Научная статья на тему 'Оптимизация профессиональной подготовки через изучение профессиональной мотивации и личностного потенциала студентов юридического факультета'

Оптимизация профессиональной подготовки через изучение профессиональной мотивации и личностного потенциала студентов юридического факультета Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
91
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ ВЫБОРА ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА / ТИП ДОМИНИРУЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЛИЧНОСТНОГО РОСТА СПЕЦИАЛИСТА / MOTIVATION OF THE LEGAL PROFESSION CHOICE / PROFESSIONAL AND PERSONAL GROWTH / PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES / TYPE OF DOMINATING PROFESSIONAL MOTIVATION / THE INDIVIDUAL PROGRAM OF THE PERSONAL GROWTH OF AN EXPERT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алфеева Е. В.

Обучение юристов в вузе должно не просто формировать профессиональные высококачественные знания и умения, но и обеспечивать осознанное выделение реальной связи характеристик профессиональной деятельности с параметрами общественной и личностной значимости, а также соотнесения образа профессии со своими личностными возможностями. Изучение мотивации выбора профессии, склонностей, способностей и направленности личности абитуриента, его потенциальной готовности к овладению юридической профессией позволит молодому специалисту наиболее успешно справляться со своими обязанностями и качественно улучшить как процесс профессиональной подготовки в вузе, так и последующую адаптацию к началу профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF PROFESSIONAL TRAINING THROUGH STUDYING OF PROFESSIONAL MOTIVATION AND PERSONAL POTENTIAL OF STUDENTS OF LAW FACULTY

Training of lawyers in a Higher Educational Institution should form not simply professional high-quality knowledge and abilities, but also has to provide the realized allocation of real communication characteristics of professional activity with parameters of the public and personal importance, and also the correlation of an image of a profession with the personal possibilities. Studying of motivation of career choices, tendencies, abilities and orientation of the identity of an entrant, his potential readiness for mastering of legal profession will allow a young specialist to consult most successfully with his duties and will allow to improve qualitatively as the process of professional training as the subsequent adaptation by the beginning of professional activity.

Текст научной работы на тему «Оптимизация профессиональной подготовки через изучение профессиональной мотивации и личностного потенциала студентов юридического факультета»

возраста [Гекст] : учебное пособие / Ф. Райе. - СПб.: Питер, 2000. - 656 с.

9 Селезнёва, О. В. Динамика становления когнитивного и

эмоционально-ценностного компонентов самосознания на протяжении подросткового и юношеского возрастов [Текст] : дис. ... канд. психол. наук/ О. В. Селезнёва,- Комсомольск-на-Амуре, 2006. - 196 с.

10 Слободчиков, В. И. Психология развития человека

[Текст] / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - М.: Школьная Пресса, 2000. - 416 с.

11 Степанов, С. Ю. От психологии рефлексии к рефлек-

сивной культурадигме в психологии [Текст] / С. Ю. Степанов, И. Н. Семенов // Рефлексия в науке и обучении. Сборник научных трудов. - Новосибирск: Интеллектуальные системы, 1989. - С.148-153.

12 Столин, В. В. Самосознание личности [Текст] /

В. В. Столин. - М.: Изд-во МГУ, 1983.

13 Тепленёва, И. А. Развитие рефлексии как условие

перестройки ценностно-смысловых составляющих образа мира человека [Текст] : дис. ... канд. психол. наук/И. А. Тепленёва. - Барнаул, 2002. - 195 с.

14 Чеснокова, И. И. Проблема самосознания в психологии

[Текст]/И. И. Чеснокова. - М., 1977.

15 Чумаков, М. В. Эмоциональные аспекты волевой регуля-

ции [Текст]/М. В. Чумаков. - Курган: Изд-во КП/, 2005. -168 с.

16 Яницкий, М. С. Психологические факторы и механизмы

развития системы ценностных ориентаций личности [Текст] : Дис. ... д-ра психол. наук/М. С. Яницкий. - Новосибирск, 2000. - 301 с.

УДК 159.923 Е.В. Алфеева

Курганский государственный университет

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ И ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Аннотация. Обучение юристов в вузе должно не просто формировать профессиональные высококачественные знания и умения, но и обеспечивать осознанное выделение реальной связи характеристик профессиональной деятельности с параметрами общественной и личностной значимости, а также соотнесения образа профессии со своими личностными возможностями. Изучение мотивации выбора профессии, склонностей, способностей и направленности личности абитуриента, его потенциальной готовности к овладению юридической профессией позволит молодому специалисту наиболее успешно справляться со своими обязанностями и качественно улучшить как процесс профессиональной подготовки в вузе, так и последующую адаптацию к началу профессиональной деятельности.

Ключевые слова: мотивация выбора юридической профессии, профессионально-личностный рост, профессионально значимые качества, тип доминирующей профессиональной мотивации, индивидуальная программа личностного роста специалиста.

E.V. Alfeyeva Kurgan State University

OPTIMIZATION OF PROFESSIONAL TRAINING THROUGH STUDYING OF PROFESSIONAL MOTIVATION AND PERSONAL POTENTIAL OF STUDENTS OF LAW FACULTY

Annotation. Training of lawyers in a Higher Educational Institution should form not simply professional high-quality knowledge and abilities, but also has to provide the realized allocation of real communication characteristics of professional activity with parameters of the public and personal importance, and also the correlation of an image of a profession with the personal possibilities. Studying of motivation of career choices, tendencies, abilities and orientation of the identity of an entrant, his potential readiness for mastering of legal profession will allow a young specialist to consult most successfully with his duties and will allow to improve qualitatively as the process of professional training as the subsequent adaptation by the beginning of professional activity.

Keywords: motivation of the legal profession choice, professional and personal growth, professionally significant qualities, type of dominating professional motivation, the individual program of the personal growth of an expert.

На сегодняшний день профессия юриста является одной их самых престижных в российском обществе. Огромное количество молодых людей и девушек мечтают стать юристами. Их влечёт высокая заработная плата, которую предлагают хорошие юридические фирмы, социальный престиж, общественное признание. Каждый год в вузы нашей страны поступают десятки тысяч абитуриентов, стремясь осуществить свою мечту. Но можно с уверенностью сказать, что многие из тех, кто стремится к юридическому образованию, не знают, с какими сложностями могут столкнуться в процессе своей трудовой деятельности и какие требования эта специальность предъявляет к личности профессионала.

Работа по специальности предполагает наличие у молодых специалистов высокий уровень профессиональной подготовки, общетеоретические знания, стремление к личностному росту и многое другое.

Однако отсутствие профессионального отбора при поступлении в вуз приводит к тому, что многие молодые юристы сталкиваются с проблемой несоответствия своих личностных качеств предъявляемым требованиям. Для решения этой проблемы можно наметить несколько путей, а именно:

- необходимо изучать мотивацию выбора профессии, склонности, способности и направленность личности поступающего, его потенциальную готовность к овладению юридической профессией;

- необходимо ещё во время учёбы раскрыть молодым студентам не только положительные, но и отри-

цательные моменты их предстоящей деятельности на практических занятиях по ряду дисциплин, где каждый студент сможет заранее оценить свои силы и возможности по предпочитаемому, направлению юридической деятельности на практических занятиях по психологическим дисциплинам изучить свою личность и разработать индивидуальную программу личностного роста, которая позволит скорректировать дефекты в мотивации выбора юридической специальности;

- в процессе прохождения профессиональной практики особое внимание уделять профессионально-личностному росту и значимым качествам, уровню знаний и желанию работать именно по специальности.

Все это позволит молодому специалисту наиболее успешно справляться со своими обязанностями и качественно улучшить как процесс профессиональной подготовки в вузе, так и последующую адаптацию к началу профессиональной деятельности.

Таким образом, вопрос достаточно важен и актуален на сегодняшний момент. Юрист должен быть осведомлен об особенностях своей личности, уметь компенсировать отрицательные проявления отдельных свойств, поскольку людей, наделенных только положительными свойствами, нет. Однако, когда человек обладает целым симптомокомплексом отрицательных с точки зрения профессиональных требований к нему свойств, нецелесообразно ориентировать его на работу в правоохранительных органах [1]. Особенно когда от индивида требуются такие качества личности, которых у него нет и для компенсации которых он не располагает необходимыми компенсаторными возможностями. Юрист должен обладать определенными свойствами психики, личностными особенностями, которые не осложняли бы, а напротив, облегчали и без того чрезвычайно сложную профессиональную деятельность.

Обучение в вузе должно не просто формировать профессиональные высококачественные знания и умения, но и обеспечивать осознанное выделение реальной связи характеристик профессиональной деятельности с параметрами общественной и личностной значимости, а также соотнесения образа профессии со своими личностными возможностями.

В данной статье мы решили остановиться на одном из путей повышения эффективности обучения юридическим специальностям, а именно необходимости изучать мотивацию выбора профессии, склонностей, способностей и направленности личности поступающего, его потенциальной готовности к овладению юридической профессией.

С 2005 года нами проводится исследование мотивации выбора профессии и личностных особенностей студентов, обучающихся на юридическом факультете. Методологической основой эмпирического исследования стали подходы В.Л. Васильева [2] к пониманию типа профессиональной мотивации и Т.И. Ильиной к изучению мотивации обучения в вузе. В исследовании приняло участие более 600

студентов первого курса очного отделения юридических факультетов. Возраст испытуемых 18-20 лет.

Для исследования у студентов типа мотивации выбора профессии была разработана специальная анкета. В ней были представлены мотивы выбора профессии, и студентам предлагалось выбрать те, которые являются для них наиболее значимыми. Кроме того, студентам был предложен список из 15 мотивов, и предлагалось оценить выраженность каждого мотива по 5-бальной шкале у себя и у студенческой группы в целом. Список мотивов и анкета были составлены на основе подхода, который предложил В.Л. Васильев.

Результаты двух анкет были совмещены и проанализированы. Частота предпочтения того или иного мотива и отнесенность его к определенному типу мотивации позволило судить о достоверности выбора типа профессиональной мотивации каждого студента.

Мы выяснили, что большинство студентов относятся к ситуативному типу выбора профессии. Это показывают результаты составленных нами анкет и подтверждают результаты по методике Т.И. Ильиной. По своим профессиональным предпочтениям, если говорить о студентах в целом, они соответствуют требованиям, предъявляемым к представителям юридических профессий [3].

Высокий процент выбора таких мотивов, как обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности, стать высококвалифицированным специалистом, можно объяснить следующим образом: студенты понимают, что рынок труда быстро насыщается специалистами, а дефицит квалифицированных специалистов остается, поэтому для большинства, как показали данные теста, стать высококвалифицированным специалистом наиболее важно. Однако это также внешняя сторона, что опять же подтверждает: большинство студентов относятся к ситуативному типу выбора профессии.

Далее в первый год обучения проводилось исследование личностных особенностей студентов юридических факультетов. Все исходные данные были подвергнуты статистическим методам анализа. На основании проведенного кластерного анализа было выделено 6 кластеров (групп), условно обозначенных по типу доминирующей мотивации выбора юридической специальности. Охарактеризуем полученные группы.

1 кластер (самый многочисленный) - это студенты с ситуативным типом мотивации (объем от общей выборки 27,4%). Для студентов, вошедших в этот кластер, характерно стремление получить диплом при формальном усвоении знаний, они стремятся к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов. По профессиональным интересам они являются представителями предпринимательского типа. Для большинства из них характерна экзальтированность. Они привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, проявляют яркость и искренность чувств, подвержены сиюминутным настроениям, порывисты, легко пере-

ходят от состояния восторга к состоянию печали, обладают лабильностью психики. У студентов этого типа выражена интернальность в области производственных отношений, они уверены, что их учебная и трудовая деятельность есть результат их собственных действий и усилий. При изучении мотивации учебной деятельности выявилось, что 76,4% студентов хотят обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности; 70,5% - приобрести глубокие и точные знания; 64,7% - хотят получить диплом и стать высококвалифицированным специалистом; 47% - хотят получить интеллектуальное удовлетворение; 41,2% - постоянно получать стипендию.

2 кластер - это студенты со смешанным типом мотивации - 24,2% от выборки. Для этого кластера четких характеристик не выявилось. В целом решающее влияние на выбор профессии оказали внешние факторы, т.е. студенты стремятся к престижному положению в обществе без выраженного интереса к профессии как таковой. Качества, необходимые для занятия юридической деятельностью, такие как ответственность, педантичность, рассудительность, выдержка, самообладание, самостоятельность и др., представлены очень слабо, интернальность во всех сферах проявляется недостаточно.

3 кластер - это студенты с адекватным типом мотивации - 17,7% от выборки. Несмотря на то, что данный тип мотивации является наиболее желательным, большинству студентов из этого кластера наиболее важно получить диплом, и только четверть из них стремятся овладеть профессией и получить знания. По профессиональным предпочтениям в кластере выделилось два типа: предпринимательский и конвенциональный. В этом кластере наиболее ярко представлен демонстративный тип, который характеризуется повышенной способностью к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Высокий уровень интернальности в области межличностных отношений. При изучении мотивации учебной деятельности все они хотят стать высококвалифицированными специалистами; 90,9% - обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности; 72,7% - приобрести глубокие и точные знания; 63,6% - получить диплом; 45,5% - успешно продолжать обучение на последующих курсах; 27,2% -постоянно получать стипендию и получить интеллектуальное удовлетворение от учебы.

4 кластер - это студенты с конформистским типом мотивации, 11,3% от всей выборки. Для подавляющего большинства студентов этой группы характерно стремление получить диплом при формальном усвоении знаний, они стремятся к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов. Для них в большей степени характерны черты педантичного и застревающего типов. Высокие показатели интернальности в области достижений и в области неудач. При изучении мотивации учебной деятельности 100% студентов хотят обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности; 85,7% - получить диплом; 57,1% - стать высококвалифицированными

специалистами; 42,9% - приобрести глубокие и точные знания, а также не отставать от сокурсников.

5 кластер - студенты с компенсаторным типом мотивации, 9,7% от выборки. Для половины этих студентов наиболее важно приобрести знания, для другой половины главная цель - это получить диплом. Большинство студентов по профессиональным предпочтениям относятся к социальному типу. Ярко проявляется тревожно-боязливый тип акцентуации характера. У этих студентов рано формируется чувство долга, ответственности, высокие моральные и этические требования. Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут в большей степени раскрыть свои способности. Ло-кус контроля скорее внутренний. Особое значение для студентов имеют семья и достижения. При изучении мотивации учебной деятельности для 100% студентов главное - приобрести глубокие и точные знания, 83,3% хотят получить диплом и обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности, 66,6% хотят стать высококвалифицированными специалистами и получить интеллектуальное удовлетворение.

6 кластер - студенты с преимущественно криминальным типом мотивации (9,7% от выборки). Для большинства студентов этого кластера наиболее важно приобрести знания, им необходимо знать закон, чтобы использовать его в своих интересах (для этого важнее иметь знания, а не диплом). По профессиональным предпочтениям - предпринимательский и социальный типы. Для этих типов характерна ориентация на работу в группе с людьми, для достижения делового успеха. У студентов хорошо развиты вербальные, организаторские, ораторские способности, способность к убеждению, также навыки общения и взаимодействия с людьми. Преобладающий тип - гипертимический. Это люди с повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные и вместе с тем деловитые, изобретательные, блестящие собеседники, но могут быть склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности. Низкий уровень интернальности в области межличностных отношений, что говорит о стремлении приписывать ответственность другим.

Подводя итоги, мы можем сказать, что большинство студентов имеют задатки, способности, склонности для работы в юриспруденции, но основной мотивацией их выбора является внешняя сторона, у них нет ясного представления о будущей профессии, внутреннего стремления дальше развивать уже имеющиеся у себя качества. На этом этапе работы со студентами наиболее важной становится работа над собой, профессионально-личностное самосовершенствование через получение профессиональных знаний и опыта и совершенствование навыков самоанализа и работы над собой на практических и семинарских занятиях в вузе.

Результаты и выводы нашего исследования можно использовать в практической работе со студентами юридических факультетов, в прогнозировании

успешности будущей профессиональной деятельности, а также при составлении программ обучения психологическим дисциплинам студентов юридических факультетов в вузах.

Список литературы

1 Васильев, В. Л. Психологическая культура прокурорско-

следственной деятельности [Текст] / В. Л. Васильев,- СПб., 1998.

2 Васильев, В. Л. Этика в юриспруденции и предпринима-

тельской деятельности [Текст] / В. Л. Васильев. -СПб., 1995.

3 Васильев, В. Л. Юридическая психологич [Текст] /

В. Л. Васильев. - 5-е изд., доп. и перераб - СПб.: Питер, 2002,- 656 с.

УДК 159.9 Д.Л. Прокопьев

Курганский государственный университет

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЯХ

Аннотация. Работа посвящена изучению ценностных ориентаций студентов, обучающихся на гуманитарных специальностях.

Ключевые слова: аффилиация, жизненная сфера, личность, мотивация, психологи, студенты, филологи.

D.L. Prokopyev Kurgan State University

VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS LEARNING HUMANITIES

Annotation. Our research is devoted to studying of value orientations of students learning humanities.

Keywords: affiliation, living area, personality, motivation, psychologists, students, philologists.

В период социально экономической нестабильности, влияющей на динамику общественных идеалов, особый интерес представляет изучение жизненных ценностей отдельных социальных групп и личностей, являющихся носителями общественных ценностей и влияющих на их дальнейшую динамику.

Для личности ценности выступают в роли ориентиров, помогающих в обширном потоке внешней информации о жизненных явлениях выделить то, что наиболее важно для жизнедеятельности человека, для его поведения, т.е. ценности определяют избирательность отношений человека к миру, характеризуют его жизненную позицию, направленность устремлений личности, а также соизмеримость потребностей, мотивов и способов их удовлетворения.

Важность исследования ценностей личности обусловлена тем фактом, что они входят в структуру

личности и являются по существу ядром ее направленности, определяя мировоззренческие позиции человека.

Актуальность исследования заключается в том, что социокультурная среда образовательного учреждения оказывает комплексное воздействие на личность студента: его профессиональные качества, социально-психологические характеристики, жизненные ценности и мотивы.

Теоретико-методологической основой исследования послужил субъектно-деятельностный подход, разработанный в трудах С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, К.А. Абульхановой и др.; концепция структуры ценностей И.Г. Сенина; концепция смыслообразующей функции ценностей А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, В.П.Зинченко, теоретические ценностные модели М. Рокича, В.П. Ту-гаринова, Г.П. Выжлецова, В.Е. Семенова, С.С. Бубновой; концепция направленности личности К.К. Платонова и теория ценностных отношений В.Н. Мяси-щева; концепция влияния ценностей и установок на социализацию и индивидуализацию личности Г.М. Андреевой, М.И. Бобневой, Е.В. Шороховой, Е.П. Белинской; концепция условий социализации и развития личности Б.Г. Ананьева, концепция социальной психологии образования и условий формирования студенческой среды Г.В. Акопова; концепция личностного развития Э.Эриксона; когнитивные концепции ценностей Дж. Роттера, Г. Олпорта, А.Г.Маслоу.

Гипотезой исследования является предположение о том, что терминальные ценности, значимость жизненных сфер и особенности мотивационной сферы студентов в меньшей степени зависят от направления профессиональной подготовки.

В исследовании принимали участие студенты Курганского государственного университета в количестве 125 человек. Две группы с филологического факультета (одна группа - зарубежная филология, вторая - русская филология), две группы с факультета психологии, валеологии и спорта(психологи и олигофренопедагоги) и группа с педагогического факультета (социальная работа). В каждой группе по 25 человек.

Методики исследования: опросниктерминаль-ных ценностей (ОТеЦ) (Сенин И.Г.), тест-опросник А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения (адаптация М.Ш.Магомед-Эминова),тест-опрос-ник мотивации аффиляции А.Мехрабиана (адаптация М.Ш.Магомед-Эминова).

По результатам исследования мы получили следующие данные.

По методике «Мотивация достижения» мы видим (рисунок 1), что во всех группах примерно одинаковые показатели. У всех студентов доминирует стремление избегать неудачи. Значимых различий мы не обнаружили, но наименее выражен данный вид мотивации у студентов-психологов и студентов специальности «Олигофренопедагогика» (131,8±23,1 и 133,8±18,1 соответственно). В группе студентов зарубежная филология этот показатель выражен бо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.