ТЕХНОЛОГИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ОТДЫХА
УДК 379.835:379.8.091.4:37.017.7
К. Е. Лебедев
СОВРЕМЕННЫЕ ТИПЫ ДЕТСКИХ ЛАГЕРЕЙ И КРИТЕРИИ ВЫБОРА
В статье рассматривается новая классификация по типам современных детских лагерей с точки зрения решения ими педагогических задач и осуществления воспитательной деятельности. В статье приведены авторские критерии оценки детских лагерей, даны советы по выбору для родителя.
The article considers a new classification by type of modern children's camps with the point of view of their pedagogical problems and the implementation of educational activities. In the article the author criteria for the assessment of children's camps, give advice on the choice for a parent.
Ключевые слова: детский лагерь, воспитание, навык, деятельность, решение задач, полезность, целесообразность.
Keywords: children's camp, education, skill, activity, solution of the tasks, usefulness, appropriateness.
Как выбрать нужный Вам и Вашему ребёнку лагерь?
В этой статье я не буду рассматривать варианты, как занять ребёнка в летние каникулы. У каждого родителя своё видение и разный уровень доходов (который влияет на выбор летнего времяпрепровождения). Кто-то считает, что на даче или в деревне с бабушкой ребёнку хорошо, кто-то о детском досуге вообще не задумывается, и ребёнку его организует улица, телевизор, компьютер. Мы поговорим о таком варианте организации летних каникул для ребёнка, как детский лагерь.
Если у Вас нет времени разбираться в том, какие лагеря бывают, чем именно они занимаются и по каким критериям выбирать, то без длинных рассуждений рекомендую Вам воспользоваться ссылкой: http://www.camps.ru/association/camps/stat-camps/930-kak-vybrat-detskiy-lager.html. Моя же статья займёт у Вас больше вре-
мени и, надеюсь, заставит задуматься, поможет определиться. Некоторым данная работа может показаться спорной, но это моя позиция, согласно которой детский лагерь является системой воспитания, а не местом отдыха и развлечения.
Начнем с краткого экскурса в историю.
Рассмотрим сначала, что такое современный детский лагерь. Чтобы понять, откуда пошли лагеря современные, откуда берутся представления о лагере у наших сограждан, обратимся к истории. Тип лагеря определяется задачами, которые он решает. В СССР система детских лагерей в разное время решала разные задачи. Так, до 60-х годов ХХ века эта система подчинялась Министерству здравоохранения и в лагерях в основном оздоравливали детей. В конце 60-х система переходит под управление ЦК ВЛКСМ. Естественно, меняются смысл и содержание смен - лагеря в СССР теперь делают упор на идеологию («куют» советского гражданина). В начале 90-х с распадом СССР выпадает из общественной жизни идеологическая составляющая, не остаётся её и в детских лагерях. С общей разрухой и приватизацией лагерям приходится нелегко, ведь они изначально убыточны и дотационны. Многие лагеря приходят в запустение, банкротятся, распродаются, остальным приходится выживать. Подобная ситуация местами сохраняется и по сей день. Бывшие советские лагеря, которые уже не называют пионерскими, именуются отныне ДОЛ или ДОЦ - детский оздоровительный лагерь или центр.
В начале 90-х появляются на территории России и стран СНГ новые типы лагерей - частные, авторские и программные лагеря. Если раньше под лагерем понималась конкретная территория, то теперь это далеко не так. Теперь под лагерем, в первую очередь, понимаются программа и коллектив - многие современные лагеря имеют свой постоянный штат сотрудников, свою материально-техническую базу, а проводят разные по содержанию и направленности программы на различных арендованных площадках, которыми могут служить ДОЛ, ДОЦ, пансионаты, базы отдыха, туристские базы, парк-отели, гостиницы, частные коттеджи, палаточные лагеря и т. п. На территории одной площадки могут проводить свои программы, отличающиеся по содержанию друг от друга, одновременно несколько лагерей.
Рассмотрим детально существующие ныне типы лагерей, в которые Вы можете купить путёвку свободно. Постараюсь быть
предельно объективным с точки зрения пользы лагеря для ребёнка. Из этических соображений не буду упоминать названия деструктивных, с моей точки зрения, лагерей.
Типы лагерей, моя классификация
1. «Наследниками советской системы» стали многие ДОЛ типа «Ромашка», «Звёздочка», «Костёр» и т. п., которые живут в основном за счёт госзаказов. Путёвки в такие лагеря чаще всего не покупаются, а «достаются» бесплатно или за символическую сумму по линии, например, соцзащиты. Программы в этих лагерях редко выдерживают критику с точки зрения содержательности и насыщенности, детей там просто безопасно «пасут» и развлекают -как умеют или как легче. Не стоит думать, что осталось пустым место идеологии - пионерскую атрибутику и советскую пропаганду заменили дешёвым развлечением, тиражированием телевизионных штампов, пропагандой западных ценностей и потребительского образа жизни, размытыми тендерными и культурными понятиями, двойной моралью. В общем, заменили всем тем, что льётся нескончаемым потоком со страниц глянцевых журналов, с экранов телевизоров, со страниц Интернета, всем тем, от чего здравомыслящие родители хотят оградить своих детей. Не скажу, что это делается специально, просто общество изменилось, и теперь таков заказ большинства. В конечном счете, всё будет зависеть от педагогического отряда лагеря, от конкретного человека, который определяет генеральную линию в этом заведении. Однако идейные люди редко держатся в такой системе, и если они все же есть и начинают воспитывать детей, то возмущаются некоторые родители. Проблемы же при этом руководству лагеря не нужны, поэтому лучше так, безыдейно, чтобы не подкопались, то есть никак. Штатного персонала в большинстве ДОЛ и ДОЦ нет, сотрудники набираются из числа практикантов педвузов, школьных педагогов, а там как повезёт...
Есть, конечно, и качественные ДОЛ и ДОЦ, например, всем известные «Орлёнок» в России и «Артек» на Украине. Да, тут есть качественное питание, большие и ухоженные территории, современные корпуса, проводятся порой интересные тематические смены, встречаются идейные и амбициозные педагоги, но я всё равно отношу эти лагеря к первому типу. Основной причиной тому являются доведённые до абсурда правила безопасности для детей -
собственно, детям там практически ничего нельзя («как бы чего ни случилось», «а вдруг»). Тут всё очень «рафинированно и зарегламентирована», дети лишены возможности проявлять волю, при этом остаются те же проблемы с кадрами, идеологией, смыслом и содержанием программ. Да и наверно, сложно делать как-то иначе, когда смена насчитывает до 5000 детей. Покупая путёвку в «Артек» или «Орлёнок» за 50-80 тысяч рублей, Вы платите за «бренд», стоящий действительно многого в советские времена. Большие лагеря напоминают, по аналогии с комбинатом детского питания, комбинат детского отдыха, конвейер: ничего особо вкусного, зато диетично и безопасно для тела.
2. «Ведомственные». Несколько иначе обстоят дела с ведомственными лагерями. Они тоже могут носить приставку ДОЛ, ДОЦ, но принадлежать и финансироваться неким ведомством, предприятием, фирмой. Так, крупнейшие в России корпорации имеют свои лагеря, и среди них встречаются весьма интересные. Как правило, внутреннее и внешнее убранство лагеря зависит от солидности самого предприятия, а вот программа лагеря зависит от концепции предприятия, от социальной ответственности перед сотрудниками и обществом, от того, под каким углом руководство конторы смотрит на будущее, как оно видит роль своего предприятия в этом будущем. Среди ведомственных лагерей большая часть представлена лагерями первого типа, но порой встречаются воистину великие и продвинутые лагеря типа «программных или авторских», включающих в себя тренинги личностного роста, профориентацию, ремесло, знакомство с трудом родителей, укрепление дружественных внутрикорпоративных связей. Для создания таких лагерей обычно привлекаются дорогостоящие профессионалы, которые тщательно и детально прорабатывают программу. Кадровый состав, скорее всего, тоже будет не случайным. Однако если Вы работаете на иностранную компанию, то часть принятых норм там может быть неприемлема для нашего тут. То есть те нормы могут быть перенесены в лагерь и Вас совсем не обрадовать. Например, в США для определённых лагерей установлена квота на представителей ЛГБТ и прочих меньшинств в штате лагеря. Небольшие, но перспективные компании, которые пока не могут позволить себе содержание целой базы, всё чаще обращаются за помощью в сторонние организации, например в «программные и авторские лаге-
ря», с заказом на разработку и проведение своего корпоративного лагеря. В общем, если Вы работаете в хорошей, амбициозной, динамичной или стабильно развивающейся конторе и Вам предложили отправить ребёнка в фирменный лагерь, то, скорее всего, Вы получите качественный продукт. Но будьте готовы, что ребёнка будут «прокачивать» в корпоративном духе, что очень даже хорошо, если Ваша организация Вам нравится.
3. «Программные и авторские лагеря». Этому разделу мы уделим особое внимание, так как среди лагерей этого типа встречаются наиболее интересные, на мой взгляд, варианты. К этому типу сейчас себя относят все кому не лень. ДОЛы утверждают, что они тоже работают по программам и поэтому являются «программными», и с этим сложно поспорить, ведь, несмотря на то что все их программы похожи как две капли воды, это всё же программы. Обладающие базовой компьютерной грамотностью вспомнят, что вирусы - это тоже программы, но деструктивные, ещё есть игры на компьютере - это тоже программы, но бесполезные и отнимающие время. Про такие «программные» лагеря речи в этом разделе не идет, по сути, они отнесены к типу один или четыре.
Расскажу, что же я понимаю под «Программными и авторскими лагерями» и приведу примеры. Эти лагеря, по сути, являются не развлекательными, они посвящены часто активному и познавательному отдыху, направлены на воспитание различных качеств, навыков. То есть в деятельности этих лагерей присутствует смысл, вектор, стремление к конечному и осязаемому результату. Свободного времени в таких лагерях практически нет, вся смена стремится к достижению некой программной цели, количество детей в смене, как правило, не превышает 50-80 человек, а количество взрослых обычно берётся из расчёта один на 4-6 детей. Дети тут являются частью процесса, а не немыми зрителями и массовкой. За смену программный лагерь успевает проработать каждого участника, в той или иной степени повысить его уровень по дисциплинам, воспитать то или иное качество. Эти лагеря легко можно отделить из общего числа, прочитав их программу, посмотрев фото-и видеоматериалы, - всё это должно показать родителю, что дети делают на смене, чем они занимаются, что они заняты делом. Проведение программного лагеря - дело весьма трудоёмкое, дорогостоящее, требующее специальных знаний, поэтому, как правило,
инструкторский состав такого лагеря - это не всегда молодые, но опытные, реализованные, идейные, высокоморальные люди с высокой степенью ответственности. Для них, говорю из личного опыта общения, деятельность с детьми в рамках лагеря не средство получения прибыли, а социальная ответственность перед обществом, многие из них искренне хотят сделать наших детей чуточку лучше. Среди руководителей и инструкторов программных лагерей легко можно встретить академиков, профессоров и доцентов, докторов и кандидатов наук, известных путешественников и спецназовцев, бизнесменов и политиков, ремесленников и мастеров на все руки, просто полноценных, реализовавшихся людей. Людей, которые чувствуют необходимость личного участия в воспитании сильного и умелого поколения. Тематика программных лагерей может быть весьма различна: от профильных научных, языковых и ремесленных до военно-прикладных, тренинговых и даже этнокультурных. Примерами известных программных лагерей являются: научный «Океания», туристский «Остров героев», этнокультурный «Вождь краснокожих», спортивные «А^е1Ъа11», «Чарли», отдельные программы «Робинзонады» и «Охотников за удачей», тур «Кольцо следопыта», Лагерь навыка «8кШСашр» и др. Авторские лагеря, по сути, являются программными, разница только в том, что программа держится на личности одного, как правило весьма известного, человека. Такими примерами являются лагеря путешественников братьев Дмитрия и Матвея Шпаро «Большое приключение» или лагерь Г. С. Чеурина «Сибирский путь». Отправляя ребёнка в программный лагерь, необходимо осознавать, что Вы и ребёнок столкнётесь со средой и системой, весьма отличными от обычных ДОЛ. Не удивляйтесь, что адрес проведения какого-либо программного лагеря может совпадать с неким ДОЛ, программные лагеря могут арендовать часть территории. Также внимательно ознакомьтесь с содержанием программы, с принципами, правилами, традициями, ценностями конкретного программного лагеря. У большинства организаторов программных лагерей много принципиальных вопросов относительно курения, употребления алкоголя, использования телефонов и плееров в лагере, воспитания. Лучше осознать, куда Вы отправляете ребёнка, на этапе покупки путёвки. Наблюдая за тем, какие появляются новые программные лагеря и как развиваются старые (меняются, совершенствуются, как некий
живой созидательный организм), могу с уверенностью сказать, что за данным типом лагерей будущее.
4. «Развлекательные, креативные, шоу, VIP». В последние годы всё большую популярность набирают «лагеря нового типа», «лагеря для современных детей», «VIP-лагеря», «лагеря в стиле шоу», «лагеря безудержного веселья и отдыха», «не просто так лагеря», «анимационные», «креативные», «мега, супер-пупер» - так их позиционируют сами организаторы. Большинство подобных лагерей называют себя программными и авторскими, не являясь таковыми в моём понимании программного лагеря. Их суть остаётся неизменной - это развлечение любой ценой, по принципу «любой каприз за ваши деньги», «всё самое модное у нас». По направлению эти лагеря разнообразны: одни сделают из ребёнка звезду и модель; другие обещают сногсшибательный креатив; третьи говорят, что развивают личность ребёнка через различные молодёжные субкультуры (псевдокультуры, на мой взгляд); четвёртые, не стесняясь, приглашают иностранных волонтёров для развития толерантности и пропаганды «истинных» общечеловеческих ценностей; пятые обещают сделать из ребёнка персонажа комиксов на американский манер; шестые говорят о возможности стать настоящим героем и приобрести уверенность в тепличных условиях, без трудностей и испытаний; седьмые специализируются на развлечении за границей - возят в Европу, США, другие страны; восьмые и вовсе ничего кроме круглосуточного развлечения не обещают. Многие хвалятся самыми опытными педагогами и, непременно, штатом психологов.
Среди таких лагерей есть те, которые не маскируются и открыто заявляют о том, чем они занимаются с детьми. Например, есть лагерь для эмо и готов, лагеря для «блондинок», лагерь для любителей анимэ и т. д. Но самое неприятное - это наткнуться на обман, на те лагеря, которые, маскируясь под деятельный программный лагерь, создают только видимость или навязывают ребёнку товарно-денежные отношения. Последнее вообще весьма характерно для этого типа - например, заявляют, что есть стрельба из лука или из ружья, но на деле выстрелить дают только пару раз, остальное - за дополнительные деньги в виде индивидуальных занятий с ребенком. При этом преподаватель заявит ребёнку, что он почти побил рекорд лагеря и что ему нужно купить «допы» для закрепления результата.
Лагеря этого типа, в большинстве случаев, имеют огромный рекламный бюджет, дорогие, яркие, сочные, профессиональные сайты идут сплошным потоком в контекстной рекламе, печатаются в глянцевых журналах - в общем, очень красиво упаковываются. Когда я смотрю на упаковку подобных лагерей, а затем заглядываю в их суть, мне вспоминается способ продвижения на российский рынок дорогих иностранных лекарств. Реклама так и кричит, что «старые препараты уже ни на кого не действуют, что панацея - это их дорогая но-шпа», а на деле дорогая но-шпа оказывается обычным советским дротаверином за пару десятков рублей. Так и лагеря этого типа не скромничают в своём позиционировании, говорят о своём кардинальном отличии от всех остальных, претендуют на уникальность и «мэйнстримность», а на деле являются хорошо упакованными, красочно поданными и разрекламированными лагерями первого типа. Звёздная болезнь посещает некоторые лагеря первого типа после проведения в корпусах ремонта и они тут же заявляют о своей «виповости». Превращаясь в лагеря данной категории, они остаются по смыслу и содержанию прежними.
Кто отправляет детей в такие лагеря? Как я упоминал ранее, выбор делает родитель, исходя из своего представления о детском каникулярном отдыхе, а представление это зависит от ценностей семьи, от целей, к которым стремятся члены семьи. Поэтому, как мне представляется, выбор в сторону подобных лагерей делают люди: 1) которые считают, что их ребёнок сильно перетрудился в жизни и ему нужно отдыхать беззаботным способом, а не сменой вида деятельности; 2) которым близка та культура и тот образ жизни, который пропагандируется в этих лагерях; 3) считающие, что должно быть много эмоций у детей, не задумываясь каких; 4) любители комфортного отдыха с телевизором, кондиционером и персональным туалетом; 5) люди, принявшие западную, потребительскую модель мира. Как ни странно, подобные лагеря практически не собирают своих клиентов в богатых производственных и добывающих регионах России, популярностью пользуются в основном у жителей мегаполисов.
Вы, вероятно, останетесь довольны лагерем этой категории, если придерживаетесь либеральных взглядов в педагогике, ну вроде того, что «ребёнку же всё надо разрешать», «нельзя заставлять его трудиться», «он должен сам выбирать, что ему нравится», «у
него должно быть беззаботное детство» и всё такое. Если ребёнок сильно избалован, его капризам будут потакать, слабостям найдут оправдания: зависим от мобильной электроники и компьютеров -значит современный; одеваешься как попало - это подчёркивает твою индивидуальность; в ушах у тебя дупло для белки, а на голове цветные волосы - вау, круто ты самовыражаешься; шлёшь взрослых «лесом» - молодец, ты делаешь выбор, с кем общаться, у тебя есть права; если физически не развит - и не надо, зато креативный (умный, духовный, животных любит.); учишься за границей и презираешь Родину - ты человек мира и т. д. Покупатель продукта этой категории с большой вероятностью может рассчитывать на то, что его ребёнок будет проживать в номерах повышенной комфортности (2-3 человека в номере, удобства в номере, евроремонт, телевизор, кондиционер), получит качественное питание (часто по системе шведский стол), его тело будет находиться в максимально возможной безопасности, с ним будут работать ну очень гуманные педагоги и непременно психолог. В общем-то, это хороший выбор для родителей, готовящих своему ребёнку беззаботное будущее, в плане того, что заботиться самостоятельно о себе ему не придётся. Не стоит ожидать от подобных лагерей воспитания и навыков, это качественный безопасный потребительский отдых, не более того.
5. «Стационарные скаутские или туристские палаточные лагеря». В этом разделе рассмотрим стационарные платочные лагеря, организуемые туристскими или скаутскими организациями в летний период. Легендарный «Артек» много лет существовал в форме стационарного палаточного лагеря, но теперь артековцы измельчали так, что даже в походы с ночёвками не ходят и в палатках не живут. Палаточные лагеря - это отличная школа жизни для многих ребят, которые хотят смотреть на природу не по «Дискавери» или «Зоо ТВ», хотят научиться жить рядом с природой. Была. Была такая школа до 2010 года, пока некие дяденьки и тётеньки, вряд ли имеющие хоть какое-то отношение к туризму и скаутингу, в своих чиновничьих кабинетах разработали, а затем утвердили новые санитарные нормы и правила для детских палаточных лагерей. Выполнить их практически невозможно, поэтому многие хорошие палаточные лагеря оказались вне закона. В 2011 году количество официально проводимых палаточных лагерей сократилось в
десять раз. Тем, кто и по сей день умудряется проводить детские палаточные лагеря в рамках закона, приходится нелегко. Тут каждый организатор действует, как может: кто-то исхитряется с документами и «правильно» называет свою деятельность, кто-то «при-соседивается» к стационарным ДОЛ, кто-то действует подпольно. Палаточные лагеря с хорошей программой являются фактически программными или авторскими. Некоторые программные лагеря организуют свою деятельность полностью на базе палаточного лагеря или включают в свои программы этапы пребывания в палаточном лагере.
Скаутские палаточные лагеря отличаются от обычных туристских своей программой, своими традициями (которых превеликое множество), атрибутикой, бывают с религиозным уклоном (о них мы поговорим позже). Туристские тоже бывают разные, всё зависит от задачи, программы и от организации, которая этим занимается. Стационарные палаточные лагеря, как правило, стоят дешевле, чем вышеописанные типы. Как и в любом лагере, многое, если не всё, зависит от конкретных личностей, реализующих проект, но в общем и целом такие лагеря положительно сказываются на ребёнке. Если Вы хотите, чтобы ребёнок стал более самостоятельным, умелым и ответственным, то смело отправляйте его в такой лагерь, но будьте готовы, что по возвращении его придётся отмывать, отстирывать, залечивать ему расчёсанные комариные укусы, ссадины и царапины. Вещи давать в такие лагеря только те, что не жалко, которые Вы готовы выбросить после смены. Электричество в таких лагерях обычно дефицит, поэтому давать электронные гаджеты бессмысленно. Если Ваш ребёнок весьма нежен, то... то ему всё равно понравится палаточный лагерь с хорошей программой, но понравится ли Вам то, что ребёнок не будет пользоваться туалетом в городском понимании туалета, что он будет питаться на полевой кухне, что он будет жить в палатке, спать на настиле или разборной кровати, что он почти гарантированно будет покусан насекомыми, что он малость одичает для города. На самом деле он повзрослеет и перестанет быть таким уж безобидным и беспомощным созданием.
Пока ещё не все стационарные палаточные лагеря перевелись, успейте отправить в подобный своего ребёнка. Уверен, что пройдёт несколько лет и лагеря этого типа перестанут существовать, так как идут вразрез с общемировой тенденцией воспитания зависимо-
го, несамостоятельного, инфантильного потребителя. Хорошим примером использования стационарных палаточных лагерей в своей практике, на мой взгляд, являются такие проекты, как «Остров Героев», скаутский «Мы вместе», «Кольцо следопыта», «Волнога», отдельные проекты «Робинзонады» и др.
6. «Походные или экспедиционные лагеря». Этот тип более распространён, чем стационарные палаточные лагеря, эта система не менее сложна в организации, по положительному воздействию на ребёнка не уступает (а чаще всего превосходит) стационарным палаточным лагерям. Походный лагерь подразумевает «кочевые» переходы от одной стоянки к другой - собственно, это и есть поход. Такие лагеря мобильны, могут быть поставлены и сняты за считанные минуты, всё оборудование несут с собой участники. Довольно часто походные лагеря реализуются как составная часть некоего более крупного проекта, например, так действует проект 8кШСашр.
Экспедиционные же лагеря, наоборот, в большинстве случаев представляют собой один большой поход. Такой способ используется, например, водными туристами при сплавах, при организации экспедиций и походов в сложнодоступные места. Примером экспедиционных лагерей могут быть пара проектов «Робинзонада», «Большое приключение» братьев Шпаро и др.
Личностный рост ребёнка в подобных проектах - самый большой из всех возможных типов, дитя взрослеет на глазах. Главное при выборе не повестись на обман, когда походом называют радиальный выход, а это совсем не то. Самым главным фактором взросления на таких проектах является то, что ребёнок решает конкретные задачи, находится в стеснённых в бытовом плане условиях, в непривычной для него среде, с ним нет «протезов общества», он делает дело в любых погодных условиях, всё проходит через его руки. В общем, кто ходил в поход более чем на 3-4 дня, тот поймёт меня. Я впервые попал в поход в 7 лет и сразу на 14 дней. Да, мне было сложно, но вернулся я совсем другим человеком, а на следующий год упрашивал родителей отправить меня снова. Ведь там я мог быть самим собой.
7. «Религиозные, политические, национальные». Да, есть в России и такие. Данные проекты реализуются для понятной целевой аудитории (если Вы не сильно религиозный человек, я не рекомендую Вам отправлять туда своего ребёнка). К деятельности
религиозных организаций я отношусь с осторожностью, считаю, что ребёнок сам определится со своей верой, когда пожелает. Главное - не попасть в руки религиозных фанатиков любого толка, а так, как и ранее говорилось, всё будет зависеть от конкретного человека. Бывают скаутские лагеря с религиозной начинкой, там есть время и на религию, и на дело. Бывают трудовые религиозные лагеря (например, по восстановлению храма), но это уже для ребят постарше. Этот продукт на любителя и истинного ценителя, у него есть и неоспоримые плюсы - это религиозный воспитательный момент, Вы можете надеяться, что ребёнка не будут растлевать чуждыми нашему менталитету ценностями, а наоборот, «нагрузят» моралью и нравственностью, если речь идёт про традиционные религии. Важно, чтобы при этом дети занимались делом, а не слушали бесконечные душеспасительные лекции. Весьма крупным и известным религиозным детским лагерем христианского толка является «Звезда Вифлеема».
Ещё в России есть лагеря, формируемые по национальному признаку. Некоторые из них заявляют о том, что они толерантны и готовы принять ребёнка любой национальности, но это всё не более чем игра в эту самую толерантность. Лагеря такого типа ждут к себе детей определённой национальности, а точнее, культуры. Мне сложно судить о содержании таких программ только по косвенным признакам (фото, видео, тексты), но все они, так или иначе, подчёркивают национальные и культурные особенности. И я в этом не вижу ничего плохого, при том условии, что детей в этом лагере не возносят над другими. Это, вероятно, помогает детям культурно и национально идентифицироваться. Есть еврейский лагерь (1еашр, например), есть татарский лагерь, есть лагеря для российских немцев, но, к сожалению, не встречал пока русский лагерь на территории России (толерантность, однако.). Кстати, эти национальные лагеря довольно дорогие, а вот религиозные бывают бюджетными, за пожертвования.
Политические лагеря организуются обычно для молодёжи от 18 лет в предвыборный период. По сути, не важно, чем там занимается молодёжь, главное - прийти и проголосовать. Политические партии порой тренируют своих молодых комиссаров-комсомольцев, и вот тут бывают очень интересные и полезные программы, но с политическим подтекстом. Политические лагеря для старших ребят обычно не стоят никаких денег для участника, длятся не более недели.
8. «Лагеря труда и отдыха, или трудовые» существуют до сих пор для детей от 14 лет. В городе подобные лагеря организуют ОДМы, КДМы, разные управления и НКО. За труд платят символически, но платят. Работа 4 часа в день, не более, далее или домой, или досуговые мероприятия (стационара, как правило, нет). В городе подростки будут задействованы на уборке мусора, на массовках и на прочих работах, не требующих квалификации. Если лагерь организуется на базе агрообъекта, чего в Подмосковье я не встречал, то дети будут заняты на сезонном сборе урожая. Конечно, не ахти как интересно собирать брюкву, а вот если попасть на бахчу, или клубнику, или косточковые, то наешься фруктами до. Ну Вы поняли, что до полного насыщения. Расплата в таких вариантах обычно идёт товаром, собрал 10 ящиков, один забираешь себе. Трудовое воспитание - одно из самых эффективных, и очень полезно, чтобы ребёнок одну из смен за лето провёл в трудовом лагере, тем более, что Вам это ничего не будет стоить. Многие современные дети не ценят труд, я наблюдал, как в некоторых лагерях дети умудрялись спустить на карманные расходы 50 и даже 70 тысяч рублей! Если Вашему ребёнку телефон не телефон, штаны не штаны, то его воспитание в каникулярное время стоит начать именно с трудового лагеря (если возраст позволяет).
9. «Прочие лагеря». Я не стал специально рассматривать и выделять в отдельный тип такие лагеря, как военно-патриотические, лагеря комбинированного типа и др., они, так или иначе, относятся к одному из вышеописанных типов лагерей. Частенько многие лагерные «бренды» реализуют под своим флагом программы разного типа, работают с разной целевой аудиторией. Всё зависит от конкретной команды и личности, которая организует тот или иной проект. Будьте готовы к тому, что одна программа этой организации Вам понравится, а другая, может, и нет.
Критерии моей оценки каждого лагеря
Я представил и дал общее описание своей классификации современных типов лагерей и программ для детей, подростков и молодёжи в дни школьных каникул. Теперь рассмотрим, как в этом калейдоскопе предложений по каникулярному детскому отдыху найти нужный именно Вам тип лагеря. И как уже из выбранных найти оптимальный для Вас, на что вообще нужно обращать внимание при выборе лагеря.
Как по косвенным признакам определить тип лагеря? Ведь мало кто из лагерей говорит о себе открыто, а многие даже и не задумываются об этом. Хочу напомнить уважаемому читателю, что за стандартную лагерную смену в 21 день на ребёнка приходится больше педагогических часов, чем тратит на него классный руководитель в год, а порой даже больше, чем тратят некоторые родители на своего ребёнка за год. Учитывая огромное педагогическое воздействие в лагере, важно понимать, что, настраивая ребёнка на решение задач в жизни, не стоит отправлять его только в развлекательный лагерь, надеясь на то, что там он отдохнёт, а домой вернётся вновь готовым к решению сложных задач. Смена в лагере для ребёнка - это маленькая жизнь, которая с большой вероятностью оставит массу впечатлений и наложит определённый отпечаток на его поведение. Поэтому для меня, в первую очередь, при оценке лагеря важны не условия проживания и особенности питания, а суть, смысловое наполнение, воспитание, навыки и качества, которые приобретают дети.
Итак, я понимаю, что о каком-либо лагере вы можете судить только по интернет-сайту и материалам, представленным на нём. От этого и будем отталкиваться.
1. Фотографии и видео на сайте лагеря
На сайте лагеря есть галерея фотографий, иногда видео с прошлых смен. Если галереи нет или она представлена парой разноразмерных фотографий общих видов, значит, и лагеря тоже пока ещё не было, программа только готовится к проведению, или показать совсем нечего.
Фотографии должны Вам показать, чем дети занимаются в лагере, что они там делают. Если программа лагеря хорошая, то по фотографиям Вы сразу поймёте, что вот они пошли в поход, вот на экскурсию, вот они преодолевают трудности, вот они переправляются по верёвкам, вот стреляют, вот плавают, вот веселятся, вот занимаются ремеслом, вот лекционные занятия, вот над чем-то думают. Вся суть лагеря обычно отражается на кадрах. Если программа унылая и/или ни о чём, то фотографии будут примерно такие: вот они смеются, вот прыгают вверх всей кучей, вот кривляются, вот опять рожи корчат, вот перемазались в чём-то, вот мальчики переоделись в девочек и т. п. Эмоциональный фон только при этом бывает разный: отличается же он, например, у людей на концерте Мерлина Мэнсона и людей, только что взявших новую вершину.
Обратите внимание на лица детей на фотографиях, они интеллектуальны? Если дети заняты делом, то, как правило, лица их наполнены смыслом, а если лагерь первого или четвёртого типа, то лица зачастую «не отягощены интеллектом». Для изощрённых наблюдателей могу предложить найти на кадрах лагеря «завсегдато-го» ребёнка (в каждом лагере есть такие, кто ездит из раза в раз много лет) и понаблюдайте, как меняется его лицо от программы к программе. В лагере ребёнок должен меняться в лучшую сторону, что можно уловить на фотографиях, да и деятельность тоже оставляет отпечаток на лице. Можно попытаться отследить лицо ребёнка в начале и в конце смены. Немного иначе, чем с фотографиями, обстоит дело с видеоматериалами. Видеофильм или ролик о лагере способны вместить больше информации, нежели фотографии. Поэтому видео может и должно демонстрировать не только, чем занимаются дети и как они меняются, но и концепцию лагеря, подход к воспитанию и т. п. Также по медиаматериалам можно оценить соответствие реально проделанного заявленному в программе.
Вывод. На фотографиях дети должны быть заняты делом, лица их должны быть приятны, светлы и умны, а видеоматериалы должны отражать концепцию и суть программы.
2. Персонал лагеря
С Вашим ребёнком будет работать не номер со всеми удобствами и не шоу-программа, с ним будут работать конкретные Вася, Петя, Даша, Маша. Если эти Васи и Маши не первый день работают на этом проекте, то информация о них должна быть на сайте. У уважающих себя организаций Вы можете попросить присутствия на собраниях их персонала с целью знакомства с коллективом, и они Вам, вероятнее всего, не откажут. Личное общение позволит сложиться наиболее полному мнению о сотрудниках. При изучении сайта о персонале лагеря можно судить по фотографиям со смен, анкетам сотрудников.
Персонал лагеря должен соответствовать заявленной программе (мне приходилось повидать и такое, что две девочки 19 и 20 лет вели целую программу а ля спецназ для мальчиков). Личное знакомство должно показать Вам, насколько зрелы эти люди, адекватны ли они, как у них со своими семьями обстоят дела, какие у них взгляды и ценности - это архиважно, ведь ценности персонала передадутся ребёнку, а Вам потом с ним жить. Поэтому чрезвы-
чайно важно, чтобы Ваши ценности совпадали по ключевым моментам. Если Вы, например, придерживаетесь либеральных взглядов, то не стоит, во избежание конфликтов, отправлять ребёнка на программы военно-прикладной направленности, и, наоборот, сторонникам традиционных ценностей вряд ли что-то понравится в лагерях-шоу.
Смотрите на внешний вид - со всеми, конечно, лично встретиться не удастся, но для этого есть фото смен и анкеты. Внешний вид и поведение тоже о многом говорят. Если взрослый человек, кривляется и притворствует, одет, как неформал, у парня в ушах серьги, штаны по колено, он говорит манерно и одевается, как дева, а девушка - как мужик, то надо подумать, прежде чем отправить ребёнка с такими людьми. Ведь при воспитании передаются не только навыки, навыки - это всего лишь инструмент передачи. Ребёнок должен получить правильный образ мужчины и женщины: мужчины - сильного, волевого, эстетичного, ответственного, умелого, смелого, а женщины - хозяйственной, целомудренной, женственной.
Из анкеты инструктора на сайте иногда можно узнать о его ценностях и взглядах на жизнь, о его опыте решения прикладных практических задач (порой не особо важно, каких именно), о том, что он умеет делать своими руками - важно, чтобы он был полноценной личностью. Обратите внимание на семейное положение сотрудника - да, у вожатых, скорее всего, ещё нет семьи, но у ведущих инструкторов и руководства должны быть полные семьи и свои дети. Бессемейные дяденьки и тётеньки с трудноопределимым полом и возрастом должны вызвать у Вас настороженность.
Что касается профессионализма, то тут ничего не зависит от образования. С детьми или дано работать, или нет. Этому нельзя научить, таких людей можно только выявить и подготовить. Поэтому не стоит доверять тому, что «тут у нас только профессиональные педагоги и психологи». Педагоги часто бывают очень уставшими от школы, а каждый второй психолог при ближайшем рассмотрении оказывается психически больным человеком с кучей комплексов и фобий, с сомнительными взглядами на жизнь.
Ещё обратите внимание на гендерный баланс в штате - обычно в лагерях первого и четвёртого типа работает больше женщин, и
они там «рулят», а в более сложных программах, требующих ответственности, сопряжённых с риском, большинство мужчин, и командуют, соответственно, они. Есть персонал, который ориентирован на отдых любой ценой и «создание безудержного счастья» для ребёнка, это означает, что ребёнку будут потакать и находить оправдания его слабостям и глупостям (это камень в огород гуманной педагогике с женским лицом). Обратить внимание, на мой взгляд, стоит на серьёзных людей, способных говорить правду в глаза, способных заставить вашего ребёнка работать над собой. Основной костяк персонала должен быть взрослый, зрелый, умелый, идейный.
Вывод. Единица персонала лагеря - это образ для вашего ребёнка. Смотрите, чтобы этот образ был Вам близок или хотя бы не вызывал отвращения.
3. Натуральность, полезность процессов и форма деятельности
Я разговаривал с одним кузнецом, который учил детей работе в кузнице (на фоне нашего разговора ребята лет десяти активно стучали молотками). Кузнец спросил меня: «Куда девается продукт, создаваемый ребёнком на уроках труда в школах? То, что они делают из пластилина, бумаги и т. п.?». От этого вопроса у меня просто «мозг взорвался». Я тогда уже много лет работал с детьми, преподавал в институте, закончил аспирантуру и готовил к защите диссертацию, а у него было среднее образование. Меня осенило, что их труд идёт на помойку, и поэтому нормальный ребёнок от подобного бесполезного труда отлынивает (что мы и наблюдаем в школьном процессе), делает бесполезные вещи только из-под палки. Кузнец занимается художественной ковкой, а то, что делают его ученики (они делали простые элементы составных конструкций), идёт в общее большое дело, и они видят продукт своего труда в дальнейшем использовании.
Недавно моя супруга рассматривала поделки, которые я дарил матери в детстве, и я сам удивился, когда начали вспоминать, что скалку я изготовил на деревообрабатывающем станке в пятом классе, а металлический подсвечник выточил из рессоры в восьмом. Вы можете представить такое в современной школе? В борьбе за безопасность детей современная педагогика дошла до абсурда, лишив детей возможности делать своими руками что-то действи-
тельно нужное, полезное, но при этом сопряжённое с риском и ответственностью. Такой подход воспитывает в наших детях безразличие и безучастность к общественным процессам, делает их жизнь скучной и бессмысленной.
Эти истории я рассказал потому, что считаю недопустимым заниматься с детьми бесполезной работой. В лагерях первого типа часто пишут про кружки, но их продукт зачастую не только бесполезен, но и вреден. Одно дело по приезде домой кинуть в мусорное ведро пластилиновое чудо, а другое - прививать ребёнку любовь к отечественной культуре и традициям после прокачки рэпом, брэйк-дансом и прочим подобным. Что, например, дадут девочке занятия дефиле, а мальчику как будущему мужчине мастер-класс «звезда танцпола»?
Теперь про натуральность. Считаю, что дети должны иметь дело с реальным, не игрушечным инвентарём и снаряжением. Пусть что-то у них не будет получаться сразу со сложным оборудованием, но потом его не придётся переучивать. Я за то, чтобы, попадая в профессиональную среду, ребёнок не становился посмешищем. Так, если ребёнок занимался военно-прикладными дисциплинами в лагере, то при общении с военным человеком, он не должен вызвать смех, военный должен понять и принять то, что ему транслирует ребёнок с поправкой на возраст, а не хохотать от «яростных атак» типа «пиф-паф-ура». Всё должно быть по-взрослому, оборудование настоящее, отношения тоже настоящие.
В какой же форме натуральные и полезные процессы должны реализовываться? Если мы рассматриваем лагерь как активный и познавательный отдых, то в игровой форме. Ребёнок познаёт мир через игру, только эта игра должна быть не виртуальной. При этом в игровой и обучающей деятельности обязательно используется тот полезный продукт, который создаётся детьми в лагере. Например, в одном ремесленном лагере каждый ребёнок в течение 7-дневной смены без использования современных материалов изготовил боевую стрелу, для этого ему понадобилось освоить навыки кузнечного дела, изготовления верёвки из крапивы, клейких смол из живицы хвойных деревьев и т. д. Для детей этот процесс был игровым, материалы и инструмент натуральными, а продукт на выходе - полезным и действующим.
Позвольте же, наконец, своему ребёнку быть полноценным, взрослым, самостоятельным. Он хочет настоящего, а не всей этой бутафории, которой и так много в нашей жизни. Он не хочет «делишек для детишек», он хочет делать дело, реальное, с осязаемым результатом, полезное обществу.
Вывод. Обратите внимание, чтобы в лагере дети совершали максимально полноцикличные процессы сами, работая при этом не с тренажёрами, бутафорией и макетами, а с реальными объектами. Оцените, какие формы деятельности используют организаторы того или иного лагеря, это не должны быть бесконечные и бесполезные шоу, концерты, дискотеки. Обязательно должны быть игровые обучающие мероприятия, которые помогут Вашему ребёнку становиться лучше с каждым днём.
4. Что пропагандирует лагерь, его ценности и принципы
Это один из самых «скользких» вопросов, но и один из самых важных для меня и, как мне видится, для родителей. В начале статьи я уже писал о том, что «свято место пусто не бывает» и что, если представитель лагеря заявляет, что они не ведут никой пропаганды, то он, скорее всего, лжёт или чего-то недопонимает. Пропаганда везде, она пронизывает всю нашу жизнь, она на радио, ТВ, в Интернете, печатных изданиях, её передают друг другу люди. Она ВЕЗДЕ. Вопрос только в том, что пропагандируют и с какой целью.
Даже я сейчас занимаюсь пропагандой. У меня есть совершенно чёткие цели - я написал эту статью, чтобы обратить ваше внимание на лагеря, которые занимаются воспитанием. Я связываю своё будущее и будущее своих детей с Россией и поэтому кровно заинтересован, чтобы наши сограждане росли сильными, адекватными, здоровыми физически и психически, самостоятельными, ответственными, умелыми, знали и ценили свою Родину.
Пропаганда ведётся в лагерях сознательно или нет, не важно. Я часто слышу от родителей, что они отправили ребёнка в некий лагерь, и он оттуда приехал с кашей в голове, с бредом из компьютерных игр, телешоу, деструктивных мультов. Нескольким представителям лагерей четвёртого типа я задавал вопрос насчёт пропаганды, что они несут своими занятиями детям, но они все как один бормочут нечто вроде «мы за общечеловеческие ценности», «дети должны радоваться», «мы не против культуры», «всё должно быть демократично». Тут, конечно, тоже важна мера, одинаково не пой-
дёт на пользу ребёнку ни либеральный лагерь, ни лагерь с жёсткой религиозно-патриотической риторикой.
Стоит также обратить внимание на наличие принципов и ценностей у лагеря. В наше время не многие могут себе позволить иметь эти самые принципы. Как правило, чисто коммерческие лагеря легко меняются в ту сторону, куда подует денежный ветер. За модой далеко ходить не надо - модно то, о чём говорят по ТВ, о чём пишут в дорогих журналах. На этой волне и выезжают безыдейные устроители детского досуга. Если завтра в России введут ювенальные законы и разрешат однополые браки, то они первые запоют о пользе и полезности таковых, быстренько вольются в «мэйнстрим».
Внимания, на мой взгляд, заслуживают лагеря с признаками воли у руководящего состава. Они, как правило, имеют принципы и говорят о них. Важно, чтобы эти принципы и ценности были понятны и близки Вам. Из них вытекают правила и традиции лагеря, которые Вы тоже должны будете полностью принять, отправляя ребёнка. С этими вещами нужно знакомиться в первую очередь.
Вывод. На этапе изучения программы лагеря задайте себе вопрос о том, что пропагандирует лагерь, какие в нем принципы и ценности и как эти ценности и принципы отразятся на Вашем ребёнке. Помните, что тянуть вверх всегда тяжелее, чем падать вниз.
5. Роль ребёнка в лагере
Современные педагоги и психологи бывают весьма противоречивы. С одной стороны, они заявляют о том, что ребёнок - это личность, с другой стороны, ведут себя с ним как с умственно отсталым. Я вот не считаю, что ребёнок изначально личность, он -формирующаяся личность, не более того. Его личность определят собственные поступки и решаемые в процессе жизнедеятельности задачи. Скажем так, мне удавалось встречать личностей среди детей, но все они об этом не знали и не заявляли. И наоборот, попадались такие, кто заявлял о своей уникальности и неповторимости, а на деле - так, личинка пока. Поэтому я за то, чтобы роль ребёнка была полноценной для него самого. Он участник процесса, от него должно зависеть решение личных, командных, межкомандных и общепрограммных задач. Отношения взрослых и детей не должны быть панибратскими - дети должны знать свою роль и своё место,
но и пропасти быть не должно - ведь они часть системы. Хорошо, если система решает некую большую задачу, результат достижения которой в итоге очевиден или осязаем для всех. Конечно, это возможно только в небольших лагерях. Индивидуального подхода нельзя ожидать в стаде в несколько сот и даже тысяч детей, роль конкретного ребёнка там несущественна. Стадо можно только безопасно пасти.
Считаю, что ребёнка унижает детское к нему отношение, когда с ним цацкаются, говорят на «понятном ему языке», это всё делает из него неполноценного человека. Полезным считаю деление детских групп внутри лагеря на разновозрастные коллективы в зависимости от решаемой задачи, то есть в одной группе могут оказаться дети младшего и старшего школьного возраста. Такое деление по группам, как показывает практика, одинаково полезно для всех возрастов. Плюсов в этом подходе больше, чем минусов, однако при этом такой системой пользуются обычно коллективы, занятые одним большим общим делом. Лагеря же первого и четвёртого типа делят группы по возрастам.
Вывод. Поверьте в своего ребёнка, в 10 лет он уже может быть вполне ответственным и самостоятельным. Позвольте ему расти личностно и не становиться инфантильным бездельником. Ребёнок в лагере должен быть неотделимой частью процесса, с ним нужно обращаться как со взрослым, предъявлять требования, спрашивать результативности.
6. Что на выходе
У программы каждого лагеря должна быть конечная цель. Некие мероприятия в конце смены должны подводить итог пребывания ребёнка в лагере, должна быть получена экспертная оценка его личностному росту, в идеале должно быть достижение победы. Деятельность ради деятельности тут недопустима. Если ребёнок на выходе как бы просто отдохнул и всё, то он попусту потратил драгоценные дни своей жизни. Дети в лагеря попадают с разными знаниями, разным уровнем развития, поэтому личностный рост у каждого свой, продукт на выходе тоже. Так, например, для более опытного ребёнка итогом может стать решение ряда сложных коллективных задач, освоение сложных дисциплин, а для новичка потолком на данной программе может стать навык заправить постель, вымыть ноги вечером, сложить чемодан, постирать носки. Важно,
чтобы он это понимал и Вы ему, как родитель, тоже помогли осознать это.
О том, что же на выходе, не всегда понятно из отзывов о лагере детей и родителей, но попытаться узнать их стоит. Если в отзывах сплошное «вауууу», «вожатый Петя лучше Васи», «я вас всех люблю», «было круто, Даша самая красивая», то, скорее всего, это лагерь первого или четвёртого типа и глубокого смысла там искать не стоит. О лагерях других типов, как правило, отзываются иначе, ищите в отзывах интеллектуальную рефлексию. Бывает, что родители пишут об изменениях, произошедших с ребёнком после лагеря. Да и, конечно же, прежде чем устраивать детектив с поиском отзывов и построением догадок, задайте прямой вопрос организаторам лагеря об ожидаемом продукте на выходе или прочитайте об этом в программе. Определение продукта не должно быть размытым, оно должно быть понятным, при этом может содержать программу минимум и максимум.
Вывод. Задумайтесь, что получит Ваш ребёнок, а значит, и Ваша семья в целом в конце программы.
7. Условия проживания и занятость
Это, как ни странно, связанные между собой понятия. Сейчас многие родители выбирают лагерь для ребёнка, обращая внимание, в первую очередь, на условия проживания (хотя в недешёвых лагерях с качественной программой до половины стоимости путёвки составляет её реализация). В хорошем лагере с хорошей программой свободного времени у детей быть не должно. Как в армии - нет личного времени, есть лишнее время. Ребёнок должен быть настолько занят в течение дня, чтобы приходить в комнату только переночевать. Конечно, если программа унылая или никакая и ребёнок планирует сидеть в номере, то кондиционер, плазменная панель, работающие розетки, туалет и душ в номере ему пригодятся. В остальных случаях Вы зря переплачиваете деньги. Мне известны хорошие лагеря, которые принципиально выбирают средние и даже скромные условия проживания, усматривая в этой аскетичности воспитательный момент. За счёт этого сокращается стоимость путёвки для родителей, привлекается большее количество квалифицированного персонала. Если ребёнок Вам названивает без конца из лагеря, значит, у него много времени, но если отправили в хороший лагерь, то сами не звоните часто, дабы не отвлекать от программы.
Вывод. Вся лагерная смена должна быть расписана по минутам, тогда детям некогда будет заниматься чем-то, что Вам не понравится. И задумайтесь, готовы ли вы платить за ненужный ребёнку комфорт.
Очень надеюсь, что моя статья оказалась для Вас полезной и помогла сделать правильный, нужный Вам выбор. Рад, если моя статья дала Вам возможность поразмыслить о проблемах воспитания подрастающего поколения. С вопросами и предложениями, а также с отзывами по статье прошу писать мне на электронную почту lebedevk@rambler. ru с пометкой «про статью о лагерях».
Изложенное видение ситуации в сфере организации детского каникулярного отдыха моё личное, никому его не навязываю и в споры вступать смысла не вижу. Да, я подал материал под определённым углом, это мой взгляд, я сделал упор на тех моментах, которые считаю наиболее важными. Может быть, что-то упустил, кого-то обидел, не серчайте, зато от чистого сердца.
УДК 379.843:379.835:379.8.091.4
А. В. Антонова
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ЛЕТНЕМ ТУРИСТСКОМ ЛАГЕРЕ
В статье раскрыты особенности организации и проведения походов в летнем туристском лагере. Представлены методы и формы организации учебно-воспитательного процесса в детском летнем лагере. Деятельность педагога в летнем туристском лагере представлена как учебно-воспитательная система.
The features of the organization and carrying out campaigns in summer tourist camp are opened in the article. The methods and forms of teaching and educational process organization in children's summer camp are presented. The teacher's activity in summer tourist camp is presented as teaching and educational system.
Ключевые слова: воспитательная система, туристский лагерь, туристский поход, организация похода, учебно-воспитательная работа, учебный процесс в туристском походе