Научная статья на тему 'Подготовка студентов факультета физической культуры и спортивного мастерства к работе в детских оздоровительных лагерях'

Подготовка студентов факультета физической культуры и спортивного мастерства к работе в детских оздоровительных лагерях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детские оздоровительные лагеря и центры / подготовка вожатых и инструкторов по спорту / студенты факультета физической культуры и спортивного мастерства / структура подготовки. / children’s health camps and centers / training of counselors and sports instructors / students of the faculty of physical culture and sports skills / training structure.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голубева Олеся Александровна, Алонцев Владислав Васильевич, Алонцева Ольга Александровна

Авторы представляют в статье многолетний опыт реализации программы и успешного взаимодействия Магнитогорского технического университета с детскими оздоровительными учреждениями, что позволяет студентам успешно конкурировать, проходить практику и трудоустраиваться в детских лагерях и центрах, расположенных не только вблизи города Магнитогорска, но и на Черноморском побережье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голубева Олеся Александровна, Алонцев Владислав Васильевич, Алонцева Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preparation of students of the faculty of physical culture and sports skills to work in the children’s health camps

Today many institutions in Russia are engaged in organizing children’s leisure: centers of additional education, secondary schools, childr en’s health centers. The teaching staff ensur es the success of the activities of such institutions, that’s why their training requires close attention. More often, the students of pedagogical universities and colleges are invited to the positions of cormselors and instructors in sports for pedagogical practice. This is preceded by short courses, study­ ing of special disciplines provided for by the training curriculum. «Nosov Magnitogorsk State Technical University» implements a multi-level system of preparing students for summer work with children. The organization of recreation and rehabilitation of the younger generation is one of the relevant areas of the state social policy. The problem of training students requires close attention and careful study of the program of theoretical and practical courses. Only the team work of children’s health camps (centers) with the educational institutions will ensure the quality training of counselors and instructors in sports. Many years experience in implementing the program for preparing students for work in summer and the successful interaction of Magnitogorsk State Technical University with children’s health institutions allows students to compete successfully, to practice and find job in children’s camps and centers located not only near Magnitogorsk, but also on the Black Sea coast.

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов факультета физической культуры и спортивного мастерства к работе в детских оздоровительных лагерях»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ_

PEDAGOGICAL EXPERIENCE

УДК 796.011.3:378.147 001 10.24411/2500-0365-2020-15122

ББК 75.1:74.58

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА К РАБОТЕ В ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ

О. А. Голубева, В. В. Алонцев, О. А. Алонцева

Магнитогорсиий государственный технический университет, Магнитогорск, Россия

Авторы представляют в статье многолетний опыт реализации программы и успешного взаимодействия Магнитогорского технического университета с детскими оздоровительными учреждениями, что позволяет студентам успешно конкурировать, проходить практику и трудоустраиваться в детских лагерях н центрах, расположенных не только вблизи города Магнитогорска, но и на Черноморском побережье.

Ключевые слов я: детские оздоровительные лагеря и центры, подготовка вожатых и инструкторов по спорту, студенты факультета физической культуры и спортивного мастерства, структура подготовки.

Сегодня в России организацией отдыха детей занимаются многие учреждения: центры дополнительного образования, общеобразовательные школы, загородные оздоровительные центры и лагеря. Педагогические кадры обеспечивают успех деятельности таких учреждений, поэтому их подготовка требует пристального внимания. Чаще всего на должности вожатых и инструкторов по спорту приглашаются студенты вузов и колледжей для прохождения практики. Этому предшествуют краткосрочные курсы либо изучение специальных дисциплин, предусмотренных учебным планом подготовки. В ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г. И. Носова» реализуется многоуровневая система подготовки студентов для работы с детьми в летний период.

Организация отдыха и оздоровления подрастающего поколения является одним из актуальных направлений государственной социальной политики.

Проблема подготовки педагогических кадров требует тщательной проработки программы теоретического и практического курсов.

Только совместная деятельность детских оздоровительных лагерей (центров) с учебными заведениями позволит обеспечигь качественную подготовку вожатых и инструкторов по спорту.

Организация отдыха детей — это педагогическая система, которая предусматривает создание

комфортных условий дневного или круглосуточного пребывания детей, планирование воспитательной работы, организацию физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности с целью социализации, физического, умственного, творческого развития ребенка, а также укрепление и сохранение его здоровья. Сегодня существует много различных учреждений, занимающихся отдыхом детей. Это оздоровительные лагеря и центры городского и загородного типа, осуществляющие свою деятельность круглогодично или только в летний период. Государственными программами предусмотрено награждение талантливых детей страны, достигших в течение учебного года отличных результатов и успехов в учебной, спортивной, творческой деятельности, льготными и бесплатными путевками в такие учреждения.

Успешность деятельности детских оздоровительных лагерей и центров (ДОЛ, ДОЦ). реализация запланированных мероприятий зависит от квалификации и профессионализма работников. Чаше всего в летний период педагогический состав лагеря (центра) формируется из учителей, преподавателей образовательных учреждений и студентов педагогических направлений подготовки и специальностей.

В рамках многолетнего сотрудничества между учебными заведениями и оздоровительными

организациями реализуется программа совместной подготовки студентов к работе в ДОЛ. как например, это осуществляется в ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г. И. Носова». В течение многих лет студенты университета работают и проходят практику в должности вожатых, инструкторов по спорту в Частном учреждении дополнительного образования ПАО «ММК» «Детский оздоровительно-образовательный комплекс» (ДООК) «Горное ущелье» и «Уральские зори»; в детских загородных комплексах (ДЗК) «Абзаково», «Карагайский», расположенных недалеко от Магнитогорска: в лагерях дневного пребывания, организованных в общеобразовательных школах города; а также во Всероссийском детском центре (ВДЦ) «Орленок», Международном детском центре (МДЦ) «Артек» на Черноморском побережье. Предшествует этому многолетняя теоретическая, методическая и практическая подготовка (см. рисунок).

На факультете физической культуры и спортивного мастерства МГТУ предусмотрена подготовка бакалавров педагогического образования по профилю физическая культура. После окончания второго курса студенты в обязательном порядке проходят практику в ДОЛ (ДОЦ). В рамках теоретической подготовки обучающихся предусмотрено формирование необходимых знаний, компетенций по общекультурным и профильным дисциплинам.

В первый год обучения в вузе студентами факультета преимущественно осваиваются дисциплины. такие как история, педагогика, психология, философия, иностранный язык, правоведение, безопасность жизнедеятельности и другие. Помимо этих изучение некоторых дисциплин профиля на первом курсе уже позволяет обучающимся познать основы профессиональной деятельности. Обязательными требованиями дисциплин «Теория и методика гимнастики», «Теория и методика легкой атлетики», «Теория и методика подвижных игр» являются планирование и проведение занягий. направленных на обучение и закрепление технических элементов. Полученные знания позволяют на последующих курсах успешно освоигь теоретические и методические основы по другим вида спорта {спортивные игры, единоборства, плавание, лыжный спорт), изучить особенности физического воспитания среди детей дошкольного и школьного возраста в рамках дисциплин «Методика проведения занятий со школьниками», «Методика проведения занятий с дошкольниками», «Методика обучения физической культуре» [4].

Такая теоретическая подготовка позволяет получить необходимые знания, умения и навыки для успешного прохождения практики в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных школах, что предоставляет возможность

/-\

1. Теоретический (учебные занятия, согласно учеоному плану)

б. Круглый стол по итогам работы в ДОЛ

2, Учебные практики, согласно учебному шику

Система подготовки студентов МГТУ перед прохождением практики в ДОЛ (ДОЦ)

Подготовка студентов факультета физической культуры и спортивного мастерства.

приобрести опыт работы с детьми разного возраста, сформировать компетенции, адаптироваться к будущей профессиональной деятельности [3].

Помимо этих практик учебным планом направления подготовки бакалавров «Педагогическое образование» по профилю «физическая культура» предусмотрена учебная практика «Инструктивный лагерь». Это представляет собой концентрированные занятия в течение двух недель в начале семестра, в процессе которых обучающиеся выполняют различные задания, направленные на развитие творческих и коммуникативных способностей. выявление лидерских качеств, формирование умений работать в коллективе, команде. Программой инструктивного лагеря предусмотрено обучение студенюв основам планирования и проведения физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий в условиях ДОЛ. подготовке необходимой сопровождающей этот процесс документации (составление план-сетки мероприятий, положений соревнований, сценариев физкультурно-оздоровительных и спортивных праздников и т. п.) [1; 2]. По окончании такой практики студенты сдают квалификационный экзамен и получают удостоверение, дающее право работать с детьми в должности вожатого и спортивного инструктора.

Обязательным этапом непрерывной подготовки студентов является участие в выездных занятиях, которые организованы руководством ДОЛ и ДОЦ. Такие мероприятия проводятся в выходные дни. чтобы не прерывать учебный процесс, и предусматривают знакомство с территорией лагеря, руководством, педагогическим составом, а также с требованиями и спецификой организации до-суговой деятельности в летний период.

Перед прохождением практики в ВДЦ «Орленок». размещенным на побережье Черного моря, студенты в обязательном порядке должны пройти онлайн-собеседования с руководством и тестирование на определение психологической устойчивости. выявление умений работать в коллективе, взаимодействовать с детьми.

После получения положительных результатов этих процедур обучающихся приглашают работать (проходить практику) в ВДЦ «Орленок». Непосредственно на территории детского лагеря будущие практиканты обучаются в «Школе инструкторов по спорту». Этот специальный курс является узконаправленным и предшествует основному периоду прохождения практики. В рамках «Школы» осуществляется дополнительная общеобразовательная программа физ-

культурно-оздоровительной и спортивно -масс о-вой работы, состоящая из двух частей: базовой и вариативной.

Базовая часть включает основные направления физического воспитания, предусмотренные федеральным государственным стандартом общего образования, и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей обучающегося.

Вариативная часть обусловлена необходимостью учёта следующих факторов:

* индивидуальных пожеланий и способностей подростков;

* особенностей программы детского лагеря;

* времени года (погодных условий);

* наличия спортивных сооружений:

* специализации инструкторов по физической культуре и спорту.

Цели и задачи данной программы реализуются через создание учебного, игрового, соревновательного пространства, а также через участие подростков в спортивно-массовых мероприятиях.

Гибкость содержания и программы обусловлена:

а) возможностью её использования при различных уровнях оснащения материально-технической спортивной базы детского лагеря;

б) возможностью использования как программы в целом, так и отдельных её модулей:

в) возможностью её использования в иных форматах, а именно:

• спортивные секции:

• внеотрядные объединения, в том числе, органы соуправления физкультурно-спор-тивной деятельностью лагеря;

• в рамках школьных каникул.

Весь курс программы состоит из 80 часов теоретических и практических занятий, включает различные семинары по спортивной тематике. Продолжительность составляет пятнадцать дней. Программой предусмотрено изучение техники безопасности спасателей на воде и инструкторов по спорту, изучение правил спортивных игр и должностных инструкций, составление плана-сетки спортивных мероприятий и тематических праздников на смену. После окончания курса сдается экзамен по пройденному материалу, и будущие инструкторы по спорту получают сертификаты о повышении квалификации [5].

Результатом прохождения краткосрочных курсов повышения квалификации является формирование следующих компетенций:

1) в области личных качеств (демонстрируют подросткам привлекательность здорового

образа жизни, обладают широким кругозором в области физической культуры);

2) в области постановки целей и задач педагогической деятельности (уметь ставить цели физкультурно-оздоровительной работы с детьми на смену в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей: уметь конкретизировать цель до комплекса взаимосвязанных задач; систематически проводить анализ результатов физкуль-турно-спортивной деятельности с детьми);

3) в области мотивации образовательной деятельности (знать возможности Центра для удовлетворения потребности ребенка в двигательной активности и реализации его интересов в физкультурно-спортивном направлении; уметь вызвать интерес у детей к занятиям физической культурой и участию в спортивно-массовых мероприятиях: создавать ситуацию успеха для детей в делах физкультурно-спортивного направления: достигать удовлетворенности детей содержанием и способами организации мероприятий: помогать детям осмыслить все возможности реализации и развития в смене своих двигательных потребностей и интересов);

4) в области обеспечения информационной основы деятельности (иметь методическую копилку форм работы с детьми по физкультурно-оздоровительному и спортивно-массовому направлению Центра: ориентироваться в социальной ситуации в детском лагере);

5) в области реализации программы физкуль-турно-спортивной направленности (оценивать и анализировать опыт коллег, продуктивно работать в составе групп);

6) в области организации образовательно-оздоровительной деятельности (уметь разрешать конфликты, уметь привлекать к своей деятельности коллег, способствовать формированию у детей позитивного отношения к здоровому образу жизни).

После вышеперечисленных этапов подготовки следует производственная — педагогическая (летняя) практика, в течение которой студенты демонстрируют полученные ранее знания, умения и навыки в планировании и организации физкультурно-оздоровительной и споргивно-массовой работы в условиях оздоровительного лагеря.

В конце сезона (смены) организуется так называемый «Круглый стол». На этом мероприятии лучшие вожатые и инструкторы по спорту награждаются грамотами и нагрудным значком.

Завершающим этапом в системе подготовки студентов факультета физической культуры и спортивного мастерства ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г. И. Носова» является итоговая конференция, на которой подводятся итоги работы в ДОЛ. выявляются положительные. отрицательные тенденции в организации и прохождении практики. Это служит основанием для внесения корректив, изменений в программу подготовки студентов с учетом требований руководства лагерей и современных изменений в области физической культуры и спорта. Обязательно на мероприятие приглашаются обучающиеся младших курсов для получения информации о предстоящей деятельности и ее специфике в летний период.

Реализуемая непрерывная подготовка студентов к работе в детских оздоровительных лагерях позволяет будушиы практикантам поэтапно приобрести, усвоить необходимые профессиональные знания, умения, закрепить навыки, сформировать компетенции. адаптироваться к предстоящей деятельности.

Список литературы

1. Алонцев. В. В. Подготовка студентов к физкультурно-оздоровительной работе в детско-оздоро-вительиых центрах / В. В. Алонцев //Современные проблемы физической культуры, спорта и туризма: инновации и перспективы развития : материалы регион. науч-практ. конф. (15 мая 2013 г.). — Магнитогорск : Изд-во МаГУ 2013. — С. 6—7.

2. Алонцев. В. В. Формирование готовности студенюв вуза к проведению игр в детских оздоровительных центрах : дис. ... канд. пед. наук .

B. В. Алонцев. — Магнитогорск, 2007. — 164 с.

3. Голубева. О. А. Особенности профессиональной адаптации студентов факультета физической культуры и спортивного мастерства / О. А. Голубева // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования : тез. докл. 76-й Между-нар. науч.-техн. конф. Т. 2. — Магнитогорск, 2018. — С. 419.

4. Голубева. О. А. Модель профессиональной адаптации студентов — будущих педагогов физической культуры в процессе обучения в вузе . О. А. Голубева, Т. Ф. Глухова, О Н. Маркина, О. В. Светус // Мир науки. — 2018. — Т. 6, № 6. — URF: https://mk-naiiki.com/PDF/93PDMN618.pdf.

5. Хайдаров, Д. У. Организация физкультурно-оздоровительной деятельности в детских оздоровительных лагерях (на примере Всероссийского детского центра «Орлёнок») / Д. У. Хайдаров // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2019. — Т. 4. № 2. —

C. 161—167.

Подготовка студентов факультета физической культуры и спортивного мастерства...

По стул ила в редакцию 28 августа 2019 г.

Для цитирования: Голубева, О. А. Подготовка студентов факультета физической культуры и спортивного мастерства к работе в детских оздоровительных лагерях / О. А. Голубева. В. В. Алонцев. О. А. Алонцева // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2020. — Т. 5, № 1. — С. 147—152.

Сведения об авторах

Голубева Олеся Александровна — кандидат исторических наук, доцент кафедры спортивного совершенствования Магнитогорского государственного технического университета нм. Г. И. Носова, Магнитогорск. Россия.

o.gohibeva@magtu.ru

Алонцев Владислав Васильевич — кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой спортивного совершенствования Магнитогорского государственного технического университета нм. Г. И. Носова. Магнитогорск. Россия, kaffv@mail.ru

Алонцева Ольга Александровна — старший преподаватель кафедры физической культуры Магнитогорского государственного технического университета нм. Г. И. Носова. Магнитогорск. Россия, kaffv@mail.ru

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION 2019, vol. 5, no. 1, pp. 147—152.

Preparation of students of the faculty of physical culture and sports skills to work in the children's health camps

Golubeva O.A.1, Alontsev V.V.2, Alontseva O.A.3

1 Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russia, o.golubeva@magtu.ru,

2 Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russia, kaffv@mail.ru

3 Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russia, kaffv@mail.ru

Today many institutions in Russia are engaged in organizing children's leisure: centers of additional education, secondary schools, children's health centers. The teaching staff ensures the success of the activities of such institutions, that's why their training requires close attention. More often, the students of pedagogical universities and colleges are invited to the positions of counselors and instructors in sports for pedagogical practice. This is preceded by short courses, studying of special disciplines provided for by the training curriculum. «Nosov Magnitogorsk State Technical University» implements a multi-level system of preparing students for summer work with children.

The organization of recreation and rehabilitation of the younger generation is one of the relevant areas of the state social policy.

The problem of training students requires close attention and careful study of the program of theoretical and practical courses.

Only the team work of children's health camps (centers) with the educational institutions will ensure the quality training of counselors and instructors in sports.

Many years experience in implementing the program for preparing students for work in summer and the successful interaction of Magnitogorsk State Technical University with children's health institutions allows students to compete successfully, to practice and find job in children's camps and centers located not only near Magnitogorsk, but also on the Black Sea coast.

Keywords: children's health camps and centers, training of counselors and sports instructors, students of the faculty of physical culture and sports skills, training structure.

References

1. Alontsev V.V. Podgotovka studentov k fizkultur-no-ozdorovitelnoy rabote v detsko-ozdorovitelnykh tsentrakh [Students' preparing for fitness work in children's health centers]. Sovremennyyeproblemy fizicheskoy kul tiny, sporta i turizma: innovatsii i per-spektivy razvitiya [Modern problems of physical cul-

ture, sports and tourism: innovation and development prospects]. Magnitogorsk, 2013. Pp. 6—7. (InRuss.).

2. Alontsev V.V. Formirovaniyegotovnosti studentov vuza kprovedeniyu ig¡" v detskikh ozdorovitel'nykh tsentrakh [Formation of sUidents ' readiness for holding games in children's health centers]. Thesis. Magnitogorsk, 2007. 164 p. (In Russ.).

3. Golubeva O.A. Osobenuosti professional'noy adaptatsii studentov fakulteta fizicheskoy tultury i sportivnogo masterstva. [Features of professional adaptation of students of the faculty of physical culture and sports skills]. Aktualnyyeproblemy sovremennoy nauki, tekhniki i obrazovaniya. Vol. 2. [ A c tua 1 prob -lems of modern science, technology and education. Vol. 2. ]. Magnitogorsk, 2018. 419 p.

4. Golubeva O.A., Gluhova T.F.. Markina O.N.. Svetus O.V. Model professionalnoy adaptatsii studen-tov — budushchikh pedagogov fizicheskoy kultury v protsesse obucheniya v vuze. [Model of professional adaptation of students — fiimre teachers of physical

education in the process of learning at the university]. Mir nauki [World of Science], 2018, T. 6. № 6. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/93PDMN618.pdf (In Russ.).

5. Kbaidarov D.U. Organizatsiya fizkulturno-oz-dorovitelnoy deyatelnosti v detskikh ozdorovitelnykh lageryakh (na primere Vserossiyskogo detskogo tsen-tra «Orlonok»} [Organization of Physical Activities in Children's Recreation Camps (on the example of the All-Russian Children's Centre «Orlyonok»]. Fiziches-kaya kultura. Sport. Turizm. Dvigatelnaya rekreatsiya [Physical Culture. Sport. Tourism. Motor Recreation], 2019, vol. 4, no. 2. pp. 161—167. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.