6. Миронова Т. Л. Самосознание профессионала. - Улан-Удэ, 1999.
7. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. - М., 1998.
8. Профессиональные навыки юриста: опыт практического обучения / авт. кол.: Л. А. Воскобитова, А. Б. Гутников, В. В. Захаров и др.; отв. ред. Л. А. Воскобитова и др. - М., 2001.
9. Пряжникова Е. Ю. Организационно-методические основы деятельности профконсультанта службы занятости: учебно-методическое пособие. - М., 2001.
10. ТепликовВ. Б. Психолого-педагогические условия становления профессиональной Я-концепции студентов юридического вуза: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2006.
РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ
Л. А. Копысова
В статье рассматриваются вопросы развития мотивации профессиональной деятельности у обучающихся в вузе. Утверждается, что развитие образования неразрывно связано с разработкой и внедрением технологий профессионального и личностного развития, которые включают мотивационную составляющую и требуют теоретического и практического поиска.
Ключевые слова: мотивация, профессиональная деятельность, развитие мотивации у обучающихся в вузе.
В современных условиях все более значимы такие показатели качества подготовки специалиста, как гуманность, нравственная и социальная зрелость, профессиональная компетентность, стремление к самообразованию и саморазвитию. Учитывая традиции отечественного образования и тенденции образования за рубежом, в качестве важной основы подготовки в вузе выдвигается гуманистическая, личностная составляющая высшего образования, раскрывающая закономерности профессионального и личностного развития личности. С учетом этого возрастают теоретическая и практическая значимость обоснования и реализации гуманистической, мотивационной составляющей как основополагающей в обучении, воспитании, личностном развитии и профессиональной деятельности современных специалистов.
Профессиональное образование в современных условиях должно включать формирование как совокупности знаний, навыков и умений, так и профессионально значимых личностных качеств, включая одно из важнейших - мотивацию профессиональной деятельности.
Мотивация профессиональной деятельности обучающихся в вузах представляет собой сложное системное образование, упорядоченную совокупность профессиональных ценностных ориентаций, мотивов, побуждений личности к осуществлению профессиональной деятельности, реализации ее различных аспектов.
Формированию совокупности знаний, навыков и умений традиционно уделяется существенное внимание в ходе профессиональной подготовки в отечественных вузах, подтверждением чего в современных условиях
является реализация концепции непрерывного образования, однако проблема формирования и развития мотивации профессиональной деятельности у обучающихся в вузах, применительно к сложившимся условиям, разработана слабо как в теоретическом, так и в практическом плане.
Деятельность современного специалиста проходит в условиях повышенных социальных, профессиональных, моральных, психологических требований и связана с высоким умственным и психоэмоциональным напряжением. Особенности подготовки к профессиональной деятельности, мотивационные составляющие и факторы, влияющие на профессионально-личностное развитие современных работников, индивидуально-психологические особенности различных профессий - проблемы, недостаточно изученные, несмотря на высокую степень востребованности их научно-практического осмысления.
Разработка педагогической теории развития мотивации профессиональной деятельности у обучающихся в вузах непосредственно связана с опорой на теорию и практику профессионального развития личности, формирования у человека возможностей, способностей, мотивов, соответствующих требованиям деятельности, ее целям, содержанию и условиям реализации (8).
Развитие личности, отмечает Е. А. Климов, происходит в нормально напряженной деятельности за счет инициативы, активности, мотивов субъекта этой деятельности (5). Важно учитывать, что профессиональное развитие, как отмечается в ряде исследований (1; 3), может начинаться только в том случае, если учебные и профессиональные требования в процессе подготовки будут выше актуальных возможностей человека, а его мотивационная сфера будет не обедняться, а обогащаться.
Профессиональная мотивация - это то, ради чего человек прилагает свои профессиональные способности, реализует профессиональные качества. Мотивационная сфера профессиональной деятельности выполняет ряд функций: побуждающую, направляющую, регулирующую. Будучи сформированной, данная мотивация является сущностной характеристикой профессионализма, компетентности специалиста.
Выделяют два основных направления развития мотивации субъекта профессиональной подготовки и деятельности: трансформацию общих мотивов личности в трудовые, профессиональные; системные изменения профессиональной мотивации человека по мере его перехода на новые уровни профессионализации.
Психологическим механизмом формирования и развития профессиональных мотивов является то, что в ходе подготовки и профессионализации потребности личности находят свой предмет в деятельности. При этом затрагиваются важные механизмы нравственного развития личности в ходе профессиональной подготовки и деятельности, которые до настоящего времени изучались весьма слабо.
Мотивация профессиональной деятельности определяется сложным, динамичным соотношением побуждений различных уровней, при этом в сознании обучающегося в вузе должен формироваться такой образ субъекта деятельности, который желателен, но которого
еще нет в наличии. Стремление максимально идентифицироваться с ним, развивая при этом собственную индивидуальность, свой профессиональный стиль, направляет активность обучающегося.
Особое значение имеет наличие в структуре личности обучающегося мотивации профессионального самосовершенствования. Она включает три компонента: отношение к своей профессии; отношение к себе как профессионалу; отношение к самосовершенствованию.
В исследованиях обнаружена положительная корреляционная связь между формированием феномена психической дезадаптации личности и низким уровнем выраженности мотивации профессионального самосовершенствования, выражающемся, прежде всего, в отношении к себе как к профессионалу и отношении к самосовершенствованию.
При этом происходит развитие иерархических отношений личности: от «интереса к профессии вообще» к потребности «быть профессионалом»; от потребностей - к мотивам профессионального и личностного развития и формированию целостной мотивационной сферы современного работника, которая вместе с деятельностной сферой составляет сущностную характеристику профессионализма и компетентности специалиста.
Проведенный теоретический анализ проблемы мотивации профессиональной деятельности обучающихся в вузах позволил определить логику и содержание эмпирического педагогического исследования указанной проблемы на примере Кировской государственной медицинской академии.
Данное эмпирическое исследование было проведено автором в 2007/08 учебном году и включало анкетирование студентов Кировской государственной медицинской академии по методикам, выбранным на основе проведенного анализа для диагностики состояния мотивации учебной и профессиональной деятельности.
В ходе диагностического исследования состояния мотивации профессиональной деятельности обучающихся в Кировской государственной медицинской академии (КГМА) были опрошены студенты 1-6 курсов педиатрического и лечебного факультетов. Для опроса использовались методики диагностики мотивации учебной и профессиональной деятельности (3, 270).
Как было выявлено в ходе анализа публикаций и эмпирического исследования, наиболее показательными и отражающими общие особенности и тенденции динамики мотивации учебной и профессиональной деятельности обучающихся в медицинских вузах представляются результаты диагностики студентов педиатрического факультета КГМА. Всего на всех шести курсах факультета были опрошены 224 студента, в том числе: на первом курсе - 68, на втором - 22, на третьем -28, на четвертом - 19, на пятом - 52 и на шестом курсе - 35 студентов.
Полученные в ходе диагностики результаты были проранжированы в соответствии с выбранными методиками диагностики на три уровня развития мотивов: высокий, средний и низкий.
В исследовании использовалась методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов», предло-
женная А. А. Реаном и В. А. Якуниным (1, 382). Опрашиваемым предлагалось из приведенных в списке мотивов учебной деятельности выбрать пять наиболее значимых.
По результатам опроса по указанной методике высокие значения имеют мотивы: стать высококвалифицированным специалистом; обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности; приобрести глубокие и прочные знания.
Средние значения оценок у мотивов: получить диплом; получить интеллектуальное удовлетворение; успешно продолжить обучение на последующих курсах; добиться одобрения родителей и окружающих.
Низкие значения у студентов имеют мотивы: успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично»; постоянно получать стипендию; быть постоянно готовым к очередным занятиям; достичь уважения преподавателей; не запускать изучение предметов учебного цикла; не отставать от сокурсников. Необходимо особо отметить, что очень низкие значения имеют мотивы: быть примером для сокурсников; выполнять педагогические требования; избежать осуждения и наказания за плохую учебу.
По результатам опроса по методике «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» выявлены следующие тенденции изменения мотивации обучающихся:
- мотив стать высококвалифицированным специалистом, занимая в целом первое место, имеет нестабильную динамику, снижаясь на 3-4 курсах, повышаясь на 5 курсе и наиболее значимо снижаясь на 6 курсе (отмечено у 75% выпускников);
- мотив обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности, имеющий средний уровень у первокурсников, затем значительно повышается, занимая на 3 и 5 курсах вторые места, однако на 6 курсе вновь падает (значимо для 70% выпускников);
- мотив приобрести глубокие и прочные знания, занимая в среднем третье место, имеет нестабильную динамику, снижаясь на 2 и 4 курсах, повышаясь на 5 курсе и наиболее снижаясь на 6 курсе (значимо менее чем для 60%);
- стремление получить диплом в целом имеет тенденцию к росту, значимо для 50% выпускников;
- мотив получить интеллектуальное удовлетворение достаточно стабилен, он выше на 3 и 6 курсах;
- мотив успешно продолжить обучение на последующих курсах имеет явную и отчетливую тенденцию к снижению;
- желание добиться одобрения родителей и окружающих достаточно стабильно и в целом несколько возрастает к старшим курсам;
- мотив успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично» - от высоких значений на 1 курсе явно снижается и остается на стабильно невысоком уровне, несколько повышаясь на 6 курсе;
- мотив постоянно получать стипендию имеет значение менее чем для 20% студентов, колеблется, и выше у 4 курса;
- необходимость быть постоянно готовым к очередным занятиям, будучи первоначально значимой для 10% их, затем снижается и на 3-4 курсах практически незначима, хотя несколько повышается на выпускном курсе;
- мотив достичь уважения преподавателей в целом значим для 10-20%, имеет тенденцию к некоторому росту к концу учебы;
- мотив не запускать изучение предметов учебного цикла первоначально значим для 30% первокурсников, затем снижается, несколько повышается на 5 курсе и вновь снижается на 6;
- стремление не отставать от сокурсников имеет некоторую тенденцию к повышению, но значимо незначительно (около 10%);
- мотив быть примером для сокурсников также несколько повышается и в целом практически не значим для студентов;
- мотив выполнять педагогические требования практически не значим для 2-3 курсов и в большей степени, но в целом весьма незначительно (5-10%), значим для 1, 4, 6 курсов;
- желание избежать осуждения и наказания за плохую учебу играет наименьшую роль в мотивации, около 5%.
В целом по результатам опроса по методике «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» установлено, что мотивации обучающихся находятся на высоком уровне и имеют позитивную структуру. В качестве основной проблемы можно выделить снижение отношения к учебе на средних курсах и в целом снижение мотивации на 6 курсе.
На основе полученных по указанной методике данных был сформулирован ряд педагогических рекомендаций по развитию мотивации учебной и профессиональной деятельности у студентов:
- следует учитывать и всячески поддерживать высокую значимость мотива стать высококвалифицированным специалистом, что весьма положительно, однако необходимо обратить внимание на усиление работы со студентами 3-4 курсов и, особенно, выпускного курса;
- стремление обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности следует целенаправленно формировать у первокурсников, поддерживать на 35 курсах и особо обратить внимание на его развитие у выпускников, которые, по всей видимости, теряют интерес к учебе как средству обеспечения успешности будущей профессиональной деятельности, может быть, считая, что они к ней готовы; стоит подумать и о содержании их подготовки;
- в определенной степени надо усилить формирование ценностного отношения к получению диплома вуза, продумать и разъяснять его ценность и значимость для специалиста;
- следует развивать мотив получения интеллектуального удовлетворения, в частности, необходимо усилить проблемность, интеллектуальную составляющую учебных занятий, заданий, работы в СНО;
- необходимо активнее формировать позитивное отношение к полученным знаниям и их качеству как базе для последующей подготовки и в данном вузе, и по его окончании, с учетом непрерывности образования в современных условиях;
- рост мотива добиться одобрения родителей и окружающих свидетельствует о развитии личности
обучающихся в вузе и возрастании для нее значимости мнения социального окружения; его следует поддерживать, развивать и активнее использовать в учебно-воспитательном процессе;
- следует особо проанализировать, что происходит после 1 курса и почему снижается стремление к хорошей учебе: а) эта учеба оказывается на первом курсе сложной, а ее результаты низкие, поэтому в дальнейшем у студентов снижается стремление добиваться высоких результатов; б) необходимо повышать мотивацию к высоким результатам учебы на средних курсах;
- необходимо обратить внимание на то, насколько преподаватели уделяют внимание педагогической диагностике, готовности студентов к занятиям, стимулированию тех, кто старается готовиться к занятиям;
- отмечается тенденция к росту к концу учебы стремления достичь уважения преподавателей, что, видимо, объясняется повышением личностных аспектов взаимодействия студентов и преподавателей по мере учебы; значение этого мотива следует усиливать, так как в вузе личность преподавателя должна нести особую мотивационную нагрузку, побуждая студентов к учебе своим отношением к предмету, профессии, обучающимся;
- мотив не отставать от сокурсников практически не работает; следует попробовать повысить состязательность, соревновательные моменты в обучении, рейтинги, сравнимость результатов, наглядность, ранжирование;
- мотив избежать осуждения и наказания за плохую учебу также практически не работает; необходимо усилить критику слабоуспевающих, решать вопрос отрицательного стимулирования.
В исследовании также была применена методика «Мотивы выбора профессиональной деятельности», которая предназначена для качественного анализа мотивационной структуры деятельности обучающихся в вузе.
По результатам опроса высокие значения получили мотивы: интерес к деятельности; желание использовать свои знания и опыт, накопленные за период учебной и профессиональной деятельности; сознание полезности своей деятельности, важности обучения в вузе; стремление общаться с людьми, всегда помогать им; стремление к самоутверждению, повышению своего статуса, престижа; желание находиться в среде профессионалов, образованных людей; возможность заниматься социально значимой работой, получить признание.
Средние значения имеют мотивы: стремление к творческой работе; возможность завести полезные знакомства и использовать их; возможность удовлетворить свое стремление к власти над другими людьми.
Низкие значения имеют мотивы: возможность дополнительного заработка; вынужденные обстоятельства.
По результатам проведения данного опроса выявлены следующие основные тенденции изменения мотивации студентов:
- интерес к профессиональной деятельности является высоким на 1-2 курсах, затем следует спад на 3-4 курсах, повышается на 5 курсе и падает на 6 курсе;
- желание использовать свои знания и опыт, накопленные за период учебной и профессиональной деятельности, снижается равномерно на протяжении всей учебы от очень высоких значений до низких;
- сознание полезности своей деятельности, важности обучения в медицинском вузе также, будучи первоначально высоким, снижается;
- стремление общаться с людьми, всегда помогать им - также, будучи первоначально высоким, снижается за время учебы;
- стремление к самоутверждению, повышению своего статуса, престижа - этот мотив плавно возрастает за время учебы;
- желание находиться в среде профессионалов, образованных людей имеет достаточно высокие значения, незначительно снижается к выпуску;
- возможность заниматься социально значимой работой, получить признание в обществе имеет в целом достаточно высокие показатели, есть некоторое снижение на 3 курсе;
- показатели стремления к творческой работе выше средних, есть явная тенденция к снижению, при некотором подъеме на 2 курсе.
В целом проведенное исследование позволило выявить особенности и динамику мотивации обучающихся в вузе и сформулировать педагогические рекомендации по совершенствованию деятельности руководителей и преподавателей вуза по развитию мотивации обучающихся.
В целом диагностика показала, что мотивация обучающихся имеет достаточно высокий уровень и позитивную структуру. В ней доминирует интерес к профессиональной деятельности, желание использовать знания и опыт, стремление помогать людям. Основная проблема - спад мотивов на 3-4 курсах и снижение мотивации по основным мотивам к 6 курсу (при росте мотивов самоутверждения, статуса, знакомств, заработка).
Следует подчеркнуть, что мотивация имеет позитивную структуру: доминирует по всем курсам внутренняя мотивации, затем идет внешняя положительная и наименее значимой является внешняя отрицательная мотивация. Вместе с тем внешняя отрицательная мотивация в целом растет по мере учебы и на шестом курсе практически выравнивается с внешней положительной. Уменьшается разрыв между внутренней и внешней мотивацией. Необходимо обратить особое внимание на внутреннюю мотивацию старших курсов. При этом выявлена основная проблема - спад мотивации выпускников (студентов выпускного курса).
Таким образом, психолого-педагогический анализ подготовки обучающихся в вузах позволяет выделить в структуре этого процесса в качестве одной из важнейших мотивационную составляющую, которая представляет собой теоретическую и практическую основу концепции развития мотивации профессиональной деятельности у обучающихся в вузах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абульханова-Славская К. А. Личность в процессе деятельности и общения // Психология личности: хрестоматия. -Самара, 1999. - Т. 2.
2. ВилюнасВ. Психология развития мотивации. - СПб., 2006.
3. ИльинЕ. П. Мотивация и мотивы. - СПб., 2000.
4. КарвасарскийБ. Д. Медицинская психология. - Л., 1982.
5. Климов Е. А. Педагогический труд: психологические составляющие. - М., 2004.
6. Макклелланд Д. Мотивация человека. - СПб., 2007.
7. Москалев В. А. Психолого-акмеологическое сопровождение последипломного образования специалистов лечебнопрофилактических учреждений. - М., 2001.
8. Платонов К. К. Проблемы способностей. - М., 1972.