Научная статья на тему 'Детские оздоровительные лагеря'

Детские оздоровительные лагеря Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
909
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕНДЕНЦИИ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕРМИНОЛОГИЯ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / КОНКУРС МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ / РЕФЛЕКСИЯ / СПЕЦИФИКА ЛАГЕРЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / TRENDS / EDUCATIONAL ACTIVITIES / TERMINOLOGY / TRAINING / COMPETITION OF YOUNG PROFESSIONALS / REFLECTION / SPECIFICITY OF THE CAMP / ACTIVITY APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Торшин Владимир Николаевич

Тенденции развития. Терминология. Содержание воспитательной деятельности. Подготовка кадров. Специфика лагеря. Деятельностный подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Торшин Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Детские оздоровительные лагеря»

ДЕТ СКИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЛАГЕРЯ

Владимир Николаевич Торшин,

заведующий сектором научно-методического обеспечения отдыха и занятости детей Федерального института развития образования

На современном этапе развития лагерного движения в России существуют две прямо противоположные тенденции. Первая — стремительное развитие одних лагерей (Всероссийские детские центры «Орлёнок», «Океан», Федеральный детский центр «Смена», подмосковные лагеря «Робин Гуд», «Каролинка», «Кавказ», город-курорт Анапа, «Ребячья Республика» (г. Тюмень); вторая тенденция: по данным Госстата за последние 10 лет прекратили своё существование около тысячи детских стационарных лагерей, а с начала 90-х годов прошлого столетия их количество с шести тысяч сократилось до двух тысяч.

• тенденции • воспитательная деятельность • терминология

• подготовка кадров • конкурс молодых специалистов • рефлексия

• специфика лагеря • деятельностный подход

В организации отдыха и оздоров ления детей участвуют фирмы

и компании, которые сегодня играют в этом практически ведущую роль. Прежде всего, это общественные организации и объединения (Общероссийская ассоциация общественных объединений содействия детскому отдыху и оздоровлению «Дети плюс», общественная организация «Содействие детскому отдыху», «Союз пионерских организаций — Федерация детских организаций», туристические компании («Артек тур», «Ост — Вест», «Mr. English»...), Федеральный и региональные институты развития образования, студенческие педагогические отряды.

Содержание воспитательной деятельности

Обогатилось содержание деятельности во многих детских оздоровительных лагерях. Со своей специфичной педагогикой сущест вуют лингвистические лагеря, компьютерные, лагеря приключений, лагеря для одарённых детей, лагеря для детей в трудной жизненной ситуации. Однако в большинстве детских оздоровительных лагерей за время глобальных изменений в жизни российского общества содержание воспитательной деятельности мало изменилось: очевиден кризис воспитательной деятельности как в общеобразовательных школах, так и во всех остальных типах воспитательно-образовательных учреждений. Для детских оздоровительных лагерей, где именно воспитательная деятельность ведущая, сложившаяся ситуация оказалась ещё более острой: воспитательная работа,

представляющая собой совокупность воспитательных мероприятий, перестала решать современные проблемы воспитания. Вот почему сегодня на федеральном уровне, проанализировав ситуацию в целом, необходимо определить научно-обоснованные ориентиры дальнейшего развития лагерного движения в России, выработать новые принципы, подходы, цели и задачи, соответствующие современному состоянию российского общества, современным интересам и потребностям детей, запросам их родителей, международным стандартам.

Парадоксы

Лагерное движение, которое впервые зародилось в России, процветает сейчас во многих странах мира (Австралия, Англия, Болгария, Греция, Канада, США, Хорватия...), кроме нашей: это касается как материально-технической базы, так и научно-методического обеспечения системы отдыха и оздоровления детей и молодёжи, не соответствующих современному состоянию развития российского общества и, прежде всего, современным тенденциям в детской и молодёжной среде.

Ещё один парадокс — наличие системы детского отдыха и оздоровления в большинстве регионов и её отсутствие в России в целом. Известно, что любая система должна обладать целостностью, делимостью, наличием устойчивых связей, организацией. В России выпадает один из самых существенных признаков — организация. И если в регионах она задаётся за счёт реальной работы межведомственных комиссий, то на федеральном уровне системно организованная работа не ведётся.

Терминология

В России до сих пор нет ни законодательного, ни научного определения термина «лагерь», и это стало серьёзной проблемой, так как этим термином можно обозначать любые формы организации детской занятости.

Целый ряд определений термина «лагерь» даёт известный учёный и теоретик лагерного движения С.А. Шмаков. Но все они имеют скорее эмоционально-лирический, чем научно-официальный характер. Тем не менее, в них выделяется главное, суть этого явления: «Лагерь —

походный бивуак, временная стоянка на вечном пути движения. Причём это лесной бивуак. Лагерь запоминается на всю жизнь образами качающихся сосен, пением птиц, рассветами и закатами, ночным костром, утренней рыбалкой. Лагерь — суверенная территория ребёнка, где он осознаёт себя личностью». Как видим, подчёркивается одна из главнейших особенностей лагеря — его расположение в природных условиях. Нам важно зафиксировать этот факт, потому что он определяет специфику содержания воспитательной деятельности в лагере.

Мы предлагаем такую формулировку. Детский лагерь — это место, организованное в природных условиях, обеспеченное специальным оборудованием (стационарным или временным) для проживания (или без проживания) и воспитательной деятельности, способствующее физическому оздоровлению детей и молодёжи, обеспечивающее возможность выбирать различные виды деятельности.

Подготовка кадров

Особое место среди многочисленных проблем, накопившихся в системе отдыха и оздоровления детей, занимают вопросы подготовки и переподготовки педагогических кадров для работы в детских оздоровительных лагерях, как важнейший фактор эффективности воспитательной деятельности. Общероссийская ассоциация общественных объединений содействия детскому отдыху и оздоровлению «Дети плюс» ежегодно проводит Всероссийский конкурс молодых специалистов в сфере отдыха и оздоровления детей. В прошлом году конкурс прошёл при поддержке и участии Федерального института развития образования. Проанализировав его итоги, мы получили достаточно объективную информацию об уровне профессионализма заместителей директоров и отрядных вожатых детских оздоровительных лагерей.

Конкурс показал те проблемы, которые стоят перед организаторами детского отдыха при подготовке вожатых для работы в детском оздоровительном лагере. Ни у кого не возникает сомнения в том, что вожатый — основная фигура в лагере, так как воспитательный процесс здесь — ведущий. И от того, насколько организаторы и участники детского отдыха и оздоровления это понимают, зависит качество подготовки и обучения вожатых. Педагогика лагеря существенно отличается от школьной педагогики, и это надо учитывать прежде всего. С.А. Шмаков писал: «За одну смену, допустим, в три недели, на воспитательные дела в чистом виде отводится 250—300 часов. И каких! Не «замутненных» никакой принудительностью, обязательностью. В школе на «воспитательные» мероприятия такого количества времени не предусмотрено на весь учебный год». Задача педагога в лагере как раз и заключается в том, чтобы грамотно распорядиться этим богатством и получить максимальный воспитательный эффект.

Цели

В педагогической науке и практике давно стало аксиомой: сознательный, позитивный результат в воспитании ребёнка зависит от правильно поставленной, чётко и конкретно сформулированной и понятной самим педагогам цели: об этом писали наши ведущие теоретики лагерной педагогики: В.П. Бедерхано-ва, О.С. Газман, И.Д. Демакова, И.П. Иванов, И.И. Фришман, С.А. Шмаков.

Теперь, возвращаясь к нашим конкурсантам, отметим, что все формулировки целей в их программах не конкретны, не рассчитаны на специфику лагерной смены. В лагерной жизни создавались ситуации, которые не соответствовали, отвлекали от поставленной цели, перегружали отрядное дело и размывали его содержание. Примером непродуманности цели стали мастер-классы заместителей директоров лагерей. В своих анализах мастер-классов вожатые отмечали, что мастер-классы, как таковые, не представил ни один из конкурсан-

тов — всё эти были отрядные дела. Причина — недостаточное внимание к целепо-логанию во время подготовки и обучения вожатых как в вузах, так и непосредственно в лагерях. А если цель не осознаётся, значит, и положительный результат воспитательной работы весьма сомнителен.

Рефлексия

Следующая проблема, с которой сталкиваемся уже не первый год, — отсутствие у большинства конкурсантов чёткого понимания используемых терминов, таких как план, программа, проект, самоопределение, рефлексия. Первые три термина постоянно подменяются один другим, а ведь это термины современной педагогики и понимания перспектив своей деятельности. Особенно важна в педагогической практике рефлексия: «Рефлексия — это умение видеть всё богатство содержания в ретроспекции (т.е. обращаясь назад: что я делал?) и немножко в проспекции. Проектирование и планирование возникают из проспективной, вперёд направленной рефлексии, когда человек начинает думать не «что я сделал?, а так: «представим себе, что я вот это сделаю, и что дальше получится?». Такое проигрывание вперёд, проспективная рефлексия, выливается дальше в планирование, проектирование, программирование и т.д.» (Г.П. Щедровицкий).

Проблемы

До сегодняшнего дня в наших лагерях преобладают в основном «словесные» формы работы с детьми, как в школе, где главное — говорение и сидение. В лагере должно быть главным «делание» и «бегание». И если в школе главная нагрузка умственная, то в лагере должна быть физическая. В лагере ребёнок пребывает очень короткое время, и за это время интенсивность его жизни и деятельности очень высока. Ребёнок проживает смену с незнакомыми прежде сверстниками,

он учится жить в другом коллективе, ему надо проявить себя так, чтобы почувствовать в себе уверенность. В лагере ребёнок более чем дома и в школе должен быть самостоятелен, уметь себя вести в новых для него ситуациях.

До сегодняшнего дня определяющим подходом к планированию воспитательной деятельности был и остаётся «мероприятийный», когда главное — формы работы и собственно мероприятия. Это соответствовало состоянию российского общества до 90-х годов с его экономикой, политикой, идеологией. Рухнувшая в начале 90-х годов идея построения коммунистического общества потребовала утверждения новых идеалов и ценностей. Но к этому оказались не готовы ни политики, ни идеологи, ни научное сообщество.

Особую проблему представляет выхолащивание самой идеи лагеря. Исторически лагерь — это место, которое ценно для ребёнка тем, что здесь отсутствуют городская суета и городской комфорт. Международный стандарт проживания — 8—10 человек в комнате, а из удобств может быть только туалет. В некоторых лагерях России очевидна тенденция превращения лагерей в пансионаты для малолетних «стариков»: двухместное размещение, в комнате все удобства, телевизор, кондиционер, компьютеры, в столовой официанты — всё как в городе.

Таким образом, можно выделить противоречия между интересами и потребностями современных детей и преобладанием устаревших форм и методов воспитательной работы; декларирование личностно-ориентированного подхода и проведение в основном массовых мероприятий; противоречия между целевыми установками создания условий для самореализации каждого ребёнка и ограниченностью выбора видов деятельности.

Специфика лагеря

Воспитательная деятельность в лагере имеет свои особенности и свою специфику по сравнению с любым другим воспитательным учреждением: природное месторасположение; кратковременность; отсутствие обязательных мероприятий; каникулярный период; совместное проживание в коллективе сверстников; интенсивность жизни; большая самостоятель-

ность в действиях; возраст педагогов-воспитателей; отсутствие учёбы и цивилизации.

Эти особенности и должны определять специфическое содержание воспитательной деятельности в лагере. Однако до сих пор особенности лагеря учитываются не в полной мере, а в массовой практике используются школьные формы внеклассной работы. Одна из главных причин такого положения дел — отсутствие комплексных научных исследований воспитательной деятельности лагерей, научно-методических рекомендаций по совершенствованию воспитательной деятельности и развитию воспитательной системы лагеря.

В развитии содержания деятельности лагерей, когда они сложились в определённую систему, можно выделить этапы:

I этап. XIX столетие: дополнительная физическая и военная подготовка будущих защитников Отечества, воспитанников кадетских корпусов.

II этап. 20-е годы прошлого столетия. Основное содержание — оздоровление детей.

III этап. 30-80-е годы ХХ столетия. Главным становится воспитание гармонически развитой личности.

IV этап. начало 90-х годов ХХ столетия и по настоящее время. Появление нового содержания воспитательного процесса, форм и методов работы и одновременное существование содержания, форм и методов третьего этапа с некоторыми изменениями терминологии, соответствующей современному обществу.

Из этих этапов и по количественным, и по качественным показателям наиболее продуктивен III этап. Особенно быстрыми темпами развивалась система отдыха и оздоровления детей в 50—80-е годы, когда ежегодно увеличивалось количество лагерей и отдыхающих в них детей,

укреплялась материально-техническая база, постоянно развивалось научно-методическое обеспечение воспитательной деятельности, совершенствовались формы и методы работы.

Характерной чертой этого этапа стало плодотворное сотрудничество науки и практики. Теоретические исследования опирались на лучшие достижения передовой философии, методологии, педагогики, психологии, в практику работы лагерей широко внедрялась теория игровой деятельности О.С. Газмана и С.А. Шмакова, теория развития коллектива А.Н. Лутошкина, идеи гуманистического воспитания Ю.П. Азарова, Ш.А. Амонаш-вили, В.А. Сухомлинского, теория коллективно-творческой деятельности И.П. Иванова.

Деятельностный подход

Современное содержание воспитания прежде всего требует изменения подхода к его формированию: необходимо сохранить лучшие традиции, накопленный десятилетиями опыт, отобрать то содержание, которое остаётся актуальным и, учитывая требования современности, обогатить его новыми подходами, формами и методами работы, использовать всё многообразие «деятельностного» подхода, который предполагает строить воспитательный процесс на различных видах деятельности, таких как походы, плавание, рыбалка, спорт, стрельба из лука, театр, танцы, верховая езда, боевые искусства: они потребуют усложнения как в постановке, так и в решении педагогических задач, перехода на более высокий уровень.

Деятельностный подход к педагогическому содержанию — это альтернатива существующей педагогической практике в детских оздоровительных лагерях. Ориентирован он на индивидуальные интересы, склонности и способности каждого ребёнка. Если в лагере созданы условия для разнообразных видов деятельности, у детей появляется возможность выбирать то, что им интересно, осваивать новое. Воспитательный потенциал здесь заложен как в профессионализме инструктора по каждому виду

деятельности, так и во взаимодействии на занятиях самих детей.

Задачи директора лагеря заключаются в том, чтобы во-первых, определить возможные виды деятельности, которые могут быть условно объединены в такие, например, направления как искусство, водные виды спорта (если около лагеря есть водоём), игра на музыкальных инструментах и т.д.; создать для всех видов деятельности необходимую материальную базу (что требует перераспределения средств, а это, в свою очередь, значительно повысит спрос на путёвки в такие лагеря; подобрать соответствующие педагогические кадры и обучить их, обеспечить безопасность во время занятий.

Второй источник развития — профессиональная подготовка и переподготовка руководителей и педагогических кадров, что требует внимания со стороны науки к выработке нового содержания обучения; необходимы курсы повышения квалификации именно на федеральном уровне. Руководители лагерей должны сегодня владеть современными концепциями воспитания и управления, уметь организовать в лагере обучение педагогического коллектива, а для этого (это уже наша задача) они должны иметь современную методическую литературу.

Деятельностный подход требует переструктуризации педагогических кадров, иначе вожатые не смогут профессионально обеспечить все виды деятельности: нужны инструкторы, которые должны быть не только профессионалами в своих видах деятельности. Необходимы новые подходы к разработке педагогических программ и планов их реализации, которые будут постоянно и своевременно учитывать как тенденции общественного развития, так и изменения в детской и молодёжной среде, изменения в привлекательных для детей видах деятельности, в большей мере учитывать природное месторасположение лагеря при организации деятельности, выработке у детей умения жить на природе, без привычного городского комфорта. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.