Научная статья на тему 'Гендерные трансформации как фактор затрудненного общения субъекта'

Гендерные трансформации как фактор затрудненного общения субъекта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
836
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СИТУАЦИИ ЗАТРУДНЕННОГО ОБЩЕНИЯ / ЖЕНЩИНЫ / РАБОТАЮЩИЕ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ / GENDER IDENTITY / IMPEDED COMMUNICATION / WOMEN WORKING IN LAW-ENFORCEMENT BODIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Самохвалова Анна Геннадьевна, Копылова Полина Владимировна

Статья посвящена описанию результатов исследования, направленного на выявление трансформаций гендерной идентичности женщин, работающих в правоохранительных органах. Рассматривается специфика затрудненногобщения субъекта и роль гендерной идентичности в осознании и преодолении коммуникативных трудностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender transformation as subject's impeded communication factor

The article is dedicated to describing results of research aimed at revealing tendencies of gender selfidentity of women working in law-enforcement bodies. Subject's impeded communication specifics and gender identity in realizing and overcoming communicative difficulties are examined.

Текст научной работы на тему «Гендерные трансформации как фактор затрудненного общения субъекта»

УДК 159.9:316.6

Самохвалова Анна Геннадьевна

кандидат педагогических наук, доцент

Копылова Полина Владимировна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

ГЕНДЕРНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ КАК ФАКТОР ЗАТРУДНЕННОГО ОБЩЕНИЯ СУБЪЕКТА

Статья посвящена описанию результатов исследования, направленного на выявление трансформаций гендерной идентичности женщин, работающих в правоохранительных органах. Рассматривается специфика затрудненного общения субъекта и роль гендерной идентичности в осознании и преодолении коммуникативных трудностей.

Ключевые слова: гендерная идентичность, ситуации затрудненного общения, женщины, работающие в правоохранительных органах.

Г:ндерная идентичность личности в настоящий момент является одним из интереснейших, но сложных предметов исследования в российской гуманитарной науке. Теоретико-методологические подходы к её изучению представляют собой комплекс философских, социологических, психологических и культурологических знаний, которые формировались в процессе развития и понимания самого термина гендер. Осмысление феномена гендерной идентичности прошло долгий путь от биолого-эволюционного понимания природы пола и гендера (психоанализ), через теории социальных ролей до современной теории гендерной идентичности.

Следует заметить, что понимание термина «гендерная идентичность» для многих исследователей неоднозначно. Например, Н.К. Радина определяет ее как принадлежность к той или иной социальной группе на основе полового признака (Радина, 1999). Т.В. Бендас - как отождествление себя с определенным полом, отношение к себе как к представителю определенного пола, освоение соответствующих ему форм поведения и формирование личностных характеристик (Бендас, 2000). Е.А. Здравомыслова и А.А. Темкина говорят о социально-психологическом феномене, продукте и процессе конструирования субъектом себя и социальной реальности посредством конструктов маскулинности и феминно-сти (Здравомыслова, Темкина, 1996). И.С. Клёцина понимает под гендерной идентичностью аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола (Клёцина, 1998). Несмотря на различия в трактовках, во всех определениях подчеркивается системный характер гендерной идентичности (связь с полом, культурой, институтами социализации), ее согласованность со всеми личностно принимаемыми образами «Я».

Э. Гидденс утверждает, что не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин (Г идденс, 2004).

В конце ХХ-начале XXI веков в различных сферах жизнедеятельности происходит переоценка гендерных ролей. Тенденции эмансипации и феминизации способствуют нивелированию различий между полами. Соответственно, трансформируется гендерная идентичность. Наиболее отчетливо это прослеживается в традиционных культурах, в которых гендерная идентичность поляризуется. Мужчины и женщины, сохраняя традиционные формы поведения, одновременно стремятся соответствовать современным интегрированным ценностям и новым гендерным эталонам, что неизбежно приводит к возникновению ситуаций затрудненного общения.

Многочисленные данные отечественных психологов (Е.В. Цукановой, А.А. Бодалева, ГА. Ковалева, В.Н. Куницыной, В.А. Лабунской, Ю.А. Менд-жерицкой и др.) подтверждают существование специфического по своему психологическому содержанию феномена затрудненного общения. В исследованиях подчеркивается, что под затрудненным общением понимается широкий спектр явлений, который можно свести к ненадлежащему, расстроенному, нарушенному, неблагополучному, дискомфортному, неэффективному общению.

Мы рассматриваем затрудненное общение в нескольких плоскостях:

- в качестве социально-психологического феномена, проявляющегося только в ситуации взаимодействия, социального общения людей;

- как явление объективное, представленное в несоответствии цели и результата выбранной модели общения и реально протекающего процесса;

- как явление субъективное, проявляющееся в различного рода внутренних переживаниях человека, в основе которых могут быть неудовлетворенные потребности, мотивационный, когнитивный, эмоциональный диссонансы, внутриличностные конфликты и т.д.

Любая ситуация затрудненного общения - это ситуация, в которой один или оба партнера являются субъектами затрудненного общения, один или оба партнера с разной степенью осознанности

© Самохвалова А.Г, Копылова П.В., 2012

и направленности мешают удовлетворению потребностей другого, ставят преграды на пути достижения целей общения. В результате этого, один или оба партнера испытывают острые эмоциональные переживания, демонстрируют несогласованность действий, проявляют коммуникативную неадекватность (Лабунская, 2001).

Затрудненное общение, по мнению различных ученых, детерминировано такими факторами как уровень коммуникативной компетентности человека (Г.А. Ковалев, В.А. Кан-Калик, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, И.В. Лабутова, В.И. Кашницкий); вид направленности, ориентации, установки личности на себя и других (А.Б. Орлов, В.Л. Навицкас, Т.А. Аржакаева, Т.И. Пашукова, С.В. Зайцев); тип субъективного контроля, мера ответственности (Т.Н. Щербакова, С.В. Кривцова, Е.К. Мухаматули-на, Н.В. Чудова); социально-перцептивные образования - представления о другом как о трудном партнере общения (А.А. Бодалев, Е.В. Цуканова, В.А. Ла-бунская, М.Т. Ногерова). Однако гендерная идентичность как фактор затрудненного общения в современной науке не рассмотрена. Исходя из этого, целью нашего исследования стало изучение динамики гендерной идентичности женщин, работающих в правоохранительных органах; выявление роли гендерных характерик субъекта в ситуациях затрудненного общения.

Следует учитывать, что гендерная идентичность не дается индивиду автоматически, при рождении, а вырабатывается в результате сложного взаимодействия его природных задатков и соответствующей социализации, «типизации» или «кодирования» (Кон, 1975). Активным участником этого процесса является сам субъект, который принимает или отвергает предлагаемые ему роли, детерминируя собственное поведение.

А. В. Брушлинский на основе анализа идей С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, Б.Г Ананьева, А.Н. Леонтьева и др., полагал, что субъектом является индивид, находящийся на соответствующем своему развитию уровне преобразовательной активности, целостности, автономности, свободы, деятельности, гармоничности и отличающийся своеобразной целенаправленностью и осознанностью (Бруш-линский, 1996). Именно поэтому люди в ситуациях межличностного взаимодействия с разной степенью рефлексивности и адекватности используют вариативные модели коммуникативного поведения, апробируют новые гендерные роли, активно экспериментируют с методами психологического воздействия.

В нашем исследовании проверялась гипотеза о том, что гендерная идентичность женщин, работающих в правоохранительных органах, трансформируется: по мере увеличения стажа службы у сотрудниц приобретаются и актуализируются маску-

линные черты. Это в свою очередь сказывается на специфике поведения субъекта в ситуациях затрудненного общения.

В выборку вошли две группы женщин: исследовательскую группу составили 47 женщин в возрасте от 26 до 58 лет, работающих в правоохранительных органах от 1 до 15 лет. В контрольную группу вошли также 47 женщин, в возрасте от 23 до 48 лет, желающих поступить на службу в правоохранительные органы. В исследовательской группе первый срез проводился, когда женщины были только что приняты на службу в правоохранительные органы, второй срез проводился от 1 до 15 лет спустя, в зависимости от продолжительности службы, с целью выявления трансформаций гендерной идентичности и личностных особенностей сотрудниц за время работы в правоохранительных учреждениях.

Диагностический комплекс включал в себя методику С. Бем «Маскулинность-феминность», определяющую тип гендерной идентичности женщин; методики, выявляющие личностные и коммуникативные особенности респондентов: шестнадцатифакторный личностный опросник Р. Кеттела, методика Г. Шмишека «Акцентуация характера», опросник «Уровень субъективного контроля» Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкина, Л.М. Эткинда.

Анализируя результаты по методике определения гендерной идентичности, мы выявили, что в первом срезе, который проходил, когда сотрудники правоохранительных органов были приняты на службу, из 47 женщин андрогинный тип гендерной идентичности имеют 30 человек (64%), феминный - 17 человек (36%). По результатам второго среза, в котором принимали участие те же женщины, из 47 женщин, работающих в правоохранительных органах, 38 человек (80%) имеют андрогинный тип гендерной идентичности, 3 - маскулинный (7%) и 6 - фе-минный тип гендерной идентичности (13%).

Статистический анализ по критерию Вилкоксо-на подтвердил наличие значимого сдвига от первого ко второму срезу в показателях гендерной идентичности женщин, работающих в правоохранительных органах (Т=11, р=0,000001). Это говорит о том, что у исследуемых в первом срезе преимущественно преобладали феминные характеристики, а во втором срезе, наравне с феминными качествами возросло количество маскулинных черт личности. Так же были получены данные о значимом сдвиге при отдельном рассмотрении шкалы маскулинности (Т=123, р=0,0001) и феминности (Т=120, р=0,0008). Таким образом, обнаружены изменения гендерной идентичности практически у всех исследуемых женщин, они становятся более маскулинными, и нет ни одной женщины, у которой гендерная идентичность изменялась бы в сторону феминности. Женщины, имеющие феминный тип гендерной идентичности в первом срезе, при втором замере показали преоб-

ладание андрогинных качеств; также три женщины, имеющие изначально феминный тип стали маскулинными. Женщины, у которых тип гендерной идентичности остался неизменным, также изменяют модели своего социального поведения. Следует отметить, что большинство женщин, сохранивших неизменным тип гендерной идентичности, работают в правоохранительных органах не более 5 лет, в то время как женщины, имеющие в первом срезе фе-минный тип, а во втором срезе маскулинный работают в данном учреждении свыше 10 лет. Исходя из представленных результатов, можно сказать, что трансформация гендерной идентичности - это длительный и неравномерный процесс, имеющий свои закономерности и этапы перехода от одного типа к другому. Наблюдается маскировка феминных качеств женщин и актуализация маскулинных форм поведения.

Также в исследовании принимали участие кандидаты, желающие поступить на службу в правоохранительные органы. Из них 42 человека (89%) имеют андрогинный тип гендерной идентичности и 5 человек (11%) феминный тип гендерной идентичности. Таким образом, женщины, желающие работать в правоохранительных органах, выбирают данный вид деятельности в независимости от типа своей гендерной идентичности, что еще раз косвенно подтверждает тот факт, что женщины, служащие в правоохранительных структурах, становятся маскулинными в связи с их профессиональной деятельностью.

Для более детального рассмотрения трансформации гендерной идентичности женщин, работающих в правоохранительных органах, мы разделили исследовательскую выборку на три группы, взяв за основу стаж службы в правоохранительных органах. В группе, где стаж работы не превышает 5 лет, 11 женщин (73%) имеют андрогинный тип гендерной идентичности и 4 женщины (27%) феминный

тип. В группе, где стаж работы не превышает 10 лет, все 16 женщин (100%) имеют андрогинный тип гендерной идентичности. В группе, где стаж работы более 10 лет, андрогинный тип гендерной идентичности имеют 11 человек (68%), маскулинный тип -3 человека (19%), феминный тип гендерной идентичности 2 человека (13%).

Таким образом, мы видим, что среди женщин во всех трех группах преобладает андрогинный тип гендерной идентичности. Число женщин с анрогин-ной идентичностью значительно увеличилось во второй группе, со стажем работы до 10 лет, по сравнению с первой группой. В то же время все женщины, имеющие маскулинный тип гендерной идентичности, находятся в третьей группе, где стаж работы превышает 10 лет.

С помощью критерия Вилкоксона мы обнаружили значимые сдвиги гендерных характеристик женщин с разным стажем службы от первого ко второму замеру. В группе, со стажем работы до 5 лет существует сдвиг в показателях гендерной идентичности (Т=1, р=0,006), во второй группе женщин, где стаж работы не превышает 10 лет, по гендерной идентичности (Т=0, р=0,0004) и маскулинности (Т=24, р=0,02). В третьей группе, со стажем службы свыше 10 лет так же обнаружены значимые сдвиги по гендерной идентичности (Т=0, р=0,0006), маскулинности (Т=1, р=0,001) и феминности (Т=6, р=0,006).

Таким образом, в первой группе, где стаж работы не превышает 5 лет, гендерная идентичность меняется незначительно. С увеличением выслуги (во второй группе) происходит нарастание значений показателей по маскулинности, и в связи с продолжительностью службы (в третьей группе) снижаются показатели по феминности. Можно сказать, что на ранних этапах карьеры трудовая деятельность оказывает влияние, но недостаточное для резкой трансформации гендерной идентичности. Женщи-

Андрогинный

Фемининный

Маскулинный

Стаж до 5 лет Стаж до 10 лет Стаж свыше 10

лет

Рис. 1. Тип гендерной идентичности сотрудников правоохранительных органов

ны, которые работают в правоохранительных органах менее 10 лет, начинают проявлять маскулинные черты, но при этом успешно их совмещают со своими феминными характеристиками, такие женщины проявляют гибкость во взаимодействии, могут подстраиваться под требования коммуникативной ситуации, адекватно проявляя при этом как женские, так и мужские качества, в зависимости от целей общения и особенностей партнера. Женщины третьей группы уже с трудом совмещают в себе и маскулинные, и феминные черты. Они все чаще проявляют маскулинные характеристики. В общении становятся более властными, склонны к проявлению грубости, напористости, всегда уверены в своей правоте, поэтому часто становятся субъектами затрудненного общения, при этом, не осознавая того, что сами инициируют ситуации коммуникативной напряженности.

С помощью критерия Спирмена нами была предпринята попытка выявления взаимосвязей между гендерной идентичностью, стажем службы и возрастом сотрудниц правоохранительных органов. Корреляционный анализ не выявил значимых взаимосвязей между возрастом и гендерной идентичностью. Но существует обратная взаимосвязь между стажем службы в правоохранительных органах и индексом гендерной идентичности во втором замере (Я=-0,37, р=0,009), так же обнаружена прямая связь между стажем службы и маскулинностью (Я=0,43, р=0,002). Это еще раз подтверждает, что женщина в процессе службы приобретает качества, относящиеся преимущественно к маскулинному типу гендерной идентичности, а именно становиться более властной, настойчивой, самодостаточной, склонной вести за собой, уверенной в себе, стремящейся к индивидуализму, проявляющая склонность к риску.

Итак, можно констатировать, что служба в правоохранительных органах трансформирует гендерную идентичность, а именно женщина приобретает и актуализирует маскулинные черты личности. Значимым является тот факт, что эти изменения не связаны с возрастом. Более того, отмечено, что ни у одной из женщин гендерная идентичность не изменилась в сторону феминности.

Дальнейший анализ был направлен на изучение специфики затрудненного общения женщин, служащих в правоохранительных органах; на выявление гендерных различий их коммуникативного поведения. В связи с этим мы разделили исследовательскую выборку на две группы. Первую группу составили женщины, преимущественно обладающие маскулинными качествами, вторую - фемин-ными.

Интерпретация всех эмпирических данных, полученных в процессе диагностических процедур, позволила создать обобщенные психологические характеристики женщин двух групп.

Женщины, составляющие первую группу, склонны к соперничеству, отстаиванию своей точки зрения, критичны по отношению к окружающим, обладают развитой способностью к анализу действий других людей. Избегают неопределенности во всем -в работе, отношениях, общении. Обычно устанавливают контакты без затруднения, но не стремятся к развитию интенсивных взаимоотношений, склонны к недоверчивости, предпочитают общаться с хорошо знакомыми, проверенными людьми. Не избегают конфликтных ситуаций, стараясь непременно разрешить спорный вопрос. В отношениях с другими придерживаются раз и навсегда принятых правил поведения, очень избирательны в общении, стремятся к точности и аккуратности в деловых отношениях. Предъявляют повышенные требования к окружающим и к их деятельности. Они часто создают ситуации затрудненного общения для других, поскольку многие сотрудники считают их заносчивыми, грубыми, невнимательными. Сами они испытывают коммуникативные трудности, связанные с перестройкой коммуникативного поведения и самоанализом.

Вторая группа женщин характеризуется стремлением к признанию, поддержке со стороны окружающих. Они чрезвычайно контактны, умеют поддерживать длительные беседы. Очень чувствительны к оценкам со стороны окружающих. Легко устанавливают контакты с другими людьми, отличаются высокой приспособляемостью к людям и к новой ситуации, быстро ориентируются в окружающей обстановке. Активно включаются в решение спорной, конфликтной ситуации, в то же время обладают способностью предупреждать конфликты, если они затрагивают их интересы. Склонны к нарушению принятых правил и норм, проявляют раздражительность в кругу близких. Часто не достаточно уделяют внимание мнению и точке зрения других людей. Проявляют легкомыслие, которое может приводить к небрежности в деловых вопросах. В ситуациях затрудненного общения стремятся замкнуться, уйти от решения проблемы. Иногда склонны к неадекватным коммуникативным реакциям: обида, враждебность, эгоцентризм, повышение голоса.

Интересно то, что в первую группу вошли женщины, работающие в правоохранительных органах от 9 до 13 лет, а во вторую от 3 до 5 лет. Таким образом, женщины за время службы в правоохранительных органах претерпевают значительные изменения в коммуникативном поведении, они становятся настойчивей, независимей, стремятся к самостоятельности, становятся подозрительными, недоверчивыми, практичными, самоуверенными, самостоятельными в принятии решений.

В заключение можно отметить, что изменение гендерной идентичности женщин в сторону маскулинности, несомненно, откладывает отпечаток на их

поведение в ситуации затрудненного общения. Интересным является то, что феминные женщины в ситуации общения лучше рефлексируют собственные коммуникативные трудности и видят причины затруднений в себе; женщины маскулинного типа чаще затрудняют общение для других, не рефлексируя это, и облегчают его для себя. Возможно, приобретение маскулинных черт в процессе службы является своеобразным адаптивным механизмом, позволяющим женщинам приспосабливаться к «мужским» профессиям.

Библиографический список

1. Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006.

2. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. - М.; Воронеж: Институт практической психологии, 1996.

3. Гидденс Э. Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. - СПб.: Питер, 2004.

4. Здравомыслова Е., Темкина А. Социальная конструкция гендера и гендерная система в России //

Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период: Сборник статей / под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной - СПб.: Труды ЦНСИ, 1996. - Вып. 4. - С. 5-13.

5. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2006.

6. Каган В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и образ «я» у подростков // Вопросы психологии. - 1989. - № 3. - С. 53-62.

7. Клёцина И. С. Психология гендерных отношений: Теория и практика. - СПб.: Алетейя, 2004.

8. Клецина И. С. Гендерная социализация. - СПб: Изд-во СПбГУ 1998.

9. Кон И. С. Половые различия и дифференциация социальных ролей // Соотношение биологического и социального в человеке: Материалы к симпозиуму. - М., 1975. - С. 763-776.

10. Лабунская ВА., Менджерицкая ЮА., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. - М.: Академия, 2001.

11. Радина Н.К. К проблеме использования гендерного анализа в психологических исследованиях // Вопросы психологии - 1999. - № 2. - С. 22-28.

УДК 159.9

Виноградова Наталья Владимировна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

СПЕЦИФИКА КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В КОНФРОНТАЦИОННОМ ДИАЛОГЕ

Актуальность статьи определяется исследованием конфронтационного взаимодействия на основании дискурса, что является достаточно новым направлением в социальной психологии. Полученные автором результаты и сделанные на их основе выводы обогащают социально-психологическую науку новым знанием касательно процессов искажения понимания дискурса субъектами конфронтационного взаимодействия.

Ключевые слова: психология общения, коммуникативное взаимодействие, дискурсивный анализ, конфронтационный диалог, искажение понимания.

иалог признается исходной формой коммуникации, он лежит в основе человечес-/ Д кого взаимопонимания (Библер, 1975). Исследователи обращают внимание на то, что взаимодействие предполагает не только обмен действиями, но и представлениями, идеями, настроениями, чувствами и установками (С.Л. Рубинштейн, 1973; Б.Ф. Ломов, 1984; А.А. Бодалев 1996; А.А. Леонтьев, 1997), поэтому процесс понимания людьми друг друга составляет важную часть взаимодействия.

Конфронтационные тенденции при непосредственном взаимодействии всегда имели место в любом общении. Очевидно, что конфронтация затрудняет общение между партнерами по взаимодействию и понимание происходящего в ситуации общения.

Целью нашего исследования было описание искажения понимания взаимодействия в конфронта-

ционном диалоге субьектом дискурса средствами дискурсивного анализа.

Общая гипотеза исследования заключается в предположении о том, что понимание коммуникативного взаимодействия искажается субъектом дискурса в результате возникновения конфронтации между партнерами по диалогу.

Одним из основных методов исследования был контент-анализ видеозаписей. Была разработана схема анализа процесса коммуникативной интеракции, возникающей в коммуникативной ситуации. Схема включает в себя 9 категорий и 27 подкатегорий, имеющих когнитивную, экспрессивную и конативную составляющие. В качестве эмпирического материала нами были использованы видеозаписи ситуаций, проигрываемых на тренинге коммуникативных умений.

В нашей работе искажение понимания происходящего в ситуации конфронтационного диало-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.