Научная статья на тему 'Психолого-педагогические рекомендации по решению проблем адаптации ребенка в условиях детского оздоровительного лагеря'

Психолого-педагогические рекомендации по решению проблем адаптации ребенка в условиях детского оздоровительного лагеря Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
704
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ / ПОВЕДЕНИЕ / BEHAVIOR / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITY / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL DISADAPTATION / RECREATION CAMP

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Брекина Оксана Васильевна

В статье раскрыты основные характеристики социально-психологической адаптации ребенка в условиях оздоровительного лагеря, рассмотрены варианты дезадаптированного поведения, возможные для коррекции, и предложены рекомендации для профилактики их появления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Брекина Оксана Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL RECOMMENDATIONS ABOUT THE SOLUTION OF PROBLEMS OF ADAPTATION OF THE CHILD IN THE CONDITIONS OF CHILDREN''S RECREATION CAMP

In article the main characteristics of social and psychological adaptation of the child in the conditions of recreation camp are opened, options of the disadapted behavior, possible for correction are considered, and references for prevention of their emergence are offered.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические рекомендации по решению проблем адаптации ребенка в условиях детского оздоровительного лагеря»

3. Григорьева-Голубева В.А. Особенности педагогического взаимодействия в свете аксиологического подхода к образованию // Вестник ленинградского Государственного университета им. А.С. Пушкина, 2015. -№3 (3). - С. 100-109.

4. Исмаилова А.Г. Проявление разных форм активности педагога в стиле общения // Вестник пермского университета. Философия. Психология. Социология, 2010. - №3. - С. 59-64.

5. Кан-Калик В. А., Ковалев Г. А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования // Вопр. Психологии, 1985. - № 4. - С. 9-16.

6. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.

7. Пушкина О.В. Развитие фасилитационного стиля общения учителя в педагогическом взаимодействии // Мир науки, культуры, образования, 2011. -№ 5. - С. 172-174.

8. Трескова Т.Ю. Стиль педагогического общения как метаиндивидуальная характеристика учителя: Диплом. раб. Пермь: ПГПУ, 1998

9. Филимонова Н.Ю. Организация профессионально педагогического общения при формировании основ межкультурной коммуникации в условиях российского вуза: монография / Н. Ю. Филимонова, Е. С. Романюк; под ред. Н. Ю. Филимоновой: ВолгГТУ. - Волгоград, 2009. - 186 с.

10. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. / М.: Просвещение, 2007. - 256 с.

Психология

УДК 159.9.316.6

кандидат психологических наук Брекина Оксана Васильевна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

Аннотация. В статье раскрыты основные характеристики социально-психологической адаптации ребенка в условиях оздоровительного лагеря, рассмотрены варианты дезадаптированного поведения, возможные для коррекции, и предложены рекомендации для профилактики их появления.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, социально-психологическая дезадаптация, оздоровительный лагерь, поведение, деятельность.

Аилогагюи. In article the main characteristics of social and psychological adaptation of the child in the conditions of recreation camp are opened, options of the disadapted behavior, possible for correction are considered, and references for prevention of their emergence are offered.

Keywords: social and psychological adaptation, social and psychological disadaptation, recreation camp, behavior, activity.

Введение. В отечественной психолого-педагогической науке под социально-психологической адаптацией понимается вхождение человека в систему внутригрупповых отношений и приспособление к этим отношениям, выработку образцов мышления и поведения, отражающих систему ценностей и норм данной группы, приобретение, закрепление и развитие умений и навыков межличностного общения в данной группе. Включение человека в жизнь и деятельность групп и коллективов рассматривается через механизмы социально-психологической адаптации и интеграции [4].

Адаптация является не пассивным процессом приспособления человека к жизни, деятельности в новых условиях и в связи с этим к новому образу существования. Важную роль играют объективные и субъективные факторы, однако определяющее значение имеет активное взаимодействие личности с новой окружающей действительностью.

В условиях оздоровительного лагеря адаптацию характеризуют такие процессы как формирование у детей соответствующих представлений друг о друге, потребность занять определенную позицию в подростковом сообществе, обрести желаемый статус в группе сверстников. Чем старше становятся подростки, тем важнее для них занимать высокое статусное положение среди сверстников, быть в числе «звезд» и «принимаемых». Статусное положение ребенка в коллективе зачастую может играть решающую роль в процессе его социально-психологической адаптации.

На процесс адаптации ребенка в детском коллективе оказывают влияние и личностные особенности ребенка. К чертам характера, которые затрудняют ее благополучное протекание, психологи относят импульсивность, эгоцентризм, упрямство, сензитивность, инертность. Характеристики коммуникативной деятельности тоже оказывают влияние. Дети-интроверты тяжелее переживают протекание эмоционально неблагополучных ситуаций, чем экстраверты [3]. Кроме того, процесс жизнедеятельности в отряде определяется рядом других факторов. В период становления коллектива дети своими чувствами и поведением могут демонстрировать как радужные ожидания появления новых интересных отношений, так и опасения быть непринятыми; готовность к совместной деятельности, так и наоборот, нежелание что-либо делать; зависимость от существующих авторитетов и потребность найти свое место в группе.

Процесс адаптации облегчается своевременным определением основных норм общения и законов жизни отряда. Эти правила должны регламентировать условия жизнедеятельности детей в группе, ставить их в равные, одинаковые условия по отношению друг к другу, что позволит им легче взаимодействовать и почувствовать личную и коллективную ответственность, проще установить дружеские связи. Очень важно организовать активное и положительное взаимодействие детей между собой. Чем больше дети узнают друг о друге в течение первых дней лагерной смены, тем легче и интенсивнее будет идти процесс адаптации [2]. В качестве основных показателей социально-психологической адаптации детей и подростков могут выступать:

• уровень оценки подростком новых товарищей, новых взрослых;

• уровень оценки отношений к нему со стороны группы;

• степень интенсивности общения с другими детьми;

• уровень удовлетворенности характером отношений и своим местом в системе отношений.

Взрослым необходимо знать основные показатели социально-психологической адаптации и уметь заранее предвидеть появление проблем, чтобы своевременно и эффективно отреагировать на них и избежать возможных вариантов дезадаптированного поведения.

Изложение основного материала статьи. Социально - психологическая дезадаптация определяется как любые затруднения, нарушения, отклонения, возникающие у ребёнка под влиянием внешних воздействий или спровоцированные неуспешной деятельностью [1]. На наш взгляд, основной причиной, определяющей появление социально-психологической дезадаптации, является рассогласование самооценок и притязаний ребенка с возможностями и с реальностью социальной среды. Дезадаптация формируется в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребёнка в ситуации пребывания в каком-либо социуме и выполнения им определенных видов деятельности, в первую очередь, общения. Следует помнить, что наиболее уязвимым для появления различных форм дезадаптации является организационный период смены.

Если развитие группы не будет отвечать внутренним ожиданиям человека, он будет испытывать разочарование, которое выражается недовольством действующими авторитетами, несогласием с целями, задачами и планами действий группы; несоответствием надежд и реальности. На этом фоне могут возникнуть предпосылки к появлению отклоняющегося поведения, коррекция некоторых видов которого возможна в условиях лагеря. К таким относятся тревожное, агрессивное, гиперактивное и самоустраняющееся поведение. Рассмотрим эти варианты, а также способы их коррекции подробнее.

Тревожный ребенок. Когда ребенок испытывает тревожность по отношению к сверстникам, он может вести себя демонстративно: обращает на себя внимание, в разговоре все время выскакивает вперед, согласен с ролью шута, «козла отпущения». Любит прихвастнуть, может передразнивать взрослых в их отсутствие, в его поведении прослеживается потребность обратить на себя внимание, он может рисковать без надобности. С таким ребенком нужно обязательно побеседовать, выяснить причину возникновения такого поведения. Надо помнить, что «козел отпущения» является формой защитного поведения и его следует игнорировать, а по возможности, купировать. Можно также попросить кого-нибудь из ребят, имеющих высокое статусное положение в отряде, или взрослых ребят из старших отрядов поговорить с этим ребенком, но все необходимо сделать однократно, повторно к одному и тому же методу воздействия не возвращаясь.

Тревожность по отношению ко взрослым проявляется в поиске постоянного внимания со стороны взрослых, потребности общения с ними, навязчивости, «прилипчивости». Такой ребенок хочет, чтобы им интересовались, демонстрировали свою симпатию. Пытается любыми способами привлечь к себе внимание других людей, сделать так, чтобы они были рядом, заметили, похвалили. Такой ребенок не может долго оставаться в одиночестве, ищет себе компанию. Если его усилия не приводят к успеху, может закатить истерику или демонстративно удалиться из ситуации общения. Ощущение безопасности, в котором этот ребенок постоянно нуждается, взрослый может выразить в телесной форме. Можно погладить ребенка, подержать его за руку. Именно такие проявления оптимизируют его психоэмоциональное состояние. Очень хорошим способом успокоить ребенка, отвлечь его от переживаний, является арттерапия во всех проявлениях: рисовании, бисероплетении, валянии шерсти и т.п. Замечательным терапевтом для тревожных детей выступает возможность публичных выступлений, поэтому если в лагере есть подобные кружки или театральная студия, такому ребенку можно рекомендовать их посещать.

Враждебный и агрессивный ребенок - грубит, задирается, дерется. Не слушается, не соблюдает режим, может вести себя разрушительно, жестоко, антисоциально. Дети и подростки, склонные к агрессивному поведению, могут иметь недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, низкий уровень саморегуляции и нарушения в отношениях со сверстниками. Однако, на наш взгляд, основной причиной возникновения агрессивного поведения является низкое самоуважение, сниженная самооценка ребенка. Негативная оценка личностных качеств, излишне высокая критичность к результатам детской деятельности, постоянное предъявление «условий любви» со стороны взрослых могут вызвать у ребенка устойчивое агрессивное поведение как защитную реакцию и со временем стать чертой личности. Такому ребенку нужно как можно чаще создавать ситуацию успеха, по возможности, хвалить, всеми способами повышать самооценку. Однако часто проявление агрессии индивидуально и может быть связано с конкретной ситуацией, например, дракой. Если взрослому приходиться иметь с ней дело, как с крайней формой проявления агрессивного поведения, нужно вмешиваться в драку немедленно. Первое, что должен сделать взрослый - оценить ситуацию. При наличии физической угрозы необходимо принять меры, чтобы защитить жизнь и здоровье человека; если это невозможно - звать на помощь. Если взрослый в состоянии остановить драку физически, это необходимо сделать. В буквальном смысле слова «влезть» в клубок дерущихся, схватить нападающего за руки и твердо, но не враждебно прижать их к телу, сопровождая свое действие словами: «прекрати и успокойся!», «перестань, возьми себя в руки!» и вывести ребенка из потасовки. Если взрослый считает необходимым разобраться с причинами возникновения драки или наказать нарушителей дисциплины, то лучше это сделать после того, как конфликтующие стороны успокоятся. Важно разбираться наедине с каждым по отдельности, чтобы не спровоцировать новую волну агрессии. Если агрессивное поведение является поведенческим стереотипом, то нужно такое поведение игнорировать, не фиксировать на нем своего внимания и внимания окружающих людей. Можно включить агрессивное действие в контекст полезной деятельности и придать ему новый, социально приемлемый, эмоционально наполненный смысл, повышающий самооценку ребенка. Этим обеспечивается возможность разрядки негативных тенденций без ущерба для отношений с окружающими. Также необходимо переключать внимание, позитивно обозначать негативное поведение («Ты злишься, потому что ты устал»), выражать понимание чувств воспитанника. Можно установить запрет на любые агрессивные действия в отряде на протяжении всей смены [2].

И очень важно самому взрослому контролировать собственные негативные эмоции, чтобы не подкреплять агрессивное поведение детей, демонстрировать положительный пример в обращении со встречной агрессией и сохранять партнерские отношения, необходимые для дальнейшего сотрудничества.

Гиперактивный ребенок - шумный, подвижный, легковозбудимый и невнимательный. Склонен к кратковременным и легким усилиям, не способен к работе, требующей сосредоточенности, часто не владеет собой, беспокоен и неусидчив. Крайне важным для такого ребенка является предоставление ему физического пространства, недостаток которого у этих детей может спровоцировать их на конфликты с рядом находящимися детьми. Чтобы этого не произошло, следует периодически менять формы деятельности ребенка, делать разминки, переключаться. Стоит помнить, что лучшим способом успокоить такого ребенка

является подвижная деятельность: бег, плавание, ходьба. Задача взрослого - организовать ее так, чтобы она носила системный, упорядоченный характер. Следует беречь такого ребенка от перегрузок, давая возможность отдохнуть и отвлечься. Можно организовать внутриотрядное соревнование по плаванию и попросить такого ребенка обязательно выступить. Замечательно, если есть общелагерные соревнования по плаванию, тогда его следует выставить в команду от отряда и попросить тренироваться каждый день. Если он не умеет плавать, предложить ему записаться в плавательную секцию. Гиперактивность «лечится» спортом, и плавание наиболее подходящий вид спорта для решения этой проблемы.

Ребенок избегает контактов, самоустраняется - ведет себя недружелюбно и замкнуто, избегает разговоров, стремится изолироваться от коллектива. Не принимает со стороны окружающих никакой инициативы, когда с ним хотят установить более тесные контакты. Любой ценой стремится сохранить дистанцию с окружающими, не пускает чужих людей в свой внутренний мир. Неосознанно стремится к тому, чтобы на него обращали внимание, опасается, что окружающие проигнорируют его. Имеет низкую или неадекватную самооценку. Его кажущаяся самодостаточность является защитной формой поведения в сосуществовании с людьми. Помочь такому ребенку адаптироваться довольно трудно, но можно. Следует вызвать его на индивидуальный разговор, выявить интересы и потребности, поинтересоваться, чем бы ему хотелось заниматься. Если в лагере есть кружок или секция, соответствующая его потребностям и интересам, следует направить ребенка туда, возможно, вначале сходить вместе с ним. Обязательно хвалить ребенка, найти возможность выразить ему при всех свою благодарность и отметить его достоинства. Если причиной избегания контактов являются такие негативные чувства, как зависть к более контактным, открытым сверстникам, можно провести игру с элементами коммуникативного тренинга, целью которого будет не просто поиграть в какие-то игры, а через игру научить ребенка элементарным навыкам конструктивной коммуникации, ввести упражнения на рефлексию, телесный контакт и другие способы взаимодействия.

Выводы. Лучшей профилактикой появления дезадаптации являются организация социально-значимой деятельности детей и подростков в отряде и лагере, включение их в систему социальных отношений, оказание помощи в выборе занятия по интересам и доброжелательная ненасильственная атмосфера. Необходимо заранее предвидеть возникновение возможных проблем, чтобы своевременно и эффективно отреагировать на них.

Чтобы процесс вхождения детей в новые условия жизни прошел плавно и безболезненно, взрослым необходимо: 1). организовать процесс знакомства так, чтобы дети запомнили друг друга по именам в первые три дня; 2). ознакомить детей с правилами проживания и жизнедеятельности в лагере; 3). выявить потребности, интересы, навыки и умения каждого, чтобы дать возможность детям проявить себя и самоутвердиться.

Следует помнить, что доминирующая потребность ребенка в это время - возможность реализовать себя в коллективе.

Задача взрослого, воспитателя - организовать деятельность таким образом, чтобы она несла в себе элементы новизны и неожиданности. Главным условием, формирующим у ребенка потребность «быть хорошим», является ситуация успеха, которую для ребенка создает взрослый. Составляющими ситуации успеха являются полное и абсолютное принятие любого ребенка, ненасилие над его личностью, похвала ребенка «не за что, а просто так», поддержка и одобрение его положительного поведения, навыков общения и конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.

Если развитие группы происходит согласно ожиданиям, то возникающие противоречия разрешаются, сглаживается разница между ожиданиями и действительностью, в отношениях достигаются гармония и согласие, доверие и уважение. Появляется уверенность в собственной компетентности в общении. Человек начинает получать удовольствие от участия в совместной деятельности группы, возникает ощущение силы и единства команды. Появляется общий настрой на успех. Деятельность осуществляется с высокой отдачей, эффектом, результативностью [5].

В коллективе нет одного ярко выраженного лидера, роль лидера переходит от одного участника группы к другому в зависимости от возникающей потребности [9]. Чем более выражены лидерские качества у группы в целом, тем большее число лидеров находятся в ней. Представляется целесообразным в условиях функционирования и жизнедеятельности лагерного отряда распределять основные лидерские функции между несколькими детьми с учетом их интересов, способностей и потребностей, а также предлагать как можно большее количество разнообразных ситуаций, которые дают возможность разным детям проявлять свои лидерские свойства. При конструктивном завершении совместно начатого дела возникает признательность к участникам группы, чувство близости с ними, гордость за полученные результаты и достижения.

И, наконец, следует помнить о роли личности взрослого в жизни ребенка даже в условиях лагерной смены. Взрослый, взаимодействуя с ребенком, должен стремиться как можно лучше понять его, осмыслить его особенности, во взаимодействии с ним опираться на его достоинства, ценности, мечты, потребности, развивать самые малые ростки успеха. Для этого необходимы увлеченность человека своей работой, высокий профессионализм, способность к эмпатии и рефлексии и умение создавать среду возможной успешности, в которой каждый ребенок сможет испытать вкус победы.

Литература:

1. Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. - М., 2000.

2. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе. - М., 1999.

3. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. - М., 2006.

4. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. Минск, 1984.

5. Методика планирования работы. Памятка для воспитателей (вожатых) оздоровительных лагерей. -М., 2004.

6. Можейко О.В., Юрова О.А., Иванченко И.В. Школа вожатого и воспитателя. Материал для занятий с отрядными педагогами. - Волгоград, 2007.

7. Методика планирования работы. Памятка для воспитателей (вожатых) оздоровительных лагерей. -М., 2004.

8. Организация летне-оздоровительного отдыха/составитель Заводова Т.Е. - М., 2006.

9. Хочу быть лидером! - Нижний Новгород, 2003.

Психология

УДК 159.922.4(045)

кандидат психологических наук, доцент Вдовина Наталья Александровна

Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева (г. Саранск); магистрант кафедры психологии Годяева Валентина Николаевна

Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева (г. Саранск)

ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И ГОТОВНОСТИ К МЕЖНАЦИОНАЛЬНОМУ ТОЛЕРАНТНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ

Анотация. В статье рассматривается феномен толерантности, рассматривается его понимание различными исследователями; подчеркивается важность развития толерантности старшеклассников; приводятся данные опытно-экспериментального исследования толерантности старшеклассников, и приводятся пути решения обозначенной проблемы.

Ключевые слова: толерантность, интолерантность, проявление толерантности, сензитивный период, старший школьный возраст, исследование, развитие толерантной личности, психологический тренинг.

Аииогагюи. The article examines the phenomenon of tolerance, considers its understanding of different researchers; emphasizes the importance of developing the tolerance of high school students; the data of experimental and experimental research of tolerance of senior pupils are given, and ways of the decision of the designated problems are resulted.

Keywords: tolerance, intolerance, manifestation of tolerance, sensitive period, advanced school age, research, development of the tolerant personality, psychological training.

Введение. Процессы интеграции и глобализации, которые происходят сегодня, приводят к тому, что идет активное соприкосновение различных культур и точек зрения. Россия, как страна, в которой живут представители разных народов, берет на себя обязанности по воспитанию личности, уважающей чужое мнение, взгляды на жизнь, ценности других людей и способных к диалогу и взаимопониманию с представителями разных этносов.

В настоящее время уже сложились различные подходы к определению психологической готовности к межнациональному толерантному взаимодействию, которые в свою очередь зависят от специфики дисциплины и теоретических постулатов, в границах которых рассматривается это понятие.

Для нас наибольший интерес представляют группа старшеклассников, как одной из самых гибких и открытых к межнациональному толерантному взаимодействию. В этом возрасте они ищут себя, свои жизненные ориентиры, социальные нормы и ценности, которые, будучи взрослым человеком, помогут им реализоваться в жизни. Нам важно донести до них, что каждый человек должен быть толерантен к другому не зависимо от цвета кожи и его происхождения.

Формулировка цели статьи: рассмотреть толерантность как социально-психологический феномен; охарактеризовать особенности толерантности старшего школьного возраста и его готовности к межнациональному толерантному взаимодействию; разработать тренинг развития толерантности старшеклассников психологической готовности к межнациональному толерантному взаимодействию.

Изложение основного материала статьи. «Толерантность» - терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является значительным признаком уверенности в себе и осознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции».

В XXI веке толерантность стала больше развиваться и становиться нравственной основой всемирного общества, которое с каждым разом стремится достичь согласия в коммуникативной области, не применяя насильственных методов.

Философ О. Д. Агапов пишет: «Взгляд о толерантности в древности в главную очередность значит претерпевание мучений» [1]. Выявляя корни происхождения толерантности, ученый говорил, что древние римляне, приходя к миру с соседними племенами, старались чаще соглашаться на условия местных властей. И с каждым разом они стали чувствовать свою силу, что благодаря им держится империя. И постепенно малые народы стали требовать уважать их происхождение и особенности, собственным верованиям: «Фактически, они хотят от прошлых господ толерантности, требуют её взамен службы на продолжение дела империи» [1].

Толерантность в настоящее время находится на периоде развития российского поликультурного общества и является неотъемлемым элементом линии развития формирования дружеских межэтнических взаимоотношений.

Понятие «толерантность» с каждым годом все больше стало врезаться и использоваться в отношении решения общественно-политических трудностей, религиозных и этических конфликтов. Также это понятие за последнее десятилетие очень прочно вошло в научную литературу и было издано множество произведений касаемо этой проблемы [2].

В. В. Шалина отмечала: «Всепроникающий характер принципов толерантности и диалога свидетельствует о том, что без усиления их влияния под угрозой находится выполнение главного на сегодня принципа - принципа выживаемости» [8].

Рассматривая толерантность А. Г. Асмолов, Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, определяли ее как принятие другого, выражение сочувствия и проявление сострадания к другому [7].

На различных языках, связанные с историческими исследованиями народов мира, содержание понятия «толерантность» содержит разнообразные смысловые разновидности:

1) на англоязычном термин толерантность - это стремление и умение без каких-либо возражений принять индивида или предмет;

2) на французском - признание независимости другого его образа мышления, действий, духовных и политических убеждений;

3) на китайском - быть толерантной личностью следовательно разрешать, позволять, проявлять нравственность по отношению к другим;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.