влечения новых ресурсов в производство; заинтересованность в дальнейшем улучшении не только собственной, но и окружающей жизни; владение различными социальными ролями, развитые коммуникативные навыки, дух корпоративизма; менеджерские способности и др.;
- психологического: креативное мышление; наличие выраженных предпринимательских намерений, мотивация успеха, достижения; психологическая устойчивость, решительность и др.;
- этического: человеческое достоинство, совестливость, стремление к получению прибыли честным путем; готовность к благотворительной деятельности и др.;
- педагогического: уважение к людям, понимание абсолютной ценности человеческой жизни, стремление создавать условия для реализации творческого потенциала сотрудников, стимулировать состязательность и др. [4].
Подготовка студенческой молодежи к жизни в условиях рыночной экономики, в том числе к предпринимательской деятельности, становится важнейшим звеном вузовского образования. Это еще раз подчеркивает необходимость создания в вузовской системе условий для проявления творческой инициативы, самостоятельности в выборе решений, деловой активности - всех тех качеств, которые говорят о предприимчивости выпускника вуза.
Библиографический список
Гуманитарные технологии формирования предпринимательской культуры студентов предполагают образовательную деятельность, направленную на приобщение учащейся молодежи к современным российским ценностям, развитие их организаторских способностей, правовой, экономической, технологической культуры, обогащение личностно-делового потенциала будущего специалиста, овладение этикой делового взаимодействия. Важнейшим условием формирования предпринимательской культуры студентов является применение инновационных педагогических технологий в сочетании с традиционными формами обучения, обеспечивающих профессиональную подготовку с развитием внутреннего потенциала и предпринимательской активности личности студента [5].
Использование педагогических инноваций и прогрессивных обучающих технологий, обеспечивает высокий уровень формирования предпринимательской культуры студентов на основе овладения знаниями, умениями и необходимыми навыками, достаточный для успешной профессиональной реализации выпускников, их профессиональной и личностной компетентности, умения адаптироваться к быстроизменяю-щимся условиям жизни, потребности в саморазвитии и самореализации.
1. Игропуло, И.Ф. Теоретико-методологические подходы к интеграции культуры и образования в современных условиях // Вестник СевКавГТУ. - 2011. - № 5.
2. Игропуло, И.Ф. О проблеме понимания социокультурного контекста развития образования // Вестник СевКавГТУ. - 2012. - № 3.
3. Лапа, Е.А. Использование инновационных педагогических технологий при подготовке студентов к предпринимательской деятельности // Ученые записки Забайкальского гуманитарно-педагогического университета. - 2010. - № 5.
4. Магомедова, Х.Н. Формирование предпринимательской культуры студентов // Педагогика. - 2007. - № 8.
5. Слугина, Н.Л. Проблема развития профессиональной рефлексии во время обучения в вузе на примере студентов направления «Менеджмент» / Н.Л. Слугина, О.В. Слугин // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 2(39).
Bibliography
1. Igropulo, I.F. Teoretiko-metodologicheskie podkhodih k integracii kuljturih i obrazovaniya v sovremennihkh usloviyakh // Vestnik SevKavGTU. - 2011. -№ 5.
2. Igropulo, I.F. O probleme ponimaniya sociokuljturnogo konteksta razvitiya obrazovaniya // Vestnik SevKavGTU. - 2012. - № 3.
3. Lapa, E.A. Ispoljzovanie innovacionnihkh pedagogicheskikh tekhnologiyj pri podgotovke studentov k predprinimateljskoyj deyateljnosti // Uchenihe zapiski Zabayjkaljskogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. - 2010. - № 5.
4. Magomedova, Kh.N. Formirovanie predprinimateljskoyj kuljturih studentov // Pedagogika. - 2007. - № 8.
5. Slugina, N.L. Problema razvitiya professionaljnoyj refleksii vo vremya obucheniya v vuze na primere studentov napravleniya «Menedzhment» / N.L. Slugina, O.V. Slugin // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2013. - № 2(39).
Статья поступила в редакцию 20.10.14
УДК 159.9: 37.06
Oborotova S.A THE TECHNOLOGY OF MEDIATION IN SOLVING SCHOOL CONFLICTS AND IN FORMATION OF A PROFESSIONAL CULTURE OF A MODERN TEACHER. In the article the author focuses on a subject of the emotional relation of participants of pedagogical process to school and the existence of problems, connected with how conflicts appear in school environment. The work defines and describes characteristics of modern approaches to the organization of psychologically comfortable and safe educational space. The author focuses on the application of technology of mediation, as a communicative technology of interaction of a teacher with participants in a pedagogical process, which gives it a chance of practical resolving of difficult and conflict situations. In the article new material on the studied subject is generalized; a concept of a mediation activity of a teacher as a component of his professional culture is introduced into the scientific terminology. The author offers a model and practical experience of training of teachers with the help of modular programs in the course of their retraining and professional development that emphasizes the importance of an idea of succession in the continuous educational process.
Key words: conflict, intermediary, mediation, mediations activity, professional culture, professional retraining and professional development.
С.А. Оборотова, ст. преп. каф. психолого-педагогического образования, заместитель декана педагогического факультета по учебной работе и дополнительному образованию ФГБОУ ВПО «Московский гос. гуманитарный университет им. М.А. Шолохова», аспирант каф. образования взрослых ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», г. Москва, E-mail:oborotova73@mail.ru
ТЕХНОЛОГИЯ МЕДИАЦИИ В УРЕГУЛИРОВАНИИ ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ И ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
Статья посвящена исследованию современных подходов к организации психологически комфортного и безопасного образовательного пространства с помощью медиации, как коммуникативной технологии взаимодействия учителя с участниками педагогического процесса, которая дает ему возможность практического
разрешения сложных и конфликтных ситуаций. Представлены и рассмотрены данные, полученные в рамках экспериментальной деятельности, на базе начального, среднего и старшего звена общеобразовательных учреждений, направленной на выявление эмоционального отношения обучающихся к школе и наличия проблем, связанных с организацией воспитательно-образовательного процесса.
Ключевые слова: конфликт, посредник, медиация, медиативная деятельность, профессиональная культура, профессиональная переподготовка и повышение квалификации.
Сегодня отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования.
Современная образовательная политика и стратегия модернизации образования, отражая общенациональные интересы в образовательной сфере и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем существующие тенденции развития, обуславливающие необходимость существенных изменений, направленных на расширение возможностей социального выбора, развитие навыков бесконфликтного и поликультурного взаимодействия, формирования толерантного мышления у молодежи.
Среди педагогических проблем, находящихся в центре внимания ученых, руководителей системы образования и учителей-практиков, особое место занимает проблема характера и качества образования, соответствия предоставляемых образовательных услуг запросам и потребностям общества и отдельного человека.
Происходящие преобразования ведут к изменению и роли учителя, чувствующего себя неуверенно из-за перемен, порой радикального характера, затрагивающих его профессиональную деятельность, и роли учеников и их родителей, которые являясь главными участниками образовательного процесса, так же вовлечены в эти изменения, что часто порождает конфликты.
Тенденция увеличения конфликтных ситуаций в образовательных организациях, приводит к разговору о необходимости применения различных методов их урегулирования. От успехов в этом направлении зависит не только благоприятный климат в педагогической среде, способствующий усвоению знаний со стороны обучающихся, но и развитие личности, ее социальная адаптация.
Часто ориентируясь на качество знаний и высокий уровень
профессионализма, стараясь создать благоприятные условия для эффективной системы обучения ребенка, мы прекращаем обращать внимание на индивидуально-личностные особенности участников образовательного процесса, что приводит к обострению различных социальных проблем. Ошибки и просчеты, допускаемые в процессе воспитания и обучения ребенка, могут оказаться невосполнимыми и проявляться позднее в асоциальном поведении, в трудностях его адаптации к жизни в обществе, в различных отклонениях психического и личностного развития.
В исследованиях Анцупова А.Я., Леонова Н.И, Рыбаковой М.М. и др., подчеркивается, что межличностные и межгрупповые конфликты имеют негативный характер и влияют на все процессы жизнедеятельности школы:
Конфликты между учениками отрицательны как для самих конфликтующих, так и для всего ученического коллектива.
Конфликты между учителем и учеником оказывают деструктивное воздействие на результативность и качество воспитательно-образовательного процесса в целом.
Конфликты между учителями и учителей с администрацией дестабилизируют социально-психологический климат в педагогическом коллективе.
В любом конфликте родителя и учителя страдающая сторона - всегда ребенок [1].
В рамках нашей экспериментальной деятельности, на базе начального, среднего и старшего звена общеобразовательных учреждений, направленной на выявление эмоционального отношения обучающихся к школе и наличия проблем, связанных с организацией воспитательно-образовательного процесса, были получены следующие данные:
Общее эмоциональное отношение обучающихся 4, 7, 8, 10 классов к школе показывает, что большинство из них идут в школу без положительного настроя и желания.
Таблица 1
Варианты ответов 4 классы 7 классы 8 классы 10 классы
а) с радостью 54% 51% 22% 0%
б) с привычным равнодушием 14% 19% 50% 76%
в) с желанием, чтобы всё поскорее закончилось 22% 12% 26% 24%
г) с предчувствием неприятностей 0% 17% 2% 0%
Ответы учащихся на вопрос: «С кем ты чаще всего вступаешь в конфликт?»
Таблица 2
Варианты ответов 4 классы 7 классы 8 классы 10 классы
а) одноклассники 46% 36% 20% 18%
б) друзья 32% 36% 30% 25%
в) родители 12% 9% 10% 6%
г) учителя 0% 9% 9% 37%
д) директор 0% 0% 4% 0%
е) обслуживающий персонал школы 8% 2% 10% 6%
ж) другое 0% 7% 3% 6%
Таблица 3
Ответы учащихся на вопрос: «Что чаще всего является причиной конфликтных ситуаций с твоим участием?»
Варианты ответов 4 классы 7 классы 8 классы 10 классы
а)ситуация 49% 21% 46% 57%
б) характер окружающих людей 39% 58% 39% 22%
г) мой собственный характер 12% 11% 17% 20%
Ответы учащихся на вопрос: «С каким настроением ты идешь в школу?»
Чаще всего оппонентами в конфликтных ситуациях для обучающихся 4 классов являются одноклассники, для 7 классов -одноклассники и друзья, для 8 классов - друзья, а для 10 классов - учителя.
Причиной конфликтов, по мнению каждого второго обучающегося 4, 8, 10 классов, является сложившаяся ситуация; а у семиклассников, большинство выделяют особенности характеров окружающих людей.
Представленные результаты, позволяют утверждать, что конфликтные ситуации в образовательной среде имеют место быть, часто неизбежны и во многом зависят от культуры взаимоотношений между всеми участниками педагогического процесса.
Но, по мнению многих, конфликты в школе нежелательное явление, воспринимаемое как стихийное и неуправляемое, мешающее созданию ореола внешнего благополучия, высокого качества и уровня воспитательной работы.
В психолого-педагогических исследованиях достаточно часто рассматриваются такие приемы как предотвращение, профилактика, разрешение конфликтов, реже - управление ими. А ведь, разумный и педагогически целесообразный подход к разрешению конфликта открывает большие возможности.
Конфликт это противостояние двух мнений. И личность, и коллектив, в особенности, не могут развиваться бесконфликтно, следовательно, наличие конфликтов есть показатель нормального развития, т.к. это естественный процесс, определяемый противоречиями, возникающими во взаимоотношениях людей.
Каким способом разрешить конфликт и к какому результату прийти зависит лишь только от культуры конфликтующих. В случае конструктивного разрешения конфликт становится показателем прогрессивного развития общности. Принятие современной социологией и психологией конфликта в качестве неотъемлемой составляющей общественных взаимоотношений изменило точку зрения специалистов на конфликт как отрицательное явление.
Следовательно, умение грамотно регулировать конфликты в школьной среде может позволить участником образовательного процесса извлечь положительный эффект из конфликтного процесса в виде накопления опыта поведения в конфликтных ситуациях, приобретения способностей их разрешения, а также прогнозирования их последствий.
Разрешение конфликтных ситуации эффективней видится при участии третьей стороны будь это педагог, школьный психолог, представитель администрации учебного заведения, родители. Однако продуктивность вмешательства, судя по опыту, возможна только в том случае, если третья сторона будет нейтральной, беспристрастной, авторитетной для конфликтующих сторон, владеющей необходимыми знаниями и навыками [2, с. 51]. А своевременная диагностика межличностных конфликтов в школьных коллективах имеет важное значение как для их профилактики, так и для конструктивного разрешения.
Кроме того, директор, классный руководитель, социальный педагог, школьный психолог, учитель нуждаются в новых методиках, позволяющих создать в образовательном учреждении систему оценки индивидуальных особенностей всех участников педагогического процесса.
Медиация (от лат. «mediare» - посредничать) - сегодня о ней говорят все чаще как о новом подходе к предотвращению и разрешению спорных и конфликтных ситуаций. Это деятельность, помогающая спорящим сторонам приходить к договоренностям, вырабатывать реалистичные и устраивающие все стороны решения, заключать договор, регулирующий отношения к предмету конфликта, организованная с помощью третьей нейтральной беспристрастной стороны - медиатора (посредника) [3].
Медиация как технология, позволяет рассматривать конфликт как точку роста новых отношений, разрешать его, раскрывая за позициями истинные интересы сторон и опираясь на договоренности как принцип человеческого сосуществования.
Особенности современной медиации - это специальный подход к конфликту, при котором защищаются интересы каждого; признание приоритетности самоопределения и ответственности каждого участника процесса; фокусировка на возможностях и ресурсах, правах и обязанностях субъектов; ориентировка на нахождение взаимовыгодного согласия; признание изменяемости ранее полученных договоренностей в процессе повседневной жизни; адаптивная гибкость в выработке решений, которые претворяются в жизнь, так как соответствуют интересам всех участников конфликта и реально существующим условиям [4].
Поэтому, сегодня предлагается использовать положительный опыт медиации в образовательной сфере как способа урегулирования конфликтов, а также как профилактического метода.
Являясь наиболее мягкой формой альтернативного разрешения споров, этот метод дает возможность во время процедуры медиации сторонам, участвующим в конфликте, самостоятельно приходить к взаимовыгодному решению, опираясь на опыт, знания, умения и профессионализм медиатора.
Эффективность общения педагога с детьми во многом определяется совокупностью его личностных качеств. Нравственные и профессиональные качества ориентированы в первую очередь на целевые функции управления ученическим коллективом, неоднородным по своему составу. Высокий уровень развития данных качеств делает педагога психологически привлекательным, близким и понятным воспитанникам, укрепляет его позиции в системе межличностных отношений и создаёт условия для того, чтобы педагог воспринимался учащимися не как администратор, а как лидер.
Медиация как современная коммуникативная технология взаимодействия педагога с учащимися и родителями открывает новые подходы и пути преодоления сложных и конфликтных ситуаций.
Здесь педагог становится тем самым посредником (медиатором), который, грамотно регулируя процесс конфликта, мягко подводит стороны к его решению. Школьная медиация исходит из того, что конфликт содержит в себе надежду на улучшение и изменение ситуации, на правильное понимание проблемы, принятие спорящими сторонами друг друга. Такое творческое отношение к конфликту обычно помогает выработать конструктивное решение.
Сегодня, «Новой школе» необходим «Новый учитель», который успешно и продуктивно сотрудничает с участниками педагогического процесса, владеет современными воспитательными и образовательными технологиями, способен оперативно реагировать и быстро адаптироваться.
Считая конфликт эффективным средством воспитательного воздействия на личность, ученые указывают (Анцупов А.Я, Бородкин Ф.М., Егидес А.П., Ситник А.П., Крупина И.В., Шипи-лов А.И. и др.), что преодоление конфликтных ситуаций возможно только на основе специальных психолого-педагогических знаний и соответствующих им умений, социальных навыков и высокого уровня профессиональной культуры [5].
Но недостаточная конфликтологическая подготовка субъектов образовательного процесса, предполагающая умение на практике управлять конфликтами и находить оптимальные способы их профилактики и преодоления, как правило, негативно сказывается на организации развивающего пространства.
Именно, развитие медиативного компонента в профессиональной культуре учителя направленно на выработку специальных навыков взаимодействия в конфликте, знаний специфики оказания медиативной помощи (посредничество при урегулировании конфликта), умения обучить детей, родителей, коллег эффективному взаимодействию, основанному на принципах позитивной коммуникации.
Поэтому, одним из важнейших направлений при составлении программ переподготовки и повышения квалификации является постановка задач и реализация образовательных целей по формированию навыков медиативной деятельности учителя в образовательной организации как компонента его профессиональной культуры.
В рамках вышеуказанных программ нами составлены вариативные модули: «Медиативный подход к особенностям взаимодействия участников образовательного процесса» и «Современные социально-педагогические, психологические и ювенальные направления деятельности педагога», включающие в себя как теоретический, так и практикоориентированный материал по формированию медиативной культуры и наработке практических навыков применения технологии медиации в образовательном учреждении.
Данные модульные программы направлены на ознакомление, развитие и совершенствование профессиональной компетенции педагога как медиатора, целью которых является накопление и оптимизация полученных знаний, умений и навыков применения процедуры медиации при моделировании собственной деятельности для обеспечения условий успешности в процессе организации образовательного процесса.
Для достижения планируемых результатов в процессе курсов рассматривается современная проблематика в вопросах воз-
растной психологии, педагогики, социологии и конфликтологии; осуществляется подготовка педагогов к практической деятельности в диагностической, коррекционной, профилактической работе с детьми и взрослыми; слушатели обучаются медиативным навыкам общения и способам их применения на практике.
В процессе первичного анкетирования педагогов, мы выяснили, что для большинства из них очень важны именно хорошие взаимоотношения в процессе коммуникации со всеми участниками образовательного процесса и возможность самореализации и самосовершенствования (23% и 27% - соответственно), а 70% опрошенных утверждают, что конфликты неизбежны в школьной жизни.
Получаемые навыки применения метода медиации позволят специалисту наряду с разрешением разнонаправленных конфликтов в образовательно-воспитательной системе вести профилактическую работу по предупреждению проявления насилия, агрессивных, асоциальных форм поведения среди детей и подростков, а также коррекционную работу с трудными подростками и несовершеннолетними правонарушителями.
В области такой конфликтологической подготовки личност-но-ориентированный подход способствует профессиональному росту обучающегося, развитию креативного подхода к урегулированию и профилактике проблемных ситуаций, формированию критичности и самокритичности, обеспечивающих объективный взгляд на конфликтную ситуацию.
Основой медиативной компетенции в выстраивании взаимодействия участников образовательного процесса является организация диалога между сторонами, который дает возможность этим сторонам лучше узнать и понять друг друга. Диалог способствует изменению отношений: от отношений конфронтации, предубеждений, подозрительности, агрессивности к позитивному разговору. Навыки медиации помогают выразить и услышать точки зрения, мнения, чувства сторон, что формирует пространство взаимопонимания.
Важнейшим результатом медиативного подхода являются восстановительные действия (извинение, прощение, стремление искренне загладить причиненный вред), то есть такие действия, которые помогают исправить последствия конфликтной или спорной ситуации.
Как показывает практика реализации выше обозначенных модулей, применение комплекса определенных дидактических условий в процессе профессиональной переподготовки специалистов способствует формированию и развитию медиативной культуры учителя и становится успешным, если:
Библиографический список
• управление процессом осуществляется в соответствии с психологическими факторами и закономерностями становления и развития профессиональной культуры педагога;
• созданы педагогические условия формирования способности учителя к осуществлению медиативной деятельности в образовательном учреждении;
• ведущей организационной формой реализации выступает методическая работа, построенная на диагностической основе;
• обеспечивается самостоятельная творческая деятельность учителя для изучения и улучшения своей про-фессонально-педагогической культуры, на основе этических норм и правил.
Разработанная нами система обучения педагогов призвана обеспечить условия успешности применения полученных знаний в процессе моделирования собственной деятельности и дальнейшей организации образовательного процесса.
Комплексный подход в обучении, содействует воспитанию личности с активной, ответственной гражданской позицией, умеющей конструктивно реагировать на ситуации напряжения, стресса, конфликта, контролировать собственную психологическую безопасность и позволяет взрослым участникам образовательного процесса повысить и сохранить профессиональную компетентность [6].
Внедрение медиативной технологии в профессиональную переподготовку педагогов требует качественно нового подхода к обучению. Поэтому мы используем такие интерактивные методы как работы в малых группах, творческие задания, обучающие игры и различные кейсы, дискуссии, форумы и мозговые штурмы, интерактивные лекции и тренинги.
Описываемые программные модули разработаны для всех категорий педагогических работников с учетом специфики их образования и позволяют во многом решить современные общественные проблемы.
Результаты проведенной работы показывают, что при интегрировании медиативного компонента в процесс развития профессиональной культуры и ориентировании на расширение знаний по социально-педагогическим и психологическим аспектам деятельности учителя, значительно повышается качество образовательного процесса, в последующем применении полученных знаний и стремлении педагога к вовлечению в работу всех институтов, участвующих в воспитании и становлении личности: семьи - дошкольного учреждения - школы - ВУЗа.
1. Анцупов, А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. - М., 2004.
2. Мариносян, Т.Э. Школьная медиация как современный способ урегулирования конфликтов в системе образования // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2012. - № 1.
3. Шамликашвили, Ц.А. Вступление главного редактора // Медиация и право. - 2007. - № 3(5).
4. Медиация - искусство разрешать конфликты. Знакомство с теорией, методом и профессиональными технологиями / составители: Г. Мета, Г. Похмелкина; пер. с немецкого Г. Похмелкиной. - М., 2004.
5. Ситник, А.П. Профессиональная культура учителя и ее развитие в процессе реализации приоритетного национального проекта «Образование»: учеб. пособ. / А.П. Ситник, И.В. Крупина. - М., 2007.
6. Щербаков, Ю.И. Взаимодействие вуза и школы в современных условиях // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 1(44).
Bibliography
1. Ancupov, A.Ya. Profilaktika konfliktov v shkoljnom kollektive. - M., 2004.
2. Marinosyan, T.Eh. Shkoljnaya mediaciya kak sovremennihyj sposob uregulirovaniya konfliktov v sisteme obrazovaniya // Novoe v psikhologo-pedagogicheskikh issledovaniyakh. - 2012. - № 1.
3. Shamlikashvili, C.A. Vstuplenie glavnogo redaktora // Mediaciya i pravo. - 2007. - № 3(5).
4. Mediaciya - iskusstvo razreshatj konfliktih. Znakomstvo s teorieyj, metodom i professionaljnihmi tekhnologiyami / sostaviteli: G. Meta, G. Pokhmelkina; per. s nemeckogo G. Pokhmelkinoyj. - M., 2004.
5. Sitnik, A.P. Professionaljnaya kuljtura uchitelya i ee razvitie v processe realizacii prioritetnogo nacionaljnogo proekta «Obrazovanie»: ucheb. posob. / A.P. Sitnik, I.V. Krupina. - M., 2007.
6. Therbakov, Yu.I. Vzaimodeyjstvie vuza i shkolih v sovremennihkh usloviyakh // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2014. - № 1(44).
Статья поступила в редакцию 14.10.14
УДК 37.03
Shengof Yu.V. ON THE QUESTION OF THE ORIGIN OF A THEORY OF FORMING OF A PERSONALITY IN A TEAM. The article summarizes the results of the analysis of a process of how the pedagogical theory of education of an individual in the environment of a team formed. The author examines the complex social, cultural and pedagogical factors influencing the actualization of these ideas in the educational theory and practice. The author thinks that the formation of prerequisites of the process of forming of the theory of education of a person in a team in the end of 19th