Научная статья на тему 'ВОЖАТСКАЯ ПРАКТИКА КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ (НА ПРИМЕРЕ МДЦ “АРТЕК”)'

ВОЖАТСКАЯ ПРАКТИКА КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ (НА ПРИМЕРЕ МДЦ “АРТЕК”) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

133
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СТУДЕНТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕТСКИЙ ЦЕНТР "АРТЕК" / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Алла Григорьевна, Косцова Мария Викторовна, Гришина Анастасия Викторовна, Чунихина Лидия Владимировна, Быстрюков Виктор Александрович

Введение: в связи с изменяющимися социально-экономическими условиями ощущается потребность в профессионально успешных и мобильных специалистах. Создание условий для эффективного формирования умений и навыков профессиональной деятельности и развития личностных характеристик студентов. Подавляющее большинство работодателей заинтересовано в кадрах, имеющих профессиональный практический опыт, конкурентоспособных на рынке труда. Поэтому цель данной работы - изучение и сравнение особенностей конкурентоспособности студентов психолого-педагогического направления, которые проходили производственную вожатскую практику в Международном детском центре «Артек». В соответствии с целью поставлены следующие задачи: проанализировать литературу по проблеме конкурентоспособности студентов; изучить аспекты профессионального самоопределения; сравнить профессионально важные качества студентов психолого-педагогического профиля; определить различия конкурентоспособности между студентами, проходящих и не проходящих вожатскую практику и разработать рекомендации студентам психолого-педагогического профиля с целью повышения их конкурентоспособности. Студенты, имеющие опыт вожатской практики, более конкурентоспособные в будущей профессии по сравнению со студентами, которые не проходят производственную практику в лагере. Материалы и методы: для достижения цели использованы теоретические методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме конкурентоспособности. Методики исследования: диагностики коммуникативных и организаторских умений (авторы В.В. Синявский, В.А. Федорошин); методика изучения факторов привлекательности профессии (предложена В.А. Ядовым, модифицирована Н. В. Кузьминой, А.А. Реаном); методика изучения статусов профессиональной идентичности (А.А. Азбель, А.Г. Грецов). Использовались математические методы обработки данных: U-критерий независимых выборок денных Манна-Уитни и метод ранговой корреляции Спирмена с помощью программного обеспечения STATISTICA 6.0. Результаты исследования: В результате анализа научно-методической литературы по проблеме конкурентоспособности студентов психолого-педагогического профиля было определено, что конкурентоспособность выражена в успешном осуществлении профессиональной деятельности, умении организационного творчества, проявлении инициативы и готовности к риску в условиях рыночных отношений. Конкурентоспособная личность обладает высоким уровнем профессиональных и личностных качеств с целью дальнейшей реализации себя в профессии. В рамках исследования рассмотрено профессиональное самоопределение как самостоятельность выбора, область повседневного умелого руководства процессами психического развития. Для того, чтобы студент осознал себя как субъект деятельности, происходит ряд психических процессов, совокупность которых определяется как профессиональное самоопределение, самосознание и самооценка. Результатом осознания себя субъектом деятельности является профессионализм специалиста, имеющего профессионально-важные и личностные качества. Организация учебными заведениями практико-ориентированного направления студентов дает возможность применить полученные знания и умения в реальных условиях. В детском лагере студенты психолого-педагогического профиля имеют возможность начать свою профессиональную деятельность и развивать качества, позволяющие побороть страхи и комплексы. Имея опыт вожатской деятельности, студенты получают возможность не только зарекомендовать себя как будущего профессионально специалиста, но и обрести новый круг общения. На основе методик В.А. Ядова, Н.В. Кузьминой, А.А. Реана, А.А. Азбель, А.Г. Грецова, В.В. Синявского и В.А. Федорошина сделан вывод, что у студентов, имеющих опыт вожатской практики, среди показателей факторов привлекательности профессии более значимый - «Работа с людьми» (100%) как основа деятельности, а у студентов без опыта работы вожатым - более значимо «Возможность достичь социального признания и уважения» (100%). По результатам диагностики профессиональной идентичности, студенты с опытом вожатской практики имеют тип «Сформированный» - 93%, а студенты, не проходивших практику в лагере - 80%. Также «Кризис выбора» более присущ для студентов без педагогического стажа (60%). Уровень коммуникативных (0,67) и организационных (0,75) возможностей выше у студентов, проходивших практику в лагере. Для сравнения двух независимых выборок: группы А (студенты-вожатые), группа Б - студенты без вожатской практики, был использован U критерий Манна-Уитни. Получены значимые различия по следующим показателям: коммуникативные (Uэмп = 51) и организационные (Uэмп = 49,5) возможности, а также по критерию «Сформированная идентичность» (Uэмп = 71) при (Uкр=56-72). Выявлена одна отрицательная корреляционная связь между компонентами конкурентоспособности у студентов психолого-педагогического факультета: неопределенность профессиональной идентичности и организационными возможностями студентов (при r = -0,4). Эта взаимосвязь показывает, что у студентов развиваются организаторские способности при условии сформированной профессиональной идентичности. Обсуждение и заключение: образовательные организации заинтересованы в высоком уровне конкурентоспособности своих выпускников, поэтому для формирования необходимых навыков, университеты направляют студентов психолого-педагогического профиля на производственную практику в лагеря. Рассмотрев результаты на примере Международного детского центра «Артек», можно рекомендовать прохождение обязательной производственной практики студентов гуманитарно-педагогических направлений, поскольку данная деятельность способствует формированию всех необходимых качеств конкурентоспособного специалиста, а также позволяет развить не только профессионально важные качества, но и необходимые «мягкие навыки», которые становятся базовыми для будущей трудовой активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлова Алла Григорьевна, Косцова Мария Викторовна, Гришина Анастасия Викторовна, Чунихина Лидия Владимировна, Быстрюков Виктор Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SQUAD LEADER PRACTICE AS A FACTOR OF UNIVERSITY STUDENTS COMPETITIVENESS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROFILE (ON THE EXAMPLE OF THE ICC “ARTEK”)

Introduction: the problem investigated in this article is important for the higher education system. Therefore, the purpose of this work is to study and compare the characteristics of future psychologists and pedagogues’ competitiveness, who had the practice at the International Children's Center “Artek”. The research object is students’ competitiveness undergoing counselor practice. Subject: Differences in competitiveness among students undergoing camp counseling practice and ones without that experience. In accordance with the goal, the following tasks are set: 1. To analyze the scientific and methodological literature on the problem of competitiveness of students of psychological and pedagogical profile. 2. To study the theoretical aspects of professional self-determination of students. 3. To identify and compare professionally important qualities of students of psychological and pedagogical profile, having and not having a camp counselor practice, which affects competitiveness. 4. Determine the differences in competitiveness between students undergoing and not undergoing a camp counseling practice. 5. To develop recommendations for students of psychological and pedagogical profile, in order to increase their competitiveness. The hypothesis is that students who have experience as a camp counselor practice are more competitive in their future profession than students who do not practice in the camp. They possess the following skills: communication and organizational skills, a high level of professional identity and attractiveness of the future profession Materials and methods: to achieve the goal, theoretical research methods were used: analysis of psychological and pedagogical literature on the competitiveness problem. Research methods are the following: one of studying the attractiveness factors of a profession (proposed by V.A. Yadov, modified by N.V. Kuzmina, A.A. Rean); ones of studying the status of professional identity (A.A. Azbel, A.G. Gretsov); communicative and organizational inclinations (V.V. Sinyavsky, V.A. Fedoroshin). Mathematical methods of data processing were used: U-test of independent samples of Mann-Whitney data and Spearman's rank correlation method using the STATISTICA 6.0 software. Results: As a result of the analysis of scientific and methodological literature on the problem of competitiveness of students of psychological and pedagogical profile, it was determined that competitiveness is expressed in the successful implementation of professional activity, the ability to organizational creativity, the manifestation of initiative, and willingness to take risks in the conditions of market relations. A competitive person has a high level of professional and personal qualities with the aim of further realizing oneself in the profession. In the framework of the study, professional self-determination is considered as an independence of choice, an area of daily skillful management of mental development processes. In order for the student to become aware of himself/herself as an activity subject, a number of mental processes take place, the totality of which is defined as professional self-determination, self-awareness and self-esteem. The result of realizing oneself as an activity subject provides professionalism of a specialist who has professionally important and personal qualities. The organization of a practice-oriented direction of students by educational institutions makes it possible to apply the acquired knowledge and skills in real conditions. In the conditions of the children's camp, students of a psychological and pedagogical profile have the opportunity to start their professional activities and develop not only professionally important qualities, but also qualities that allow them to overcome fears and complexes. Having experience as a camp counselor, students get the opportunity not only to establish themselves as a future professional specialist, but to find a new circle of friends as well. To compare two independent samples: group A (camp counselors), group B - students without camp counselor practice, the Mann-Whitney U test was used. Significant differences were obtained for the following indicators: communicative (Uemp = 51) and organizational (Uemp = 49.5) capabilities, as well as according to the criterion "Formed identity" (Uemp = 71) at (Ucr = 56-72). One negative correlation was revealed between the components of competitiveness among students of Psychology and Education Faculty: the uncertainty of professional identity and organizational capabilities of students (at r = -0.4). This relationship shows that students develop organizational skills under the condition of a formed professional identity. Discussion and Conclusions: higher educational institutions are interested in a high level of competitiveness of their students; therefore, in order to develop the necessary skills, they send students of a psychological and pedagogical profile to practice in camps for mastering camp counselor activities. Having considered the results on the example of the International Children's Center “Artek”, it is possible to recommend the compulsory practice of students of humanitarian and pedagogical directions, since this activity contributes to the formation of all the necessary qualities of a competitive specialist, and also allows to develop both professionally important qualities, and the necessary “soft skills”, which become the basis for future labor activity.

Текст научной работы на тему «ВОЖАТСКАЯ ПРАКТИКА КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ (НА ПРИМЕРЕ МДЦ “АРТЕК”)»

Теория и методика профессионального образования Theory and methodology of professional education

Научная статья

УДК 378.184 /37.013.77

DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-6-56-79

МИХАЙЛОВА Алла Григорьевна

ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» Севастопольский государственный университет

г. Севастополь, Россия ORCID Ш: http://orcid.org/0000-0002-9419-543X steba1971@mail.ru

КОСЦОВА Мария Викторовна

ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» г. Севастополь, Россия ORCID Ш: http://orcid.org/0000-0003-1080-3053 mashasev@mail.ru

ГРИШИНА Анастасия Викторовна

Севастопольский экономико-гуманитарный институт филиал ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» г. Севастополь, Россия

ЧУНИХИНА Лидия Владимировна

Международный Детский Центр «Артек», г. Ялта, Россия

БЫСТРЮКОВ Виктор Александрович

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского»

г. Ялта, Россия

ВОЖАТСКАЯ ПРАКТИКА КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ (НА ПРИМЕРЕ МДЦ "АРТЕК")

Аннотация: Введение: в связи с изменяющимися социально-экономическими условиями ощущается потребность в профессионально успешных и мобильных специалистах. Создание условий для эффективного формирования умений и навыков профессиональной деятельности и развития личностных характеристик

студентов. Подавляющее большинство работодателей заинтересовано в кадрах, имеющих профессиональный практический опыт, конкурентоспособных на рынке труда. Поэтому цель данной работы - изучение и сравнение особенностей конкурентоспособности студентов психолого-педагогического направления, которые проходили производственную вожатскую практику в Международном детском центре «Артек». В соответствии с целью поставлены следующие задачи: проанализировать литературу по проблеме конкурентоспособности студентов; изучить аспекты профессионального самоопределения; сравнить профессионально важные качества студентов психолого-педагогического профиля; определить различия конкурентоспособности между студентами, проходящих и не проходящих вожатскую практику и разработать рекомендации студентам психолого-педагогического профиля с целью повышения их конкурентоспособности. Студенты, имеющие опыт вожатской практики, более конкурентоспособные в будущей профессии по сравнению со студентами, которые не проходят производственную практику в лагере.

Материалы и методы: для достижения цели использованы теоретические методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме конкурентоспособности. Методики исследования: диагностики коммуникативных и организаторских умений (авторы В.В. Синявский, В.А. Федорошин); методика изучения факторов привлекательности профессии (предложена В.А. Ядовым, модифицирована Н. В. Кузьминой, А.А. Реаном); методика изучения статусов профессиональной идентичности (А.А. Азбель, А.Г. Грецов). Использовались математические методы обработки данных: U-критерий независимых выборок денных Манна-Уитни и метод ранговой корреляции Спирмена с помощью программного обеспечения STATISTICA 6.0.

Результаты исследования: В результате анализа научно-методической литературы по проблеме конкурентоспособности студентов психолого-педагогического профиля было определено, что конкурентоспособность выражена в успешном осуществлении профессиональной деятельности, умении организационного творчества, проявлении инициативы и готовности к риску в условиях рыночных отношений. Конкурентоспособная личность обладает высоким уровнем профессиональных и личностных качеств с целью дальнейшей реализации себя в профессии.

В рамках исследования рассмотрено профессиональное самоопределение как самостоятельность выбора, область повседневного умелого руководства процессами психического развития. Для того, чтобы студент осознал себя как субъект деятельности, происходит ряд психических процессов, совокупность которых определяется как профессиональное самоопределение, самосознание и самооценка. Результатом осознания себя субъектом деятельности является профессионализм специалиста, имеющего профессионально-важные и личностные качества. Организация учебными заведениями практико-ориентированного направления студентов дает возможность применить полученные знания и умения в реальных условиях. В детском лагере студенты психолого-педагогического профиля имеют возможность начать свою профессиональную деятельность и развивать качества, позволяющие побороть страхи и комплексы. Имея опыт вожатской деятельности, студенты получают возможность не только зарекомендовать себя как будущего профессионально специалиста, но и обрести новый круг общения. На основе методик В.А. Ядова, Н.В. Кузьминой, А.А. Реана, А.А. Азбель, А.Г. Грецова, В.В. Синявского и В.А. Федорошина сделан вывод, что у студентов, имеющих опыт

вожатской практики, среди показателей факторов привлекательности профессии более значимый - «Работа с людьми» (100%) как основа деятельности, а у студентов без опыта работы вожатым - более значимо «Возможность достичь социального признания и уважения» (100%). По результатам диагностики профессиональной идентичности, студенты с опытом вожатской практики имеют тип «Сформированный» - 93%, а студенты, не проходивших практику в лагере - 80%. Также «Кризис выбора» более присущ для студентов без педагогического стажа (60%). Уровень коммуникативных (0,67) и организационных (0,75) возможностей выше у студентов, проходивших практику в лагере.

Для сравнения двух независимых выборок: группы А (студенты-вожатые), группа Б - студенты без вожатской практики, был использован U критерий Манна-Уитни. Получены значимые различия по следующим показателям: коммуникативные (иэмп = 51) и организационные (иэмп = 49,5) возможности, а также по критерию «Сформированная идентичность» (иэмп = 71) при (икр=56-72). Выявлена одна отрицательная корреляционная связь между компонентами конкурентоспособности у студентов психолого-педагогического факультета: неопределенность профессиональной идентичности и организационными возможностями студентов (при r = -0,4). Эта взаимосвязь показывает, что у студентов развиваются организаторские способности при условии сформированной профессиональной идентичности.

Обсуждение и заключение: образовательные организации заинтересованы в высоком уровне конкурентоспособности своих выпускников, поэтому для формирования необходимых навыков, университеты направляют студентов психолого-педагогического профиля на производственную практику в лагеря. Рассмотрев результаты на примере Международного детского центра «Артек», можно рекомендовать прохождение обязательной производственной практики студентов гуманитарно-педагогических направлений, поскольку данная деятельность способствует формированию всех необходимых качеств конкурентоспособного специалиста, а также позволяет развить не только профессионально важные качества, но и необходимые «мягкие навыки», которые становятся базовыми для будущей трудовой активности.

Ключевые слова: конкурентоспособность, студенты психолого-педагогического профиля, Международный детский центр «Артек», профессиональное самоопределение

Для цитирования:Михайлова А.Г., Косцова М.В., Гришина А.В., Чунихина Л.В., Быстрюков В.А. Вожатская практика как фактор конкурентоспособности студентов вузов психолого-педагогического профиля (на примере МДЦ "Артек"). Педагогика: история, перспективы. 2020. Том. 3. №6. с. 56-79 DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-6-56-79

Original article

Alla G. MIKHAYLOVA

Sevastopol State University Sevastopol Russia ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-9419-543X

steba1971@mail.ru Mariya V. KOSTSOVA

Sevastopol State University Sevastopol Russia ORCID ID: http://orcid.org/0000-0003-1080-3053 mashasev@mail.ru

Anastasia V. GRISHINA

Sevastopol Institute of Economics and Humanities the branch of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky" Sevastopol, Russia nast_kostsova@mail.ru

Lidiya V. CHUNIKHINA

International Children Center "Artek" Yalta, Russia

Viktor A. BYSTRYUKOV

Humanitarian and Pedagogical Academy (branch) Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky"

Yalta, Russia

SQUAD LEADER PRACTICE AS A FACTOR OF UNIVERSITY STUDENTS COMPETITIVENESS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROFILE (ON THE EXAMPLE OF THE ICC "ARTEK")

Abstract: Introduction: the problem investigated in this article is important for the higher education system. Therefore, the purpose of this work is to study and compare the characteristics of future psychologists and pedagogues' competitiveness, who had the practice at the International Children's Center "Artek". The research object is students' competitiveness undergoing counselor practice. Subject: Differences in competitiveness among students undergoing camp counseling practice and ones without that experience. In accordance with the goal, the following tasks are set:

1. To analyze the scientific and methodological literature on the problem of competitiveness of students of psychological and pedagogical profile.

2. To study the theoretical aspects of professional self-determination of students.

3. To identify and compare professionally important qualities of students of psychological and pedagogical profile, having and not having a camp counselor practice, which affects competitiveness.

4. Determine the differences in competitiveness between students undergoing and not undergoing a camp counseling practice.

5. To develop recommendations for students of psychological and pedagogical profile, in order to increase their competitiveness.

The hypothesis is that students who have experience as a camp counselor practice are more competitive in their future profession than students who do not practice in the

camp. They possess the following skills: communication and organizational skills, a high level of professional identity and attractiveness of the future profession Materials and methods: to achieve the goal, theoretical research methods were used: analysis of psychological and pedagogical literature on the competitiveness problem. Research methods are the following: one of studying the attractiveness factors of a profession (proposed by V.A. Yadov, modified by N.V. Kuzmina, A.A. Rean); ones of studying the status of professional identity (A.A. Azbel, A.G. Gretsov); communicative and organizational inclinations (V.V. Sinyavsky, V.A. Fedoroshin). Mathematical methods of data processing were used: U-test of independent samples of Mann-Whitney data and Spearman's rank correlation method using the STATISTICA 6.0 software. Results: As a result of the analysis of scientific and methodological literature on the problem of competitiveness of students of psychological and pedagogical profile, it was determined that competitiveness is expressed in the successful implementation of professional activity, the ability to organizational creativity, the manifestation of initiative, and willingness to take risks in the conditions of market relations. A competitive person has a high level of professional and personal qualities with the aim of further realizing oneself in the profession.

In the framework of the study, professional self-determination is considered as an independence of choice, an area of daily skillful management of mental development processes. In order for the student to become aware of himself/herself as an activity subject, a number of mental processes take place, the totality of which is defined as professional self-determination, self-awareness and self-esteem. The result of realizing oneself as an activity subject provides professionalism of a specialist who has professionally important and personal qualities.

The organization of a practice-oriented direction of students by educational institutions makes it possible to apply the acquired knowledge and skills in real conditions. In the conditions of the children's camp, students of a psychological and pedagogical profile have the opportunity to start their professional activities and develop not only professionally important qualities, but also qualities that allow them to overcome fears and complexes. Having experience as a camp counselor, students get the opportunity not only to establish themselves as a future professional specialist, but to find a new circle of friends as well.

To compare two independent samples: group A (camp counselors), group B - students without camp counselor practice, the Mann-Whitney U test was used. Significant differences were obtained for the following indicators: communicative (Uemp = 51) and organizational (Uemp = 49.5) capabilities, as well as according to the criterion "Formed identity" (Uemp = 71) at (Ucr = 56-72). One negative correlation was revealed between the components of competitiveness among students of Psychology and Education Faculty: the uncertainty of professional identity and organizational capabilities of students (at r = -0.4).

This relationship shows that students develop organizational skills under the condition of a formed professional identity.

Discussion and Conclusions: higher educational institutions are interested in a high level of competitiveness of their students; therefore, in order to develop the necessary skills, they send students of a psychological and pedagogical profile to practice in camps for mastering camp counselor activities. Having considered the results on the example of the International Children's Center "Artek", it is possible to recommend the compulsory practice of students of humanitarian and pedagogical directions, since this activity contributes to the formation of all the necessary qualities of a competitive specialist, and al-

so allows to develop both professionally important qualities, and the necessary "soft skills", which become the basis for future labor activity.

Keywords: competitiveness, students of psychological and pedagogical profile, International Children's Center "Artek", professional self-determination.

For citation: Mikhaylova A.G., Kostsova M.V., Grishina A.V., Chunikhina L.V., Bystryukov V.A. Squad leader practice as a factor of university students competitiveness of psychological and pedagogical profile (on the example of the ICC "Artek"). Pedagogy: history, prospects. 2020. Vol. 3. No. 6. p. 56-79 DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-6-56-79

Благодарность: Авторы выражают благодарность анонимным рецензентам. Acknowledgements: We express our gratitude to anonymous reviewers.

Введение.

Современная ситуация на рынке труда предъявляет повышенные требования к уровню развития профессиональной компетентности специалистов. Государство трудовой занятости не гарантирует, и специалисты вынуждены в поиске места работы сами проявлять активность. Подавляющее большинство работодателей заинтересовано в кадрах, имеющих профессиональный практический опыт и готовых к самостоятельной работе [24], при этом людей инициативных, умеющих общаться, исполнительных, а также способных к нововведениям, широкопрофильных, готовых к постоянному самообучению. Данные условия предполагают возможность успешного трудоустройства для такой категории специалистов, которые наряду с профессионализмом владеют определенным комплексом социально-психологических компетенций и постоянно развивают свою личность с позиции её конкурентоспособности [25].

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в связи с изменяющимися социально-экономическими условиями ощущается потребность в профессионально успешных и мобильных специалистах, владеющих коммуникативной готовностью, что выдвигает на первый план существенные изменения в системе подготовки будущих профессионалов [12]. Основная цель высшей школы - создание условий для «эффективного формирования умений и навыков профессиональной деятельности с учетом личностных особенностей (возрастных, психологических, когнитивных) и образовательных потребностей» [10, с. 110].

Перед современным вузом стоит задача - обеспечить не только усвоение будущим специалистом совокупности профессиональных знаний, овладение умениями и навыками, но и сформировать социально компетентное поведение студентов, умение предложить себя на рынке труда, развить способность оптимально, гибко решать возникающие проблемы, иметь устойчивую социально-психологическую адаптацию. «Необходимо дифференцировать ПАУТИНКА продуктивности адаптации, принимая во внимание как групповой, так и индивидуальный аспект» [12, с 152].

Цель данной работы - изучение и сравнение особенностей конкурентоспособности студентов психолого-педагогического направления, которые проходили

производственную вожатскую практику в Международном детском центре «Артек». Объект исследования: конкурентоспособность студентов, проходящих вожатскую практику. Предмет: различия конкурентоспособности у студентов, проходящих вожатскую практику и не имеющих вожатского опыта. В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме конкурентоспособности студентов психолого-педагогического профиля.

1. Изучить теоретические аспекты профессионального самоопределения студентов.

2. Выявить и сравнить профессионально важные качества студентов психолого-педагогического профиля, проходивших и не проходящих вожатскую практику.

3. Определить различия конкурентоспособности между студентами, которые проходили и не проходили вожатскую практику.

4. Разработать рекомендации к профессиональной подготовке студентов психолого-педагогического профиля с целью повышения их конкурентоспособности.

Гипотеза заключается в том, что студенты, имеющие опыт вожатской практики, более конкурентоспособны в будущей профессии, нежели студенты, которые не проходят производственную практику в лагере. Они владеют следующими навыками: коммуникативными и организаторскими способностями и высоким уровнем профессиональной идентичности.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты дополняют теорию и методику профессионального образования об усовершенствовании профессиональной подготовки студентов психолого-педагогического направления. Практическая значимость данного исследования заключается в том, что предложены рекомендации, способствующие повышению конкурентоспособности специалистов рассматриваемого профиля. Новизна определяется тем, что на основе изучения и сравнения особенностей конкурентоспособности студентов психолого-педагогического направления, которые проходили производственную вожатскую практику в Международном детском центре «Артек», определены различия конкурентоспособности между студентами, проходящих и не проходящих практику.

Обзор литературы

В отечественных исследованиях описывается психологический аспект содержания понятия конкурентоспособности личности и её компоненты: когнитивный, эмотивный, деятельностный; обосновываются критерии и уровни сформированности конкурентоспособности (Е.В. Евплова [4], С.Г. Светунькова [15] и др.); обсуждаются условия формирования конкурентоспособности личности (Н.В. Кузьмина, А.А Реан [7], И.В. Балынин, Н.Н. Нижнева, А.Г. Михайлова [24, 25], Ф.Р. Туктаров [18] и др.). Вопросы конкурентоспособности рассматривали зарубежные ученые: Ahmed S. Attia [23], Cadsby C. Bram, Maros Servâtka, Fei Song [26], Hâkansson Charlotte, Nelke Margareta [27], А. Maslow [28], Mendoza Dexter, Holbrook Anna, Meltzer C. Carolyn [29], R. Voinescu, C. Moisoiu, R. Voinescu, C. Moisoiu [30].

Более подробно структурные составляющие конкурентоспособности личности обсуждаются в зарубежных исследованиях: самоактуализация (А. Маслоу [10]), стратегия выигрыша (М. Джеймс, Д. Джонгвард и др.); способность к самоутверждению и самообучению (Е. Мелибруда, К. Роджерс и др.); ассертивность как

самоутверждающее поведение (Р. Алберти, В. Каппони, М. Эммонс и др.); жизненная успешность (В.Ф. Биркенбиль), интернальность как фактор ответственного поведения (Дж. Роттер), смысложизненная ориентация, конгруэнтность (К. Роджерс, В. Франкл и др.).

Развитие конкурентоспособности студентов является одной из актуальных задач для современного высшего образования. Только сильная личность, готовая жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способная смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно мыслить, осуществлять нравственный выбор, нести за него ответственность перед собой и обществом, в состоянии сделать свою жизнь и жизнь окружающих содержательной, интересной и счастливой [9, 17].

В психологии конкурентоспособность понимается, как способность предвидеть, обновляться и использовать все возможности для развития. Конкурентоспособность определяется и как взаимопонимание между партнерами и способность продвижения в разрешении проблем с использованием оптимальных средств для его достижения [2, 6, 19]. Психологической основой образовательных проектов и программ развития конкурентоспособной личности является принцип саморазвития, интегрирующий систему фундаментальных принципов развития личности, сформулированных в культурно-исторической теории происхождения и формирования психики и сознания Л.С. Выготского, психологической теории личности и деятельности Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна, теории развития личности Л.И. Божович.

В психологии профессиональное самоопределение рассматривается как новообразование в представлениях студентов о собственном профессиональном становлении и изменении осознанности и активности в отношении процесса выбора будущих вариантов профессионального труда (К.А. Абульханова-Славская, М.Р. Гинзбург, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). В педагогической науке неоднократно предпринимались попытки выделения компонентов готовности личности к профессиональному самоопределению.

Профессиональное становление, как этап развития личности, рассматривается акмеологией, которая изучает закономерности и феномены становления человека до точки его зрелости и, в особенности, на достижении им наиболее высокого уровня на этапе развития [24]. Акмеологические аспекты изучали Б.Г. Ананьев, В.М. Бехтерев, Н.А. Рыбников, А.А. Деркач. Как считает В.Д. Шадриков, человек формирует индивидуальный способ активности на основе своих индивидуальных качеств, путем их преобразования, основываясь на мотивах деятельности, целях и условиях [20].

В свою очередь, А.А. Реан и Н.В. Кузьмина рассматривали профессионализм личности как качественную характеристику субъекта труда, отражающую возвышенный уровень развития профессионально важных и личностных качеств [7].

Как правило, каждая профессия определяется особыми требованиями, которые делают его пригодным или непригодным к несению её функций. Согласно классификации профессий по предмету труда, разработанной Е.А. Климовым [6], специалисты психолого-педагогического профиля относятся к типу «человек-человек», связанного с воспитанием, обучением и общением.

Личностные и профессиональные качества вожатого работающего с детьми (на примере МДЦ «Артек») рассматривали М.О. Карцева, Л.В. Чунихина [5], М.В. Петриченко, М.Ю. Кожухов, М.В. Косцова [13], А.В. Гришина [3], Д.Е. Попова [14]. К основным качествам педагога-психолога, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности, ученые относят: коммуникативные и

вербальные умения, способность к самоконтролю и эрудированности, любознательность и уважение к другому человеку. Конкурентоспособность понимаем как способность максимального расширения собственных возможностей с целью реализации себя личностно, профессионально, социально и нравственно.

Материалы и методы: для достижения поставленной цели проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме конкурентоспособности. Методиками исследования стали следующие: методика изучения факторов привлекательности профессии В.А. Ядова [21], Н. В. Кузьминой, А.А. Реана [7]; диагностики коммуникативных и организаторских склонностей В.В. Синявского, В.А. Федорошина [16]; методика изучения статусов профессиональной идентичности (А.А. Азбель, А.Г. Грецов [1]). Также применялись математические методы обработки данных: U-критерий независимых выборок денных Манна-Уитни и метод ранговой корреляции Спирмена с помощью программного обеспечения STA-TISTICA 6.0.

В качестве ведущего использовался сравнительный метод. Основные методы исследования включали: концептуальное моделирование и педагогический эксперимент в его констатирующем и формирующем вариантах. Из системы эмпирических методов для решения задач исследования применялось тестирование и метод экспертной оценки.

Результаты исследования

Уровень конкурентоспособности зависит от степени соответствия требованиям профессиональной деятельности, работодателей, рынка труда и социально-экономических условий. Качества, обеспечивающие эту способность, позволяют специалисту претендовать на определенную должность, участвовать и побеждать в конкурентной борьбе и в дальнейшем обеспечивают стабильную востребованность.

Организация образовательными организациями практико-ориентированного направления студентов дает возможность применить свои знания и умения в реальных условиях. Детские лагеря дают возможность студентам психолого-педагогического профиля практиковать свою деятельность как будущие специалисты. Имея опыт вожатской практики, студенты могут не только зарекомендовать себя как профессионала, но и обрести новый круг общения, развивать «мягкие качества».

Эмпирическое исследование проводилось на базе Севастопольского государственного университета, Гуманитарно-педагогического института в марте 2020 г., а также на базе МДЦ «Артек» в период летней практики с июня 2019 г.

В исследовании принимали участие 30 студентов психолого-педагогического направления, из них 15 человек имели опыт вожатской деятельности на базе МДЦ «Артек» (группа А), включая 4 юношей и 11 девушек. Стаж работы студентов, имеющих практику в Артеке - 11 человек (от 2 до 6 смен) и 4 человека (стаж свыше 6 смен). Также участвовали 15 студентов 4 курса Гуманитарно-педагогического института, которые не проходили вожатскую практику (группа Б), из них 3 юношей и 12 девушек. Возраст испытуемых составлял от 19 лет до 21 года.

Эмпирическое исследование проводилось в несколько этапов, каждый из которых включал в себя решение определенных задач:

1. Этап - организация эмпирического исследования, включая подбор психодиагностических методики, а также времени, даты, места проведения экспери-

мента.

2. Этап - проведение психодиагностического обследования.

3. Этап - обработка и интерпретация полученных результатов с помощью методов описательной и математической статистики.

4. Разработка практических рекомендаций студентам для повышения их конкурентоспособности.

Результаты исследования факторов привлекательности профессии в двух группах по методике В.А. Ядова, Н.В. Кузьминой и А.А. Реан) отражены в таблице 1.

№ Факторы привлекательности Коэффициент значимости

Группа А Группа Б

1 Профессия одна из важнейших в обществе 0,2 0,2

2 Работа с людьми 1 0,7

3 Работа требует постоянного творчества 0,7 0,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Работа не вызывает переутомления -0,3 0,06

5 Большая зарплата -0,6 0,2

6 Возможность самосовершенствования 0,8 0,8

7 Работа соответствует моим способностям 0,8 0,7

8 Работа соответствует моему характеру 0,7 0,6

9 Небольшой рабочий день -0,3 -0,06

10 Отсутствие частого контакта с людьми -0,8 -0,8

11 Возможность достичь социального уважения 0,6 1

Таблица 1. - Средние показатели факторов привлекательности профессии Table 1. - Average indicators of factors of attractiveness of the profession

Исходя из полученных результатов, были вычислены средние коэффициенты значимости по каждому фактору (рисунок 1).

1,5

И Группа А И Группа Б

Рисунок 1. Средние показатели факторов привлекательности профессии по каждой выборке

Figure 1. Average indicators of occupational attractiveness factors for each sample

По результатам гистограммы можно сделать вывод, что по первому фактору «Профессия одна из важнейших в обществе» у студентов групп А и Б выбор коэффициента значимости одинаков (40% в каждой группе). Второй фактор «Работа с людьми» был определен как значимый студентами, которые имеют опыт вожат-ской практики (100%). У студентов без опыта работы вожатым результат ниже (47%). По третьему фактору «Работа требует постоянного творчества» у респон-

дентов обеих групп результат оказался одинаков (87%). По четвертому фактору «Работа не вызывает переутомление» были следующие результаты: студенты, имеющие опыт вожатого, обозначили его незначимым (27% выборки); вторая группа студентов -40%. У многих вожатых наблюдается переутомление, недосыпание, постоянное напряжение. Пятый фактор «Большая зарплата» в группе А - у 14% студентов, в группе Б - 40%. У студентов - вожатых фактор материальной заинтересованности менее выражен, нежели у студентов, которые не работали вожатыми.

Результаты по шестому фактору «Возможность самосовершенствоваться» у двух групп одинаковые (94% студентов из каждой группы), что говорит о значимости саморазвития и самосовершенствования в будущей профессиональной деятельности. По седьмому фактору «Работа соответствует моим способностям» у группы А -94%, фактор значимый, у группы Б - значимый у 83% респондентов.

Восьмой фактор «Работа соответствует моему характеру» важен для студентов с опытом вожатской деятельности - 80%, без опыта практики - для 70% респондентов. Следовательно, более 80 % студентов изучаемой выборки видят перспективы будущей профессии. Профессиональная деятельность рассматривается ими как соответствующая характеру и способностям.

Показатель по девятому фактору «Небольшой рабочий день» оценили в группе А только 27% студентов, в группе Б - 47% определили данный фактор как незначимый, то есть, если работа интересная, то студенты готовы работать целый рабочий день.

По десятому фактору «Отсутствие частого контакта с людьми» у двух групп результат является одинаковым (14% студентов в каждой группе), который не является значимым, так как не характерен для психолого-педагогического профиля.

По одиннадцатому фактору «Возможность достичь социального признания» у студентов с опытом вожатской практики показатель коэффициента значимости ниже (70% респондентов), чем у студентов без опыта практики (100%).

Таким образом, анализ результатов показал, что для группы студентов с опытом вожатской практики более важен фактор «Работа с людьми», а для студентов без опыта работы вожатым более значимым был выявлен фактор «Возможность достичь социального признания и уважения».

На результаты диагностики существенно повлияла практика в лагере. Так как студенты имеют возможность применять знания и умения, а также разрабатывать профессиональные навыки будущей профессии на раннем этапе формирования себя как субъекта деятельности, целью студентов этой группы была работа, направленная исключительно на осуществление помощи людям. Нереализованный опыт работы в МДЦ «Артек» отразился на показателях группы студентов без опыта вожатской практики, поэтому они рассматривают будущую профессию исключительно со стороны выгоды, а также предположительно не «свяжут свою жизнь» с выбранной профессией.

Результаты методики изучения статусов профессиональной идентичности А.А. Азбель, А.Г. Грецов по показателям отражены на рисунке 2.

100% 80% 60% 40% 20% 0%

неопределенная

fZvZI [та навязанная

0 Группа А

I

кризис выбора П Группа Б

i

сформированная

Рисунок 2. Типы профессиональной идентичности студентов двух группах (%)

Figure 2. Types of professional identity of students in two groups (%)

Показанные выше результаты по двум группам свидетельствует о том, что тип «Неопределенности» у студентов без опыта работы вожатым выше (20%) и определяется уровнем ниже среднего, чем у студентов с опытом практики (6%), это обозначает, что данный тип профессиональной идентичности статус не выражен.

Уровень типа «Навязанный» по группам студентов, имеющих опыт прохождения практики в лагере и без опыта одинаков (7%), говорит о том, что статус этого типа не выражен.

Результат показателя «Кризис выбора» профессиональной идентичности в группе студентов с опытом работы вожатской практики (53%) и в группе студентов без работы в лагере (60%) соответствуют статусу выраженности ниже среднего. Студентам свойственен кризис выбора профессии и будущего трудоустройства. Тип «Сформированная» идентичность у студентов с опытом вожатской практики - 93% и у студентов без опыта прохождения практики - 80%, статус идентичности профессии определяется ярко выраженным.

Как показывают данные (см. таблица 2), кризис выбора у первой группы студентов незначительно выше, чем у другой группы. Также статус сформированной идентичности профессии у студентов с опытом работы вожатого превалирует над результатами группы без опыта практики. Показатели неопределенности и кризиса выбора дальнейшего пути уменьшаются у студентов с педагогическим стажем, что доказывает сформированное представление о будущей профессии и идентификация себя с ней. Результаты теста-опросника «Коммуникативные и организаторские склонности» представлены на рисунках 3, 4.

0,8 0,6 0,4 0,2 0

Рисунок 3. Средние показатели коэффициента коммуникативных способностей

Figure 3. Average indicators of the coefficient of communicative abilities

0,76 0,74 0,72 0,7 0,68 0,66 0,64 0,62 0,6 0,58

Рисунок 4. Средние показатели коэффициента организаторских способностей

Figure 4. Average indicators of the coefficient of organizational abilities

Таким образом, приведенные средние показатели доказывают, что у студентов с опытом работы вожатым уровень проявления коммуникативных способностей высокий (0,67), студентов без опыта вожатской практики - ниже среднего (0,49).

Исходя из гистограммы (Рисунок 4), организационные способности студентов с опытом работы вожатым (группа А) проявляются на очень высоком уровне (0,75), а в группе Б - средний уровнем склонностей (0,64).

Таким образом, можно предположить, что высокие результаты у студентов с опытом работы в МДЦ «Артек» являются продуктом вожатской практики.

Коммуникативные умения для работника лагеря являются неотъемлемым инструментом для взаимодействия с детьми, поэтому результат студентов с опытом работы вожатым преобладает над показателями студентов, не проходящих производственную вожатскую практику. Так как одной из основных задач вожатого является организация детского досуга, то организационный навык формируется в короткий срок и со временем только улучшает свою совершенность.

Таким образом, на основе проведенных методик, можно сделать вывод, что у студентов с опытом вожатской практики показатели факторов привлекательности профессии более значимо «Работа с людьми» (100%) как основа деятельности, а у студентов без опыта вожатым - более значимо «Возможность достичь социального признания и уважения» (100%).

По результатам профессиональной идентичности у студентов группы А тип «Сформированный» - 93%, группы Б - 80%; тип «Кризис выбора» профессии для студентов группы А - 60%, группы Б - 53%.

Уровень коммуникативных (0,67) и организаторских (0,75) склонностей выше у студентов, проходивших практику, а у студентов без опыта вожатской практики, коммуникативные склонности (0,49) на низком уровне, а организаторские склонности (0,64) на среднем уровне.

Для исследования конкурентоспособности студентов психолого-педагогического профиля была представлена гипотеза, которая заключается в том, что студенты, имеющие опыт вожатской практики, более конкурентоспособные в будущей профессии, нежели студенты, которые не проходят производственную практику в лагере, а именно обладают такими качествами, как: коммуникативные и организаторские способности, имеют высокий уровень профессио-

нальной идентичности и привлекательности профессии, нежели студенты, которые не проходят практику в лагере.

С помощью методики изучения факторов привлекательности профессии (В.А. Ядов, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан) определили значимые различия по U-критерию Манна-Уитни. На основе данных было сформировано эмпирическое значение критерия, где результат Шмп равняется 51, при икр (25-34) - различия между выборками можно считать не существенными.

Анализ результатов показал, что значимых различий среди двух выборок студентов по факторам привлекательности профессии не выявлено. Однако студенты, имеющие опыт вожатской практики, гораздо больше склоняются к фактору «Работа с людьми», чем студенты без опыта, для которых значимым является фактор «Возможность достичь социального признания и уважения».

Для сравнения результатов по методике изучения статусов профессиональной идентичности (А.А. Азбель, А.Г. Грецов), также был выбран U-критерий Манна-Уитни для сравнения показателей по каждому типу профессиональной идентичности, где Шмп равняется 89, при икр (56-72). Так как ^мп (89) при ^р (56-72) - различия в уровнях выборок можно считать не существенными.

Результаты расчета по U-критерию Манна-Уитни по типу профессиональной идентичности «Навязанный»: ^мп=106, при ^р (0,05)=72; ^р (0,01)=56. Так как ^мп (106) при ^р (56-72) - различия между выборками можно считать не существенными.

По типу «Кризис выбора» по методике изучения статусов профессиональной идентичности: ^мп=91, при ^р (56-72). Различия по показателю «Кризис выбора» можно считать не существенными.

По типу «Сформированный»: ^мп=71, при ^р (56-72). Именно этот критерий становится знаковым для студентов - вожатых, так как сформированная профессиональная идентичность значимо различает студентов, которые в процессе получения высшего педагогического и психологического образования имеют практический опыт работы с детьми, коллегами и применяют свои теоретические знания на практике.

Таким образом, на основе полученных данных, можно сделать вывод о том, что по результатам методики профессиональной идентичности значимых различий между показателями были выявлены только по статусу профессиональной идентичности «Сформированный».

Для выявления различий по методике коммуникативные и организаторские склонности (В.В. Синявский, В.А. Федорошин) был выбран также U-критерий Манна-Уитни независимых выборок. Данные для расчета «Коммуникативных способностей» следующие: ^мп=51, при ^р (56-72), так как Шмп (51) при ^р (56-72) -различия в уровнях выборок можно считать существенными. Данные для расчета «Организаторских способностей»:

Шмп=49,5 при критических значениях: ^р (0,05)=72; ^р (0,01)=56. Так как Шмп (49,5) при ^р (56-72) - различия в уровнях выборок можно считать существенными.

На основе результатов всех методик, рассчитанных по U-критерию, можно сделать вывод, что значимым различием между группой студентов с опытом работы вожатым (группа А) и группой студентов, не проходящих вожатскую практику (группа Б), выявлены по следующим показателям:

- коммуникативные способности;

- организаторские способности;

- статус сформированной профессиональной идентичности.

Таким образом, можно предположить, что именно вожатская практика формирует у студентов, прежде всего, организаторские и коммуникативные способности, а также профессиональную идентичность: осознание себя в профессии, идентификация с профессиональной группой и так далее.

Также на основе полученных результатов по показателям привлекательности профессии и остальным типам профессиональной идентичности значимых различий не выявлено.

Для изучения специфики конкурентоспособности у студентов психолого-педагогического профиля подготовки были использован метод ранговой корреляции Спирмена с помощью программного обеспечения STATISTICA 6.0.

Этот метод помогает определить корреляционные связи в изучаемом феномене конкурентоспособности. Результаты ранговой корреляции студентов психолого-педагогического профиля представлены в таблице 2 (НЕОПР - Неопределенность, НАВЯЗ - Навязанный, КРИЗ - Кризис выбора СФОРМИР - Сформированная идентичность, ОРГ - организационные способности, КОММУН - Коммуникативные способности).

Table 2. - Rank correlation of students ' competitiveness

Таблица 2. - Ранговая корреляция конкурентоспособности студентов

Correlations (new.sta)

Marked correlations are significant at p < ,05000

N=30 (Casewise deletion of missin g data)

НЕОПР НАВЯЗ КРИЗ СФОРМИР ОРГ КОММУН

НЕОПР 1 0,319671 -0,15524 -0,40857 0,40037 0,031201

НАВЯЗ 0,319671 1 -0,17526 -0,42701 -0,30479 0,176608

КРИЗ -0,15524 -0,17526 1 -0,51164 -0,00826 0,167919

СФОРМИР -0,40857 -0,42701 -0,51164 1 0,141701 -0,03505

ОРГ -0,40037 -0,30479 -0,00826 0,141701 1 0,038258

КОММУН 0,031201 0,176608 0,167919 -0,03505 0,038258 1

Как видно в таблице 4, была выявлена одна обратная корреляционная связь между компонентами конкурентоспособности у студентов психолого-педагогического факультета: неопределенность профессиональной идентичности и организационными способностями студентов (при г =- 0,4).

Эта взаимосвязь показывает, что у студентов развиваются организаторские способности при условии положительной профессиональной идентичности. Умения организовывать свою деятельность, планировать, расставлять приоритеты - более выражены у студентов со сформированной профессиональной идентичностью.

Поэтому вожатская практики, в рамках которой развиваются организаторские способности, обеспечивает формирование профессиональной идентичности у студентов.

Таким образом, представленная гипотеза подтверждена частично, так как значимые различия выявлены только по переменным: коммуникативные, организаторские способности и сформированная профессиональная идентичность, а отрицательная корреляционная взаимосвязь только по критерию организатор-

ские способности и неопределенная профессиональная идентичность. Для формирования у студентов психолого-педагогического профиля конкурентоспособности, необходимо учитывать все составляющие показатели ее структуры.

Ключевым и важным механизмом в подготовке к практической деятельности вожатого является «Школа педагогического работника». Цель данной школы - повышение уровня профессиональной и организационно-методической компетентности специалистов и подготовка к работе в условиях детского коллектива.

В рамках школы, студенты пройдут изучение психолого-педагогического опыта организации процесса в рамках МДЦ «Артек», приобретут необходимые профессиональные компетенции для работы с детьми, овладеют навыками управленческой деятельности, а также современными техниками организации коллективной и творческой деятельности.

Обсуждение и заключения. Исходя из эмпирического исследования, можно сделать следующие выводы: по фактору привлекательности профессии студенты, имеющие опыт вожатской практики, больше склоняются к фактору «Работа с людьми» (100%), чем студенты без опыта (47%), для которых значимым является фактор «Возможность достичь социального признания и уважения» (100%), а для студентов с опытом практики показатель ниже (70%). Показатель профессиональной идентичности «Кризис выбора» у группы студентов с опытом вожатской практики несущественно ниже (53%), чем у группы студентов без опыта работы в лагере (60%), поскольку студенты без практики чаще сталкиваются с затруднениями выбора дальнейшего развития.

Также статус «Сформированной» идентичности профессии у студентов с опытом работы вожатого выше (93%), чем в группе без опыта практики (80%), что говорит о большей осознанности и верности своего выбора.

Студенты, имеющие опыт вожатской практики, имеют более высокий уровень коммуникативных способностей, где показатель среднего коэффициента -0,67. Также по коэффициенту средних значений, очень высокий уровень организационных способностей (0,75), а коэффициент коммуникативных умений определяется как ниже среднего (0,49).

Для сравнения двух независимых выборок: группы А (студенты-вожатые), группа Б (студенты без вожатской практики), был использован U критерий Ман-на-Уитни: коммуникативные (иэмп = 51) и организационные (иэмп = 49,5) способности, критерий «Сформированная идентичность» (иэмп = 71) при (икр=56-72). Именно критерий сформированная профессиональная идентичность становится ключевым для студентов - вожатых и значимо различает их.

Таким образом, можно предположить, что именно производственная во-жатская практика формирует у студентов организаторские и коммуникативные способности, профессиональную идентичность.

На основе эмпирического исследования были разработаны практические рекомендации, которые основываются на обязательном прохождении производственной вожатской практики не только всех студентов гуманитарно-педагогических вузов, но и других направлений, поскольку данная деятельность в комплексе формирует все необходимые качества для конкурентоспособного специалиста. Вожатская практика позволяет развить не только профессионально важные качества, но и необходимые «мягкие навыки», которые становятся базовыми для будущей трудовой деятельности.

Перспективы дальнейших исследований. Проведена характеристика по

следующим переменным: коммуникативные, организаторские способности и сформированная профессиональная идентичность. В дальнейшем будет интересно определить другие факторы конкурентоспособности у студентов психолого-педагогического профиля.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Азбель А.А., Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога./ Методика изучения статусов профессиональной идентичности. Издательство «Питер», 2009. URL: https://pureportal.spbu.ru/en/publications (дата обращения: 22.11.2020).

2. Гришина А.В., Косцова М.В. Развитие «познавательного» компонента эмоциональной направленности студентов вуза // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета - Издательство: Курский государственный университет. - № 1 (45). - 2018. - С. 241-246.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Гришина А.В., Сулейменов И.Э., Шевчук А.А. Критерии, показатели и типы эмоциональной направленности личности и образа - Я студента-психолога// Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития: сборник материалов Всероссийского симпозиума психологов с международным участием. - Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2020. - С. 719-727.

4. Евплова Е.В. Этапы формирования конкурентоспособности будущего специалиста // Е.В. Евплова. Высшее образование в России. - 2011. - № 4. - С. 156158.

5. Карцева М.О., Чунихина Л.В. Личностные и профессиональные качества вожатого работающего с детьми на примере «МДЦ Артек» // Осознание Культуры - залог обновления общества. Перспективы развития современного общества: материалы XX всеросс. науч.-практич.конф., Севастополь, 12-13 апреля 2019 г. / Севастоп. гос. ун-т; Сост. Головин В.В. - Севастополь: РИБЕСТ, 2019. - С. 191-197.

6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Е.А.Климов. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 304 с.

7. Кузьмина Н.В., Реан А.А. Проблемы повышения профессионализма педагогов http://www.voppsy.ru/issues/1989/895/895185.htm (дата обращения: 20.11.2020).

8. Маслоу А.Г. Новые рубежи человеческой природы / А.Г. Маслоу. Пер. с англ. -2- е изд., испр. - М.:Смысл: Альпина нон-фикшн, 2011 - 496 с.

9. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности / Л.М. Митина. М.: «МПСИ», 2002. - 400 с.

10. Михайлова А.Г., Косцова М.В. Этапы формирования готовности к преодолению эмоциональных барьеров общения. // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2020. - Том. 12. - № 3. - С. 101-119. doi: 10.17748/2075-9908-2020-12-3-101-119.

11. Михайлова А.Г. Развитие умения профессионального общения в рамках перехода на дистанционное обучение // Осознание Культуры - залог обновления общества. Перспективы развития современного общества: материалы XXI Всероссийской научно-практической конференции. Составитель В.В. Головин. 2020. - Издательство: Общество с ограниченной ответственностью "Рибест", 2020. - 328 с.- С. 102-104

12. Михайлова А.Г. Социально-психологическая адаптация личности в рамках формирования коммуникативной готовности будущих инженеров // Педагогика: история, перспективы. - Т. 3. - № 2. - 2020. - С. 151-157.

13. Петриченко М.В., Кожухов М.Ю., Косцова М.В. Развитие ассертивности молодёжи на примере вожатых ФГБОУ МДЦ «Артек» // Осознание культуры - залог обновления общества. Перспективы развития современного общества: материалы XX Всероссийской научно-практической конференции. 2019. -Издательство: Рибест 2019. - С. 240-243.

14. Попова Д.Е., Косцова М.В. Особенности семейных ценностей студенческой молодежи//Осознание культуры - залог обновления общества. Перспективы развития современного общества: материалы XX Всероссийской научно-практической конференции. 2019. - Издательство: Рибест 2019. - С. 214-219

15. Светуньков И. С. Методы социально-экономического прогнозирования в 2 т. Т. 1 теория и методология : учебник и практикум для академического бакалавриата / И. С. Светуньков, С. Г. Светуньков. - Москва : Издательство Юрайт, 2018. - 351 с.

16. Синявский В.В., Федорошин В.А. Коммуникативные и организаторские склонности (КОС). URL: http://testoteka.narod.ru/lichn/1/17.html (дата обращения: 20.11.2020).

17. Скрыпник Д.О., Косцова М.В., Воронин А.А. Досуговая деятельность современной молодежи в Севастополе // Modern Science. - Издательство: Научно-информационный издательский центр "Институт стратегических исследований" (Москва). - № 5-1. - 2020. - С. 386-390.

18. Туктаров Ф.Р. Конкурентоспособность личности в современном трансформирующемся обществе: социально-философский анализ: автореф. дис. д-ра филос. наук / Туктаров, Ф.Р. - Ростов н/Д.: Юж. федер. ун-т, 2007. - 46 с.

19. Чунихина Л.В. Формирование психологической культуры педагогов. Психологическое обеспечение деятельности силовых структур // Межведомственная научно-практическая конференция: сборник научных статей. - Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) ФГАОУ ВО «Крымского федерального университета имени В. И.Вернадского»; Под редакцией А.В. Гришиной, З.З. Екимовой. 2017. - Издательство: РИБЕСТ, 2017. - С. 99102.

20. Шадриков В.Д. Профессиональные способности. Монография. [Электронный ресурс]: / В.Д. Шадриков.- М.: Университетская книга, 2010. - 319 с.

21. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования https://sociology.knu.ua/sites/default/files/library/elopen/strat2.pdf (дата обращения: 20.11.2020).

22. Agranovich Y., Amirova A., Ageyeva L. The Formation of Self-Organizational Skills of Student's Academic Activity on the Basis of 'Time Management' Technology. International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET), 2019. 14(22):95

23. Ahmed S. Attia. International accreditation of architecture programs promoting competitiveness in professional practice. Alexandria Engineering Journal Volume 58, Issue 3, September 2019, Pp. 877-883.

24. Balynin I.V., Nizhneva N.N., Mikhaylova A.G. Promote Development of Knowledge Intensive Activities on the Basis of Improving Management Training by Means of Acmeological Approach. Advances in Social Science, Education and Humanities Research, volume 24 / 2nd International Scientific Conference on New Industrialization: Global, National, Regional Dimension (SICNI 2018). Рр. 302-306 https://www.atlantis-press.com/proceedings/sicni-18 https://www.atlantis-

press.com/proceedings/sicni-18/55911856 (date accessed: 20.11.2020).

25. Balynin I.V., Nizhneva N.N. Mikhaylova A.G. Specialist's Professional and Creative Abilities Development by Means of Acmeology. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. GCPMED 2018 - International Scientific Conference "Global Challenges and Prospects of the Modern Economic Development". Future Academy, 2019 Samara State University of Economics URL: https://elibrary.ru/download/41491982.pdf (date accessed: 21.11.2020).

26. Cadsby C. Bram, Maros Servätka, Fei Song. How competitive are f emale professionals? A tale of identity conflict. Journal of Economic Behavior & Organization. Volume 92, August 2013, Pp. 284-303.

27. Häkansson Charlotte, Nelke Margareta. The role of the information professional in competitive intelligence. Competitive Intelligence for Information Professionals 2015, Pp. 73-80.

28. McLeod Saul. Maslow's Hierarchy of Needs. March 20, 2020 URL: https://www.simplypsychology.org/maslow.html (date accessed: 20.11.2020).

29. Mendoza Dexter, Holbrook Anna, Meltzer Carolyn C. Supporting Radiology Residents' Professional Development Through a Competitive Intramural Grant Academic Radiology. Volume 26, Issue 2, February 2019, Pp. 286-289.

30. Voinescu R. Moisoiu C. Competitiveness, Theoretical and Policy Approaches. Towards a More Competitive. Procedia Economics and Finance. Volume 22, 2015, Pp. 512-521 https://doi.org/10.1016/S2212-5671(15) 00248-8

REFERENCES

1. Azbel A.A., Gretsov, A.G. Choosing a Profession. Advice from a Practical Psychologist. Methodology for Studying the Statuses of Professional Identity. Piter Publishing House, 2009. URL: https://pureportal.spbu.ru/en/publications (date accessed: 20.11.2020). (In Russ.).

2. Grishina A.V., Kostsova M.V. Development of the Cognitive Component of the Emotional Orientation of University Students. Uchenye Zapiski. Electronic Scientific Journal of Kursk State University. Publishing house: Kursk State University. No. 1 (45). 2018, Pp. 241-246(In Russ.).

3. Grishina A.V., Suleimenov I.E., Shevchuk A.A. Criteria, INDICATORS and Types of Emotional Orientation of Personality and Image - I am a Student of Psychology. Psychology of the XXI century: Challenges, Searches, Vectors of Development: Collection of Materials of the All-Russian Symposium of Psychologists with International Participation. Ryazan: Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service, 2020. Pp. 719-727(In Russ.).

4. Evplova E.V. Stages of Forming the Competitiveness of a Future Specialist. Higher Education in Russia. 2011.No. 4. Pp. 156-158. (In Russ.).

5. Kartseva M.O., Chunikhina L.V. Personal and Professional Qualities of a Counselor Working with Children on the Example of "Artek". Awareness of Culture is a Guarantee of Society Renewal. Prospects for the Development of Modern Society: Materials of the XX All-Russian. Scientific and Practical Conference, Sevastopol, April 1213, 2019, Sevastopol: RIBEST, 2019 . Pp. 191-197(In Russ.).

6. Klimov E.A. Psychology of Professional Self-determination: Textbook. Manual for Higher Institutions, 4th ed., Erased. M.: Publishing Center "Academy", 2010. 304 p.

7. Kuzmina N.V., Rean A.A. Problems of improving the professionalism of teachers URL: http://www.voppsy.ru/issues/1989/895/895185.htm (date accessed: 22.11.2020).

8. Maslow A.G. New Frontiers of Human Nature. Per. from English. 2nd ed., Rev. M.: Meaning: Alpina non-fiction, 2011. 496 p.

9. Mitina, L.M. Psychology of Development of a Competitive Personality. M.: "MPSI", 2002. 400 p.

10. Mikhailova A.G., Kostsova M.V. Stages of Formation of Readiness to Overcome Emotional Barriers of Communication. Historical and Socio-Educational Thought. 2020. Vol. 12. No. 3. Pp. 101-119. doi: 10.17748 / 2075-9908-2020-12-3-101-119.

11. Mikhailova A.G. The development of professional communication skills within the framework of the transition to distance learning. Culture awareness is the key to society renewal. Prospects for the development of modern society. Materials of the XXI All-Russian Scientific and Practical Conference. Compiled by V.V. Golovin. 2020. Publisher: Limited Liability Company "Ribest", 2020. Pp. 102-104

12. Mikhailova A.G. Socio-Psychological Adaptation of Personality within the Framework of the Formation of Communicative Readiness of Future Engineers Pedagogy: History, Prospects. T. 3. No. 2, 2020. Pp. 151-157.

13. Petrichenko M.V., Kozhukhov M.Yu., Kostsova M.V. Development of the assertive-ness of youth on the example of counselors of the ICC "Artek". Culture awareness is the key to society renewal. Prospects for the development of modern society. Materials of the XX All-Russian Scientific and Practical Conference. Compiled by V.V. Golovin. 2019. Publisher: Limited Liability Company "Ribest", 2020. Pp. 240-243. (In Russ.).

14. Popova D.E., Kostsova M.V. Features of Family Values of Student youth. Awareness of Culture as Guarantee of Society Renewal. Prospects for the Development of Modern Society: Materials of the XX All-Russian Scientific and Practical Conference. 2019. Publisher: Ribest 2019. Pp. 214-219(In Russ.).

15. Svetunkov I.S. Methods of Socio-Economic Forecasting in 2 Volumes. Vol. 1. Theory and Methodology: Textbook and Workshop for Academic Baccalaureate. Moscow: Yurayt Publishing House, 2018. 351 p. (In Russ.).

16. Sinyavsky V.V., Fedoroshin V.A. Communicative and Organizational Inclinations (CBS). URL: http://testoteka.narod.ru/lichn/1/17.html (date accessed: 20.11.2020). (In Russ.).

17. Skrypnik D.O., Kostsova M.V., Voronin A.A. Leisure Activities of Modern Youth in Sevastopol. Modern Science. Publisher: Scientific and Information Publishing Center "Institute for Strategic Studies" (Moscow). No. 5-1. 2020. Pp. 386-390. (In Russ.).

18. Tuktarov F.R. The Competitiveness of the Individual in a Modern Transforming Society: Socio-philosophical Analysis. Rostov: Yuzh. Feder. un-ty, 2007. 46 p. (In Russ.).

19. Chunikhina L.V. Formation of the Psychological Culture of Teachers. Psychological Support of the Activities of Power Structures. Interdepartmental Scientific and Practical Conference. Collection of Scientific Articles. Sevastopol Institute of Economics and Humanities (branch) of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Crimean Federal University Named after V.I. Ver-nadsky". 2017. Publisher: RIBEST, 2017. Pp. 99-102. (In Russ.).

20. Shadrikov V.D. Professional abilities [monograph]. M.: University book, 2010. 319 p. (In Russ.).

21. Yadov V.A. Sociological Research Strategy. URL: https://sociology.knu.ua/sites/default/files/library/elopen/strat2.pdf (date accessed: 22.11.2020). (In Russ.).

22. Agranovich Y., Amirova A., Ageyeva L. The Formation of Self-Organizational Skills

of Student's Academic Activity on the Basis of 'Time Management' Technology. International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET), 2019. 14(22):95

23. Ahmed S. Attia. International accreditation of architecture programs promoting competitiveness in professional practice. Alexandria Engineering Journal Volume 58, Issue 3, September 2019, Pp. 877-883.

24. Balynin I.V., Nizhneva N.N., Mikhaylova A.G. Promote Development of Knowledge Intensive Activities on the Basis of Improving Management Training by Means of Acmeological Approach. Advances in Social Science, Education and Humanities Research, Volume 24. 2nd International Scientific Conference on New Industrialization: Global, National, Regional Dimension (SICNI 2018). URL: https://www.atlantis-press.com/proceedings/sicni-18https://www.atlantis-press.com/proceedings/sicni-18/55911856. (date accessed: 20.11.2020).

25. Balynin I.V., Nizhneva N.N. Mikhaylova A.G. Specialist's Professional and Creative Abilities Development by Means of Acmeology. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. GCPMED 2018 - International Scientific Conference "Global Challenges and Prospects of the Modern Economic Development". Future Academy, 2019 Samara State University of Economics URL: https://elibrary.ru/download/41491982.pdf (date accessed: 22.11.2020).

26. Cadsby C. Bram, Maros Servátka, Fei Song. How competitive are female professionals? A Tale of Identity Conflict. Journal of Economic Behavior & Organization. Volume 92, August 2013, Pp. 284-303.

27. Hakansson Charlotte, Nelke Margareta. The role of the Information Professional in Competitive Intelligence. Competitive Intelligence for Information Professionals 2015, Pp. 73-80.

28. McLeod Saul. Maslow's Hierarchy of Needs. March 20, 2020 URL: https://www.simplypsychology.org/maslow.html (date accessed: 20.11.2020).

29. Mendoza Dexter, Holbrook Anna, Meltzer Carolyn C. Supporting Radiology Residents' Professional Development Through a Competitive Intramural Grant Academic Radiology. Volume 26, Issue 2, February 2019, Pp. 286-289.

30. Voinescu R. Moisoiu C. Competitiveness, Theoretical and Policy Approaches. Towards a More Competitive. Procedia Economics and Finance. Volume 22, 2015, Pp. 512-521 https://doi.org/10.1016/S2212-5671(15) 00248-8

Информация об авторах: Михайлова Алла Григорьевна, ст. преподаватель кафедры «Иностранные языки», Севастопольский государственный университет, ул. Университетская 33, г. Севастополь

Ст. преподаватель кафедры «Иностранные языки», Черноморское высшее военно-морское училище им. П.С. Нахимова, ул. Парковая 10, г. Севастополь г. Севастополь, Россия

ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-9419-543X e-mail: Steba1971@mail.ru +79788128617

Косцова Мария Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры «Психология» Гуманитарно-педагогического института Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Севастопольский государственный университет», ул. Университетская 33, г. Севастополь г. Севастополь, Россия

ORCID ID: http://orcid.org/0000-0003-1080-3053 mashasev@mail.ru

Гришина Анастасия Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры «Общая психология» Севастопольского экономико-гуманитарного института филиал Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского, e-mail: nast_kostsova@mail.ru

Чунихина Лидия Владимировна, руководитель психологической службы, Федеральное бюджетное образовательное учреждение «Международный детский центр «Артек», г. Ялта, пгт. Гурзуф, 298645, Российская Федерация

Быстрюков Виктор Александрович, канд. биолог. наук, доцент кафедры здоровья

и реабилитации

e-mail: sevchoice@gmail.com

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» г. Ялта, Россия

Заявленный вклад авторов: Михайлова Алла Григорьевна - разработка научного аппарата исследования, теоретическое обоснование роли профессионального самоопределения в повседневном умелом руководстве процессами психического развития, определение средств формирования конкурентоспособности студентов, разработка модели формирования конкурентоспособности студентов психолого-педагогического профиля

Косцова Мария Викторовна - автор идеи модели формирования конкурентоспособности студентов психолого-педагогического профиля, создание условий для реализации исследования, проведение экспериментального исследования основных показателей конкурентоспособности студентов психолого-педагогического направления Гуманитарно-педагогического института Севастопольского государственного университета которые проходили и не проходили производственную практику в Федеральном бюджетном образовательном учреждении «Международный детский центр «Артек»

Гришина Анастасия Викторовна - разработка модели формирования конкурентоспособности студентов психолого-педагогического профиля, разработка системы определения основных показателей конкурентоспособности

Чунихина Лидия Владимировна - разработка модели формирования конкурентоспособности студентов психолого-педагогического профиля, проведение экспериментального исследования основных показателей конкурентоспособности студентов психолого-педагогического направления, проходящих производственную практику в Федеральном бюджетном образовательном учреждении «Международный детский центр «Артек»

Быстрюков Виктор Александрович - разработка модели формирования конкурентоспособности студентов психолого-педагогического профиля и рекомендаций по усовершенствованию образовательного процесса с целью повышения конкурентоспособности выпускников психолого-педагогического направления

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи

Information about the authors: Mikhaylova A.G. senior lecturer, Foreign Languages department, Sevastopol State University, University st. 33 Sevastopol 299053 Russia, senior lecturer, Foreign Languages' Department, Nakhimov Black Sea Higher Naval School, Sevastopol Corresponding author

ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-9419-543X

Sevastopol Russia

e-mail: Steba1971@mail.ru

Kostsova M.V., Associate Professor, Department of "Psychology" Humanitarian Pedagogical Institute Sevastopol State University, Sevastopol Russia

ORCID ID: http://orcid.org/0000-0003-1080-3053 e-mail: mashasev@mail.ru

Grishina A.V., Associate Professor, Department of "Psychology"

Sevastopol Institute of Economics and Humanities

the branch of the Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky

Sevastopol, Russia

e-mail: nast_kostsova@mail.ru

Chunikhina L.V., Head of the psychological service of the International Children Center "Artek" Yalta, Gurzuf, Crimea, Russia

Bystryukov V.A., Associate Professor, Department of Health and Rehabilitation,

Humanitarian and Pedagogical Academy (branch), Federal State Autonomous

Educational Institution of Higher Education

"Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky"

Yalta, Russia

Contribution of the authors: A. G. Mikhailov - development of scientific research apparatus, theoretical study of the role of professional self-determination in everyday leadership processes in psychological development, the determination of the means of formation of competitiveness of students, development of a model of formation of competitiveness of the students of psycho-pedagogical profile

Mariya V. Kostsova- the author of the idea of the model of formation of competitiveness of the students of psycho-pedagogical profile, creating conditions for the implementation of the study, a pilot study of the main indicators of competitiveness of students of psychological-pedagogical direction of Humanitarian-pedagogical Institute, Sevastopol state University who passed and did not pass production practice in the Federal budgetary educational establishment "the international children center "Artek»

Anastasia V. Grishina -development of a model for forming the competitiveness of students of psychological and pedagogical profile, development of a system for determining the main indicators of competitiveness

Lidiya V.Chunikhina -development of a model for the formation of competitiveness of students of psychological and pedagogical profile, conducting an experimental study of

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

the main indicators of competitiveness of students of psychological and pedagogical direction undergoing practical training in the Federal budget educational institution "international children's center" Artek»

Viktor A. Bystryukov-development of a model for forming the competitiveness of students of psychological and pedagogical profile and recommendations for improving the educational process in order to increase the competitiveness of graduates of the psychological and pedagogical direction

The authors have read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 12.11.2020 Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and revision: 20.12.2020

Принята к публикации / Accepted for publication: 25.12.2020

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов./ The authors declare no conflicts of interests

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.