Научная статья на тему 'Сравнительный анализ гендерных особенностей самоактуализации личности в профессиях гуманитарного и технического профиля'

Сравнительный анализ гендерных особенностей самоактуализации личности в профессиях гуманитарного и технического профиля Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
629
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ФЕМИННОСТЬ / МАСКУЛИННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FEMININITY / MASCULINITY / INDIVIDUAL SELF-ACTUALIZATION / PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фазлиахметова Эльвира Илдусовна

Рассмотрены гендерные особенности самоактуализации личности в профессиях гуманитарного и технического профиля. Обнаружены различия особенностей самоактуализации между представителями гуманитарных и технических специальностей, обусловленные особенностями профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of gender peculiarities of individual self-actualization in the occupations of humanitarian and technical fields

Gender peculiarities of individual self-actualization in the occupations of humanitarian and technical fields are considered. The differences in self-actualization of representatives of humanitarian and technical specialties caused by the peculiarities of their professional activities are discovered.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ гендерных особенностей самоактуализации личности в профессиях гуманитарного и технического профиля»

водства требуется не просто формальное руководство коллективом, а способность принимать управленческие решения, соответствующие сложившейся производственной обстановке и способствующие наиболее максимальному выполнению плана с учетом всех юридических и моральных норм. Поэтому мы считаем, что умения организовать работу подчиненных, своевременное обеспечение строительства необходимыми конструкциями, материалом и транспортом невозможно без способности принимать адекватные управленческие решения.

Перейдем к рассмотрению способностей, необходимых для умения организовать контроль качества выполняемых работ. Используя знания качества строительной продукции и методы его обеспечения, организуется контроль качества. На всех этапах установления контроля мы считаем необходимой наличие способности устанавливать соответствие между данными.

Однако устанавливать соответствие между данными недостаточно, особенно в процессе операционного контроля. Так как, несмотря на стремление выполнять работу с самого начала без дефектов, они, тем не менее, могут происходить, и самым главным является вовремя их заметить, устранить и только после этого переходить к следующему этапу работ. Потому в качестве необхо-

димой способности мы выделяем самостоятельное нахождение и устранение ошибок.

Очевидно, что выделение способностей по каждой группе умений носит условный характер. Почти каждая способность определяет умение и составлять календарный план, и разрабатывать строительный генеральный план, и организовывать выполнение этих планов. Таблица соответствия аналитических способностей и структурных компонентов организационно-управленческих умений будущих строителей представлена на рис. 1.

1. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994.

2. Милерян Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М., 1973.

3. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.

4. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М., 1968.

Поступила в редакцию 10.07.2009 г.

Kosenkova I.V. Analytical abilities as a basis of organizational-administrative abilities of the future civil engineers. In the article analytical abilities in a context of building specificity are defined. Kinds of analytical abilities are considered, their interrelation with organizational-administrative abilities of civil engineers is revealed.

Key words: analytical abilities; organizational-

administrative abilities; planning; manufacture establishing.

УДК 159.9

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИЯХ ГУМАНИТАРНОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

© Э.И. Фазлиахметова

Рассмотрены гендерные особенности самоактуализации личности в профессиях гуманитарного и технического профиля. Обнаружены различия особенностей самоактуализации между представителями гуманитарных и технических специальностей, обусловленные особенностями профессиональной деятельности.

Ключевые слова: самоактуализация личности; феминность / маскулинность; профессиональная деятельность.

Самоактуализация личности активно исследуется в наши дни с позиций различных отраслей знаний - психологии, педагогики, акмеологии, философии. В акмеологии

(Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, М.И. Дьяченко, Н.В. Кузьмина и др.) исследуются закономерности, тенденции, условия и факторы, влияющие на самоосуществление

человеком своего творческого потенциала в процессе профессиональной деятельности. В психологии и педагогике теорию самоактуализации развивают А.Г. Асмолов, П.И. Под-касистый, В.И. Слободчиков, Л.М. Фридман и др. В философско-методологическом и культурологическом аспектах теория самоактуализации развивается в работах Л.И. Антроповой, Л.Г. Брылевой, И.А. Витина.

Н.Л. Кулик, К.Ч. Мухаметджанова.

Самоактуализация является многозначным и сложным конструктом. В наиболее широком значении включает в себя всестороннее и непрерывное развитие творческого и духовного потенциала человека, максимальную реализацию всех его возможностей, адекватное восприятие окружающих, мира и своего места в нем, богатство эмоциональной сферы и духовной жизни, высокий уровень психического здоровья и нравственности.

Самоактуализация взрослого человека осуществляется в основном в процессе его профессиональной деятельности. «Профессиональная деятельность, заполняя более 2/3 сознательной жизни человека, тем самым определяет ее сущность как основы развития самой личности. Богатство внутренней структуры человека во многом зависит от его деятельности, а профессия составляет основную, наиболее существенную, целенаправленную ее часть» [1]. Поэтому процесс самоактуализации в профессиональной деятельности вызывает интерес многих исследователей (И.А. Акиндинова, Е.Е. Вахромов, Е.А. Ларина, Н.И. Петрова, Е.Ф. Ященко), при этом самоактуализация рассматривается в основном у будущих специалистов, т. е. студентов различных специальностей. Самоактуализация может в полной мере проявиться у зрелой личности в процессе профессиональной деятельности, являющейся для большинства людей возможностью удовлетворить всю гамму их потребностей, раскрыть свои способности, утвердить себя как личность, достигнуть определенного социального статуса.

В изучении феномена самоактуализации интересующим нас аспектом является влияние на него гендерных особенностей в различных видах профессиональной деятельности. Гендерная проблематика широко исследуется в отечественной психологии в последнее десятилетие (Т.В. Бендас [2], И.В. Грошев [3], И.С. Клецина [4], Е.Н. Махмутова [5]

и др.). Самоактуализация рассматривается с позиции гендерного подхода в работах Р.Г. Гаджиевой, И.С. Клециной, З.Ш. Мухтаровой, Л.Н. Ожиговой, Л.В. Осиповой, Л.В. Поповой.

Гипотеза исследования: у мужчин занятых в профессиях технического профиля уровень самоактуализации будет выше при преобладании маскулинных качеств над фе-минными, у женщин - представителей профессии гуманитарного профиля (педагогов) -уровень самоактуализации будет выше при преобладании феминных качеств над маскулинными.

Первый этап исследования проходил на базе Нефтекамского завода нефтепромыслового оборудования. В исследовании приняло участие 29 мужчин, работников нефтяной промышленности в возрасте от 20 до 52 лет. Второй этап исследования проходил на базе Уфимской лингвистической академии и Центра изучения иностранных языков. В исследовании приняло участие 33 женщины, педагога иностранного языка, в возрасте от 22 до 37 лет. Общий объем выборки составил 62 человека.

В исследовании использованы следующие методики: методика диагностики самоактуализации личности САМОАЛ, модифицированная Н.Ф. Калиной [6]; «Самоактуализаци-онный тест» (CAT) Л.Я. Гозмана, Ю.Е. Алешиной, М.В. Загика и М.В. Кроза, разработанный на основе методики Э. Шострома [7]; Методика «Маскулинность - феминность» С. Бем [8]; Шкала «маскулинность - фемин-ность» из Фрайбургского личностного опросника (FPI) [9].

Обработка данных проводилась с помощью статистического пакета STATISTICA 6.0. Статистическая обработка результатов эксперимента показала следующее.

Сравнительный анализ особенностей самоактуализации для профессиональных групп педагогов и работников нефтяной промышленности (НП) показывает, что по показателям САМОАЛ у педагогов и работников НП значимые различия имеются по шкалам ценности, креативности, спонтанности и самоактуализации. По методике САТ значимые различия есть по ценностной ориентации, сензитивности, спонтанности и креативности (табл. 1).

Таблица 1

Средние значения показателей методик САМОАЛ и САТ, значимые коэффициенты различий по ^-критерию Стьюдента у преподавателей иностранного языка (женщины) и работников нефтяной промышленности (мужчины)

Показатели САМОАЛ П Н Ґ Показатели САТ П Н Ґ

Ориентация во времени 9,36 8,74 Компетентности во времени 8,6 8,79

Ценности 10,1 8,37 2,96* Поддержки 46,18 44,72

Взгляд на природу человека 7 7,03 Ценностной ориентации 12,63 11,10 2,06*

Потребность в познании 8 7,67 Гибкости поведения 11,63 12,51

Креативность 9,06 7,75 2,37* Сензитивности 7,36 5,79 3,00**

Автономность 7,42 7,13 Спонтанности 7,66 6,37 2,18*

Спонтанность 7,96 6,27 2,32* Самоуважения 9,78 9,37

Самопонимание 7,45 7,96 Самопринятия 10,9 11,37

Аутосимпатия 8,57 7,62 Представление о природе чел. 5,09 4,89

Контактность 7,68 8,48 Синергии 3,93 3,72

Гибкость в общении 8,18 8,12 Принятия агрессии 7,48 8,20

Самоактуализация 57,54 51,65 2,52* Контактности 8,9 8,86

Познавательной потребности 5,57 5,13

Креативности 7,3 5,79 2,70**

Примечание. *р < 0,05, **р < 0,01; П - педагоги, Н - работники нефтяной промышленности.

Можно сказать, что педагоги в большей степени принимают ценности самоактуали-зирующейся личности, к числу которых А. Маслоу относил истину, доброту, красоту, целостность, жизненность, уникальность, совершенство, справедливость, порядок, простоту, самодостаточность. Указанное гендерное различие было также выявлено в работе Т.В. Шершневой и Н. Куприянович [10].

Также для педагогов в большей степени характерны творческая направленность и творческое отношение к жизни. Возможно, это связано с особенностями профессиональной деятельности: у работников НП деятельность более монотонная и связана с последовательностью и четкостью действий; у преподавателей иностранного языка деятельность требует более творческого наполнения, умения найти подход к каждому студенту, создать благоприятную и интересную атмосферу на занятии.

Педагоги в большей степени осознают и рефлексируют свои потребности и чувства. Данное различие получено и в исследовании Е.Ф. Ященко [11] для студентов экономических и технических специальностей.

Преподавателям иностранного языка больше присущи как целенаправленные продуманные действия, так и способность спонтанного и непосредственного реагирования, что также обусловлено спецификой работы.

Шкала самоактуализации по методике САМОАЛ показывает значимые различия между педагогами и работниками нефтяной промышленности. Проявляется тенденция большего стремления к самоактуализации у женщин гуманитарной специальности, чем у мужчин технической специальности. В своем исследовании Е.Ф. Ященко также отмечает сходную закономерность большее стремление в оценке самоактуализации студентов-жен-щин, по сравнению со студентами-мужчина-ми как гуманитарных, так и технических типов профессиональной направленности. Это связано со способностью женщин, занятых в гуманитарной специальности, к большей рефлексии своего уровня компетентности.

Рассмотренные результаты нашего исследования показывают, что стремление к самоактуализации больше представлено у работников гуманитарной специальности в связи с особенностями их профессиональной деятельности. Эти результаты нашего исследования согласуются с результатами Е.Ф. Ящен-ко, который, исследовав студентов гуманитарных и технических профессий, пришел к выводу, что «...основным механизмом стремления личности к самоактуализации можно считать ее ориентацию на взаимодействие с другими людьми. Рефлексия как механизм ценностного самоопределения работает только для людей, чья профессиональная деятельность связана с таким

взаимодействием и общением» [11, с. 39]. По причине своего профессионального взаимодействия с неодушевленными, неживыми объектами представители технических специальностей могут быть в меньшей мере склонны к самоактуализации. Взаимодействие с другими людьми стимулирует рефлексию, самопознание, самоанализ, идентификацию личности.

Однако хотелось быть отметить некоторые различия показателей (между сравниваемыми группами), которые не вышли на уровень значимых, но, на наш взгляд, заслуживают внимания, т. к. находятся на уровне тенденции к ним. По методике САМОАЛ у работников НП по шкале контактности значения выше, чем у преподавателей. Такие же данные, но на достоверном уровне получила в своем исследовании Е.В. Столярская [12]. Это различие показывает нам, что мужчины могут устанавливать глубокие и эмоционально-насыщенные контакты быстрее, чем женщины. Удивительно, ведь деятельность педагога предполагает способность устанавливать быстрый и доверительный контакт со студентами, т. к. именно он способствует успешному усвоению материала. Возможно, низкие значения по этому показателю у преподавателей представлены как результат действия защитного механизма эмоционального выгорания, связанного с профессиональной деятельностью. В связи с этим наше исследование дополняет вывод Е.Ф. Ященко тем, что во взаимодействии личность должна быть наиболее раскрыта, а не представлена лишь внешним проявлением этого качества, либо быть результатом действия защитных механизмов.

В нашем исследовании по шкале само-принятия методики САТ на уровне тенденции мужчины показывают значения выше, чем у женщин. У Е. В. Столярской мужчины также показывают значения по самоприня-тию выше, чем у женщин, но уже на уровне значимых различий. Это подтверждает мнение о том, что «мужчины в большей степени принимают себя такими какие есть». Согласно результатам исследований влияния гендерной социализации на личность, поведение родителей, учителей и весь социальный контекст в целом могут негативно влиять на формирование у женщин самооценки и уверенности в себе [12].

У мужчин технической специальности выше значения по гибкости поведения (САТ), что характеризует их как более гибких в реализации ценностей и способности быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию. В исследовании Е.Ф. Ященко студенты технической специальности наоборот показали значения ниже по гибкости поведения, чем студенты гуманитарной специальности. Это может быть обусловлено разницей в уровне профессиональной компетентности и зрелости личности, студенты находятся на стадии профессионального становления и на пути к зрелости, в отличие от работников. Возможно, исследование на более широкой выборке позволит подтвердить или опровергнуть данные о том, что работники технической специальности более гибки в реализации своих ценностей.

У мужчин выше значения по шкале принятия агрессии, они в большей степени, чем женщины принимают свои отрицательные эмоции как естественное проявление. Данное различие показывает нам, что такое маскулинное качество, как агрессивность, имеет большую свободу выражения у работников НП, чем у преподавателей.

Среди личных особенностей специальный интерес для нас представляет показатель феминности / маскулинности.

Имеются значимые различия показателей феминности / маскулинности по методике БР1 (р < 0,001) у преподавателей иностранного языка и работников нефтяной промышленности. У работников нефтяной промышленности более выражены маскулинные качества, чем у преподавателей, соответственно, у преподавателей более выражены феминные качества, что естественно связано с тем, что женщинам свойственны феминные качества личности, а мужчинам маскулинные качества.

Установлены различия во взаимосвязи феминости / маскулинности с самоактуализацией у педагогов и работников НП по результатам корреляционного анализа (табл. 2).

У работников НП показатели феминно-сти / маскулинности методики БР1 положительно коррелируют со шкалами автономность, самопонимание, гибкость в общении, самоактуализации (САМОАЛ) и шкалами компетентность во времени, поддержки, сен-зитивности, самоуважения, принятия агрес-

сии, ценностной ориентации ^AT). Показатели методики С. Бем отрицательно коррелируют с показателями креативности, автономности, самопонимания, самоактуализацией методики CAMOAЛ и показателями поддержки, самоуважения, принятия агрессии, ценностной ориентации, контактности и креативности методики CAT.

В результате корреляционного анализа данных преподавателей иностранного языка мы выявили, что показатели методики FPI положительно коррелируют со шкалами автономность (CAMOAЛ), поддержки, гибкости поведения, сензитивности и принятия агрессии (CAT). Между методиками С. Бем и CAMOAЛ обнаружена отрицательная корреляционная связь с автономностью. Между методиками С. Бем и CAT обнаружено две отрицательные корреляционные связи по шкалам сензитивность и принятие агрессии.

Исходя из полученных результатов видим, что маскулинные качества личности связаны с уровнем самоактуализации как у работников НП, так и у преподавателей иностранного языка, однако у работников НП данная взаимосвязь представлена сильнее. У работников НП профессиональная деятельность связана с большим проявлением маскулинных качеств, что возможно и обусловливает большую взаимосвязь маскулинности

с самоактуализацией. Феминные же качества не вышли на уровень значимых корреляционных связей с самоактуализацией как у женщин, так и мужчин.

Сравнительный анализ показал, что обнаружены различия особенностей самоактуализации между представителями гуманитарных и технических специальностей, обусловленные особенностями (спецификой) профессиональной деятельности. У преподавателей гуманитарных специальностей выражены такие черты самоактуализирующейся личности, как принятие ценностей, спонтанность, рефлексия, креативность; у представителей технической специальности обнаружена более тесная взаимосвязь маскулинных качеств с самоактуализацией, чем у представителей гуманитарной специальности.

По результатам исследования видим, что у мужчин, занятых в профессии технического профиля, уровень самоактуализации будет выше при выраженности маскулинных качеств, что подтверждает корреляционный анализ; у женщин - представителей профессий гуманитарного профиля (педагогов) самоактуализация выше при преобладании фе-минных качеств над маскулинными, что подтверждает сравнительный анализ. Исходя из этого, можно сказать, что наша гипотеза подтвердилась.

Таблица 2

Значимые коэффициенты корреляции по Спирмену, значения различных методик у педагогов и работников нефтяной промышленности

FPI С. Бем

САМОАЛ П Н П Н

креативность -0,44*

автономность 0,47** 0,48** -0,36* -0,53**

самопонимание 0,55** -0,52**

гибкость в общении 0,36*

самоактуализация 0,47** -0,41*

САТ

компетентность во времени 0,39*

поддержки 0,49** 0,55** -0,44*

гибкость поведения 0,41*

сензитивность 0,35* 0,45* -0,38*

самоуважение 0,44* -0,40*

принятие агрессии 0,51** 0,50** -0,42* -0,50**

ценностной ориентации 0,50** -0,47**

контактность -0,40*

креативность -0,58**

Примечание. *р < 0,05, **p < 0,01; П - педагоги, Н - работники нефтяной промышленности.

По результатам нашего исследования можно сделать следующие выводы.

1. У преподавателей иностранного языка самоактуализация выражается преимущественно в таких качествах, как принятие ценностей, способность к непродуманному, спонтанному поведению, осознание и рефлексия своих потребностей и чувств, творческая направленность и отношение к миру. У работников НП самоактуализация выражается преимущественно в таких качествах, как способность к быстрому установлению глубоких и тесных эмоционально-насыщенных контактов с людьми, способность принимать себя таким какой есть, гибкость в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию, способность принимать свои отрицательные эмоции как естественные проявления.

2. Маскулинность больше влияет на уровень самоактуализации у представителей технической специальности. У представителей гуманитарной специальности эта взаимосвязь также обнаружена, но гораздо слабее.

3. Выраженность маскулинных качеств способствует проявлению таких параметров самоактуализации, как автономность, поддержка, не подверженность внешнему влиянию, гибкости поведения, самопониманию, сензитивности, осознанию своих потребностей, чувств, умению спонтанно и непосредственно их выражать, принимать свое раздражение, гнев, агрессивность, самоуважению, принятию своих достоинств, креативности и контактности.

4. На выраженность самоактуализации влияют как личностные особенности, в данном случае феминность / маскулиность, так и особенности профессиональной сферы деятельности. Самоактуализация у работников НП и педагогов различается, профессиональная деятельность откладывает свой отпечаток на особенности самоактуализации.

5. Высокий уровень самоактуализации в большей степени связан с маскулинными качествами у мужчин, т. е. мужчины в большей степени зависимы от социальных стереотипов и стремятся соответствовать социальному заказу на проявление маскулинных качеств.

1. Сейтешев А.П. Профессиональная направленность личности. Теория и практика воспитания. Алма-Ата, 1990. С. 89.

2. Бендас Т.В. Гендерная психология. СПб., 2006.

3. Грошев И.В. Психофизиологические различия мужчин и женщин. М.; Воронеж, 2005.

4. Клецина И.С. Гендерные барьеры на пути личностной самореализации // Психологические проблемы самореализации личности. СПб., 1999. Вып. 3. С. 154-168.

5. Махмутова Е.Н. Социально-психологический подход к анализу общности женщин-пред-принимателей // Роль женщины-руководителя в решении социальных задач. М., 2004. С. 22-25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Диагностика самоактуализации личности

(А.В. Лазукин в адаптации Н.Ф. Калиной) // Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика

развития личности и малых групп. М., 2002. С. 426-433.

7. Гозман Л.Я., Кроз М.В., Ласинская М.В. Са-моактуализационный тест. М., 1995.

8. Реан А.А. Психология изучения личности. СПб., 1999.

9. Розов Е.И. Настольная книга практического психолога. М., 1998.

10. Шершнева Т.В., Куприянович Н. Гендерные особенности уровня самоактуализации в юношеском возрасте // Женщина. Образование. Демократия: докл. науч.-практ. конф. 2003. иКЬ: http://www.humanities.edu.ru/db/ Ш8^44459 (дата обращения: 4.04.09.).

11. Ященко Е. Ф. Особенности самоактуализации студентов с разной профессиональной направленностью // Психологический журнал. 2006. Т. 27, № 3. С. 31-41.

12. Столярская Е. В. Гендерные аспекты самоак-тулизации личности // Женщина. Образование. Демократия: докл. науч.-практ. конф. 2003. иКЬ: http://www.humanities.edu.ru/db/ msg/46945 (дата обращения: 4.04.09.).

Поступила в редакцию 5.06.2009 г.

Fazliakhmetova E.I. Comparative analysis of gender peculiarities of individual self-actualization in the occupations of humanitarian and technical fields. Gender peculiarities of individual self-actualization in the occupations of humanitarian and technical fields are considered. The differences in self-actualization of representatives of humanitarian and technical specialties caused by the peculiarities of their professional activities are discovered.

Key words: individual self-actualization; femininity / masculinity; professional activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.