от
ПРАВЛЯЯСЬ В ЛАГЕРЬ, выбираем образ жизни
Психологические рекомендации при выборе моделей и программ лагерных смен для отдыха и оздоровления детей
Ирина Николаевна Попова,
ведущий научный сотрудник Центра социализации, воспитания и неформального образования Федерального института развития образования, кандидат педагогических наук
• детский отдых и оздоровление • детский лагерь • педагогическая модель лагеря • образ жизни в детском лагере
Организация отдыха ребёнка — дело весьма серьёзное и непростое. Сегодня, задумываясь об отдыхе и оздоровлении ребёнка в лагере, взрослые, прежде всего, вооружаются различными «навигаторами» — от рекламных проспектов и справочников до Intemet-сай-тов и блогов типа «Компас Кэмп», «Отпуск.ру (туристическое онлайн-агентство)», «12 месяцев» и др. Они воодушевлённо погружаются в их содержание и с интересом для себя отмечают, что недостатка в информации о возможностях отдыха детей нет.
Глазам изумлённого взрослого сообщества открываются самые разнообразные предложения: «Тайны Хогвартса» (с языком и без языка), «В джазе только девушки» (исключительно для девочек), «Загадка Шамбалы» (на лыжах и без них), «Дети шпионов» («Школа шпионажа» — трудно предположить, какое содержание деятельности будет предложено детям!), «Однажды в Чикаго»,
«Изумрудный город», «Остров сокровищ», «В гостях у Питера Пэна», «Морской дозор», самые разнообразные варианты «Робинзонад» и многое-многое другое.
Такое разнообразие наименований заставляет испытать смятение даже у самых искушённых. Но не стоит пугаться. Все это названия смен и программ сезонного детского отдыха в загородных и международных лагерях — реклама тех условий и услуг, которые могут быть потенциально востребованы современным ребёнком и родителем.
Сегодня детский отдых и оздоровление в России — развивающаяся социальная сфера, рекламирующая бренды образовательных, оздоровительных, спортивных и развлекательных программ лагерей, которые сулят сказочные перспективы. Поистине эпоха войны брендов за своего потребителя в реальности!
На что же необходимо обратить внимание при выборе того или иного лагеря? Что позволит определиться и отдать предпочтение конкретному предложению?
В ответе на эти вопросы логика размышлений может быть разной. Но во всех случаях она связана с удовлетворением потребностей и ожиданий каждого участника обсуждения.
Родители в качестве значимых ожиданий определяют «безопасность» — 100%, «физический и психологический комфорт» — более 80%, «чтобы было интересно» — свыше 65%, «чтобы нашёл хороших друзей» — более 50%, «чтобы ребёнок получил яркие впечатления» — 37%, «научился чему-то новому» — 28%.
Эта позиция активно поддерживается детскими врачами, которые сопровождают детей и подростков в период отдыха в загородных лагерях. И здесь может показаться очень интересной точка зрения специалистов на принципы отдыха под девизом «Ребёнку надо создать условия, чтобы он мог нормально отдохнуть!»:
• Принцип № 1 — дать отдых мозгам — перестать учиться, сменить обстановку. Фраза «перестать учиться» подразумевает прекращение насильственного приобщения ребёнка к «обогащению памяти всеми теми богатствами, которые выработало человечество». Учиться ведь можно совсем другим вещам, на которые раньше (до отдыха) времени не хватало: «как называется этот цветок?», «как под дождём развести костер?», «как насадить на крючок червяка?» и т.п. И даже «как освоить иностранный язык?».
• Принцип № 2 — максимально возможная двигательная активность — гулять, бегать,
прыгать, купаться, ходить пешком, кататься на лодках, на роликах, на велосипеде и т.п.
• Принцип № 3 — кормление разнообразно и по аппетиту — подразумевает возможность удовлетворить аппетит, когда хочется, а не когда надо.
• Принцип № 4 — свежий воздух — любой ценой за пределы городов, подальше от машин, заводов, толпы, магазинов1.
Такого «нормального отдыха» хотят и дети! Это их объединяет со взрослыми! Но дети, в отличие от взрослых, хотят «приобрести друзей» и «чтобы было интересно» — 100%, «научиться какому-то новому делу» — свыше 75%, «получить яркие впечатления» — более 70% и «чтобы не дома» — более 80%.
Эти ответы на анкету о том, как хотелось бы отдохнуть на каникулах, свидетельствуют о высокой потребности детей в активном и содержательном отдыхе, внутреннее наполнение которого с педагогической точки зрения связано с такими категориями, как «педагогическая модель», «программа», «деятельность», «среда», «образ жизни».
Ещё в своё время С.А. Шмаков писал об образе жизни в детском лагере как об особом предмете педагогического внимания, где лагерь — это «природная суверенная территория ребёнка, где он осознаёт себя личностью», это «полигон самопроверки и самоутверждения», это «новый образ жизни ребят»2. «Новый» по отношению в школьной жизни, к домашним условиям, к привычному окружению. И каждый ребёнок при словах «хочешь в лагерь» или «поедешь
Летний отдых для детей. Режим доступа: http://www.kid.ru/razvit/1-75.php3
2 Летний лагерь: вчера и сегодня. М.,
ООО «ДОД», 2008.
Всех родителей объединяет главное — ребёнок должен отдохнуть и оздоровиться! «Что под этим подразумевается?» — спросите вы. Это прежде всего восстановиться после воздействия всех благ цивилизации, связанных с обязательным посещением образовательных учреждений (а это постоянная ограниченность пространства, нехватка воздуха и солнечных лучей, избыток бытовой химии и др.), включённостью в образовательный процесс (психологическая напряжённость, высокий темп жизни, расписание и другие стрессовые факторы), достижением высокого качества образования и всего того, что с этим связано: эмоциональная напряжённость, переживания, интеллектуальные нагрузки, страхи перед родителями и учителями за недостаточно высокие результаты.
И.Н. Попова. Отправляясь в лагерь, выбираем образ жизни
в лагерь», особенно, если он там ещё не был, разворачивает в своём воображении целую картину ожиданий (чаще радостную, связанную с нереализованными возможностями и предвкушением их воплощения; реже — пугающую, с какими-то чрезвычайными обстоятельствами и опасениями). И в каждом индивидуальном случае это эмоциональный всплеск, подъём, возбуждение.
Поэтому, выбирая лагерь и программу отдыха, нужно очень внимательно отнестись к желаниям и ожиданиям ребёнка. Посвятить их обсуждению определённое время, чтобы тот образ воображаемых обстоятельств, который сложился в голове ребёнка, был максимально детализирован с точки зрения желаемого положительного и, наоборот, того, что беспокоит, настораживает или даже пугает.
Эти разговоры — не психологическая прихоть. Это попытка визуализировать, а значит максимально полно прожить образ, который ребёнок хотел бы, чтобы состоялся в те 2—3 недели смены в лагере, и сравнить его с тем, что предлагается рекламой той или иной программы. Если возникают тревожные симптомы беспокойства, слёзы без видимых причин, высказывания о том, что что-то не устраивает, то лучше сразу отказаться от предложенного проекта и поискать другие варианты.
Итак, сделаем некоторый промежуточный вывод о поиске места и содержания отдыха ребёнка в лагере: на первом этапе при выборе предпочтений обращаем внимание на ожидания ребёнка и эмоциональное отношение к возникшим предложениям.
Второй этап этого процесса стоит обосновать рационально: посвятить анализу модели отдыха ребёнка и содержанию той деятельности, в которую он будет погружен в рамках программы лагерной смены.
Следовательно, возникает вопрос: какие же бывают лагеря? На этот вопрос в источниках мы можем найти разные ответы. Наиболее
полно и структурировано информацию о моделях лагерей даёт Роспотребнадзор3.
Так, по времени деятельности лагеря подразделяются на:
• круглогодичные — работают в течение круглого года;
• сезонные — работают во время каникул;
• лагеря выходного дня;
• с дневным пребыванием детей.
По месту проживания детские лагеря бывают:
• стационарные — расположенные на одном и том же месте, в капитальных строениях-корпусах;
• палаточные — могут располагаться в любом месте, где можно разбить несколько больших палаток;
• выездные — лагеря, которые каждый раз арендуют помещения для проведения смены — одно и то же или разные помещения (базу других лагерей, гостиницы, отели или базы отдыха) в разных местах.
По содержанию программы пребывания детские лагеря бывают:
• общеоздоровительные;
• лечебно-коррекционные, санаторные;
• спортивные, оборонно-спортивные;
• лагеря труда и отдыха;
• культурно-образовательные (экологические, археологические, языковые, художественные, с психологическими тренингами и т.п.);
• специализированные (для трудных подростков, для детей с отклонениями в психическом развитии, волонтёрские и т.п.).
Такая классификация, разработанная по формальным признакам, позволяет сформировать лишь некоторое, далеко не полное, представление об образе жизни ребёнка в любом из выше названных типов лагерей и где довольно обобщённо представлены лишь такие параметры как время, место и содержание деятельности.
3 Подготовка детей к отдыху в летних лагерях. (Информация для родителей). Режим доступа: http://77.rospotrebnadzor.ru/index.php/napravlenie/ sannadzor/839-detiotdyh
Важно понимать, что жизнь в каждом конкретном лагере определяется его базовой педагогической моделью, в основу реализации которой положена определённая технология, позволяющая сформировать некий образ данной организации: лагерь-клуб, лагерь-школа, лагерь — летняя академия, лагерь-театр, лагерь-экостан-ция, лагерь-экспедиция и др. В настоящее время очень распространены игровая и сюжетно-ролевая модели организации лагерных смен. Отсюда и названия программ, связанные с названиями книг, фильмов, исторических событий.
Таким образом, педагогическая модель во многом определяет особенности воспитательной среды, в которую будет погружен ребёнок, и, как следствие, её влияние на личностное развитие.
Располагая информацией о содержании педагогической модели и программы лагеря, можно обоснованно определяться с выбором содержания отдыха ребёнка. Однако, пройдя этот этап, нельзя сделать окончательный выбор, поскольку важно не только проанализировать внешние обстоятельства, связанные с моделью и программой лагерной смены. На этом новом, третьем, этапе необходимо проанализировать личностные особенности ребёнка, его активность, подвижность, темперамент, коммуникабельность, направленность интересов и предпочтений и соотнести с предложениями программ отдыха и актуальными потребностями ребёнка, его планами и ожиданиями.
Этот этап психологически самый сложный, поскольку в его основе может быть скрытый конфликт между «хочу» и «могу». Дети часто склонны переоценивать свои возможности, что влечёт за собой отсутствие критического отношения к себе и своим ресурсам. Именно поэтому очень часто «хочу» не реализуется, поскольку не всегда хватает возможностей, т.е. того, что составляет суть категории «могу».
Как пример, «хочу ехать в спортивный туристический лагерь, где в программе предполагается сплав на байдарках по горным рекам» (девочка, 13 лет, без спортивной подготовки). В этом случае подростком совсем не рассматривается как проблема отсутствие специальной спортивной подготовки, влияющей на такое качество как выносливость. И как следствие, уже в начале смены физическая усталость, эмоцио-
нальный негативизм, апатия или агрессия и желание покинуть лагерь. Или «хочу учить иностранный язык в группе ребят продвинутого уровня». Но не принимается во внимание собственная языковая подготовка и психологическая готовность к воплощению своего желания.
Поэтому сложность этого этапа заключается в самоанализе ребёнком своих черт, качеств и личностных особенностей, потребность и готовность работать над собой, понимание ответственности за принятие окончательного решения.
На этом этапе родительская позиция, мудрая, внимательная, заинтересованная, терпеливая, по отношению к размышлениям ребёнка играет особое значение. Самоустранение или открытое нежелание включаться в этот процесс недопустимы, поскольку здесь важно помочь ребёнку получить опыт анализа ситуации и принятия ответственного решения. Ребёнку реализовать такую деятельность самостоятельно очень сложно. Родитель в этом случае выполняет роль сопровождающего, включённого наблюдателя, арбитра и партнёра, обеспечивающего поддержку и внушающего уверенность в своих силах.
В конечном итоге, на четвёртом этапе, стоит соотнести результаты работы на трёх предыдущих этапах и сделать осознанный выбор.
Завершая свои размышления о том, как организовать отдых ребёнка в лагере, вспоминаются известные строчки из песни «Лето — это маленькая жизнь», которые легко можно перефразировать: «лагерь — это маленькая жизнь». Хочется, чтобы эта «маленькая жизнь» была наполнена светом и радостью, мечтами и их исполнением, содержательными делами и удовлетворением от того, что ты включён в них, встречами с замечательными людьми и общением, ощущением того, что твои силы крепнут, и ты растёшь. Растёшь над самим собой! НО