Научная статья на тему 'Интерес к будущей профессиональной деятельности как категория педагогики'

Интерес к будущей профессиональной деятельности как категория педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
741
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРЕС К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INTEREST TO FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITY / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / COGNITIVE COMPONENT / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / EMOTIONAL COMPONENT / ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / BEHAVIOURAL COMPONENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмин Андрей Михайлович, Сазонов Игорь Юрьевич, Тарасевич Игорь Владимирович

Целью представленного в статье исследования было изучение интереса к будущей профессиональной деятельности у студентов вуза. Методы, использованные в работе, теоретический анализ психологопедагогической литературы и системное описание. Результаты. Рассмотрены различные точки зрения по поводу феномена интереса и разные подходы к определению сущности и структурированию интереса к профессиональной деятельности. Научная новизна исследования состоит в том, что в качестве важной составляющей профессиональной направленности личности студента уточнено понятие «интерес к будущей профессиональной деятельности», определена его структура, включающая три компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Практическая значимость исследования состоит в разработке педагогических условий формирования интереса у студентов к будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузьмин Андрей Михайлович, Сазонов Игорь Юрьевич, Тарасевич Игорь Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interest to Future Professional Activity as Category of Pedagogics

The aim of the investigation is to study the interest to future professional activity of students of higher education institution of physical culture. Methods. The methods involve theoretical analysis of psychology and pedagogical literature; a method of the system description. Results. The various points of view concerning a phenomenon of interest and different lines of thought to definition of essence and structurization of interest to professional work are considered. Scientific novelty. The concept «interest in future professional activity» as important component of a professional orientation of the identity of the student is defined; it includes three components: cognitive, emotional and behavioural. Practical significance. The research implications can be useful while developing of pedagogical conditions on formation of students’ interest in future professional activity.

Текст научной работы на тему «Интерес к будущей профессиональной деятельности как категория педагогики»

Образование и наука. 2015. № 4 (123)

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378.14(075)

Кузьмин Андрей Михайлович

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии Уральского государственного университета физической культуры, Челябинск (РФ). E-mail: kuzmin_AM@mail.ru

Сазонов Игорь Юрьевич

кандидат педагогических наук, доцент, директор Екатеринбургского филиала Уральского государственного университета физической культуры, Екатеринбург (РФ). E-mail: sazonovIG@mail.ru

Тарасевич Игорь Владимирович

старший преподаватель кафедры теории и методики физической культуры Екатеринбургского филиала Уральского государственного университета физической культуры, Екатеринбург (РФ). E-mail: Igorx45@mailru

ИНТЕРЕС К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК КАТЕГОРИЯ ПЕДАГОГИКИ

Аннотация. Целью представленного в статье исследования было изучение интереса к будущей профессиональной деятельности у студентов вуза.

Методы, использованные в работе, - теоретический анализ психолого-педагогической литературы и системное описание.

Результаты. Рассмотрены различные точки зрения по поводу феномена интереса и разные подходы к определению сущности и структурированию интереса к профессиональной деятельности.

Научная новизна исследования состоит в том, что в качестве важной составляющей профессиональной направленности личности студента уточнено понятие «интерес к будущей профессиональной деятельности», определена его структура, включающая три компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.

Практическая значимость исследования состоит в разработке педагогических условий формирования интереса у студентов к будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: интерес к будущей профессиональной деятельности, студенты, когнитивный компонент, эмоциональный компонент, поведенческий компонент.

Kuzmin Andrey M.

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Psychology, The Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk (RF). E-mail: kuzmin_AM@mail.ru

Sazonov Igor Yu.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Director of The Ural State University of Physical Culture Yekaterinburg Branch, Yekaterinburg (RF). E-mail: sazonovIG@mail.ru

Tarasevich Igor V.

Senior Lecturer, Theory and Methodology of Physical Culture Department, The Ural State University of Physical Culture Yekaterinburg Branch, Yekaterinburg (RF). E-mail: Igorx45@mail.ru

INTEREST TO FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITY AS CATEGORY OF PEDAGOGICS

Abstract. The aim of the investigation is to study the interest to future professional activity of students of higher education institution of physical culture.

Methods. The methods involve theoretical analysis of psychology and pedagogical literature; a method of the system description.

Results. The various points of view concerning a phenomenon of interest and different lines of thought to definition of essence and structurization of interest to professional work are considered.

Scientific novelty. The concept «interest in future professional activity» as important component of a professional orientation of the identity of the student is defined; it includes three components: cognitive, emotional and behavioural.

Practical significance. The research implications can be useful while developing of pedagogical conditions on formation of students' interest in future professional activity.

Keywords: interest to future professional activity, students, cognitive component, emotional component, behavioural component.

Преподаватели вузов отмечают у нынешнего поколения студентов отсутствие интереса к будущей профессиональной деятельности, что порождает равнодушие учащихся к получаемым знаниям, а иногда и подчеркнутое нежелание следовать принятым в учебном учреждении нормам. Среди многих проблем, связанных с совершенствованием профес-

сиональной подготовки, проблема формирования интереса к получаемой специальности ключевая и наиболее значимая [8-10]. Это обусловлено сущностью самого явления, обозначаемого термином «интерес». В переводе с латинского interesse обозначает «иметь важное значение».

К феномену интереса в разные эпохи обращались многие мыслители, педагоги, психологи. Отношение к значению интереса складывалось под влиянием социально-политических и морально-этических тенденций того или иного периода. Одними из первых, кто пытался исследовать сущность и генезис интереса, были П. Гольбах, И. Кант, Г. В. Ф. Гегель, считавшие его важнейшей пружиной поведения человека. Они соотносили интерес с конкретными его носителями и пытались через него более глубоко объяснить действия и поступки людей [16].

О необходимости формирования познавательного интереса у учащихся писал Я. А. Коменский, который в своем труде «Великая дидактика» советовал всеми возможными способами «воспламенять в детях горячее стремление к знанию» [5].

Видное место проблема интереса занимает в педагогической системе И. И. Гербарта. Он предложил одну из возможных классификаций видов интереса в их соотношении с характером познавательной деятельности.

В настоящее время в педагогике и психологии категория «интерес» встречается в словосочетаниях «интерес к чтению», «общественный интерес», «экономический интерес» и др. - т. е. к общему понятию присоединяется часть, указывающая на специфическую область интереса [3, 4]. В основе интереса лежит ориентировочный рефлекс: он способствует, с одной стороны, формированию окружающей социальной среды, а с другой - развитию человека. Анализ интересов индивида позволяет охарактеризовать его как личность, понять систему его ценностей и, если требуется, продумать и предпринять меры, корректирующие его предпочтения.

Актуальным в настоящее время является изучение интереса как по-требностно-мотивационной структуры. Интерес в этом плане определяется как «субъективная представленность элементов мотивационно-потреб-ностной сферы в виде побуждения к активности со стороны функциональных мотивов, удовлетворение которых связано не с результатом, а с процессом деятельности» [14].

В современных исследованиях прослеживаются и тенденции изучения интереса как личностного компонента. Так, Г. Д. Бабушкин отмечает, что в повышении качества подготовки специалистов существенное значение имеют выявление и отбор из числа абитуриентов именно тех, кто выказывает интерес и склонность к выбранной профессии, а также поддержание и развитие этих личностных склонностей на протяжении всего периода обучения в учебном заведении. Однако, к сожалению, сейчас абитуриенты (и их родители) больше ориентируются на возможность обуче-

ния в вузе на бюджетной основе, а не на получение соответствующей их приверженностям и личным качествам специальности [2].

В. В. Арнаутов связывает развитие интереса с преемственностью и переходностью этапов обучения. Например, стимулирование интереса к профессии учителя, по его мнению, осуществляется более эффективно, если задействованы все формирующие возможности различных компонентов профессиональной подготовки (теории, педагогической практики, внеаудиторной работы) и различных видов образовательных учреждений (детского сада, школы, колледжа, вуза) [1]. Мы разделяем эту точку зрения. Формирование интереса к будущей профессиональной занятости должно быть целостным, непрерывным процессом, базирующимся на интеграции учебных предметов, что позволит учащимся «увидеть» и понять место определенных курсов в их будущей трудовой практике, создать полное представление о будущей профессии и идеал профессионала, а значит, сделать процесс получения специальности более осмысленным и результативным [15].

В психолого-педагогических исследованиях доказывается тесная связь между интересом к будущей профессиональной деятельности и интересом к обучению ее основам. Так, Е. Н. Плетнева главным фактором развития интереса к учению считает наличие осознанной потребности студента в знаниях как реальной социальной и личностно значимой ценности. Действительно, потенциальная притягательность профессии зависит от того, в какой мере она отвечает глубинным ценностным ориента-циям человека [9].

Анализируя научную литературу, касающуюся проблем интереса к предстоящей профессиональной деятельности, мы пришли к выводу, что главными условиями его формирования являются, во-первых, актуализация терминальных и инструментальных ценностей студентов в ходе их профессиональной подготовки (что осуществляется посредством применения активных и интерактивных методов обучения); во-вторых, создание положительной эмоциональной атмосферы и благоприятного психологического климата учебного процесса.

Тщательная, продуманная педагогическая профориентационная работа является исключительно важной особенно в подростковом и юношеском возрасте, когда происходят выбор профессии и поступление в среднее специальное или высшее учебное заведение, определяющие дальнейший жизненный путь. В такой работе следует учитывать индивидуальные интересы, наклонности и способности каждой отдельно взятой личности [6].

В педагогических исследованиях под интересом часто понимают эмоционально выраженную познавательную направленность личности на овладение какой-либо деятельностью, в процессе которой человек реализует свои склонности, способности, убеждения. Интерес к профессиональ-

ной деятельности побуждает активно учиться, сознательно дифференцировать учебную информацию на важную и второстепенную относительно предстоящих трудовых обязанностей [12, 13].

Обратимся к структуре интереса к профессиональной деятельности, которой, к сожалению, уделяется мало внимания в психолого-педагогических работах [6, 7]. Выделяют обычно четыре компонента данной структуры: эмоциональный, мотивационный, интеллектуальный и волевой [2, 12, 13]. Однако эти компоненты не в полной мере отражают сущность феномена «интерес» относительно профессиональной деятельности. Мы предлагаем несколько иную структуру интереса. В нашем случае лишним представляется мотивационный компонент: если есть интерес, то нет нужды говорить о мотивации - она есть априори. Волевой компонент при наличии интереса также не существенен, так как в основе интереса лежит ориентировочный рефлекс. Вместе с тем, на наш взгляд, в связи с изложенным выше важной составляющей интереса к профессиональной деятельности является когнитивный компонент. Кроме того, структуру интереса к профессиональной деятельности стоит дополнить еще двумя компонентами - эмоциональным и поведенческим. Эмоциональный компонент демонстрирует отношение человека к миру, поэтому он не может быть не представлен в структуре интереса к профессии. В свою очередь, отношение человека к миру проявляется прежде всего в поведении, поступках и стиле взаимодействия с окружающей действительностью. Характеристики показателей уровней развития указанных компонентов раскрываются в табл. 1.

Таблица 1

Показатели проявления интереса к будущей профессиональной деятельности у студентов

Компоненты Уровни Показатели

1 2 3

Когнитивный 1-й студент владеет полным объемом знаний, входящих в содержание государственного стандарта и курса предмета, понимает их функцию в решении профессиональных задач

2-й студент владеет основным, но не полным объемом знаний или не понимает функцию некоторых из них в решении задач данного типа

3-й студент владеет только минимально необходимым объемом знаний, не понимает их функцию в решении задач

Эмоциональный 1-й студент испытывает богатый спектр эмоциональных реакций при рассмотрении материала по изучаемой теме; у него наблюдается рост качества и частотности поисковых вопросов при выполнении творческих заданий

1 2 3

2-й у студента ярко выражено стремление вникнуть в содержание задания и следовать его принципам, присутствует устремленность на результат, появляется сосредоточенность, поглощенность деятельностью, эмоциональная удовлетворенность ею

3-й студент начинает чувствовать удовлетворение в связи с выполняемой работой, появляется увлеченность содержанием занятия, но позитивное эмоциональное состояние присутствует не на всех этапах деятельности

Поведенческий 1-й у студента появляются желание продолжать деятельность за пределами отведенного времени, устойчивая ориентация на умственную деятельность, стремление к поиску новых способов решения задачи

2-й студент стремится достичь определенных, безусловно, положительных результатов во время аудиторных и лабораторных занятиях или при выполнении самостоятельных творческих заданий

3-й студент отдает предпочтение определенному типу занятий, проявляет явную сосредоточенность при работе с «приглянувшимся» материалом и инициативу при выполнении определенных заданий

Все компоненты структуры интереса к профессиональной деятельности развиваются постепенно и единовременно, что способствует поиску методов и приемов, позволяющих студентам перейти с одного уровня сформированности интереса на другой, более высокий. Возможности такого перехода и его мониторинга показаны в табл. 2.

Таблица 2

Характеристика показателей и уровней развития интереса студентов к будущей профессиональной деятельности

Компоненты Показатели Уровни Характеристика уровня

1 2 3 4

Когнитивный полнота усвоения знаний; понимание функций знаний в решении профессиональных задач 1-й студент овладевает полным объемом знаний в соответствии с содержанием курсов ФГОС ВПО и стремится получить дополнительные знания, понимает их функцию в решении профессиональных задач и способен применить их на практике

2-й студент овладевает объемом знаний, предусмотренных программой учебных курсов в рамках ФГОС ВПО, понимает функцию знаний в решении конкретных профессиональных задач

1 2 3 4

3-й студент справился с пробелами необходимым объемом знаний, но не до конца понимает их функцию в решении профессиональных задач, поэтому испытывает значительные затруднения в применении знаний на практике

Эмоциональный спектр эмоциональных реакций при изучении материала; качество и частотность поисковых вопросов, возникающих в процессе выполнения задания 1-й студент испытывает богатый спектр положительных эмоциональных реакций при рассмотрении материала по изучаемой теме; часто задает дополнительные вопросы преподавателю и стремится найти на них ответ самостоятельно

2-й студент сосредоточен и поглощен учебной деятельностью, эмоционально удовлетворен ею; он задает дополнительные вопросы преподавателю, однако самостоятельно не всегда готов искать ответы на них

3-й студент увлечен содержанием занятия, однако позитивное эмоциональное состояние присутствует не на всех этапах деятельности; он практически не задает вопросов по изучаемому материалу

Поведенческий стремление продолжать деятельность за пределами аудиторных занятий; стремление к поиску решения профессиональных задач 1-й у студента появляются желание продолжать деятельность за пределами отведенного аудиторного времени и устойчивое стремление к поиску новых способов решения профессиональных задач

2-й студент стремится достичь определенных, положительных показателей на занятии или при выполнении самостоятельных творческих заданий и овладеть решением определенного типа профессиональных задач

3-й студент не стремится искать информацию за пределами аудиторных занятий, не стремится овладеть решением профессиональных задач

Персональные интересы и ценности взаимосвязаны в структуре личности, они определяют ее активность и направленность на определенный род деятельности. Интерес является внутренним психологическим механизмом ориентировки в каком-либо классе, виде, группе ценностей [11]. Развитие интереса к профессиональной деятельности у студентов обеспечивает, по нашему мнению, формирование необходимых профессиональных качеств, а четкое понимание сущности, структуры, показате-

лей и критериев этого интереса позволяет сделать образовательный процесс планомерным и целенаправленным.

Статья рекомендована к публикации д-ром психол. наук, проф. Т. г. Горелковой

Литература

1. Арнаутов В. В. Развитие интереса к профессии учителя у студентов педколледжа в условиях учебно-научно педагогического комплекса: дис... канд. пед. наук. Волгоград, 1995. 207 с.

2. Бабушкин Г. Д. Формирование профессионального интереса к деятельности тренера: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Москва, 1992. 50 с.

3. Бодров В. А. Психологические основы профессиональной деятельности. Москва: Логос, 2007. 855 с.

4. Зеер Э. Ф. Психология профессий. Екатеринбург, 2004. 176 с.

5. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Москва: Логос, 2007. 215 с.

6. Кожемяко И. Л. Активизация познавательно-профессиональной деятельности студентов посредством мультимедиа технологий: дис ... канд. пед. наук. Кемерово, 2011. 267 с.

7. Крашенинникова Н. Б. Развитие педагогической рефлексии как условие подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности: на материале педагогического колледжа: дис. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2000. 207 с.

8. Магомедов М. И. Педагогические условия формирования готовности к профессиональной деятельности будущего учителя физической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2009. 22 с.

9. Плетнева Е. Н. Педагогические условия формирования интереса студентов к учению и поглощенности учебной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2008. 24 с.

10. Смирнов П. И. Педагогика и психология высшего образования. Москва: Академия, 2001. 304 с.

11. Фонарев А. Р. Психологические особенности личностного становления профессионала. Москва: МОДЭК, 2005. 216 с.

12. Циватая В. Н. Формирование интереса к профессии социального педагога в условиях вузовской подготовки: дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2000. 223 с.

13. Шлома С. Д. Формирование интереса к профессии у студентов колледжа при изучении специальных дисциплин: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2006. 20 с.

14. Шорохова Т. В. Проблема определения категории «интерес» в современной отечественной психологии и педагогике [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.eidos.ru/joumal/2004/1205.htm [дата обращения: 20.09.2014]

15. Joussemet M., Landry R., Koestner R. A self-determination theory perspective on parenting // Canadian Psychology. 2008. Vol. 49. P. 194-200.

16. Scorgie K., Sobsey D. Transformational outcomes associated with parenting children who have disabilities // Mental Retardation. 2000. V. 38, № 3. P. 195-206.

References

1. Arnautov V. V. Razvitie interesa k professii uchitelja u studentov ped-kolledzha v uslovijah uchebno-nauchno pedagogicheskogo kompleksa. [Development of interest in the teacher's profession in students of a teachers training college in the conditions of educational scientifically pedagogical complex]. Cand. diss. Volgograd, 1995. 207 p. (In Russian)

2. Babushkin G. D. Formirovanie professional'nogo interesa k dejatel'nosti trenera. [Formation of professional interest in activity of the trainer]. Doct. diss. Moscow, 1992. 50 p. (In Russian)

3. Bodrov V. A. Psihologicheskie osnovy professional'noj dejatel'nosti. [Psychological bases of professional activity]. Moscow: Publishing House Logos, 2007. 855 p. (In Russian)

4. Zeer E. F. Psihologija professij. [Psychology of professions]. Yekaterinburg, 2004. 176 p. (In Russian)

5. Zimnjaja I. A. Pedagogicheskaja psihologija. [Pedagogical psychology]. Moscow: Publishing House Logos, 2007. 215 p. (In Russian)

6. Kozhemyako I. L. Aktivizacija poznavatel'no-professional'noj dejatel'nosti studentov posredstvom mul'timedia tehnologij. [Activization of informative professional activity of students by means of multimedia of technologies]. Cand. diss. Kemerovo, 2011. 267 p. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Krasheninnikova N. B. Razvitie pedagogicheskoj refleksii kak uslovie podgotovki budushhego uchitelja k professional'noj dejatel'nosti: na materiale pedagogicheskogo kolledzha. [Development of a pedagogical reflection as condition of training of future teacher for professional activity: as exemplified in teacher training college]. Cand. diss. Nizhny Novgorod, 2000. 207 p. (In Russian)

8. Magomedov M. I. Pedagogicheskie uslovija formirovanija gotovnosti k professional'noj dejatel'nosti budushhego uchitelja fizicheskoj kul'tury. [Pedagogical conditions of formation of readiness for professional activity of future teacher of physical culture]. Abstract of cand. diss. Makhachkala, 2009. 22 p. (In Russian)

9. Pletnyova E. N. Pedagogicheskie uslovija formirovanija interesa studen-tov k ucheniju i pogloshhennosti uchebnoj dejatel'nosti. [Pedagogical conditions of formation of interest of students in the doctrine and preoccupation of educational activity]. Abstract of cand. diss. Moscow, 2008. 24 p. (In Russian)

10. Smirnov P. I. Pedagogika i psihologija vysshego obrazovanija. [Peda-gogika and psychology of the higher education]. Moscow: Publishing House Academy, 2001. 304 p. (In Russian)

11. Fonarev A. R. Psihologicheskie osobennosti lichnostnogo stanovlenija professionala. [Psychological features of personal formation of the professional]. Moscow: Publishing House MODEK, 2005. 216 p. (In Russian)

12. Civataja V. N. Formirovanie interesa k professii social'nogo pedagoga v uslovijah vuzovskoj podgotovki. [Formation of interest in a profession of the social teacher in the conditions of high school preparation]. Cand. diss. Moscow, 2000. 223 p. (In Russian)

13. Shloma S. D. Formirovanie interesa k professii u studentov kolledzha pri izuchenii special'nyh discipline. [Formation of interest in a profession at stu-

dents of college when studying special disciplines]. Cand. diss. Moscow, 2006. 20 p. (In Russian)

14. Shorokhova T. V. Problema opredelenija kategorii «interes» v sovremen-noj otechestvennoj psihologii i pedagogike. [Problem of definition of the category "interest" in modern Russian psychology and pedagogics]. Available at: http://www.eidos.ru/journal/2004/1205.htm. (In Russian)

15. Joussemet M., Landry R., Koestner R. A self-determination theory perspective on parenting. Canadian Psychology. 2008. Vol. 49. P. 194 - 200. (Translated from English)

16. Scorgie K., Sobsey D. Transformational outcomes associated with parenting children who have disabilities. Mental Retardation. 2000. V. 38. № 3. P. 195-206. (Translated from English)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.