ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Психологические науки / Psychological Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 159.923 / UDC 159.923
О влиянии некоторых характеристик Я-концепции
на самоактуализацию личности
© 2016 Омарова М. К.
Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия, e-mail: makaom@mail.ru
РЕЗЮМЕ. Целью исследования является изучение взаимосвязей между компонентами Я-концепции и показателями самоактуализации личности. Методы. Анализ психологической литературы, синтез, обобщение - теоретические методы; тестирование, опрос, качественный анализ результатов исследования - практические методы исследования. Результаты. Выявлены корреляционные связи между структурными компонентами Я-концепции и показателями самоактуализации: гибкостью поведения, сензитивностью, познавательными потребностями, самовосприятием, креативностью и др. Выводы. Публичное самосознание и самоуважение оказывают значимое влияние на процесс самоактуализации личности. Полученные данные позволяют подтвердить гипотезу о том, что уровень развития Я-концепции личности оказывает влияние на проявление отдельных компонентов её самоактуализации.
Ключевые слова: Я-концепция, самоактуализация, публичное самосознание, самоотношение, самоуважение, креативность.
Формат цитирования: Омарова М. К. О влиянии некоторых характеристик Я-концепции на самоактуализацию личности // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2016. Т. 10. № 3. С. 5-10.
Influence of Some Characterisctics of the Self-Concept
on Personality's Self-Actualization
© 2016 Marina K. Omarova
Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: makaom@mail.ru
ABSTRACT. Aim. The aim of this research is to investigate the interrelations between the components of Self-concept and indicators of self-actualization. Methods. Analysis of psychological literature, synthesis, generalization - theoretical methods; testing, interview, qualitative analysis of the results of the research -practical methods. Results. The author of the article identify the correlations between structural components of Self-concept and indicators of self-actualization such as flexibility of behavior, sensitiveness, cognitive needs, self-perception, creativity, etc. Conclusions. Public self-consciousness and self-esteem have a significant impact on the process of personality's self-actualization. These findings alow to conferm the hypothesis that the level of a personality's Self-concept development influences the occuarance of separate components of its self-actualizationare.
Keywords: Self-concept, self-actualization, the public consciousness, self-attitude, self-esteem, creativity.
For citation: Omarova M. K. Influence of Some Characterisctics of the Self-Concept on Personality's Self-Actualization. Dagestan State Pedagogical Universities. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2016. Vol. 10. No. 3. Pp. 5-10. (In Russian)
••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 3. 2016
••• йЭРиЮийЫАи Уо!. 10. N0. 3. 2016
Проблема Я-концепции на сегодняшний день приобретает все большую актуальность в связи с растущим интересом современного общества к формированию и развитию личности с высоким уровнем индивидуального сознания. В современной психологии термин Я-концепция приобрел особенное распространение в связи с многочисленными исследованиями её как фактора, детерминирующего различные паттерны поведения индивида.
Проблематика самоактуализации также до сих пор остается актуальнейшей темой современной психологии личности.
Одной из ведущих идей, определяющих подход к проблеме личностной и профессиональной самоактуализации человека, является идея личности как свободной, самостоятельной сущности, главной ценности. На это в своих трудах указывал И. Кант, подчеркивая, что значимость и ответственность человека перед другими -«обязанности перед самим собой», а назначение человеческого рода - «в наивысшем моральном совершенстве» [3. С. 121].
Стоит отметить, что само понятие «самоактуализации» впервые появилось в работах нейрофизиолога К. Гольдштейна, который в начале двадцатого века занимался исследованиями повреждений мозга в результате ранения. Он понимал самоактуализацию как преобразование способностей личности после перенесенного ранения. Он писал о том, что организм человека управляется тенденцией актуализировать свои способности. И считал, что способности человека определяются его потребностями [2].
Рассматриваемое понятие было заимствовано у К. Гольдштейна его учеником А. Маслоу, который стал использовать термин «самоактуализация» как «полноценное развитие человека», предопределенное биологически [5].
Самоактуализировавшийся человек представляется А. Маслоу не как человек, которому что-то добавлено, а как «обычный человек, у которого ничего не отнято». По его мнению, у среднего человека подавлены и блокированы способности и таланты в отличие от самоактуализирующегося человека, который реализует свою индивидуальность, так как имеет меньше различных психологических защит [5].
З. И. Рябикина в своих работах говорит о том, что самоактуализация не может быть просто набором черт, а является бес-
конечной вариативностью способов и смыслов опредмечивания себя, определенным психологическим и состоянием, и свойством [8].
И. Г. Малкина-Пых выделяет четыре основных недостаточно разработанных направления исследований проблемы самоактуализации - изучение возрастных особенностей феномена, его специфики в контексте профессионального развития, куль-туральной и социальной обусловленности, взаимосвязи с другими свойствами личности. В частности, с отдельными структурными компонентами Я-концепции [4].
Бернс Р. под «Я-концепцией» понимает динамическую совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой. Иногда автор говорит о «Я-концепции» как о совокупности установок индивида, направленных на самих себя. Для описания «Я-концепции» им используется термин «образ Я», для выражения отношения к себе или своим отдельным качествам применяет термин «самооценка» или «принятие себя».
Самоотношению как компоненту Я-концепции выделяется не менее значимое место среди исследований в области психологии самосознания. Самоотношение можно определить следующим образом: «...отношение к себе самому с эмоциональной точки зрения, когда человек выражает свои эмоциональные проявления к своему внутреннему содержанию, включающему психические процессы, свойства и состояния как целостность образа. В данном случае очень важную роль играет принятие или не принятие себя как личности в целом...» [1. С. 165].
В работах отечественных исследователей самоотношение рассматривается как установочное образование, реализуемое в актах самопознания, эмоционального отношения к себе и действиях человека в свой адрес. В работах В. В. Столина и С. Р. Пантилеева самоотношение выступает как индикатор успешности самореализации субъекта как личности [7; 9].
Таким образом, теоретический анализ позволяет предположить, что уровень развития Я-концепции личности оказывает влияние на проявление отдельных компонентов её самоактуализации.
Для получения эмпирических данных нами были использованы следующие методики: Опросник — Самоактуализационный тест (САТ, Шостром Э.), Шкала самосозна-
ния (ШСС, А. Басс) и др. (адаптация Омаро-вой М. К.) и Опросник самоотношения (ОСО) (Пантилеев С. Р., Столин В. В.). Статистическая обработка данных проводилась в программе Статистика 6.0. с использованием процедуры корреляционного анализа по Кендаллу), однофакторного дисперсионного анализа, а также ^критерия Стью-дента для независимых выборок.
В исследовании приняли участие мужчины и женщины в возрасте 35-45 лет. Общая численность выборки составила 50 человек, из которых женщины составили 27 человек, мужчины - 23 человека. Все испытуемые являются служащими в различных
организациях г. Махачкалы, имеют высшее образование и стаж работы не менее 12 лет.
Для достижения цели, поставленной в начале исследования, а именно изучения взаимосвязей между компонентами Я-концепции и показателями самоактуализации личности, необходимо было применение корреляционного анализа. Нами вычислялся коэффициент корреляции т-Кендалла. Все статистически значимые показатели достоверны на высоком уровне - 1 %.
В первую очередь мы изучали связи между шкалами методики ШСС и САТ. Полученные коэффициенты корреляции представлены в таблице 1.
Таблица 1
Коэффициенты корреляции между шкалами опросников ШСС и САТ
Шкалы опросника САТ Шкалы опросника ШСС
Личное самосознание Публичное самосознание СС (общий уровень самосознания)
Поддержка или опора на себя 0,098523 -0,425763 -0,617647
Гибкость поведения -0,236456 -0,564384 -0,715686
Спонтанность 0,157637 -0,445566 -0,558824
Самоуважение 0,019705 -0,475271 -0,656863
Самопринятие -0,049022 -0,571491 -0,604885
Взгляд на природу человека 0,072226 -0,580693 -0,410694
Контактность -0,080411 -0,535381 -0,620124
р <0,01
Как видно из таблицы 1, в нашем исследовании личное самосознание не имеет значимых связей с проявлениями самоактуализации. При этом публичное самосознание довольно тесно связано с несколькими факторами самоактуализации. Так, публичное самосознание коррелирует с гибкостью поведения (г=-0,564384), с самопринятием (г=-0,571491), взглядом на природу человека (г=-0,580693) и с контактностью (г=-0,535381). Следует заметить, что все выделенные как значимые коэффициенты корреляции имеют отрицательную направленность.
Как известно, в психологической науке существует достаточно много различных
подходов к пониманию личности. При этом трудно не заметить, что для большинства исследователей личность представляет собой единство индивидуального и социального. Как высший уровень развития личности, самоактуализация может рассматриваться в качестве результата взаимодействия процессов индивидуализации и социализации.
В нашей работе публичное самосознание выступает в роли показателя влияния социума на самосознание человека [6]. Для проверки предположения о влиянии публичного самосознания на уровень самоактуализации мы использовали однофактор-ный дисперсионный анализ. Результаты анализа отражены в таблице 2.
Таблица 2
Дисперсионный анализ влияния фактора публичного самосознания на уровень самоактуализации
Критерий Значение F (дисперсия) Эффект Ошибка P (уровень значимости)
Свободный член Уилкса 0,000008 26622,41 5 1,000000 0,004653
Публичное самосознание Уилкса 0,000001 3,65 45 7,576078 0,032675
••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 3. 2016
••• DSPU JOURNAL. Vol. 10. No. 3. 2016
Результат анализа показал правильность нашего предположения о значимом влиянии публичного самосознания на процесс самоактуализации. То есть, чем больше личность думает о том, как она преподносит себя другим людям, какое впечатление она производит на окружающих, задумывается о том, что о ней думают окружающие, тем ниже уровень её самоактуализации.
Далее рассмотрим особенности взаимосвязей между самоотношением и самоактуализацией личности. Корреляционный анализ с использованием показателя т-Кендалла показал наличие нескольких высоко значимых коэффициентов корреляции между исследуемыми нами параметрами. Коэффициенты корреляции отражены в таблице 3.
Таблица3
Коэффициенты корреляции (т-Кендалла) между шкалами опросников ОСО и САТ
Шкалы опросника САТ Шкалы опросника ОСО
S (глобальное самоотношение) Самоуважение Аутосимпатия Ожидание положительного отношения других Самоинтерес
Гибкость поведения -0,031487 0,177430 0,153189 -0,652097 -0,086946
Сензитивность 0,365556 0,373906 0,508145 -0,108154 0,313646
Спонтанность 0,335857 0,542728 0,459567 -0,445600 0,043473
Самопринятие 0,104445 0,207726 0,223584 -0,616477 0,032446
Познавательные потребности 0,348063 -0,020977 0,554203 -0,043688 0,469644
Креативность 0,228382 0,692145 0,179897 -0,191447 0,123877
Как показала статистическая обработка данных, общий уровень самоотношения не имеет значимых связей с отдельными показателями самоактуализации. Но при этом выявлено несколько высоких коэффициентов корреляции между структурными компонентами самоотношения и элементами самоактуализации. Рассмотрим их подробнее.
Самоуважение личности взаимосвязано с такими сторонами самоактуализирующейся личности как спонтанность (г=0.542728) и креативность (г=0.692145). На наш взгляд, полученные данные закономерны и на феноменологическом уровне
должны выглядеть довольно гармонично. Поскольку фактор самоуважения с точки зрения авторов методики ОСО включает в себя такие индивидуальные характеристики как энергия, самостоятельность, вера в свои возможности и способности, уверенность в том, что она сама контролирует свою жизнь, то естественное проявление своих чувств, свобода в их реализации выступает как один из составляющих компонентов самодостаточной личности. И, как показал дисперсионный анализ, уровень самоуважения является значимым фактором, определяющим творческое отношение к жизни (таблица 4).
Таблица 4
Дисперсионный анализ влияния фактора самоуважения на креативность личности
SS (сумма квадратов) Степени SM (сумма средних) F Р
Свободный член 14415,09 1 14415,09 279,9273 0,000000
Самоуважение 1417,63 6 236,27 4,5882 0,025970
Уверенный в себе человек, с верой в свои способности, адекватно оценивающий свои возможности, с высоким уровнем самопоследовательности и саморуководства, проявляет активный интерес ко всему новому, считает, что в творчестве можно найти смысл жизни и получать от творческого процесса удовольствие.
Наличие связи аутосимпатии с познавательными потребностями (г=0.554203) го-
ворит о том, что личность, относящаяся с большей симпатией к своему «Я», нравящаяся себе вместе со всеми осознаваемыми недостатками, принимающая себя такой, какая есть, проявляет и больший интерес к миру, открыта для новых знаний и открытий. Кроме того, аутосимпатия связана с тем, насколько тонко и глубоко человек ощущает собственные переживания и потребности (г=0,508145).
И ещё два значимых и достоверных показателя было выявлено в ходе статистического анализа результатов нашего исследования. Это корреляционные связи между показателями шкалы «ожидание положительного отношения других» и такими проявлениями самоактуализации как гибкость поведения (г=-0,652097) и самопринятие (г=-0,616477). Отметим, что оба значения отрицательны. На наш взгляд, такие данные можно рассматривать также как влияние отношений с социумом на уровень самоактуализации личности. То есть, чем выше заинтересован-
ность индивида в хорошем отношении со стороны других людей, тем в меньшей степени он способен принимать себя таким, какой есть, со всеми своими недостатками.
Для получения более полной картины об уровне самоактуализации наших респондентов мы сравнили женскую и мужскую части выборки. Применение ^ критерия Стьюдента для независимых выборок позволило получить результаты, представленные в таблице 5. Выявленные различия достоверны на высоком уровне статистической значимости (р<0.01).
Таблица 5
Средние значения и Т-критерий в мужской и женской частях выборки
Шкалы опросника САТ Среднее М Среднее Ж t-знач. Степени свободы Р N набл. М N набл. Ж
Ориентация во времени 56,00000 40,12500 3,102290 48 0,008410 23 27
Поддержка или опора на себя 51,14286 36,50000 3,944384 48 0,001679 23 27
Ценностные ориентции 70,71429 47,25000 4,958233 48 0,000262 23 27
Гибкость поведения 58,57143 39,75000 3,919368 48 0,001761 23 27
Спонтанность 60,57143 26,25000 4,914356 48 0,000283 23 27
Самоуважение 65,85714 39,12500 3,623343 48 0,003091 23 27
Самопринятие 56,85714 36,87500 3,240244 48 0,006448 23 27
Взгляд на природу человека 64,14286 44,37500 4,244443 48 0,000957 23 27
Креативность 42,71429 27,12500 3,576097 48 0,003383 23 27
В таблице 6 довольно хорошо видно, что по большинству шкал опросника САТ в мужской части выборки средние показатели значительно превышают таковые в женской. А именно мужчины, принимавшие участие в нашем исследовании, в большей степени, чем женщины склонны жить сегодняшним днем, в решении проблем ориентируются на собственные взгляды и мнения, руководствуются своими ценностями, более гибки в поведении, открыто выражают свои чувства, с большим уважением относятся к себе и принимают себя, верят в лучшее в человеке, и, наконец, отличаются более творческим отношением к жизни.
Таким образом, анализ результатов проведенного нами исследования позволил сделать следующие выводы:
1. Чем больше личность думает о том, как она преподносит себя другим людям, какое впечатление она производит на окружающих, задумывается о том, что о ней думают окружающие, тем ниже уровень её самоактуализации.
2. Самоуважение личности взаимосвязано с такими сторонами самоактуализиру-
ющейся личности, как спонтанность и креативность.
3. Уровень самоуважения личности является значимым фактором, определяющим её творческое отношение к жизни.
4. Личность, относящаяся с большей симпатией к своему «Я», нравящаяся себе вместе со всеми осознаваемыми недостатками, принимающая себя такой, какая есть, проявляет и больший интерес к миру, открыта для новых знаний и открытий.
5. Чем выше заинтересованность индивида в хорошем отношении со стороны других людей, тем ниже его способность принимать себя таким, какой есть, со всеми недостатками.
6. Мужчины в большей степени, чем женщины склонны жить сегодняшним днем, в решении проблем ориентируются на собственные взгляды и мнения, руководствуются своими ценностями, более гибки в поведении, открыто выражают свои чувства, с большим уважением относятся к себе и принимают себя, верят в лучшее в человеке, и, наконец, отличаются более творческим отношением к жизни.
••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 3. 2016
••• DSPU JOURNAL. Vol. 10. No. 3. 2016
Литература
1. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М. : Прогресс, 1986. 422 с.
2. Гуманистическая и трансперсональная психология: хрестоматия /сост. К. В. Сельченок. Мн. : Харвест; М. : АСТ, 2000. 592 с.
3. Кант И. Критика чистого разума. М., 1994. 591 с.
4. Малкина-Пых И. Г. Исследования взаимосвязи самоактуализации и перфекционизма в структуре личности // Мир психологии. 2010. № 1. С. 208-218.
5. Маслоу А. Самоактуализированные люди: исследования психологического здоровья / Мотивация и личность / Пер. с англ. А. М. Татлыба-евой. СПб. : Евразия, 1999. 478 с.
6. Омарова М.К. Связь структурно-содержательных характеристик Я-концепции с
1. Berns R. Razvitie Ya-kontseptsii i vospitanie [Self-Concept Development and Education]. Moscow, 1986. 422 p. (In Russian)
2. Gumanisticheskaya i transpersonal'naya psikhologiya: khrestomatiya [Humanistic and Transpersonal Psychology: Chrectomathy]. Comp. by K. V. Selchenok. Minsk, Harvest Publ.; Moscow, AST Publ., 2000. 592 p. (In Russian)
3. Kant I. Kritika chistogo razuma [Critique of Pure Mind]. Moscow, 1994. 591 p. (In Russian)
4. Malkina-Pykh I. G. Researches of interrelation between self-actualization and perfectionism in the structure of personality. Mir psikhologii [The world of Psychology]. 2010. № 1. Pp. 208-218. (In Russian)
5. Maslou A. Samoaktualizirovannye lyudi: is-sledovaniya psikhologicheskogo zdorov'ya. Moti-vatsiya i lichnost' [Self-actualized people: studies on psychological health. Motivation and Personality]. Translated by A. M. Tatlybaeva. Saint Petersburg, Euroasia Publ., 1999. 478 p. (In English)
6. Omarova M.K. Svyaz' strukturno-soderzhatel'nykh kharakteristik Ya-kontseptsii s aktsentuatsiyami kharaktera v rannem
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Омарова Марина Карахановна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии, факультет психологии и философии, Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия; e-mail: makaom@mail.ru
Принята в печать 12.07.2016 г.
акцентуациями характера в раннем юношеском возрасте. LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH &Co/ KG Dudweiler Landstr. 99, 66123 Saarbrücken, Germany. 211 c.
7. Пантилеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система / Спецкурс. М., 1991. 100 с.
8. Рябикина З. И. Психология саморегуляции с позиций субъектно-бытийного подхода к личности / Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России // Материалы международной конференции 11-14 ноября 2009 года.
9. Столин В. В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Автореф. дис. ... докт. психол. наук. М., 1985. 36 с.
yunosheskom vozraste [Interrelation between structurally-substantial characteristics of Self-concept and a character accentuation in early youth]. LAP LAMBERT Academic Publ. GmbH &Co/ KG Dudweiler Landstr. 99, 66123 Saarbrücken, Germany. 211 p. (In Russian)
7. Pantileev S. R. Samootnoshenie kak emotsional'no-otsenochnaya sistema. Spetskurs [Self-attitude as an emotionally-grading system. Special course]. Moscow, 1991. 100 p. (In Russian)
8. Ryabikina Z. I. Psychology of self-regulation in terms of subjective-existential approach to personality. Lichnostnyy resurs sub"ekta truda v iz-menyayushcheysya Rossii. Materialy mezhdu-narodnoy konferentsii [Personal resource of subject of labor in changing Russia. Materials of November 11-14 International Conference. 2009]. (In Russian)
9. Stolin V. V. Poznanie sebya i otnoshenie k sebe v strukture samosoznaniya lichnosti [Self-discovery and self-attitude in the structure of self-consciosness]. Abstract of diss. ... Doctor of Pedagogy. Moscow, 1985. 36 p. (In Russian)
AUTHOR INFORMATION Affiliations
Marina K. Omarova, Ph. D. (Psychology), assistant professor, the chair of General and Social Psychology (GSP), the faculty of Psychology and Phylosophy (FPP), Dagestan State University (DSU), Makhachkala, Russia; e-mail: makaom@mail.ru
Received 12.07.2016.
References