О КУЛЬТУРЕ ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВА, или Как тайное сделать явным
Ирина Георгиевна Доценко,
доцент кафедры профессиональной педагогики Российского государственного профессионально-педагогического университета, кандидат педагогических наук, г. Екатеринбург
Как складывается культура детского общества в летних оздоровительных лагерях? Зачастую эта культура противопоставлена официальной, и педагоги либо не замечают детское неформальное взаимодействие, либо пытаются его запретить, либо идут у него на поводу. Предлагаем вариант смены, придающей детскому обществу официальный статус.
• детское общество • культура • детский оздоровительный лагерь
• временное объединение • компетенции педагогов • информальное образование
п
оговорим о том, что является оборотной стороной современной организации детских каникул, но не попадает в сферу мониторинга деятельности учреждений, создаваемых для отдыха и оздоровления детей, потому что это не гигиена и не техника безопасности — в прямом смысле этих слов. Речь пойдёт
0 неформальной жизни детского общества в рамках детских лагерей, открываемых летом в каждом городе, большом и малом.
Немногие из этих каникулярных структур нашли альтернативу пионерскому прошлому. Чаще всего их работа строится по схеме: игровой формат плюс план-сетка, выдержанная в тематике года, плюс набор мероприятий, предполагающих подготовку отряда к общелагерному вечернему действу1. Темы могут быть самые разные — от войны
1 См.: Доценко И.Г. Социально-педагогические основы организации школьных каникул // Педагогика, 2007. № 6. С. 36-42.
1812 года до юбилея района, но равноудалённые от реальных интересов и детей, и педагогов. Вечером же отряд за отрядом будут подниматься на сцену для выступления, а те, кто не на сцене, — тихо скучать в зале или искать способ проявить активность, не всегда позитивную. Мы отнюдь не сгущаем краски, а всего лишь описываем хорошо знакомую нам реальность, подаваемую педагогами под лозунгами: «утроим детям праздник», «сами дети ничего не могут / не хотят, для них нужно всё организовать».
Бегло, но, увы, точно охарактеризованный и годами существующий подход к педагогике детского лагеря породил особый тип культуры детского общества, название для которого можно было бы выбрать из следующего ряда: культура безделья, культура бездеятельная, культура «выученного дурачества».
Процесс оформления детского общества с точки зрения социологии протекает
следующим образом2. Родители, независимо друг от друга покупая своим детям путёвки в летний лагерь, дают старт статистической группе — появляется «список детей» конкретной организации отдыха и оздоровления. По приезде в лагерь дети оказываются в сходной новой для себя ситуации, что позволяет отнести их к одной социологической категории. Уже в первые дни смены между ребятами появляются субъективные связи: коллективная солидарность и коллективная идентичность. Можно вычленить социальные категории детей: кто-то из одной школы, кто-то увлекается спортом, кто-то уже был в этом лагере раньше. Между ними завязываются контакты, взаимодействия, поведенческие связи, и дети одной социальной категории превращаются в социальную группу. Если в группе проявится лидерство и появятся задачи, требующие общего решения, то формируется простейшая организация. Эта организация может сложиться под руководством педагогов, а может сама собой. Формальная и неформальная общность совпадут, если педагоги в течение смены будут опираться на самостоятельность детей и самоорганизацию детского общества. Под детским обществом мы понимаем такую организацию, где «есть сфера личностных отношений между детьми, их самодеятельность в установлении и построении этих отношений»3.
С самодеятельностью в последние годы проблематично. Если несколько десятилетий назад ребята приезжали в лагерь с опытом товарищеских отношений, которые складывались между ними спонтанно в дворовых (совсем не обязательно в негативном смысле) компаниях, то сейчас проявления дружеских контактов детей ограничены. Повседневность молодых людей тесно связана с телевидением, видеоиграми, Интернетом.
2 Опираемся на: Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. М.: Логос, 2008. С. 203—204.
3 Щедровицкий Г.П. Игра и детское общество //
Дошкольное воспитание. 1964. № 4.
В «суете городов» уже давно нет игрового пространства, а страх перед терроризмом и преступностью оправдывает запреты родителей на самостоятельный выход из дома и нерегламентированное взаимодействие со сверстниками. Эти и другие причины приводят к тому, что и общение, и творчество, и созидание принимают виртуальные формы, что не способствует формированию социальных компетенций.
Конечно, интернет-пространство не единственное место, где дети встречаются и вместе проводят время. Есть школа, дополнительное образование. Но зачастую взаимодействия в этих учреждениях жёстко регламентированы, что в результате, накладывает отпечаток на установки молодых людей по отношению ко всем официальным организованностям. Одна из причин, почему дети не идут в общественные объединения, — боязнь попасть в ещё одну структуру со строгим порядком жизни. Другое дело в летнем лагере. Ребята знают, что здесь найдётся время и место для отношений, не нормированных взрослыми.
Детское общество в ДОЛ складывается параллельно официальной организации. Среди всех детей, приезжающих на отдых, есть категория «лагерных детей», тех, кто едет сюда с охотой, ждёт этой поездки, считает лагерь своей территорией. Им, по сути, безразлично, какая программа здесь реализуется, в любом случае они находят время для своего неформального взаимодействия. Главное для детей, чтобы действия команды педагогов были предсказуемы, правила понятны. Тогда они знают, как эти правила обойти. Игры «на компе» и игры в карты, просмотр фильмов с отбоя до подъёма — дело обычное.
Случается и «яркая» детская инициатива, проявляемая в обход всех педагогических требований: дети под носом у взрослых, занятых «организацией мероприятий», собирают и продают проезжающим автомобилистам ягоды; жарят ночью грибы,
смело разобрав светильник и присоединив плитку к потолочной проводке, так как в детских комнатах нет розеток. Такая активность чаще всего характерна для 13—15-летних. Для младших это пример, ориентир и мечта, которая когда-нибудь осуществится.
Дети редко проявляют самостоятельность в городе, а стремление к самодеятельности — одна из ведущих потребностей детства. Естественно, что разговоры старших о том, как они проводят время, заразительны для тех, кто приехал сюда в первый раз. Сегодня нет нужды писать родителям письма о своём самочувствии в лагере. Родители что ни день приезжают к детям на машинах, дети постоянно «на связи» с домом по телефону и Интернету. Возникающие трудности взаимоотношений между детьми часто не преодолеваются, их просто избегают — любой конфликт заканчивается сообщением родителям, и те забирают своих чад домой на несколько дней или до конца смены. Остаются малыши, если им повезло с воспитателями, и подростки, а теперь и ргйеепв, увлечённые лагерной неформальной жизнью. Конечно, встречаются ещё воспитанные дети, те, что позитивно реагируют на установки взрослых, с радостью включаются в различные конкурсы и проекты. Их немного, именно они обычно назначаются командирами отрядов. Но поле организаторской деятельности детей условно: планы свёрстаны и утверждены задолго до начала смены, мероприятия подготовлены самими взрослыми. И если эти дети с лидерскими склонностями, то и они устремляются в «подполье». Таким образом, в лагере формируются две системы — видимая, продуманная и проводимая педагогами, и невидимая — детское общество, у которого появляются свои традиции. Можно вести речь об особой культуре детского общества, понимая «культуру как ненаследственную память коллектива, выражающуюся в определённой системе запретов и предписаний»4.
Анализируя феномен культуры, Ю.М. Лотман видел в ней следующую структуру: «каждая культура, помимо внекультурного фона, расположенного ниже её уровня, выделяет специфи-
4 Лотман Ю.М. О семиотическом механизме культуры // Избранные статьи: В 3 т. Т. 3. Таллинн: Александра, 1993. С. 328.
ческие сферы, иначе организованные, которые <...> стоят вне общей системы организации»5. Рассматривая в этой логике культуру детского общества, можно заметить, что в общей культуре учреждения она чаще всего — «специфическая сфера». «Параллельная жизнь» летнего лагеря относительно безобидна. Социальные психологи называют такие детские группы «озорными» или нейт-ральными6: предмет взаимодействия в них — разговоры и мелкие проказы, включающие традиционные ночные вылазки с намерением намазать товарищей зубной пастой. Но, как известно, от мелких шалостей до серьёзных правонарушений — один шаг. Например, безобидное «мазание» перейдёт в обидное, когда часть отряда проснётся с выведенными на руках пастой нецензурными словами. И тогда очевиден «вне-культурный фон». Детское общество без взрослых — неэтично, сами дети в своих стремлениях могут не подняться выше «дурачества», под которым Д. Дьюи подразумевал «ряд несвязных временных проявлений избытка энергии, зависящей от каприза, случая»7. И взрослым важно удерживать детей в культурной сфере.
Как взаимодействуют педагоги с детским обществом?
Обычно воспринимают его как данность — многие сами прошли когда-то через летний лагерь и не представляют себе его жизнь без ночных бдений и «королевской ночи». Отсюда и желание подурачиться вместе с детьми: провести своих подопечных по «тропе страха» или устроить ночную дискотеку. При такой педагогической позиции
5 Там же. С. 341.
6 Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодёжных групп. М.: Изд-во
Информпечать», 2000. С. 162—164.
7 Дьюи Д. Психология и педагогика мышления.
Берлин, 1922. С. 188.
происходит резонанс культур невысокого уровня — детской и взрослой, что приводит к эмоциональному дисбалансу и деиндивиду-ализации воспитанников. Вспомним, что родители отправляют детей на оздоровление. Хорошо, если услышав от ребёнка информацию такого типа: «мы цепенели от ужаса, бегала белая баба, кричал филин, было так страшно, что кто-то даже описался», — родители больше не отправят его на такой отдых. Но многие мамы и папы просто посмеются, вспоминая собственное детство. Этот «снежный ком» катится уже много лет...
Другие педагоги, желая устранить любые детские шалости, вводят систему строжайшего контроля и дневной перегрузки детей различными мероприятиями. Здесь бумерангом срабатывает обратное — дети объединяются против взрослых, и эта ситуация тоже до боли всем знакома ещё по фильму «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён». В результате фактической функцией детского лагеря в современном обществе является вовсе не отдых и оздоровление; лагерь для детей — место ненормированного взаимодействия.
Степень свободы детей
Чтобы организации, создаваемые для детей, оправдывали своё прямое предназначение, они должны быть детскими организациями: давать возможность ребятам развивать свои интересы, проявлять самостоятельность. По критерию «степень свободы детей» мы выделили шесть моделей временных объеди-нений8. Показателем свободы является выбор, что могут выбирать молодые люди: свою основную деятельность, дело в течение дня или ситуативное действо, например, роль в хепенинге. Важно и то, насколько сознателен этот выбор, какова самостоятельность ребёнка в постановке и достижении цели. Детское общество обретается в подполье при «консервативной» модели ДОЛ, где субъек-
8 См.: Доценко И.Г. Информальное образование во временных детских объединениях // Педагогика, 2012. № 8. С. 40—45.
том выбора являются педагоги. Максимально свободны дети, когда их жизнь организуется по «гостиничному» варианту. Остальные модели предполагают сотрудничество: «классическая» (от колоний С.Т. Шацкого до лагерей, построенных на коллективной организаторской деятельности), «скаутского отряда», «мастерские», «фестиваль», и дают шанс детскому обществу проявиться официально. Дети здесь реализуют и собственную индивидуальность, и групповую идентичность.
Но когда педагоги обычного лагеря, работавшего много лет в режиме выдуманной в тиши кабинета план-сетки, решают перейти к другой организационной форме, они сталкиваются с противостоянием детского общества. Ведь чаще всего дети каждое лето ездят в один и тот же лагерь. В младших отрядах они слышат рассказы подростков о том, как «ходили ночью на кладбище», или на «тропу страха», на которую брали только «первый отряд». И эти события «только для первого отряда» влекут детей в лагерь. Значит, наступит разочарование, если правила вдруг изменятся, ведь кто-то уже вырос, а ожидаемой три-четыре года «тропы» не наступило. На совместном планировании — если оно будет противопоставлено традиционной план-сетке, «выплывут» все эти «тропы» — дети иного не видели. Другое, идущее от педагогов, воспримется как попрание прав детей на тот образ жизни, к которому они привыкли.
«Форум интересов»
В качестве переходного варианта от культуры безделья к культуре развития мы предлагаем смену «Форум интересов». Название программы отражает неигровой формат. Форум — пространство общения, общения по интересам, приобретение интересов в общении. На этой смене структурирование идёт не по принципу «старшие-младшие», а по выявленным в оргпериод интересам. Приведём обоснование и организационные особенности программы.
Во-первых, в центре внимания, вероятно, не праздники. Смена длится 21 день — в обычной жизни ни один праздник не длится столь долго. Миссией летнего детского лагеря может быть забота об образовании детей. Образование, по П. Наторпу, основоположника социальной педагогики, нацелено не на «простую передачу данного», а на то, «чтобы ввести в вечно живое дело духовного творчества, чтобы заставить каждую отдельную личность принять участие в том деле, на том месте и с теми силами, которыми она
9
располагает» .
Когда мы начинаем приводить в соответствии с выбранной миссией теорию организации загородных лагерей, то изменяется вся логика рассмотрения. Большинство исследований, по-свящённых этой теме, обычно связывают детский лагерь с временным коллективом/ временным объединением, а отправной точкой берут воспитательные возможности и условия формирования коллектива/объединения. Если во главу угла мы ставим образование каждой личности, то равенство «ДОЛ = временное объединение» теряет смысл.
Отличительные особенности временного объединения от постоянного и сами собой не актуальны: автономности — одной из обязательных его характеристик — в эпоху сотовых телефонов просто не существует. Да и само понятие «временное» весьма относительно, прислушаемся к одному из героев современного писателя: «Моя душа наслаждалась настоящим, в котором слова «временное» не было вообще, поскольку оно имеет отношение к времени, а время по природе своей существует лишь в данный момент. Это всё равно, что назвать Пятую симфонию Бетховена временной просто потому, что она существует лишь в движении, в дыхании времени»10. Следовательно, изучать (и создавать) в данном контексте необходимо условия для информального образования — продвижения человека в культурном развитии, происходящее вне заданных программ и стандартов. Именно этот вид образования характерен для нестандартизирован-
9 Наторп П. Избранные работы. М.: Изд.дом «Территория будущего», 2006. С. 350.
10 Торп А. Затаив дыхание. Роман. Пер. с англ. И. Стам // Иностранная литература, 2013. № 7. С. 66.
ной среды летнего лагеря. При подготовке смены важно определить, какие встречи ждут детей, как организационно будут пересекаться дети с одинаковыми и разными интересами, как курировать процессы становления и развития детского общества.
Цель программы «Форум интересов» — обеспечить процессы:
• исследовательской деятельности детей, готовых в летний период продолжать начатые в учебное время проекты;
• развития интересов детей, выбирающих отдых с доминированием конкретного вида деятельности;
• стимулирования поиска своего хобби детьми с неоформленными личностными стремлениями.
Организационные особенности:
• организационная структура смены соответствует разнообразию детского контингента лагеря с точки зрения выраженности интересов и должна определиться
в конце организационного периода;
• первичными структурами в лагере будут клубы, студии и мастерские.
На смену приглашаются дети, которые хотят развивать свои интересы и обучать своим интересам других. Поэтому основные события будут разворачиваться в профильных объединениях;
• массовые мероприятия не планируются. Каждый клуб (студия, мастерская) в первой половине смены определит дело, которое проведёт как открытое,
с приглашением всех желающих;
• большую роль в реализации предложенной модели смены играют профессиональные умения и творчество, которым увлечены взрослые (журналисты, художники, археологи). Специалисты будут заниматься своим любимым делом вместе с детьми;
• инвариант образовательной деятельности разрабатывается педагогическим
коллективом смены. Он может включать краеведение, если лагерь находится вблизи архитектурного заповедника; народные подвижные игры, потому что уходящая из детской жизни самостоятельная игра влечёт за собой негативные последствия в развитии личности и любые другие направления, вызванные к жизни конкретными условиями.
Оргпериод — организационная доминанта. Он направлен на проявление индивидуальных интересов детей и на выявление интереса к увлечениям других. Его девиз: «Смотрите, кто пришёл» акцентирует внимание на интересах и запросах тех, кто приехал в ДОЛ. Происходит активация информаль-ного образования:
• в первый день дети поселяются в отряды и получают от воспитателя листы с индивидуальным заданием, среди которых следующие: познакомиться с территорией; узнать, какие клубы и студии работают в лагере
и чем в них можно заняться; подсчитать виды деревьев, которые растут на территории. Выполнив задание, ребята рассказывают друг другу, что увидели и узнали, кто есть кто в лагере. Установка воспитателей — не брать инициативу на себя, но, если возникнут вопросы, искать ответы вместе с детьми;
• в конце дня в отрядах проходит игра «Круговерть знаний». Круги игры тематические. Среди тем, соответствующих областям знаний (литература, история, физика), есть темы, связанные с уже проявившимися интересам детей (кино, мода, кулинария, спорт), и круг «своя тема». Игра выстроена поэтапно: в первом этапе каждого круга принимает участие весь коллектив, во второй этап выходят 2—3 человека, третий этап определяет победителя, который меняет тему. Количество кругов может быть разным, игра продолжается, пока держится внимание детей. Поскольку игра проходит без предварительной подготовки, то она диагностична, позволяет выявить не только интересы, но и степень их проявления;
• во второй и третий дни формируются объединения по интересам. Проходят пиар-акции, на которых педагоги — руководители клубов/ студий / мастерских представляют свои объединения. Дети
и подростки, пожелавшие заявить своё объединение, готовят и проводят рекламную компанию. Им помогают воспитатели;
• четвёртый день — организационный дизайн смены. В любой смене есть дети с ярко выраженными интересами. Если таких детей оказывается много, происходит переформирование отрядов в профильные. Если нет — отряды остаются в своём первоначальном виде, но для детей, выбравших клубы, отряд будет только гостиницей.
По завершении оргпериода смена пойдёт своим чередом, например, так: работают клубы и студии; проходят спортивные соревнования — поотрядно, между желающими участниками или по возрастным группам; проводятся дела, подготовленные советами дела, инициативными и творческими группами, в которые входят и дети, и взрослые. Участие во всех делах — не обязательное, поскольку клубы и студии работают в течение всего дня, в альтернативу дискотеке всегда есть просмотр фильма или лапта на футбольном поле. Появляются несколько редакций — газета, XV, кино, у каждой из них своё кафе, где проходит обмен идеями и просмотры отснятого/написанного материала. Несколько арт-студий, где идёт обмен технологиями — от простейших (сделать куклу на чайник или выжигание рисунка на дощечке) до оформления стены здания. Здесь предлагается не столько обучение, сколько созидание.
А как же дети, которые не приняли клубный вариант, те, кто привык, что «мероприятия для нас готовят взрослые»? Те, кто демонстрирует нежелание включаться в деятельность по интересам, живут в предлагаемых взрослыми обстоятельствах: зарядка ^ линейка ^ кружки ^ спорт ^ вечернее КТД/фильм ^ «огонёк». Но не вечернее развлечение,
а вовлечение в подготовку игры или праздника, или спортивного соревнования. В любом случае дети отучаются воспринимать как единственно возможный принцип «вы сделаете для нас».
И здесь позиция вожатого близка позиции уличного социального работника. Его цель — не допустить «внекультурного фона» в жизни лагеря. Он принимает условия складывающегося параллельно основной программе детского общества и работает на создание «специфической сферы, иначе организованной», но удержанной в культурном пространстве. Например, выходит с отрядом за территорию лагеря после отбоя. Руководство лагеря выдаёт вожатому карт-бланш на подобную деятельность, принимает все необходимые меры безопасности и обеспечивает «секретность» ночного костра (игры, дела). Тайные выходы в лес объединяют детей не против всех взрослых, а вокруг вожатого. Мастерство последнего позволит активизировать позитивные силы детского общества.
В романе А. Камю «Первый человек» есть описание взаимоотношений главного героя и его товарища с учителем, уроки которого «утоляли в них жажду, свойственную ребёнку в большей степени, чем взрослому, — жажду открытий. В младших классах их, конечно, тоже учили многому, но примерно тем же спосо бом, каким откармливают гусей. Им предлагали готовый корм и требовали его проглотить. Попав к мсье Жермену, они впервые почувствовали, что существуют самостоятельно и им оказывают высочайше уважение: считают их достойными познавать мир. Больше того, учитель не ограничивался одним лишь обучением,
за которое ему платили жалование, он запросто запускал их в свою частную жизнь, проживал её вместе с ними, рассказывал о своём детстве»11.
Этот фрагмент — прекрасная демонстрация образования, порождённого отношением взрослого к молодому человеку. Не каждый вожатый готов к такому взаимодействию. В отряде, работающем на детское общество, должен оказаться сильный педагог, интересный детям, способный и готовый активизировать образовательное общение, что означает:
• знает условия, порождающие вопросы и поддерживающие детское любопытство;
• умеет слушать детей, наблюдать за их интересами;
• владеет приёмами, обеспечивающими совместную познавательную деятельность;
• признаёт важность коммуникативных методик: ведения беседы, оказания поддержки, организации дискуссии.
Если добавить к этому владение методами сопровождения организаторских опытов детей, методами управления «из любой точки», не нарушающего детской инициативы, но не дающего выйти за пределы нормативности, то от такого педагога можно ожидать, что отряд, изначально противостоящий педагогическому коллективу, будет структурой, задающей тон информального образования в летнем лагере. НО
11 Камю А. Первый человек: Роман / Пер. с фр. И. Кузнецовой. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011. С. 132.
Подведём итог