Безоговорочный лидер женских коньков сборная Нидерландов уверенно выиграла чемпионаты 2012, 2013, выступая везде сильнейшим составом с явным прицелом на Олимпийские игры в Сочи. Остальные команды с переменным успехом борются за призовые места на главных стартах. Сборную Польши в командной гонке отличает тактически грамотное прохождение дистанции, с ровным графиком бега, что принесло им медали в Ванкувере-2010 и на двух последних чемпионатах мира. Российские конькобежки обладают достаточно ровным и сильным составом, и на место в команде претендует 5-6 человек. К сожалению, наших девушек зачастую подводит не всегда тактически грамотное прохождение дистанции, с резвым началом, переходящим к большому западению скорости на заключительных двух кругах и распаду команды. И если российским тренерам удастся выставить на главном страте наиболее готовых спортсменок, вне зависимости от индивидуальных достижений в прошлом, и при тактически грамотном построении бега, то российские девушки вправе рассчитывать на медали любого достоинства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ выступления российских конькобежцев на протяжении последних трех лет позволяет сделать заключение, что успешное выступление мужской команды во многом зависит от уровня готовности третьего участника. Сумеет он отработать свой отрезок в первой половине дистанции, и в дальнейшем выдержать высочайший темп бега лидерами команды, то наша сборная способна будет бороться за самые высокие места при наличии в своем составе чемпионов мира И. Скобрева и Д. Юскова.
Успешность выступления женской сборной России в гонке преследования будет зависеть от выбора тренерами оптимального состава команды на каждой стадии турнира и способности самих спортсменок выдержать тактически грамотный, ровный график бега по дистанции, что позволит последовательно решать задачи в достижении главной цели -завоевание олимпийских медалей в Сочи 2014 г.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.09.2013.
УДК 378.147
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС КАК КОМПЛЕКСНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ОСВАИВАЕМОЙ ПРОФЕССИИ
Мурат Магометович Эбзеев, доктор педагогических наук, профессор, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева,
Карачаевск
Аннотация
В статье рассмотрены теоретико-эмпирические аспекты процесса формирования профессионального интереса, который представляет собой системный эффект процесса профессиональной подготовки студентов в вузе и которому отводится особое место в общей системе интересов человека, так как от степени заинтересованности профессией, активности и желания ее освоить зависит эффективность будущей трудовой деятельности. Исследованы и охарактеризованы структурные компоненты профессионального интереса как комплексного показателя отношения студентов к осваиваемой профессии, обоснована необходимость формирования данного качества у студентов в период обучения в вузе. В статье представлены результаты экспериментального исследования динамики отношения студентов к осваиваемой профессии посредством анализа изменений интеллектуального, эмоционального и волевого компонентов профессионального интереса как основного показателя сформированности готовности будущего специалиста к профессиональной деятельности, как нравственного свойства личности студента, наличие которого способствует формированию и развитию профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста.
Ключевые слова: профессиональный интерес, склонность к профессиональной деятельно-
сти, устойчивость профессионального интереса, интеллектуальный компонент, эмоциональный компонент, волевой компонент.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.09.103.p195-200
PROFESSIONAL INTEREST AS A COMPLEX INDEX OF THE STUDENTS' ATTITUDES TO THE MASTERED PROFESSION
Murat Magometovich Jebzeev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Karachaevo-Cherkess State University named after U.D. Aliyev, Karachaevsk
Annotation
The article examines the theoretical and empirical aspects of the process of formation of professional interest, which is a systemic effect of the process of professional preparation of students in the University and which takes a special place in the general system of human interests, as on the degree of interests to the profession, activity and desire to master the efficiency the future labor activity depends. The structural components of professional interest as a complex ratio of students to the explored profession have been studied and characterized, the necessity in formation of this quality among the students during studying at the University has been substantiated. The article presents the results of the experimental research of the dynamics of the attitude of the students to the explored profession through the analysis of the changes in the intellectual, emotional and volitional components of the professional interest as the main indicator of the readiness of future specialist for the professional activity, as a moral property of the individual student, the existence of which promotes the formation and development of the professional-value orientations of the future specialist.
Keywords: professional interest, propensity to professional activity, stability of the professional interest, intellectual component, emotional component, volitional component.
Осуществляемая в настоящее время модернизация высшего образования направлена на развитие разносторонней, мобильной личности, в основу профессиональной направленности которой заложено стремление к самореализации своих природных задатков и способностей. Залогом активности, творчества, стремления лучше овладеть специальностью служит широта и разносторонность интересов на фоне развитого основного, «стержневого» профессионального интереса, без которого подготовка современного специалиста теряет смысл. Соответственно важным условием успешного формирования личности в образовательном пространстве высшего учебного заведения является развитие глубокого и устойчивого профессионального интереса у студентов, как элемента мо-тивационной сферы. Профессиональные интересы обращены на профессиональную деятельность и побуждают к овладению ею. Профессиональный интерес развивается в контексте ведущей деятельности, свойственной тому или иному этапу психического и профессионального развития личности [2].
Профессиональному интересу отводится особое место в общей системе интересов человека, так как от степени заинтересованности профессией, активности и желания ее освоить зависит эффективность будущей трудовой деятельности. Формированию профессионального интереса способствует правильно организованный процесс профессионального образования через активное включение студентов в процесс обучения. Данное обстоятельство подчеркивается Г.Д. Бабушкиным при изучении психолого-педагогических механизмов возникновения и формирования профессионального интереса в спортивно-педагогической деятельности. Г. Д. Бабушкин отмечает ряд принципиальных позиций диагностического характера:
1. Положительные эмоции в отношении к профессии служат источником возникновения мотивов выбора профессии. Т.е., одним из составляющих и диагностируемых показателей профессионального интереса является эмоциональный компонент.
2. С момента актуализации мотивов выбора профессии формируется интеллектуальный компонент профессионального интереса. В свою очередь познание профессии,
внутреннее её принятие и нахождение своего места в будущей деятельности укрепляет мотивы, эмоции. Из этого следует, что вторым компонентом, отражающим профессиональный интерес, является интеллектуальный компонент.
3. Параллельно с проявлением интеллектуальной активности начинает формироваться волевой компонент, в функции которого входит преодоление отрицательных эмоций и неблагоприятных ситуаций. Следовательно, третьим компонентом диагностирования профессионального интереса является волевой компонент [1].
В ходе эксперимента проводился анализ динамики устойчивости профессионального интереса, склонности к профессиональной деятельности и структурных компонентов профессионального интереса (интеллектуального, эмоционального и волевого). Характеризуя динамику отношения студентов к осваиваемой профессии, в первую очередь следует обратиться к изменению компонентов профессионального интереса как комплексного показателя.
Положительные эмоции в отношении к профессии служат источником возникновения мотивов выбора профессии. На основании эмоционального компонента происходит обоснование профессионального выбора. Поэтому чрезвычайно важным результатом эксперимента является достоверное и значительное повышение уровня эмоционального компонента в структуре профессионального интереса (табл. 1) с 6,4±3,3 до 12,1±2,8 балла (Р<0,001). Наблюдается резонансное воздействие мотивационного составляющего на эмоциональный компонент (на мотивы выбора профессии наслаиваются мотивы овладения ею).
Таблица 1
Изменение отношения к профессиональной деятельности у студентов
в экспериментальной группе
Свойства личности Показатель (х ±ах ) Достоверность различий (Р)
Исходный Конечный
Устойчивость профессионального интереса 3,2±1,8 4,1±0,8 <0,01
Склонность к профессиональной деятельности 3,2±0,9 4,0±0,8 <0,01
Профессиональный интерес: 7,6±1,9 8,4±2,8 <0,05
- интеллектуальный компонент 7,3±1,8 8,2±1,6 <0,05
- эмоциональный компонент 6,4±3,3 12,1±2,8 <0,001
- волевой компонент 8,4±3,0 8,3±0,8 >0,05
Изменение эмоциональной составляющей профессионального интереса отмечается и при анализе динамики смысложизненных ориентаций в контрольной группе (табл. 2).
Таблица 2
Изменение отношения к профессиональной деятельности у студентов
Свойства личности Показатель (х ±ах ) Достоверность различий (Р)
Исходный Конечный
Устойчивость профессионального интереса 3,1±1,4 3,9±0,8 <0,05
Склонность к профессиональной деятельности 2,8±1,3 3,5±0,7 >0,05
Профессиональный интерес: 7,6±2,5 7,9±2,1 >0,05
- интеллектуальный компонент 8,0±1,8 8,2 ±2,4 >0,05
- эмоциональный компонент 6,5±2,0 7,1±2,1 >0,05
- волевой компонент 8,1±3,6 8,8±3,4 >0,05
С момента актуализации выбора профессии формируется интеллектуальный компонент профессионального интереса, который обеспечивает приятие профессии, желание больше знать и лучше овладеть ею, способствует определению места личности в будущей деятельности и укрепляет степень эмоционального принятия. Однако для эффектив-
ного формирования интеллектуального компонента недостаточно лишь реализации учебного плана, требуется усилие по формированию нравственного отношения к профессии, к своему месту в профессии, к своей будущей карьере. Профессиональный интерес можно рассматривать как нравственное свойство личности студента, наличие которого способствует формированию и развитию профессионально-ценностных ориентаций.
Верность сути данного предположения доказывается результатами формирующего эксперимента (за период эксперимента показатель в контрольной группе (см. табл. 2) остался неизменным (Р>0,05), а в экспериментальной группе обеспечено достоверное увеличение с 7,3±1,8 до 8,2±1,6 баллов при Р<0,05.
Параллельно с проявлением интеллектуальной активности формируется волевой компонент, в функции которого входит преодоление отрицательных эмоций и неблагоприятных состояний. Однако, в экспериментальной группе, равно как и в контрольной, обнаружить подобное не удалось. Причиной этого, на наш взгляд, является то, что развитие волевого компонента происходит интенсивно на начальном этапе овладения профессией. Поэтому уровень волевого компонента у студентов 2 курса (начальный этап контроля) и студентов 5-го курса друг от друга не отличаются. Можно полагать, что уже к второму-третьему курсу успешно обучающимися студентами достигается уровень волевого компонента, близкого к своему максимальному проявлению. В результате позитивной и интенсивной динамики двух составляющих компонентов в экспериментальной группе происходит достоверное увеличение профессионального интереса с 7,6±1,9 до 8,4±2,8. В контрольной группе все составляющие и, следовательно, сам профессиональный интерес остаются неизменными.
Процесс формирования профессионального интереса представляет собой кумуляцию сдвигов в проявлении структурных компонентов, что, безусловно, следует из результатов констатирующего эксперимента. Эмоциональным компонентом определяется положительное отношение к профессии, уверенность в правильном ее выборе и удовлетворенность выбором, что в целом обеспечивает и укрепляет мотивационную поддержку. Интеллектуальный компонент наполняется представлением о деятельностном содержании профессии, информацией о приемах и методах профессиональной деятельности, возможностях профессиональной карьеры. Волевой компонент обеспечивает активность субъекта в познании профессии. Однако чем на более раннем этапе профессионального обучения будет достигнут высокий уровень профессионального интереса, тем эффективнее обучение и более высок конечный результат. Анализ результатов эксперимента позволяет утверждать, что участники экспериментальной группы показывают более высокие результаты по сравнению с контрольной группой (Р<0,001).
Для определения склонности к профессиональной деятельности мы воспользовались методикой, разработанной Бабушкиным Г. Д. Суть методики заключается в использовании трехмерной шкалы, отражающие склонность к профессиональной деятельности.
Респонденты из контрольной и экспериментальной групп на начальном этапе имели практически одинаковую наполняемость групп, определявших степень выраженности склонности к профессии (табл. 3). Чуть более 20% имели выраженную, а более 40% среднюю степень склонности к профессии. Это положение объясняет, почему студенты, завершившие процесс обучения не желают работать по полученной специальности.
Таблица 3
Распределение участников эксперимента (%) в зависимости от выраженности
склонности к профессиональной деятельности
Группа Этап эксперимента Степень выраженности склонности к профессии
высокая средняя низкая
Экспериментальная (п=31) начало 22,6 40,3 37,1
конец 49,8 39,6 18,6
Контрольная (п=50) начало 23,9 41,3 34,8
конец 36,0 39,8 24,2
Количество лиц, имеющих низкий уровень склонности к профессии, сокращается и в контрольной группе. Но более интенсивно это происходит в экспериментальной группе. В процессе обучения проявилась склонность к будущей профессии у основной массы представителей экспериментальной группы как к интересной, нужной и занимающей в жизни значительное место (4,0±0,8). В контрольной группе преобладающими являются мнения: прагматическое отношение к деятельности (чем больше платят, тем больше работаю) и - работа по профессии интересна, но ей не будет позволено мешать остальной жизни (3,1±0,7). Статистические расчеты показывают наличие достоверных различий между мнением представителей экспериментальной и контрольной групп (Р<0,001) на завершающем этапе эксперимента.
Оценка устойчивости профессионального интереса в баллах отражает меру увеличения в группах количества студентов с устойчивым интересом. Так, в контрольной группе оценки данного компонента составляют 3,9±0,8 баллов, что достоверно (Р<0,05) выше исходного показателя (3,1±1,4). Прирост в экспериментальной группе более значителен. Здесь различия между исходным (3,7±1,8) и конечным (4,1±0,4) показателями достоверны при Р<0,01. Конечные результаты экспериментальной группы по данному разделу выше, чем в контрольной (Р<0,05).
Характер изменений, происходящих в динамике склонности к профессиональной деятельности, повторяется при рассмотрении распределения участников в зависимости от устойчивости профессионального интереса (табл. 4).
Таблица 4
Распределение участников эксперимента в зависимости от устойчивости
профессионального интереса (в %)
Группа Этап Устойчивый интерес Недостаточно устойчивый Неустойчивый интерес
Экспериментальная (п=31) начало 32,1 46,4 22,6
конец 48,8 51,7 1,5
Контрольная (п=50) начало 38,0 44,8 17,2
конец 41,4 48,1 10,5
На начальном этапе устойчивый профессиональный интерес выявлен у 32,1% участников экспериментальной и 38,0% контрольной группы. Недостаточно устойчивый интерес проявляли более 46% респондентов экспериментальной группы и 22,6% респондентов проявили неустойчивый интерес. В процессе профессионализации: обучения, прохождения практик, происходит перераспределение студентов в группах. Примерно равное количество в группе с устойчивым интересом и в группе с недостаточно устойчивым интересом. Их количество в экспериментальной группе составляет соответственно 46,4% и 51,7%, в контрольной - соответственно 41,4% и 48,1%. Вместе с тем, динамика в экспериментальной группе более выражена. Кроме того, в группе с неустойчивым интересом остается 1,5% членов экспериментальной и 10,5% контрольной группы. В совокупности эти факты свидетельствуют о позитивном влиянии целенаправленной работы по подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности и карьерному росту на устойчивость профессионального интереса.
Таким образом, выявлена необходимость целенаправленного формирования у студенческой молодежи в процессе обучения в вузе профессионального интереса как комплексного показателя отношения к овладеваемой профессии. Эмпирическая работа позволила получить достоверные результаты, раскрывающие особенности, уровень и динамику формирования профессионального интереса у студентов в процессе обучения в вузе. Установлена, что целенаправленная работа, проведенная с респондентами в экспериментальной группе, способствовала изменениям в интеллектуальном, эмоциональном и волевом компонентах профессионального интереса. Для дальнейшего исследования этой проблемы считаем необходимым изучение связи сформированности профессионального
интереса в рамках узких профилей специальностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабушкин, Г.Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности : дис. ... канд. пед. наук / Бабушкин Г. Д. - Омск, 1990. - 186 с.
2. Толочек, В.А. Современная психология труда : учеб. пособие / В.А. Толочек. -СПб. : Питер, 2005. - 479 с.
REFERENCES
1. Babushkin, G.D. (1990), Psychological bases of vocational interest to teaching, dissertation, Omsk.
2. Tolochek, V.A. (2005), Modern psychology of work: textbook. Manual, publishing house "Petef', St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.09.2013.
УДК 796.034-053.6
ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ, ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ,
РАЗВИТИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ И МОТИВОВ К СИСТЕМАТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И СПОРТИВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ Анатолий Николаевич Яковлев, кандидат педагогических наук, доцент, Сергей Александрович Борщенко, кандидат медицинских наук, доцент, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС), Россия, Евгений Александрович Масловский, доктор педагогических наук, профессор, Полесский государственный университет (ПолесГУ), Пинск, Республика Беларусь
Аннотация
Возникновение физкультурно-спортивной деятельности и физической рекреации обусловлено многообразными причинами: по мере накопления знаний и практического опыта сформировалось общее представление, что физическая рекреация возникла в системе физического воспитания, первоначально выполняла педагогическую функцию, затем она широко использовалась в религиозных обрядах, национальных играх, праздниках, развлечениях, приобретая массовый характер, со временем становилась неотъемлемой частью жизнедеятельности людей. Они выступают как система интеграции наук о природе и человеке, наиболее полно представляют тенденции процесса «окультуривания» тела, так необходимого для выживания современной цивилизации. Происходящие в настоящее время в Российской Федерации и Республике Беларусь преобразования в системе многоуровневого образования привели в движение механизмы, предъявляющие повышенные требования к личности обучаемого, качеству знаний, умений и навыков, его адаптации к условиям динамично и непредсказуемо меняющейся жизни, значимости здоровья, высокой работоспособности и постоянной двигательной реабилитации.
Ключевые слова: профилактика, физические упражнения, физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность, физические качества, телесное здоровье.