Научная статья на тему 'Роль детских лагерей в развитии ребёнка'

Роль детских лагерей в развитии ребёнка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4099
417
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОЗДОРОВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ / REHABILITATION OF CHILDREN / ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЛАГЕРЯ / FUNCTIONS OF A MODERN CAMP / ПОТЕНЦИАЛ / POTENTIAL / ОСОБЫЙ СТАТУС / SPECIAL STATUS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилков Андрей Анатольевич, Данилкова Наталия Сергеевна

Детский лагерь как мощный психолого-педагогический инструмент в организации воспитания, развития и личностного роста детей. Функции лагеря, его жизненная необходимость и развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль детских лагерей в развитии ребёнка»

РОЛЬ

ДЕТСКИХ ЛАГЕРЕЙ в развитии ребёнка

Андрей Анатольевич Данилков,

доцент Новосибирского государственного педагогического университета, кандидат психологических наук

Наталия Сергеевна Данилкова,

доцент Новосибирского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук

• оздоровление детей • функции современного лагеря • потенциал

• особый статус

Организация отдыха детей и их оздоровления — социальное явление, в котором наиболее эффективно может быть организован процесс целенаправленного воспитания и развития ребёнка. Такое состояние и положение учреждений, организующих этот отдых и оздоровление, стало возможным по причине снижения воспитательной и развивающей функций в системе школьного образования и его центрировании на собственно образовании.

Тем не менее речь идёт о времени, проведённом ребёнком вне рамок школы, а это, по меньшей мере, четыре месяца каникул в календаре и около двух месяцев выходных и праздничных дней. Таким образом, вне учебного заведения ребёнок проводит половину времени в году. Это время отдыха от школы, досуга, время, которое нельзя терять для воспитания и развития наших детей. Для этого и существуют специальные учреждения отдыха, оздоровления и досуга детей, которые в РФ традиционно занимают особое место в системе воспитания.

Как правило, данные организации представлены стационарными детскими оздоровительными лагерями, палаточными лагерями и пришкольными летними площадками. Отдельное место занимают стационарные детские лагеря. Их иногда называют загородными, иногда оздоровительными или детскими. Суть в одном — это загородные площадки, рекреации для организации полноценного отдыха и оздоровления детей.

Для раскрытия роли, характеристик и функций современного детского лагеря необходимо дать определение самого феномена детского лагеря и его места в системе образования и воспитания. В.Н. Антонов определяет детский лагерь как учреждение дополнительного образования, реализующее оздоровительно-образовательные программы, представляющее комплекс условий и услуг, обеспечивающих профилактику и укрепление здоровья детей, а также самоопределение и самореализацию ребёнкаV

1 Антонов В.Н. Педагогические условия деятельности детских оздоровительно-образовательных лагерей в современных условиях [Текст]: / автореф. на соиск. степени к.п.н. 13.00.01 / Антонов В.Н. — Екатеринбург, 1997.

Данное определение несколько узко для понимания самого феномена, но задаёт основные параметры (признаки) такого явления как детский лагерь. По нашему мнению, к данным параметрам необходимо добавить ещё такие, как:

• «место размещения — загородный»;

• «основные функции — воспитательные, развивающие, образовательные, оздоровительные»;

• «время пребывания детей — от пяти до тридцати дней»;

• «тип учреждения — летнего пребывания, круглогодичного пребывания».

Само определение в данном случае будет несколько громоздким, но будет отражать основное содержание понятия. Таким образом, под детским лагерем можно понимать загородное учреждение летнего или круглогодичного пребывания детей, оказывающее комплекс услуг по образованию, воспитанию, развитию и оздоровлению детей и реализующее специальные тематические или профильные программы по данным направлениям продолжительностью от пяти до тридцати дней.

На современном этапе развития школьного образования в России роль организаций для отдыха и оздоровления детей всё больше возрастает. Эта роль заключается в том, что данные учреждения стали полноправными участниками образовательного процесса и об разовательного пространства, совмещая функции образования с функциями воспитания, развития и самоактуализации современных детей. Детский лагерь всегда был и остаётся действенным, эффективным институтом воспитания, развития и личностного роста детей.

Научные статьи, монографии и другие публикации последних лет, посвящённые феномену детского лагеря, раскрывают его уникальную роль в организации не только гармоничного развития личности современных детей. Специалисты указывают на исключительное влияние лагеря на формирование

у современных детей потребности в самоактуализации, реализации своих конструктивных личностных качеств и даже на жизненное самоопределение ребёнка.

Что позволяет таким образом рассматривать роль детского лагеря в организации развития современных детей? Для ответа на этот вопрос необходимо подчеркнуть, что современный детский оздоровительный лагерь — это саморазвивающаяся, саморегулирующаяся открытая система, органично интегрированная в социальную среду. Именно из внешней среды она черпает ресурсы для своего существования: материальные, интеллектуальные, кадровые, рекреативные, информационные и др. Также следует рассматривать действующий детский оздоровительный лагерь как уникальную организационно-педагогическую систему. Её уникальность определяется непохожестью на другие педагогические системы (детские сады, школы, учреждения дополнительного образования и т.п.).

Детские лагеря как уникальное явление педагогической реальности занимают совершенно особое место во всей системе образования и воспитания. Более того, они являются одной из наиболее перспективных в воспитательном отношении и востребованных форм организации детского летнего досуга. По данным АСИ, более 60% российских родителей готовы отправить своих детей в летние лагеря. Ретроспективный же анализ научно-педагогических исследований ряда специалистов показал, что детский лагерь в последние десятилетия был и остаётся наиболее массовой формой организации летнего отдыха, способствующей эффективности воспитания детей в каникулярный период (М.Б. Коваль, 1988; В.Н. Антонов, 1997; Б.А. Дейч, 2009 и др.).

По мнению Bernard S. Mason, лагерь, если он настоящий, является одним из наиболее действенных факторов социализации, гуманизации и цивилизации из тех, что могут войти в жизнь маль-

чишек и девчонок. О.С. Газман, говоря о самобытности такого культурно-педагогического явления как детский лагерь, говорил, что он является особым идейным и деятельным пространством каникул.

Одно из заблуждений массового сознания и даже части педагогов-лагерников заключается в том, что они рассматривают детский лагерь очень узко, утилитарно — только лишь как учреждение, призванное удовлетворять потребность населения в оздоровлении детей (в том числе и в санаторном оздоровлении). Также традиционно принято считать лагерь исключительно учреждением дополнительного образования. Несомненно, детский лагерь, в той или иной мере, несёт на себе эти функции. Но их намного больше — детский лагерь всегда был и остаётся мощным психолого-педагогическим инструментом в организации воспитания, развития и личностного роста детей.

Значимость самого такого явления, как детский отдых, и такого уникального феномена, как детский лагерь, в современном обществе недостаточно осознанна. Стереотип общественного сознания связывает их с праздностью, досугом, увеселением и относится к ним как к чему-то лёгкому, не серьёзному, не существенному и второстепенному. Тем не менее детский лагерь уже давно стал площадкой социализации современных детей, школой общения, постижения общественно-исторического опыта человечества, выбора жизненного пути, формирования и развития личности ребёнка. Более того, хорошо функционирующий детский лагерь часто рассматривается как достаточно успешная экономическая модель, способная приносить определённые финансовые и материальные дивиденды его собственникам.

Существует несколько явных доводов, которые со всей очевидностью обосновывают не только общечеловеческую, гуманистическую сущность детского лагеря, но и его возможный экономический потенциал в развитии государства. Рассмотрим их в историческом контексте, но через функции, которые выполняет современный лагерь. Именно через функции современного лагеря необходимо рассматривать его роль и влияние на развитие личности детей, поколения ХХ! века.

Изначально детские лагеря возникли из необходимости оздоровления городских детей во время их каникул (как правило, летних). Первые упоминания о лагерях (XIX век, Канада, США) содержат информацию о немногочисленных детских группах под руководством педагогов или пастырей, отправляющихся за город и устраивающих место для стоянки и временного пребывания, — лагерь. Как правило, это были живописные места вблизи водоёмов. Свежий воздух, простое (но вместе с тем, здоровое питание), активный досуг, занятия спортом — до сих пор всё это остаётся актуальным и определяет одну из важных функций детского лагеря — оздоровительную.

В Советском Союзе, после Октябрьской революции и Гражданской войны, было огромное число детей, оставшихся без попечения родителей. Ослабленные голодом и холодом, незащищённые от превратностей судьбы дети родителей, погибших во время социально-политических катаклизмов, нуждались не просто в присмотре, реабилитации и лечении, но ив «правильной» идеологической обработке. Нужны были сильные, идеологически выдержанные в духе коммунизма люди, которые бы строили светлое коммунистическое будущее. Детские лагеря начали выполнять социальный заказ государства — ковать достойную смену, готовую идти вперёд, выполнять поставленные государством задачи. Идеологическая функция детского лагеря сохранялась вплоть до 90-х годов ХХ века, до времени распада СССР.

Но к этой функции (как вытекающий фактор) необходимо добавить ещё одну — стимулирующую. Стране нужно было определённое количество активных, инициативных, целеустремлённых молодых людей, которые бы в недалёком будущем могли взять на себя идеологические, организационные, лидерские функции для управления государством

в целом и отдельными отраслями в частности. Юные отличники, активисты, спортсмены — этот золотой фонд должен был попадать в привилегированные детские лагеря. Первый такой лагерь был создан в 1925 году — МДЦ «Артек». Затем в 1965 году был построен ВДЦ «Орлёнок». Именно эти лагеря выполняли стимулирующую функцию — попасть в них было мечтой сотен тысяч советских детей, но для этого необходимо было постараться. До сих пор эта функция в основном сохраняется. Правда, в современной России попасть в эти лагеря могут не только отличники, лидеры и активисты. К двум перечисленным лагерям с 80-х годов прибавились ВДЦ «Океан» (г. Владивосток) и ФДЦ «Смена» (г. Анапа).

Необходимо со всей справедливостью отметить, что в советское время было чётко просчитано и экономически обосновано создание предприятиями детских лагерей и их содержание. В до и послевоенные годы каждое более или менее крупное предприятие, учреждение имело свой собственный лагерь. Он строился предприятием, находился в их собственности, но содержался за счёт профсоюзов. Для чего? Для того чтобы работающие родители не отвлекались заботами о том, чем занят их ребёнок в каникулярный период, а эффективно работали на своих рабочих местах. Более того, ребёнок, получивший явный оздоровительный эффект летом, в течение учебного года меньше болеет (существовала статистика, отражающая данную тенденцию). Значит, родители будут меньше отвлекаться и брать больничных листов по уходу за своими детьми. Налицо экономическая выгода и социально-экономическая функция детского лагеря. К большому сожалению, данная функция в настоящее время практически не осуществляется, а если и есть предприятия, оставившие на своём балансе детские лагеря, то в силу экономических причин (необходимость устойчивого финансирования детского лагеря) они вынуждены реализовывать большую часть пу-

тёвок сторонним организациям и частным клиентам.

Развивающая функция. Она изначально существовала в деятельности детского лагеря, но в последнее время стала более актуальной. Дело в том, что современная система школьного образования целиком и полностью направлена только на образование современных детей. В этой системе проблема развития личности, личностного роста ребёнка уходит даже не на второй план. Школа заинтересована в развитии ребёнка, но только до определённого момента. Качество знаний и умение найти эти знания и показать хороший итоговый результат — парадигма современной системы образования. За бортом школьной системы остаются такие процессы, как самореализация, творческое самовыражение, самоактуализация и развитие субъектности детей, развитие их конструктивных личностных качеств. Это отдано на откуп семье, дополнительному образованию и другим социальным институтам. Именно в силу данного обстоятельства детские лагеря и являются площадкой для развития у ребёнка всех перечисленных качеств и удовлетворения потребности в личностном росте, развития потребности в самоактулизации.

Справедливости ради необходимо отметить, что в современных детских лагерях образовательная функция также прослеживается со всей очевидностью. Но касается она в большей степени дополнительного образования детей. Хотя существуют лагеря изучения иностранных языков, экологические, тематические и другие — все они несколько углубляют и дополняют школьную программу. Среди специалистов даже появился такой термин, как «заобразованность детского отдыха». Опасно это явление тем, что дети не меняют деятельность во время каникул. Тогда как отдых — это всегда смена обстановки, деятельности и окружения. Отдых должен быть от чего-то, для детей на каникулах — от учения в первую очередь.

Воспитательная функция детского лагеря — одна из основных и системообразующих для всей сферы детского отдыха. Именно в детских лагерях, в новых временных детских коллективах проявляются воспитанность ребёнка, его умение вести себя в обществе, налаживать общение. Сформированное (или несформированное) отношение ребёнка к себе, другим людям, коллективу, деятельности, его чувство такта, этикет, дисциплина, навыки самообслуживания — всё это, как лакмусовая бумажка, позволяет увидеть в ребёнке воспитание как социокультурное явление, привитое им семьёй, школой и другими институтами воспитания. Вместе с тем детский лагерь — это своеобразный полигон для воспитания ребёнка, привития ему общественно значимых, культурных ценностей человечества, общества, социума. Отношения и ценности, сформированные во временном детском коллективе, часто закрепляются у ребёнка на всю жизнь. Ведь воспитательный потенциал детского коллектива всегда был и остаётся более мощным, чем воспитательный потенциал пусть даже самого мудрого педагога. В этом заключается феномен детского коллектива.

Коммуникативная функция детского лагеря также напрямую связана с детским коллективом. В подавляющем большинстве случаев, попадая в лагерь (впервые или повторно), ребёнок испытывает дискомфорт, эмоциональное напряжение. Новые дети, новые взрослые, новая обстановка, новая деятельность — всё это выступает для него как поток стрессиру-ющих факторов и вызывает повышение уровня ситуативной тревожности. Но лагерная педагогика, логика развития лагерной смены выстроены так, что в первые 2—3 дня основной упор в работе с детьми делается на их адаптацию к этим условиям, на знакомство и взаимодействие. В течение лагерной смены эти навыки развиваются, закрепляются, совершенствуются. В практике игровой педагогики есть специальные коммуникативно-дея-тельностные технологии, игры, упражнения, которые помогают эффективно решать задачи привития навыков коммуникации. Кстати, в большинстве случаев полученные в лагере новые навыки коммуникации дети транслируют и в своей повседневной жизни — в семье, в школе, среди своих городских друзей.

Рекреационная функция детского лагеря заключается в том, что лагерь всегда интегрирован в то пространство, в котором он находится. Это может быть заповедный природный уголок, сельский населённый пункт, городская площадка или памятник истории. Известно, что для детских лагерей выбирались самые лучшие земельные участки в красивых местах, неподалёку от водоёмов. В зависимости от типа лагеря (сезонный или круглогодичный) вокруг лагеря всегда начинала кипеть жизнь. Необходимы были сотрудники (как правило, из местных жителей), поставщики товаров и услуг, дороги, связь, строительные материалы и т.д. и т.п. Таким образом, лагерь становился частичкой рекреации, а очень часто был (или остаётся) инфраструктурным , системообразующим объектом. Нередки ситуации, когда технические сети детского лагеря (энергоснабжение, водоснабжение, ка-нализирование) являются неотъемлемой частью существования небольшого населённого пункта, примыкающего к данному лагерю. Кстати, в практике крупных детских лагерей, расположенных в сельских районах, лагеря выступают и как очень значимые для этого района налогоплательщики.

Социальная функция детского отдыха в общем и каждого детского лагеря в частности уже давно определена. По мнению большинства специалистов, детский лагерь был и остаётся самой востребованной и распространённой формой организации каникулярного отдыха детей в России. Доступность путёвок (хоть коммерческих, хоть социальных) — факт очевидный; подавляющее большинство родителей могут позволить себе отправить ребёнка на отдых в лагерь, если не за коммерческую стоимость, то по государственным или региональным программам. А социальная значимость детского лагеря как феномена социальной политики государства и общества стала

объектом исследований педагогов, психологов, социологов. Другое дело, что не все дети попадают в те детские лагеря, которые могут удовлетворить их потребности в развитии, общении, самореализации. Социальная политика государства и региональных властей в большинстве случае направлены на сохранение детских лагерей, улучшение качества условий проживания, питания, обслуживания детей, развитие программ детского отдыха.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать логический вывод: детские лагеря не только востребованы в нашем обществе и государстве, они жизненно необходимы. Необходимы прежде всего детям, родителям, работодателям, системе образования и воспитания, а значит, и государству. Развитие системы детского отдыха и оздоровления должно стать одной из приоритетных задач государственной политики и местных органов власти. Вместе с тем развитие этой системы должно опираться как на имеющиеся достижения (мировые и отечественные), так и на новые подходы, на региональные инновационные модели организации детского отдыха.

Уже сегодня можно говорить о том, что инновационные процессы в этой области как у нас в стране, так и в других странах всё больше захватывают детские лагеря. Более того, мировое лагерное движение и развитие профессионального лагерного сообщества в нашей стране имеют явную тенденцию к консолидации, обобщению и распространению передового опыта и лучших практик. Среди прочего можно выделить тенденцию к всестороннему исследованию различных аспектов детского лагеря: организации и менеджмента, психолого-педагогических аспектов, социокультурных явлений в этой сфере, молодёжной субкультуры и т.д.

В качестве примера можно привести развитие уникальной организации — «Международное содружество лагерей», охватывающей все континенты, включающей в себя

десятки стран-участниц. Членами данного сообщества являются не только лагеря и специалисты-практики, но и учёные, исследователи. Активность данного профессионального сообщества в деле популяризации лагерного движения и исследования процессов, в нём происходящих, заслуживает уважения. Рабочие встречи, семинары, директорские курсы, издательская деятельность и, наконец, мировые конгрессы, которые проводятся этой организацией один раз в три года, — всё это говорит о том, что мировая практика лагерного движения будет успешно развиваться и дальше. Кстати, последний конгресс прошёл в октябре 2014 года в Турции. Россия также удостаивалась права принимать Мировой лагерный конгресс — в 1997 году в Санкт-Петербурге. Прошёл он на самом высоком уровне и до сих пор вызывает приятные воспоминания у его участников. Примечательно, что местом проведения очередного конгресса детских лагерей в 2017 году опять выбрана Россия.

Профессионалы данной сферы имеют явную тенденцию к объединению, развитию, популяризации своей деятельности и детских лагерей. В России уже много лет существуют две общероссийские общественные организации организаторов детского отдыха и оздоровления: межрегиональная общественная организация «Содействие детскому отдыху» и ассоциация организаторов детского отдыха и оздоровления «Дети плюс». Существует несколько мощных региональных профессиональных сообществ: Тюменская общественная организация «Мы вместе», Санкт-Петербургская общественная организация «Взрослые — детям», Пермская региональная организация «Пермские каникулы». Тенденции к консолидации профессионалов наблюдаются в Сверд-

« ТУ4 « ^ Р

ловской и Кемеровской областях, Башкирии, Якутии, Алтайском крае. Общероссийскими и региональными общественными организациями проводятся ежегодные встречи организаторов детского отдыха и оздоровления (сентябрь каждого года,

г. Анапа), конференции, семинары, издаются сборники трудов, обобщаются лучшие практики, проводятся конкурсы профессионального мастерства, фестивали. Примечательно, что именно эти общественные организации являются одними из инициаторов проведения круглых столов в Государственной думе РФ, парламентских слушаний, совещаний в Министерстве образования и науки РФ и т.п.

По нашему мнению, развитие детского отдыха невозможно без активного участия в данных процессах организаций оздоровления и отдыха детей, а также общественных объединений специалистов данной сферы. При хорошей организации, качественном менеджменте и передовых психолого-педагогических технологиях данная система может стать высокоэффективным инструментом реализации задач образования и воспитания в нашей стране. Неотъемлемой частью данной системы должны стать три ключевых направления:

• реконструкция старых и строительство новых загородных детских лагерей;

• актуальное, инновационное содержание программ детского отдыха;

• подготовка кадров для реализации указанных инновационных программ (педагогика, психология, менеджмент).

Совершенно очевидно, что при реализации данных направлений необходимо определить принципы существования не только самой системы, но и универсальные принципы функционирования каждого отдельно взятого учреждения детского отдыха, оздоровления и временной занятости детей. Именно эти положения определят вектор развития всей создаваемой системы по принципу «от частного к общему». Такими принципами являются:

• автономность функционирования объекта (лагеря);

• круглогодичность функционирования объекта (лагеря);

• разноплановость и комплексность предо-ставляемых клиентам услуг;

• экологичность и эргономичность объекта (лагеря);

• модульность размещения инфраструктурных объектов лагеря;

• полифункциональность объекта (для различных категорий детей, взрослых, организо-

ванных групп, программ, событий и т.д.);

• интегрированность лагеря в социум и местное сообщество.

На современном этапе появляются условия для создания и уникальной модели системы детского отдыха нового поколения, качественно нового формата, основанной на инновационных подходах к развитию данной сферы. Российские дети заслуживают качественного отдыха и оздоровления. А задача государства заключается в создании условий и стимулов к развитию данной сферы, кардинального изменения подходов к системе детского отдыха, отдельных детских лагерей.

Более того, по мнению некоторых исследователей, воспитательный и развивающий потенциал детского оздоровительного лагеря на современном этапе развития российской педагогики (в том числе и школьной) является более мощным и эффективным, чем воспитательный и развивающий потенциал школьной системы образования. Совершенно очевидно, что речь идёт о нормально функционирующем детском лагере, о лагере, имеющем слаженную команду, профессионально разработанную программу — как программу своего развития, так и актуальную, востребованную и оригинальную психолого-педагогическую программу деятельности.

В противовес современной школе, из которой всё больше вымывается воспитательная составляющая, лагерь является эффективной воспитательной площадкой. Школа призвана давать знания, обучать детей, прививать им умения и навыки, необходимые им в дальнейшей жизни, в том числе навыки добывания знаний. Но от системы школьного воспитания, которая существовала в советской педагогике, при всей её политизированности и идеоло-гичности не осталось и следа. Те немногочисленные островки когда-то

целостной школьной воспитательной системы, в которых предпринимаются попытки наряду с образовательной составляющей выдерживать ещё и воспитывающую, развивающую, настолько немногочисленны, что говорить о существовании целостной системы современного школьного воспитания не приходится.

Но из школьных классов, как и из школы в целом, воспитательная функция мигрирует в другие социальные институты: система дополнительного образования, спортивные секции, детские лагеря, улица, преступные сообщества и т.д.

Совершенно отдельное место в этом списке занимают детские оздоровительные лагеря. В наши дни этот институт воспитания и развития личности детей зачастую берёт на себя не просто воспитательную функцию. Очень часто именно в детском лагере ребёнок решает для себя ряд насущных проблем: жизненного самоопределения, выбора направления дальнейшего образования, нахождения нравственных ориентиров и приоритетных ценностей, социализации, избавления от комплексов и страхов (часто сформированных именно школой) и т.д. Именно в лагере ребёнок очень часто получает позитивный опыт взаимодействия с другими людьми (детьми, взрослыми). Он приобретается в совместной коллективной деятельности. Вся жизнь ребёнка пропускается через призму коллективизма, которого так остро не хватает современной школе.

В чём же заключается феномен детского лагеря в деле исправления перекосов современного образования и воспитания? Неужели кратковременная лагерная смена может сформировать жизненные ценности, исправить дефекты развития или воспитания, излечить ребёнка от приобретённых заболеваний души и тела? Практика показывает, что зачастую — нет... «Нет» в том случае, если ребёнок получил одноразовую «прививку» детского лагеря. Хотя известны и единичные случаи, когда после пребыва-

ния в лагере в течение всего одной смены ребёнок в корне менял представление о себе, о своей жизни, возможностях. Но совершенно очевидно, что после одноразового пребывания детей в лагере массового «излечения» или исправления детей не происходит. Но именно в детском лагере всего за одну смену ребёнок может получить пример позитивного общения, освоить навыки эффективного взаимодействия, получить стимул для дальнейшего развития своих позитивных личностных качеств, выбрать направление своего дальнейшего жизненного пути, приобрести хобби.

Необходимо отметить, что в лагере ребёнок может получить и негативный опыт, научиться вредным привычкам, познакомиться с дурной компанией и т.д. Но это возможно лишь в том случае, когда вся жизнь лагеря пущена на самотек, не запрограммирована на эффективную конструктивную деятельность и коммуникацию. Продуманная, динамичная, конструктивная система жизнедеятельно-сти и есть основа, стержень всей воспитательной системы лагеря. Можно поспорить о том, что система жизнедеятельности является всего лишь одним из слагаемых воспитательной системы. Но деятельность — это то, что делает лагерь лагерем, позволяет использовать весь его потенциал для развития и воспитания ребёнка и детского коллектива и отдельного ребёнка.

Применяемые в детских лагерях технологии работы с отдельными детьми и детскими коллективами позволяют за короткий срок достигать очень хороших психолого-педагогических результатов. Коллективно-творческая деятельность, педагогическая анимация, командообразова-ние, совместная творчески ориентированная деятельность, коучинг, психолого-педагогическое сопровождение, ролевые (или сюжетно-ролевые) игры — целенаправленное комплексное применение всего двух-трёх технологий является залогом успеха в реализации воспитательной

программы лагеря, в развитии каждого ребёнка, приехавшего в него на отдых и оздоровление.

Именно поэтому у многих детей так велика тяга к посещению своего любимого лагеря. Ведь в нём у них есть уникальные возможности самореализации, занятия своим любимым делом, получения новых знаний, умений, навыков. Живое общение, позитивные межличностные отношения, необычная атмосфера творчества, романтика приключений, свобода от школы и родителей (от них тоже нужно иногда отдыхать) — всё это и создаёт неповторимый феномен, имя которому «детский лагерь».

Более того, в данном феномене существует и определённая преемственность. Бывшие дети становятся сначала помощниками вожатых, а затем и самыми настоящими вожатыми. Эта

тенденция прослеживается во многих лагерях. Ведь интерес молодёжи к данному специфическому виду педагогической деятельности обусловлен прежде всего специфичностью самого феномена детского лагеря.

В качестве вывода необходимо отметить, что парадигма современного образования в РФ позволила выделить учреждения системы отдыха детей и их оздоровления в особый институт развития, воспитания и социализации современных детей. Этот институт развивается, совершенствуется, создаёт успешные практики и служит большому делу — всестороннему, гармоничному развитию личности современных детей. Именно поэтому пришло время выделить детские лагеря в отдельную категорию детских учреждений и придать им особый статус. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.