УДК 159.942.2
СПЕЦИФИКА РЕФЛЕКСИИ И ПРОАКТИВНОГО СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ С РАЗНОЙ НАУЧНОЙ СУБЪЕКТНОСТЬЮ
© 2023 А. В. Гришина1, М. В. Косцова2, Т. Д. Дубовицкая3
1 кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии, докторант кафедры психологии и дефектологии Сочинского государственного
университета
e-mail:nast_kostsova @ mail. ru
Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал)
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Севастополь),
2кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология» e-mail: mashasev@mail.ru
Севастопольский государственный университет» (г. Севастополь)
3доктор психологических наук, профессор кафедры психологии и дефектологии
e-mail: tatdm@mail.ru Сочинский государственный университет (г. Сочи)
В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей рефлексии и проактивного совладающего поведения у студентов-психологов с разным уровнем научной реализации (индикатор - наличие научных статей). Согласно полученным данным можно выделить, что в двух группах представлен средний уровень рефлексивности как способности к самовосприятию содержания своей собственной психики и его анализу в ретроспективе, а также в образе будущего. Данные статистического анализа показали, что способность к рефлексии находится в зоне статистической значимости в группах с разной научной активностью. У студентов с активной научной позицией выделены прямые и обратные корреляционные связи между рефлексивностью и всеми видами проактивного копинга. Это свидетельствует о том, что научная деятельность создает условия для актуализации вариативности проактивных копинг-стратегий. Таким образом, пилотажное исследование показывает, что научная деятельность студента способствует развитию рефлексивности через проактивный копинг субъекта, и способствует созданию программы по развитию компонентов научной субъектности через изучение следующих психологических характеристик: рефлексивность и проактивный копинг.
Ключевые слова: проактивный копинг, рефлексивность, научная субъектность, студент-психолог, научная статья.
THE SPECIFICS OF REFLECTION AND PROACTIVE COPING BEHAVIOR AMONG PSYCHOLOGY STUDENTS WITH DIFFERENT LEVELS OF SCIENTIFIC SUBJECTIVITY
© 2023 A. V. Grishina1, M. V. Kostsova2, T. D. Dubovitskaya3
1Candidate of Psychological Sciences, Doctoral student of the Department of Psychology and Defectology of Sochi State University e-mail: nast_kostsova@mail.ru
Sevastopol Economic-Humanitarian Institute (branch) of Federal Autonomous educational institution «Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky»
(Sevastopol)
2Candidate of Psychological Sciences, Psychology Department e-mail: mashasev@ mail. ru
Sevastopol State University
3Doctor of Psychological Sciences e-mail: tatdm@mail.ru
Sochi State University
The article presents the results of an empirical study of the features of reflection and proactive coping behavior among psychology students with different levels of scientific realization (indicator - the presence of scientific articles). According to the data obtained, it can be distinguished that in two groups the average level of reflexivity is represented as the ability to self-perceive the content of one's own psyche and analyze it in retrospect, as well as in the image of the future. The statistical analysis data showed that the ability to reflect is in the zone of statistical significance in groups with different scientific activity. According to the correlation pleiad, it can be distinguished that students with an active scientific position have direct and inverse correlations between reflexivity and all types of proactive coping. This indicates that scientific activity creates conditions for updating the variability of proactive coping strategies. Thus, the pilot study contributes to the evidence base of the postulate that the student's scientific activity contributes to the development of reflexivity through proactive coping of the subject. This research contributes to the creation of a program for the development of components of scientific subjectivity through the study of the following psychological characteristics: reflexivity and proactive coping.
Keywords: proactive coping, reflexivity, scientific subjectivity, psychology student, scientific article.
Важным условием развития профессионала является активность студента на всех этапах получения высшего образования. В процессе обучения студент сталкивается с различными стрессорами, которые мешают полноценно включаться в учебную деятельность: негативный опыт, неуверенность в своих силах, отсутствие перспективы развития и т.д. Несмотря на все это, студент способен совладать с возникшей ситуацией и создать адекватный паттерн поведения в учебной и научной деятельности, а значит стать более успешным и в профессии в будущем [2].
Для профессий в системе «человек - человек» на первый план выходят личностные характеристики самого субъекта, такие как рефлексивность, проактивный копинг и научно-исследовательская активность. Поэтому важно развивать данные
феномены как конструкты эффективности будущей деятельности, что и стало предметом нашего эмпирического изучения [1].
Проблема рефлексии представлена в работах А.В. Карпова и соавторов (феноменология) [3], М.В. Косцовой и соавторов [4] (профессиональный аспект), в которых рефлексия представлена в виде интегративной психической реальности - как способности к самовосприятию своей собственной психики, так и способности «стать на место другого» (на уровне проекции, идентфикации, эмпатии).
Проактивный копинг рассматривается в трудах Э. Грингласс (E. Greenglass), Р. Шварцера (R. Schwarzer) и С. Тауберта (S. Taubert), которые определяют проактивное совладание с точки зрения личной временной перспективы, направленной на будущее. Э. Грингласс выделяет, что данный вид копинга интегрирует с планированием и проактивной саморегуляцией для достижения поставленный целей.
Целью статьи является изучение особенностей рефлексии и проактивного совладающего поведения у студентов-психологов с разным уровнем научной реализации (индикатор - наличие научных статей).
Из цели исследования вытекает научная гипотеза: предполагается, что студенты-психологи, имеющие научные публикации, различаются по уровню рефлексивности и проактивного копинга; также осуществляется поиск коррелятов между рефлексивностью и проактивным копингом как важными элементами научно-исследовательской субъектности студента высшей школы.
В ходе исследования мы применяли общенаучные и эмпирические методы, а также методы описательной и математической статистики.
К эмпирическим методам относятся: опросник рефлексивности Карпова (2003); опросник «Проактивное совладающее поведение» (Proactive Coping Inventory, PCI), разработанный Р. Шварцером и Э. Грингласс в адаптации Е. С. Старченковой (2009).
Были использованы следующие методы обработки эмпирических данных: количественная и качественная обработка результатов исследования, графическое отображение данных, вычисление коэффициента U-критерия Манна—Уитни, ранговая корреляция Спирмена (rs).
Описание выборки исследования: студенты-психологи II-IV курсов квалификации «бакалавр», а также студенты I-II курсов квалификации «магистр».
База исследования: СЭГИ КФУ им. В.И. Вернадского и СевГУ (на базе Гуманитарно-педагогического института).
Общее количество респондентов - 38.
Для выявления научной активности респонденты были разделена на две группы:
1 группа - студенты, которые не имеют научных публикаций, -29 респондентов;
2 группа - студенты, имеющие более двух научных публикаций, то есть респонденты имеют неслучайный интерес к студенческой научной деятельности, -9 респондентов.
Была получена следующая психологическая картина (рис. 1).
Рис. 1. Среднее значение в двух выборках по опроснику рефлексивности Карпова
Из рисунка видно, что в двух группах представлен средний уровень рефлексивности как способности к самовосприятию содержания своей собственной психики и его анализу в ретроспективе, а также в образе будущего.
При выделении значимых различий нами был рассчитан непараметрический критерий U-критерий Манна—Уитни.
Ц.эмпирич = 80 (при критическом значении икритич = 82; при p <0,05). Данный показатель находится в зоне неопределенности, что свидетельствует о том, что возможны различия между двумя группами, но существуют еще факторы, которые влияют на эти различия.
Мы можем предположить, что такими переменными могут быть типы проактивного копинга.
В исследовании был использован опросник «Проактивное совладающее поведение» (Proactive Coping Inventory, PCI) (рис. 2).
Рис. 2. Среднее значение по тесту «Проактивное совладающее поведение» в изучаемых выборках Условные обозначения: 1 - проактивное преодоление; 2 - рефлексивное преодоление; 3 - стратегическое планирование; 4 - превентивное преодоление; 5 - поиск инструментальной поддержки; 6 - поиск эмоциональной поддержки.
Как видно из рисунка, данные по всем типам копинга в изучаемых выборках находятся примерно на одинаковом уровне, то есть значимых различий между двумя выборками не выявлено (при критическом значении Икритич = 82; при р <0,05).
Наиболее часто используемые проактивные копинги у студентов представлены в виде проактивного преодоления (среднее значение - 42), в котором ситуация студентами рассматривается как источник позитивного опыта, то есть студенты готовы «набивать шишки», и это позволяет им расти личностно.
На втором месте у студентов рефлексивное преодоление в обеих группах (среднее значение - 33) как желание давать когнитивную оценку событиям и прогнозировать результаты. Данные опровергают обыденную истину, что студенты живут сегодняшним днем. На самом деле у студентов существует и реализуется способность к антиципации.
Превентивное преодоление находится на 3-м месте (среднее значение -28 баллов) и выражается в способности предвосхищать трудные ситуации с опорой на прошлый опыт. Как мы видим из практики, к окончанию обучения студенты становятся более организованными и меньше делают ошибок в планировании и реализации учебного процесса.
Стратегическое планирование имеет наименьшее значение (среднее значение -11,7), то есть у студентов отсутствует стратегия своего будущего через дифференциацию задач. Данный результат требует особого внимания преподавателей для создания условий по развитию данной компетенции.
Поиск инструментальной и эмоциональной поддержки находится на среднем уровне, что свидетельствует о том, что студенты в меньшей степени нуждаются во внешней информации и эмоциональной поддержке от других людей, доказывает реализацию взрослой и зрелой позиции молодых людей.
Таким образом, гипотеза исследования о различиях в группах студентов по выраженности рефлексивности и компонентам проактивного копинга доказана частично: в обеих группах одинаков уровень проактивного копинга, но уровень рефлексии в группе с научной активностью выше, что позволяет констатировать, что научная деятельность направлена на формирование важных профессиональных компетенций.
Для доказательства взаимосвязи между рефлексивностью и компонентами проактивного копинга при помощи непараметрического критерия - ранговой корреляции Спирмена (ъ) была построена корреляционная плеяда для двух групп отдельно, так как есть значимые различия по переменной «рефлексивность».
/ \
Рефлексивность
г*= 0,3
Рефлексивное преодоление
Рис. 3. Корреляция рефлексивности и проактивного копинга у студентов-психологов, не участвующих в научной деятельности вуза
Согласно данным рисунка, у студентов, которые не принимают участие в научной деятельности, была выявлена одна корреляционная связь между рефлексивностью и рефлексивным преодолением (^=0,3; при р<0,05). Взаимосвязь этих показателей вполне естественна: чем выше рефлексивность (как профессионально важное качество в системе «человек - человек», по Карпову), тем активнее студенты используют рефлексивный копинг, который направлен на когнитивную оценку ресурсов и готовность к антиципации.
Рефлексивность
rs= 0,32f N
Проактивное преодоление
Рефлексивное преодоление
Поиск инструментальной поддержки
_| г s=-0,43_
Поиск эмоциональной поддержки
Стратегическое преодоление
Превентивное преодоление
Условные обозначения (при р<0,05):
Прямая корреляционная связь <-►
Обратная корреляционная связь:
Рис. 4. Корреляция рефлексивности и проактивного копинга у студентов-психологов, которые активно участвуют в НИРС
Из рисунка 4 видно, что у студентов с активной научной позицией выявлены прямые и обратные корреляционные связи между рефлексивностью и всеми видами проактивного копинга. Это свидетельствует о том, что научная деятельность создает условия для актуализации вариативности проактивных копинг-стратегий.
Таким образом, представленное исследование направлено на доказательство постулата о том, что научная деятельность студента способствует развитию рефлексивности через проактивный копинг субъекта.
Перспективы исследования. В дальнейшем необходимо изучить другие личностные детерминанты, которые влияют на научно-исследовательскую активность студентов вуза: например, эмоциональный компонент в виде эмоциональной направленности личности, уровень творческих способностей и мотивационные факторы.
Библиографический список
1. Гришина, А.В. Исследование научно-исследовательского потенциала студента вуза через призму эмоциональной направленности личности / А. В. Гришина // Современная гуманитаристика : коллективная монография / ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет». Часть 4. - Севастополь : Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Севастопольский государственный университет", 2023. - С. 11-21.
2. Дубовицкая, Т. Д. Опросник значимости учебных предметов для профессиональной подготовки будущего специалиста / Т. Д. Дубовицкая // Психологический журнал. - 2003. - № 5. - С. 103-109.
3. Карпов, А. В. Специфика структурной организации метакогнитивных компонентов рефлексивности / А. В. Карпов, А. А. Карпов, А. В. Чемякина // Российский психологический журнал. - 2022. - №1. - URL: https: //cyberleninka.ru /article/n/spetsifika-strukturnoy-organizatsii-metakognitivnyh - komponentov-refleksivnosti (дата обращения: 13.09.2023).
4. Косцова М.В., Гришина А.В., Ганишина И.С. Рефлексивность курсантов высшего военно-морского училища как фактор личностной самоэффективности / М. В. Косцова, А. В. Гришина, И. С. Ганишина // Человек: преступление и наказание. -2023. - Том 31. - № 1. - С. 124-137.