Научная статья на тему 'Эмоциональная направленность личности студентов (на примере технических специальностей)'

Эмоциональная направленность личности студентов (на примере технических специальностей) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
482
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ (ЭНЛ) / EMOTIONAL DIRECTION OF PERSONALITY (EDP) / СТУДЕНЧЕСТВО / STUDENTS / ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ / STUDYING AT THE HIGHER SCHOOL / ТИПЫ ЭНЛ: АЛЬТРУИСТИЧЕСКАЯ / TYPES OF EDP: ALTRUISTIC / КОММУНИКАТИВНАЯ / COMMUNICATIVE / ГЛОРИЧЕСКАЯ / ПРАКСИЧЕСКАЯ / ПУГНИЧЕСКАЯ / РОМАНТИЧЕСКАЯ / ROMANTIC / ГНОСТИЧЕСКАЯ / GNOSTIC / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ / AESTHETIC / ГЕДОНИСТИЧЕСКАЯ / HEDONISTIC / АКИЗИТИВНАЯ / GLORIC / PRAXIS / STRIFAL / ACCUSATIVE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гришина Анастасия Викторовна, Косцова Мария Викторовна

В данной статье эмпирически изучается эмоциональная направленность личности (ЭНЛ) студентов в процессе обучения в ВУЗе (на примере технических специальностей), выявляются типы и специфика развития ЭНЛ в процессе профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гришина Анастасия Викторовна, Косцова Мария Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL ORIENTATION OF THE PERSONALITY OF STUDENTS (FOR EXAMPLE, TECHNICAL SPECIALTIES)

In this paper emotional direction of personality (EDP) of the students at the process of learning at higher school (exemplificative on technical by profession), types and peculiarities of development EDP at the process of professional training revealed and empirically studied.

Текст научной работы на тему «Эмоциональная направленность личности студентов (на примере технических специальностей)»

2. Чипчар А.Т., Годовникова Л.В. Образ детей с ОВЗ у педагогов с разной эмоциональной готовностью к инклюзивному образованию // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт: международная научно-практическая конференция (2 февраля 2018 г. Белгород): сборник статей / [ орг. ком.: Гиричев А.В., Линник - Ботова С.И., Косогорова Л. В.] - Белгород: Издательство ООО «ГиК», 2018. - С. 347-351.

Психология

УДК 159.942.2

кандидат психологических наук Гришина Анастасия Викторовна

Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения

высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Севастополь); кандидат психологических наук Косцова Мария Викторовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования «Севастопольский государственный университет» (г. Севастополь)

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ)

Аннотация. В данной статье эмпирически изучается эмоциональная направленность личности (ЭНЛ) студентов в процессе обучения в ВУЗе (на примере технических специальностей), выявляются типы и специфика развития ЭНЛ в процессе профессиональной подготовки.

Ключевые слова: эмоциональная направленность личности (ЭНЛ), типы ЭНЛ: альтруистическая, коммуникативная, глорическая, праксическая, пугническая, романтическая, гностическая, эстетическая, гедонистическая, акизитивная; студенчество, обучение в вузе.

Annotation. In this paper emotional direction of personality (EDP) of the students at the process of learning at higher school (exemplificative on technical by profession), types and peculiarities of development EDP at the process of professional training revealed and empirically studied.

Keywords: emotional direction of personality (EDP), types of EDP: altruistic, communicative, gloric, praxis, strifal, romantic, gnostic, aesthetic, hedonistic, accusative; the students, studying at the higher school.

Введение. в последние годы значительно усложнилась проблема профессионального самоопределения юношей и девушек, что обусловлено противоречиями, возникшими между требованиями общества в ситуации экономико-политических и социально-культурных изменений и неадекватностью представлений значительной части молодёжи о востребованности той или иной профессий.

Решение проблемы профессионального самоопределения возможно только при комплексном её изучении (Л.В. Долинская [2], Э.Ф. Зеер [4], Е.А. Климов [5], Н.С. Пряжников [7], Е.Ю. Пряжникова [8]), однако даже в этом случае на практике специалисты зачастую недооценивают роль личностных факторов в процессе профессионального становления субъекта, среди которых одним из наиболее важных является направленность личности.

Направленность личности задаёт основной вектор развития личности в целом и профессионального становления в частности. В связи с этим, наиболее успешной, на наш взгляд, представляет концепция эмоциональной направленности личности, разработанной Б.И. Додоновым [1]. Эмоциональная направленность личности выступает в качестве индикатора ценностных ориентаций субъекта, его интенций. Соответствие эмоциональной направленности личности требованиям профессии - дает ему возможность реализовать в деятельности свои ценностные эмоциональные переживания (эмоции выступают в виде «служебных ценностей», согласно теории Б.И. Додонова [1]).

В современных исследованиях О.Н. Доценко [3], И.А. Кураповой [6], Н.Ю. Спиридоновой [9] и Н.Е. Яблонски [10] поднимается вопрос мотивирования деятельности структурно-содержательными особенностями эмоциональной направленности личности в различной профессиональной деятельности.

В данном процессе ведущая роль отводится не одному конкретному типу эмоциональной направленности личности, а целому комплексу механизмов эмоциональной самореализации субъекта.

Так, например, Н.Ю. Спиридонова [9] экспериментально доказала, что в индивидуальной ситуации выбора будущей профессии предметная сфера профессиональных предпочтений юношей и девушек обусловлена особенностями структурно-содержательных характеристик эмоциональной направленности личности.

О.Н. Доценко [3] раскрыла влияние гуманистического и гармонизующего компонентов в профиле типов эмоциональной направленности врачей и учителей на уровень их профессионального выгорания.

И.А. Курапова [6] доказала взаимосвязь между эмоциональным выгоранием педагогов и их нравственно-ценностной сферой.

Н.Е. Яблонски [10] подтвердила предположение о том, что позитивная эмоциональная направленность в значительной мере формируется в процессе субъектно-личностного становления индивидуума, в том числе и в профессиональной сфере.

Согласно полученным экспериментальным исследованиям, каждая цепочка типов ЭНЛ имеет чёткую последовательность и определённую степень выраженности. Такой профиль ЭНЛ может быть показателем удовлетворённости / неудовлетворенности в профессиональной или учебно-профессиональной деятельности.

Формулировка цели статьи. Целью данной работы является диагностика эмоциональной направленности личности студента в процессе их обучения в ВУЗе (на примере технических специальностей).

Изложение основного материала статьи. Наше исследование проводилось на студентах I, III и V курсах Севастопольского государственного университета на базе Института ядерной энергии и промышленности (направление подготовки: «атомная энергетика», «электротехника», «химические технологии»). В исследовании приняло участие 450 студентов инженерных специальностей (по 150 респондентов от каждого курса) в течении 2015-2017 гг.

Для выявления выраженности типов ЭНЛ студентов была использована «Методика исследования эмоциональной направленности личности» (анкета Б.И. Додонова в модификации Е.Р. Гореловой) (Рисунок 1).

Анализируя средние значения степени выраженности эмоциональной направленности личности, мы выделили три группы ЭНЛ. Первая группа типов эмоциональной направленности личности - группа наиболее выраженных типов ЭНЛ - включает праксическую (среднее значение для I курса - 5,8, III курса - 6, V - 5,9), коммуникативную (I - 5,8, III курса - 5, V - 5,5) и романтическую (I - 5,1, III - 5,2, V - 5,2) ЭНЛ.

о с

с

>

|_

о с

о

о

У

я

о о

X

ч

о

о

6 5 4

1 0 -1

Альтр. ЭНЛ

I курс

и III курс

Е V курс

Комм. ЭНЛ

Глорич. Пракс. Пугнич. ЭНЛ ЭНЛ ЭНЛ

Романт. ЭНЛ

Гност. ЭНЛ

Эстет. ЭНЛ

Гедон. ЭНЛ

Акизит. ЭНЛ

11 курс 4,2

5,4

3,2

5,8

3,5

5,1

3,8

3,3

4,3

-0,2

¡Я III курс □ V курс

4,7 4,4

5

5,5

3,3 3,3

6

5,9

4,1 3,1

5

5,2

3,9 4,6

3,1 3,4

3,4 3,6

0,1 0,2

типы эмоциональном направленности личности

7

3

2

Рисунок 1. Уровень выраженности средних значений эмоциональной направленности личности

студентов I, III и V курсов ВУЗа

Во вторую группу (менее выраженные типы ЭНЛ) попали гедонистическая (I - 4,3, III - 3,4, V - 3,6), альтруистическая (I - 4,2, III - 4,7, V - 4,4), гностическая (I - 3,8, III - 3,9, V - 4,6) и пугническая (I - 3,8, III - 4,1) ЭНЛ.

Третья группа (выраженные незначительно типы ЭНЛ) представлена эстетической (I - 3,3, III - 3,1, V - 3,4), глорической (I - 3,2, III - 3,3, V - 3,3), акизитивной (I - -0,2, III - 0,1, V - 0,2) и пугнической (для V курса - 3,1) ЭНЛ.

Из этого следует, что на всех этапах обучения в техническом вузе доминирующими типами ЭНЛ являются: праксическая ЭНЛ («желание добиться успеха в работе»; «чувство напряжения»; «увлеченность, захваченность работой»; «любование результатами своего труда, его продуктами»; «приятная усталость» и «приятное удовлетворение, что дело сделано, что день прошел не зря»); коммуникативная ЭНЛ («желание общаться, делится переживаниями, найти им отклик»; «чувство симпатии, расположения»; «чувство уважения к кому-либо»; «чувство признательности, благодарности»; «чувство обожания кого-либо»; «желание заслужить одобрение от близких и уважения людей») и романтическая ЭНЛ («стремление к необычному»; «манящее чувство дали»; «чувство особой значимости происходящего»; «чувство зловеще-таинственного»).

Таким образом, в процессе профессионального обучения студенты технического направления подготовки реализуют следующие ценностные эмоциональные переживания:

1. потребность в профессиональной деятельности и применении знаний на практике;

2. потребность принадлежности к той или иной группе (профессиональная, межличностная, референтная);

3. потребность в идеализации себя и поиска партнера, как возрастные особенности данного периода.

С целью выявления достоверных различий типов ЭНЛ в процессе обучения в вузе применим непараметрический критерий Манна-Уитни (Таблица 1).

В результате установлено, что уровень выраженности эмоциональной направленности личности респондентов I и V курсов Института ядерной энергии и промышленности имеет статистические достоверные значимые различия (при p<0,05) для гностического и гедонистического типов ЭНЛ.

Таблица 1

Различия в типах эмоциональной направленности личности студентов I и V курсов

(критерий Манна-Уитни)

Переменные Сумма рангов Значение критерия Уровень значимости

I курс V курс U Z

Альтруистическая 34935,50 31494,50 16020,50 -0,46876 0,639241

Коммуникативная З5429,50 31000,50 16465,50 0,02446 0,980485

Глорическая 35651,00 30779,00 16244,00 0,24561 0,805982

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Праксическая 35590,00 30840,00 16305,00 0,18471 0,853458

Пугническая 36457,00 29973,00 15438,00 1,05035 0,293565

Романтическая 35081,50 31348,50 16166,50 -0,32299 0,746703

Гностическая 33112,00 33318,00 14197,00 -2,28941 0,022062

Эстетическая 35634,00 30796,00 16261,00 0,22864 0,819149

Гедонистическая 37534,50 28895,50 14360,50 2,12616 0,033497

Акизитивная 35393,50 31036,50 16478,50 -0,01148 0,990839

Было выявлено, что в процессе обучения в высшей школе происходят личностные изменения студентов в сфере развития интеллектуальных, гностических эмоций, тогда как гедонистические потребности (эмоции, связанные с удовлетворением телесного и душевного комфорта) с каждым годом обучения становятся менее выраженными.

По результатам анализа критерия Манна-Уитни достоверных различий между студентами I и III курсами выявлено не было.

Рассмотрим показатели типов ЭНЛ для респондентов III и V курсов (Таблица. 2).

Таблица 2

Различия в типах эмоциональной направленности личности студентов III и V курсов

(критерий Манна-Уитни)

Переменные Сумма рангов Значение критерия Уровень значимости

III курс V курс U Z

Альтруистическая 13816,00 22499,00 7964,000 0,73290 0,463626

Коммуникативная 13065,50 23249,50 8115,500 -0,48670 0,626473

Глорическая 13575,00 22740,00 8205,000 0,34126 0,732910

Праксическая 13955,50 22359,50 7824,500 0,95959 0,337268

Пугническая 14681,00 21634,00 7099,000 2,13857 0,032478

Романтическая 13103,50 23211,50 8153,500 -0,42495 0,670876

Гностическая 12460,50 23854,50 7510,500 -1,46986 0,141610

Эстетическая 13172,50 23142,50 8222,500 -0,31282 0,754418

Гедонистическая 13501,00 22814,00 8279,000 0,22101 0,825089

Акизитивная 13764,50 22550,50 8015,500 0,64921 0,516209

Статистическая обработка данных с помощью критерия Манна-Уитни показала значимые различия между студентами III и V курсами по пугнической ЭНЛ (при p<0,05). Действительно, желание острых ощущений, опасность, спортивная злость, эмоциональное напряжение, мобилизация физических и умственных способностей - все эти переживания свойственны юношам и девушкам и является особенностью данного возрастного периода. По окончанию высшей школы пугнические эмоции перестают быть ведущими в обучении, скорее наоборот - интерес к борьбе, потребности к преодолению опасности деформируются в потребность познания.

Таким образом, согласно полученным данным, можно сделать следующие выводы:

1. Приоритетным типом ЭНЛ для студентов технических специальностей является праксическая ЭНЛ, что свидетельствует о важности «праксических чувств», вызываемыми деятельностью, изменением ее в ходе обучения, успешностью или неуспешностью, трудностями ее осуществления и завершения.

2. Коммуникативная ЭНЛ студентов высшей школы выступает как важный компонент личностного и профессионального самоопределения: коммуникация выступает как интегративная характеристика реализации субъекта как в профессиональной деятельности, так и в межличностном общении.

3. Романтический тип ЭНЛ студентов вуза детерминирует весь процесс обучения. Одна из причин данного явления - это идеализация, романтизация картины мира, своего будущего и профессионального пути. И представляется нам как типичное эмоциональное состояние, присущее данному возрастному этапу.

4. В процессе эксперимента было выявлено, что уровень выраженности эмоциональной направленности личности студентов имеют значимые различия на разных этапах обучения. Респонденты I и V курсов имеет статистические достоверные значимые различия (при p<0,05) для гностического и гедонистического типов ЭНЛ. Было выявлено, что в процессе обучения в высшей школе происходят личностные изменения студентов в сфере развития интеллектуальных, гностических эмоций, тогда как гедонистические потребности (эмоции, связанные с удовлетворением телесного и душевного комфорта) с каждым годом обучения становятся менее выражены. Критерий Манна-Уитни показал значимые различия между студентами III и V курсами по пугнической ЭНЛ (при p<0,05). Действительно, желание острых ощущений, опасность, спортивная злость -все эти переживания свойственны юношам и девушкам и является особенностью данного возрастного периода. По окончанию высшей школы пугнические эмоции перестают быть ведущими в обучении, скорее наоборот - интерес к борьбе, потребности к преодолению опасности деформируются в потребность познания.

Выводы. Таким образом, в процессе обучения в вузе происходит развитие некоторых типов эмоциональной направленности личности студентов. Поэтому необходимо развивать эмоциональные ценностные переживания личности будущего профессионала, как структурно-содержательные характеристики профессиональных предпочтений в период обучения в высшей школе.

Литература:

1. Додонов Б. И. Эмоция как ценность / Борис Игнатьевич Додонов. - М.: Политиздат, 1977. - 272 с.

2. Долинська Л. В. Особливост професшного самовизначення студенев педвузу подвшних спещальностей / Любов Васильевна Долинська // Психолопя. Зб. наук. праць. - 2000. - Вип. 2(9). - Частина II. - С. 148-154.

3. Доценко О.Н. Эмоциональная направленность представителей социономических профессий с различным уровнем выгорания: автореф. дис. на соискание науч. степени канд. псих. наук: спец. 19.00.03 «Психология труда, инженерная психология, эргономика» / О.Н. Доценко. - М., 2008. - 28 с.

4. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. - 5-е изд., перераб., доп. / Эвальд Фридрихович Зеер. - М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2008. - 336 с.

5. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения / Евгений Александрович Климов. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 512 с.

6. Курапова И. А. Нравственно-ценностная регуляция эмоционального выгорания в профессиональной деятельности (на примере педагогов средней и высшей школы): автореф. дис. на соискание науч. степени канд. псих. наук: спец. 19.00.03 «Психология труда, инженерная психология, эргономика» / И. А. Курапова. -М., 2009. - 22 с.

7. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение / Николай Сергеевич Пряжников. - М.: Издательство «Академия», 2008. - 320 с.

8. Пряжникова Е. Ю. Психологические основы развития профессионального самосознания профконсультанта: дисс. ... доктора. психол. наук : 19.00.03 // Пряжникова Елена Юрьевна. - М., 2003. - 407 с.

9. Спиридонова Н. Ю. Связь направленности личности с выбором профессии в юношеском возрасте: автореф. дис. на соискание науч. степени канд. псих.наук: спец. 19.00.13 «Психология развития, акмеология» / Н. Ю. Спиридонова. - М., 2011. - 27 с.

10. Яблонски Н. Е. Личностно-психологические ресурсы позитивной эмоциональной направленности (на примере личности судоводителя): дис. .кандидата псих. наук: 19.00.01 / Яблонски Наталья Евгеньевна. -Краснодар, 2009. - 230 с.

Психология

УДК 159.922

кандидат психологических наук, доцент Ерина Инобат Аъзамкуловна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта); студентка группы 41 ПП кафедры психологии Джелилова Алие Асановна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Аннотация. Статья посвящена проблеме выбора профессии старшеклассниками. Представлены результаты эмпирического исследования среди учащихся 10 классов. Выявлены гендерные особенности учащихся при выборе будущей профессии. Результаты обработаны и оформлены в рисунках.

Ключевые слова: самоопределение, старшеклассники, юноши, девушки, гендерные особенности, профессиональное определение, профессиональные типы.

Annotation. The article is sanctified to the problem of choice of profession senior pupils. The results of empiric research are presented among students 10 classes. Gender features are educed at the choice of future profession. Results treat and executed in pictures.

Keywords: self-determination, high school students, boys, girls, gender, professional definition, professional types.

Введение. Выбор профессии всегда беспокоил и беспокоит молодых людей, которые становятся или уже стоят на пороге своего профессионального самоопределения. Обеспокоенные этой проблемой обращаются к специалистам за помощью найти свое дальнейшее профессиональное дело, которое приведет его к успеху. Для человека всегда будет главным три составляющие успеха по жизни: найти себя, свое и своего.

Многие ученые обращались к этой проблемы и рассматривали ее с позиции различных научных подходов.

К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, Е.А. Климов, И.С. Кон, А.В. Мудрик, С.Л. Рубинштейн, В.Ф. Сафин и П.А. Шавир, первым подходом определяли «самоопределение» личности, возникающее в 16-18 лет и выступающее как личностное новообразование [1]. Данный подход помогает рассмотреть:

- самоопределение как естественный процесс, возникающий на определенном этапе онтогенеза и существующий как личностное новообразование старшего школьного возраста;

- с позиции двойственности профессиональное самоопределение осуществляет либо выбор конкретной профессии, либо выбор только ее ранга (социальный выбор).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.