Научная статья на тему 'Особенности гендерных трансформаций мужчины и женщины: взаимодетерминированность и «Заострение» черт в сложных жизненных ситуациях'

Особенности гендерных трансформаций мужчины и женщины: взаимодетерминированность и «Заострение» черт в сложных жизненных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1622
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ФЕМИННОСТЬ / МАСКУЛИННОСТЬ / ПЕРЕГОВОРЫ / GENDER / FEMININITY / MASCULINITY / NEGOTIATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Танасов Георгий Георгиевич

Статья обращена к проблеме гендерных трансформаций. Проанализированы особенности взаимной детерминации изменений у мужчин и женщин. Показано, что гендерные черты «заостряются» (усиливаются) в ситуации конфликта интересов и переговоров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Танасов Георгий Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of male and female gender transformations: mutual determinability and traits accentuation in complicated reality situations

The article referrers to the problem of gender transformations. Features of mutual determination of changes at men and women have been analyzed. The analysis shows that gender features "are emphasized" in situations of interest conflict and negotiations.

Текст научной работы на тему «Особенности гендерных трансформаций мужчины и женщины: взаимодетерминированность и «Заострение» черт в сложных жизненных ситуациях»

УДК 316.6: 159.923 Т18

Танасов Георгий Георгиевич

кандидат психологических наук, доцент, докторант кафедры психологии личности и общей психологии Кубанского государственного университета [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ: ВЗАИМОДЕТЕРМИНИРОВАННОСТЬ И «ЗАОСТРЕНИЕ» ЧЕРТ В СЛОЖНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ

Аннотация:

Статья обращена к проблеме гендерных трансформаций. Проанализированы особенности взаимной детерминации изменений у мужчин и женщин. Показано, что гендерные черты «заостряются» (усиливаются) в ситуации конфликта интересов и переговоров.

Ключевые слова: гендер, феминность, маскулинность, переговоры.

Социальное положение мужчин и женщин в современном обществе претерпевает значительные изменения. Изменяются их социально-психологические, личностные особенности. Тема гендерного транзита, дрейфа - одна из злободневных, как в обыденных рассуждениях, так и в научном междисциплинарном дискурсе [1, 2, 3 и др.].

Множество исследований с привлечением процедур, измеряющих гендерный статус личности [4], демонстрируют преобладание андрогинного типа, довольно большое количество маскулинных женщин и некоторое количество феминных мужчин. Более активная маскулинизация женщин и менее выраженная феминизация мужчин, в частности, подтверждена исследованиями В.В. Знакова [5]. Образно можно сказать, что маскулинность более равномерно «распределяется» сегодня между субъектами вне связи с их полом, в то время как феминность продолжает в большей степени «концентрироваться» в субъектах женского пола. Как полагает И.С. Клецина, образ женщины все более насыщается характеристиками, традиционно приписывавшимися мужчинам, что отражает «проявления полоролевой демократизации, которая в основном происходит за счет расширения полоролевого репертуара женщин» [6, с. 459]. Тема феминизации мужчин также представлена в современном научном дискурсе, что отражает фиксируемый массовым сознанием факт соответствующего гендерного дрейфа мужской части популяции [7].

Все сказанное создает основания для дискуссий о размывании, диффузии типично мужского и типично женского типов личности. Но, исследования направленные на измерение гендерного статуса, показывают, что итоговый высокий балл за феминность мужчины получают за личностные черты, которые в женской части выборки оцениваются значительно ниже. То есть мужская и женская феминность - это два разных личностных портрета. Результаты одного из наших исследований, проведенного на выборке 20-23-летних юношей и девушек, показали, что в феминном портрете молодых женщин первые позиции занимают признаки: красота, женственность, обаяние. В феминном портрете мужчин это - терпимость, сострадательность, стремление утешить. У женщин, принимавших участие в исследовании, терпимость занимает 6-ю ранговую позицию, а стремление утешить - только 13-ю.

Аналогично выглядит ситуация и с мужской/женской маскулинностью. В маскулинном портрете мужчин первые позиции занимают признаки: выносливость, мужественность, внешняя сдержанность, сила. В маскулинном портрете женщин на первом месте - аналитичность (у мужчин только 6-я позиция), на втором - сильная личность (у мужчин 7-я позиция).

Таким образом, ставшее привычным обозначение процессов гендерного дрейфа в сторону маскулинизации женщин и феминизации мужчин на самом деле не столь однозначно. Маскулинная женщина не является аналогом мужского психологического типа. Соответственно, феминный мужчина не является аналогом женского психологического типа. Это другие личностные типы.

Изменившиеся роли мужчин и женщин на работе, в семье проявляются в тех нормативных ожиданиях, которые мы адресуем друг другу, как партнерам по взаимодействию в различных ситуациях нашего бытия. К особому типу ситуаций следует отнести те, в которых мужчина и

женщина конкурируют. Это может быть не конкуренция с конкретным человеком, а претензия на то, чтобы занять определенное место в социуме, которое традиционно рассматривается как мужское или женское, то есть конкуренция с обобщенным образом мужчины или женщины. Например, профессии, связанные с руководящей ролью, традиционно предстают как более маскулинные, то есть характеризующий их поведенческий репертуар насыщен мужскими поведенческими паттернами. Женщине-руководителю сложнее вписаться в профессиональное сообщество, насыщенное мужскими символами и привычками.

Это предположение было проверено в конкретном эмпирическом исследовании, осуществленном при участии руководителей образовательных учреждений (директора и заместители директоров средних школ). Из них: 22 человека - мужчины и 36 женщин. Среди использованных методик: тест, выявляющий уровень самоактуализации личности (САТ), личностный опросник 16 PF Р.Б. Кеттелла, анкета «Опосредующие развитие факторы (стимулирующие и препятствующие)».

Сравнительный анализ результатов, полученных на мужской и женской частях выборки по САТ, показал следующее. Женщины, также как и мужчины, в целом склонны разделять ценности самоактуализирующегося типа личности, хотя их показатель по этому параметру немного ниже мужского (шкала 3). При этом женщинам-руководителям в меньшей мере свойственна спонтанность в выражении своих чувств, и они в несколько большей степени тяготеют к заранее рассчитанным формам поведения (шкала 6). У них слабее выражена способность ценить свои достоинства (шкала 7), и они обнаруживают несколько меньшую степень самопринятия, нежели руководители-мужчины (шкала 8).

Анализ результатов по 16-факторному личностному опроснику позволил выявить несколько большую (в сравнении с руководителями-мужчинами) эмоциональную устойчивость женщин (фактор С), большую предприимчивость и социальную смелость (фактор Н), большую проницательность и дипломатичность (фактор ^, более критическую настроенность и аналитичность мышления (фактор Q1), меньшую зависимость от группы (фактор Q2).

Представленный перечень характеристик позволяет более высоко оценить женский личностный профиль с точки зрения его соответствия профессиональным задачам, решаемым руководителями. Но при этом женщин характеризует большее напряжение, подозрительность, склонность фиксироваться на неудачах, постоянная психологическая защита (фактор L). Им свойственно более сильное супер-эго, большая жесткость в соблюдении норм, большая требовательность к себе (фактор G). Они оказались даже несколько доминантнее, чем мужчины (фактор Е). Мужчин-руководителей характеризует более интегрированная Я-концепция и поэтому меньшая внутренняя конфликтность (фактор Q3), большая невозмутимость, успокоенность, удовлетворенность и даже расслабленность (фактор Q4). Таким образом, мужчины в рассмотренной выборке оказались менее соответствующими требованиям профессии руководителя, но при этом более благополучными по своим самоощущениям.

Общий «вес» стимулирующих факторов оказался более высоким у мужчин, а препятствующие факторы были несколько более высоко оценены руководителями-женщинами (среди них: разочарование вследствие имевшихся ранее неудач; враждебность окружающих (зависть, ревность), плохо воспринимающих в Вас перемены и стремление к новому).

Обобщая представленные результаты эмпирического исследования, можно заключить, что женщины, реализуя профессиональные функции руководителя, испытывают большую, чем мужчины, враждебность окружающих, недостаток доверия и поддержки. Эти очевидные показатели большего прессинга со стороны социума ставят женщину в ситуацию, которая обусловливает ее большую эмоциональную зажатость, скованность, формирует у нее потребность в большем самоконтроле и контроле над ситуацией. У нее менее интегрированная Я-концепция, меньшая степень самопринятия, чем у руководителей-мужчин, большая внутренняя конфликтность. Исследование показывает, что женщина изменяется в сторону маскулинизации потому, что она стремится занять ту позицию в обществе, которая традиционно считалась мужской. Чтобы занять ее и сохранить за собой, женщине приходится быть более маскулинной, чем мужчина, заведомо больше, чем мужчина, вкладывать своих сил. Женщина вступает в конкурентные отношения и в этих отношениях изменяется. Согласимся с утверждением Е.П. Зборовской и ее коллег «по перу», что сначала меняется социальное положение и характер деятельности мужчин и женщин, затем - их базовые установки и ценности, и только после этого - более тонкие психологические свойства [8]. Образ мужчины во всем его исторически сложившемся ореоле достоинств и достижений становится для женщины, желающей добиться успеха, образцом и стимулом.

Но одновременно те же авторы склонны утверждать, что инициатором гендерных трансформаций выступают женщины, так как их социальные роли меняются быстрее и радикальнее, чем мужские [8]. У. Бек также полагает, что существенные импульсы для высвобождения

из мужской роли не имманентны, а идут извне - через изменение женской роли [9, с. 170]. Мы готовы присоединиться к этому утверждению. В частности, анализ брачного события (как одного из важных бытийных пространств, в котором отношения между мужчиной и женщиной обусловливают их взаимную детерминацию гендерных трансформаций) показывает, что инициатором изменений, связанных с новым пониманием ценностей семейной жизни, являются женщины [10]. Мужчины либо принимают эти изменения, настраиваются на отношения с партнершей, чьи ценности отличаются от традиционных и изменяются сами в соответствие с ожиданиями женщины, либо брак порождает неудовлетворенность у обеих сторон и распадается.

Итак, на лицо взаимная, обоюдная стимуляция мужчинами и женщинами гендерных трансформаций у противоположного пола. Но, если со стороны мужчин эта провокационность непреднамеренна и обусловлена их исторически сложившимися достижениями и привилегиями, которые женщины захотели разделить, добиваясь равенства. То со стороны женщин создание стимулов к изменению противоположного пола не редко ясно рефлексируется и артикулируется ими. Изменяясь сама, женщина ждет от мужчины изменений, которые поддержат ее или, по крайней мере, не будут вступать в непреодолимое противоречие с ее представлениями о личностном росте [11].

Гендерный статус как существенное измерение личности пронизывает все уровни и пространства ее бытийности. Но в различных ситуациях бытийности он проявляется с различной степенью очевидности. Есть нейтральные ситуации, в которых маскулинное/феминное не выражены ярко, и есть ситуации, провоцирующие личность на более очевидную демонстрацию мужского/женского. Такой провоцирующей ситуацией является конфликт интересов, в разрешение которого включены мужчина и женщина как оппоненты, противники и одновременно партнеры, заинтересованные в конструктивном выходе из сложной ситуации.

Изучение конфликтного взаимодействия, в процессе которого не только конструктивно (или деструктивно) разрешаются возникающие противоречия, но и развиваются постконфликт-ные позитивные (негативные) отношения, чрезвычайно востребовано в современном обществе. В деловых отношениях эта коллизия разрешается в процессе переговоров [12]. Способы взаимодействия с партнером и их эффективность в определенной степени связаны с гендерными характеристиками субъектов. Представление личности о партнере по переговорам, обусловливающее тактику переговорного процесса, также включает психологические характеристики, связываемые с гендерным статусом. Анализ переговорных ситуаций показывает, что в ходе взаимодействия представления о партнере изменяются. Характер этих изменений обусловлен многими факторами. Мы предположили, что в напряженной переговорной ситуации гендерные особенности личности проявятся с большей яркостью, в связи с чем в представлении о партнере по переговорам эти характеристики усилятся. Эта общая гипотеза была конкретизирована в следующих частных предположениях:

- сложные ситуации, связанные с переговорами, активизируют личность на более комплексное и яркое проявления присущих ей гендерных черт поведения и восприятия;

- более выпуклое проявление субъектом своего гендерного статуса в сложных жизненных ситуациях (в связи с которыми возникают переговоры) является дополнительным стимулом, провоцирующим партнера на проявление сходной ответной реакции (также усиление гендерных особенностей).

Экспериментальное исследование, включавшее опросные диагностические процедуры, было проведено на группе студентов в количестве 40 человек. Возраст 19-31 год. Выбор эксперимента, как метода исследования, был обоснован тем, что при изучении конфликтного взаимодействия в естественных условиях, значительные трудности представляет контроль влияния различных трудно учитываемых факторов. Ситуация индуцированного конфликта интересов в эксперименте позволяет устранить сложности, связанные с контролем исследуемых переменных.

Общая схема процедуры по сбору экспериментального материала включала четыре основных этапа.

На первом этапе каждому испытуемому было предложено следующее задание: на листе бумаги нарисовать схему жилой комнаты (площадь 20 кв. м), расставив мебель, другие предметы быта, организовав, таким образом, для себя предметно-пространственную среду, позволяющую жить достаточно комфортно.

На втором этапе испытуемых разделили на пары случайным образом, после чего им было предложено, используя методику диагностики психологического пола личности С. Бем в модификации О.Г. Лопуховой, охарактеризовать своего случайного партнера.

На третьем этапе в форме игры была создана сложная жизненная ситуация, которая поставила партнеров перед необходимостью договориться. Третий этап по форме выполняемого задания явился логическим продолжением первого этапа. Испытуемым было предложено

в продолжение ситуации с организацией предметно-пространственной среды в собственной воображаемой комнате представить, что им теперь придется делить эту комнату с партнером. Участникам переговорной ситуации предстояло организовать комнату той же площади (20 кв. м) таким образом, чтобы в ней поместились мебель и необходимые для жизни предметы для двоих. В завершении этой работы было дано задание подсчитать каждым из партнеров свои уступки и уступки партнера. То есть в этой ситуации нужно было находить компромиссы, поступаться чем-то или навязывать свое видение, преодолевая сопротивление, неприятие партнера.

На четвертом этапе, после того как было зафиксировано некоторое решение по организации комнаты в паре, каждому испытуемому вновь было предложено, используя методику диагностики психологического пола личности С. Бем в модификации О.Г. Лопуховой, охарактеризовать своего случайного партнера.

В исследовании были получены следующие результаты:

- у 93 % участвовавших в исследовании респондентов зафиксированы изменения в представлениях о гендерных характеристиках их партнеров после участия в переговорной ситуации;

- 62 % опрошенных отметили возрастание гендерных характеристик у своих партнеров по переговорам;

- в образе партнера маскулинные гендерные характеристики выросли на 37 % после переговоров;

- феминные гендерные характеристики в образе партнера выросли на 26 % после переговоров.

- таким образом, доля мужских гендерных характеристик после переговоров выросла больше чем женских;

- у 55 % опрошенных, из отметивших изменения в характеристиках партнера после переговоров, наблюдалась значимая корреляция между исходным гендерным профилем партнера и профилем, построенным по величине изменений гендерных характеристик после переговоров. Это подтверждает предположение об усилении проявляемого личностью гендерного статуса в сложной жизненной коллизии. Черты гендерного статуса «заостряются», усиливаются, становятся для партнера по переговорам в трудной жизненной ситуации более очевидными.

Осуществленный анализ сложившихся в исследованиях гендерных проблем представлений и результаты нескольких привлеченных к анализу эмпирических исследований позволяют прийти к следующим заключениям.

Не подвергаются сомнению изменения гендерных характеристик и связанные с этим изменения обобщенных психологических профилей мужчин и женщин. Но, если маскулинность относительно равномерно «распределяется» между субъектами вне связи с их полом, то феминность продолжает в большей степени «концентрироваться» в субъектах женского пола.

Содержание процессов гендерного дрейфа в сторону маскулинизации женщин и феминизации мужчин не однозначно. Маскулинная женщина не является аналогом мужского психологического типа. Соответственно, феминный мужчина не является аналогом женского психологического типа. Это другие личностные типы.

Очевидна взаимная, обоюдная стимуляция мужчинами и женщинами гендерных трансформаций у противоположного пола. Со стороны мужчин эта провокационность непреднамеренна и обусловлена их исторически сложившимися достижениями и привилегиями, которые женщины стремятся разделить, добиваясь равенства. Со стороны женщин создание стимулов к изменению противоположного пола не редко ясно рефлексируется и артикулируется ими. Изменяясь сама, женщина ждет от мужчины изменений, которые поддержат ее, и не будут вступать в противоречие с ее представлениями о личностном росте.

Гендерный статус, как одно из существенных измерений личности, пронизывает все пространства ее бытийности, но в различных ситуациях проявляется с различной степенью очевидности. Гендерные черты «заостряются», усиливаются в ситуации конфликта интересов, в напряженной переговорной ситуации.

Ссылки:

1. Батлер Дж. Гендерное беспокойство // Антология гендерных исследований. Сб. пер. / Сост. и комментарии Е.И. Гаповой и А.Р. Усмановой. Мн., 2000. С. 297-347.

2. Бем С. Линзы гендера: трансформация взглядов на проблему неравенства полов. М., 2004.

3. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: Теория и практика. СПб., 2004.

4. Кон И.С. Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире // Гендерный калейдоскоп. Курс лекций / под общей редакцией д-ра экон. наук М.М. Малышевой. М., 2001. С. 188-209.

5. Ожигова Л.Н. Гендерная идентичность личности и смысловые механизмы ее реализации: автореф. дисс. ... докт. психол. наук. Краснодар, 2006.

- 9G -

6. Лопухова О.Г. Психологический пол личности: адаптация диагностической методики // Прикладная психология. 2001. № 3. С. 57-66.

7. Знаков В.В. Половые, гендерные и личностные различия в понимании моральной дилеммы // Психологический журнал. 2004. № 1. С. 41-51.

8. Практикум по гендерной психологии / под ред. И.С. Клециной. СПб., 2003.

9. Зингер Т.Э. Влияние феминизированных черт личности мужчин на их профессиональную деятельность в системе госслужбы: автореф. дис. ...канд. психол. наук. М., 2002.

10. Зборовская Е.П., Прохоренко Т.Г., Носырева Г.А. Некоторые проблемы маскулинности в современном обществе // Вестник международного славянского университета. 2007. Т.10. № 1. С. 47-56.

11. Бек У. Общество риска. На пути к модерну. М., 2000.

12. Рябикина З.И., Тиводар А.Р. Фактор времени в переживании события брачными партнерами // Личность как субъект организации времени своей жизни / отв. ред. З.И. Рябикина, П.Н. Ермаков. Краснодар, 2008. С. 168-180.

13. Рябикина З.И. Субъектно-бытийный подход к изучению развивающих личность противоречий // Психологический журнал. 2008. № 2.

14. Танасов Г. Г. Личность как субъект переговорного процесса: бытийный подход // Субъект, личность и психология человеческого бытия / под ред. В.В. Знакова, З.И. Рябикиной. М., 2005. С. 279-294.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.