УДК 159.9.072.422
ВЗАИМОСВЯЗЬ КОМПОНЕТОВ САМОРЕАЛИЗАЦИИ И САМОАКТУАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ
Пантелеева Ольга Львовна — старший преподаватель кафедры управления фирмой Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) РАНХиГС при Президенте Российской Федерации; пр. Вернадского, 82, Москва, Россия, 119571; e-mail: o.l.pantel@mail.ru
Введение
В период смены парадигм в области мировой экономики и технологии, а также повышения внимания российского общества и государства к качеству образования, перед высшими учебными заведениями стоит задача преобразования десятилетиями сложившуюся стандартизацию учебной деятельности, которая позволит внедрять новые формы и методы в образовательный процесс и осуществить переход от реактивной к проактивной парадигме мышления студента [4].
Для того чтобы сделать современное образование более эффективным, необходимо широко использовать методологии, разработанные в психологии и акмеоло-гии, которые опираются на совокупность идей о ценности человека, его духовного
мира, способности к творчеству и самосовершенствованию [1]. «Всё это становится возможным при ярко выраженном стремлении субъектов найти своё место в жизни, активном выборе пути эффективной самореализации в обществе» [7].
Поэтому вопросы, связанные с саморазвитием и самореализацией, должны играть первостепенную роль в процессе обучения, «так как именно в ходе саморазвития и самореализации человек реализует свой потенциал, максимально полно раскрывает свои возможности и результатами своей деятельности обогащает социальную жизнь». [5].
Исходя из этого, современное образование необходимо строить с учётом развития в обучающихся тех качеств, навыков и знаний, которые необходимы для самореализации личности [9].
Поскольку процесс самореализации включает различные аспекты развития человека в его личностном, профессиональном и социальном становлении, одной из важнейших задач современного высшего образования является разработка методов, позволяющих не только получить профессиональные знания и компетенции, но и формировать навыки эффективного саморазвития и самореализации.
Исследования показывают, что ориентация только на рост и совершенствование в профессиональной сфере деформирует личность и препятствует её постоянному развитию [3], поэтому именно изучение процессов самореализации позволит решить множество задач, связанных с гармоничным развитием личности.
РЕЗЮМЕ
В статье приводятся результаты исследования социально-психологического научного проекта «Самореализация личности», который проводился с 2014 по 2018 учебный год в группах бакалавриата и магистратуры в Академии труда и социальных отношений (АТиСО) и РАНХиГС. Определение степени взаимосвязи между компонентами самореализации и самоактуализации, изучение факторов, влияющих на успешность данных процессов в ходе обучения, является актуальным, так как позволяет не только применять эти знания в процессе образования, но является базовой составляющей более эффективного профессионального и личностного развития в дальнейшем. Объектом данного исследования является взаимосвязь процессов самореализации и самоактуализации, предметом — методы, определяющие взаимосвязи данных процессов. В рамках проекта проводилось психологическое тестирование с использованием Самоактуализационного теста (САТ) и опросника «Эффективность самореализации», для выявлений показателей, оказывающих наиболее сильное влияние на процессы самореализации. В ходе исследования была высказана гипотеза, что существуют значимые взаимосвязи между компонентами самореализации и самоактуализации. При проведении исследования решались следующие задачи:
• с помощью корреляционного анализа определить значимые взаимосвязи между компонентами самореализации и самоактуализации;
• выделить группы с высокими и низкими показателями и провести сравнительный анализ этих показателей;
• сделать вывод о степени взаимосвязи компонентов самореализации и самоактуализации. Результаты проведённого исследования доказали, что выдвинутая гипотеза оказалась верна, была выявлена положительная корреляция между компонентами самореализации и самоактуализации.
Ключевые слова: самоуважение, самопринятие, независимость, уровень притязаний, удовлетворённость достигнутым, терпимость к неопределённости, принятие агрессии, креативность, ориентация во времени, гибкость поведения, спонтанность, коммуникативные способности, познавательные потребности, ценностные ориентации.
Одной из важнейших проблем при разработке программ, направленных на разностороннее развитие и расширение возможностей самореализации, было определение тех показателей, которые наиболее точно отражали бы успешность данного процесса в ходе обучения, выявляли бы возможные затруднения, позволяли бы прогнозировать дальнейшее развитие личности.
Наряду с другими, данные задачи решались в рамках экспериментального социально-психологического научного проекта «Самореализация личности» в ВШКУ РАНХиГС с 2014 по 2018 учебный год под руководством академика Э.Н. Крылатых [6].
Основная цель проекта — помочь студентам лучше понять свои возможности и стремления, мотивы и цели; почувствовать свой внутренний потенциал и свои силы, осознать свои слабости и научиться справляться с ними, совершенствовать общение с окружающими людьми, активнее адаптироваться к новым условиям жизни [8].
Проект рассчитан на один год, предполагает проведение аудиторных занятий, включающих лекции и интерактивные формы обучения, после каждого занятия проходит тестирование по методикам, соответствующим пройдённой теме. По результатам тестирования студентами проводится анализ полученных показателей.
После занятия, посвященного процессам саморазвития и самореализации, студенты работали над самоактуали-зационным тестом (САТ) и опросником «Эффективность самореализации» Е.В. Селезневой. Исследования результатов тестирования приводятся в данной статье.
В процессе работы была выдвинута гипотеза, о том, что должна существовать значимая взаимосвязь между показателями опросника «Эффективной самореализации» по шкалам: «терпимость к неопределённости»; «самооценка и уровень притязаний»; «гармоничность самореализации в различных сферах жизнедеятельности»; «независимость»; «удовлетворённость достигнутым уровнем реализации жизненных планов»; «ведущие ценности и смысложизненные ориентации» с различными шкалами теста САТ.
В исследовании принимали участие 224 человека (93 юношей и 131 девушка), в возрасте от 17 до 24 лет, средний возраст 20,2. Из них учащиеся бакалав-
риата — 121 человек и магистратуры — 103 человека
В ходе исследования был проведён корреляционный анализ данных полученных по опроснику «Эффективной самореализации» и самоактуализаци-оному тесту (САТ). А также были выделены группы с высокими и низкими показателями по шкалам обеих методик и проведён сравнительный анализ этих показателей.
Результаты исследования
Тест САТ создан с целью определения степени выраженности самоактуализации. Данный процесс представляет собой непрерывное развитие личностного потенциала, реализацию своих возможностей, творческую активность, адекватное восприятие окружающего мира и себя в этом мире, духовно-нравственную зрелость, богатство эмоциональной сферы [10]. С понятиями «самоактуализация», «самосовершенствование», «самоосуществление» [3] напрямую связано понятие «самореализация» — способность предъявлять себя и своего «Я» социуму в реальной социальной творческой деятельности [2]. В данном исследовании были рассмотрены такие факторы, влияющие на самоактуализацию, как: ориентация во времени, независимость, ценностные ориентации, спонтанность, самоуважение, самопринятие, принятие агрессии, контактности, познавательные потребности, креативность.
Опросник Эффективной самореализации определяет выраженность основных факторов, влияющих на самореализацию личности, которые включают: ведущие ценности и смысложизненные ориентации; удовлетворённость достигнутым уровнем реализации жизненных планов; гармоничность самореализации в различных сферах жизнедеятельности; независимость; терпимость к неопределённости; гибкость в постановке целей; личностные стандарты деятельности; самооценка и уровень притязаний [11].
1. Анализ взаимосвязи шкалы «Терпимость к неопределённости» опросника «Эффективной самореализации» и шкалами теста САТ
При изучении полученного материала наиболее значимыми оказались взаимосвязь показателей по шкале опросника «Терпимость к неопределённости» и шкалами теста САТ: «Поддержки», «Самоуважение», «Самопринятие»
«Принятие агрессии» и «Креативности». Также была обнаружена связь со шкалами «Ориентация во времени», «Гибкость поведения», «Спонтанности» «Контактности», «Познавательные потребности».
Использование г-коэффициента Спирмена позволило установить, что наибольшая взаимосвязь существует между терпимостью к неопределённости и способностью человека быть независимыми в своих поступках (шкала поддержки). Коэффициент корреляции г = 0,45 при р = 0,001.
При сравнительном анализе высоких и низких показателей было установлено, что количество респондентов, имеющих значительные показатели по обеим шкалам, составило 68% (табл. 1), то есть большинство опрошенных стремящихся к независимости в своих поступках способны эффективно справляться с деятельностью, даже при отсутствии обратной связи или в случаях непредсказуемости результатов.
В то же время число респондентов, испытывающих затруднения в неопределённых ситуациях и при этом демонстрирующие зависимое и несамостоятельное поведение, составило 25%; имеющих невысокую терпимость к неопределённости, но готовых действовать независимо от мнения других — 19%; успешных в неопределённых ситуациях, но не самостоятельных в своей деятельности — 3%. Из этого следует, что одной из значимых составляющих эффективности в условиях неопределённости является способность быть независимым в своих взглядах и поступках, опираясь в своей деятельности на собственное мнение и опыт.
Особый интерес вызвали результаты по шкалам «Самоуважения» и «Самопринятия». Эти шкалы сходны между собой, однако в первом случае есть возможность проследить степень удовлетворённости человека своими положительными чертами характера, а во втором случае прослеживается отношения к себе в целом, включая как положительные, так и отрицательные стороны личности.
Коэффициент корреляции между шкалами «Самоуважения» и «Терпимость к неопределённости» составил г = 0,39 при р = 0,001. Поскольку низкие баллы по шкале «Самоуважения» незначительны, то в анализе рассматриваются только показатели, имеющие высокие значения.
Таблица 1
Показатели взаимосвязи шкалы терпимость к неопределённости и шкалами: поддержки, самоуважения, самопринятия
Тест САТ Поддержка Самоуважение Самопринятие Принятие агрессии Креативность
Терпимость к неопределённости Низкие баллы Высокие баллы Низкие баллы Высокие баллы Низкие баллы Высокие баллы Низкие баллы Высокие баллы Низкие баллы Высокие баллы
Низкие баллы 25% 19% 12% 41% 59% 19% 53% 25% 50% 28%
Высокие баллы 3% 68% 6% 89% 14% 65% 13% 54% 19% 50%
В ходе исследования выяснилось, что респонденты, обладающие одновременно высокими баллами по обеим шкалам, составляют 89%, в то время как обладающие высокими баллами по шкале «Самоуважения» и низкие по шкале «Терпимость к неопределённости» в два раза меньше — 41% (табл. 1). Из этого следует, что наличие самоуважения помогает более эффективно действовать в ситуации неопределённости.
Корреляция между шкалами «Терпимость к неопределённости» и «Самопринятия» составила г = 0,36 при p = 0,001. Высокие значения по обеим шкалам имеют 65% респондентов, тогда как количество опрошенных, имеющих низкие показатели терпимости и высокие самопринятия, снижается до 19%. В противоположном случае, при высоких показателях терпимости и низких самопринятия, количество опрошенных составило 14%. Низкие значения по обеим шкалам имеют 59% опрошенных.
Следовательно, способность принимать себя вне зависимости от собственных достоинств и недостатков помогает справляться с поставленными задачами в ситуации неопределённости.
Также была выявлена значимая взаимосвязь между способностью спокойно принимать собственную агрессию (шкала «Принятия агрессии» теста САТ) и терпимость к неопределённости. Коэффициент корреляции г = 3,5 p = 0,001.
Высокие показатели по обеим шкалам имеют 54% опрошенных, почти
столько же (53%) обладают наименьшими показателями по обеим шкалам. при этом низкие баллы по шкале терпимости к неопределённости и высокие по шкале принятие агрессии у 25%, тогда как высокие показатели по шкале терпимости и низкие по шкале принятия агрессии только у 13% опрошенных (табл. 1). Таким образом, умение спокойно воспринимать собственное раздражение и агрессивность как проявление человеческой природы помогает справляться в ситуации неопределённости.
Была выявлена взаимосвязь терпимости к неопределённости и креативной составляющей личности. Творческий подход помогает преодолевать сложности, связанные с неопределённостью ситуацией половине опрошенных — 50%, и только у 19% возникают трудности в состоянии неопределённости. при низкой креативности наблюдается обратный процесс, половина плохо справляется с деятельностью в состоянии неопределённости (50%), и только 28% не испытывают затруднений. Статистические расчёты показали, что корреляция между шкалами «Терпимость к неопределённости» и «Креативность» составляет г = 0,36 при p = 0,001.
Также в процессе исследования были выявлены значимыми взаимосвязи между шкалой «Терпимости к неопределённости» и шкалами: «Ориентация во времени» (г = 0,27); «Гибкости поведения» (г = 0,29); «Спонтанности» (г = 0,28); «Контактности» (г = 0,28); «Познавательных потребностей» (г = 0,24), уро-
вень значимости для всех рассмотренных примеров p = 0,001.
При исследовании соотношений высоких и низких баллов по перечисленным шкалам теста САТ и шкалы терпимости к неопределённости наблюдается та же тенденция, как и в рассматриваемых выше примерах (табл. 2). Поэтому не проводя подробного анализа, можно сделать вывод о существенном влиянии этих факторов на способность действовать в ситуации неопределённости. Таким образом, на развитие терпимости к неопределённости позитивное влияние оказывают: жить в настоящем и воспринимать события во всей их полноте; психологическая гибкость; умение спонтанно выражать свои чувства; устанавливать глубокие и эмоционально насыщенные отношения; стремление к новым знаниям.
2. Анализ взаимосвязи шкалы «Самооценка и уровень притязаний» опросника «Эффективной самореализации» и шкалами теста САТ
При анализе результатов обнаружена корреляция между шкалой «Самооценка и уровень притязаний» опросника и шкалами: «Самоуважения»; «Самопринятия»; «Поддержки»; «Ценностные ориентации»; «Познавательных потребностей»; «Креативности» теста САТ.
В ходе исследования было высказано предположение, что должна существовать взаимосвязь между самооценкой, уровнем притязаний с одной стороны, и самоуважением, самопринятием
Таблица 2
Показатели взаимосвязи шкалы терпимость к неопределённости и шкалами: ориентации во времени, гибкости поведения, спонтанности, контактности, познавательных потребностей
Шкалы теста САТ Ориентация во времени Гибкость поведения Спонтанность Контактность Познавательные потребности
Терпимость к неопределённости Низкие баллы Высокие баллы Низкие баллы Высокие баллы Низкие баллы Высокие баллы Низкие баллы Высокие баллы Низкие баллы Высокие баллы
Низкие баллы 41% 16% 41% 22% 38% 40% 35% 37% 78% 0%
Высокие баллы 13% 44% 6% 54% 13% 57% 8% 58% 47% 18%
Таблица 3
Показатели взаимосвязи шкалы терпимость к неопределённости и шкалами самоуважения, самопринятия
Шкалы теста САТ Самоуважение Самопринятие
Самооценка и уровень притязаний Низкие баллы Высокие баллы Низкие баллы Высокие баллы
Низкие баллы 4% 54% 43% 18%
Высокие баллы 3% 85% 27% 54%
с другой. И действительно, данная взаимосвязь была установлена. Корреляция между самооценкой и самоуважением составила г = 0,35 при p = 0, 001, а корреляция между самооценкой и самопринятием г = 0,25 при p = 0, 001.
Анализ высоких и низких значений, как и в предыдущих случаях, показал, что чувство самоуважение характерно для значительной части опрошенных, при этом уважение к себе чаще всего сочетается с высокой самооценкой и уровнем притязаний (85%). при заниженной самооценке высокий показатели по шкале самоуважения имеют 54% опрошенных (табл. 3).
Установленная взаимосвязь между самопринятием и самооценкой показала, что высокие баллы по обеим шкалам имеет 54% опрошенных, тогда как способность принимать себя при низкой самооценке и уровнем притязаний наблюдается только у 18%. У лиц с низкой самооценкой и не имеющих особых притязаний гораздо чаще возникают проблемы с самопринятием (43%), чем у тех, кто положительно оценивает себя и свои возможности (27%) (табл. 3).
Можно сделать вывод, что уважительное отношение к себе и самопринятие помогает человеку не только повышать свою самооценку, но и лучше осознавать свои возможности, разрабатывать и осуществлять амбициозные планы.
Также были установлены взаимосвязи самооценки и уровня притязаний со шкалами: «Поддержки» (г = 0,27); «Ценностные ориентации» (г = 0,26); «Познавательных потребностей» (г = 0,24) и «Креативности» (г = 0,23) теста САТ (уровень значимости для всех рассмотренных примеров p = 0,001).
Из таблицы 4 видно, что самооценка и уровень притязаний имеют наибольшие показатели при высоких баллах шкалы «Поддержки» (56%) и «Ценностных ориентации» (80%). Таким образом, если человек руководствуются в своих деятельности собственными представлениями убеждениями и установками, а также обладает структурой ценностных ориента-ций, позволяющей развиваться и реали-зовывать себя, то уровень притязаний и самооценки также возрастает.
Напротив, самые высокие показатели по шкалам «Познавательных потребностей» (75%) и «Креативности» (61%) наблюдаются при низких значениях по данным шкалам в сочетании с низкими показателями по шкале «Самооценка и уровень притязаний» опросника (табл. 4).
Следовательно, отсутствие познавательных потребностей и не раскрытый творческий потенциал приводит к заниженной оценки себя и своих возможностей. В свою очередь, низкая самооценка препятствует творческому раскрытию и расширению области знаний и умений. Более того, из приведённых данных видно, что при низкой самооценке человеку вообще не свойственно стремление к развитию познавательной сферы.
3. Анализ взаимосвязи шкалы «Гармоничность самореализации в различных сферах жизнедеятельности» опросника «Эффективной самореализации» и шкалами теста САТ
При анализе результатов шкалы «Гармоничность самореализации в различных сферах жизнедеятельности» опросника была выявлена значимая связь со шкалами «Познавательных потребностей»
(г = 0,28) и «Креативности» (г = 0,2) при p = 0,001. Как в предыдущем случае, наибольшие показатели наблюдаются при низких значениях по этим шкалам. Из таблицы № 5 видно, что невозможность самореализации в различных сферах жизни сопровождается низкими познавательными потребностями у 76% опрошенных и пониженной творческой активностью у 47%. Следовательно, отсутствие стремления к развитию познавательных потребностей и творческого потенциала препятствует гармоничной самореализации в различных сферах жизнедеятельности.
4. Анализ взаимосвязи шкалы «Независимость» опросника «Эффективной самореализации» и шкалами теста САТ
В ходе исследования были выявлены значимые связи между шкалой «Независимость» опросника и шкалами теста САТ: «Поддержки», «Спонтанности» и «Контактности».
Наибольший интерес вызывают шкалы: «Независимость» и «Поддержки», так как они во много сходны. Обе шкалы позволяют определить насколько человек способен быть независимым в своём мнении и своих действиях от других. Однако тест САТ содержит более широкий спектр вопросов, которые охватывают отношения человека к самому себе, взаимодействию с другими людьми, взгляды на некоторые этические проблемы, а также отношение человека к результатам своей деятельности. Опросник «Эффективности самореализации» отображает уровень субъективного локус контроля, включает две темы, связанные с данной проблематикой: способность личности принимать решения вне зависимости
Таблица 4
Показатели взаимосвязи шкалы терпимость к неопределённости и шкалами: поддержки, ценностных ориентаций, познавательных потребностей, креативности
Самооценка и уровень притязании Шкалы теста САТ
Поддержка Ценностные ориентации Познавательные потребности Креативность
Низкие баллы Высокие баллы Низкие баллы Высокие баллы Низкие баллы Высокие баллы Низкие баллы Высокие баллы
Низкие баллы 14% 21% 14% 64% 75% 0% 61% 21%
Высокие баллы 5% 56% 2% 80% 46% 16% 29% 37%
Таблица 5
Показатели взаимосвязи шкалы гармоничность самореализации в различных сферах жизнедеятельности и шкалами: познавательных потребностей, креативности
Гармоничность самореализации в различных сферах жизнедеятельности Шкалы теста САТ
Познавательные потребности Креативность
Низкие баллы Высокие баллы Низкие баллы Высокие баллы
Низкие баллы 76% 1% 47% 24%
Высокие баллы 34% 27% 23% 41%
от другого мнения; способность брать ответственность за достижения успеха в своей деятельности. Коэффициент корреляции между шкалами составляет: г = 0,22 при p = 0,001.
При низких значениях шкалы «Независимость» показатели по шкале «Поддержки» распределились равномерно: 28% имеют низкие баллы и 32% высокие. при значительном уровне независимости, большая часть опрошенных по шкале «Поддержки» имеет высокие показатели (68%), а низкие только 3% (табл. 6). Из этого следует, что уровень ответственности человека в достижении своих целей значительно увеличивается, если подключаются и другие жизненные аспекты, связанные с развитием субъективной независимости, указывающие на формирование зрелой личности.
В ходе исследования была также выявлена взаимосвязь между шкалами «Независимости» опросника и «Спонтанности» теста САТ (г = 0,2 при p = 0,001). Как и в предыдущем случае, результаты с низкими баллами по шкале «Независимость», распределились более равномерно: низкие значения по шкале «Спонтанности» имеют 44% опрошенных, высокие — 32%. при значительном уровне независимости, большинство опрошенных имеет высокие баллы по шкале «Спонтанности» — 65%, в то время как низкие показатели — у 6% опрошенных (табл. 6).
Из этого следует, что независимое поведение при отсутствии спонтанности наблюдаются крайне редко, в то же время умением спонтанно выражать свои чувства и мысли способствуют развитию независимости в суждениях и поступках.
Ещё одна значимая взаимосвязь была установлена между независимостью и способностью быстро устанавливать глубокие и эмоционально насыщенные отношения с людьми (г = 0,21 при p = 0,001). Поскольку низкие баллы по шкале контактности слишком незначительны для анализа, рассматривались только высокие показатели. Развитые коммуникативные способности и независимость в своих поступках совпадают у 65% опрошенных. В то же время при развитых коммуникативных составляющих отсутствие независимости наблюдается только у 24% (табл. 6). Таким образом, независимость в суждениях позволяет человеку быть свободным и открытым в отношениях с другими, что делает эти отношения более содержательными и эффективными.
5. Анализ взаимосвязи шкалы «Удовлетворённость достигнутым уровнем реализации жизненных планов» опросника «Эффективной самореализации» и шкалами теста САТ
Необходимо отметить взаимосвязь между шкалой «Удовлетворённость достигнутым уровнем реализации жизненных планов» опросника и шкалами «Ценностных ориентации» (г = 0,31 при p = 0,001) и «Самоуважение» (г = 0,27 при p = 0,001) теста САТ. В обоих случаях наибольший интерес вызвали высокие показатели теста САТ, результаты по низким баллам были незначительны, поэтому не рассматривались.
Количество респондентов, удовлетворённых достигнутым уровнем реализации жизненных планов и при этом имеющих ценностные ориентации, направленные на самореализацию, составило 87%, в то время как не обладаю-
щих подобными ценностями, но при этом удовлетворённых своими достижениями оказалось значительно меньше — 54% (табл. 7).
Аналогичная ситуация наблюдается при взаимосвязи между удовлетворённостью достигнутым и самоуважением. Если высокие баллы по обеим шкалам имеют 85% опрошенных, то число тех, кто не удовлетворён достигнутым, но при этом испытывает уважение к себе снижается до 54% (табл. 7).
Из этого можно сделать вывод, что удовлетворённость уже достигнутыми результатами повышает самооценку и является дополнительным импульсом дальнейшего саморазвития.
6. Анализ взаимосвязи шкалы «Ведущие ценности и смысложизненные ориентации» опросника «Эффективной самореализации» и шкалами теста САТ.
В заключение необходимо отметить связь между шкалами «Ведущие ценности и смысложизненные ориентации» опросника и «Познавательные потребности» теста САТ (г = 0,21 при p = 0,001). Так как в процессе обучения познавательные потребности в значительной степени удовлетворяются, то высокие баллы по этой шкале имеет небольшое число опрошенных, однако и в этом случае проявляется обнаруженная ранее тенденция. В данном случае высокие баллы по обеим шкалам имеют 23%, тогда как при отсутствии ведущих ценностей и смысложизненных ориен-таций, познавательные потребности проявляются только 10% опрошенных. Таким образом, мотивация, направленная на саморазвитие и карьерный рост, положительно влияет на желание приобретать новые знания.
Таблица 6
Показатели взаимосвязи шкалы независимость и шкалами: поддержки, спонтанности, контактности
Шкалы теста САТ Поддержка Спонтанность Контактность
Независимость (локус контроля) Низкие баллы Высокие баллы Низкие баллы Высокие баллы Низкие баллы Высокие баллы
Низкие баллы 28% 32% 44% 32% 2% 24%
Высокие баллы 3% 68% 6% 65% 6% 65%
Таблица 7
Показатели шкалами: удовлетворённость достигнутым уровнем реализации жизненных планов
и ведущие ценности со шкалами теста САТ
Шкалы теста САТ Ценностных ориентации Самоуважение Шкалы теста САТ Познавательные потребности
Удовлетворённость достигнутым уровнем реализации жизненных планов Ведущие ценности и смысло-жизненные ориентации
Низкие баллы 54% 54% Низкие баллы 10%
Высокие баллы 87% 85% Высокие баллы 23%
Заключение
Подводя итог, можно отметить, что существует значимая положительная корреляция между показателями опросника «Эффективности самореализации» и теста САТ:
Взаимосвязь между шкалой «Терпимость к неопределённости» опросника и шкалами теста: «Поддержки»; «Ценностных ориентаций», «Самоуважения»; «Самопринятия»; «Принятия агрессии», «Креативности»; «Ориентации во времени», «Гибкости поведения», «Спонтанности»; «Контактности», «Познавательные потребности».
Исходя из этого можно заключить, что эффективно действовать в ситуации неопределённости позволяют такие факторы как: независимость в собственных взглядах и поступках; самоуважение и самопринятие; признание собственных аффективных реакций; развитие творческого потенциала, способность воспринимать текущие события во всей их полноте; психологическая гибкость; умение спонтанно проявлять свои чувства; способность устанавливать глубокие и эмоционально насыщенные отношения; стремление к новым знаниям.
Взаимосвязь между шкалой «Самооценка и уровень притязаний» опросника и шкалами теста: «Самоуважения», «Самопринятия», «Поддержки», «Ценностных ориентаций», «Познавательные потребности», «Креативности». Из этого следует, что на повышение самооценки и уровня притязаний в значительной степени влияют такие свойства как: уважительное отношение к себе и самопринятие; способность руководствоваться собственными представлениями убеждениями; структура ценностных ориентаций, позволяющая развиваться и реа-лизовывать себя; творческая активность и стремление к развитию познавательной сферы.
Взаимосвязь между шкалой «Гармоничность самореализации в различных сферах жизнедеятельности» опросни-
ка и шкалами теста: «Познавательные потребности» и «Креативности». Таким образом, развитие познавательных потребностей и творческого потенциала позволяет гармонично реа-лизовывать себя в различных сферах деятельности.
Взаимосвязь между шкалой «Независимость (локус контроля)» опросника и шкалами теста: «Поддержки», «Спонтанности»; «Контактности» Из этого следует, что на развитие субъективной независимости в суждениях и поступках наибольшее влияние оказывают: способность человека брать ответственность в достижении своих целей; умение спонтанно выражать свои чувства и мысли; быть свободным и открытым в отношениях с другими.
Взаимосвязь между шкалой «Удовлетворённость достигнутым уровнем реализации жизненных планов» опросника и шкалами теста: «Ценностных ориентации», «Самоуважения». Из этого можно сделать вывод, что высокая самооценка и ценностные ориентации, направленные на самореализацию, повышают удовлетворённость уже достигнутыми результатами.
Взаимосвязь между шкалой «Ведущие ценности и смысложизненные ориентации» опросника и шкалой «Познавательные потребности» теста. Таким образом, познавательные потребности оказывают положительное влияние при формировании ценностей, направленных на саморазвитие и профессиональную реализацию.
Перспективы исследования
С помощью приведённого корреляционного анализа были выявлены наиболее значимые факторы, влияющие на процесс самореализации по каждой из рассмотренных шкал опросника «Эффективность самореализации». Полученный материал может быть полезным в дальнейшей работе при выборе критериев, позволяющие характеризовать успешность саморе-
ализации, и делать прогнозы дальнейшего личностного и профессионального развития. Также эти данные рекомендуется учитывать и активно использовать в учебном процессе, для более эффективного обучения и формирования личностных качеств студентов, способствующих успешной самореализации.
ССЫЛКИ
[1].ДеркачА.А. Методолого-приклад-ные основы акмеологических исследований: Монография. — М.: РАГС, 1999. — 392 с.
[2]. Деркач А.А., Сайко Э.В. Развитие в акмеологии и акмеологическое развитие в структуре онтогенеза // Мир психологии. — 2007. — № 2. — С. 43-55.
[3]. Деркач А.А., Селезнева Е.В. Ак-меологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2006. — 496 с.
[4]. Ефимова М.А. Экологические подходы к совершенствованию ценностно-ориентированных образовательных технологий // Труд и социальные отношения. — 2017. — № 3. — С. 145-155.
[5]. Крупенина Н.С., Селезнева Е.В. Восприятие студентами саморазвития и самореализации // Акмеология. — 2016. — № 2. — С. 79-82.
[6]. Крылатых Э.Н., Чащарина О.М. Методология и организация учебной практики в магистратуре ВШКУ // Корпоративный менеджмент и бизнес-образования: Сборник статей. — 2016. — № 2. — С. 204-214.
[7]. Кудинов С.И., Айбазова С.Р. Субъектная детерминация самореализации личности // Акмеология. — 2015. — № 2. — С. 90-97.
[8]. Пантелеева О.Л. Социально-психологический научный проект «Самореализация личности»: методология и результаты // Акмеология. — 2017. — № 1. — С. 146-152.
[9]. Пантелеева О.Л. Социопсихологический проект «Самореализация личности» в магистратуре ВШКУ // Корпоративный менеджмент и бизнес-образования: Сборник статей -2016. — № 2. — С. 214-226.
[10]. Психодиагностика: Учебник / Под ред. Н.Н. Носс. 2-е изд. — М.: Юрайт, 2016. — 500с.
[11]. Селезнева Е.В. Жизненные смыслы и эффективность самореализации человека // Практична психолопя та сощальна робота. — 2014. — № 3. — С. 20-29.
REFERENCES
[1]. Derkach A.A. Metodologo-priklad-nye osnovy akmeologicheskih issledova-nij [Methodological and applied bases of acmeological research]. Moscow,1999. 392 p.
[2]. Dergach A.A. Sajko E.V. Razvitie v akmeologii i akmeologicheskoe razvitie v strukture ontogeneza [Development of ac-meology and acmeological development in the structure of ontogeny]. Mir psiho-logii [The world of psychology], 2007, no. 2, pp. 43-55.
[3]. Derkach A.A. Selezneva EV. Ak-meologicheskaja kul'tura lichnosti: so-
derzhanie, zakonomernosti, mehanizmy razvitija [Akmeologichesky culture of personality: the content, patterns, mechanisms of development]. Moscow, Izda-tel'stvo Moskovskogo psihologo-so-cial'nogo instituta [Publishing house of the Moscow Psychological and Social Institute], 2006. 496 p.
[4]. Efimova M.A. Ehkologicheskie pod-hody k sovershenstvovaniyu cennostno-orientirovannyh obrazovatel'nyh tekh-nologij [Ecological approaches to the improvement of value-oriented educational technologies] // Trud i social'nye ot-nosheniya [Labor and Social Relations], 2017, no.3, pp. 145-155.
[5]. Krupenina N.S., Selezneva E.V. Vospriyatie studentami samorazvitiya i samorealizacii [Students' perception of self-development and self-realization] // Akmeologiya [Acmeology], 2016, no. 2, pp. 79-82.
[6]. Krylatyh E.N., Chashcharina O.M. Metodologija i organizacija uchebnoj prak-tiki v magistrature VShKU [Methodology and organization of the educational practices in graduate WSCU]. Korporativnyj menedzhment i biznes-obrazovaniya: Sbor-nik stat'ej [Corporate management and business education: a Collection of articles], 2016, no. 2, pp. 204-214.
[7]. Kudinov S.I., Ajbazova S.R. Sub'ekt-naya determinaciya samorealizacii lichnosti [Subject determination of self-identity] // Akmeologiya [Acmeology], 2015, no. 2, pp. 90-97.
[8]. Panteleeva O.L. Social'no-psihologi-cheskij nauchnyj proekt «Samorealizaciya lichnosti»: metodologiya i rezul'taty [So-cio-psychological research project «Self-realization of personality»: methodology and results]// Akmeologiya [Acmeology], 2017, no. 1, pp. 146-152.
[9]. Panteleeva O.L. Sociopsihologi-cheskij proekt «Samorealizacija lichnosti» v magistrature VShKU [Socio-psycho-logical project «personal Fulfillment» in the master vscu]. Korporativnyj menedzhment i biznes-obrazovaniya: Sbornik stat'ej [Corporate management and business education: a Collection of articles], 2016, no. 2. pp. 2014 — 226.
[10]. Psihodiagnostika uchebnik [Psychodiagnostics textbook] / NN Noss. Moscow,Yurajt, 2016. 500 p.
[11]. Selezneva E.V Zhiznennye smysly i jeffektivnost' samorealizacii cheloveka [Life meaning and effectiveness of self-realization of human psychology]. Praktich-na psihologiya ta social'na robota.[Prac-tical psychology and social work], 2014, no 3, pp. 20-29.
CORRELATION OF STUDENTS' SELF-REALIZATION AND SELF-ACTUALIZATION
Olga L. Panteleeva — Senior Lecturer, Department of Company Management, Higher School of Corporate Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA); Vernadskogo Prospect, 82, Moscow, 119571, Russia; e-mail: o.l.pantel @ mail.ru ABSTRACT
This article presents the results of the study of the socio-psychological research project «Personal Self-Realization», which was conducted in the 2014-2018 academic years in the undergraduate and graduate groups at the Academy of Labor and Social Relations (ATiSO) and the RANEPA. Determining the degree of interrelation between the components of self-realization and self-actualization, the study of factors affecting the success of these processes in the course of training, is relevant, as far as it allows not only to apply this knowledge in the educational process, but is a basic component of more effective professional and personal development in the future. The object of this study is the relationship between the processes of self-realization and self-actualization, and the subject is the
methods defining the relationship of these processes. Within the framework of the project, psychological testing was conducted using the Self-Actualization Test (SAT) and the «Efficiency of Self-Realization» questionnaire in order to identify indicators that have the strongest influence on the processes of self-realization. During the study, the existence of significant relationships between the components of self-realization and self-actualization was hypothesized. In the course of the study, the following tasks were solved:
• identifying significant relationships between the components of self-realization and self-actualization, using the correlation analysis;
• distinguishing groups with high and low rates and carrying out a comparative analysis of these indicators;
• making a conclusion about the degree of interrelation of the components of self-realization and self-actualization.
The results of the study proved that the hypothesis was correct, a positive correlation was found between the components of self-
realization and self-actualization. Keywords: self-realization, self-esteem, self-acceptance, independence, level of aspiration, sense of fulfillment, tolerance for uncertainty, acceptance of aggression, creativity, time orientation, flexibility of behavior, spontaneity, communication skills, cognitive needs, value orientations.