DOI: 10.12731/2218-7405-2014-5-16 УДК 378
ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ СТУДЕНТОВ
Немыкина А.Л.
В статье рассматривается технологический подход к формированию и развитию профессиональных интересов студентов вузов. На основе анализа фундаментальных трудов отечественных ученых проанализированы понятия «интерес», «профессиональный интерес». Автором разработана структурная схема технологии управления формированием профессиональных интересов, а также уровни их развития, определены сущностные характеристики данных уровней. Выводом служит положение о том, что последовательное прохождение мотивационно-целевого, деятельностного, адаптивного, рефлексивно-идентификационного уровней способствует формированию профессионального интереса. Положения статьи могут использоваться при проведении эмпирических исследований по рассматриваемой теме.
Ключевые слова: профессиональный интерес; познавательный интерес; познавательная активность; технология управления; мотивация.
THE TECHNOLOGY OF MANAGEMENT OF FORMATION OF STUDENTS' PROFESSIONAL INTERESTS
Nemykina A.L.
The article discusses the technological approach to the formation and development of the students' professional interests at universities. Based on the analysis of
fundamental works of Russian scientists the concepts of "interest", "professional interest" were analyzed. The author developed the structural scheme of the technology of management of the professional interests formation and levels of their development. The essential characteristics of these levels were determined in the article. Conclusion of the article is the position that the consecutive passing of motivational and target, activity, adaptive, self-reflexive-identification levels contributes to the formation of professional interest. Article can be used in empirical research on the analyzed topic.
Key words: professional interest; cognitive interest; cognitive activity; control technology; motivation.
В настоящее время высшее образование рассматривается как один из главных факторов социального и экономического прогресса, а изменения в сфере профессионального образования, вызванные усиливающейся конкуренцией на рынке труда, обусловили повышение требований к качеству подготовки студентов вузов. Основные положения современного социального заказа системе образования закреплены в «Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года», обозначающей в качестве одной из основных образовательных целей подготовку высокообразованных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности. Выпускники вузов должны быть готовыми к саморазвитию, инновационно-ориентированными, т.к. на сегодняшний день инновации являются одним из определяющих факторов долгосрочного экономического развития территорий
[3].
Важнейшим ресурсом в современных социально-экономических условиях является способность человека осваивать новые знания для решения нестандартных задач. Именно поэтому сегодня на первый план выступает проблема обеспечения качества образования за счет развития познавательной активности студентов, их стремления и способности получать и использовать знания в тру-
довой деятельности. Это возможно лишь при наличии у будущих специалистов интереса к осваиваемой профессии.
Проблема формирования профессиональных интересов особенно актуальна в связи с тем, что в практике обучения нередко отмечается снижение интереса студентов к изучению отдельных дисциплин. При этом эксперименты, проведенные в российских вузах, показывают, что больше всего довольны избранной профессией студенты первого курса, но дальнейшем интерес к будущей профессии снижается [2]. Данное обстоятельство объясняет необходимость развития профессионального интереса студенческой молодежи для дальнейшего непрерывного роста профессионального мастерства.
Обращаясь к определению понятия «интерес», следует отметить его многогранность, обусловленную природой интереса как явления. Различные группы ученых по-разному трактовали сущность «интереса». Так, Л.А. Гордон [6], Н.Г. Морозова [12] определяли его как направленность личности на что-либо: на познание, на процесс деятельности, на результат деятельности. Важным признаком интереса является положительное эмоциональное отношение к определенным объектам. Б.М. Теплов [14], А.Г. Ковалев [9] рассматривали интерес как отношение личности к какому-либо объекту; Б.И. Додонов [7] , В.Н. Мя-сищев [13] связывали интерес с психологическими потребностями личности.
Познавательный интерес был подробно рассмотрен Г.И. Щукиной, характеризующей его как сложное отношение человека к предметам и явлениям действительности, в котором выражено его стремление к всестороннему, глубокому изучению, познанию их существенных свойств. Он представлен как особая избирательная направленность личности на процесс познания [15].
Профессиональный интерес представляет собой форму проявления познавательной потребности, возникающей на основе любопытства к изучаемым дисциплинам и перерастающей в потребность студента в приобретении новых знаний, умений, навыков. Выступая в качестве значимых мотивирующих фак-
торов, профессиональные интересы обусловливают профессиональное развитие будущего специалиста.
Рассмотрению понятия «профессиональный интерес», а также условий его формирования посвящены работы многих отечественных ученых. Остановимся более подробно на некоторых из них.
По мнению Г.Д. Бабушкина, профессиональный интерес представляет собой сложное личностное образование, возникшее в процессе профессионального самоопределения и представляющее собой мотивированное субъективное отношение к профессиональной деятельности, осознаваемое и переживаемое личностью. При этом в содержание профессионального интереса включаются эмоции, мотивы, интеллект и воля, проявляющиеся в отношении субъекта к выбранной профессии [1].
С.П. Крягжде рассматривал профессиональный интерес как динамический комплекс психических свойств и состояний, проявляющихся в избирательной познавательной, эмоциональной и волевой активности, направленной на предполагаемую или приобретенную профессию [11].
И.Н. Вакулова, Т.В. Проскурякова, Н.Д. Соловьева определяли профессиональный интерес как избирательное активно-положительное отношение к определенному виду профессиональной деятельности, связанное с желанием ею заниматься [5]. По мнению О.А. Зимовиной, профессиональный интерес -это фактор, стимулирующий деятельность человека, связанную с приобретенной или предполагаемой профессией, и проявляется в избирательной познавательной, эмоциональной и волевой активности при встрече с объектами действительности [8]. В.Ф. Бессараб определяет профессиональный интерес как эмоционально выраженную направленность, внимание и действие учащегося на приобретение теоретических и практических знаний, умений, навыков [4]. По мнению В.В. Кревневича, понятие «профессиональный интерес» можно понимать как окрашенное положительным эмоциональным тоном отношение чело-
века к определенной профессии, заключающееся в выделении ее из ряда других и стремлении больше узнать о ней [10].
Итак, как мы видим, профессиональный интерес характеризуется значительной интенсивностью волевых усилий и эмоциональных переживаний. Он непосредственно влияет на будущую профессиональную деятельность человека, являясь залогом практического применения полученных и усвоенных знаний.
Перейдём к рассмотрению непосредственно процесса управления формированием профессионального интереса. В самом широком смысле управление представляет собой целенаправленное воздействие на объект с целью стабилизации или изменения его состояния для достижения поставленной цели. Управление можно условно представить как сумму следующих составляющих: информация, решение, воздействие на объект, контроль. Однако применительно к формированию профессиональному интересу понятие «управления» не является исключительно воздействием извне. Безусловно, роль преподавателя в данном процессе первостепенна, однако основная его задача - создание предпосылок, способствующих возникновению положительной мотивации, стремления у студента освоить больше профессиональных компетенций.
Технология управления - это процесс, который включает процедуры и действия, связанные с выполнением основных операций. В частности, процесс управления формированием профессионального интереса целесообразно представить в виде технологической цепочки, звенья которой представляют собой последовательные действия по формированию и развитию положительной мотивации студентов и созданию профессионального интереса. Представим технологию следующим образом:
Рис. 1. Структурная схема технологии управления формированием профессионального интереса В данной цепи процедур наиболее важной составляющей является воздействие на объект, т.е. применение к студенту определенных приемов, которые будут воздействовать на его мотивы, целевые установки. Целесообразно рассмотреть основные уровни формирования профессионального интереса у студентов, на которых будет применяться технология управления формированием профессионального интереса:
1) мотивационно - целевой уровень обеспечивает формирование целей студента и, соответственно, создание положительной внутренней мотивации, которая является исходным пунктом в развитии профессионального интереса и, во многом, оказывает влияние на дальнейшее развитие профессиональных навыков и усвоение профессиональных ценностей. Под положительной мотивацией следует понимать стремление студента освоить данную профессию и стать специалистом в конкретной области. Наличие положительной мотивации будет являться фактором непрерывного образования, определяя конкурентоспособность выпускников вузов на рынке труда.
2) деятельностный уровень, характеризующийся овладением профессиональными умениями и навыками. Успешное овладение этими составляющими является основой роста количества компетенций, которыми будет обладать студент перед началом осуществления профессиональной деятельности. На этом уровне развития интереса целесообразно использовать деятельностные технологии, формирующие практические навыки студента. Это объясняется тем, что усвоение содержания обучения происходит не только путем передачи студенту некоторой информации, но и в процессе его собственной целенаправленной деятельности.
Именно поэтому технологии деятельностного подхода должны рассматриваться как основополагающие в обучении. Всякое действие со стороны обучающегося в образовательном процессе обусловлено возникновением познавательной потребности студента, удовлетворение которой рекурсивно приводит к углублению заинтересованности. Следовательно, учебно-познавательная деятельность выступает постоянным механизмом поддержания профессионального интереса на том уровне, который необходим студенту для актуализации и реализации его способностей в профессиональной сфере.
3) адаптивный уровень имеет место на старших курсах обучения, т.к. представляет собой переходную стадию между получением необходимых знаний, умений и навыков, их практическим применением и стадией осознания себя, как будущего профессионала, обладающего набором основных профессиональных компетенций. На данном этапе закладываются основы профессионального самоопределения. Обладая положительной мотивацией, а также умениями и навыками, т.е. освоив мотивационно-целевой и деятельностный уровни, студент готов к освоению профессиональных компетенций. Следует отметить особую взаимосвязь понятий «профессиональный интерес» и «профессиональная компетенция», которую можно объяснить тем, что наибольшая вероятность дальнейшего развития профессионального интереса возникает у того студента, который владеет основным набором компетенций по своей специально-
сти. Профессиональная компетентность, как степень овладения компетенциями, является результатом образовательного процесса. Профессиональный интерес, выступая двигателем профессиональной активности студента, тесно связан с развитием его профессиональной компетентности. Связь между данными понятиями проявляется во взаимном их влиянии друг на друга, так как цель образовательного процесса не будет достигнута, если студент не будет обладать определенным набором компетенций и не будет иметь мотивации и для их развития.
4) рефлексивно-идентификационный уровень, завершающий этап, на котором студент воспринимает самого себя как будущего профессионала. Данный уровень обуславливает необходимость применения полученных в процессе обучения знаний и навыков. На этом уровне важно обеспечить понимание студентами-выпускниками необходимости постоянной актуализации профессиональных знаний. Именно на данном этапе, на наш взгляд, в практику обучения следует внедрять технологии, позволяющие развить у студента интерес к профессиональной культуре, что обеспечит дальнейший рост профессионального самоопределения. Понятие «профессиональная культура» - категория, характеризующая социально-профессиональные качества специалиста с учетом специфики его профессиональной деятельности. Профессионал должен сочетать в себе профессиональные способности, знания, умения, навыки при достаточно высоком уровне профессиональной культуры. Значимую роль в формировании основ профессиональной культуры у будущих специалистов играет прохождение практики на старших курсах, так как это закрепит уже полученные знания, а также даст четкое представление о будущей деятельности. Эти факторы создают благоприятные условия для начала формирования профессиональной культуры. Сознательное принятие норм профессиональной деятельности будет означать, главным образом, то, что студент воспринимает будущую профессию не как нечто «теоретическое», а как реальную деятельность. Следовательно, и его профессиональный интерес приобретает практическую направленность,
трансформируясь в стремление овладеть большим количеством профессиональных компетенций.
Таким образом, обобщая вышеизложенное, мы можем сделать следующие выводы:
1. Последовательное прохождение студентом мотивационно-целевого, деятельностного, адаптивного, рефлексивно-идентификационного уровней в процессе познавательной деятельности, обусловленное воздействием со стороны преподавателя, является залогом формирования и максимального развития его профессионального интереса, его способностей как будущего специалиста.
2. Управление формированием профессионального интереса - процесс непрерывный. Для обеспечения эффективности прохождения студентом перечисленных выше уровней необходимо обеспечить технологичность данного процесса (см. рис. 1), т.е. применение технологии управления формированием профессионального интереса.
Список литературы
1. Бабушкин Г.Д. Взаимосвязь профессионального интереса и склонности к педагогической деятельности // Вопросы психологии, 1987. №2. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1987/872/872062.htm (дата обращения: 15.05.2014).
2. Бабюк Г.Ф. Формирование профессионально-познавательного интереса студентов на основе деятельностного подхода // Среднее профессиональное образование. 2012. № 4. С. 19-21.
3. Бахарев В.В., Надуткина И.Э., Трапезников С.В. Направления развития инновационной деятельности как основа улучшения качества жизни населения в регионе // Этносоциум и межнациональная культура. 2010. № 7. С. 6173.
4. Бессараб В.Ф. Формирование интереса к профессии у учащихся средних ПТУ в процессе изучения специальных технологий: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 1981. 15 с.
5. Вакулова И.Н., Проскурякова Т.В., Соловьева Н.Д. Вопросы становления профессиональных планов. Л., 1979. 68 с.
6. Гордон Л.А. Психология и педагогика интереса. Киев: Радяньска школа, 1940. 348 с.
7. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. 272 с.
8. Зимовина О.А. Содержание и особенности познавательных интересов и профессиональных намерений старшеклассников // Советская педагогика. 1975. № 12. С. 53-59.
9. Ковалев А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970. 391 с.
10. Кревневич В.В. Формирование профессиональной направленности у учащихся старших классов: Дис. ... канд. пед. наук. М., 1958. 230 с.
11. Крягжде С.П. Управление формированием профессиональных интересов // Вопросы психологии, 1985. №3. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1985/853/853023.htm#a3 (дата обращения: 17.05.2014).
12. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 1979.
48 с.
13. Мясищев В.Н. Некоторые вопросы психологии отношений человека // Ученые записки ЛГУ. 1956. Вып. 9. № 214. С. 3-10.
14. Теплов Б.М. Психология. М., 1954. 220 с.
15. Щукина Г.И.. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. 351 с.
References
1. Babushkin G.D. Voprosy psihologii [Questions of psychology], no. 2 (1987). http://www.voppsy.ru/issues/1987/872/872062.htm (accessed May 15, 2014).
2. Babjuk G.F. Srednee professional'noe obrazovanie [Secondary professional education], no. 4 (2012): 19-21.
3. Baharev V.V., Nadutkina I.Je., Trapeznikov S.V. Jetnosocium i mezh-nacional'naja kul'tura [Ethnosociety and ethnic culture], no. 7 (2010): 61-73.
4. Bessarab V.F. Formirovanie interesa k professii u uchashhihsja srednih PTU v processe izuchenija special'nyh tehnologij [Formation of interest to the profession of students in secondary PTC in the study of special technologies]. Cheljabinsk, 1981. 15 p.
5. Vakulova I.N., Proskurjakova T.V., Solov'eva N.D. Voprosy stanovlenija professional'nyh planov [The questions of becoming professional plans]. Leningrad, 1979. 68 p.
6. Gordon L.A. Psihologija i pedagogika interesa [Psychology and pedagogy of interest]. Kiev, 1940. 348 p.
7. Dodonov B.I. Jemocija kak cennost' [Emotion as a value]. Moscow, 1978.
272 p.
8. Zimovina O.A. Sovetskaja pedagogika [Soviet pedagogy], no. 12 (1975):
53-59.
9. Kovalev A.G. Psihologija lichnosti [Psychology of personality]. Moscow, 1970. 391 p.
10. Krevnevich V.V. Formirovanie professional'noj napravlennosti u uchashhihsja starshih klassov [Formation of professional orientation of the pupils of the senior classes]. Moscow, 1958. 230 p.
11. Krjagzhde S.P. Voprosy psihologii [Questions of psychology], no. 3 (1985). http://www.voppsy.ru/issues/1985/853/853023.htm#a3 (accessed May 17, 2014).
12. Morozova N.G. Uchitelju o poznavatel'nom interese [To the teacher about cognitive interest]. Moscow, 1979. 48 p.
13. Mjasishhev V.N. Uchenye zapiski LGU [Training notes of the Leningrad State University], Issue 9, no. 214 (1956): 3-10.
14. Teplov B.M. Psihologija [Psychology]. Moscow, 1954. 220 p.
15. Shhukina G.I.. Problema poznavatel'nogo interesa v pedagogike [The problem of cognitive interest in pedagogy]. Moscow, 1971. 351 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Немыкина Анна Леонидовна, аспирантка Института управления
Белгородский государственный национальный исследовательский университет ул. Победы, д.85, г. Белгород, 308015, Россия e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR
Nemykina Anna Leonidovna, postgraduate student, Institute of management
Belgorod National Research University 85, Pobedy St., Belgorod. 308015, Russia e-mail: [email protected]
Рецензент:
Надуткина И.Э., кандидат социологических наук, доцент, профессор кафедры социальных технологий, ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»