Научная статья на тему 'Взаимодействие студентов с временным детским коллективом'

Взаимодействие студентов с временным детским коллективом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
379
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛЕТНЯЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ШКОЛА ВОЖАТЫХ / ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ / ИНСТРУКТИВНЫЙ СБОР / ВРЕМЕННЫЙ ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / ВОЖАТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SUMMER PEDAGOGICAL PRACTICE / SCHOOL COUNSELORS / CHILDREN'S RECREATION CAMP / INSTRUCTIVE GATHERING / TEMPORARY CHILDREN'S TEAM / CAMP ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисова Мария Михайловна

Специфика работы с детьми с нарушениями слуха. Подготовка вожатых к работе с глухими и слабослышащими детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борисова Мария Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preparation Of Students Of A Pedagogical University To Work With A Temporary Children’s Team

The article reveals the preparation of students for work with a temporary children's team, examines the forms of training students of a pedagogical university for the work of a counselor.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие студентов с временным детским коллективом»

УДК 37.0

ВЗА ИМОДЕЙСТВИЕ СТУДЕНТОВ

с временным детским коллективом

Мария Михайловна Борисова,

кандидат педагогических наук, доцент департамента педагогики Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, Москва

В статье раскрывается подготовка студентов к работе с временным детским коллективом, рассматриваются формы подготовки студентов педагогического вуза к работе вожатого.

• летняя педагогическая практика • школа вожатых • детский оздоровительный лагерь • инструктивный сбор • временный детский коллектив • вожатская деятельность.

Для студентов, работающих вожатыми в лагерях, лето — период активной деятельности, поиска новых интересных форм работы по формированию и сплочению коллектива воспитанников, а также совершенствования навыков педагогической деятельности, реализации своего творческого потенциала. Детский оздоровительный лагерь становится для вожатого сильнейшим фактором воспитания и профессионального становления. Здесь на первое место выступают не только и не столько профессиональные знания и умения, сколько личность самого вожатого1.

В 2017 г. на совместном заседании Координационного совета в области образования «Образование и педагогические науки» и федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» была

1 Илюшина Н.Н., Павлова Н.П., Щербакова Т.Н. Педагогика детского оздоровительного лагеря: практикум: учеб. пособие / / под ред.

М.М. Борисовой. — М.: ИНФРА-М, 2017. — С. 4.

рассмотрена и рекомендована к внедрению программа курса «Основы вожат-ской деятельности» — для включения в основные профессиональные образовательные программы высшего образования по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» (письмо Министерства образования и науки РФ от 08.08.2017 № ТС-56/09 «О включении программы в основные профессиональные образовательные программы»)2.

Курс «Основы вожатской деятельности» является вариативной частью обязательной образовательной программы в рамках УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» и призван подготовить студентов к работе с детьми в образовательной организации и детском оздоровительном лагере, сформировать компетенции, необходимые для вожатской работы. Целью освоения курса является

2 О включении программы в основные профессиональные образовательные программы. Письмо Министерства образования и науки РФ от 08.08.2017 № ТС-56/09. [Электронный ресурс] URL: http:// mpgu.su/wp-content/uploads/2017/08/41-mon-ot-09.08.2017-2.pdf (дата обращения: 24.02.2019).

обеспечение теоретической и практической подготовки учащихся к работе вожатого в детских оздоровительных лагерях и образовательных организациях, направленной на личностное развитие подрастающего поколения и формирование системы нравственных ценностей, активной гражданской позиции и ответственного отношения к себе и обществу3. Данный курс является интегративным и включает в себя семь дисциплин (психолого-педагогическое и информационно-медийное сопровождение деятельности вожатого, её нормативно-правовая основа, история, современность и этические основы вожатства, технологии работы вожатого, безопасность жизнедеятельности детского коллектива), инструктивный сбор, научно-исследовательскую работу студентов и итоговую аттестацию (зачёт)4.

В Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата) и по направлению 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» (уровень бакалавриата) выделяются учебная и производственная (стационарная и выездная), в том числе преддипломная, практики. Содержательно они призваны привить профессиональные навыки обу-

тг «

чающимся. К типам производственной практики относится практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности и педагогическая практика5.

3 Примерная программа модуля «Основы вожатской деятельности для обучающихся в рамках УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки». [Электронный ресурс] URL:// http:// mpgu.su/wp-content/uploads/2017/08/Programma-Osnovyi-vozhatskoy-deyatelnosti-utv-FUMO-2.pdf (дата обращения: 24.02.2019).

4 Там же.

5 Федеральный государственный образовательный стандарт

высшего образования по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата). [Электронный ре-

сурс]. URL: http://fgosvo.ru/news/8/1583 (дата обращения: 24.02.2019); Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата). [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/news/1/1642 (дата обращения: 24.02.2019).

Педагогическая практика, будучи своего рода площадкой для верификации теоретико-методологических и мировоззренческих установок, позволяет обучающимся осознавать как «красоту» самой профессии вожатого, так и определиться и утвердиться в правильности выбранной профессии6.

Педагогическая практика является связующим звеном между теоретическим обучением студента и его будущей самостоятельной работой в образовательных организациях всех видов и типов. Это составная часть учебного процесса, имеющая целью научить студентов-бакалавров творчески применять в практической деятельности научно-теоретические знания и практические навыки, способствовать развитию у будущих педагогов интереса к научно-исследовательской работе7.

В Институте педагогики и психологии образования ГАОУ ВО МГПУ работа по подготовке студентов к работе вожатыми в детских оздоровительных лагерях и образовательных центрах проходит в разных формах.

Обучение студентов-бакалавров работе в детских оздоровительных лагерях и образовательных центрах в институте проходит в рамках основного образовательного процесса на теоретических и практических занятиях по дисциплинам психолого-педагогического цикла. В учебных планах выделен модуль

6 Борисова М.М. Программа подготовки студентов-бакалавров к летней педагогической практики / / Актуальные проблемы психологии и педагогики: сборник статей Международной научно-практической конференции (10 марта 2017 г., г. Уфа). — Уфа: Аэтерна, 2015. — С. 21. [Электронный ресурс] URL: http://aeterna-ufa.ru (дата обращения: 24.02.2019).

7 Павлова Н.П., Ломтева Е.В. Формирование профессиональных компетенций у студентов при прохождении летней педагогической практики в условиях ДОЛ / / Современное образование в стране: состояние, проблемы, перспективы развития. Сборник материалов городского межвузовского Круглого стола. Сост. и ред. Л.В. Полякова, Г.М. Коджаспирова. — М.: Изд-во «Экон-информ», 2017. — С. 63—67.

«Основы организации творческой деятельности в учебно-воспитательном процессе». В нём представлена учебная дисциплина «Педагогические технологии работы с временным детским коллективом». Всего на неё выделено 72 часа, из них 28 часов на практические занятия и 44 часа на самостоятельную работу. В рамках модуля учащиеся знакомятся с организацией досуговой деятельности детей и подростков, современными технологиями создания команды, организацией режимных моментов, анализируют нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность детского оздоровительного лагеря, правами и обязанностями вожатого. Также студенты на занятиях обсуждают трудности, которые могут возникнуть в работе вожатого, пути их преодоления, рассматривают конфликты в детском оздоровительном лагере и способы их решения.

Особое внимание студентов обращается на профилактику детского травматизма и действия вожатого в экстремальных ситуациях. Кроме того, обсуждаются вопросы планирования воспитательной работы с детьми в условиях летнего лагеря, организации разных видов игр в логике лагерной смены, раскрывается методика организации коллективного творческого дела.

Также в учебных планах выделена учебная дисциплина «Летняя педагогическая практика» (18 лекционных занятий), цель которой — освоение теоретических знаний по вопросам планирования и организации жизнедеятельности детей во временном коллективе. В её рамках рассматриваются подготовка и организация к летней педагогической практике в детском оздоровительном лагере (центре), нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность вожатого, особенности трудового законодательства применительно к работе вожатого, квалификационные требования, предъявляемые к вожатому, права и обязанности вожатого, документы, необходимые для трудоустройства вожатого. Студентам также рассказываются логика лагерной смены, специфика каждого периода. Они знакомятся с видами отрядных уголков, основными требованиями и порядком их оформления. Кроме этого студенты узнают о том, как составить визитку отряда. Боль-

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ И ПОДГОТОВКА КАДРОВ

шое внимание уделяется работе с напарником, разрешению конфликтов и вопросам сплочения и командоформи-рования. Студенты также рассматривают организацию физкультурно-спортив-ной деятельности с временным детским коллективом. Им даётся методика конструирования и организации коллективного творческого дела, рассматривается роль вожатого в подготовке, проведении и анализе коллективного творческого дела. Также внимание студентов обращается на организацию досуговой деятельности, разного рода конкурсов, викторин и игр с детьми и подростками. Студентами изучаются вопросы обеспечения безопасности при проведении мероприятий. Завершается дисциплина созданием и защитой портфолио деятельности вожатого и практическим проведением заданий.

Дополнительно студенты могут посещать Школу вожатых, которая создана и функционирует в течение пяти лет в Институте педагогики и психологии образования МГПУ. М.М. Борисовой в исследовании «Управление развитием профессиональной идентичности будущего педагога в процессе практи-ко-ориентированного обучения» Школа вожатых понимается как комплексная интегрированная система подготовки, включающая цикл лекционных, семинарских и практических занятий, организационных и творческих встреч, основной целью которых является подготовка студентов к проведению работы с временным детским коллективом .

Организация Школы вожатых направлена на приобретение участниками знаний, умений и навыков практической работы с детьми в условиях детского оздоровительного лагеря, во время летних

Борисова М.М. Управление развитием профессиональной идентичности будущего педагога в процессе практико — ориентированного обучения. — М., 2016. [Электронный ресурс] URL: https://old.mgpu.ru (дата обращения: 24.02.2019).

каникул, навыков групповой и индивидуальной работы с детьми, создание условий для совершенствования коммуникативных, организаторских, аналитических и других профессионально важных педагогических качеств, овладение технологией организации

«9

и проведения творческого досуга детей .

Приобщение к практико-ориентированной профессиональной деятельности обучающихся в Школе вожатых осуществляется в соответствии с программой, подготовленной педагогическим коллективом с использованием технологии интенсивного обучения. Профессиональная подготовка в Школе вожатых имеет открытый формат, и желающие еженедельно могут посещать курс (72 часа). В течение учебного года обучение в Школе вожатых осуществляется в два потока (ноябрь — январь и февраль — май).

В реализации программы принимают участие профессорско-преподавательский состав института, студенты педагогического отряда «спецназ», которые являются кураторами и проводят разные практические мероприятия, представители детских оздоровительных лагерей — партнёров университета («Купавна», «Ока», «Горки») и международных центров («Артек»).

Программа является практико-ориентирован-ной и призвана подготовить студентов к работе с детьми в детском оздоровительном лагере, сформировать компетенции, необходимые для вожатской работы10.

С целью познакомить студентов с особенностями работы в лагере, сроками смен в рамках Школы вожатых организуются встречи

9 Борисова М.М. Организация школы вожатых для работы

с временным детским коллективом // Современное дошкольное образование: новые форматы модернизации: Сборник научных статей (По материалам международной научно-практической конференции «Современное дошкольное образование: новые форматы модернизации» 10—11 декабря 2015 г.). — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. — С. 369.

10 Павлова Н.П., Ломтева Е.В. Формирование профессиональных компетенций у студентов при прохождении летней педагогической практики в условиях ДОЛ / / Современное образование в стране: состояние, проблемы, перспективы

с руководством детских оздоровительных лагерей («Горки», «SMARTCAMP»), всероссийских и международных образовательных центров («Сириус», «Артек»). На таких мероприятиях студенты могут напрямую задать интересующий их вопрос руководителю или его заместителю.

Для реализации содержания программы наиболее оптимальными организационными формами обучения следует считать лекции, проводимые в диалоговом режиме (т.е. с чередованием лекции с вопросами, заданиями по решению проблем, рассматриванием случаев из практики), обсуждения с участием специалистов в области организации детского отдыха, практические занятия, семинарские занятия.

Будущие вожатые погружаются в технологии интенсивного обучения: игровые, практического обучения, коллективной творческой деятельности, шоу-технологии, проектной деятельности. Они участвуют

в дискуссиях, ролевых и деловых играх,

11

мозговом штурме и др.

Организацию самостоятельной работы студентов в процессе обучения в Школе вожатых следует оценивать как базовое условие активизации учебного процесса, включающего разнообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности обучающихся, которые осуществляются ими на занятиях при методическом руководстве преподавателя или самостоятельно. Так, в процессе обучения студенты — будущие вожатые собирают методическую папку, которая включает разного рода методические разработки для работы с детьми и подростками. Так, например, студентам

развития. Сборник материалов городского межвузовского Круглого стола. Сост. и ред. Л.В. Полякова, Г.М. Коджаспирова. — М.: Изд-во «Экон-информ»,

2017. — С. 66.

11 Борисова М.М. Управление развитием профессиональной идентичности будущего педагога в процессе практико — ориентированного обучения. — М., 2016. [Электронный ресурс] URL: https://old.mgpu.ru (дата обращения:

24.02.2019).

предлагаются следующие задания для самостоятельной работы:

• подобрать по пять игр на знакомство и сплочение коллектива;

• разработать квест-игру для детей и подростков (возраст по выбору обучающегося);

• составить комплекс из 8—10 физических упражнений для зарядки в отряде (возраст

по выбору обучающегося).

Контроль результатов самостоятельной работы студентов проходит в письменной форме с представлением студентами продуктов своей творческой деятельности кураторам.

Итоговый контроль проводится с целью определить степень освоения обучающимися обра-

О о о

зовательной программы. Формой итоговой аттестации обучающихся в Школе вожатых служит тестирование уровня знаний, создание портфолио деятельности вожатого и проведение студентами практических заданий.

По окончании курса обучающимся выдаётся сертификат государственного образца, позволяющий им работать вожатым в любом детском оздоровительном лагере, центре.

В Институте педагогики и психологии образования в течение трёх лет в рамках зимних студенческих каникул проводится Неделя во-жатского мастерства, целью которой является популяризация вожатской деятельности.

В течение этого периода студенты участвуют в дискуссионных площадках, тематических мероприятиях, пресс-конференциях, брифингах, образовательных тренингах, практикумах, мастер-классах, практических занятиях, киноклубе, творческих мастерских. С участниками проводятся игры на командоформирование, сплочение коллектива, подвижные и ситуационно-ролевые игры, квесты, музыкально-двигательной и спортивной деятельности, куль-турно-досуговые мероприятия, решения кейс-заданий, осваиваются технология тайм-менеджмента, методика коллективно-творческой деятельности. Кроме того, большое внимание уделяется информационно-медийному сопровождению вожатской деятельности, которое в настоящее время имеет важное значение в жизни отряда. В рамках занятий по данной теме участники знакомятся с технологией со-

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ И ПОДГОТОВКА КАДРОВ

здания видеороликов и небольших мультипликационных фильмов, учатся создавать их самостоятельно.

В Неделе вожатского мастерства принимают участие профессорско-преподавательский состав Института педагогики и психологии образования, представители МДЦ «Артек» и детских оздоровительных лагерей («Ока», «Купава», Разведбат», «Горки», ««SMARTCAMP» и др.), представители Межрегиональной общественной организации «Федерация детского гольфа», Центра военно-патриотического воспитания и школьного спорта, представители Российской академии образования, тренеры международного класса. По завершении Недели участники получают сертификат.

В исследовании «Управление развитием профессиональной идентичности будущего педагога в процессе практико-ориен-тированного обучения» М.М. Борисовой проведение инструктивных сборов рассматривается как итоговая часть, позволяющая выявить уровень практической подготовки. Это образовательная площадка, на которой обучающийся получает образовательный лидерский минимум,

необходимый для осуществления даль" 12 нейшей деятельности вожатого .

И нструктивно-методические сборы, на которые выезжают студенты и педагоги Института педагогики и психологии образования, проводятся на базах детских оздоровительных лагерей Москвы и Московской области, являющихся партнёрами университета и с которыми заключены договоры о сетевом сотрудничестве.

За два месяца до проведения инструктивно-методических сборов совместно

12 Борисова М.М. Управление развитием профессиональной идентичности будущего педагога в процессе практико — ориентированного обучения. — М., 2016. [Электронный ресурс] URL: https://old.mgpu.ru (дата обращения: 24.02.2019).

с руководством лагерей составляется программа проведения инструктивно-методических сборов, продолжительностью 36 часов. В процессе проведения инструктивно-методического сбора обучающиеся погружаются в практическую работу вожатого. Жизнь студентов в дни проведения инструктивно-методического сбора очень насыщенная, свободного времени нет, каждая минута дорога для познания и приобретения практического опыта.

Программа инструктивно-методических сборов включает три блока. Рассмотрим содержание каждого из них.

Блок 1-й. Психолого-педагогическое сопровождение работы с детьми — включает разрешение студентами конфликтных ситуаций, встречающихся в лагере. С этой целью в рамках инструктивно-методического сбора был организован мастер-класс, где участники узнали, что такое конфликт, какие существуют способы разрешения конфликтов. Им было предложено в небольших группах найти решения педагогических ситуаций и провести их дальнейший анализ. Студенты учились анализировать и разрешать конфликты различных типов, управлять конфликтными ситуациями в группе.

Студенты проводят игры и игровые упражнения на командоформирование («Регулировщик», «Распутай узел» и др.), игры на сплочение («Картина», «Квадрат», «Дирижёр и оркестр» и др.). Делается акцент на работу по выявлению лидеров среди детей и работы с ними. Организованные студентами активные командные игры прежде всего призваны поднять командный дух, дарят заряд позитива, помогают быстро сплотить коллектив и предоставить возможность для неформального общения. Командные игры не требуют специальной физической или моральной подготовки и хорошо сочетаются с общелагерным праздником.

В процессе инструктивно-методического сбора педагоги института организуют со студентами тренинговые занятия по про-

филактике синдрома эмоционального выгорания. Учащиеся осваивают психокор-рекционные программы по развитию навыков стрессоустойчивости, эмоциональной устойчивости, коммуникативной и конфликтной компетентности.

С помощью практических занятий педагоги знакомят студентов с технологиями тайм-менеджмента (Матрица Эзенхауэра, Технология SMART, Pomodoro). С целью научить студентов определять приоритеты, гибкие и жёсткие дела педагоги организуют такие игровые упражнения, как «Жёсткие и гибкие», «Ценности и приоритеты», «Антивремя» и др.

Используя кейс-технологии со студентами, педагоги и руководители лагеря обсуждают вопросы организации работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности, детьми группы риска, одарёнными детьми.

Большое внимание уделяется психологическим особенностям работы вожатого в разные периоды лагерной смены, работе с напарником. Также студентам предлагается придумать задания по подготовке ребёнка к расставанию.

Блок 2-й. Организация физкультурно-оздоровительной работы — направлен на проведение разных форм физкультурно-оздоровительной работы и спортивных мероприятий в лагере.

Студентам предлагается организовать и провести разнообразные формы утренней гимнастики, мероприятия спортивно-массовой работы (соревнования, весёлые старты, часы здоровья, товарищеские встречи по пионерболу, баскетболу). Также обращается внимание на организацию двигательной и игровой деятельности детей и подростков.

Обучающиеся проводят подвижные и спортивные игры, организуют эстафеты. Особое внимание студентов обращается на предупреждение травматизма

при проведении игр и эстафет. В рамках инструктивно-методического сбора они осваивают такие методы оздоровления и методику их проведения, как упражнения на релаксацию и дыхательную гимнастику.

Также раскрывается роль вожатого в создании у детей и подростков ориентации на здоровый образ жизни. В процессе занятий внимание будущих вожатых обращается на то, что они обязательно должны проводить оздоровительные процедуры: закаливание, солнечные и воздушные ванны. В процессе инструктивно-методического сбора студенты демонстрируют разные формы работы с детьми по профилактике курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактике потребления наркотиков и наркотических средств.

Блок 3-й. Организационно-методическая работа в условиях детского оздоровительного лагеря — направлен на умение подготовить визитку отряда, вечерний «огонёк», провести организационный сбор детей. Большое внимание уделяется подготовке и разработке коллективного-творческого дела, организации проектной деятельности детей в лаге ре, досуговым мероприятиям. Например, в рамках мастер-класса, организованного педагогами по проведению тематического дня в лагере, участники узнают, как организовать подобное мероприятие, и знакомятся с различными вариантами таких дней в детском оздоровительном лагере, с содержанием тематических профильных отрядов.

/ПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ Л ПОДГОТОВКА КАДРОВ

Кроме этого внимание студентов обращается на подготовку заключительных мероприятий в лагере. В рамках инструктивно-методического сбора студенты знакомятся с различными подходами к типологии СМИ, с видами: печать, медиа, диджитл. Их внимание обращается на жанровое многообразие журналистских и PR-материалов. Также рассматривается организация работы пресс-центра. Студентам рассказываются правила освещения работы с детьми на сайте детского лагеря и в социальных сетях. В процессе инструктивно-методического сбора у них есть возможность продемонстрировать медийное сопровождение своей деятельности.

Опыт работы в инструктивно-методических сборах показывает, что данная форма получения практического опыта студентами очень актуальна и важна. По отзывам студентов, это незабываемые дни, где они проживают целую смену лагеря.

Таким образом, подготовка вожатых к работе в детском оздоровительном лагере играет огромную роль и позволяет вооружить студентов нужным объёмом знаний, умений и навыков, необходимых им для методической и организаторской деятельности с временным детским коллективом. НО

Preparation Of Students Of A Pedagogical University To Work With A Temporary Children's Team

Marina M. Borisova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy, Institute of Pedagogy and Psychology of Education GAOU VO MSPU, Moscow

Abstract. The article reveals the preparation of students for work with a temporary children's team, examines the forms of training students of a pedagogical university for the work of a counselor.

Keywords: summer pedagogical practice, school counselors, children's recreation camp, instructive gathering, temporary children's team, camp activities.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ispol'zovannye istochniki:

1. Borisova M.M. Programma podgotovki studentov-bakalavrov k letnej pedagogicheskoj praktiki / / Aktual'nye problemy psi-hologii i pedagogiki: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (10 marta 2017 g., g. Ufa). — Ufa: Aeterna, 2015. — S. 20—24. [Elektronnyj resurs] URL: http://aeterna-ufa.ru (data obrashcheniya: 24.02.2019).

2. Borisova M.M. Upravlenie razvitiem professional'noj identichnosti budushchego pedagoga v processe praktiko -orientirovanno-go obucheniya. — M., 2016. [Elektronnyj resurs] URL: https://old.mgpu.ru (data obrashcheniya: 24.02.2019).

3. Borisova M.M. Organizaciya shkoly vozhatyhdlya raboty s vremennym detskim kollektivom / / Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie: novye formaty modernizacii: Sbornik nauchnyh statej (Po materialam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie: novye formaty modernizacii» 10—11 dekabrya 2015 g.). — SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2015. — S. 369.

4. Ilyushina N.N., Pavlova N.P., Shcherbakova T.N. Pedagogika detskogo ozdorovitel'nogo lagerya: praktikum: ucheb. poso-bie / /pod red. M.M. Borisovoj. — M.: INFRA-M, 2017. — S. 4.

5. O vklyuchenii programmy v osnovnye professional'nye obrazovatel'nye programmy. Pis'mo Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 08.08.2017 № TS-56/09. [Elektronnyj resurs] URL: http://mpgu.su/wpcontent/uploads/2017/08/41-mon-ot-09.08.2017-2.pdf (data obrashcheniya: 24.02.2019).

6. Pavlova N.P., Lomteva E.V. Formirovanie professional'nyhkompetencij u studentov pri prohozhdenii letnej pedagogicheskoj praktiki v usloviyahDOL / / Sovremennoe obrazovanie v strane: sostoyanie, problemy, perspektivy razvitiya. Sbornik materialov gorodskogo mezhvuzovskogo Kruglogo stola. Sost. i red. L.V. Polyakova, G.M. Kodzhaspirova. — M.: Izd-vo «Ekon-inform», 2017. — S. 63-67.

7. Primernaya programma modulya «Osnovy vozhatskoj deyatel'nosti dlya obuchayushchihsya v ramkahUGSN 44.00.00 Obrazovanie i pedagogicheskie nauki». [Elektronnyj resurs] URL://

http://mpgu.su/wpcontent/uploads/2017/08/Programma-Osnovyi-vozhatskoy-deyatelnosti-utv-FUMO-2.pdf (data obrashcheniya: 24.02.2019).

8. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu 44.03.01 «Pedagogicheskoe obrazovanie» (uroven' bakalavriata). [Elektronnyj resurs]. URL: http://fgosvo.ru/news/8/1583 (data obrashcheniya:

24.02.2019).

9. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu 44.03.02 Psihologo-pedagogich-eskoe obrazovanie (uroven' bakalavriata). [Elektronnyj resurs]. URL: http://fgosvo.ru/news/1/1642 (data obrashcheniya:

24.02.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.