Научная статья на тему 'Детское лагерное движение России'

Детское лагерное движение России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
413
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ / ПОТЕНЦИАЛ ДЕТСКОГО ОТДЫХА / КРИЗИС СИСТЕМЫ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / ПРОДУКТИВНЫЕ ПОДХОДЫ / КАДРЫ / POTENTIAL OF CHILDREN'S RECREATION / SPACE FOR RECOVERY / CRISIS OF SYSTEM / INTERNATIONAL EXPERIENCE / EFFICIENT APPROACHES / STUFF

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джеус Александр Васильевич

Летний лагерь как форма организации свободного времени детей. Пространство оздоровления и развития художественного, технического, социального творчества. Разнообразие учреждений детского отдыха. Противоречия. Зарубежный опыт. Положительные тенденции. Кадровая проблема.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Детское лагерное движение России»

ДЕТ СКОЕ ЛАГЕРНОЕ ДВИЖЕНИЕ РОССИИ

Александр Васильевич Джеус,

генеральный директор Всероссийского детского центра «Орлёнок», кандидат психологических наук

Летний лагерь — не только форма организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, но и пространство для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества. Возникло несколько типов и видов учреждений, решающих эту проблему. Многие из них появились сравнительно недавно, и их деятельность регламентируется заказчиками, такими, как творческие союзы, ассоциации, общества, организации.

• пространство для оздоровления • потенциал детского отдыха

• кризис системы • зарубежный опыт • продуктивные подходы • кадры

Разнообразие учреждений детского отдыха

К ним относятся: международные и всероссийские детские центры; социально-педагогические оздоровительные детские центры и комплексы многопрофильного характера; лагеря детских и юношеских организаций; профильные лагеря; лагеря актива пионерских и других детских организаций; летние базы внешкольных учреждений; малые академии; летние школы; компьютерные лагеря; детские и юношеские туристические лагеря; лагеря юных талантов; лагеря «на воде», «на колёсах»; детские круизы; лагеря-экспедиции; семейные дома отдыха; оздоровительные площадки; разновозрастные отряды; лагеря ученических производственных бригад; летние полевые станы; летние базы школьных лесничеств. Становление новой системы организации школьных каникул предполагает

гибкую, обновляющуюся структуру поддержки изменений, которые происходят в деятельности детских лагерей и центров, региональных общественных объединений организаторов лагерного движения.

Детский оздоровительный лагерь имеет специфику, дающую ему определённые преимущества перед другими формами работы. Обстановка здесь сильно отличается от привычных условий. Это выражается в совместном проживании детей. «Познание способа совместного проживания в группе сверстников обладает свойством обучения детей в коллективе, которое редко где можно найти»1. Именно здесь ребята тесно взаимодействуют со своими взрослыми наставниками, между ними быстрее возникает «зона доверия». Дети приобщаются к здоровому и безопасному образу жизни — в естественных условиях социальной и природной среды, активно общаются с природой. Отдых, развлечения

1 Болл А., Болл Б. Основы лагерного менеджмента. СПб., 1994.

и всевозможные хобби детей дают им возможность восстановить свои физические и душевные силы, заняться интересным делом2. Всё это помогает развить новые навыки, раскрыть потенциал своей личности.

Интеграция детского лагерного движения России в мировое сообщество привела к появлению альтернативных форм организации летнего отдыха: лагерей приключений, лагерей с экстремальными видами спорта, лагерей на 30—40 детей для общения с природой, лагерей религиозных конфессий, фольклорных лагерей.

Значительный потенциал летнего отдыха составляют лагеря, направленно работающие на санаторно-курортное лечение и оздоровление детей в системе здоровьесберегающих, корректирующих технологий, лагеря психологической реабилитации и коррекции, то есть детские учреждения, помогающие восстанавливать и укреплять физическое и психологическое здоровье детей.

Появились детские лагеря крупнейших детских и молодёжных организаций для привлечения подростков и молодёжи в члены организаций. В таких лагерях отрабатываются технологии лидерской направленности, формируется сквозное лидерское звено для выращивания будущих руководителей и политиков. В этом же направлении развиваются профилированные детские лагеря: юных инспекторов движения, учащихся кадетских школ, юных спасателей. Это способствует гражданскому воспитанию, формированию ценностей служения Отечеству.

Укрепляется фестивальное детское движение, позволяющее каждому, кто добился определённых успехов в каком-то из видов деятельности, продемонстрировать себя и заявить о себе как об одарённом человеке. Это позитивный процесс, требующий поддержки как со стороны государства, так и со стороны передовой интеллигенции, деятелей культуры, искусства, бизнеса, так как именно здесь создаётся перспектива развития отече-

2 Сысоева М.Е. Основы вожатского мастерства/ М.Е. Сысоева, С.С. Хансова. М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. С. 5-6.

ственной культуры. Однако в этом направлении меньше всего педагогического опыта. Одарённый ребёнок требует индивидуального подхода и практически не приемлет коллективных форм воспитания.

Велико разнообразие лагерей как по имущественной принадлежности, юридическому статусу, организационной структуре, так и по содержанию деятельности, обеспечивающей каждому право выбора собственной стратегии дополнительного образования. Множество видов деятельности, возможность их свободного выбора и индивидуальная программа в сочетании с чётким определением количества обязательных занятий и распорядка их посещения создают удачную комбинацию индивидуального и коллективного подхода в организации образовательно-воспитательного процесса.

При правильно организованной деятельности детский оздоровительный лагерь располагает благоприятной атмосферой для самопознания и самовоспитания. В условиях лагеря могут быть организованы все ведущие виды деятельности (коммуникативная, спортивная, трудовая, познавательная, эстетическая, художественно-творческая, образовательная и т.п.). Взаимодействие детей здесь носит нетрадиционный характер по содержанию и форме включения их в те или иные сферы деятельности, что способствует проявлению инициативы и личной активности.

Создаётся обстановка, при которой каждый ребёнок ощущает сопричастность к решению задач, стоящих перед коллективом. Развитие самоуправления помогает почувствовать всю сложность социальных отношений, способствует формированию социальной активности, развитию лидерства.

Создание условий для развития самоуправления предполагает включение

ребят в сложные взаимоотношения, складывающиеся в коллективе. Участвуя в решении проблем отряда, лагеря, дети вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От их отношения к совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.

Характер развития и степень оздоровления детей в значительной мере зависят от уровня профессионализма и специальной компетентности взрослых, которые организуют жизнедеятельность ребёнка в лагере в течение всей смены и каждого дня.

Противоречия

Ведущее социальное противоречие в организации летнего отдыха — противоречие между требованиями общества к формированию личности нового типа и отсутствием педагогического целеполагания в существующей системе организации летнего отдыха детей. С одной стороны, очевидна социально-экономическая детерминация реформирования, с другой, — государство не может обеспечить условия для использования каникулярного времени в интересах развития каждого ребёнка. Воздействие целого ряда факторов углубляет кризисное состояние системы организации летнего отдыха детей. Наиболее важные из них следующие: мировоззренческие (ценностные), историко-культурные, социально-экономические, эколого-демографические.

Зарубежный опыт

В поисках эффективных средств и форм социального воспитания трудно найти ответы, опираясь только на собственный и отечественный опыт. Важно знать и зарубежный опыт.

Личностно-ориентированный подход к организации деятельности временных детских

объединений реализуется во временных внешкольных объединениях, лагерях и загородных центрах Европы, Азии и Америки. Имея возможность обмена информацией с коллегами других стран, мы выявили, что организация многочисленных летних деревень «Юность и здоровье» (Королевство Бельгия) воспитательными задачами считает распространение здорового образа жизни среди молодёжи, развитие социальной взаимопомощи. Ведущими организационными формами являются лагеря отдыха и оздоровления, городские игровые площадки, аниматорские (вожатские) семинары. Всё это позволяет участникам приобрести опыт социального взаимодействия как в постоянных, так и во временных группах, умение устанавливать контакты с различными людьми в изменяющихся условиях.

Широкое распространение в современной Европе получили лагеря неформального лидерского образования, коммуни-кативно-тренингового характера. Всё больший интерес вызывают летние лагеря спортивно-досуговой деятельности, в работе которых сочетаются формы спортивно-тренировочных сборов по наиболее привлекательным видам спорта и хорошо организованный досуг, расширяющий кругозор участников лагеря.

Традиционными формами встреч детей США в летнее время выступают международные детские летние деревни. Их основные задачи: пропаганда равенства всех людей независимо от национальности, религиозных взглядов, социального положения; ознакомление с культурными ценностями других народов; развитие сотворчества со всеми организациями, разделяющими эти цели. Ведущие организационные формы: летние деревни, привлечение вожатых разных стран, трёхнедельные семинары для подростков 16-18 лет.

Организация жизнедеятельности детей посредством этих форм обусловливает

социальные качества и обеспечивает социально-психологическую защиту при организации жизнедеятельности временных детских объединений, обучает принятию самостоятельных решений. К примеру, программы Союза польских харцеров в период летних каникул решают следующие основные задачи: охрана окружающей среды, развитие детского творчества, оздоровление нации. Ведущие организационные формы: лесные летние лагеря, научно-технические слёты, детские экспедиции, семинары наставников.

Положительные тенденции

В условиях лета проявляются продуктивные подходы к социальному воспитанию:

1. Создание доброжелательной атмосферы, способствующей ориентации ребёнка на положительные действия и поступки.

2. Создание условий для самоопределения каждого ребёнка путём выявления его интересов и способностей, помощь в выборе путей самопознания.

3. Обеспечение гарантий социальной защищённости, построение гуманных отношений в коллективе; создание условий свободного развития, раскованности в своих действиях.

4. Организация социально значимой деятельности, включение ребёнка в различные сферы деятельности, создание условий для поиска социально значимых дел.

5. Развитие ценностных ориентаций, превращение обобщённого социального опыта во внутреннюю силу, мотив, побуждающий ребёнка к социально ценной деятельности3.

6. Привлечение детей к совместному социальному творчеству, поддержка и стимулирование социально значимых инициатив ребёнка.

7. Участие подростков в реальном управлении своей жизнедеятельностью, создание

3 Битинас Б.П. Введение в философию воспитания / Б.П. Битинас. М.: Фонд духовного и нравственного образования, 2000.

органов самоуправления, делегирование детям ответственности за принимаемые решения.

8. Подростковая и юношеская сензи-тивность к социальным феноменам; готовность к изменениям, потребность в телесных и духовных достижениях как характеристике подросткового и юношеского возраста; психологические и социальные тенденции взросления в разных сферах жизнедеятельности; потребность в признании, характерная для личности на всех возрастных этапах.

Социальное воспитание в детских лагерях при педагогически и психологически правильно выверенной их организации может быть весьма эффективным в силу открытости, демократичности, добровольности отношений. Именно кратковременные объединения детских лагерей в силу специфики их условий дают возможность повысить сенситивность к социализации подростков — приблизить естественное превращение в социально зрелую часть общества.

Наибольший педагогический потенциал детского лагеря — в его имитационном характере жизнедеятельности, при котором резко возрастает его социализирующая функция. Речь едёт о том, что в условиях временного детского объединения происходит практическое замещение мезо- и микрофак-торов4 социализации культуросообраз-ными факторами влияния самой педагогической системы на развитие личности подростка. Ему даётся возможность испытать себя вновь, в абсолютно новых условиях жизни. В этом случае именно педагогическое содержание определяет наполненность жизне-творчества подростка в условиях временного детского объединения.

4 Мудрик А.В. Психология и воспитание: Учебно-методическое пособие. М.: МПСИ, 2006.

Кадровая проблема

Она стала актуальной в последние годы, в условиях снижения государственной поддержки каникулярного отдыха детей. Происходят изменения и в подготовке студентов педагогических вузов страны, снижается доля педагогической практики по освоению технологий воспитательного процесса. Утрачивается традиция профессиональной подготовки вожатых и воспитателей для работы в детских лагерях страны. Решить проблему можно, только объединив усилия заинтересованных общественных организаций в создании общественно-государственной системы подготовки кадров. Причём необходимо искать такие стимулы для будущих специалистов, которые станут привлекательными для них в период формирования планов своего будущего карьерного роста. Подобный опыт есть, его надо анализировать, создавать экспериментальные площадки для воплощения в жизнь новых наработок и распространения по стране. Предпосылки к этому есть. На совещании

по летнему отдыху детей и подростков Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев отмечал: «Летний отдых — это не только отдых, но и особая среда для воспитания и дополнительного образования детей, развития их способностей. И для этого важно, чтобы те, кто работает в лагерях, а это административный персонал, тренеры, психологи, вожатые, были подготовленными людьми, пусть даже это молодые люди, которые способны сделать отдых интересным, а не просто «отбывали номер». Здесь основная, конечно, опора, основной расчёт на студенческие отряды, на студентов педагогических университетов. У нас их немало, но нужно, естественно, выбирать лучших. Важно также и то, чтобы работа по организации детского отдыха носила комплексный характер и находила отражение в региональных программах социально-экономического развития».

Надеемся, что детские лагеря России будут строить праздник Детства для миллионов российских и зарубежных школьников. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.