Научная статья на тему 'Сущность и содержание профессионального интереса будущего учителя технологии и предпринимательства'

Сущность и содержание профессионального интереса будущего учителя технологии и предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
341
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРЕС / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сусоколов Сергей Сергеевич, Комелина Валентина Александровна

В статье представлен теоретический материал по проблеме формирования профессионального интереса к педагогической деятельности у студентов, выявлена его сущность и определены основные компоненты, этапы и уровни развития. Представлены цели и задачи управления деятельностью вуза по формированию профессионального интереса студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сусоколов Сергей Сергеевич, Комелина Валентина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и содержание профессионального интереса будущего учителя технологии и предпринимательства»

УДК 372.8

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ESSENCE AND CONTENT OF PROFESSIONAL INTEREST OF A FUTURE TECHNOLOGY AND BUSINESS TEACHER

С. С. Сусоколов, В. А. Комелина S. S. Susokolov, V. A. Komelina

ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола

Аннотация. В статье представлен теоретический материал по проблеме формирования профессионального интереса к педагогической деятельности у студентов, выявлена его сущность и определены основные компоненты, этапы и уровни развития. Представлены цели и задачи управления деятельностью вуза по формированию профессионального интереса студента.

Abstract. The article presents the theoretical material on the problem of formation of professional interest in pedagogical activity for students, reveals its essence and defines the basic components, stages and levels of development. It presents the goals and objectives of management of university functioning on formation of students' professional interest.

Ключевые слова: интерес, профессиональный интерес, профессиональный интерес в педагогической деятельности.

Keywords: interest, professional interest, professional interest in pedagogical activity.

Актуальность исследуемой проблемы. В педагогике накоплен большой опыт теоретического обоснования развития профессионального интереса. Однако до настоящего времени нет ответов на многие вопросы развития профессионального интереса будущего выпускника педагогического вуза специальности «Технология и предпринимательство». В частности, остается не ясным, какие ценности включаются в профессиональный педагогический интерес студентов; какие качества личности связаны с высоким уровнем профессионального интереса студентов очного и заочного обучения; какие качества личности необходимы специалисту для успешного профессионального самоопределения в обществе; каково влияние различных учебных дисциплин на развитие профессионального интереса.

Целью нашего исследования явилось изучение вопросов формирования профессионального интереса у будущих учителей технологии и предпринимательства в процессе их обучения в вузе.

Материал и методика исследований. Материалом исследования для нас стал анализ учебно-методического процесса обучения студентов вуза по специальности «Технология и предпринимательство», а также научные изыскания отечественных исследователей, связанные с проблемой формирования их профессиональной направленности в целом.

Были использованы такие методы исследования, как анализ педагогической, методической, психологической литературы; изучение и обобщение российского педагогического опыта, обобщение, систематизация, моделирование и др.

Результаты исследований и их обсуждение. Интересы человека - имманентно присущие ему свойства, не представляющие собой врожденного качества. Это сложное психолого-педагогическое явление, результат формирования личности. Интересы сопровождают развитие личности и содействуют ему. На различные виды профессиональной деятельности направлены профессиональные интересы (от лат. profiteor - объявляю своим делом, interest - важно, находящееся внутри) - элементы мотивационно-потребностной сферы [4]. В ряду других форм мотивации, связанных с преобразованием предмета деятельности, профессиональные интересы по механизмам эмоционального удовлетворения связаны не столько с продуктом (результатом) деятельности, сколько с процессом. Их удовлетворение не приводит к психологическому насыщению, так как они поддерживаются самоценными переживаниями захваченности.

Становление профессионального интереса будущего учителя в вузе - развернутый во времени процесс овладения профессией, включающий определенные этапы и технологии, обеспечивающие в будущем успешное осуществление профессиональной деятельности. Понятие «профессиональный интерес к педагогической деятельности» в нашей работе рассматривается как эмоционально-познавательное и ценностно-целевое отношение к педагогической деятельности, которое характеризуется волевой активностью в развитии способностей и профессионально-личностных качеств будущего педагога, активной вовлеченностью в ее познание и стремлением к самореализации в ней [9, 11].

Сущность профессионального интереса как сложного и неоднозначного психологического и социально-педагогического явления, его значимость в процессе обучения рассмотрены в работах Б. Г. Ананьева, И. Ф. Гербарта, Л. А. Гордона,

A. К. Марковой, А. Осина, С. Л. Рубинштейна и др.

Процесс развития профессиональной направленности и профессионального интереса к определенной деятельности исследовали Б. И. Адаскин, В. Е. Алексеев, Г. Д. Бабушкин, О. Н. Зайцева, Е. В. Кабачевская, П. П. Костенков, В. А. Крутецкий, И. Д. Кожевников,

B. Г. Максимова, Т. Г. Мухина, В. Ф. Сахарова, В. А. Сластенин, Е. Б. Тесля и др. Особое место в данной группе определено исследованиям, посвященным формированию и развитию профессионального интереса у студентов высшей школы (Г. Д. Бабушкин, Е. Г. Бабушкин, Д. Лакатош, Г. Н. Пашкевич, С. И. Шиликов, С. А. Ярушева и др.).

Как отмечает А. К. Маркова, составляющими профессионально-педагогической направленности личности выступают профессиональные ориентации, профессиональнопедагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и

самосовершенствования, профессиональные позиции личности. В них отражаются отношение к профессионально-педагогической деятельности, интересы и склонности, желание совершенствовать свою подготовку [5, 157-159].

Педагогический подход к формированию интереса, по мнению Г. И. Щукиной, должен состоять в том, чтобы обнажать в педагогическом процессе объективные возможности интересных сторон, явлений окружающей жизни; возбуждать и постоянно поддерживать у обучаемых активную заинтересованность (не равнодушие) окружающими явлениями, моральными, эстетическими, научными ценностями; всей системой обучения и воспитания целенаправленно формировать интерес как ценное свойство личности, содействующее ее творческой активности, ее целостному развитию [10, 7].

Таким образом, на уровне конкретного учебного заведения управленческое воздействие на процесс формирования профессионального интереса в образовательной среде логично было бы строить на основе идеологии «расширения зон актуального и ближайшего развития» индивида, на основе ее превращения в оптимально благоприятную для развития студента.

В психолого-педагогической литературе нет четкого разграничения понятий «этапы» и «уровни» формирования интереса [1], [7]. Некоторые исследователи рассматривают эти понятия как тождественные. Позволим себе не согласиться с данным мнением. Этап - это отдельный момент, стадия какого-нибудь процесса, а уровень - горизонтальная плоскость степени величины, развития, значимости чего-нибудь, а также - подразделение чего-нибудь целого, получаемое при его расчленении. Из этого следует, что уровни формирования интереса характеризуют интерес с точки зрения качества, а этапы - стадии перехода от одного вида интереса к другому и являются временной характеристикой. Анализ работ [3], [6], [8] позволяет выделить различные подходы к определению уровней формирования интереса. Н. Г. Морозова показала, что интерес характеризуется тремя признаками: положительными эмоциями по отношению к выполняемой деятельности; наличием познавательной стороны этой эмоции; присутствием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т. е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает человека заниматься ею независимо от других мотивов [8]. В. Г. Иванов предлагает «этапы» формирования интереса, основанные на изменении его глубины и содержательности: интерес занимательный; интерес изолированный (выборочный, отдающий предпочтение отдельным предметам или даже темам); интерес обобщенный (в целом ко всем предметам); интерес специальный (к определенной области знаний); интерес центральный, которому подчиняются все остальные интересы [2]. Таким образом, в выделении уровней формирования интереса находится содержание интереса, а в этапах - наличие и проявление временных признаков. При определении уровней развития профессионального интереса студента педагогического вуза мы опирались на такие показатели, как познавательная активность, волевые и эмоциональные проявления студентов в процессе учебной деятельности и за ее пределами. Нами предложены 3 уровня развития профессионального интереса - низкий, средний, высокий. Приведем характеристики показателей оценки данных уровней. Низкий уровень: выбор учебного заведения был принудительным или по совету друзей; отсутствие четкого интереса к профессии педагога, несоответствие интересов и склонностей; отсутствие четкого представления о профессии педагога (поверхностное или незначительное представление); недостаточный уровень развития профессиональноличностных качеств; нежелание работать в школе (наличие сомнений). Средний уровень: выбор совместный со старшими или самостоятельный; наблюдается некоторое несоответствие интересов и склонностей; средние уровни информированности и развития профессионально-личностных качеств; желание работать в структуре (наличие сомнений). Высокий уровень: самостоятельность выбора места учебы; соответствие интересов и склонностей; высокие уровни информированности и развития профессионально-личностных качеств; желание работать в сфере образования.

В структуре феномена «профессиональный интерес» мы выделяем три основных компонента: эмоции, интеллектуальный, волевой компоненты. Компонент эмоций связан с положительным отношением к профессии, к людям данной профессии. Он выражается в переживаниях, в оценке деятельности как самого индивида, так и других, в

перспективах работы, что является условием зарождения интереса. Эмоции возникают также в процессе освоения профессии, непосредственно в трудовой деятельности в виде переживания радости достижения успеха. Интеллектуальный компонент играет значительную роль в понимании значения и смысла профессиональной деятельности, что выступает в качестве предпосылки интереса. Успешное решение умственной части задачи при выполнении работы способствует становлению и закреплению профессионального интереса. Волевой компонент играет большую роль в преодолении отрицательных эмоций в поиске решения трудовых вопросов.

В табл. 1 представлены цели и задачи управления деятельностью по формированию профессионального интереса студента в зависимости от курса обучения.

Таким образом, при управлении развитием профессионального интереса студента педагогического вуза в центре технологии обучения находится студент.

Таблица 1

Управление деятельностью вуза по формированию профессионального интереса будущего учителя технологии и предпринимательства

№ п/п Курс Цель управления Характеристики профессионального интереса Содержание и задачи управления

1. I вызвать первичный профессиональный интерес узкий, неустойчивый, пассивный активизация познавательной деятельности, порождающей открытый, непосредственный интерес, который пока еще является ситуативным и неустойчивым

2. II закрепить первичный интерес посредством активизации деятельности студентов, подбора заданий, дающих стимулирующий результат деятельности более широкий, относительно устойчивый, активный корректировка мотивов овладения профессией, воздействие на потребностно-мотивацион- ную сферу, порождающую прикладной и относительно устойчивый характер интереса

3. III сформировать интерес к познанию, развить потребности в совершенствовании и расширении имеющихся знаний, умений, навыков, составить программы по самосовершенствованию широкий, устойчивый, побуждающий к систематической, целеустремленной деятельности по его совершенствованию применение активных методов и форм учебного процесса, организация погружения студентов в педагогическую деятельность с систематическим анализом ее результатов

4. IV укрепить сформированный профессиональный интерес носит прикладной действенный характер, устойчивый; студентов привлекает и сама деятельность, и ее результат проведение педагогической практики и подбор заданий, направленных на укрепление профессионального интереса, создание ситуаций успеха на уроках

5. V добиться формирования высшего уровня профессионального интереса - интереса созидателя устойчивый, характеризуется глубиной и широтой, возможно достижение уровня созидателя включение студентов в относительно самостоятельную педагогическую деятельность -преддипломную практику на выпускном курсе

Резюме. В основу учебной деятельности положено сотрудничество и активные формы обучения. Интерес к профессии рассматривается как начальная стадия развития профессионального интереса, который в большей степени определяется интересом к результату труда, выбранной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Большая энциклопедия «Кирилл и Мефодий», 2000 : Мультимедиа-энциклопедия. - М., 2000. на

CD. (2004) (4 диска) Assessment of Skills/Abilities [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.sasked.gov.sk.ca/docs/social30/assess.html

2. Иванов, В. Г. Развитие и воспитание интереса учащихся старших классов средней школы / В. Г. Иванов. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1959. - 82 с.

3. Кабачевская, Е. В. Формирование профессионального интереса юношей кадетов : автореф. дис. ... кан. пед. наук : 13.00.01 / Е. В. Кабачевская. - Кемерово, 2003. - 18 с.

4. Кондаков, И. Психологический словарь [Электронный ресурс] / И. М. Кондаков. - М. : Б. и., 2000. - Режим доступа: http://psi.webzone.ru/.

5. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. - М., 1996. - 308 с.

6. Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе / Н. Г. Морозова. - М. : Знание, 1979. - 49 с.

7. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - 3-е изд. - М. : РАН, 1996. - 907 с.

8. Цветков, М. И. Интерес и динамика его развития у учащихся // Ученые записки Ярославского пединститута / М. И. Цветков. - 1954. - Вып. 1. - 171 с.

9. Черникова, О. В. Формирование профессионального интереса к педагогической деятельности студента вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / О. В. Черникова. - Великий Новгород, 2007. - 20 с.

10. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. - М. : Педагогика, 1971. - 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.