Научная статья на тему 'Формирование интереса у студентов к будущей профессии (на примере студентов педагогического колледжа)'

Формирование интереса у студентов к будущей профессии (на примере студентов педагогического колледжа) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3183
329
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРЕС / ИНТЕРЕС К ПРОФЕССИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ / ПОТРЕБНОСТЬ / МОТИВ / ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ / МЕТОДЫ / ТЕХНОЛОГИИ / ЭКСПЕРИМЕНТ / INTEREST / INTEREST IN THE PROFESSION / PROFESSIONAL INTEREST / THE DIRECTION OF THE FORMATION / NECESSITY / MOTIVE / STAGES OF FORMATION / METHODS / TECHNOLOGY / EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шабалина Салия Мудагаровна

В статье раскрываются теоретические основы формирования интереса студентов к будущей профессии. В материале представлены авторские подходы к понятию «интерес», «интерес к профессии». Выделено несколько направлений определения интереса; моделирование профессиональных, производственных ситуаций как на учебных практических занятиях, так и на педагогических практиках; активное вхождение студентов в профессиональную среду в целях формирования интереса у студентов к будущей профессии. Статья раскрывает этапы формирования интереса у студентов педагогического колледжа г. Новокузнецка с использованием результатов опытно-экспериментальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF STUDENTS'' INTEREST TO THE FUTURE PROFESSION (AN EXAMPLE OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL COLLEGE)

In article theoretical bases of forming of interest of students in future profession reveal. In material author's approaches to the concept "interest";, "interest in a profession" are provided. Several directions of determination of interest are allocated; modeling of professional, production situations both on an educational practical training, and on pedagogical practicians; active occurrence of students on professional Wednesday for the purpose of forming of interest at students in future profession. Article opens stages of forming of interest at students of teacher training college of Novokuznetsk with use of results of experienced and experimental work.

Текст научной работы на тему «Формирование интереса у студентов к будущей профессии (на примере студентов педагогического колледжа)»

УДК:378.2

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА У СТУДЕНТОВ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ

(НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА)

С.М. Шабалина

Аннотация. В статье раскрываются теоретические основы формирования интереса студентов к будущей профессии. В материале представлены авторские подходы к понятию «интерес», «интерес к профессии». Выделено несколько направлений определения интереса; моделирование профессиональных, производственных ситуаций как на учебных практических занятиях, так и на педагогических практиках; активное вхождение студентов в профессиональную среду в целях формирования интереса у студентов к будущей профессии. Статья раскрывает этапы формирования интереса у студентов педагогического колледжа г. Новокузнецка с использованием результатов опытно-экспериментальной работы.

Ключевые слова: интерес, интерес к профессии, профессиональный интерес, направления формирования, потребность, мотив, этапы формирования, методы, технологии, эксперимент.

THE FORMATION OF STUDENTS' INTEREST TO THE FUTURE PROFESSION

(AN EXAMPLE OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL COLLEGE)

S. Shabalina

Abstract. In article theoretical bases of forming of interest of students in future profession reveal. In material author's approaches to the concept "interest", "interest in a profession" are provided. Several directions of determination of interest are allocated; modeling of professional, production situations both on an educational practical training, and on pedagogical practicians; active occurrence of students on professional Wednesday for the purpose of forming of interest at students in future profession. Article opens stages of forming of interest at students of teacher training college of Novokuznetsk with use of results of experienced and experimental work.

Keywords: interest, interest in the profession, the professional interest, the direction of the formation, necessity, motive, the stages of formation, methods, technology, experiment.

Процесс подготовки будущего педагога в условиях педагогических учебных заведений включает в себя не только приобретение знаний, умений и навыков, но и формирование интереса к будущей профессии, а значит и формирование профессиональных умений, что весьма актуально. Для формирования интереса к будущей профессии, тем более педагога, требуются свои подходы, формы, методы, педагогические технологии и средства. Недостаточная разработанность теоретических и методических основ этого процесса в условиях профессиональной подготовки будущих педагогов в профессиональном учебном заведении указывает на противоречие между: возрастающими требованиями к качеству профессиональной подготовки будущих педагогов, необходимости сформированности у них интереса к педагогической профессии.

Изучая проблему интереса и формирование его у студентов к будущей профессии, был проведен анализ литературы, который показал, что выделяется несколько направлений определения интереса. Первое направление -аксиологическое. Оно связано с этимологией слова «интерес». «Я заинтересован в чем-то, мне

это интересно, мне это нужно, важно» - таково его широкое понимание, что соответствует буквальному переводу слова "interest" с латинского - имеет значение, важно [3].

Второе направление определения интереса называют аттитюдным (англ. attitude -отношение), так как некоторые исследователи рассматривают интерес как познавательное отношение человека к окружающему его миру. Н.Г. Морозова утверждает, что интерес - это эмоционально-познавательное отношение между субъектом и объектом [6], а по В.И. Ковалеву — это устойчивое положительное эмоциональное отношение [4].

Третье направление - векторное, это направление о качестве личности, а именно, о личностном образовании, что представляет высший уровень сознания, обеспечивает развитие и саморазвитие личности. Л. Рубинштейн под интересом понимал специфическую

направленность личности; в словаре К.К. Платонова интерес рассматривается как одна из форм направленности личности. В.Б. Бондаревский уточняет, что это специфическая познавательная направленность личности [1].

Необходимо также выделить четвертое направление определения интереса -потребностно — мотивационное направление. Одной из форм проявления познавательной потребности является интерес. Интерес - это своего рода мотив познавательной деятельности, а значит включает в себя эмоциональную привлекательность и осознанную значимость.

Мы разделяем точку зрения тех авторов, которые считают, что понятия «интерес к профессии» и «профессиональный интерес» нужно разграничить. Понятие «интерес к профессии» имеет место в процессе обучения студентов, а понятие «профессиональный интерес», занимая более высокую и содержательную планку, можно отнести к дальнейшей профессиональной деятельности педагога. Но в рамках профессиональной подготовки в педагогическом учебном заведении можно говорить лишь о формировании «интереса к профессии». В ходе профессиональной подготовки будущего педагога в средних и высших педагогических учебных заведениях студенты активно входят в профессиональную среду. Они при этом моделируют профессиональные, производственные ситуации как на учебных практических занятиях, так и на педагогических практиках.

Интерес к будущей профессии - это осознанное положительное отношение к профессии, побуждающее человека проявлять познавательную активность в целях изучения особенностей профессии и себя в ней. Интерес к будущей профессии оказывается побудительной силой к учебной деятельности и проявляется в активном поиске, исследовательском подходе, готовности к решению педагогических задач. Зимняя И.А. считает, что — это эмоциональное переживание познавательной потребности [2].

В ходе обучения студентов можно выделить несколько этапов становления и закрепления их интереса к будущей профессии:

- 1 этап. Знакомство с выбранной специальностью, что представляет эмпирический этап; это происходит на первом курсе. На этом этапе необходимо вызвать первичный интерес к будущей профессии, для этого необходимо заинтересовать студентов интересным и содержательным материалом, что способствует активизации познавательной деятельности. На данном этапе интерес пока еще неустойчивый.

— 2 этап. Осознание социальной роли педагога и его предназначения в обществе на основе теоретического обучения. На этом этапе интерес у студентов к будущей профессии отличается относительной устойчивостью, стремлением к познанию существенных свойств

предметов, явлений, для чего преподавателем подбираются задания, стимулирующие результат деятельности. Корректируются мотивы овладения профессией. К концу обучения на втором курсе интерес носит прикладной и относительно устойчивый характер.

- 3 этап. Теоретико-творческий этап на основе профессиональной направленности. На этом этапе интерес становится устойчивым, побуждает к систематической, целеустремлённой деятельности по совершенствованию

профессионального мастерства; он уже носит более действенный характер, студентов привлекает и сама деятельность, и конечно, её результат, появляется интерес к профессиональному учению. Используя активные методы и формы организации учебного процесса, студенты погружаются в педагогическую деятельность; создаются ситуации успеха на занятиях, на которых они проявляют познавательную активность; проводится систематический анализ результатов;

организуется педагогическая практика. Преподаватели осуществляют подбор заданий, направленных на укрепление интереса к будущей профессии.

Прохождение педагогической практики, где происходит апробация и корректировка студентами приобретенных теоретических знаний, дидактических умений и навыков, направлено на формирование интереса к будущей профессии. Разработка заданий, ее умелая организация с учетом выбранной педагогической технологии, методов активного и интерактивного обучения активизируют творчество студентов. Педагогическая технология означает такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в нее действия представляются в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. К педагогическим технологиям по формированию интереса к будущей профессии мы относим игровые технологии, технологии интерактивного обучения, применение которых позволяет осуществлять активное психолого-

педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса. Педагогическая суть деловых игр заключается в активизации мыслительной деятельности, повышении самостоятельности будущего педагога, творчества, сближая деловую игру с технологией проблемного обучения, с перспективой подготовки студентов к практической профессиональной деятельности.

— 4 этап. Характерная особенность следующего этапа состоит в том, что он отражает избирательное отношение личности к определённой профессии и характеризуется большей опосредованностью, устойчивостью, направленностью интеллектуальных и волевых усилий на овладение необходимыми для профессии знаниями, умениями и навыками. К концу последнего года обучения интерес к будущей профессии становится более устойчив, характеризуется глубиной и широтой; возможно достижение уровня созидателя. Студенты выполняют и защищают выпускную квалификационную работу. Преемственность этапов сохраняется на протяжении всего срока обучения.

Исследование по формированию у студентов интереса к профессии педагога проводилось на базе педагогического колледжа № 2 г. Новокузнецка с ноября 2013 г. по апрель 2014 г.

Формирование у студентов интереса к профессии педагога по избранной специальности мы рассматривали на основе внедрения в практику различных форм, методов активного обучения, педагогических технологий интерактивного обучения. Для определения уровня профессиональной направленности у студентов был использован тест - опросник по Т.Д. Дубовицкой. Было выявлено, что высокий уровень интереса к будущей профессии показали 12,5% студентов; средний уровень - 50%; низкий уровень - 37,5%. В контрольной группе результаты были следующие: с высоким уровнем — 12%, со средним - 45%, с низким — 43%.

Следующий этап экспериментальной работы включал в себя серию занятий по методике физического воспитания и развития с использованием различных методов, форм, средств обучения, педагогических технологий и внеклассных часов, что послужило экспериментальным фактором. Одна группа студентов обучалась по традиционной методике, а экспериментальная с использованием методов активного и интерактивного обучения. Нами были посещены учебные занятия по методике физического воспитания и классные часы. Занятия были разработаны студентами при содействии преподавателя Строд Нины Николаевны. Все занятия были построены на создании проблемных ситуаций с использованием технологий и методов активного и интерактивного обучения. Наблюдения показали, что студенты были заинтересованы, активно участвовали в дискуссиях, уверенно проводили рефлексию. Результаты наблюдений указывают на то, что процесс формирования у студентов интереса к профессии педагога

проходил весьма продуктивно. Применялись методики проведения физкультурных занятий для разновозрастных групп.

Таким образом, на формирующем этапе по формированию интереса у студентов к будущей профессии педагога использовались: лекции -беседы, проблемные методы, оценочные тесты, деловые игры, технологии проблемного обучения, технологии развивающего обучения. Классный час проводился по теме: «Моя будущая профессия - педагог». Цель классного часа: формирование интереса у студентов педагогического колледжа к будущей профессии и создание условий для формирования положительного отношения к учебной деятельности при условии использования групповых форм взаимодействия на основе сотрудничества.

Анализируя данные, полученные при проведении контрольного этапа с использованием методик определения уровня профессиональной направленности студентов, отметим, что среди студентов, принимавших участие в эксперименте, высокий уровень сформированности интереса к профессии показали 40% студентов; средний уровень - 50%; низкий уровень - 10% студентов; в контрольной группе результаты получились следующие: высокий уровень - 21%; средний — 49%; низкий - 30%. Таким образом, в контрольной группе высокий уровень сформированности интереса к профессии педагога увеличился на 9%; средний увеличился на 4%; низкий уровень уменьшился на 13%; в экспериментальной группе высокий уровень увеличился на 27,5%; средний уровень не изменился; низкий уровень уменьшился на 27,5%.

Выводы. На основе проведенной экспериментальной работы к наиболее эффективным формам обучения в формировании у студентов интереса к профессии можно отнести следующие: викторины, зачет, экзамен, лекции на основе проблемных ситуаций, КВН, конференции, конкурс профессионального мастерства, педагогическая практика, дни открытых дверей и другие. К наиболее значимым методам обучения по формированию интереса к профессии можно выделить такие, как: учебная дискуссия, метод проблемного обучения; метод синектики; метод инверсии; методы стимуляции творческого мышления; метод проб и ошибок; мозговой штурм, деловая игра «Минипрактика будущего педагога»; учебная дискуссия; мультимедийные презентации, подготовленные и преподавателем, и студентами.

Анализируя полученные результаты, можно сказать, что в контрольной группе с традиционной формой обучения высокий уровень

сформированности интереса у студентов к будущей профессии изменился незначительно. В экспериментальной группе высокий уровень формирования интереса к будущей профессии увеличился. Студенты осознавали значимость будущей профессии, переосмысливали ценности в жизни, что свидетельствует о том, что в процессе обучения на основе любознательности, создания проблем и их разрешения, активной познавательной и мыслительной деятельности происходило переосмысление студентами и формирование у них интереса к будущей профессии. Проведенное исследование показало, что уровень формирования интереса у студентов к будущей профессии изменился. Динамика наблюдалась в лучшую сторону в обеих группах, но в группе с экспериментальным фактором

показатели на конец эксперимента оказались выше.

В предложенном материале определение «интереса к профессии» педагога указывает на активную познавательную профессиональную деятельность, в результате чего обеспечивается положительное отношение к будущей профессии педагога.

Отсюда практическая значимость данного исследования заключается в том, что предложенная этапность по формированию у студентов педагогического учебного заведения интереса к будущей профессии носит обобщенный характер и может быть рекомендована по совершенствованию профессиональной подготовки будущего педагога.

Литература:

1. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В.Б. Бондаревский. - М.: Просвещение, 1985. - 144 с.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология обучения / И.А. Зимняя. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. -480 с.

3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. -

СПб.: Питер, 2000. - 512 с.

4. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности / В.И. Ковалев. - М.: Наука, 1988. - 192 с.

5. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. - М.: Знание, 1979. - 48 с.

Сведения об авторе:

Шабалина Салия Мудагаровнаг (г. Новокузнецк, Россия), кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, доцент кафедры общей и дошкольной педагогики и психологии, Кемеровский государственный университет Новокузнецкий филиал (институт), e-mail: shabalina.gm@mail.ru

Data about the author:

S. Shabalina (Novokuznetsk, Russia), candidate of pedagogic Sciences, deserved teacher of the Russian Federation, associate Professor of Department of General and preschool pedagogy and psychology, Kemerovo State University Novokuznetsk branch Institute, e-mail: shabalina.gm@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.