АВГУСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
УДК 379.8
К. А. Федоренко
Директор ФГБОУ «МДЦ „Артек"», г. Ялта E-Mail: KFedorenko@ artek.org
Konstantin A. Fedorenko
Director-in-charge of the Artek International Children's Centre, Crimea, Russia
А. А. Денисов
Заместитель директора по образованию ФГБОУ «МДЦ„Артек"», г.Ялта E-Mail: ADenisov@artek. org
Anton A. Denisov
Deputy Director for Education of the Artek International Children's Centre, Crimea, Russia
РОЛЬ ДЕТСКИХ ЛАГЕРЕЙ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
В работе рассмотрены актуальные вопросы государственной политики в сфере образования; представлены конкурентные преимущества детских оздоровительных лагерей в условиях модернизации системы образования и опыт ФГБОУ «МДЦ „Артек"» по формированию инновационной образовательной среды.
Ключевые слова: государственная политика, социально-экономическое развитие, система образования, детский оздоровительный лагерь, личностные результаты обучающихся.
«Вызовы, большие задачи наполняют особым смыслом нашу жизнь. Нам надо быть смелыми в замыслах, делах и поступках, брать на себя инициативу, ответственность, становиться сильнее, а значит — приносить пользу своей семье, детям, всей стране, менять мир, жизнь страны к лучшему, создавать Россию, о которой мы вместе мечтаем. И тогда предстоящее десятилетие, весь XXI век, безусловно, станут временем наших ярких побед, нашего общего успеха».
Президент Российской Федерации В. В. Путин
Как цитировать статью: Федоренко К. А., Денисов А. А., Чунихина Л.В., Гаран Е. Ю. Роль детских лагерей в условиях модернизации системы образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 6 (63). С. 38-45 БО!: 10.24411/2224-0772-2019-10041.
Мир вступил в эпоху четвертой промышленной революции, эру глубоких и стремительных изменений: технологических, экономических и социальных. Новый технологический уклад создает необходимость быть готовыми к глобальным изменениям и вызовам.
Национальные цели и стратегические задачи развития Российской Федерации на период до 2024 года предусматривают создание условий для прорывного научно-технического и социально-экономического развития страны. Правительству Российской Федерации поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования [3].
Ответ на новые вызовы возможен только через инновационное развитие страны и общества, через инвестиции в формирование человеческого и интеллектуального капитала, в том числе — модернизацию системы образования.
Анализ работы традиционных массовых общеобразовательных организаций показывает, что обучение детей по предметам в классно-урочной системе в ситуации организационных, инфраструктурных и финансовых ограничений не позволяет педагогическим работникам школ в полной и достаточной мере решать поставленные задачи в соответствии с ФГОС. При этом потенциал организаций отдыха и оздоровления в системе образования характеризуется рядом конкретных преимуществ: - оперативность в определении приоритетных образовательных результатов, необходимых для обеспечения социально-экономического роста через возможность готовить экономически активных молодых людей, с гражданской позицией, мотивированных стать профессионалами и улучшить качество жизни
Л. В.Чунихина
Руководитель психологической службы ФГБОУ «МДЦ„Артек"», г.Ялта E-Mail: LChunikhina@ artek.org
Lidia V. Chunikhina
Head of Psychological Service of the Artek International Children's Centre, Crimea, Russia
Е. Ю. Гаран
Заместитель руководителя управления детских лагерей ФГБОУ «МДЦ„Артек"», г.Ялта E-Mail: [email protected]
Elena Yu. Garan
Deputy Head of the Department of Children's Camps of the Artek International Children's Centre, Crimea, Russia
в своем регионе, стране;
- гибкость и динамичность системы (многостимульная среда обеспечивает метапредметность и междисциплинарность);
- образовательный процесс в детском лагере реализуется через спектр форм, позволяющих расширить диапазон ролей и моделей поведения подростков (опыт социализации наиболее близкий к реальной жизни);
- увеличение количества и плотности социальных (реальных) связей в детской среде за короткий промежуток времени (несоизмеримо с любой другой жизненной ситуацией), что в долгосрочной перспективе влияет на формирование не только личного, но и профессионального капитала.
В урегулировании означенной проблематики Международный детский центр «Артек» (далее — «Артек») занимает особое место как образовательная модель, обладающая потенциалом для донастройки системы российского образования.
В июне 2020 года «Артек» будет отмечать 95-летие со дня основания. «Артек» является самым крупным детским лагерем в мире, старейшим из числа сохранившихся и непрерывно действующих на территории постсоветского пространства. На протяжении всего этого значительного периода времени «Артек» последовательно сохранял главные принципы, определившие особый путь развития отечественной системы детских лагерей и кардинальным образом отличавшие российскую модель образования от ее североамериканских аналогов [1].
Начиная с 1925 года в своей работе «Артек» опирается на следующие принципы:
- работать с детьми, ориентированными на деятельное участие в собственном развитии и развитии страны;
- проектировать, совершенствовать и тиражировать модель временной развивающей образовательной среды, основанной на сбалансированном сочетании индивидуальных физиологических и образовательных особенностей и потребностей каждого ребенка и интегрированной в систему общего образования;
- включение в образовательный процесс всех заинтересованных участников, включая общественные организации, органы государственной власти, организации спорта, культуры, образования и реального сектора экономики.
Благодаря воссоединению Крыма с Россией в 2014 году и начавшейся реализации Программы развития федерального государственного бюджетного учреждения «Международный детский центр „Артек"» на 2015-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2015 г. № 386-р, к настоящему времени Российская Федерация вновь обрела один из наиболее действенных инструментов реализации государственной политики, направленной на обеспечение основных гарантий прав и законных интересов детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в процессе подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
Стоит подчеркнуть, что очередной этап в развитии «Артека» позволит, с одной стороны, обеспечить решение поставленной Президентом России задачи по укреплению целостной системы поддержки и развития творческих способностей и талантов детей, охватывая всю территорию нашей страны и выходя за границы Российской Федерации, а с другой стороны, использовать «Артек» в качестве одного из важнейших инструментов реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденных Правительством Российской Федерации 29 сентября 2018 г., в части вопросов, связанных с обучением и воспитанием детей и молодежи.
Новые стратегические задачи развития страны делают необходимым уточнение стратегических целей и приоритетов развития «Артека». Вклад Международного детского центра в решение поставленных задач состоит в выработке и реализации новых образовательных стратегий, с помощью которых дети, подростки, молодежь получают представления, приобретают привычки и опыт поведения, способствующие тому, чтобы они были:
- здоровыми, активными, работоспособными, социально ответственными, заботящимися о своем здоровье, общественной безопасности и сохранности окружающей среды;
- любящими свою Родину, свой народ, разделяющими систему духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации и идею служения своему Отечеству, обществу, семье; стремящимися передать эти ценности своим детям;
- предприимчивыми и инициативными, стремящимися использовать все доступные условия и любые открывающиеся возможности для самопознания, самореализации и самосовершенствования, для повышения своего образовательного уровня и профессионального мастерства, для улучшения условий своего проживания и городской среды, для дальнейшего освоения и переустройства территорий России;
- обладающими инновационным мышлением и способными внести свой вклад в ускоренное технологическое развитие России, способными предлагать и осуществлять технологические и социальные инновации;
- способными жить и эффективно действовать в условиях массового внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, соблюдающими правила информационной культуры и безопасности.
Следующий этап программы развития МДЦ «Артек» ориентирован на решение ключевых задач:
- осуществление деятельности МДЦ «Артек» в соответствии с целями национального развития Российской Федерации, приоритетами государственной политики и интересами детей;
- восстановление статуса МДЦ «Артек», соответствующего его высокой миссии транслятора общенациональных и общечеловеческих идеалов и ценностей, площадки социальных и образовательных инноваций, территории безграничных возможностей развития и самореализации;
- вхождение МДЦ «Артек» в число ведущих организаций отдыха и оздоровления международного уровня.
Сегодня «Артек» — специально создаваемое социальное образовательное пространство, развивающая среда, состоящая из набора управляемых элементов и способствующая активизации потенциальных возможностей детей, где освоение ребенком жизненных норм и правил общечеловеческого «общежития» происходит в коллективе самым непосредственным и естественным образом.
Следует отметить, что «Артек» является одним из редких примеров создания и развития социальной инфраструктуры для детей, в оценке которого существует общественный консенсус: по данным ВЦИОМ на ноябрь 2016 г., 84% россиян называют «Артек» уникальным и считают его примером позитивных изменений в стране.
Ежегодно «Артек» принимает более сорока тысяч детей, и большинство из них впоследствии отмечают, что участие в артековской смене стало для них одним из наиболее значительных жизненных событий. Существенным личностным изменениям в потребностно-мотивационной сфере, самооценке, жизненной позиции ребенка способствует особая образовательная среда, которая формировалась и совершенствовалась на протяжении всей истории «Артека». Традиционно в «Артеке» большое внимание уделяется развитию личности обучающихся, осуществляемому в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса предусматривает учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, воспитательного потенциала разнообразных видов деятельности и форм общения [2].
Образовательная среда ФГБОУ «МДЦ „Артек"» характеризуется объединением программ общего и дополнительного образования, реализуемых в условиях нетиповой образовательной организации. Реализация сетевого взаимодействия строится в соответствии с целевыми ориентациями, описанными в ФГОС, и призвана включить в единый деятельностный контекст работу школы, Центра детского творчества и детских лагерей «Артека» для решения единых образовательных задач. Образовательные программы направлены, в первую очередь, на развитие у обучающихся необходимых личностных качеств, в т.ч. формирование установок на созидательную деятельность, рост мотивации достижений, гражданской активности, социальной направленности, компетенций XXI века.
Достижению заметных образовательных результатов в условиях детского лагеря способствуют его географическая удаленность и пространственно-территориальная обособленность, а также следующие особенности организации лагерной смены:
- ограниченность во времени;
- смысловая и организационная насыщенность («событийность») программы;
- активное использование традиционной артековской технологии организации коллективной творческой деятельности;
- особенности организации детского коллектива — «встреча разных» и «сборность»; использование таких уникальных организационно-педагогических форм, как «временное детское объединение»
(далее — ВДО), обеспечивающих получение богатого опыта межличностного взаимодействия и социальных отношений [2].
На протяжении нескольких лет в «Артеке» ведется активная исследовательская работа, направленная на изучение образовательной среды нетиповой образовательной организации и динамики достижения обучающимися образовательных результатов, на оценку качества образования.
Исследовательские темы, над которыми работают коллективы детских лагерей, входящих в структуру «Артека», в 2019 году:
- Особенности формирования социально-личностной компетенции в условиях детского лагеря на примере ФГБОУ «МДЦ „Артек"»;
- Структура мотивов профессиональной деятельности вожатых и методы нематериального стимулирования сотрудников;
- Развитие творческих способностей детей посредством традиционных дел детского лагеря;
- Коммуникативные навыки детей как личностный результат освоения образовательной программы;
- Формирование социальной активности обучающихся посредством участия в образовательных программах ФГБОУ «МДЦ „Артек"»;
- Формирование навыков конструктивного общения у детей в рамках ВДО посредством программы «Академия искусства общения»;
- Нравственность как базовый фактор личностного развития в условиях детского лагеря;
- Особенности социальной принадлежности к ВДО в результате участия в программе детского лагеря;
- Развитие «soft skills» в условиях детского лагеря;
- Формирование ключевых компетенций человека XXI века в условиях МДЦ «Артек»;
- Создание условий для реализации индивидуального образовательного маршрута артековцев;
- Формирование гражданской идентичности посредством посещения музеев МДЦ «Артек» и экскурсионных объектов в рамках образовательной программы МДЦ «Артек»;
- Проблемы психолого-педагогического сопровождение одаренных детей;
- Диагностика развития коммуникативно-организаторских склонностей педагогов в условиях МДЦ «Артек»;
- Роль психологических инициаций в формировании социальной
идентичности личности подростков в ВДО;
- Системный подход к профессиональному самоопределению школьников в рамках осуществления сетевого взаимодействия по реализации дополнительных общеобразовательных программ;
- Эмпирическое исследование формирования компетенции сотрудничества у подростков в условиях детского лагеря.
Исследования отвечают целям и стратегическим задачам развития ФГБОУ «МДЦ „Артек"» и системы образования Российской Федерации. Результаты исследований используются для решения управленческих задач, для оптимизации образовательного процесса в МДЦ «Артек». Опыт педагогов «Артека» широко представлен в профессиональном сообществе.
Подводя итоги, можно сказать, что в общественном сознании МДЦ «Артек» является «национальным достоянием», а его грядущее в 2025 году 100-летие демонстрирует, что забота о детях — многолетний приоритет государственной политики.
Литература
1. «Артековец сегодня — артековец всегда!»: к 90-летию «Артека». М.: Просвещение, 2015. 144 с.
2. Думаем, творим, создаем: уч.-метод. пособие для педагогов-организаторов детских лагерей МДЦ «Артек» [Электронный ресурс]. Гурзуф: Артек, 2004. URL: https://suuk.su/knigi/dumaem. htm (дата обращения 25.09.2019).
3. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 // Президент России [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 25.09.2019).
ROLE OF CHILDREN'S CAMPS IN THE CONDITIONS OF MODERNIZATION OF EDUCATION SYSTEM The authors of the article consider current issues of state policy in the field of education. The article presents the competitive advantages of children's health camps in the context of modernization of the education system, as well as the experience of the Artek International Children's Centre in the formation of an innovative educational environment.
Keywords: state policy, socio-economic development, education system, children's health camp, personality results of students
References
• «Artekovec segodnya — artekovec vsegda!»: k 90-letiyu «Arteka». M.: Prosveshchenie, 2015. 144 s. [In Rus].
• Dumaem, tvorim, sozdaem: uch.-metod. posobie dlya pedagogov-organizatorov detskih lagerej MDC «Artek» [Elektronnyj resurs]. Gurzuf: Artek, 2004. URL: https://suuk.su/knigi/dumaem.htm (data ob-rashcheniya: 25.09.2019). [In Rus].
• O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 07.05.2018 g. № 204 // Prezident Rossii [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (data obrashcheniya: 25.09.2019). [In Rus].