Научная статья на тему 'Профильные смены в загородных оздоровительных лагерях'

Профильные смены в загородных оздоровительных лагерях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
453
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНЫЕ СМЕНЫ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНО АКТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ / PROFILE CHANGES / PERSONAL SOCIALIZATION / PATRIOTIC EDUCATION / SOCIAL AND ACTIVE PERSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Денисова Елена Николаевна, Астахова Елена Владимировна

Итоги детской оздоровительной кампании. Нормативная правовая база детского отдыха. Инновационные программы. Программы профильных смен. Фестиваль загородных оздоровительных лагерей. «Лагерь-мастер».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профильные смены в загородных оздоровительных лагерях»

ства, от его законов, правил, приличий. Поэтому задача педагогов, вожатых, руководителей лагерей — за короткое время организовать детский коллектив так, чтобы каждый ребёнок почувствовал внимание, чтобы раскрылся его талант.

За время, проведённое в лагере, в ребёнке раскрываются потенциалы его личности. Участие в интеллектуальных играх способствует накоплению знаний. Отрядные мероприятия, конкурсы, эстафеты позволяют раскрыть способность ребёнка выражать свои чувства, понимать и принимать чувства других. Лагерь раскрывает способность ребёнка оптимально адаптироваться к социальным условиям, постоянно повышать коммуникативный уровень, обретать чувство принадлежности к обществу В лагере, как ни в одном другом коллективе,

формируются новые социальные связи, устанавливаются особые отношения.

Чтобы сделать отдых детей качественным и безопасным, ярким и незабываемым, в Калужской области трудятся более семи тысяч специалистов — медицинские и педагогические работники, повара, бухгалтеры, менеджеры, строители, студенты.

В прошлом году организованным отдыхом и занятостью было охвачено 88 тысяч детей и подростков, что составляет 92% от количества детей в возрасте от 7 до 17 лет, проживающих на территории Калужской области. НО

Профильные смены в загородных оздоровительных лагерях

Елена Николаевна Денисова,

директор центра организации детского и семейного отдыха «Развитие»

Елена Владимировна Астахова,

директор Калужского санатория «Спутник»

жегодно свои программы профильных смен на конкурс представляют более семидесяти учреждений, занимающихся отдыхом и оздоровлением детей и подростков. Предлагаем вниманию читателей некоторые наиболее интересные и успешные программы профильных смен.

«Парад эпох»

Это историко-патриотическая программа, посвящённая Году российской истории и 90-летию пионерии. Организатор программы — Калужский областной комитет Российского союза молодёжи, в течение многих лет целенаправленно работающий над развитием лидерского

потенциала детей и подростков, созданием молодёжного кадрового резерва.

Среди целей и задач программы — развитие у подростков интереса к истории Отечества, создание условий для патриотического воспитания, развития личности и формирования активной гражданской позиции, для организации творческого общения и сотрудничества первичных детских организаций, развития детского движения в области как одного из основных институтов социализации личности.

По мнению авторов проекта, социализация подростка сегодня должна осуществляться путём становления потребности реализоваться в исходном для него социальном пространстве через систему прав и свобод, формирование гражданского самосознания, популяризацию российской государственности.

Программа реализуется по двум векторам:

I. Областной пионерский марафон, посвя-щённый празднованию 90-летия пионерии.

Каждое дело марафона проходит под девизом: «За Родину, добро и справедливость!».

Участники марафона — члены детских районных (городских, первичных) организаций Калужской области.

Пионерский марафон состоит из нескольких этапов:

Стартовый — создание районного организационного комитета по проведению марафона; семинар старших вожатых и педагогов — организаторов общеобразовательных учреждений с целью информирования о проведении марафона; составление списков первичных организаций — участниц основного этапа марафона; оформление и направление в адрес областного оргкомитета заявки об участии.

Основной этап заключается в проведении творческих конкурсов среди членов первичной детской организации по следующим направлениям:

• Шефское. Конкурс юных организаторов «Как вести за собой», в ходе которого ребята разрабатывают и реализуют творческие мини-проекты для школьников младшего возраста, включающие игры, театральные зарисовки (инсценировки), КТД, познавательные экскурсии.

• Исследовательское. Конкурс «Пионерский архив» — составление летописей пионерского движения на территории школы, района,

области. Ребятам предлагается провести исследовательскую работу, по результатам которой выпускается боевой листок или пишется заметка в школьную или районную газету.

• Творческое. «Юбилейный подарок» — конкурс прикладного творчества, посвя-щённый 90-летию пионерии:

«Сверим наши песни» — конкурс исполнителей детских и пионерских песен. «Мы вместе» — конкурс фото- и видеоматериалов с записью поздравительных обращений старших вожатых прошлых лет и рассказом об их пионерском прошлом.

«Пионерский галстук в истории моей семьи» — конкурс творческих работ: стихов, сочинений, юмористических рассказов, эссе.

• Тимуровское. Ребятам предлагается участие в акции помощи ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам погибших, узникам концлагерей, всем тем, кто нуждается в заботе, а также выполнение конкретных поручений организационного комитета по проведению основного этапа марафона.

Участник конкурсов получает определённое количество баллов — пионерские ма-рафончики (жетон с эмблемой районной, городской, первичной детской организации или эмблемой Союза пионерских, детских организаций Калужской области).

Районный этап включает в себя выставку, награждение лауреатов, победителей районного этапа пионерского марафона. На выставке могут быть представлены работы прикладного творчества, выполненные в ходе проведения конкурса «Юбилейный подарок»; фото-коллажи, демонстрирующие проведение коллективно-творческих дел с младшими школьниками в рамках проведения конкурса «Как вести за собой»; сборники лучших стихов, сочинений, докладов по итогам проведения конкурса «Пионерия вчера, сегодня, завтра»; видеоролики с записью

поздравительных обращений старших вожатых прошлых лет и рассказом об их пионерском прошлом как результат проведения конкурса «Мы вместе и т.д.

Областной этап — мероприятие с участием победителей районного этапа пионерского марафона.

Подведение итогов пионерского марафона. Победителям основного этапа пионерского марафона присваивается звание лауреата, они награждаются юбилейными дипломами и подарками.

II. Областной лагерный сбор актива школьников по программе «Парад эпох». Участники — старшеклассники общеобразовательных школ в возрасте от 14 до 16 лет.

Сбор проходит в три этапа:

• Командообразование — тренинг командных отношений, работа в команде: процедуры знакомства; основы командного взаимоотношения; правила игры; формирование общего видения; роли в команде; отработка коммуникативного взаимодействия в цепочке лидер — координатор — ведомые; отработка взаимодействия в позиционной команде.

• Обучение технологиям развития организации «Парад эпох». В игровой форме ребята знакомятся с основными вехами жизни России, событиями, определяющими её развитие, историей государственной символики:

• Киевская Русь;

• Московское государство;

• Окно в Европу;

• Дворцовые перевороты;

• Думская монархия. Революция;

• История пионерских организаций;

• XX век;

• Символика Российской Федерации.

Подведение итогов лагерного сбора — круглые столы, брифинги, награждение.

Важность такой формы работы заключается в том, что развивается творческое общение и сотрудничество первичных детских организаций, активизируется их деятельность, растёт число первичных детских организаций.

«Радуга талантов»

Специалисты Центра «Развитие» знают, каким большим педагогическим потенциалом обладает смена как особая форма образовательно-воспитательной работы. Умело и творчески организованный летний лагерь может не только обеспечить отдых и занятость детей, но и стать мощным стимулом для их дальнейшего интеллектуального, творческого и гражданского роста, социального становления.

Областная профильная оздоровительно-познавательная лагерная смена по программе «Форум развития творческого потенциала детей и подростков Калужской области «Радуга талантов» — один из способов не только улучшить качество летнего отдыха детей и подростков Калуги и Калужской области, но и решить вопросы развития личностных качеств воспитанников, раскрытия их творческого и интеллектуального потенциала.

По замыслу авторов первая половина дня посвящена мероприятиям интеллектуально-творческой направленности. Знакомство с различными видами творческой и досу-говой деятельности ведётся посредством практических занятий и мастер-классов в лаборатории творческого успеха, рассчитанных таким образом, что все участники лагерной смены могут попробовать себя в новых, не познанных ранее областях деятельности.

Программа включает в себя также и коллективные творческие дела, направленные на знакомство и приобретение навыков эффективной командной работы, начальную профессиональную ориентацию, гражданско-правовое просвещение подростков, знакомство с теорией и практикой местного самоуправления, пропаганду здорового образа жизни, физкультуры, спорта, туризма, освоение основных принципов и понятий толерантности, приобщение к практике волонтёр-ства и благотворительности. Эти мероприятия направлены на разностороннее

развитие и личностный рост собравшихся в лагере детей.

Структура лагерной смены предполагает деление её на дни, каждый из которых визуализируется одним из цветов радуги, обозначающим то или иное качество, на которое будет направлено основное внимание.

Семь цветов радуги — семь направлений работы детского коллектива. Радуга — символ жизни. Познавая её цвета, дети получают новый опыт, познают себя и окружающий мир, стремясь к гармонии и духовному росту, развивая и совершенствуя свои творческие возможности и таланты.

Таким образом формируется программа лагерной смены.

Красный цвет — символизирует командное взаимодействие и навыки работы в команде

День первый включает в себя тренинг знакомства участников (выяснение групповых ожиданий участников лагеря и их корректировка; формулирование правил работы в команде; психологические упражнения, направленные на индивидуальное знакомство участников команды) и торжественное открытие форума «Раскрась радугу» (команды презентуют себя, демонстрируют свои творческие возможности).

День второй — открытие мастерских и мастер-классов (знакомство с ведущими мастер-классов и мастерских, представление тем и направлений обучающе-творческой деятельности), «Дизайн-проект команды» (разработка единого стиля оформления своего места), Дискотека «Open air».

День третий — игра «Командный маршрут», состоящая из серии испытаний, которые нацелены на развитие умений командной работы, навыков групповой сплочённости и взаимопонимания. Испытания сочетают в себе элементы курса «Верёвочный тренинг» и туристической техники с элементами

спортивного ориентирования. Вечер песен у костра.

Фиолетовый цвет — интеллектуальные способности

День четвёртый — открытие чемпионата смены по волейболу и создание предприятия и участие в игре «Тендер — это серьёзно». Команда, выполнившая условия тендера и предоставившая продукт первая, получает баллы. В итоге побеждает компания, получившая больше баллов.

День пятый — создание настольных игр и «Ярмарки игр» (победители награждаются дипломами и призами).

День шестой — интеллект-марафон — спортивная эстафета с элементами интеллектуальных игр, турнира по игре «Брейн-ринг» и игры «Что? Где? Когда?».

Голубой цвет — креативность, мечтательность, фантазии

День седьмой — «День моей мечты», который проводится выигравшей командой на 17-й день смены, и ролевая игра «Город выборов» (с помощью советников проигрываются несколько историй, и участники команд должны единогласно принять правильное решение).

День восьмой — поездка в музей под открытым небом «Фестиваль ландшафтных объектов в деревне Николо-Ленивец.

День девятый — хобби-фестиваль (по-свящён нетрадиционным молодёжным видам творчества и спорта) и «Дискотека мечты».

День десятый — кинофестиваль «Мсти-хинский страус». Команды создают видеопродукт в жанре клипа, социальной рекламы, короткометражного документального или художественного фильма: написание сценария, создание раскадровки, подбор реквизита, съёмка и монтаж.

Синий цвет — физические способности, спортивные достижения

День одиннадцатый — спортивно-приключенческая игра «Большие гонки» (путешествие по 10 станциям), Олимпийские игры.

Зелёный цвет — творческий потенциал, участие в творческих мероприятиях смены

День двенадцатый — мастер-класс по различным сюжетам с помощью Театра теней и фестиваль «Звёздное небо июля».

День тринадцатый — мастер-класс от лучшей команды КВН г. Калуги и вечер КВН.

Жёлтый цвет — эмпатия, оптимизм, стремление помочь другому, позитивный настрой

День четырнадцатый — спортивная игра «Захват флага» и «Гостёвка» — умение ходить в гости и дарить подарки.

День пятнадцатый — тренинг толерантного поведения. В тренинг включены упражнения на развитие эмпатии, умения сочувствовать, наблюдательности. Круглый стол «Толерантность — XXI век».

День шестнадцатый — утро юмора, общелагерное мероприятие «Праздник праздников» (готовят и проводят команды) и вечер творческих пародий (конкурсы «Двойник», «Театр абсурда», «Дружеский шарж»).

Оранжевый цвет — работоспособность, активность в работе команды и жизни смены

День семнадцатый — «День моей мечты», дискотека.

День восемнадцатый — деловая игра «Профессиональный консалтинг», направленная на профессиональную ориентацию участников, и концерт-сюрприз.

День девятнадцатый — организационно-деятельностная игра «Мы большая дружная семья».

Разноцветный двадцатый день — закрытие работы творческих мастерских, заключительный гала-концерт.

«Лето — это маленькая жизнь...»

Активным участником оздоровительной кампании в регионе выступает государственное автономное учреждение здравоохранения Калужской области «Калужский санаторий «Спутник». Всесторонняя готовность санатория к плодотворной работе позволяет коллективу грамотно решать стоящие перед ним задачи, участвовать в проводимых конкурсах и фестивалях различного уровня.

Комплексная досугово-оздоровительная программа «Лето — это маленькая жизнь» представляет собой систематизированное и последовательное изложение теоретико-практических основ деятельности загородного детского оздоровительного лагеря «Спутник» и включает четыре краткосрочные профильные программы:

«Диалог эпох», посвящённый Году российской истории;

• «Здоровые дети — здоровая Россия» (спортивно-оздоровительная смена);

• «Время выбрало нас, а мы выбираем путь!» (социально-лидерская смена);

• «Солнечная фиеста» (досугово-оздо-ровительная смена).

Создание условий для творческого и физического развития, полноценной самореализации и саморазвития личности ребёнка и подростка в условиях временного детского коллектива, формирование социально-активной личности, расширение знаний об истории своей страны, области, воспитание чувства патриотизма — такие задачи поставили перед собой организаторы краткосрочной профильной программы «Диалог эпох», посвящённой Году российской истории.

Отличительная особенность программы — освоение нравственных, культурных, исторических ценностей в процессе сюжетно-роле-вой игры, которая вырабатывает активные поведенческие модели и позволяет осознать в доступной форме процесс развития современного общества. Главное, чтобы в лагере были прочно и надолго прописаны детские непосредственность и дружба, творчество и романтика, детские свободы и детские права, считают сотрудники «Спутника». Через творчество, дружбу, взаимодействие дети не только узнают свои права и свободы, но и учатся применять их на практике.

Основными задачами профильной краткосрочной программы «Здоровые дети — здоровая Россия» стали приобщение детей к спорту и туризму, организация активного отдыха, воспитание нравственных и волевых качеств.

Лауреат областного конкурса вариативных программ в номинации «Программы, реализуемые на базе загородных стационарных учреждений детского отдыха и оздоровления» профильная лагерная смена «Время выбрало нас, а мы выбираем путь» разработана с учётом всестороннего развития личности ребёнка. Это образовательное пространство в условиях детского оздоровительного лагеря, которое создаёт возможность получить знания и умения «лидерского минимума», это теоретические и практические занятия по ознакомлению и усвоению навыков и умений организаторской деятельности, интересные, увлекательные события смены, разнообразные формы организации досуга.

В ходе работы происходит освоение с учётом возрастных особенностей детей и подростков способов организации собственной жизнедеятельности команды; алгоритма организации и проведения коллективно-творческого дела; культуры поведения и отношений.

Каждый ребёнок в течение смены собирает дневник, где отмечает свои собственные достижения по итогам дня, этапа смены, учас-

тия в различных делах, планирует свою деятельность.

Суть программы «Солнечная фиеста» — создание условий для развития ребёнка как личности, раскрытие и поощрение его индивидуальности и ответственности перед собой и обществом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основная идея смены — путешествие по детской планете «Спутник». Задача для участников — добраться до главного мероприятия «Солнечная фиеста». Каждый отряд ежедневно получает маршрут, по которому должен следовать, выполняя все поручения и набирая определённое количество баллов. Жители отрядов с началом смены становятся путешественниками. Игра-путешествие открывает простор художественному творчеству ребят, фантазии, театрализации, давая им тем самым большую свободу в выборе форм досуга.

Улучшение психологического микроклимата в едином пространстве лагеря, получение умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой деятельности, самоуправления, социальной активности, укрепление здоровья школьников, личностный рост участников смены — главный итог пребывания ребят в лагере. Результатом творческого взаимодействия педагога и ребёнка в лагере должно стать формирование у ребёнка представления о возможностях организации собственного досуга и усвоение им знаний по организации различных форм культурно-досуговой деятельности, осознанного отношения к здоровому образу жизни.

Эта модель организации отдыха и оздоровления детей позволяет им стать участниками разного рода площадок для творческого развития, обогащает духовный мир и интеллект ребёнка, вхождение его в систему социальных контактов, удовлетворяет индивидуальные интересы в личностно-значимых сферах деятельности. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.