Научная статья на тему 'Результаты изучения эффективности психологических показателей групповой арт-терапевтической работы'

Результаты изучения эффективности психологических показателей групповой арт-терапевтической работы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
616
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / МУЛЬТИМОДАЛЬНАЯ ИНТЕРАКТИВНАЯ ТЕМАТИЧЕСКАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ / СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ДАННЫХ / SELF-ACTUALIZATION / CREATIVITY / MULTIMODAL INTERACTIVE THEMATIC ART THERAPY / STATISTICAL DATA PROCESSING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бокова О. А., Голубева И. В., Шереметова С. В.

В данной статье раскрыты теоретические основы самоактуализации как процесса всесторонней реализации человеческих возможностей и базиса творческого потенциала человека; также представлены общие принципы мультимодальной интерактивной тематической арт-терапии, оказывающие влияние на самовосстановление человеком внутренних ресурсов. Авторами отмечается принципиальная новизна проведенной работы: изучение специфики влияния групповой арт-терапии на нервно-психический статус больных не проводилось в процессе поиска его взаимосвязи с самоактуализацией личности. Основной акцент сделан на организации исследования результатов групповой арт-терапии и обработку результатов диагностических методик, которая позволила получить данные не только об изменении клинико-психологического статуса участников, формирование и раскрытие их самоактуализационных возможностей, но и о взаимосвязи внутриличностных показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF THE STUDY OF THE EFFECTIVENESS OF PSYCHOLOGICAL INDICATORS OF GROUP ARTT-HERAPEUTIC WORK

This article deals with the theoretical foundations of self-actualization as a process of full realization of human capabilities and the basis of human creativity; also presents the general principles of multimodal interactive and thematic art therapy influence the self-healing human internal resources. The authors note the principal novelty of the work: the study of the specificity of the effect of group art therapy on neuro-psychological status of patients was conducted in the search for its relationship to self-actualization. The main emphasis is laid on the organization of the research results of the group art therapy and the treatment of the results of diagnostic techniques, which allowed obtaining data not only about changing the clinical and psychological status of the participants, the formation and disclosure of self-actualizing opportunities, but also the relationship of intrapersonal indicators.

Текст научной работы на тему «Результаты изучения эффективности психологических показателей групповой арт-терапевтической работы»

УДК 159.983

Bokova O.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Psychology, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

Golubeva I.V., assisting teacher, Department of Psychotherapy and Sexology, SZGMU named after I.I. Mechnikov (St. Petersburg, Russia), E-mail:[email protected]

Sheremetova S.V., psychotherapist, St. Petersburg GKUZ "Neuropsychiatric hospital №4" (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

RESULTS OF THE STUDY OF THE EFFECTIVENESS OF PSYCHOLOGICAL INDICATORS OF GROUP ARTT-HERAPEUTIC WORK. This article deals with the theoretical foundations of self-actualization as a process of full realization of human capabilities and the basis of human creativity; also presents the general principles of multimodal interactive and thematic art therapy influence the self-healing human internal resources. The authors note the principal novelty of the work: the study of the specificity of the effect of group art therapy on neuro-psychological status of patients was conducted in the search for its relationship to self-actualization. The main emphasis is laid on the organization of the research results of the group art therapy and the treatment of the results of diagnostic techniques, which allowed obtaining data not only about changing the clinical and psychological status of the participants, the formation and disclosure of self-actualizing opportunities, but also the relationship of intrapersonal indicators.

Key words: self-actualization, creativity, multimodal interactive thematic art therapy, statistical data processing.

О.А. Бокова, канд. психол. наук, доц. каф. психологии ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул, E-mail: [email protected]

И.В. Голубева, ассистент каф. психотерапии и сексологии СЗГМУ им. И.И. Мечникова, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

С.В. Шереметова, врач-психотерапевт, СПб ГКУЗ «Психоневрологический диспансер № 4, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГРУППОВОЙ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

В данной статье раскрыты теоретические основы самоактуализации как процесса всесторонней реализации человеческих возможностей и базиса творческого потенциала человека; также представлены общие принципы мультимодальной интерактивной тематической арт-терапии, оказывающие влияние на самовосстановление человеком внутренних ресурсов. Авторами отмечается принципиальная новизна проведенной работы: изучение специфики влияния групповой арт-терапии на нервно-психический статус больных не проводилось в процессе поиска его взаимосвязи с самоактуализацией личности. Основной акцент сделан на организации исследования результатов групповой арт-терапии и обработку результатов диагностических методик, которая позволила получить данные не только об изменении клинико-психологического статуса участников, формирование и раскрытие их самоактуализационных возможностей, но и о взаимосвязи внутриличностных показателей.

Ключевые слова:самоактуализация, творческий потенциал, мультимодальная интерактивная тематическая арт-терапия, статистическая обработка данных.

Представление о том, что такое самоактуализация и как выглядит самоактуализирующаяся личность, сложилось на основе исследования особенностей жизни, деятельности и общения людей, по его мнению, душевно здоровых, творческих и счастливых. А.Г. Маслоу считал, что не следует изучать психологию человека на основе анализа невротических проявлений, а самоактуализация соответствует биологической предопределенности человека, а психическое развитие и созревание личности, пробуждение и проявление скрытых способностей человека, например, относящихся к этическому, эстетическому и религиозному опыту или деятельности, определял как самоактуализацию. Это процесс всесторонней реализации человеческих возможностей, «способ раскрыть свою Самость и ответить на главные вопросы «Кто есть я?» и «Что есть я?» [1, с. 73], поступательное движение к полноте творческого самораскрытия, актуализации заложенного в людях природного и духовного потенциала. Самоактуализация соответствует биологической предопределённости человека, и, позволяя нашей природе управлять нашей жизнью, мы можем, по его мнению, обрести здоровье, успех и счастье. Человек становится активным творцом собственной жизни, пробуждая в процессе арт-терапии свой самоактуализационный потенциал и трансформируя творчество в искусство жить.

Самоактуализация способствует преодолению дихотомич-ности структуры внутреннего мира через трансформацию ее в «более объемное единство, равносильное ликвидации «раскола» внутри индивида и укреплению его внутреннего единства» [1, с. 183], тогда человек становится более открытым ощущениям, отличается неповторимостью, экспрессией и спонтанностью, более полно функционирует и обладает большими творческими способностями.

Потребность в самоактуализации приводит к тому, что человек перестает вырабатывать способы защиты от окружающего мира, у него формируется более реалистичное восприятие мира

и других людей. Адекватно воспринимая окружающий мир, человек лучше осознает и себя, а знание себя обусловливает более открытые и продуктивные отношения человека с миром. «Человек становится более «гибким» по отношению к проблемной или не проблемной ситуации, поведение и познание индивида более импровизированы, менее подготовлены, не заучены, непривычны, новы и небанальны. Они также в меньшей степени спланированы, разработаны и просчитаны» [1, с. 144].

Становление самоактуализации и развитие характеристик, её определяющих, как базиса творческого потенциала человека, а также его способности к саморазвитию и восстановлению, по нашему мнению, является одной из ведущих задач арт-терапии. В связи с этим, обобщаем наш опыт работы по реализации групповой интерактивной арт-терапии пациентов с пограничными психическими расстройствами на основе динамики самоактуализации и взаимосвязанных с ней показателей.

В качестве рабочей модели группы нами выбрана мультимо-дальная интерактивная тематическая арт-терапия с элементами динамического подхода и общие принципы, которых мы придерживаемся в работе это:

- принцип мультимодальности предполагает опору на различные сенсорные системы, использование различных средств визуального, пластического, драматического выражения опыта участников группы;

- принцип индивидуальности подразумевает учёт личностных черт пациентов, особенностей нозологического рисунка, их жизненного опыта, культурного уровня;

- принцип опосредованности связан с выражением участниками группы своих чувств и представлений посредством индивидуального и группового метафорического пространства. Создание и использование визуальных образов в сочетании с игрой и драматизацией помогает создать атмосферу психологической безопасности и обеспечивает выражение сложных и противоречивых мыслей переживаний;

- принцип этапности в сочетании с «наслоением» обеспечивают постепенную, для каждого в своем темпе, и в тоже время одновременную для всех участников проработку актуального психологического материала;

- принцип активной трансформации подразумевает осуществление внутренних изменений через совершение нового осознанного действия, проявленного как в виртуальном (то есть в творческом воображении), так и в реальном пространстве;

- принцип контекстуальности служит интеграции полученного опыта в повседневную жизнь и отношения;

Исследование специфики влияния групповой арт-терапии на нервно-психический статус больных отделения неврозов и психотерапии НИПИ им. В.М. Бехтерева не проводилось в процессе поиска его взаимосвязи с самоактуализацией личности, что обусловлено целью нашей работы.

Нами использовалась последовательная схема сбора эмпирических данных, предполагающая выявление процессов динамики нервно-психического статуса и составляющих самоактуализации личности человека и отслеживание изучаемого свойства у одних и тех же испытуемых до и после групповых арт-те-рапевтических занятий.

При выборе диагностических методик для проведения исследования мы ориентировались, в первую очередь, на их соответствие выдвинутой гипотезе, его цели и задачам. Нами использовался следующий комплекс:

1. Симптоматический опросник SCL-90 (адаптация Н.В. Та-рабриной, Институт психологии РАН): определение актуального, присутствующего на данный момент, психологического симптоматического статуса.

2. Шкала для экспресс психологической диагностики слабоструктурированных депрессивных расстройств (Опросник депрессивных состояний (ОДС) (И.Г. Беспалько, НИПИ им. В.М. Бехтерева): психологическая диагностика депрессивных состояний и предварительной квалификации депрессии с точки зрения ее нозологической спецификации. Методика также может быть использована для оценки динамики эффективности лекарственной и нелекарственной терапии депрессии.

3. Самоактулизационный тест (САТ) (Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская, МГУ им. М.В. Ломоносова): предназначен для определения степени самоактуализации личности как всестороннего и непрерывного развития творческого и духовного потенциала человека, максимальную реализацию всех его возможностей, адекватное восприятие окружающих, мира и своего места в нем, богатство эмоциональной сферы и духовной жизни, высокий уровень психического здоровья и нравственности.

Избрание САТа в качестве одной из ведущих диагностических методик обусловлено его наиболее полным соответствием задачам эксперимента и тем, что в контексте клинического исследования САТ еще не применялся, что может способствовать получению качественно нового уровня данных. Категория самоактуализации, по мнению ряда исследователей, во многом выступает операциональным аналогом личностной зрелости. САТ измеряет ее как многомерную величину, регистрируя разные параметры, ее составляющие.

По результатам методик нами проводился корреляционный анализ тестовых показателей. Использование корреляционного анализа обусловлено необходимостью установления самого факта и степени статистической зависимости между клиническими проявлениями болезни и самоактуализацией больных под влиянием арт-терапии. Корреляционная связь отражает согласованные изменения некоторого количества признаков, причем изменчивость одного признака находится в определенном соответствии с изменчивостью другого. Возможность использования корреляционного анализа обусловлена тем, что при наличии причинно-следственной связи (например, нервно-психический статус больных и уровень самоактуализации), между ними обязательно существует корреляционная связь. Факт отсутствия корреляции позволяет отвергнуть предположение о причинно-следственной связи переменных.

Корреляционный анализ данных проводился с целью установления наличия связей и их структуры для параметров нервно-психического статуса клинических больных и самоактуализации, т.е. корреляция определяет степень, с которой значения двух переменных пропорциональны друг другу: чем выше уровень корреляции, тем теснее данные явления психической жизни взаимосвязаны между собой на прямом или обратном значениях переменных. С изменением коэффициента корреляции изменяется характер связи между переменными, причем если: К = 1,

то имеет место прямая функциональная связь; К = - 1, то связь имеет обратно функциональный характер; К = 0, то связь между признаками отсутствует; К > 0,6, то корреляционная связь считается выраженной; 0,3 < К < 0,6, то связь выражена слабо [2].

Для оценки взаимосвязи между исследуемыми показателями использовался парный линейный коэффициент корреляции К. Пирсона. Распределение показателей в выборке является близким к нормальному и дает достаточно четкое представление о тесноте взаимосвязей и степени влияния при уровне статистической значимости p<0,05 (уровень достоверности, который допускает вероятность ошибки 5%).Математико-статистическая обработка данных исследования проводилась нами в автоматизированном варианте в среде Windows XP с использованием программы Statistica 6 (русскоязычная версия).

Такая организация исследования, с нашей точки зрения, позволила получить данные не только о влиянии групповой арт-терапии на клинико-психопатологический и клинико-психо-логический статус больных, формирование и раскрытие само-актуализационных возможностей, расширение самоактуали-зационного потенциала, но и о взаимосвязи внутриличностных показателей и динамики картины болезни.

По результатам нашего исследования у пациентов на момент поступления отмечается низкий или средний уровень САТ за счет снижения показателей по шкалам поддержки, ценностной ориентации, спонтанности и самоуважения, что характерно для лиц с неврозами. Эти шкалы характеризуют те личностные особенности, недостаточное развитие которых в наибольшей степени связано с патологией.

До групповой краткосрочной арт-терапии высокий уровень достоверности отрицательных корреляционных связей между шакалами САТ и SCL-90 наблюдался только между двумя показателями САТ8-Самопринятие и SCL-90-«Межличностная тревожность» (-0,613830), что свидетельствует о том, что уровень самопринятия снижается в прямой зависимости от повышения уровня межличностной тревожности и, наоборот - возрастает при снижении чувства тревоги в отношениях. В скобках приводится значение корреляционного показателя.

Корреляционная взаимосвязь показателей самоактуализации между собой по тесту САТ до краткосрочной групповой арт-терапии: очень высокий уровень корреляции показателей САТ между собой не выявлен; высокий уровень между шкалами САТ-Принятие других и САТ-Ценностные ориентации (0,730989); САТ-Гибкость поведения (0,7492204); САТ-Самоува-жение (0,643330); САТ-Самопринятие (0,625324); средний уровень - между шкалами: САТ-Ценностные ориентации и САТ-Гиб-кость поведения (0,470153); САТ-Самоуважение (0,434891); САТ-Самопринятие (0,467245), САТ-Сензитивность (0,591483); САТ-Контактность (0,515648), а также САТ-Гибкость поведения и САТ-Ценностные ориентации (0,470153); САТ-Сензитивность к себе (0,447199); САТ-Самопринятие (0,543848); САТ-Каонтакт-ность (0,587725); САТ-Креативность (0,565745). Данные показатели и их взаимосвязь в нашем понимании являются базовыми ресурсами личности, на которые опирается терапия расстройств. Мы считаем, что увеличение количества и расширение корреляционных связей свидетельствуют о результативности групповой арт-терапевтической работы.

При повторном тестировании в конце курса групповой арт-терапии отмечалась положительная динамика - повышение уровня самоактуализации за счет укрепления «внутренней поддержки» и опоры на свои убеждения, повышения бальных оценок по шкалам ценностной ориентации, спонтанности, самоуважения и самопринятия, а также шкалам принятия агрессии, контактности, синергичности, гибкости поведения и креативности. Причём, после лечения по спонтанности, самоуважению и самопринятию показатели значительно выше у пациентов, прошедших курс групповой арт-терапии, чем в контрольной группе, по таким шкалам, как принятие агрессии, контактности, синер-гичности, гибкости поведения и креативности число пациентов с высокими значениями в конце терапии больше в группе посещавших арт-терапию по сравнению с контрольной группой. Этот факт можно учитывать при обсуждении специфических мишеней для арт-терапии.

Корреляционная взаимосвязь клинических проявлений болезни по Симптоматическому опроснику SCL-90 с показателями самоактуализации по тесту САТ после краткосрочной групповой арт-терапии проявляется следующим образом: Шкала САТ-Са-мопринятия коррелирует на среднем уровне отрицательной взаимосвязи с ScL-90-Обсессивность-Компульсивность (-0,473954);

SCL-90-Психотизм (-0,479613); SCL-90-Общий индекс тяжести (-0,501360); SCL-90-Психотизм (-0,437438); SCL-90-Депрессия (-0,405461), что свидетельствует о снижении перечисленных проявлений патологии при увеличении уровня самопринятия.

Также отдельное внимание надо обратить на высокие показатели эффективности арт-терапии: Шкала SCL-90-Общий индекс тяжести симптомов - высокий уровень отрицательной взаимосвязи с САТ-Ориентация во времени (-0,610988); САТ-Синергия (-0,651243); САТ-Ценностные ориентации (-0,607277); САТ-Гиб-кость поведения (-0,643660); САТ-Контактность (-0,747898); SCL-90-дополнительная также на высоком уровне отрицательной взаимосвязи с САТ-Ориентация во времени (-0,58651); САТ-Ценностные ориентации (-0,418074); САТ-Гибкость поведения (-0,444919); САТ-Самоуважение (-0,620523); САТ-Приня-тие агрессии (-0,6002). Также нами выявлен высокий уровень положительных внутренних корреляционных взаимосвязей между следующими шкалами: САТ-Поддержки и САТ-Гибкость поведения (0,806283); САТ-Спонтанность (0,810806); САТ-Само-уважения (0,832025); САТ-Гибкость поведения и САТ-Синергия (0,806283); САТ-Контактность (0,861612); САТ-Спонтанность и САТ-Синергия (0,810806).

мир и людей, повышает уровень субектности во взаимоотношениях и со значимыми другими, и с социальным окружением, достаточно независим в своих поступках, что особенно актуально при коррекции расстройств личности.

О высокой результативности арт-терапии в лечении невротических и депрессивных расстройств свидетельствует также плотность распределения показателей САТ, которая уменьшилась после проведения арт-терапевтической коррекции (Рис. 1). Следует отметить, что данный показатель, с нашей точки зрения, существенно трансформировался после групповой работы, что говорит о снижении общего уровня проявления отрицательной патологической симптоматики и стабилизации психосоматического статуса больных.

Мы считаем, что наличие или отсутствие, степень выраженности, обширность и полиморфность невротической симптоматики до и после проведения групповой арт-терапии служит благоприятным прогностический признаком её эффективности. Можно сделать предварительный вывод, что личностная зрелость растет у пациентов, посещающих арт-те-рапевтическую группу, не только за счет опоры на свои собственные цели, убеждения, ценности и обретения свободы в

Гистограмма (Таблица данных2 в Матрица_до 47v*92c) SCL-90-GSI-ОбБ = 92*0,5*normal(x; 1,5393; 0,7438)

Гистограмма (Таблица данных1 в Матрица_после 47v*92c) scL-ao-GSl-ОбБ = 92*0,5*normal(x; 0,8707; 0,642)

SCL-gO-GSI-ОбБ

до арт-терапии после арт-терапии

Рис. 1. Плотность распределения показателей шкалы «Общий балл» по Симптоматическому опроснику SCL-90

доипосле групповойарт-терапевтическойработы

Наосновании предстаеленныхвышестатистических данных, мы можем сделать вывод о том, что краткосрочная групповая арт-терапия снижает общую тяжесть проявленности болезненной симптоматики, актуализирует способность воспринимать реальность, как принадлежащую именно ему, и воспринимать жизнь как целостное явление, ощущая взаимосвязи событий и явлений и себя самого, как активное начало; демонстрировать гибкость поведения в решении насущных задач, непосредственному выражению чутств,еорожитетьниму самоотеневанию и иа-моотношению как себя самого, своей деятельности и её резуль-тавон, поиняииесноих успехув инеидат,толочтно вострннвмая

Библиографический список

выборе, спонтанности в выражении своих чувств, способности уважать себя за свою силу и принимать себя вопреки своей слабости. Также групповая арт-терапия, за счёт стимуляции творческой активности участников и решения других специфических для неё задач, задействует ещё и следующие компоненты личностной зрелости: креативность (выраженность творческой направленности личности), возможность устанавливать глубокие и тесные контакты с окружающими, при этом принимая свою агрессию, не подавляя её в себе, способность быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию, целостно воспринимать мир и людей.

1. Маслоу А.Г. Психология бытия. Москва: «Рефл-бук», Киев: «Ваклер», 1997.

2. Немов Р.С. Психология. Москва: Владос, 1999; Кн. 3.

References

1. Maslou A.G. Psihologiya bytiya. Moskva: «Refl-buk», Kiev: «Vakler», 1997.

2. NemovR.S. Psiholog/ya.Moskva:Vlados,1999;Kn.3.

Статья поступила в редакцию 18.05.15

УДК 159.9

Kolpakova N.V., senior teacher, Department of Psychology, Director of Scientific-Methodical Center of Development of Psychological-PedagogicalEducation, Altai Regionallnstituteof ImprovementofProfessionalSkillsofWorkersofEducation (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.