25. Маниковская, О.В. Опыт построения образовательного пространства становления субъектноети учащихся в диалоговых отношениях обучения литературе [Текст] /
О. В. Маниковская // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 4. - С. 180 - 188.
26. Бобыкина, И.А. К проблеме развития самообразовательной компетенции учащихся [Текст] / И.А. Бобыкина // Сибирский педагогический журнал. - 2009. -■ № 4, -С. 196 - 204.
27. Яковлев, М.И. Влияние отношений личности к прошлому, настоящему и будущему на развитие личностного самоопределения специалиста в процессе профессионального становления [Текст] / М.И. Яковлев // Сибирский педагогический журнал. -2009. - №4. - С. 288 - 296. '
28. Дмитриева, С.А. Проблема личностной тревожности у воспитанников детского дома, имеющих задержку психического развития [Текст] / С.А. Дмитриева // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 4. - С. 311 - 319.
29. Батракова, С.Н. Личностное смыслосозидание как проблема образовательного процесса [Текст] / С.Н. Батракова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 4. -С. 133 - 139.
30. Щуркова, Н.Е. Психологические механизмы педагогики нежности [Текст] / Н.Е. Щуркова// Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 191-204.
31. Щуркова, Н.Е. Феномен общения в контексте нежной педагогики [Текст] /
Н.Е. Щуркова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 1. - С. 205-224.
32. Виткин, А. П. Динамика рыночных и этических представлений студенческой молодежи в процессе социализации [Текст] / А.П. Вяткин // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № I. - С. 234-242.
УДК 37.032
Спиридонова Наталья Юрьевна
Аспирант кафедры психологии развития, акмеологии Астраханского государственного университета, nata-spiridonova@yandex.ru, Астрахань
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
Spiridonova Natalia Yurievna
Post-graduate student of the department of psychology of development and akmelogy, nata-spiridonova@yandex.ru, Astrakhan
PECULIARITIES OF DEVELOPMENT OF YOUTH EMOTIONAL ORIENTATION IN CONDITIONS OF PROFESSIONAL
SELF-DETERMINATION
Введение
Изучение особенностей юношеского возраста в современной психологической науке стало задачей традиционной. Однако интерес исследователей к данному периоду онтогенеза вполне закономерен, так как характер изменений, происходящих на данном этапе развития, оказывает непосредственное воздействие на весь жизненный путь человека.
Особенности ведущей деятельности юношеского возраста (учебно-
профессиональной [1] в сочетании с деятельностью по усвоению норм взаимоотношений [2]), основных психических новообразований (рост самосознания [3], профессиональное самоопределение [4]) и социальной ситуации развития (двойственность позиции «Я в обществе» и «Я и общество» с преобладанием позиции «Я в обществе» [2]) создают условия совершения адекватного выбора профессии в данный период онтогенеза, выбора смысла жизни и как следствие — выбора собственного места в жизни.
По мнению П. М. Якобсона в юношеском возрасте выбор профессии становится не просто реальной проблемой, решение которой неизбежно приближается с окончанием школы, но и «проблемой, которая рождает отчетливо выраженное эмоциональное отношение <...> и заставляет подумать о целях жизни, о том, что может явиться предметом устремленности, приложения кипучих юношеских сил» [5, с. 148]. В итоге на конкретные виды отношений у молодых людей постепенно формируются определенные ценные и желанные для них переживания, которые в свою очередь становятся причинным фактором развития личности, отражающимся во многих ее проявлениях [б, с. 36-45]. То есть в юношеском возрасте постепенно формируется эмоциональная направленность личности (ЭНЛ), которая впоследствии как составляющая мировоззренческой направленности обусловливает систему предпочтений и оценок людей в различных видах деятельности, характер взаимоотношений с окружающими, представления человека о своем будущем, о своем месте в мире и в жизни, о счастье. Как утверждает Б.И. Додонов [7], эмоциональная направленность, сформировавшаяся в процессе и под влиянием какой-либо деятельности человека, впоследствии сама начинает оказывать воздействие на выбор новых форм деятельности. Именно эмоциональная направленность личности определяет выбор сферы деятельности и ее процессуальные моменты.
Организация и методы исследования
Теоретическое исследование психологических особенностей юношеского возраста, типологических проявлений эмоциональной направленности личности и обусловленность ими выбора сферы деятельности позволило сформулировать гипотезу, которая легла в основу эмпирического исследования.
Гипотеза: особенности развития эмоциональной направленности личности как существенного фактора профессионального самоопределения детерминированы гендерными различиями юношей и девушек.
Цель эмпирического исследования: установить гендерные различия эмоциональной направленности личности в юношеском возрасте.
В исследовании приняли участие 303 человека, их которых 155 -студенты 1 и 2 курсов очного отделения ГОУ ВПО «Астраханский государственный университет» (ЛГУ) факультета физики и электроники и юридического факультета, 148 — учащиеся 9-11 классов МОУ «Лицей № 3 г. Астрахани». Среди респондентов 164 юношей и 139 девушек.
Для достижения цели была использована методика исследования
эмоциональной направленности личности (анкета Б.И. Додонова в модификации Е.Р. Гореловой) [8, с. 90-93]. При обработке данных применялись статистические пакеты 8ТАТ13Т1СА 6.0, 12. Обработка дан-
ных осуществлялась с помогцью описательных статистики, критерия Колмогорова-Смирнова, непараметрического критерия Манна-Уитни.
Методика исследования эмоциональной направленности личности представляет собой закрытую анкету, позволяющую выявить существенные различия между опрашиваемыми по степени их влечения к приятным эмоциям. В оригинальной методике Б.И. Додонова испытуемому предлагается 10 утверждений, каждое из которых соответствует одному из 10 типов эмоциональной направленности личности. В анкете, модифицированной Е.Р. Гореловой, представлено 50 утверждений, по 5 утверждений на каждый тип эмоциональной направленности личности. Испытуемый читает утверждения и оценивает согласием или несогласием собственное отношение к высказыванию. В результате подсчитывается сумма баллов по каждой из 10 групп вопросов. Таким образом, определяется выраженность каждого типа эмоциональной направленности личности у респондента.
Результаты и их обсуждение
Мы изучали половозрастные различия эмоциональной направленности личности. Для этого с помощью критерия Колмогорова-Смирнова для одной выборки мы установили, что распределение переменных по методике исследования эмоциональной направленности личности значимо отличается от нормального, поэтому для выявления достоверных различий мы использовали непараметрический критерий Манна-Уитни (таблица 1).
В результате были установлены достоверные различия между юношами и девушками по альтруистическому (уровень значимости р=0.023982), коммуникативному (р=0.000002), пугническому (р=0.002358), романтическому (р=0.000407), эстетическому (р=0.000048), акизитивному (р=0.000082) типам эмоциональной направленности личности.
Различия в типах эмоциональной направленности личности у юношей и девушек (критерий Манна-Уитни)
Переменные Сумма рангов Значение критерия Уровень значимости
Девушки Юноши и г
Альтруистическая 22843.50 23212.50 9682.50 2.25743 0.023982
Коммуникативная 24780.00 21276.00 7746.00 4.80568 0.000002
Пугническая 18817.00 27239.00 9087.000 -3.04106 0.002358
Романтическая 23815.00 22241.00 8711.00 3.53584 0.000407
Эстетическая 24215.50 21840.50 8310.50 4.06286 0,000048
Адизитивная 24121.00 21935.00 8405.00 3.93850 0.000082
Исследование показало, что наиболее выражены у девушек и у юношей коммуникативная ЭНЛ и романтическая ЭНЛ.
Так, у 50% девушек (значение медианы М=8, нижняя квартиль С?[=7,
верхняя квартиль рг=9) коммуникативная ЭНЛ проявляется в большей степени, чем у юношей (М=7, р1=6, С>2=8). А поскольку 50% девушек данного типа направленности личности получили высокие баллы (7-9), это дает основание считать коммуникативную ЭНЛ ведущей для них. Исследование Русалова В.М. [9, с. 55-64] показало, что девушкам в большей степени присущи легкость вступления в новые социальные контакты, у них шире набор коммуникативных программ, более выражена коммуникативная импульсивность, легкость переключаемости в процессе общения. Следовательно, особо ценными для девушек переживаниями будут те, которые возникли в результате естественного стремления удовлетворить потребность в эмоциональном насыщении от процесса коммуникации.
Аналогичная ситуация складывается и в распределении романтической ЭНЛ: у 50% девушек (М=8, (?1=7, С>2=9) романтическая ЭНЛ характеризуется как ведущая и проявляется в большей степени, чем у юношей (М=7, СЬ=6, СЬ=8). Как отмечает Додонов Б.И., потребность в получении удовлетворения от переживания чего-то незнакомого, таинственного, непознанного возникает у людей в связи не с любой загадкой, а только тогда, когда нами ощущается включенность в число объектов, на которые распространяется действие загадочного фактора, особенно когда ему приписывается сознательная воля, одухотворенность [7]. В связи с окончанием школы и в первые годы обучения в профессиональном учреждении увеличивается диапазон фактически доступных человеку или нормативно обязательных социальных ролей, расширяется сфера жизнедеятельности, каждая из которых для юноши (девушки) становится открытием, разгадкой.
Результаты статистического анализа для переменной «альтруистическая ЭНЛ» показали, этот тип ЭНЛ в большей степени проявляется у девушек (М=7), чем у юношей (М=6). Но по сравнению с переменными «коммуникативная ЭНЛ» и «романтическая ЭНЛ», степень значимости как для девушек, так и для юношей снижается: 50% выборки девушек получили баллы от 6 до 8, а юноши - от 5 до 8. Вместе с тем следует отметить, что у юношей альтруистическая ЭНЛ является постоянной, так как 100% выборки получили баллы, выше нуля (тщ=1), в отличие от девушек. Мета-анализ А. Фейнгольда [10, с. 429-456] показал, что женщины превосходят мужчин по тревожности, экстраверсии, доверчивости и особенно по заботливости во всех возрастах (дети до 13 лет, подростки, взрослые), независимо от уровня образования, страны. Рассматривая заботливость, доверчивость, экстраверсию как составляющие альтруистической ЭНЛ, становится очевидным, что данный вид эмоциональной направленности у девушек более выражен.
Эстетическая ЭНЛ, проявляющаяся в отражении потребности в гармонии с окружающим, представленной в «чувстве красоты», является более выраженной у девушек, чем у юношей. Так, 50% выборки юношей и девушек получили по данному показателю от 0 до 6 баллов (М=6), тем не менее у 25% девушек эстетическая ЭНЛ была оценена 7 и 8 баллами
(02-8), у 25% юношей - 7 баллами. Якобсон П.М. говорит, что в юношеском возрасте «возникает более осознанное отношение к эстетической стороне действительности, что выражается в более остром ощущении природы - в появлении иногда глубоких впечатлений от сил природы..., при смене впечатлений от красок природы, а также в восприимчивости к красоте человеческого облика, в интересе к искусству» [5, с. 155].
Наименее выраженным типом ЭНЛ для девушек (75% выборки получили от 0 до 6 баллов) и юношей (75% выборки получили от 0 до 5 баллов) стала акизитивная ЭНЛ. Акизитивная направленность связана с ориентацией на положительные эмоции при накоплении, коллекционировании вещей, что предполагает некоторую материальную стабильность, а это в юношеском возрасте доступно не каждому. Кроме этого, основная задача юности - выбор трудовой сферы, приобретения профессии и поэтому коллекционирование не входит в первостепенный крут интересов.
50% выборки девушек и юношей по переменной «путническая ЭНЛ» получили 6 баллов (значения медиан совпали, М=6). Однако данные описательной статистики (для юношей: тш=1, СЬ=5, 0г=8; для девушек: тт=0, 01=4, СЬ=7) дают нам основание считать, что пугнический тип ЭНЛ у юношей наиболее выражен, тем более что наличие переживаний на основе потребности в преодолении опасности, в борьбе является неотъемлемой частью мотивации власти и доминантности, свойственной юношам [11].
Таким образом, в большей степени у девушек проявляется коммуникативный, романтический, альтруистический, эстетический и акизитив-ный типы направленности личности, тогда как пугнический тип доминирует у юношей.
Заключение
1. Теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме показал, что эмоциональная направленность личности является существенным фактором выбора профессии.
2. Результаты исследования подтверждают заявленную гипотезу: особенности развития эмоциональной направленности личности как существенного фактора выбора профессии детерминированы гендерными различиями юношей и девушек.
3. Коммуникативная, романтическая, альтруистическая, эстетическая и акизитивная ЭНЛ в большей степени свойственна девушкам, тогда как пугнический тип преобладает у юношей.
На наш взгляд, результаты исследования показывают, что дальнейшее исследование связи эмоциональной направленности личности с особенностями профессионального самоопределения в юношеском возрасте является правомерным.
Библиографический список
1. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. - 1971. - № 4,
2. Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные тру-
ды: В 2 т. — М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. - Г.I. - 586 с.
3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1997. - 352 с.
4. Кон, И.С. Психология юношеского возраста. - М.: Просвещение, 1979. - 175 с.
5. Якобсон, П.М. Эмоциональная жизнь школьника. — М.: Просвещение, 1966. -292 с.
6. Додонов, Б.И. О системе личность // Вопросы психологии. - 1985. — № 5. — С. 36-45.
7. Додонов, Б.И. Эмоция как ценность. - М.: Политиздат, 1978. - 272 с.
8. Никиреев, E.ML Направленность личности и методы ее исследования. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. - 192 с.
9. Русалов, В.М. Пол и температмент // Психологический журнал. - 1993. - Т. 14. -№6.-С. 55-64.
11. Feingold, A. Gender differences in personality: a meta-analysis // Psychological bulletin. 1994. Vol. 116. - № 3. - P. 429-456.
12. Spence, J. Androgyny vs. gender schema : A comment on Bern's gender schema theory // Psychological Review. - 1981. - v. 88. - P. 365-368.
УДК 32.008
Полякова Ольга Борисовна
Кандидат психологических наук, главный специалист Отделения психологии и возрастной физиологии Российской академии образования, pob-70@mail.ru, Москва
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ «ВЫГОРАНИЕ» -МЕТАФОРА ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ
Polyakova Olga Borisovna
Candidate of the psychological sciences, main specialist of the Branch to psychologies and age physiology to Russian academy of the formation, pob-70@mail.ru, Moscow
EMOTIONAL BURNOUT - A METAPHORE OR REALITY
Подчеркивая высокий уровень стрессогенности, ответственности и психической напряженности профессиональной деятельности психологов и педагогов, отмечая важность исследования особенностей профессиональной адаптации (совокупности адаптационных реакций организма защитного характера на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия профессиональной среды, при которой наблюдаются все стадии адаптационного синдрома, согласно концепции Г. Селье, - тревоги, резистенции, истощения или стабилизации (в зависимости от возможности организма приспособиться, адаптироваться к стресс-фактору, пережить дистресс, оказывающий отрицательное влияние на деятельность) и профессиональных деформаций (одной из шести причин, препятствующих профессиональному развитию человека (по А.К. Марковой) [6. С. 151-156], «изменения психической структуры, качеств личности под влиянием выполнения профессиональных обязанностей» [5. С. 30], «изменения, наступающего в организме и приобретающего стойкий характер» (по С.Г. Геллерштейну) [2]; [4. С. 132]) специали-