Научная статья на тему 'Психолог многое может'

Психолог многое может Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
63
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ДИАГНОСТИКА / КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / АУТОТРЕНИНГ / КОРРЕКЦИЯ / ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ / INDIVIDUAL WORK / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / DIAGNOSTIC / ADVICING / AUTOTRAINING / CORRECTION / DIAGNOSTIC TOOL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Воронкова Любовь Викторовна

Коррекционные и развивающие возможности деятельности психолога. Особенности, структура и содержание работы практического психолога в летнем лагере. Трудности и проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолог многое может»

сихолог детском лагере

ПСИХОЛОГ МНОГОЕ МОЖЕТ

Любовь Викторовна Воронкова,

доцент Орловского государственного педагогического университета

В детских оздоровительных лагерях как учреждениях дополнительного образования в штатном расписании предусматриваются ставки практического психолога, но на деле далеко не все директора лагерей принимают на работу психологов и создают условия для их деятельности.

• индивидуальная работа • психологическая помощь • диагностика

• консультирование • аутотренинг • коррекция • диагностический инструмент

п

очему во многих летних лагерях нет психологов? Потому что руководители лагерей часто недооценивают коррекционные и развивающие возможности деятельности психолога: ведь результаты его работы сразу не видны. Если педагоги больше ориентированы на коллективные формы работы, от которых быстро появляется конкретный результат, то психологи — на индивидуальную работу, основной «объект» их воздействия — личность ребёнка, причём результаты деятельности психолога проявляются не сразу и часто не имеют конкретной формы.

Возможности

Между тем психолог может эффективно работать в лагере.

В индивидуальной работе психолог может: помочь ребёнку понять себя, открыть в себе новые качества и ресурсы; научить ребёнка управлять своим эмоциональным состоянием; проконсультировать по проблемам взаимодействия со сверстниками и взрослыми; помочь ребёнку разработать программу своего развития.

В групповой работе психолог может: проводить практические занятия по саморазвитию, развивать память, мышление, творческие способности; проводить тренинги формирования коммуникативных умений, социальной компетенции, саморегуляции, лидерских качеств, умений командной работы; проводить групповые дискуссии по психологическим проблемам, фокус-группы, ролевые, деловые игры

для решения лагерных задач, обучая детей и подростков этим формам деятельности; организовывать культурно-массовые мероприятия, например, психологический КВН, конкурсы, ролевые игры (моделирование, проигрывание значимых ситуаций).

Психолог может оказывать значимую помощь персоналу лагеря: повысить психологическую культуру педагогов и администрации; обучить их приёмам поддержки ребёнка; скорректировать стиль общения воспитателя с детьми; помочь оптимизировать деятельность педагогов; проводить психологическую экспертизу, консультации по организации мероприятий в лагере; способствовать формированию команды; консультировать педагогов по вопросам индивидуального подхода к воспитанникам; оказывать помощь коллективу педагогов и персоналу лагеря при решении конфликтных ситуаций; помогать преодолеть «синдром выгорания».

В реальности психологическая помощь в детском оздоровительном лагере ребёнку оказывается недостаточно, а часто не оказывается вовсе, несмотря на то, что период школьных каникул — это то время, когда есть возможность создать ребёнку психологически благоприятные условия для отдыха, оказать полноценную психологическую помощь.

Психологическая помощь

Мы попытались выявить, кто из участников воспитательной системы лагеря нуждается в помощи квалифицированного специалиста — психолога. Выяснилось, что чаще всего психолог работает с воспитанниками — детьми от 7 до 12 лет (18%), подростками от 13 до 16 лет (55%); вожатыми (20%); педагогами (4%); родителями (2%); сотрудниками лагеря (1%). Дети, нуждающиеся в помощи, попадают на приём к психологу лагеря по инициативе родителей (3%); по направлению педагога лагеря (12%); по собственной инициативе (21%); по приглашению психолога (64%).

Таким образом, наиболее часто визит к психологу инициирует он сам, видя про-

блемы в поведении ребёнка (агрессия, замкнутость, тревога, неумение найти друзей и т.п.). Эти данные свидетельствуют о росте доверия к психологу, а в итоге — о росте психологической культуры взрослых и детей в целом, без которой трудно представить развитие воспитательных систем детских оздоровительных лагерей.

Педагоги дополнительного образования чаще обращаются за помощью к специалисту, чтобы справиться с проблемой ребёнка. Получив консультацию квалифицированного психолога-практика, педагоги далее самостоятельно корректируют развитие и поведение ребёнка. Очевидно, что консультационно-просветительское направление работы психолога лагеря, прежде всего работа с воспитателями и вожатыми, имеет исключительное значение, повышает эффективность функционирования воспитательной системы детского лагеря.

Весьма показательна структура самой деятельности психолога лагеря. В этой структуре диагностика занимает 16% рабочего времени; коррекци-онная работа — 10%; развивающие занятия — 20%; консультирование — 19%; психологическое просвещение — 14%; психологическая профилактика — 12%; научно-методическая работа — 9%.

Проблемы

Вместе с тем, несмотря на существенные изменения в понимании значения профессиональной деятельности психолога в среде специалистов детских оздоровительных лагерей, есть целый ряд проблем, создающих трудности в работе психолога: недостаток средств труда (оборудования); отсутствие кадров и нежелание директоров вводить в штатное расписание должность психолога.

Причины

Мы выделяем две основные группы причин сложившейся ситуации — внешние по отношению к деятельности психолога и внутренние. Среди внешних причин — несовершенство вертикали управления, нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность психолога лагеря; отсутствие чётких, эффективных механизмов взаимодействия психолога с педагогическим коллективом; слабое научно-методическое обеспечение; отсутствие литературы по проблемам деятельности психолога в детском оздоровительном лагере; перекладывание на психолога ответственности за педагогический брак; передача методических функций.

Внутренние причины: отсутствие чёткой методологической основы и вариативных моделей деятельности психолога в лагере; недостаточный уровень подготовки психолога к деятельности в специфических условиях детского лагеря; не конкретизировано содержание работы психолога.

Психологи детских оздоровительных лагерей централизованно не обеспечиваются стандартизованными методиками: каждый психолог формирует банк методик произвольно и самостоятельно, часто основываясь на доступности методик, а не исходит при их подборе от цели и содержания деятельности. Подбор диагностического инструментария определяется спецификой и содержанием деятельности психолога в лагере, поэтому он будет иным, чем у школьного психолога.

Все эти причины, также как низкий уровень нормативно-правовой базы, научного и научно-методического, материально-технического обеспечения, либо препятствуют деятельности психолога в лагере, либо снижают её эффективность. Однако есть, безусловно, и направления, где можно констатировать улучшение. Это методическая помощь более опытных специалистов; формулирование ос-

новных целей и задач деятельности психолога в лагере, уточнение её содержания, методов и средств деятельности, изменение организационных форм, определение критериев эффективности деятельности психолога.

Трудности

Среди проблем и трудностей воспитанников, приезжающих на отдых в детские оздоровительные лагеря, назовём конфликты с учителями (44%); трудности во взаимоотношениях с родителями (38%); недовольство собой (36%); проблемы общения со сверстниками (31%); слабое здоровье (19%); табачную зависимость (9%); неуспеваемость в школе (5%); зависимость от алкоголя

(3%).

Среди серьёзных проблем детей и подростков, приезжающих в загородные лагеря, также проблемы взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, проблемы, связанные с любовными и сексуальными отношениями, с адаптацией к новым условиям жизни (и реадаптации при возращении домой); повышенная тревожность, неуверенность в себе, эмоциональное напряжение и т.д. Подростки нуждаются в навыках демократического проживания в детском коллективе, успешности в различных видах деятельности, общении на основе культурных норм, удовлетворении интеллектуальных и познавательных интересов о себе и мире, оздоровлении и физической закалке, новых друзьях и впечатлениях.

Всё это указывает на то, что в детском оздоровительном лагере нужен специалист-психолог, который может оказать помощь воспитанникам. Цель деятельности психолога детского оздоровительного лагеря — создать систему социально-психологического сопровождения гармоничного развития воспитанников в процессе социальной адаптации, социализации во временном детском коллективе.

Специфика

Социально-психологическое направление деятельности детского оздоровительного лагеря определяется его спецификой как учреждения системы образования. Участники детского сообщества включены в непрерывный процесс развития личности. Адаптационный период, создающий определённые трудности для воспитанников, — это также период формирования личностных структур и качеств. Приезжающий в лагерь ребёнок оказывается вне поддержки семьи, привычных отношений со сверстниками, вне группы, в которой знают и учитывают его индивидуальные особенности. Он должен завоевать свой новый статус в незнакомой группе сверстников. В такой ситуации ребёнок должен выстроить новые отношения, переоценить привычные способы взаимодействия. Например, в школе он уважаем за знания, умение решать задачи, создавать проекты и т.п., а в лагере все эти умения могут оказаться ненужными: на первое место может выдвинуться, например, его лидерский потенциал.

Пребывание в детском оздоровительном лагере позволяет ребёнку лучше понять себя, свои социально-психологические (лидерские, коммуникативные, коллективистские) качества. Он может обнаружить свои неумения, отсутствие или недостаточную сформирован-ность важных личностных качеств. Таким образом, лагерь создаёт благоприятные условия для развития социально-психологических качеств личности ребёнка, прежде всего, коммуникативных и организационных.

Важное преимущество лагеря — психологическая безопасность для ребёнка, возможность общаться и взаимодействовать. Неудачи в самопроявлении, в установлении отношений будут переживаться в лагере, но ребёнок знает, что он может после лагеря не возвращаться к тем отношениям, которые его не удовлетворяют. Неудачная попытка занять лидерскую позицию в лагере не повлияет, как в школе, на долгие годы на его позицию в группе сверстников. В этом отношении лагерь похож на тренин-говую или психотерапевтическую группу: возвращаясь домой ребёнок может уйти от влияния неудач в лагерной жизни.

Лагерная деятельность даёт новые возможности, так как она требует не учебных знаний и умений, а определённых личностных особенностей, развитию которых не уделяется должного внимание в школе: ребёнок, имеющий невысокий статус в классе, может ярко проявить себя в лагерной жизни, повысить самооценку, самоуважение. Задача психолога — использовать благоприятную для развития социально-психологических качеств личности ситуацию и помочь ребёнку сформировать социально-значимые умения и навыки: это может стать важнейшим направлением деятельности психолога, соответствующим интересам самого ребёнка.

Деятельность детей в лагере, как правило, не предполагает получение единственного, правильного результата, её можно назвать творческой и по содержанию, и по результату, и по форме. Поэтому лагерь благоприятствует развитию творческих способностей ребёнка. В лагере получают возможность проявить себя и получить высокие результаты дети, склонные к творчеству. Учебная деятельность активизирует прежде всего репродуктивное мышление ребёнка и поэтому дети с развитым творческим мышлением часто испытывают трудности в учёбе.

В лагере можно также помочь детям со сниженной самооценкой: у таких детей могут быть трудности в обучении, но в лагере, где не требуется получать конкретный жёстко заданный результат, практически любая деятельность ребёнка может стать успешной. В лагере легче увидеть и отметить успехи такого ребёнка в бытовой сфере, в увлечениях, создать у него чувство уверенности в себе, которое поможет ему достигать новых результатов.

Среди специфических особенностей деятельности психолога в лагере назовём и востребованность в экстренной

помощи. В лагере ребёнок оторван от привычной среды, часто оказывается в эмоционально сложных ситуациях, а друзей и близких, помогающих в таких случаях, рядом нет. Дети ощущают себя беспомощными, покинутыми, не знают, как разрешить сложную конфликтную ситуацию, сохранить чувство достоинства; в этих случаях особенно необходима помощь психолога, его поддержка, совет, иногда выведение из тревожного эмоционального состояния. Фактически в таких случаях психолог берёт на себя функции отсутствующего окружения ребёнка, и он должен быть к этому готов.

Может быть особая группа детей, которых родственники отправляют в лагерь после смерти кого-либо из близких ребёнка. Перед психологом возникает задача оказать таким детям психологическую помощь.

Этапы

Социально-психологическая работа ведётся поэтапно:

• на этапе формирования отрядов необходимо учитывать возраст ребёнка, особенности его взаимодействия с микросоциумом;

• на этапе адаптации следует максимально внимательно изучить личностные особенности детей и их потенциал, ожидания от пребывания в лагере, психологические трудности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

• на этапе интеграции психолог «снимает» у детей отрицательные психологические эмоции, привлекает их к социально-активной деятельности, стимулирует саморазвитие;

• на заключительном этапе психолог подводит итоги динамики развития ребёнка, анализирует изменения, предотвращает возможные стрессовые ситуации перед расставанием.

На всех этапах психолог учитывает индивидуальность каждого ребёнка, контролирует психологический климат детского коллектива и его динамику, выявляя трудности и проблемы отдельных детей и составляя коррекционные группы. Помогает психолог и педагогическим работникам оздоровительного лагеря преодолеть «синдром эмоционального выгорания», устранить межличностные конфликты. Психолог ведёт аутотренинги, групповое и индивидуальное консультирование по тематическим программам. НО

В ЭЛЕКТРОННОЙ ВЕРСИИ ЖУРНАЛА

Молодёжный клуб как этап подготовки к смене в лагере, или Лагерная смена как часть клубной жизни

Елена Викторовна Лобынцева, руководитель молодёжного клуба «Гражданин мира», Москва

Сегодня вопрос межнациональных отношений является одним из самых актуальных. Современному молодому человеку приходится в сложных условиях самостоятельно формировать свою гражданскую позицию. Работа клуба «Гражданин мира» способствует расширению у подростков знаний о самих себе, окружающем мире, развитию коммуникативных способностей, даёт возможность для самоопределения, самореализации, формирования активной гражданской и жизненной позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.