факторы, влияющие на формирование побуждений, на субъективную вероятность ожидаемого успеха поведения (В.А. Иванников), эмоции и познавательные процессы (Н.И. Мешков, B.C. Магун и др.), привычки и навыки (Р. Вудвордс, И.М. Сеченов и др.), связи и отношения с другими людьми (Б.Ф. Ломов и др.).

Мотивацию профессионально-педагогической деятельности преподавателей вузов следует понимать, прежде всего, как совокупность мотивов профессиональной деятельности в их взаимообусловленности и иерархической зависимости, как побуждение к постановке целей, действиям и поступкам по выполнению профессиональной деятельности преподавателем вуза.

Руководствуясь определением мотива как сложного психологического интегрального образования, побуждающего человека к сознательным действиям и поступкам и служащего для них основанием, а мотивации — как совокупности всех видов побуждений (мотивов, потребностей, интересов, стремлений, целей, влечений, мотивационных установок и т. д.), в структуре мотивации профессионально-педагогической деятельности можно выделить следующие компоненты: познавательный, профессиональный, социально-нравственный и утилитарный. Профессиональный компонент включает мотивы, связанные непосредственно с ценностями педагогической профессии. Познавательный компонент включает мотивы, детерминируемые интеллектуальными и познавательными потребностями. Социально-нравственный компонент содержит мотивы профессионального сотрудничества, межличностного общения и социальной адаптации. Утилитарный компонент представлен мотивами личного благосостояния.

Мотивация профессиональной деятельности не исчерпывает всей мотивации личности, так как личностное пространство шире профессионального, поэтому необходимо абстрагироваться от некоторых атрибутов этого широкого и общего понятия, ограничившись ак-меологической составляющей, которая непосредственно связана с содержанием категорий «профессия», «акме», «профессионализм» и проблемами эффективности профессиональной деятельности преподавателя вуза [14].

Понятие «профессионализм» рассматривается с двух сторон: как профессионализм деятельности и как профессионализм личности. Профессионализм деятельности — это качественная характеристика субъекта деятельности, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразную эффективность профессиональных навыков и умений, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой продуктивностью. Профессионализм личности выражает качественные характеристики субъекта труда, отражающие высокий уровень развития профессионально-важных и личностно-деловых качеств, акмеологический инвариант профессионализма, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста.

Психолого-педагогический и акмеологический подходы позволяют сформулировать научную парадигму развития мотивации профессиональной деятельности преподавателей вуза, основывающуюся на всей совокупности внешних и внутренних факторов, влияющих на профессиональное развитие, а также рассматривать процесс развития мотивации профессионально-педагогической деятельности преподавателей высшей школы как процесс саморазвития и самореализации субъекта деятельности.

Определение основных факторов развития мотивации профессионально-педагогической деятельности преподавателей высшей школы осуществляется на основе теоретико-методологического анализа исследований факторов формирования профессиональной мотивации личности (А.А. Бодалев, Е.Н. Богданов, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Н.И. Мешков, А.А. Реан, В.А. Якунин и др.). Все исследуемые факторы развития мотивации профессионально-педагогической деятельности преподавателей высшей школы мы предлагаем рассматривать в системе двух групп: внешних и внутренних.

К внешним факторам относятся:

макросредовые (факторы социально-экономического развития общества, включающие в себя экономические, политические, социальные и пр. условия жизни людей в стране; факторы, характеризующие современное состояние системы высшего образования, включающие в себя особенности развития и функционирования высших учебных заведений);

микросредовые (факторы функционирования педагогического коллектива, включающие в себя культурные, образовательные, организационные, психогигиенические и пр. условия, профессиональную среду преподавателя).

Внутренние факторы можно разделить на:

относительно-постоянные (характерологические и индивидуально-типологические особенности личности);

динамические (удовлетворенность профессией, профессиональная направленность, социально-психологические установки на саморазвитие и самосовершенствование, профессионально важные качества).

Влияние данных факторов на развитие мотивации профессионально-педагогической деятельности преподавателей вуза необходимо рассматривать в двух направлениях: положительном и отрицательном, а саму мотивацию — как открытую систему, формирующуюся и развивающуюся на протяжении всего жизненного пути человека и являющуюся системообразующим фактором развития всей профессионально-педагогической деятельности преподавателя вуза.

На основании изучения развитости структурных компонентов мотивации профессионально-педагогической деятельности у преподавателей вуза выделяются три уровня ее развития — средний, высокий и оптимальный. Каждому уровню соответствует определенный уровень профессионального мастерства и степень развитости системы мотивов. Уровень мотивации профессионально-педагогической деятельности функционально определяется развитостью его компонентов. Оптимальность уровня мотивации определяется структурированностью профессионального компонента (доминируют профессиональные мотивы), который находится в гармоническом единстве с другими составляющими мотивации профессионально-педагогической деятельности. Преподаватель с оптимальным уровнем развития мотивации обладает адекватной самооценкой, устойчивым стремлением к саморазвитию, творческому решению педагогических задач, высоким уровнем профессионального мастерства. Он испытывает потребность в личностно-профессиональном развитии и понимает необходимость самосовершенствования, цели которого ставит самостоятельно. Важным фактором, влияющим на успешность профессионально-педагогической деятельности является отношение к этой деятельности, показателем которого является удовлетворенность профессией. Высокий уровень удовлетворенности преподавателем своей профессией свидетельствует об оптимальности мотивации профессионально-педагогической деятельности, в значительной степени определяющей результативность педагогического труда, профессионализм деятельности [1].

Удовлетворенность профессией многокомпонентна. Ее структура представляет собой структуру факторов удовлетворенности различными аспектами деятельности преподавателя в вузе. В результате анализа полученных данных, отражающих деятельность педагога, было обнаружено, что к ее аспектам, влияющим на повышение удовлетворенности, относятся работа с людьми, молодежью, условия для творчества, возможность самосовершенствования, возможность заниматься любимой наукой, соответствия характеру и способностям, возможность достичь социального признания и уважения. Такие ее аспекты, как переутомление и низкая заработная плата, наоборот, оказывают неблагоприятное влияние на удовлетворенность профессией.

Преподаватели-профессионалы характеризуются готовностью к сотрудничеству в сочетании с гибкостью в отношении к людям, высокими интеллектуальными показателями, абстрактностью мышления, эмоциональной устойчивостью, нормативностью поведения и суждений, развитой способностью к эмпатии, сочувствию и пониманию, уверенностью в себе, умением контролировать свое поведение, выраженностью волевых качеств и адекватной самооценкой.

В меньшей степени влияние факторов, оказывающих на развитие мотивации негативное влияние, испытывают преподаватели-профессионалы, что подтверждает характерную для этой группы эмоциональную стабильность и стрессоустойчивость. Наиболее высоко они оценивают негативное влияние отсутствия отдачи от творческих усилий из-за плохого контингента студентов и большую аудиторную нагрузку в вузе. Негативные факторы, связанные с личностными особенностями преподавателей, в большей мере мешают преподавателям со средним уровнем профессионализма, что подтверждает влияние индивидуально-личностных особенностей на развитие профессионализма специалиста.

Выделение уровневого характера развития мотивации профессионально-педагогической деятельности позволяет раскрыть динамику ее развития как переход от низшего уровня к высшему. Знание закономерностей, факторов и их влияния на развитие мотивации профессиональной деятельности преподавателя вуза позволяет более четко управлять его профессиональным становлением, оказывать ему действенную помощь в повышении профессионального уровня и реализации творческого потенциала, развивать его профессиональное самосознание как на этапе выбора профессии, так и в процессе совершенствования его как профессионала.

В числе путей оптимизации развития мотивации профессионально-педагогической деятельности преподавателей вуза можно предложить следующий алгоритм: систематическое психодиагностическое обследование в целях выявления личностных особенностей и прогнозирования дальнейшего личностно-профессионального развития преподавателей вуза, психологическое профессиональное консультирование с целью выработки индивидуальных рекомендаций профессионального развития и повышения профессионального уровня, психо-коррекционная работа с использованием акмеологических технологий формирования «акме», социально-управленческая работа с целью разработки комплекса мероприятий, поддерживающих стремление к профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию.

литература

1. Абульханова-Славская К.А. Личностные механизмы регуляции деятельности // Проблемы психологии личности. М., 1982. С. 92—99.

2. Анисимов О.С. Основы общей и управленческой акмеологии: Учеб. пособие. М., 1995.

3. Асеев В.Г. Проблемы мотивации и личность // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1977. С. 122-144.

4. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристика и условия достижения. М., 1998.

5. Бодалев А.А. О предмете акмеологии // Психологический журнал. 1993. №4. С. 73-79.

6. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.

7. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М., 1995.

8. 3азыкин В.Г., Чернышев А.П. Акмеологические проблемы профессионализма. М., 1993.

9. Ильин Е.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал. 1995. №2. С. 27-41.

10. Леонтьев В.Г. Психолого-педагогические проблемы мотивации учебной и трудовой деятельности // Вопросы. психологии. 1986. № 5. С. 183-185.

11. Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. 1995. № 6. С. 55-63.

12. Мешков Н.И. Мотивация учебной деятельности студентов: учеб. пособие. Саранск, 1995.

13. Петровский А.В. Мотивация как проявление потребностей личности // Общая психология. М., 1976. С. 110-135.

14. Ярошевский М.Г. О внешней и внутренней мотивации научного творчества // Проблемы научного творчества в современной психологии. М., 1971.

© Хаертдинов И.М., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.