Научная статья на тему 'Профессиональная готовность будущих инженеров: умение, эмоциональное отношение и желание работать'

Профессиональная готовность будущих инженеров: умение, эмоциональное отношение и желание работать Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
83
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСТВО / ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ / УМЕНИЕ / ОТНОШЕНИЕ / ЖЕЛАНИЕ / ОПРОСНИК / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СКЛОННОСТИ / БУДУЩИЕ ИНЖЕНЕРЫ / STUDENTS / TRAINING IN HIGH SCHOOL / SKILL / ATTITUDE / DESIRE / QUESTIONNAIRE / PROFESSIONAL INCLINATIONS / FUTURE ENGINEERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гришина А.В., Косцова М.В.

Рассмотрен базовый компонент профессионального самоопределения студентов (на примере технических специальностей) профессиональные склонности по методики ОПГ (опросник профессиональной готовности) Л. Н. Кабардовой с точки зрения трех оценок: умение отношение желание. Данные, полученные в рамках констатирующего эксперимента, еще раз доказывают необходимость развития внутренних детерминант выбранной профессии: формирование профессиональных склонностей в период всего обучения в вузе и их практическая направленность; развитие эмоционального компонента будущего профессионализма: удовлетворенность выбранной профессией, желание приносить пользу, быть эмоционально позитивным и т.д.; формирование профессионального пути уже на начальных этапах обучения в вузе как важный элемент будущей профессиональной стабильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL READINESS OF FUTURE ENGINEERS: SKILL, EMOTIONAL RELATIONSHIP AND WISHING TO WORK

The basic component of professional self-determination of students (on the example of technical specialties) professional inclinations according to the methods of an organized criminal group (vocational readiness questionnaire) L.N. Kabardova from the point of view of three assessments: skill attitude desire. The data obtained in the framework of the ascertaining experiment prove once again the need for the development of the internal determinants of the chosen profession: the formation of professional inclinations during the whole period of study at the university and their practical orientation; development of the emotional component of future professionalism: satisfaction with the chosen profession, the desire to benefit, to be emotionally positive, etc.; the formation of a professional path already at the initial stages of study at a university as an important element of future professional stability. According to the results obtained, it can be stated that third-year students have less pronounced professional preferences and inclinations than first-year students. We connect it with psychological features of training during the third year of training. This stage is considered to be a turning point (crisis) in mastering the profession: students have doubts about the correctness of the professional path, the concretization of plans and their further implementation. As a result-a decrease in internal motivation, increased anxiety, student stress. Therefore, it is considered quite reasonable to conduct additional psychological trainings and classes on professional identity in the third year of training as a harmonizing factor in the formation of the professional path of the future specialist. Also important conditions for the profession choosing are the social and socioeconomic determinants of this process in the modern world, namely: the difficulties of employment of a young specialist in a technical specialty, low wages, and, as the result, disappointment in the chosen profession and professional development.

Текст научной работы на тему «Профессиональная готовность будущих инженеров: умение, эмоциональное отношение и желание работать»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 5 (71). 2019. № 2. С. 75-82.

УДК 159.942.2

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ: УМЕНИЕ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ И ЖЕЛАНИЕ РАБОТАТЬ

Гришина А. В.1, Косцова М. В.2

1Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», Севастополь, Россия E-mail: nast_kostsova@mail.ru

2 ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», Севастополь, Россия E-mail: mashasev@mail.ru

Рассмотрен базовый компонент профессионального самоопределения студентов (на примере технических специальностей) - профессиональные склонности по методики ОПГ (опросник профессиональной готовности) Л. Н. Кабардовой с точки зрения трех оценок: умение - отношение -желание. Данные, полученные в рамках констатирующего эксперимента, еще раз доказывают необходимость развития внутренних детерминант выбранной профессии: формирование профессиональных склонностей в период всего обучения в вузе и их практическая направленность; развитие эмоционального компонента будущего профессионализма: удовлетворенность выбранной профессией, желание приносить пользу, быть эмоционально позитивным и т.д.; формирование профессионального пути уже на начальных этапах обучения в вузе как важный элемент будущей профессиональной стабильности.

Ключевые слова: студенчество, обучение в вузе, умение, отношение, желание, опросник, профессиональные склонности, будущие инженеры.

ВВЕДЕНИЕ

Студенчество - это непростой период формирования или уточнения жизненных планов: получение высшего образования, обеспечение материального благополучия, определение в профессиональном жизнеустройстве, приобретение профессионального статуса, выстраивание семейного благополучия. Личностный смысл обучающегося в вузе связан с оценкой значимости тех или иных объективных обстоятельств и вероятных действий в этих условиях.

Важным условием успешного профессионального становления являются внутренние детерминанты субъектности: уровень сформированности эмоциональной направленности личности [1, 2]; уровень профессиональной рефлексии [3] и профессиональной готовности [4], что и стало предметом нашего исследования.

Цель статьи - выявление основных профессиональных составляющих профессиональной готовности: субъективно оцениваемые умения, эмоциональное отношение, готовность трудиться, получить представление о мере готовности к успешной деятельности в определенной профессиональной сфере, о степени

75

согласованности личного и профессионального планов на разных этапах обучения в вузе (на примере инженерных специальностей).

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на выборке обучающихся I, III и V курсах Севастопольского государственного университета в Институте ядерной энергии и промышленности (направление подготовки: «Атомная энергетика», «Электротехника», «Химические технологии»). В исследовании приняли участие 450 обучающихся на инженерные специальности (по 150 респондентов от каждого курса) в течение 2015-2017 гг.

В рамках констатирующего эксперимента был использован опросник профессиональной готовности Л. Н. Кабардовой, а также методы математической обработки данных: непараметрический критерий U Манна-Уитни для выявления значимых различий между переменными.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Различия у студентов по методике «Опросник профессиональной готовности» Л. Н. Кабардовой по показателю - «Оценка своих умений» представлены на рисунке 1.

человек-знак человек- человек- человек- человек-

техника природа худ.образ человек

Рис. 1. Средние арифметические значения групп респондентов I, III и V курсов по показателю «Оценка своих умений».

Как свидетельствуют полученные результаты, студенты технических специальностей наиболее высоким считают уровень своих умений в таких сферах деятельности, как «Человек - Человек», «Человек - Техника» и «Человек - Знак».

76

Наименее выбираемой сферой профессиональной деятельности для студентов технического направления подготовки является сфера «Человек - Природа». Из этого следует, что студентам, обучающимся в высшем техническом учебном заведении, свойственна направленность не только на техническую сферу деятельности, но и на область, которая определяется межличностными взаимоотношениями в будущей профессии: руководитель, коллектив, команда, подчиненные.

Сфера «Человек - Художественный образ» - часто выбираемая респондентами категория. Это свидетельствует о широком спектре интересов, стремлении к творческой реализации в выбранной профессии.

Наиболее интересными оказались результаты оценивания студентами своего эмоционального отношения к выбранной профессии инженера (рис. 2). Наличие эмоционально позитивного отношения является внутренним механизмом формирования устойчивой профессиональной направленности личности студента.

человек-знак человек- человек- человек- человек-

техника природа худ. образ человек

Рис. 2. Средние арифметические значения групп респондентов I, III и V курсов по показателю «Оценка своего эмоционального отношения».

Как видим, оценка эмоционального отношения к профессиональной деятельности студентов технических специальностей практически идентична оценке умений в профессиональной сфере, но выделены следующие отличия: наряду с устойчивым позитивным эмоциональным отношением к сфере «Человек -Человек» у респондентов была выявлена положительная динамика профессиональных склонностей в сфере «Человек - Техника» и «Человек - Знак». Мы объясняем это тем, что большинству студентов, избравших технические специальности, свойственна направленность на конкретный результат своего обучения.

77

Третий показатель методики «Опросник профессиональной готовности» имеет прикладной аспект, так как таким образом исследуется, насколько студенты планируют связать свою дальнейшую трудовую жизнь с приобретаемой в вузе специальностью (рис. 3).

14 12 10 8 6 4

9,14

9,3

7,8 _ 7,6 -7,4-—

8,66

7,8

4,51 4,09 4,37

Рис.3. Средние арифметические значения групп респондентов I, III и V курсов по показателю «Профессиональные предпочтения».

Данные свидетельствуют, что наиболее предпочитаемые студентами I, III и V курсов технического ВУЗа сферы: «Человек - Человек», «Человек - Техника», «Человек - Знак» и «Человек - Художественный образ». Профиль «Человек -Природа» реже выбирается респондентами всех курсов, так как данная склонность не является доминирующей в реализации профессиональных ожиданий студентов технического профиля.

С целью выявления достоверных различий по показателю профессиональных предпочтений у студентов I, III и V курсов технического профиля был использован непараметрический критерий Манна-Уитни.

Таблица 1

Результаты статистической обработки показателей методики Л.Н. Кабардовой

студентов I и III курсов (N=300)

Переменные Значение критерия Уровень значимости

U Z

«Человек - Природа» (умения) 7583,5 1,90 0,057

«Человек - Художественный образ» (умения) 6490,0 3,65 0,0002

«Человек - Худ. образ» (отношение) 6731,5 3,26 0,001

78

Переменные Значение критерия Уровень значимости

U Z

«Человек - Художественный образ» (проф. предпочтение) 7338,0 2,29 0,022

«Человек - Человек» (умения) 7168,5 2,57 0,010

«Человек - Человек» (отношение) 7416,5 2,16 0,030

Статистическая обработка данных по методике «Опросник профессиональной готовности» Л. Н. Кабардовой с помощью критерия Манна-Уитни показала значимые различия (при p<0,05) между студентами I и III курсов технических специальностей по следующим показателям: оценка студентами своих умений, эмоционального отношения и профессиональных предпочтений в сфере «Человек -Художественный образ»; умений и эмоционального отношения в сфере «Человек -Человек», а также тенденция к различию в оценке умений в сфере «Человек -Природа».

Согласно полученным результатам можно констатировать, что у студентов III курса менее выражены профессиональные предпочтения и склонности, чем у студентов I курса. Мы связываем это с психологическими особенностями обучения в период третьего года обучения. Именно этот этап считается переломным (кризисным) в овладении профессией: у студентов появляются сомнения, связанные с правильностью профессионального пути, конкретизацией планов и их дальнейшей реализацией. Как следствие - снижение внутренней мотивации, повышение уровня тревожности, студенческого стресса. Поэтому считается вполне обоснованным проводить дополнительные психологические тренинги и занятия с целью формирования профессиональной идентичности как гармонизирующего фактора профессионального становления будущего специалиста именно на третьем курсе обучения.

Проводилось сравнение динамики профессиональных предпочтений относительно студентов III и V курсов (Таблица 2).

Таблица 2

Результаты статистической обработки показателей по методике Л.Н. Кабардовой студентов III и V курсов (N=300)

Переменные Значение критерия Уровень значимости

U Z

«Человек - Природа» (умения) 6507,5 -3,69 0,0002

«Человек - Природа» (отношение) 6528,0 -3,66 0,0002

«Человек - Худ. образ» (умения) 7033,5 -2,86 0,0042

«Человек - Худ. образ» (отношение) 6401,0 -3,86 0,0001

«Человек - Худ. образ» (проф. предпочтение) 7547,5 -2,04 0,041

79

Переменные Значение критерия Уровень значимости

U Z

«Человек - Человек» (умения) 6296,0 -4,03 0,00005

«Человек - Человек» (отношение) 5854,0 -4,73 0,000002

«Человек - Человек» 6776,5 -3,16 0,001

(проф. предпочтение)

Как видим, между студентами III и V курсов значимые различия прослеживаются по следующим сферам профессиональной готовности, согласно критерию Манна-Уитни (при p<0,05): «Человек - Природа», «Человек -Художественный образ», «Человек - Человек».

Значимых различий по профессиональным склонностям в качестве потребности в выполнении конкретной профессиональной деятельности не выявлено, возможно, из-за того, что в процессе получения высшего технического образования профессиональные склонности не развиваются целенаправленно.

Отметим также различия в профессиональной готовности среди студентов I и V курсов (Таблица 3).

Таблица 3

Различия в профессиональной готовности между студентами I и V курсов

(N=300)

Переменные Значение критерия Уровень

U Z значимости

«Человек - Природа» 9890,0 -1,90 0,057

(умения)

«Человек - Природа» 9542,0 -2,36 0,018

(отношение)

«Человек - Человек» 9247,5 -2,75 0,006

(отношение)

Психологическое исследование динамики профессиональных предпочтений студентов технических специальностей на различных этапах подготовки было построено на принципе самооценки студентами своих возможностей в реализации определенных умений: учебных, творческих, трудовых и социальных; своего реального отношения к деятельности; специфики реализации деятельности в своей будущей профессии.

Согласно проведенному анализу с помощью критерия Манна-Уитни, можно резюмировать, что значимые различия выявлены только в сферах «Человек -Человек», «Человек - Природа» и «Человек - Художественный образ». Данную ситуацию можно интерпретировать по-разному: с одной стороны доказано, что у студентов уже существуют соответствующие склонности при выборе специальности, с другой стороны, профессиональные предпочтения у студентов

80

технического направления подготовки целенаправленно не развиваются в процессе обучения, что ведет к демотивации студентов на этапе профессиональной подготовки.

Также важным условием выбора профессии выступают социальные и социально-экономические детерминанты этого процесса в современном мире, а именно: трудности трудоустройства молодого специалиста по технической специальности, низкая заработная плата, и, как следствие, разочарование в избранной профессии и профессиональном развитии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, данные, полученные в рамках констатирующего эксперимента, еще раз доказывают необходимость развития внутренних детерминант выбранной профессии:

- формирование профессиональных склонностей в период всего обучения и его практическая направленность;

- развитие эмоционального компонента будущего профессионализма: удовлетворенность выбранной профессией, желание приносить пользу, быть эмоционально позитивным и т.д.;

- формирование собственного профессионального плана уже на начальных этапах обучения в вузе как важного элемента профессиональной вариативности (гибкости) и стабильности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Гришина А. В. Экспериментальная модель развития эмоциональной направленности личности в процессе профессионального самоопределения студентов вуза (на примере исследования обучающихся техническим специальностям) / А. В. Гришина // Вестник ЮУрГУ, серия «Психология». Челябинск. - 2013. - Т. 6, № 2. - С. 98-103.

2. Гришина А. В. Развитие «познавательно» компонента эмоциональной направленности студента вуза / А. В. Гришина, М. В. Косцова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2018. - №1 (45). - С. 241-246.

3. Косцова М. В. Психологические условия формирования профессиональной рефлексии у студентов, обучающихся по техническим специальностям / М. В. Косцова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2013. - № 2. - С. 104-110.

4. Зеер Э. Ф. Профориентология: Теория и практика. Учеб. пособие для высшей школы / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, И. О. Садовникова. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. - С. 58-70.

PROFESSIONAL READINESS OF FUTURE ENGINEERS: SKILL, EMOTIONAL RELATIONSHIP AND WISHING TO WORK

Grishina A.V.1, Kostsova M.V.2

'Sevastopol Economic-Humanitarian Institute of the V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Sevastopol, Russian Federation E-mail: nast_kostsova@mail.ru

2Sevastopol State University, Sevastopol, Russian Federation E-mail: mashasev@mail.ru

81

The basic component of professional self-determination of students (on the example of technical specialties) - professional inclinations according to the methods of an organized criminal group (vocational readiness questionnaire) L.N. Kabardova from the point of view of three assessments: skill - attitude - desire. The data obtained in the framework of the ascertaining experiment prove once again the need for the development of the internal determinants of the chosen profession: the formation of professional inclinations during the whole period of study at the university and their practical orientation; development of the emotional component of future professionalism: satisfaction with the chosen profession, the desire to benefit, to be emotionally positive, etc.; the formation of a professional path already at the initial stages of study at a university as an important element of future professional stability.

According to the results obtained, it can be stated that third-year students have less pronounced professional preferences and inclinations than first-year students. We connect it with psychological features of training during the third year of training. This stage is considered to be a turning point (crisis) in mastering the profession: students have doubts about the correctness of the professional path, the concretization of plans and their further implementation. As a result-a decrease in internal motivation, increased anxiety, student stress. Therefore, it is considered quite reasonable to conduct additional psychological trainings and classes on professional identity in the third year of training as a harmonizing factor in the formation of the professional path of the future specialist.

Also important conditions for the profession choosing are the social and socioeconomic determinants of this process in the modern world, namely: the difficulties of employment of a young specialist in a technical specialty, low wages, and, as the result, disappointment in the chosen profession and professional development.

Keywords: students, training in high school, skill, attitude, desire, questionnaire, professional inclinations, future engineers.

References

1. Grishina A.V., Eksperimentalnaya model razvitiya emotsionalnoy napravlennosti lichnosti v protsesse professionalnogo samoopredeleniya studentov vuza (na primere issledovaniya obuchayushchikhsya tekhnicheskim spetsialnostyam), Vestnik YuUrGU. seriya «Psikhologiya», 6, 2, 98 (2013).

2. Grishina A.V. and Kostsova M.V., Razvitiye «poznavatelno» komponenta emotsionalnoy napravlennosti studenta vuza, Uchenyye zapiski. Elektronnyy nauchnyy zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta, 1(45), 241 (2018).

3. Kostsova M.V., Psikhologicheskiye usloviya formirovaniya professionalnoy refleksii u studentov. obuchayushchikhsya po tekhnicheskim spetsialnostyam, Vestnik Yuzhno-Uralskogo gosudarstvennogo universiteta, 2, 104 (2013).

4. Zeyer E.F., Pavlova A.M. and Sadovnikova I.O., Proforiyentologiya: Teoriya ipraktika. Ucheb. posobiye dlya vysshey shkoly, p. 58 (Akademicheskiy Proyekt, Moscow; Delovaya kniga, Ekaterinburg, 2004).

82

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.