Научная статья на тему 'Мастерство вожатого: подготовка к руководству временным детским коллективом'

Мастерство вожатого: подготовка к руководству временным детским коллективом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
574
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ / PREPARATION OF FUTURE TEACHERS / ПРАКТИКА В ДЕТСКИХ ЛАГЕРЯХ / PRACTICE IN CHILDREN'S CAMPS / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОТРЯДЫ / PEDAGOGICAL DETACHMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савенков Александр Ильич, Львова Анна Сергеевна, Любченко Ольга Андреевна

Развитие профессионализма будущих педагогов в условиях подготовки к работе с временным детским коллективом. Теоретическое обучение и педагогическая практика в детских оздоровительных лагерях и образовательных центрах. Работа в лагере тест на профессиональную пригодность и действенное средство становления профессиональной идентичности для студентов педагогического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савенков Александр Ильич, Львова Анна Сергеевна, Любченко Ольга Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Skill Of The Counselor: Preparing For The Management Of Temporary Children''s Collective

The article is devoted to questions of development of professionalism of future teachers in conditions of preparation for work with the temporary children's collective, carried out in the process of theoretical training and pedagogical practice in children's health camps and educational centers. For students of the Pedagogical University, this activity is a test of professional suitability and an effective means of developing a professional identity.

Текст научной работы на тему «Мастерство вожатого: подготовка к руководству временным детским коллективом»

МАС

УДК373

ТЕРСТВО ВОЖАТОГО: подготовка к руководству временным детским коллективом

Александр Ильич Савенков,

профессор, директор Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, Москва

Анна Сергеевна Львова,

доцент, заместитель директора по образовательной политике Института педагогики и психологии образования МГПУ, кандидат педагогических наук, Москва

Ольга Андреевна Любченко,

доцент, заместитель директора по ресурсному обеспечению Института педагогики и психологии образования МГПУ, кандидат педагогических наук, Москва

Традиционно одним из важнейших видов учебной практики будущих педагогов является работа с временным детским коллективом в загородном лагере. Подготовка к этому виду практики и её осуществление проводится в Институте педагогики и психологии образования государственного автономного образовательного учреждения высшего образования г. Москвы «Московский городской педагогический университет» в рамках основного образовательного процесса. Предлагаем ознакомиться, как этот процесс организован университетом и работает на практике.

• подготовка будущих педагогов • практика в детских лагерях

• педагогические отряды

Подготовка студента в университете

В учебные планы очной и очно-заочной форм обучения в качестве специальных элементов включены специальные учебные курсы и предусмотрена работа студентов в детских оздоровительных лагерях, а также образовательных центрах. Опыт института свидетельствует, что для будущего педагога эта деятельность — тест на профессиональную пригодность и одновременно служит эффектив-

ным средством развития профессионализма. Работа вожатого в летнем оздоровительном лагере требует от студента полной мобилизации педагогических способностей. На короткий срок лагерной смены студент становится для детей не только педагогом, но также родителем, старшим братом или сестрой и даже бабушкой и дедушкой.

В ходе аудиторной подготовки к летней практике в детских лагерях и работая отрядными вожатыми будущие педагоги получают разнообразный опыт взаимодействия с детьми. Важно это потому, что

иногда прекрасно подготовленные в области преподаваемого предмета педагоги (как правило, это выпускники классических университетов) уходят из профессии, не имея возможности найти общий язык с подростками. Студент педагогического университета, прошедший курс подготовки и закрепивший профессиональные компетенции в практике работы временным детским коллективом, имеет против этого стойкий иммунитет.

В свою очередь, эта практика содействует успешному становлению и развитию таких важнейших компонентов профессионализма, как: когнитивный (интеллект, креативность); психосоциальный (эмоциональный интеллект, социальная компетентность) и операциональный (узкопрофессиональные педагогические компетенции).

Профессиональная подготовка будущих педагогов к работе с временным детским коллективом в институте организуется силами высококвалифицированных профессоров и преподавателей (доктора педагогических наук, профессора Б.В. Куприянова, кандидатов педагогических наук, доцентов: М.М. Борисовой, Н.Н. Илюшиной, Е.Н. Щербаковой). Реализуется программа профессорско-преподавательским составом департамента педагогики в условиях интеграции теоретической и практической подготовки.

Достигается эта интеграция с помощью целого ряда факторов, важнейший из них — высокий уровень общей теоретической подготовки и разносторонний профессиональный опыт профессорско - преподавательского состава. Каждый из профессоров и преподавателей департамента педагогики, работающий со студентами в рамках направления, владеет специальными знаниями в области возрастной и педагогической психологии (ролевая динамика малой группы, психология лидерства, психология совместной деятельности, управление механизмами социальной фасилитации/ингибиции); понимает, как с профессионально-педагогической точки зрения строится логика лагерной смены, как готовятся и проводятся коллективные творческие дела, конкурсы, фестивали, соревнования, концерты, сборы, спектакли, представления, массовые праздники. У каждого нашего педагога эти профессиональные знания

закреплены собственным многогранным и многолетним опытом практической работы в детских лагерях, которым они щедро делятся со студентами.

Обучая студентов традиционным, десятилетиями отработанным образовательным техникам и технологиям работы с временным детским коллективом, преподаватели широко используют инновационные образовательные технологии (геймифика-ция, имитационные технологии и методы, различные варианты проведения дискуссий, технологии OpenSpace).

Основу содержания подготовки студентов работе с временным детским коллективом составляют базовые компоненты профессионализма педагога: когнитивный, психосоциальный и операциональный. Соответственно им содержание образования делится на три крупных блока.

Первый блок — «когнитивный». Его

основная задача — ориентация на общее познавательное развитие будущего педагога, совершенствование его общих интеллектуальных способностей и твор-ческости. Этот содержательный блок в ходе обучения и практики в лагере призван подготовить будущего педагога к выполнению базовых задач педагогической деятельности (гностической, конструктивной , информационно-объяснительной). Владение этими функциями предполагает:

• развитое конвергентное мышление, уровень которого традиционно определяется по тестам ^ и методикам оценки общих когнитивных способностей (этот параметр личности существенно детерминирован генотипом (8:2) и в силу этого мало подвержен педагогическому воздействию, в процессе подготовки в вузе важно не столько биться за его развитие, сколько стремиться отбирать при поступлении тех, у кого он на хорошем уровне — это знают все, не думаю, что об этом надо писать!);

• высокоразвитую творческость, выраженную в способности к альтернативному, дивергентному мышлению (проявляется в умениях видеть проблемы и демонстрировать высокую продуктивность в ответ на проблемные ситуации, оригинальность и гибкость мышления

в ходе решения профессиональных задач, способность разрабатывать идеи в рамках профессионального контекста). Креативность, как известно (В.Н. Дружинин, Я.А. Пономарев, Д.В. Ушаков), в отличие от интеллекта, в значительной мере зависит от внешних средовых влияний, но при этом научить человека «быть креативным» нельзя (хотя многие безуспешно пытаются это делать, обучая детей и студентов приёмам и приёмчикам «творчества»). Креативностью можно «заразиться», для этого в ближайшем окружении учащегося должен быть носитель этой «инфекции» — значимый взрослый (в нашем случае креативный, высокопрофессиональный профессор или преподаватель), с которого студент «списывает» креативные поведенческие модели.

Второй блок содержания подготовки студентов к деятельности вожатого в загородном лагере соответствует психосоциальному компоненту профессионализма педагога и предполагает развитие у будущих педагогов: эмоционального интеллекта, социального интеллекта и их производной — социальной компетентности. В этой части содержания образования основное внимание уделяется:

• развитию способностей будущих педагогов адекватно выражать собственные эмоции, понимать эмоции других людей, особое внимание акцентируется на эмоциональной выразительности, эмоциональной чувствительности, способности к эмоциональному самоконтролю;

• развитию способностей к оценке чувств, определению настроения, пониманию мотивов поступков других людей, способности адекватно воспринимать наблюдаемое поведение

в рамках социального контекста;

• умениям слушать и слышать собеседника, готовности к сопереживанию, эмпатии, пониманию юмора;

• развитию способностей к социальному взаимодействию, готовности работать совместно, способностям к коллективному взаимодействию и как к высшему типу этого взаимодействия — коллективному творчеству;

• развитию лидерских задатков и способностей, совершенствованию навыков руководителя детского коллектива;

• развитию умения объяснять и убеждать других, способности уживаться с другими людьми, открытости в отношениях с окружающими.

• формированию готовности к самоанализу, развитию рефлексивной компетентности.

Достигается это в ходе проведения занятий со студентами, а практика в загородном лагере должна всё это закрепить и развить, сделав неотъемлемой частью личности будущего профессионального педагога.

Основная задача этого содержательного блока состоит в подготовке вожатого к выполнению базовых задач педагогической деятельности (мобилизирующей, организаторской, коммуникативной), освоение которых предполагает сформированность социально-перцептивных, социально-психо-логических, психолого - педагогических и коммуникативных компетенций. Развитие у будущих педагогов коммуникативных навыков и организаторских задатков позволяет им на практике организовать разнообразную профессиональную деятельность в отрядах, секциях, кружках, студиях. Особое внимание здесь уделяется способностям студентов к лидерству, творчеству и сотворчеству.

Третий блок содержания образования ориентирован на подготовку будущих педагогов к решению узкопрофессиональных

педагогических задач, что соответствует операциональному компоненту профессионализма педагога. Основная задача занятий этого блока — формирование и развитие у будущих педагогов профессиональных компетенций в сфере организации жизни и деятельности детей в загородном лагере. Студент должен овладеть навыками планирования смены, реализации образовательных и воспитательных дел, методикой руководства детскими играми, технологиями и техниками соревнований, состязаний, конкурсов, фестивалей, театрализованных действий и других форм дополнительного образования, досуга и отдыха.

Для того чтобы это освоить, студент посещает занятия в университете и в конце семестра, закрепляет полученные компетенции в инструктивном лагере. Инструктивный лагерь организуется в конце второго семестра, перед началом первой смены. Проходит «инструктив» в одном из ближайших лагерей (у нас это лагерь ФСБ РФ «Купавна»). В условиях полного погружения в течение нескольких дней будущий педагог актуализирует в сознании всё, что получено в ходе теоретического обучения.

Формы организации учебной деятельности студентов при подготовке их к работе вожатыми в детских лагерях и образовательных центрах строятся в полном соответствии с содержательными блоками. Обучение студентов строится на основе рефлексивно-деятельност-ного подхода, поэтому профессорами и преподавателями, наряду с традиционными формами организации учебной деятельности (лекциями, семинарами, лабораторно-практическими заданиями), активно применяются современные интерактивные формы организации учебной деятельности: деловые игры, тренинги, квесты и мастер-классы.

Организация практики студентов

Особое внимание при организации практики студентов уделяется качеству образовательных программ самих детских оздоровительных лагерей и детских образовательных центров. Институт педагогики и психологии образования МГПУ заключил договоры с ведущими детскими центрами, такими как МДЦ «Артек», ВДЦ «Орлёнок», МДЦ «Сириус», ВДЦ

Смена». Важная особенность педагогической практики студентов в детских лагерях заключается в том, что она проходит в летний период и не создаёт никаких трудностей для реализации других учебных занятий студентов.

Характер содержания, формы организации, методы, методики и технологии подготовки будущих педагогов к этому виду практики интенсивно эволюционируют под воздействием перемен, происходящих в самой системе организации летнего отдыха детей. Если первоначально детские летние лагеря создавались преимущественно по модели санаториев, где главной задачей были отдых и оздоровление детей, то теперь всё отчётливее звучит запрос на решение в этих организациях образовательных задач. Детские оздоровительные лагеря интенсивно трансформируются в учреждения дополнительного образования. Это движение от «лагеря-санатория» к «лагерю-центру дополнительного образования», ориентированному не столько на отдых, сколько на работу с детской одарённостью различной предметной направленности, наметилось лишь в последние годы.

Одним из первых лагерей в нашей стране был «Артек», создавался он как оздоровительное учреждение, детский санаторий (и даже подчинялся первое время Минздраву). По его модели создавались детские лагеря в других регионах. Считалось, что дети летом должны отдохнуть и оздоровиться (большинство жителей страны живут в условиях сурового климата). Детей летом надо вывести к Чёрному морю или, в край-

о гр

ней случае, на природу, за город. 1 ам они, занимаясь объективно мало полезными вещами: купанием в открытых водоёмах, загоранием, «укрепят» собственный иммунитет. Параллельно специально подготовленные педагоги с ними проведут воспитательную работу в соответствии с принятыми идеологическими установками (коллективные творческие дела, сборы, фестивали, соревнования).

Поскольку работа в детском загородном лагере не прекращается 24 часа в сутки, педагоги должны быть физически на это способны, следовательно, годятся на это только совсем молодые люди — студенты, вчерашние дети. Отсюда и возраст профессиональной пригодности вожатого определялся не более чем 30 лет. Многие наши студенты не прекращают вожатскую деятельность на протяжении нескольких лет, мы говорим им: как только дети стали прибавлять к твоему имени отчество — всё! Вожатская биография закончилась!

Преподаватели высших педагогических учебных заведений (в прошлом — институтов, теперь — университетов) не могли пройти мимо столь результативного инструмента воспитания будущего профессионального педагога. Но если для педагогических вузов советской поры эта специальная подготовка и практика были строго обязательными, то, начиная с 1990-х годов, педагогические вузы получили право решать, следует ли им это делать. Многие отказались, дело сложное, требуются высококвалифицированные специалисты, множество организационных усилий. Экономя собственные силы и не очень задумываясь о качестве подготовки педагогов, многие педагогические вузы от этого отказались.

Сейчас точка в этом вопросе поставлена ФГОС по педагогическому и психолого-педагогическому образованию последнего поколения, где эта работа сделана обязательной в педагогическом университете.

Но параллельно с этим поменялась общая концепция лагерной жизни и деятельности. Для современных российских лагерей новой базовой моделью стал уже не МДЦ «Артек», а ОЦ «Сириус». Туда приглашают победителей конкурсов и олимпиад по учебным предметам (математика, физика, химия, биология, гуманитарные науки); победителей конкурсов искусств (живопись, музыка, литературное творчество); талантливых юных спортсменов.

Именно по этой модели, по заданию президента РФ, в каждом регионе России теперь создаются подобные центры, ориентированные на работу с одарёнными детьми, раннюю профессиональную ориентацию. Как и «Сириус», эти образовательные центры оснащаются самым передовым, самым современным оборудованием для проведения детьми научных исследований, средствами для разнообразных детских художественных практик, спортивных занятий (я был недавно в «Сириусе» — такой лабораторной базы нет ни в одном российском университете!).

Ребёнок, приехавший в лагерь в период летних каникул (и тем более в период учебного года), теперь должен не только оздоровиться и отдохнуть, но ив обязательном порядке научиться чему-то новому. Здесь ценными оказываются не только те образовательные компетенции, которые традиционно формирует у ребёнка школа, но в особенности неформальные знания, умения и навыки, лежащие за пределами школьных образовательных программ. Эти обстоятельства существенно меняют стилистику и содержательное наполнение деятельности лагеря, вожатого, а следовательно, влекут за собой перемены в структуре его подготовки в университете.

Если в лагере, условно названном нами санаторием, вся тяжесть педагогического процесса лежала на плечах вожатого, то теперь в новой модели вожатому отведена третьестепенная роль. С талантливыми детьми в центрах образования, строящихся по модели «Сириуса», работают педагоги самого высокого уровня: известные учёные, признанные художники, выдающиеся спортсмены и тренеры. Задача вожатого в этих условиях — разбудить детей, привести на зарядку, в столовую, уложить спать.

Теперь все детские лагеря, и такие знаменитые, как «Артек», «Орлёнок», «Смена», «Океан», и менее известные, расположенные в пригородах по всей стране,

перестраивают работу на новый лад. Процесс этот идёт активно, но трудно. Запустить эту модель в «Артеке» примерно так же трудно, как на крейсере «Аврора» ракеты «Калибр» разместить. Но это происходит, и процесс этот будет ещё какое-то время продолжаться.

Желание родителей хотя бы летом отдохнуть от детей-подростков никуда не денется в ближайшие десятилетия, поэтому лагеря оздоровительного типа будут существовать, но более интенсивно будет развиваться система лагерей — образовательных центров.

В этих условиях мы, ориентируясь на реальную ситуацию, стараемся сделать так, чтобы студент — будущий педагог проходил подготовку и практику в самых интересных образовательных центрах, с самыми перспективными и современными образовательными программами.

Результаты образования вожатых и сотрудничество

Пройдя практику, студенты сдают на проверку групповым руководителям отчётные материалы, а также отзывы-характеристики с места прохождения практики. Подведение итогов летней практики будущих педагогов проводится в институте как большое общее, праздничное мероприятие с приглашением директоров, старших педагогов и старших вожатых детских лагерей и образовательных центров. Каждый педагогический отряд представляет публичный, краткий отчёт о работе. Такая неклассическая форма проведения зачёта по летней практике служит важным инструментом рефлексии профессиональных результатов и стимулирует интерес студентов к будущей профессии. В отчётных документах многих студентов руководителями практики отмечаются высокие показатели их работы. Большинство студентов института получают от администрации лагерей приглашения к дальнейшему сотрудничеству.

Для повышения результативности подготовки будущих педагогов и формирования культа педагогической профессии в институте созданы и действуют педагогические отряды. В них добровольно объединяются студенты, прошедшие практику в лагерях, и те, кому это только предстоит. Наименования педагогических отря-

дов соответствуют названиям лагерей. Уже много лет действуют в институте педагогики и психологии образования педагогические отряды: «Артек»; «Сириус»; «Смена»; «Купавна»; «Ока». Это движение расширяется, давая возможность проявить себя вновь появляющимся студенческим лидерам.

Отдельный и особенно перспективный научно-практический проект института — взаимодействие «Международным детским образовательным центром «Артек». Для студента любого педагогического вуза во все времена было особо почётным стать вожатым МДЦ «Артек». В МДЦ «Артек» традиционно отбирались лучшие из лучших студентов. Вожатый, поработавший в «Артеке», как правило, становился признанным мастером, способным продуктивно работать с любым детским коллективом. В настоящее время многолетние традиции жизни и деятельности «Артека» сохранены и интенсивно приумножаются педагогическим коллективом. Современный МДЦ «Артек» заинтересован в хорошо подготовленных, коммуникабельных, творческих, толерантных, а главное — любящих детей молодых педагогах-вожатых.

По решению учёного совета Московского городского педагогического университета и дирекции Международного детского центра «Артек» открыта совместная кафедра, получившая наименование «кафедра теории и практики организации образовательной среды». Это структурное подразделение Института педагогики и психологии образования МГПУ. При этом в состав кафедры входят сотрудники «Артека», в том числе: заведующая кафедрой, кандидат политических наук Елена Николаевна Мелешко и кандидат исторических наук Александр Сергеевич Акунин.

В настоящее время в «Артеке» в качестве постоянных вожатых работают выпускники бакалавриата Института

педагогики и психологии образования, обучающиеся в магистратуре посредством дистанционных технологий. Кроме выпускников бакалавриата в магистратуре Института педагогики и психологии образования обучаются ещё и постоянные сотрудники МДЦ «Артек». Подобная работа в настоящее время выстраивается с ВДЦ «Смена» и другими широко известными образовательными центрами.

В рамках реализации магистерских программ профессора и преподаватели института педагогики и психологии образования проводят не только дистанционные, но и очные занятия с магистрантами, постоянно работающими в МДЦ «Артек». Выпускники бакалавриата, работающие в «Артеке» на постоянной основе, обучаются в программах магистратуры разных направлений и профилей. Век вожатого короток, и каждому вожатому для дальнейшей жизни в профессии важно получить новую магистерскую квалификацию: менеджера образования, практического психолога, социального педагога или учителя.

С этой целью составлен график проведения занятий с магистрантами на базе МДЦ «Артек». В настоящее время, в рамках взаимодействия двух образовательных организаций ГАОУ ВО МГПУ и МДЦ «Артек», создано и успешно действует единое образовательное пространство, способствующее эффективному становлению профессионализма будущих педагогов в условиях практико-ори-ентированного обучения. Эта работа имеет тенденцию к расширению. В настоящее вре-

мя она выстраивается с ВДЦ «Смена» и другими широко известными образовательными центрами. НО

The Skill Of The Counselor: Preparing For The Management Of Temporary Children's Collective

Aleksander I. Savenkov, Professor, Director of the Institute of pedagogics and psychology of education Moscow city pedagogical University, corresponding member of RAO, doctor of pedagogical Sciences, doctor of psychological Sciences

Anna S. Lvova, associate Professor, Deputy Director for educational policy of the Institute pedagogics and psychology of msupe education, candidate of pedagogical Sciences

Olga A. Lyubchenko, associate Professor, Deputy Director for resource support of the Institute pedagogics and psychology of msupe education, candidate of pedagogical Sciences

Abstract. The article is devoted to questions of development of professionalism of future teachers in conditions of preparation for work with the temporary children's collective, carried out in the process of theoretical training and pedagogical practice in children's health camps and educational centers. For students of the Pedagogical University, this activity is a test of professional suitability and an effective means of developing a professional identity.

Keywords: preparation of future teachers, practice in children's camps, pedagogical detachments.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.