Научная статья на тему 'Развитие «Познавательного» компонента эмоциональной направленности студентов вуза'

Развитие «Познавательного» компонента эмоциональной направленности студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
366
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоциональная направленность личности (ЭНЛ) / типы ЭНЛ: альтруистическая / коммуникативная / глорическая / праксическая / пугническая / романтическая / гностическая / эстетическая / гедонистическая / акизитивная / студенчество / обучение в вуз / emotional direction of personality (EDP) / types of EDP: altruistic / communicative / gloric / praxis / strifal / romantic / gnostic / aesthetic / hedonistic / accusative / the students / studying at the higher school.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — А В. Гришина, М В. Косцова

Рассмотрен эмоциональный компонент профессионального самоопределения студентов (на примере технических специальностей). Выделен «познавательный» компонент эмоциональной направленности личности в качестве индикатора профессионального самоопределения личности. Эмоциональный спектр познавательных переживаний студентов реализуется в следующих эмоциях: стремление к познанию, преодоление противоречий, а также чувство красоты и возвышенного. Были предложены методики по формированию познавательного компонента эмоциональной направленности личности. Интерактивные методики имеют инновационный характер с помощью метафорических ассоциативных карт и песочной терапии и свидетельствуют об их эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — А В. Гришина, М В. Косцова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF «COGNITIVE» COMPONENT OF THE EMOTIONAL ORIENTATION OF STUDENTS IN THE COURSE OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

The article describes the main features of professional self-determination of students (for example, technical skills). Dedicated cognitive component of emotional orientation of the individual as an indicator of professional self-identity. The emotional range of cognitive experiences of students is realized in the following emotions: the desire for knowledge, overcoming contradictions and sense of beauty and the sublime. Methods have been proposed for the formation of the cognitive component of emotional orientation of the individual. Interactive methods are innovative by using associative maps and sand therapy, show its effectiveness.

Текст научной работы на тему «Развитие «Познавательного» компонента эмоциональной направленности студентов вуза»

УДК 159.942.2

РАЗВИТИЕ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО» КОМПОНЕНТА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

© 2018 А.В. Гришина1, М.В. Косцова2

'канд. психол. наук, доцент кафедры общей психологии e-mail:nast_kostsova@mail. ги

Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Севастополь)

2канд. психол. наук, доцент кафедры психологии e-mail:mashasev@mail. ги

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Севастопольский государственный университет» (г. Севастополь)

Рассмотрен эмоциональный компонент профессионального самоопределения студентов (на примере технических специальностей). Выделен «познавательный» компонент эмоциональной направленности личности в качестве индикатора профессионального самоопределения личности. Эмоциональный спектр познавательных переживаний студентов реализуется в следующих эмоциях: стремление к познанию, преодоление противоречий, а также чувство красоты и возвышенного. Были предложены методики по формированию познавательного компонента эмоциональной направленности личности. Интерактивные методики имеют инновационный характер с помощью метафорических ассоциативных карт и песочной терапии и свидетельствуют об их эффективности.

Ключевые слова: эмоциональная направленность личности (ЭНЛ), типы ЭНЛ: альтруистическая, коммуникативная, глорическая, праксическая, пугническая, романтическая, гностическая, эстетическая, гедонистическая, акизитивная; студенчество, обучение в вузе.

Эмоции, эмоциональная направленность личность (ЭНЛ), эмоциональный интеллект - важные детерминанты формирования целостной личности. Особенно актуальна эмоциональная составляющая в процессе профессионального становления личности. В работе Б.И. Додонова «Эмоции как ценность» эмоции в профессиональном плане носят «ненасыщаемый» характер. Таким образом, они являются внутренним индикатором таких психологических характеристик, как удовлетворенность профессиональным выбором, карьерные интенции, жизненная успешность субъекта в целом [Додонов 1977].

В современных психологических исследованиях эмоциональная направленность личности выступает в качестве основного компонента профессиональной деятельности на разных этапах социогенеза: с точки зрения направленности личности [Спиридонова 2011], с позиции личностных ресурсов [Яблонски 2009], исходя из уровня выгорания социономических профессий [Доценко 2008]. Речь идет не о конкретной эмоциональной направленности, а о целом симптомокомплексе, который представлен в выраженности конкретных эмоциональных переживаний: «гуманистического»,

«познавательного», «идеалистического» и «пугнического», разработанных в рамках нашего диссертационного исследования [Гришина 2013].

В данной статье репрезентированы результаты развития «познавательного» компонента эмоциональной направленности студентов вуза.

Цель данной статьи - апробация инновационных технологий по развитию «познавательного» компонента эмоциональной направленности студентов как значимых ценностных характеристик субъекта.

Исследование проводилось на студентах I, III и V курсов Севастопольского государственного университета на базе Института ядерной энергии и промышленности (направления подготовки: «атомная энергетика», «электротехника», «химические технологии»). В исследовании приняли участие 450 студентов инженерных специальностей (по 150 респондентов от каждого курса) в течение 2015-2017 гг. В рамках формирующего эксперимента был использован следующий психодиагностический инструментарий: «Методика исследования эмоциональной направленности личности» (анкета Б.И. Додонова в модификации Е.Р. Гореловой); тест-опросник для определения уровня профессиональной направленности студентов Т.Д. Дубовицкой; методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной; опросник профессиональной готовности Л.Н. Кабардовой; проективная методика «Символ жизненного успеха» Е.Б. Старовойтенко; тест М. Рокича «Ценностные ориентации».

Для «познавательного» компонента эмоциональной направленности будущего инженера выявлены прямые корреляционные связи с типом профессии «Человек -Техника» [Климов 1996] (программное обеспечение «STATISTICA 6.0»), предметной областью которых выступают естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, формулы, что, на наш взгляд, является следствием достаточно сформированных профессиональных интересов.

Была выявлена взаимосвязь между гностической эмоциональной направленностью и ценностью «Наличие хороших и верных друзей» , что доказывает влияние эмоциональных конструктов на формирование ценностных ориентаций в процессе профессионального обучения, а также становление когнитивных компонентов направленности будущего специалиста в процессе межличностного общения.

Результаты статистической обработки эмпирической данных с помощью ранговой корреляции Спирмена для «познавательного» компонента ЭНЛ (N=450)

Переменные Переменные г t p-level

«Человек - техника» (оценка умения) гностическая ЭНЛ 0,280456 3,00820 0,003283

«Человек - техника»

(эмоциональное гностическая ЭНЛ 0,275100 2,94600 0,003958

отношение)

Ценностная ориентация «Наличие хороших и гностическая ЭНЛ 0,189835 1,99067 0,49091

верных друзей»

Авторская модель развития эмоциональной направленности будущих инженеров включает в себя следующие этапы: 1 этап - выражение эмоциональных переживаний; 2 этап - идентификация эмоций; 3 - повышение уровня эмоциональной направленности личности как ценностных ненасыщаемых эмоций личности [Гришина 2013].

В рамках формирующей программы развития «познавательного» компонента эмоциональной направленности студента были поставлены следующие задачи:

1) развитие когнитивных переживаний в процессе обучения в вузе;

2) идентификация эмоционально-ценностных переживаний профессиональных мотивов;

3) сопоставление эмоциональных переживаний с доминирующими профессиональными ценностями.

4) включение эмоционального компонента в процесс формирования образа профессионала.

В рамках формирующего эксперимента был разработан следующий психологический инструментарий.

Методика «Мои позитивные / негативные эмоции в процессе обучения в вузе» с помощью ассоциативных карт «Persona». В процессе работы были выявлены следующие негативные переживания у студентов: огорчение, страх, чувство несправедливости, обида и т.д. При апробации методики были определены позитивные переживания будущих инженеров: радость, хорошее настроение, чувство сопричастности, стремление нечто понять, проникнуть в сущность явления, чувство догадки, близости решения, радость открытия истины, успеха. Было отмечено, что позитивных высказываний в процессе тренинга было больше, чем негативных, что доказывает значимость интеллектуальных (гностических) эмоций в процессе получения высшего образования.

Основной целью гностического аспекта профессиональных мотивов была определена идентификация эмоционально-ценностных переживаний

профессиональных мотивов. Основой данной методики стала теория Э. Диси, в которой рассматриваются потребности в виде следующих компонентов: потребность в самодетерминации (потребность ощущать самого себя источником собственной активности); потребность в компетентности (потребность ощущать себя компетентным, знающим и умеющим что-то делать); потребность в значимых отношениях (потребность быть включенным в значимые отношения с другими людьми в процессе деятельности).

С помощью песочной психотерапии студентам-инженерам была предложена методика «Базовые потребности Эдварда Диси» (45 минут) (см. рис.), целью которой является идентификация эмоционально-ценностных переживаний профессиональных мотивов.

Удовлетворение базовых потребностей (в понимании Э. Диси)

Психологическое благополучие

Внутренняя мотивация

Базовые потребности по Э. Диси

Студентам предлагалось выбрать себя и шесть игрушек, которые символизируют следующие категории в профессиональной деятельности: «активный / пассивный», «компетентный / некомпетентный» и «важные люди / неважные люди». Выставляя фигуру себя, а также своих профессиональных потребностей, респонденты находили то место в песочнице, которое символизировало состояние себя, своих актуальных переживаний.

Подводя итоги тренинговой методики, студенты акцентировали внимание на том, что «очень трудно было найти "правильное" место для всех противоположно направленных желаний» (Сергей, 21 год).

Было отмечено, что некоторые студенты пытались выстроить свои потребности в виде круга, при этом акцентировали внимание на своей личности, которая находится посередине (эгоцентрация). Другие же участники, наоборот, размещали потребности в одной из частей песочницы (в большинстве случает около бортиков, то есть делали выбор неосознанно), а себя ставили с другой стороны. Таким образом, мы видим полное игнорирование своих желаний, внутренних мотивов и переживаний, что негативно влияет на весь процесс профессионального самоопределения.

Интерактивная методика «Эмоции и учеба». Цель: формирование ценностных профессиональных переживаний в процессе профессиональной подготовки. Инструментарий: ассоциативные карты «ОХ».

1 этап методики: вслепую выбираем рамку из колоды «ОХ», на которой написано определенное слово, символизирующее отношение к обучению в вузе.

Ведущий: «Есть ли какие-нибудь параллели с надписью у тебя в жизни? Назови синонимы к слову в рамке, свои ассоциации. Какая реакция была на слово? С каким чувством вы это говорите? Часто чувства идут слоями: растерянность, усталость, обида, жалость к себе. Картинка выводит на уровень сознания».

2 этап: участники вслепую выбирают одну маленькую карту, которая будет являться содержанием этой рамки (в виде рисунка).

Ведущий: «Как можно объединить две картинки? Как их можно назвать? Можно провести параллели с вашей мотивацией к обучению?».

В процессе тренинговой работы были заданы следующие уточняющие вопросы:

- Когда ты смотришь на картинку, ты, скорее, где?

- Какие у тебя эмоциональные переживания?

- Где эти эмоциональные переживания в теле?

- Если бы у этой картинки было название, то какое бы оно было?

Участники тренинга выбирали карту и отвечали на вопрос: «Какие ценности в

профессии ты видишь на этой картинке?».

Алексей, 20 лет: «Сначала я выбрал карту, на которой было написано «Начало», и я подумал, что мои ценности еще только формируются... Затем я взял картинку с изображением трех людей за высоким столом и одного человека напротив. Сразу почувствовал волнение, как на экзамене. Объединив две картинки, я назвал свою работу «Трудные будни студента». Я осознал, что мои переживания усиливаются во время сдачи экзамена. Наверное, мне еще трудно понять ценность будущей профессиональной деятельности, так как больше волнуюсь за сдачу зачетов и экзаменов. Но благодаря сегодняшнему занятию - я об этом уже задумался. Спасибо!».

Рефлексивный этап развития познавательного компонента ЭНЛ был отражен в упражнениях, направленных на формирование образа «Я- профессионала». Для этого нами были использована интерактивная методика «Ретросектива» [Косцова 20].

Для этого упражнения студенты должны были подготовить три фотографии: первая - детская фотография, которая отвечает на вопрос «Кто для меня другие?»; вторая - подростковая, соответствует вопросу «Что для меня мое тело?» и третья -фото настоящего времени с вопросом «Кто я для себя?». К каждой фотографии участники подбирали игрушку и выставляли свою композицию в песочницу.

Временные этапы фотографий, выбранные в методике, не случайны, так как в детском возрасте очень важна детско-родительская коммуникация, в подростковом возрасте на первый план выходит проблема принятия своей внешности, а в настоящее

время, во время студенчества, - идентификация себя в профессиональном плане. Поэтому данная методика способствует формированию целостного образа студента с принятием своей телесности, межличностных коммуникаций и образа «Я-профессионала».

По итогам упражнения можно сделать следующие выводы, что данная методика показала отсутствие целостности восприятия действительности, в том числе фигурирует дисбаланс в эмоциональной сфере. В большинстве случаев существует разрыв между картинками и выбираемыми игрушками.

Для подтверждения эффективности развивающей программы была проведена повторная психодиагностика в контрольной и экспериментальной группах с помощью непараметрического критерия Манна-Уитни (программное обеспечение «STATISTICA 6.0») и выявлены значимые различия в исследуемых группах по следующим переменным: профессиональные склонности в структуре «Человек - техника» (при U=117, при p <0,05), образ «Я-профессионала» (при U=127, при p <0,05), уровень профессиональной направленности (при U=110, при p <0,05), гностическая эмоциональная направленность личности (при U=110, при p <0,05), изменения по целому спектру ценностных ориентаций: «Интересная работа», «Познание», «Развлечение», «Любовь», «Наличие хороших и верных друзей», «Общественное признание» и «Свобода» (при U=105, при p <0,05).

Таким образом, данная программа по развитию познавательного компонента эмоциональной направленности студентов доказала свою эффективность. С развитием познавательного компонента эмоциональной направленности личности формируются основные компоненты профессионального самоопределения будущих специалистов на этапе профессиональной подготовки. Данные интерактивные, психотерапевтические, рефлексивные методики носят инновационный характер (с использованием метафорических ассоциативных карт, песочной психотерапии) и свидетельствуют об их эффективности.

Библиографический список

Гришина А.В. Диагностика уровня эмоциональной направленности личности (ЭНЛ) студентов в процессе обучения в вузе (на примере технических специальностей) // Гумаштарний вюник ДВНЗ «Переяслав-Хмельницький ДПУ iменi Григорiя Сковороди»: [зб. наук. пр.]. 2012. Вип. 25. С. 291-295.

Гришина А.В. Розвиток емоцшно! спрямованост студентiв у процес !х професiйного самовизначення : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 . Киев, 2013. 216 с.

Гришина А.В. Экспериментальная модель развития эмоциональной направленности личности в процессе профессионального самоопределения студентов вуза (на примере исследования обучающихся техническим специальностям) // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». Челябинск, 2013. Т. 6, №2. С. 98-103.

Гришина А.В., Косцова М.В. Развитие пугнической эмоциональной направленности (ЭНЛ) студентов в процессе их профессионального самоопределения // Науковий часопис НПУ iменi М.П. Драгоманова. Серiя № 12. Психолопчш науки: зб. наукових праць. Киев: НПУ iменi М.П. Драгоманова, 2015. № 2 (47). С. 9-15.

Додонов Б.И. Типы общей эмоциональной направленности людей и тенденции структурирования их эмоциональной сферы // Вопр. психол. 1972. № 1. С. 27-31.

Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1977. 272 с.

Доценко О.Н. Эмоциональная направленность представителей социономических профессий с различным уровнем выгорания: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.03. М., 2008. 28 с.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-н/Д: Феникс, 1996. 512 с.

Спиридонова Н. Ю. Связь направленности личности с выбором профессии в юношеском возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13. М., 2011. 27 с.

Яблонски Н.Е. Личностно-психологические ресурсы позитивной эмоциональной направленности (на примере личности судоводителя): дис. . канд. психол. наук: 19.00.01. Краснодар, 2009. 230 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.