Научная статья на тему 'Развитие мотивации профессиональной деятельности у обучающихся в вузах'

Развитие мотивации профессиональной деятельности у обучающихся в вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2004
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Мотивация / профессиональная деятельность / развитие мотивации у обучающихся в вузе / Motivation / career / development of motivation of higher school students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копысова Лариса Анатольевна

В статье рассматриваются вопросы развития мотивации профессиональной деятельности у обучающихся в вузе. Утверждается, что развитие образования неразрывно связано с разработкой и внедрением технологий профессионального и личностного развития, которые включают мотивационную составляющую и требуют теоретического и практического поиска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the questions of the development of career motivation of higher school students. The author argues that development of education is inseparably connected with the development and implication of professional and personal development technologies which include a motivational component and call for theoretical and practical research.

Текст научной работы на тему «Развитие мотивации профессиональной деятельности у обучающихся в вузах»

6. Миронова Т. Л. Самосознание профессионала. - Улан-Удэ, 1999.

7. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. - М., 1998.

8. Профессиональные навыки юриста: опыт практического обучения / авт. кол.: Л. А. Воскобитова, А. Б. Гутников, В. В. Захаров и др.; отв. ред. Л. А. Воскобитова и др. - М., 2001.

9. Пряжникова Е. Ю. Организационно-методические основы деятельности профконсультанта службы занятости: учебно-методическое пособие. - М., 2001.

10. ТепликовВ. Б. Психолого-педагогические условия становления профессиональной Я-концепции студентов юридического вуза: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2006.

РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ

Л. А. Копысова

В статье рассматриваются вопросы развития мотивации профессиональной деятельности у обучающихся в вузе. Утверждается, что развитие образования неразрывно связано с разработкой и внедрением технологий профессионального и личностного развития, которые включают мотивационную составляющую и требуют теоретического и практического поиска.

Ключевые слова: мотивация, профессиональная деятельность, развитие мотивации у обучающихся в вузе.

В современных условиях все более значимы такие показатели качества подготовки специалиста, как гуманность, нравственная и социальная зрелость, профессиональная компетентность, стремление к самообразованию и саморазвитию. Учитывая традиции отечественного образования и тенденции образования за рубежом, в качестве важной основы подготовки в вузе выдвигается гуманистическая, личностная составляющая высшего образования, раскрывающая закономерности профессионального и личностного развития личности. С учетом этого возрастают теоретическая и практическая значимость обоснования и реализации гуманистической, мотивационной составляющей как основополагающей в обучении, воспитании, личностном развитии и профессиональной деятельности современных специалистов.

Профессиональное образование в современных условиях должно включать формирование как совокупности знаний, навыков и умений, так и профессионально значимых личностных качеств, включая одно из важнейших - мотивацию профессиональной деятельности.

Мотивация профессиональной деятельности обучающихся в вузах представляет собой сложное системное образование, упорядоченную совокупность профессиональных ценностных ориентаций, мотивов, побуждений личности к осуществлению профессиональной деятельности, реализации ее различных аспектов.

Формированию совокупности знаний, навыков и умений традиционно уделяется существенное внимание в ходе профессиональной подготовки в отечественных вузах, подтверждением чего в современных условиях

является реализация концепции непрерывного образования, однако проблема формирования и развития мотивации профессиональной деятельности у обучающихся в вузах, применительно к сложившимся условиям, разработана слабо как в теоретическом, так и в практическом плане.

Деятельность современного специалиста проходит в условиях повышенных социальных, профессиональных, моральных, психологических требований и связана с высоким умственным и психоэмоциональным напряжением. Особенности подготовки к профессиональной деятельности, мотивационные составляющие и факторы, влияющие на профессионально-личностное развитие современных работников, индивидуально-психологические особенности различных профессий - проблемы, недостаточно изученные, несмотря на высокую степень востребованности их научно-практического осмысления.

Разработка педагогической теории развития мотивации профессиональной деятельности у обучающихся в вузах непосредственно связана с опорой на теорию и практику профессионального развития личности, формирования у человека возможностей, способностей, мотивов, соответствующих требованиям деятельности, ее целям, содержанию и условиям реализации (8).

Развитие личности, отмечает Е. А. Климов, происходит в нормально напряженной деятельности за счет инициативы, активности, мотивов субъекта этой деятельности (5). Важно учитывать, что профессиональное развитие, как отмечается в ряде исследований (1; 3), может начинаться только в том случае, если учебные и профессиональные требования в процессе подготовки будут выше актуальных возможностей человека, а его мотивационная сфера будет не обедняться, а обогащаться.

Профессиональная мотивация - это то, ради чего человек прилагает свои профессиональные способности, реализует профессиональные качества. Мотивационная сфера профессиональной деятельности выполняет ряд функций: побуждающую, направляющую, регулирующую. Будучи сформированной, данная мотивация является сущностной характеристикой профессионализма, компетентности специалиста.

Выделяют два основных направления развития мотивации субъекта профессиональной подготовки и деятельности: трансформацию общих мотивов личности в трудовые, профессиональные; системные изменения профессиональной мотивации человека по мере его перехода на новые уровни профессионализации.

Психологическим механизмом формирования и развития профессиональных мотивов является то, что в ходе подготовки и профессионализации потребности личности находят свой предмет в деятельности. При этом затрагиваются важные механизмы нравственного развития личности в ходе профессиональной подготовки и деятельности, которые до настоящего времени изучались весьма слабо.

Мотивация профессиональной деятельности определяется сложным, динамичным соотношением побуждений различных уровней, при этом в сознании обучающегося в вузе должен формироваться такой образ субъекта деятельности, который желателен, но которого

еще нет в наличии. Стремление максимально идентифицироваться с ним, развивая при этом собственную индивидуальность, свой профессиональный стиль, направляет активность обучающегося.

Особое значение имеет наличие в структуре личности обучающегося мотивации профессионального самосовершенствования. Она включает три компонента: отношение к своей профессии; отношение к себе как профессионалу; отношение к самосовершенствованию.

В исследованиях обнаружена положительная корреляционная связь между формированием феномена психической дезадаптации личности и низким уровнем выраженности мотивации профессионального самосовершенствования, выражающемся, прежде всего, в отношении к себе как к профессионалу и отношении к самосовершенствованию.

При этом происходит развитие иерархических отношений личности: от «интереса к профессии вообще» к потребности «быть профессионалом»; от потребностей - к мотивам профессионального и личностного развития и формированию целостной мотивационной сферы современного работника, которая вместе с деятельностной сферой составляет сущностную характеристику профессионализма и компетентности специалиста.

Проведенный теоретический анализ проблемы мотивации профессиональной деятельности обучающихся в вузах позволил определить логику и содержание эмпирического педагогического исследования указанной проблемы на примере Кировской государственной медицинской академии.

Данное эмпирическое исследование было проведено автором в 2007/08 учебном году и включало анкетирование студентов Кировской государственной медицинской академии по методикам, выбранным на основе проведенного анализа для диагностики состояния мотивации учебной и профессиональной деятельности.

В ходе диагностического исследования состояния мотивации профессиональной деятельности обучающихся в Кировской государственной медицинской академии (КГМА) были опрошены студенты 1-6 курсов педиатрического и лечебного факультетов. Для опроса использовались методики диагностики мотивации учебной и профессиональной деятельности (3, 270).

Как было выявлено в ходе анализа публикаций и эмпирического исследования, наиболее показательными и отражающими общие особенности и тенденции динамики мотивации учебной и профессиональной деятельности обучающихся в медицинских вузах представляются результаты диагностики студентов педиатрического факультета КГМА. Всего на всех шести курсах факультета были опрошены 224 студента, в том числе: на первом курсе - 68, на втором - 22, на третьем -28, на четвертом - 19, на пятом - 52 и на шестом курсе - 35 студентов.

Полученные в ходе диагностики результаты были проранжированы в соответствии с выбранными методиками диагностики на три уровня развития мотивов: высокий, средний и низкий.

В исследовании использовалась методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов», предло-

женная А. А. Реаном и В. А. Якуниным (1, 382). Опрашиваемым предлагалось из приведенных в списке мотивов учебной деятельности выбрать пять наиболее значимых.

По результатам опроса по указанной методике высокие значения имеют мотивы: стать высококвалифицированным специалистом; обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности; приобрести глубокие и прочные знания.

Средние значения оценок у мотивов: получить диплом; получить интеллектуальное удовлетворение; успешно продолжить обучение на последующих курсах; добиться одобрения родителей и окружающих.

Низкие значения у студентов имеют мотивы: успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично»; постоянно получать стипендию; быть постоянно готовым к очередным занятиям; достичь уважения преподавателей; не запускать изучение предметов учебного цикла; не отставать от сокурсников. Необходимо особо отметить, что очень низкие значения имеют мотивы: быть примером для сокурсников; выполнять педагогические требования; избежать осуждения и наказания за плохую учебу.

По результатам опроса по методике «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» выявлены следующие тенденции изменения мотивации обучающихся:

- мотив стать высококвалифицированным специалистом, занимая в целом первое место, имеет нестабильную динамику, снижаясь на 3-4 курсах, повышаясь на 5 курсе и наиболее значимо снижаясь на 6 курсе (отмечено у 75% выпускников);

- мотив обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности, имеющий средний уровень у первокурсников, затем значительно повышается, занимая на 3 и 5 курсах вторые места, однако на 6 курсе вновь падает (значимо для 70% выпускников);

- мотив приобрести глубокие и прочные знания, занимая в среднем третье место, имеет нестабильную динамику, снижаясь на 2 и 4 курсах, повышаясь на 5 курсе и наиболее снижаясь на 6 курсе (значимо менее чем для 60%);

- стремление получить диплом в целом имеет тенденцию к росту, значимо для 50% выпускников;

- мотив получить интеллектуальное удовлетворение достаточно стабилен, он выше на 3 и 6 курсах;

- мотив успешно продолжить обучение на последующих курсах имеет явную и отчетливую тенденцию к снижению;

- желание добиться одобрения родителей и окружающих достаточно стабильно и в целом несколько возрастает к старшим курсам;

- мотив успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично» - от высоких значений на 1 курсе явно снижается и остается на стабильно невысоком уровне, несколько повышаясь на 6 курсе;

- мотив постоянно получать стипендию имеет значение менее чем для 20% студентов, колеблется, и выше у 4 курса;

- необходимость быть постоянно готовым к очередным занятиям, будучи первоначально значимой для 10% их, затем снижается и на 3-4 курсах практически незначима, хотя несколько повышается на выпускном курсе;

- мотив достичь уважения преподавателей в целом значим для 10-20%, имеет тенденцию к некоторому росту к концу учебы;

- мотив не запускать изучение предметов учебного цикла первоначально значим для 30% первокурсников, затем снижается, несколько повышается на 5 курсе и вновь снижается на 6;

- стремление не отставать от сокурсников имеет некоторую тенденцию к повышению, но значимо незначительно (около 10%);

- мотив быть примером для сокурсников также несколько повышается и в целом практически не значим для студентов;

- мотив выполнять педагогические требования практически не значим для 2-3 курсов и в большей степени, но в целом весьма незначительно (5-10%), значим для 1, 4, 6 курсов;

- желание избежать осуждения и наказания за плохую учебу играет наименьшую роль в мотивации, около 5%.

В целом по результатам опроса по методике «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» установлено, что мотивации обучающихся находятся на высоком уровне и имеют позитивную структуру. В качестве основной проблемы можно выделить снижение отношения к учебе на средних курсах и в целом снижение мотивации на 6 курсе.

На основе полученных по указанной методике данных был сформулирован ряд педагогических рекомендаций по развитию мотивации учебной и профессиональной деятельности у студентов:

- следует учитывать и всячески поддерживать высокую значимость мотива стать высококвалифицированным специалистом, что весьма положительно, однако необходимо обратить внимание на усиление работы со студентами 3-4 курсов и, особенно, выпускного курса;

- стремление обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности следует целенаправленно формировать у первокурсников, поддерживать на 35 курсах и особо обратить внимание на его развитие у выпускников, которые, по всей видимости, теряют интерес к учебе как средству обеспечения успешности будущей профессиональной деятельности, может быть, считая, что они к ней готовы; стоит подумать и о содержании их подготовки;

- в определенной степени надо усилить формирование ценностного отношения к получению диплома вуза, продумать и разъяснять его ценность и значимость для специалиста;

- следует развивать мотив получения интеллектуального удовлетворения, в частности, необходимо усилить проблемность, интеллектуальную составляющую учебных занятий, заданий, работы в СНО;

- необходимо активнее формировать позитивное отношение к полученным знаниям и их качеству как базе для последующей подготовки и в данном вузе, и по его окончании, с учетом непрерывности образования в современных условиях;

- рост мотива добиться одобрения родителей и окружающих свидетельствует о развитии личности

обучающихся в вузе и возрастании для нее значимости мнения социального окружения; его следует поддерживать, развивать и активнее использовать в учебно-воспитательном процессе;

- следует особо проанализировать, что происходит после 1 курса и почему снижается стремление к хорошей учебе: а) эта учеба оказывается на первом курсе сложной, а ее результаты низкие, поэтому в дальнейшем у студентов снижается стремление добиваться высоких результатов; б) необходимо повышать мотивацию к высоким результатам учебы на средних курсах;

- необходимо обратить внимание на то, насколько преподаватели уделяют внимание педагогической диагностике, готовности студентов к занятиям, стимулированию тех, кто старается готовиться к занятиям;

- отмечается тенденция к росту к концу учебы стремления достичь уважения преподавателей, что, видимо, объясняется повышением личностных аспектов взаимодействия студентов и преподавателей по мере учебы; значение этого мотива следует усиливать, так как в вузе личность преподавателя должна нести особую мотивационную нагрузку, побуждая студентов к учебе своим отношением к предмету, профессии, обучающимся;

- мотив не отставать от сокурсников практически не работает; следует попробовать повысить состязательность, соревновательные моменты в обучении, рейтинги, сравнимость результатов, наглядность, ранжирование;

- мотив избежать осуждения и наказания за плохую учебу также практически не работает; необходимо усилить критику слабоуспевающих, решать вопрос отрицательного стимулирования.

В исследовании также была применена методика «Мотивы выбора профессиональной деятельности», которая предназначена для качественного анализа мотивационной структуры деятельности обучающихся в вузе.

По результатам опроса высокие значения получили мотивы: интерес к деятельности; желание использовать свои знания и опыт, накопленные за период учебной и профессиональной деятельности; сознание полезности своей деятельности, важности обучения в вузе; стремление общаться с людьми, всегда помогать им; стремление к самоутверждению, повышению своего статуса, престижа; желание находиться в среде профессионалов, образованных людей; возможность заниматься социально значимой работой, получить признание.

Средние значения имеют мотивы: стремление к творческой работе; возможность завести полезные знакомства и использовать их; возможность удовлетворить свое стремление к власти над другими людьми.

Низкие значения имеют мотивы: возможность дополнительного заработка; вынужденные обстоятельства.

По результатам проведения данного опроса выявлены следующие основные тенденции изменения мотивации студентов:

- интерес к профессиональной деятельности является высоким на 1-2 курсах, затем следует спад на 3-4 курсах, повышается на 5 курсе и падает на 6 курсе;

- желание использовать свои знания и опыт, накопленные за период учебной и профессиональной деятельности, снижается равномерно на протяжении всей учебы от очень высоких значений до низких;

- сознание полезности своей деятельности, важности обучения в медицинском вузе также, будучи первоначально высоким, снижается;

- стремление общаться с людьми, всегда помогать им - также, будучи первоначально высоким, снижается за время учебы;

- стремление к самоутверждению, повышению своего статуса, престижа - этот мотив плавно возрастает за время учебы;

- желание находиться в среде профессионалов, образованных людей имеет достаточно высокие значения, незначительно снижается к выпуску;

- возможность заниматься социально значимой работой, получить признание в обществе имеет в целом достаточно высокие показатели, есть некоторое снижение на 3 курсе;

- показатели стремления к творческой работе выше средних, есть явная тенденция к снижению, при некотором подъеме на 2 курсе.

В целом проведенное исследование позволило выявить особенности и динамику мотивации обучающихся в вузе и сформулировать педагогические рекомендации по совершенствованию деятельности руководителей и преподавателей вуза по развитию мотивации обучающихся.

В целом диагностика показала, что мотивация обучающихся имеет достаточно высокий уровень и позитивную структуру. В ней доминирует интерес к профессиональной деятельности, желание использовать знания и опыт, стремление помогать людям. Основная проблема - спад мотивов на 3-4 курсах и снижение мотивации по основным мотивам к 6 курсу (при росте мотивов самоутверждения, статуса, знакомств, заработка).

Следует подчеркнуть, что мотивация имеет позитивную структуру: доминирует по всем курсам внутренняя мотивации, затем идет внешняя положительная и наименее значимой является внешняя отрицательная мотивация. Вместе с тем внешняя отрицательная мотивация в целом растет по мере учебы и на шестом курсе практически выравнивается с внешней положительной. Уменьшается разрыв между внутренней и внешней мотивацией. Необходимо обратить особое внимание на внутреннюю мотивацию старших курсов. При этом выявлена основная проблема - спад мотивации выпускников (студентов выпускного курса).

Таким образом, психолого-педагогический анализ подготовки обучающихся в вузах позволяет выделить в структуре этого процесса в качестве одной из важнейших мотивационную составляющую, которая представляет собой теоретическую и практическую основу концепции развития мотивации профессиональной деятельности у обучающихся в вузах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова-Славская К. А. Личность в процессе деятельности и общения // Психология личности: хрестоматия. -Самара, 1999. - Т. 2.

2. ВилюнасВ. Психология развития мотивации. - СПб., 2006.

3. ИльинЕ. П. Мотивация и мотивы. - СПб., 2000.

4. КарвасарскийБ. Д. Медицинская психология. - Л., 1982.

5. Климов Е. А. Педагогический труд: психологические составляющие. - М., 2004.

6. Макклелланд Д. Мотивация человека. - СПб., 2007.

7. Москалев В. А. Психолого-акмеологическое сопровождение последипломного образования специалистов лечебнопрофилактических учреждений. - М., 2001.

8. Платонов К. К. Проблемы способностей. - М., 1972.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.