Научная статья на тему 'Особенности направленности личности, смысложизненных ориентаций и их взаимосвязей у юношей и девушек первого года обучения в вузе'

Особенности направленности личности, смысложизненных ориентаций и их взаимосвязей у юношей и девушек первого года обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
450
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ / ОСМЫСЛЕННОСТЬ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мережников Андрей Петрович

В статье представлены результаты эмпирического сравнительного исследования выраженности направленности личности, смысложизненных ориентаций и их взаимосвязей у юношей и девушек первого года обучения в вузе. Установлено, что девушки более склонны к альтруистической, коммуникативной, романтической, эстетической и гедонистической эмоциональной направленности. У девушек значимо выше направленность на общение, у юношей направленность на дело. Девушки воспринимают свою жизнь более осмысленной, чем юноши. Делается вывод о том, что девушкам более высокий уровень осмысленности жизни придает большее разнообразие эмоциональных переживаний, реализуемых в разных видах деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of the personal focus, life meaning orientations and their interaction among young men and women of the first year at university

The article presents the results of the empirical comparative research, which was aimed at studying the expression of the personal focus, life meaning orientations and their interaction among the young men and women of the first year at university. It is ascertained that young women are more inclined to altruistic, sociable, romantic, aesthetic and hedonistic emotional orientations. Young women are focused on communication while young men on business. Young women perceive their life with more comprehension than young men. The conclusion is drawn that a greater variety of emotions from different activities provides young women with a higher level of life meaningfulness.

Текст научной работы на тему «Особенности направленности личности, смысложизненных ориентаций и их взаимосвязей у юношей и девушек первого года обучения в вузе»

REFERENCES

1. Zalevski, G.V. (2000), "Tomsk rigidity questionnaire of G.V. Zalevsky", Siberian Psychological Journal, No. 12, pp.129-137.

2. Kirillova, A.A. and Berezovskaya, R.A. (2013) "The level of emotional competence as a factor in the professional health of high school teachers", in book Research of graduates of faculty psychology, SPSU, Publisher: St. Petersburg State University, St. Petersburg, Volume 1, pp. 109-114.

3. Ed. Nikiforov, G.S. (2006), The psychology of professional health. Textbook, Speech, St. Petersburg.

4. Sysoev, V.N. Arabi. L.S., Gayvoronskaya V.V. and Chudakov, A.Yu. (2011) "Phenomenology and age-specific features of psychosomatic disorders in officers of the RF Armed Forces", Bulletin of the Russian Military Medical Academy, No. 2 (34), pp. 175-179.

5. Todysheva, T.Yu. (2010) Personal flexibility in professional activity, Bulletin of Buryat University, No. 5. pp.84-88.

6. Tsydypova, S.D. (2013), "Regulative function of productive self-esteem for the professional health of a higher school teacher", Izvestiya of the Herzen Russian State Pedagogical University, No. 160. -Herzen. pp. 257-262.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 27.12.2017

УДК 159.922

ОСОБЕННОСТИ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ, СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ

ОРИЕНТАЦИЙ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК ПЕРВОГО

ГОДА ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Андрей Петрович Мережников, кандидат психологических наук, доцент, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова (МГТУ им. Г.И. Носова), Магнитогорск

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического сравнительного исследования выраженности направленности личности, смысложизненных ориентаций и их взаимосвязей у юношей и девушек первого года обучения в вузе. Установлено, что девушки более склонны к альтруистической, коммуникативной, романтической, эстетической и гедонистической эмоциональной направленности. У девушек значимо выше направленность на общение, у юношей направленность на дело. Девушки воспринимают свою жизнь более осмысленной, чем юноши. Делается вывод о том, что девушкам более высокий уровень осмысленности жизни придает большее разнообразие эмоциональных переживаний, реализуемых в разных видах деятельности.

Ключевые слова: направленность личности, эмоциональная направленность, эмоциональные переживания, осмысленность жизни.

PECULIARITIES OF THE PERSONAL FOCUS, LIFE MEANING ORIENTATIONS AND THEIR INTERACTION AMONG YOUNG MEN AND WOMEN OF THE FIRST

YEAR AT UNIVERSITY

Andrey Petrovich Merezhnikov, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk

Annotation

The article presents the results of the empirical comparative research, which was aimed at studying the expression of the personal focus, life meaning orientations and their interaction among the young men and women of the first year at university. It is ascertained that young women are more inclined to altruistic, sociable, romantic, aesthetic and hedonistic emotional orientations. Young women are focused on communication while young men on business. Young women perceive their life with more comprehension than young men. The conclusion is drawn that a greater variety of emotions from different activities provides young women with a higher level of life meaningfulness.

Keywords: personal orientation, emotional orientation, emotional distress, meaning of life.

ВВЕДЕНИЕ

Ведущей характеристикой личности в различных отечественных теориях является направленность. С.Л. Рубинштейн рассматривал направленность как вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность [4]. Свое проявление направленность находит во внутренних элементах личности: в потребностях, установках, ценностных ориентациях, интересах, целях, идеалах.

Б.И. Додонов эмоциональную направленность раскрывал через эмоциональные позитивные переживания, формируемые в определенных деятельностях, которые обуславливают тяготение к их повторным проявлениям [1]. Подчеркивается связь потребности в переживаниях с потребностью в искании смысла жизни. Когда деятельность не просто эмоционально насыщает жизнь индивида, но и имеет какое-то объективное значение.

В отечественной психологии было уделено большое внимание разработке проблемы смысла, смысловых образований и смысловой сфере личности. Д.А. Леонтьев отмечает, что смысл порождается отношениями, связывающими субъекта с объективной действительностью [2]. Смысл есть установленное соответствие между объектом и потребностью индивида. Непосредственным источником смыслообразования являются потребности и мотивы личности.

Цель исследования состоит в выявлении особенностей взаимосвязи направленности личности и осмысленности жизни девушек и юношей студентов первого года обучения в вузе.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось среди студентов 1-го курса Института гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университет им. Г.И. Носова. В исследовании принимали участие 85 человек: 53 девушки и 32 юноши, в возрасте 17-19 лет. В исследовании были использованы следующие методики: Ориентационная анкета Б. Басса, тест Эмоциональной направленности личности Б.И. Додонова, тест Смыс-ложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева. При обработке результатов применялись методы математической статистики: ^критерий Стьюдента, корреляционный анализ.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Сравнительный анализ полученных средних значений показателей эмоциональной направленности (ЭН) и достоверности различий между выборками позволил установить, что для девушек характерны более высокие значения, как в целом, так и отдельных ее компонентов: альтруистической, коммуникативной, романтической, эстетической и гедонистической ЭН (таблица 1).

Таблица 1 - Средние показатели по тесту Эмоциональной направленности Б.И. Додонова и направленности личности Б. Басса____

Девушки Юноши 1

Альтруистическая ЭН 9,11 7,28 3,81**

Коммуникативная ЭН 9,96 8,56 3,48**

Глорическая ЭН 7,62 7,28 0,62

Праксическая ЭН 8,96 8,50 1,11

Пугническая ЭН 7,36 6,88 0,90

Романтическая ЭН 7,75 6,13 3,39*

Гностическая ЭН 7,43 7,09 0,92

Эстетическая ЭН 8,47 7,19 2,61*

Гедонистическая ЭН 9,06 8,13 2,14*

Акизитивная ЭН 8,30 8,00 0,50

Направленность на себя 28,21 27,22 0,69

Направленность на общение 27,23 23,59 3,10**

Направленность на дело 25,13 29,25 2,84**

Примечание: уровень значимости по ^критерию Стьюдента: * - р<0,05; ** - р<0,01

Девушки более склонны к эмоциональным переживаниям, базирующимся на потребности в содействии и помощи другим людям (альтруистическая ЭН), на потребности в общении, дружеских отношениях (коммуникативная ЭН), на стремлении ко всему необычному, таинственному (романтическая ЭН), потребность в красоте (эстетическая ЭН) потребности в телесном и душевном комфорте (гедонистическая ЭН). Полученные результаты также обнаруживают, что коммуникативная ЭН является ведущей в выборках испытуемых. Анализ личностной направленности по методике Б. Басса показал, что в группе девушек доминирующей направленностью является направленность на себя. Однако, значимо выше у девушек средние значения по шкале «Направленность на общение». Для них характерно стремление при любых обстоятельствах поддерживать отношения с другими людьми, потребность в привязанности.

У юношей, по методике Б. Басса, значимо выше и доминирующей является направленность на дело. Для них характерно преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности. Близкая по смыслу праксическая ЭН в группе юношей занимает более доминирующую, чем у девушек, позицию и располагается на втором месте.

Полученные результаты по методике СЖО свидетельствуют о том, что в целом девушки воспринимают свою жизнь более осмысленной, чем юноши [3].

Корреляционный анализ позволил установить статистически значимые взаимосвязи (на 5% и 1% уровне значимости) между показателями смысложизненных ориентаций с показателями эмоциональной направленности личности.

У девушек практически все шкалы методики Б.И. Додонова имеют различное количество значимых взаимосвязей со шкалами СЖО (с будущим, настоящим и прошлым, с внутренним локус-контролем). Лишь романтическая ЭН не имеет ни одной значимой корреляции со шкалами СЖО. Общий показатель осмысленности жизни девушек положительно коррелирует с альтруистической, коммуникативной, пугнической, гедонистической и акизитивной ЭН. Девушкам смысл жизни придают разные виды деятельности, в которых они испытывают определенные эмоциональные переживания. Данные эмоциональные переживания базируются на потребности в содействии и помощи другим людям (альтруистическая ЭН), на потребности в общении (коммуникативная ЭН), потребности в острых ощущениях (пугническая ЭН), потребности в телесном и душевном комфорте (гедонистическая ЭН), а также в стремлении к накоплению (акизитивная ЭН).

Ни у девушек, ни у юношей нет взаимосвязи общей осмысленности жизни с прак-сической ЭН связанной с напряженностью переживания студентами осуществления деятельности и достигнутых результатов. Поскольку начало обучения в вузе предполагает, прежде всего, учебно-профессиональную деятельность, то нет никакой связи данной деятельности с общей осмысленностью жизни. Однако, надо заметить, что у девушек отмечается значимая корреляционная связь праксической ЭН с локусом контроля-Я, а у юношей с текущим моментом жизни (шкала «Процесс жизни»). Напряженная, результативная учебно-профессиональную деятельность порождает у девушек представление о себе как способных построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, а юноши находят в ней смысл текущего момента жизни.

У юношей лишь потребность в преодолении опасности, в острых ощущениях (пугническая ЭН) положительно коррелирует с общей осмысленностью жизни. Та часть юношей (в целом по группе низкие средние значения) которая ориентирована на переживание острых ощущениях, видят в этом больший смысл жизни.

Корреляционный анализ выявил статистически значимую отрицательную взаимосвязь между показателем общей осмысленности жизни юношей с показателем направленности на себя по методике Б. Басса. Преобладание мотивов собственного благополучия снижает общую осмысленность жизни юношей.

ВЫВОДЫ

Девушки более склонны к эмоциональным переживаниям, базирующимся на потребности в содействии и помощи другим людям, на потребности в общении, на стремлении ко всему необычному, таинственному, потребности в красоте, потребности в телесном и душевном комфорте. Значимо выше у девушек направленность на общение, у юношей направленность на дело. Преобладание мотивов собственного благополучия снижает общую осмысленность жизни юношей. Девушкам более высокий смысл жизни придают разные виды деятельности, в которых они испытывают определенные эмоциональные переживания. Это эмоции связанные с потребностью в содействии, общении, острых ощущениях, комфорте и накоплении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Додонов, Б.И. Эмоции как ценность / Б.И. Додонов. - М. : Политиздат, 1978. - 272 с.

2. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. - М. : Смысл, 2003. - 487 с.

3. Мережников, А.П. Сравнительная характеристика ценностно-смысловых ориентаций юношей и девушек первого года обучения в вузе / А.П. Мережников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 4 (134). - С. 346-349.

4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2002.

- 720 с.

REFERENCES

1. Dodonov, B.I. (1978), Emotion as a value, Politizdat, Moscow.

2. Leontiev, D.A. (2003), Psychology of sense: nature, structure and dynamics of sense reality, Publishing house "Smysl", Moscow.

3. Merezhnikov, A.P. (2016), "The comparative characteristics of value-semantic orientations of the first-year students getting the higher education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 134, No. 4, pp. 346-349.

4. Rubinstein, S.L. (2002), Fundamentals of General psychology, Peter, St. Petersburg.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 13.12.2017

УДК 159.955:796/799

МЫШЛЕНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ СПОРТА

Владимир Анатольевич Пегов, кандидат педагогических наук, доцент,

Людмила Павловна Грибкова, кандидат психологических наук, профессор, Анна Владимировна Пегова, кандидат педагогических наук, Александра Эдуардовна Козлова, аспирант, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

(СГАФКСТ), г. Смоленск

Аннотация

Данная работа обращается к проблеме переноса способностей и качеств, приобретённых в результате занятий различными видами спорта, в повседневную жизнь детей, подростков, молодых людей, в том числе, в образовательную практику. Это значимо с точки зрения общепедагогических задач становления человеческого существа. В частности, для современного человека необходимо пробуждение и формирование способности самостоятельно мыслить. Для понимания характера переноса способностей и качеств они должны быть исследованы максимально дифференцированно и конкретно в каждом виде спорта. На примере спортивной и художественной гимнастики, спортивного ориентирования показано, что создаются существенным образом отличающиеся друг от друга предпосылки формирования того или иного способа мышления в пространстве. Дальнейшим исследовательским вопросом является то, каким образом обнаруженные характеристики мышления в пространстве затем переносятся в образовательную практику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.