DOI: 10.12731/2218-7405-2013-4-49 УДК 159.9.07
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООТНОШЕНИЯ И САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ПРИ ОЦЕНКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ
Насырова Л.К.
В статье представлены основные результаты исследования самоотношения и самоактуализации сотрудников полиции при оценке профессиональной пригодности. Определена специфика взаимосвязи самоотношения и самоактуализации, которые были выявлены в ходе корреляционного исследования.
Результаты исследования могут быть использованы при профилактике дезадаптивных последствий профессиональной деятельности, затрудняющих самоактуализацию.
По результатам исследования выявлена взаимосвязь процессов самоактуализации и самоотношения сотрудников полиции, которая оказывает влияние на эффективность работы и развития личности в профессии.
При исследовании самоотношения, выявился достаточно высокий уровень самоценности, что говорит об эгоцентричности поведения. Данные факторы были определены как ограничение оптимизации процессов самоактуализации при оценке профессиональной пригодности. Шкала поддержки и самоуважения явились факторами возможного основания самоактуализации личности сотрудника полиции.
Ключевые слова: личность; профессиональная пригодность; самосознание; самоотношение; самоактуализация; самооценка; саморегуляция.
A RESEARCH OF SELF-ATTITUDE AND SELF-ACTUALIZATION RELATIONSHIP IN THE EVALUATION OF THE POLICE OFFICER'S
PROFESSIONAL SUITABILITY
Nasirova L.K.
The article presents the main results of the research of self-actualization and self-attitude of officers in assessing professional suitability. The specificity of self-actualization and self-attitude relationship was determined and identified in the correlation research.
The results can be used in the prevention of disadaptive consequences of professional activities that obstruct self-actualization.
The study revealed the interrelation of processes of self-actualization and self-attitude of police officers, which influence on efficiency and personal development in the profession.
A high level of self-value revealed in the study of self-attitude, which indicates the self-centered behavior. These factors have been identified as a restriction of optimization process of self-actualization in the evaluation of professional suitability. The scale of support and self-esteem were the factors of possible basis of police officer's personality self-actualization.
Keywords: the person; professional suitability; consciousness; the self-attitude; self-actualization; a self-appraisal; self-control.
В настоящее время исследование отличительных черт личности специалиста является важным, ибо все более возрастает необходимость исследования новейших подходов и путей активизации личностных ресурсов при оценке профессиональной пригодности. Работа служащих в полиции очень часто проходит в условиях тревоги и стресса, требуя от сотрудника высоких адаптационных возможностей и мобилизации сил в критических ситуациях.
Негативным последствием такой напряженной работы сотрудников полиции может явиться снижение креативного настроя в отношении собственной работы, затруднение процессов самоактуализации. Ежедневная работа, в которой сотрудник полиции сталкивается с контингентом преступников и мошенников постепенно формирует негативное представление не только о мире, но и о себе самом. В результате значительно снижается эффективность работы сотрудника полиции, кроме того, затрудняется возможность развития личности в профессии.
Анализируя деятельность сотрудников полиции, мы предположили, что самоотношение и самоактуализация находятся во взаимосвязи, которая является важным при оценке профессиональной пригодности. Так самоотношение влияет на все сферы жизнедеятельности человека, позволяя воспринимать себя и окружающих адекватно ситуации и реальных событий. Мы можем избежать негативных последствий профессиональной деятельности сотрудников полиции, изучив особенности взаимосвязи самоотношения и самоактуализации. В настоящее время при оценке профессиональной пригодности больший акцент делается на изучение типологических особенностей как будущего сотрудника, так и при промежуточной аттестации действующего сотрудника. Нами важным явилось изучение путей дальнейшего развития в профессиональной деятельности, то есть оценка потенциала кандидата на службу. Следовательно, актуальность исследования с одной стороны определяется теоретической неразработанностью проблемы самоотношения и самоактуализации сотрудников полиции и с другой стороны необходимостью коррекции дезадаптивных последствий профессиональной деятельности, затрудняющих самоактуализацию творческого и профессионально-личностного потенциала.
Некоторые авторы отмечают, что недостаточно познание себя личности через оценку окружающей действительности, также важен опыт познания себя через призму взаимодействия с другими людьми. Например, С.Л. Рубинштейн
отмечал, что исследование процессов самосознания является важной составляющей при исследовании личности и ее раскрытия на завершающем этапе исследования. При этом развитие самосознания неотделимо от процесса развития самой личности [1, с. 45].
Находясь в окружающей реальности личность склонна к построению определенных образов и характеристик об окружающих людях и самом себе, тем самым, оказывая взаимовлияние внутренних и внешних процессов познания. Постепенно складываются определенные цели и задачи, а при возникновении критических обстановок происходит саморегуляция и решение возникающих проблем. Данные процессы обуславливает самоотношение человека, оказывая воздействие на процессы совершенствования, реализации и актуализации личностных ресурсов [2].
Следовательно, самосознание является частью самоотношения, которое в свою очередь является частью системы взаимоотношений человека, обеспечивая реализацию и определение себя на жизненном пути и в то же время являясь результатом данного процесса.
В.И. Муляр выделяет деятельностный аспект самоактуализации личности, когда процесс самореализации обуславливается социальным и личностным аспектом, а компонентами являются интересы потребности, идеалы, цели [3].
Таким образом, при самосовершенствовании личности важными содержательными характеристиками являются: ценностные ориентации, мотивационная и волевая составляющая, самооценка, личностные смыслы, целеполагание. Данные компоненты определяют динамику и направленность самоактуализации, преобразуя человека и активизируя процессы самоорганизации [3].
В современном мире личность принуждают непрерывно перестраивать собственные образовавшиеся жизненные отношения и преобразовывать себя, становятся особо важными категории человеческого существования, такие как
осмысленность бытия, возможность самовыражения, творчество, развитие своих возможностей. Сталкиваясь с разными вариантами проживания собственной жизни, человек интенсивно обдумывает предстоящий опыт и определяет свой личный путь становления. В связи с этим в науках о человеке, в том числе и в психологии, все больший интерес вызывает проблема самоотношения, саморазвития, самореализация и самоактуализации личности.
Мы задались целью проанализировать особенности взаимосвязи самоотношения и самоактуализации сотрудников полиции. Для этого нами были сформулированы несколько задач, одной из которых являлось провести эмпирическое исследование самоактуализации и самоотношения сотрудников полиции.
В качестве методов исследования были определены: самоактуализационный тест (САТ), методика исследования самоотношения (МИС) В.В. Столин, С.Р. Пантелеев.
В качестве методов обработки данных были использованы: методы количественного анализа экспериментальных данных (процентное соотношение, коэффициент корреляции Пирсона). Все математические расчеты проведены с использованием программы EXCEL пакета MICROSOFT OFFICE.
Исследование самоотношения и самоактуализации сотрудников полиции проводилось в отделе внутренних дел города Набережные Челны. Выборкой для исследования явились 60 сотрудников полиции в возрасте от 22 до 35 лет. Анализ личностных особенностей сотрудников полиции проводился в два этапа.
Первым этапом явилось изучение самоотношения сотрудников полиции. По результатам обследования у 55% сотрудников полиции преобладает высокий уровень по шкале самоценность, что отражает заинтересованность в собственном Я, любовь к себе, ощущение ценности собственной личности и одновременно предполагаемую ценность своего Я для других.
У 95% сотрудников преобладают низкие значения по шкале конфликтность и у 58% по шкале самообвинения, что свидетельствует об отсутствии внутренних конфликтов, сомнений, несогласии с собой. При этом крайне низкие значения по шкале конфликтность свидетельствует об отрицании проблем, закрытости, самодовольстве.
У 37% сотрудников имеется глубокая осознанность Я, повышенная рефлексивность и критичность (шкала «открытость») и 42% сотрудников отчетливо переживают собственное «Я» как внутренний стержень, считают, что их судьба находится в собственных руках, чувствуют обоснованность и последовательность своих внутренних побуждений и целей (шкала «саморуководство»). И при этом у 40% сотрудников имеется представление о том, что его личность, характер и деятельность способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание (шкала «Зеркальное Я»).
По результатам исследования самоотношения нами были выявлены достаточно высокие показатели открытости самоуверенности и самопринятия. Мы можем предположить обратную динамику об отрицании проблем, закрытости и самодовольстве сотрудников полиции, так как были выявлены низкие показатели конфликтности.
Вторым этапом явилось изучение самоактуализации сотрудников полиции. По результатам обследования у сотрудников полиции преобладает высокий уровень по следующим шкалам: ориентация во времени составляет 70% высоких результатов. Это свидетельствует, во-первых, о способности субъекта жить настоящим, то есть переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, во-вторых, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь целостной. Именно такое мироощущение, психологическое восприятие времени субъектом свидетельствует о высоком уровне самоактуализации личности. Шкала поддержки составляет 95% высоких результатов, это означает, что человек, имеющий высокий балл по этой шкале, относительно независим в своих
поступках, стремится руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями ("изнутри направляемая" личность).
Шкала ценностной ориентации составляет 90% высоких результатов. Это означает, что сотрудники разделяют ценности, присущие самоактуализирующейся личности. При этом у 67% сотрудников достаточно низкий уровень креативности.
Чтобы установить наличие взаимосвязи между самоотношением и самоактуализацией сотрудников полиции, мы подвергли наши результаты корреляционному анализу по Пирсону, выявились следующие взаимосвязи:
1. Шкала открытость (МИС) и шкала представлений о природе человека (САТ) (обратная связь). Чем больше субъект воспринимает природу человека в целом как положительную, тем он более закрыт, не способен выдавать значимую информацию о себе (rxy=-0,26, при р<0,05).
2. Шкала самоуверенность (МИС) и шкала спонтанности (САТ) и (прямая связь). Чем выше самоуверенность, тем выше способность индивида спонтанно и непосредственно выражать свои чувства (rxy=0,26, при р<0,05).
3. Шкала саморуководство (МИС) и шкала принятия агрессии (САТ) (прямая связь). Чем отчетливее сотрудник чувствует обоснованность и последовательность своих внутренних побуждений и целей, тем больше способность индивида принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы (rxy=0,29, при р<0,05).
4. Шкала Зеркальное Я (МИС) и шкала самоуважения (САТ) (прямая связь). Чем больше соответствует его представление о том, что его личность, характер и деятельность способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание, тем больше способность субъекта ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них (rxy=0,28, при р<0,05).
5. Шкала Зеркальное Я (МИС) и шкала креативности (САТ) и (обратная связь). Чем выше ожидаемое отношение к себе со стороны других людей, тем
ниже выраженность творческой направленности личности (rxy=-0,25, при р<0,05).
6. Шкала самопринятие (МИС) и шкала ориентации во времени (САТ) (прямая связь). Чем больше у субъекта дружеское отношение к себе, согласие самим собой, принятие себя таким, каков есть, тем больше способность субъекта жить настоящим (rxy=0,29, при р<0,05).
7. Шкала самопривязанность (МИС) и шкала контактности (САТ) (обратная связь). Чем меньше выражено желание что-то в себе изменить, соответствовать идеальному представлению о себе, неудовлетворенности собой, тем больше способность человека к быстрому установлению глубоких и тесных эмоционально-насыщенных контактов с людьми (rxy=-0,27, при р<0,05).
8. Шкала конфликтность (МИС) и шкала принятия агрессии (САТ) (обратная связь). Чем меньше внутренних конфликтов, сомнений, несогласии с собой, тревожно-депрессивных состояний, сопровождаемых переживанием чувства вины, тем больше способность индивида принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы (rxy=-0,25, при р<0,05).
9. Шкала самообвинения (МИС) и шкала ценностной ориентации (САТ) (прямая связь). Чем больше винит себя за свои неудачи, собственные недостатки сотрудник полиции, тем больше человек разделяет ценности, присущие самоактуализирующейся личности (rxy=0,28, при р<0,05).
10. Шкала самообвинения (МИС) и шкала сензитивности (САТ) (прямая связь). Чем больше винит себя за свои неудачи, собственные недостатки сотрудник полиции, тем больше отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах, ощущает и рефлексирует их (rxy=0,26, при р<0,05).
По результатам корреляционного исследования мы определили наиболее значимые показатели, которые играют важную роль в обуславливании уровня развития других факторов. Так шкала поддержки имеет более шести положительных корреляционных взаимосвязей с показателями: ценностные
ориентации, спонтанность, принятие агрессии, гибкость поведения, самопринятие, самоуважение, контактность. Так шкала поддержки как относительной независимости в своих поступках, стремлении руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями влияет на большинство показателей.
Также более пяти результатов имеет шкала самоуважения, которая диагностирует способность субъекта ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них коррелирует с показателями: ценностные ориентации, шкала поддержки, гибкость поведения, самопринятие, зеркальное Я.
Результаты эмпирического исследования позволили раскрыть особенности самоотношения, его взаимосвязь с признаками самоактуализации. Шкала поддержки и самоуважения явились факторами возможного основания самоактуализации личности сотрудника полиции.
Таким образом, сотрудники полиции характеризуются достаточно адекватным уровнем самоактуализации, при этом у сотрудников на низком уровне креативность. При исследовании самоотношения выявился достаточно высокий уровень самоценности, что говорит об эгоцентричности поведения. Данные факторы мы определили как ограничение оптимизации процессов самоактуализации.
Самоотношение определяет ценности, самовосприятие и сферу межличностных отношений сотрудников полиции. Необходимо отметить, что ожидаемое отношение к себе со стороны других людей значительно ограничивает выраженность творческой направленности, а способность принимать на себя вину за свои неудачи способствует самоактуализации личности сотрудника полиции. Результаты эмпирического исследования позволили раскрыть особенности самоотношения, его тесную связь с другими процессами самоактуализации.
Список литературы
1. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. СПб.: изд-во Михайлова, 1999. 90 с.
2. Горбунова О.В. Самоотношение как показатель субъективной включенности студентов в профессионально-образовательную деятельность // Мир психологии. 2005. № 3. С. 67-73.
3. Егорычева И.Д. Самореализация как деятельность // Мир психологии. 2005. № 3. С. 11-32.
References
1. Averin V.A. Psihologija lichnosti [psychology of person]. SPb.: izd-vo Mihajlova, 1999. 90 p.
2. Gorbunova O.V. Samootnoshenie kak pokazatel' subektivnoj vkljuchennosti studentov v professional'no-obrazovatel'nuju dejatel'nost' [Self-attitude as an indicator of subjective involvement of students in vocational and educational activities]. Mirpsihologii, no. 3 (2005): 67-73.
3. Egorycheva I.D. Samorealizacija kak dejatel'nost' [Self-realization as an activity]. Mir psihologii, no. 3 (2005): 11-32.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Насырова Лейсан Каюмовна, соискатель кафедры психологии личности
Казанский (Приволжский) федеральный университет ул. Кремлевская, 18, г. Казань, 420008, Россия e-mail: leisan-kgu-5@mail.ru
DATA ABOUT THE AUTHOR
Nasirova Leysan Kaymovna, applicant of personality psychology
Kazan (Volga region) Federal University 18, Kremlevskaya street, Kazan, 420008, Russia
e-mail: leisan-kgu-5@mail.ru Рецензент:
Комарова Любовь Юрьевна, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования Набережночелнинского института социально-педагогических технологий и ресурсов, кандидат педагогических наук