УДК 159.9
ВЛИЯНИЕ ФЕМИННОСТИ/МАСКУЛИННОСТИ НА САМОАКТУАЛИЗАЦИЮ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
© Э. И. Фазлиахметова
Башкирская государственная академия госслужбы и управления при Президенте РБ Россия, Республика Башкортостан, 450000 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 40.
Тел.: +7 (347) 272 32 25. Факс: +7 (347) 273 02 22.
E-mail: [email protected]
В статье рассматривается влияние феминности/маскулинности на самоактуализацию личности в педагогической профессии. Представлены результаты эмпирического исследования, показавшего, что более успешной самоактуализации в педагогической профессии будет способствовать проявление маскулинных качеств. Экспериментально установлены особенности реальной и идеальной самоактуализации у педагогов.
Ключевые слова: самоактуализация личности, феминность/маскулинность, профессиональная деятельность, гендерные исследования.
В современном обществе декларируются равные возможности как для мужчин, так и для женщин при выборе той или иной профессиональной деятельности. Меняются представления о роли женщины как «хранительнице домашнего очага». Теперь женщин можно увидеть в тех сферах деятельности, куда раньше им не было доступа - в политике, предпринимательстве, армии и т.д. [1]. Содержание гендерных ролей неизбежно начинает подвергаться трансформации: женщины активно занимаются своей карьерой, реализуя себя не только в семье, но и в профессиональной деятельности; в некоторых видах профессий отмечается рост мужчин с феминизированными чертами личности [2]. Многие современные исследователи (И. С. Кон, Е. П. Ильин, Н. П. Фетискин) считают, что в настоящее время происходит изменение традиционных стереотипов и эталонов мужественности и женственности. Вследствие этих преобразований становится актуальным гендерный подход в изучении феномена самоактуализации (Л. Н. Ожигова, Л. В. Осипова, Р. Г. Гаджиева, З. Ш. Мухтарова).
Перспектива гендерных исследований связана, прежде всего, с решением одной из задач гуманистического общества по обеспечению более эффективной самореализации способностей людей разного пола. Для этого необходимо изучение особенностей самоактуализации у мужчин и женщин, что и определило направление нашего исследования. В данном контексте нас интересует влияние таких личностных характеристик, как феминность/мас-кулинность на процесс самоактуализации в различных видах профессиональной деятельности.
Традиционно считается, что феминность/мас-кулинность - это нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. Во многих исследованиях (Дж. Уильямс, Д. Бест, С. Бем, И. С. Клецина, В. Г. Горчакова и др.) к проявлениям маскулинности относятся такие характеристики, как сила, агрессивность, независимость, самодостаточность, предприимчивость, аналитичность, а к проявлениям феминности - эмоциональность, мягкость, нежность, тактичность, мечтательность. Некоторые черты маскулинности и феминности являются транскультурными; отмечается, что при-
писываемые маскулинности и феминности черты зависимы от исторических и этнокультурных условий, вследствие чего они могут изменяться.
Личность может иметь склонность к различным видам деятельности и к разным профессиям в связи со степенью проявления в ее структуре черт феминности/маскулинности. Мужчины проявляют больший интерес к профессиям, связанным с риском, приключениями, требующим быстрого принятия решений, физического напряжения, к работе вне помещения, к механизмам и инструментам, к науке, физическим явлениям и изобретениям. Женщины склонны к профессиям, связанным с эстетикой, сидячей работой в помещении, оказанием помощи, особенно детям, беззащитным и нуждающимся людям (Л. Терман, К. Майлз). В трудовой деятельности девочкам интересен хозяйственнобытовой труд, шитье; мальчики предпочитают работу с деревом, конструкторскую деятельность [3].
Ряд профессий практически являются либо с преимущественно мужской, либо женской занятостью. По данным И. Е. Калабихиной [4] и других авторов, женщины составляют большую часть от общего числа занятых в здравоохранении, образовании, торговле и общественном питании. Е. П. Ильин [5] отмечает две категории причин феминизации образования: объективные, связанные с непрестижностью и недостаточно высокой оплатой преподавательского труда, и субъективные, обусловленные склонностью женщин к общению и взаимодействию с детьми, т. е. проявлению своих феминных качеств.
По данным американских авторов [6-7], большинство женщин не хотят устраиваться на «мужские» работы, т.к. психологически более комфортно чувствуют себя на «женской» работе, с которой они знакомы и к которой лучше подготовлены. Следовательно, меньшая занятость женщин в традиционно мужских профессиях может быть обусловлена не только предвзятостью при приеме на работу, но и личностными особенностями женщин, связанными с некоторыми внутренними самоограничениями. Отмечается, что дискриминации при приеме на работу подвергаются и мужчины, если они устраиваются на «женские» профессии [8].
Важно также отметить, что во многих профессиях требуется проявление феминных качеств (ра-
ботники детских образовательных учреждений (ДОУ), учителя начальных классов) либо маскулинных (например, работники пожарной службы, МЧС, силовых структур). В последнее время можно также заметить, что женщины стали более мас-кулинизированны в борьбе за свои права и равные возможности. Это во многом связано с тем, что женщинам приходится доказывать свою конкурентоспособность на рынке труда, бороться с такими явлениями, как «стеклянный потолок» и гендерная профессиональная сегрегация.
«Стеклянный потолок» - термин, введенный в начале 1980-х годов для описания невидимого барьера, ограничивающего продвижение женщины по служебной лестнице. Эта форма дискриминации описывается как барьер практически незаметный, что он прозрачен, но в то же время настолько значительный, что препятствует женщинам продвигаться в управленческой иерархии [9].
Г ендерная профессиональная сегрегация (профессиональная сегрегация по признаку пола [9]) -это неравномерное распределение женщин и мужчин в экономике. Гендерная сегрегация подразумевает различия в распределении работы и продвижения по службе между мужчинами и женщинами. Одним из основных последствий профессиональной сегрегации оказывается неравенство доходов и социальных позиций между полами. Как правило, женщины гораздо чаще мужчин заняты на работах, отличающихся незначительными возможностями карьерного продвижения, невысокой заработной платой и нестабильностью, с точки зрения занятости. Отнесение тех или иных профессий к «женским» или «мужским» изменяется во времени и пространстве.
Таким образом, анализ литературы показывает, что есть разная степень проявления феминно-сти/маскулинности в различных видах профессиональной деятельности, а, с другой стороны, различные профессиональные среды формируют разный социальный заказ (различную степень востребованности) на проявление личностью феминных и маскулинных качеств.
Ранее нами были рассмотрены особенности самоактуализации в профессиональной деятельности с преимущественно мужской занятостью [10]. У исследованных работников выраженные маскулинные качества способствуют более высокому уровню самоактуализации. Следующий этап нашего исследования посвящен рассмотрению особенностей самоактуализации в феминном виде профессиональной деятельности на примере педагогической профессии. С этой целью нами было исследовано влияние феминности/маскулинности на самоактуализацию личности в педагогической профессии.
Гипотеза исследования: у женщин, представителей педагогической профессии (педагогов, преподавателей гуманитарных дисциплин), уровень самоактуализации будет выше при преобладании феминных качеств над маскулинными.
Исследование проходило на базе Уфимской лингвистической академии и Центра изучения иностранных языков. В исследовании приняли участие 33 педагога иностранного языка в возрасте от 22 до 37 лет.
В исследовании были использованы следующие методики:
1. Диагностика самоактуализации личности САМАОЛ, модифицированный Н. Ф. Калина [11].
2. «Самоактуализационный тест» (САТ) Л. Я. Гозмана, Ю. Е. Алешиной, М. В. Загика и М. В. Кроза, разработанный на основе методики Э. Шострома [12].
3. Методика «Маскулинность - феминность» С. Бем [13].
4. Шкала «Маскулинность - феминность» из Фрайбургского личностного опросника (РР1) [14].
5. Вариант методики диагностики гендерной идентичности (С. Бем, в модификации В. А. Лабун-ской и М. В. Бураковой) [15].
Обработка данных проводилась с помощью статистического пакета 8ТАТ18Т1СА 6.0.
Результаты исследования и их обсуждение.
Статистическая обработка результатов исследования показала следующее (табл. 1).
Таблица 1
Средние значения показателей методик САМОАЛ и САТ у преподавателей иностранного языка
Шкалы САМОАЛ Среднее Шкалы САТ Среднее
Ориентация во времени 9.36 Ориентация во времени 8.60
Ценности 10.10 Поддержки 46.10
Взгляд на природу человека 7.00 Ценностной ориентации 12.60
Потребность в познании 8.00 Гибкости поведения 11.63
Креативность 9.06 Сензитивности 7.36
Автономность 7.42 Спонтанности 7.66
Спонтанность 7.96 Самоуважения 9.78
Самопонимание 7.45 Самопринятия 10.90
Аутосимпатия 8.57 Представление о природе человека 5.09
Контактность 7.68 Синергии 3.93
Гибкость в общении 8.18 Принятия агрессии 7.48
Самоактуализация 57.54 Контактности 8.90
Познавательной потребности 5.57
Креативности 7.30
По методике САМОАЛ (табл. 1) для данной выборки наибольшие значения были получены по шкалам: ориентации во времени, ценности, креативности, аутосимпатии, гибкости в общении. Это говорит о том, что у представителей данной профессиональной группы преобладают особенности жить настоящим, не откладывать свою жизнь «на потом», ценить актуальный момент, быть «здесь и сейчас»; принимать ценности, к числу которых А. Маслоу относил истину, доброту, красоту, целостность, жизненность, уникальность, совершенство, справедливость, порядок, простоту, самодостаточность. У исследованных педагогов выявлено стремление к творческому отношению к миру, ориентация на личностное общение, способность к самораскрытию.
По методике САТ (табл. 1) наибольшие значения получены по шкалам поддержки, ценностной ориентации, сензитивности, самоуважения и более низкие - по шкалам принятия агрессии и контактности. Данные по этим шкалам показывают, что выборке характерна независимость в своих поступках, стремление руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, осознание своих потребностей, чувств, способность ценить свои достоинства, положительные черты характера, самоуважение. Низкие значения по шкале принятия агрессии говорят о том, что представители данной профессиональной группы не могут принять свое раздражение, гнев как естественное проявление различных эмоциональных состояний. Возможно, это определяется спецификой работы педагога, связанной с необходимостью регулировать свои эмоции, гася их, при отсутствии свободы открыто выражать свои негативные чувства студентам. По шкале контактности низкие значения показывают, что педагогам менее характерно быстрое установление глубоких и тесных эмоционально-насыщенных контактов с людьми.
Далее рассмотрим результаты методики гендерной идентичности, которая была представлена в двух вариантах: в первом педагоги оценивали, насколько им присущи андрогинные, феминные и маскулинные качества (реальная самоактуализация); во втором варианте - те же качества, но уже с точки зрения того, насколько они в принципе необходимы для самореализации в педагогической профессии (идеальная самоактуализация).
Полученные результаты показывают (рис.), что у преподавателей иностранного языка преобладают феминные качества, менее выражены маскулинные и андрогинные качества. Однако при оценке качеств, необходимых для самореализации в профессии, значения по феминности уменьшаются, по маскулинности резко возрастают, также увеличиваются значения по андрогинным качествам. Значимые различия между результатами самооценки по критерию феминности-маскулинности и представлениями о требуемом уровне выраженности феминных/маскулинных качеств для успешной самореализации в профессии получены только для критерия маскулинности (р < 0.01). Другими словами, сами педагоги считают, что для самоактуализации в педагогической профессии требуется наряду с фе-минными качествами предъявлять и более высокий уровень маскулинности, в то время как феминные черты выражены у них на достаточном уровне.
5,4
5,2
4,56
4,48
5,33
/—а
4,93
4,49 /—
анд рогинные
феминные
маскулинные
□ личые
□ профессиональные
Рис. Средние значения показателей модифицированной методики диагностики гендерной идентичности личности.
Таким образом, получено экспериментальное подтверждение упомянутого выше теоретического положения о существовании социального заказа (степени востребованности) на выражение маскулинных качеств как условия успешной самоактуализации. Педагоги, имея реальную самоактуализацию при выраженности феминных качеств, но не считая ее достаточной, видят идеальную самоактуализацию на пути большей представленности у себя маскулинных качеств.
В результате корреляционного анализа данных было выявлено, что показатели методики РР1 положительно коррелируют со шкалами автономности (САМОАЛ), поддержки, гибкости поведения, сензитивности и принятия агрессии (САТ). Между методиками С. Бем и САМОАЛ обнаружена отрицательная корреляционная связь с автономностью. Сравнение методик С. Бем и САТ показывает две отрицательные корреляционные связи по шкалам сензитивность и принятие агрессии.
Из анализа корреляционных связей (табл. 2) следует, что чем больше значения показателя маскулинности, тем более выражены следующие показатели самоактуализации:
- автономность личности, что отражает ее психическое здоровье, целостность, независимость, также осознаваемую позитивную «Я-концепцию», служащую источником адекватной самооценки;
Таблица 2
Значимые коэффициенты корреляции по Спирмену, значения различных методик у преподавателей иностранного языка
Шкалы
БР1
С. Бем
САМОАЛ
автономность
САТ поддержка гибкость поведения сензитивность принятие агрессии
0.47*
0.49**
0.41*
0.35*
0.51**
-0.36*
-0.38*
-0.42*
* - р < 0.05. ** - р < 0.01.
5,13
5
4,8
4,6
4,4
4,2-
4
- независимость в своих поступках, стремление руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, свобода в выборе, неподверженность внешнему влиянию («изнутри направляемая» личность);
- гибкость в реализации своих ценностей, в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию;
- осознанность своих потребностей, чувств, умение спонтанно и непосредственно их выражать, демонстрировать свои эмоции;
- способность принимать свое раздражение, гнев, агрессивность как естественное выражение эмоциональных состояний.
Из полученных результатов следует, что более высокому уровню самоактуализации педагогов способствует проявление маскулинных качеств.
Педагоги видят успешную (идеальную) самоактуализацию при проявлении именно маскулинных качеств. По их мнению, при проявлении большей твердости, свободы проявления своих эмоций, независимости и т.д. они смогут достигнуть большей самоактуализации, нежели только при проявлении феминных качеств.
Наши данные сходятся с данными З. Ш. Мухтаровой [16], полученными для студентов-юристов. Студенты-юристы маскулинного типа личности продемонстрировали высокий уровень самореализации, андрогинного типа личности - относительно средний уровень развития самореализации и студенты-юристы феминного типа личности были отнесены к относительно низкому уровню развития самоактуализации. Однако данные, полученные для студентов-психологов, расходятся с нашими данными: студенты-психологи маскулинного типа
личности демонстрируют средний уровень самореализации, андрогинного типа личности - высокий уровень самореализации, а студенты с фемин-ным типом личности также показывают низкий уровень развития самореализации. Это можно объяснить, например, социальными требованиями к психологу-профессионалу как к более сбалансированной по внутренним качествам личности (в том числе качеств феминности/маскулинности).
По результатам исследования наша гипотеза о том, что у женщин, представителей педагогической профессии (педагогов, преподавателей гуманитарных дисциплин), уровень самоактуализации будет выше при преобладании феминных качеств над маскулинными, не подтвердилась. Полученные данные показали, что в профессии с преимущественно женской занятостью для успешной самоактуализации не менее значимы маскулинные качества личности.
Выводы
1. У преподавателей гуманитарных дисциплин более выражены такие черты самоактуализирую-щейся личности, как: жить настоящим («здесь и
сейчас»), независимость в своих поступках, стремление руководствоваться собственными ценностями и убеждениями, творческое отношение к миру, ориентация на личностное общение, способность к самораскрытию, осознание своих потребностей и чувств, умение ценить свои достоинства.
2. Проявление маскулинных качеств у педагогов усиливает такие составляющие самоактуализации, как автономность, неподверженность внешнему влиянию, гибкость поведения, осознание своих потребностей, чувств, умение спонтанно и непосредственно их выражать, принимать свое раздражение, гнев, агрессивность.
3. Более полная (идеальная) самоактуализация в профессиональном виде деятельности с преимущественно женской занятостью (педагоги) связывается с преобладанием маскулинных качеств.
ЛИТЕРАТУРА
1. Махмутова Е. Н. Профессионализм деятельности государственных служащих в контексте концепции гендерного аудита // Психологические и социологические исследования проблем современного управления: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. Уфа: БАГСУ, 2008. C. 208-215.
2. Зингер Т. Э. Влияние феминизированных черт личности мужчин на их профессиональную деятельность в системе гос-службы: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2002. 26 с.
3. Тельнюк И. В. Индивидуально-дифференцированный подход к организации самостоятельной деятельности девочек и мальчиков 5-6 лет в детском саду: автореф. дис. . канд. психол. наук. СПб., 1999. 18 с.
4. Калабихина И. Е. Социальный пол и проблемы населения. М.: Менеджер, 1995. 149 с.
5. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2003. 544 с.
6. Agassi J. B. Women on the job. The attitudes of women on their work. Toronto: Lexington books, 1979. P. 82.
7. Gibbs M. S. The instrumental-expressive dimension revisited // Acad. Psychol. Bull. 1985. V. 7. №2. P. 145-155.
8. Glick P. Trait-based and sex-based discrimination in occupational prestige, occupational salary, and hiring // Sex Role. 1991. V. 25. P. 351-378.
9. Словарь гендерных терминов / Под ред. А. А. Денисовой. Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты». М.: Информация XXI век, 2002. 256 с.
10. Фазлиахметова Э. И. Особенности самоактуализации в маскулинной профессиональной деятельности // Психологические и социологические исследования проблем современного управления: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. Уфа: БАГСУ, 2008. С. 225-229.
11. Диагностика самоактуализации личности (А. В. Лазукин в адаптации Н. Ф. Калина) / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. C. 426-433.
12. Гозман Л. Я., Кроз М. В., Ласинская М. В. Самоактуализа-ционный тест. М.: Российское педагогическое агентство, 1995. 44 с.
13. Реан А. А. Психология изучения личности. СПб., 1999. 165 с.
14. Розов Е. И. Настольная книга практического психолога. М.: Владос, 1998. 234 с.
15. Фетискин Н. П. Психология гендерной делинквентности. М.; Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2007. 429 с.
16. Мухтарова З. Ш. Маскулинность - фемининность личности как фактор развития самореализации в процессе подготовки будущих психологов: автореф. дис. . канд. пси-хол. наук. Астрахань, 2007. 18 с.
Поступила в редакцию 03.04.2009 г.