ТРИ «М»: МЕТОДОЛОГИЯ — МЕТОДИКА — МЕТОД
УДК 159.9: 37
С.А. Оборотова
Медиация как современная технология управления конфликтами в образовательной среде
Статья посвящена изучению тенденции увеличения конфликтных ситуаций в образовательных организациях, которая приводит к необходимости применения современных методов их урегулирования. От успехов в этом направлении зависит не только благоприятный психологический микроклимат в образовательной среде, способствующий усвоению знаний обучающимися, но и развитие личности, ее социальная адаптация. Главное внимание в статье сосредоточено на особенностях применения технологии медиации в процессе преодоления спорных и конфликтных ситуаций. Раскрыто содержание медиативной деятельности учителя как компонента его профессиональной культуры и описана модель обучения педагогов посредством модульных программ в ходе их переподготовки и повышения квалификации.
Ключевые слова: конфликт, посредник, медиация, медиативная деятельность, профессиональная культура, профессиональная переподготовка и повышение квалификации.
Образование представляет собой сферу общественной жизни, где самым тесным образом переплетаются интересы государства и граждан. Государство заинтересовано в неуклонном развитии сферы образования, так как с этим напрямую связаны вопросы соблюдения прав и свобод человека, успешное развитие экономики, социальное благополучие гражданина и общества в целом, а также состояние национальной безопасности.
Рассматривая понятие «безопасность» в контексте состояния защищенности жизненно важных интересов личности, мы подразумеваем ее психологическую безопасность, то есть сохранность психики, предполагающую поддержание определенного баланса между негативными воздействиями на человека окружающей его среды и его устойчивостью, способностью преодолеть такие воздействия собственными ресурсами или с помощью защитных факторов среды. Следовательно, психологическая безопасность личности и среда неотделимы друг от друга и представ-
© Оборотова С.А., 2015
116
Медиация как современная технология управления конфликтами в образовательной среде
ляют собой основу модели устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой.
Современные психологи утверждают: «Безопасность — это необходимое условие развития любой системы... Человек может развиваться только в среде с определенными параметрами, и одним из самых существенных является психологическая безопасность» [3].
Вышеизложенная проблематика особенностей организации психологической безопасности в образовательной среде продиктована тем, что социальный заказ образованию направлен на развитие социально активной и ответственной личности, способной к преобразованию окружающего мира, что отражено в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральных государственных образовательных стандартах, Профессиональном стандарте педагога и других нормативно-правовых документах страны.
Материал носит актуальный характер, потому что в настоящее время идет активное обсуждение законопроекта «О психологической помощи населению в Российской Федерации», в котором акцентируется внимание на создании условий, обеспечивающих психологическое благополучие и повышение качества жизни населения в Российской Федерации, поддержании психического здоровья, оптимизацию психического развития, адаптацию, саморазвитие, самореализацию, реабилитацию и осуществление мероприятий, способствующих предупреждению, разрешению, преодолению сложных психологических и конфликтных ситуаций [4].
Образовательная среда учебного заведения, являясь частью жизненной среды человека, представляет собой среду социального института общества, где все субъекты безопасности — подрастающее поколение, педагоги и семья — способны строить свою локальную (частную) систему безопасности через обучение и воспитание.
Отметим, что условия формирования могут быть сформулированы только в отношении всех субъектов среды, так как невозможно представить ситуацию, когда один из субъектов ощущает опасность, а остальные чувствуют себя в безопасности.
В первую очередь это нужно отнести к педагогу, поскольку именно его позиция и психологическое состояние определяет настроение классного коллектива — важнейшей группы, формирующей собственную субкультуру, оказывающую наибольшее влияние на своих членов (в сравнении с культурой школы).
Сегодня в образовательной среде наблюдается присутствие ряда личностных конфликтогенов:
во-первых, современная система педагогического образования рассматривает учителя как объект массового воспроизводства кадров и «продавца» образовательных услуг, недостаточно обращая внимание на него как на субъекта психического и профессионального развития, что не создает условий, побуждающих к поиску личностно значимого смысла про-
117
Медиация как современная технология управления конфликтами в образовательной среде
фессии, к профессиональному самоанализу, не формирует его как носителя педагогической рефлексии и профессиональной культуры;
во-вторых, педагоги, ориентируясь на выполнение роли проводника знаний и эталона качества образования, зачастую не стремятся создать благоприятные условия для эффективной социализации ребенка, что приводит к обострению различных социальных проблем. Ошибки и просчеты, допускаемые в процессе воспитания и развития, могут оказаться невосполнимыми и проявляться в асоциальном поведении ребенка, в трудностях его адаптации к жизни в обществе, в различных отклонениях психического и личностного развития.
Таким образом, проблемы социализации ребенка возникают и вследствие недостаточного уровня профессиональной культуры учителя, что проявляется в неготовности менять сложившиеся стереотипы воспитания, быть в творческом профессиональном поиске.
Социально-психологический конфликт и нарушение психологической безопасности личности в образовательной среде являются серьезной проблемой современности.
Любая деятельность имеет свою структуру, которая определяет взаимосвязь и взаимообусловленность элементов деятельности.
Структура деятельности педагога, как и любой другой профессиональной деятельности, предполагает наличие следующих компонентов: субъекта (того, кто ее осуществляет), объекта (того, для кого она специально организована, на кого направлена), цели (к чему она стремится), функций (какие при этом функции выполняются), средства (при помощи каких методов и технологий достигается ее цель) [2]. Однако важно уточнить, что в образовательном процессе причиной конфликтов явлются объектно-субъектные отношения, и мы должны вести речь о гуманизации образования, которая предполагает наличие субъектно-субъектных отношений между учителем и обучающимся.
Модель компетентностей педагогов образовательных организаций на современном этапе, предполагает следующие составляющие (см. таблицу 1).
Таблица 1
Модель компетентностей педагогов образовательных учреждений
Компетентность Определение
Предметная Качество действий педагога, позволяющее эффективно осуществлять образовательный процесс. Включает в себя содержательный и методологический компоненты
Методическая Качество действий педагога, отражающее его готовность обеспечить оптимальный уровень организации образовательного процесса в соответствии с современными требованиями, а также готовность к постоянному повышению квалификации, овладению разнообразными педагогическими технологиями, обобщению и трансляции собственного опыта
118
Медиация как современная технология управления конфликтами в образовательной среде
Окончание табл.
Компетентность Определение
Коммуникативная Качество действий педагога, обеспечивающее: умение строить отношения с участниками образовательного процесса, основанные на взаимопонимании и сотрудничестве; умение публично представлять результаты своей профессиональной деятельности
Информационная Качество действий педагога, выражающееся в наличии комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой
Правовая Качество действий педагога, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативно-правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач
Общекультурная Качество действий педагога, включающее осведомленность в вопросах и опыте деятельности: особенностей общечеловеческой культуры; духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роли науки и религии в жизни человека, их влияния на мир; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере
Социально-педаго- гическая Качество действий педагога, характеризующееся как: способность и умение функционировать в обществе, знать проблемы общества, понимать механизм его деятельности; социально активная деятельность и реализация социально направленных проектов; совокупность социальной зрелости, социальной направленности, социальной адаптивности, социальной успешности и социальной мобильности
Психологическая Максимально адекватная, пропорциональная совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств педагога, позволяющая достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания
Из приведенной выше таблицы компетентностей видно, что основной целью деятельности современного учителя является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью педагогических, социальных, психологических, правовых, медицинских механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в образовательном процессе и ближайшем окружении.
Это доказывает, что педагог должен не только знать и уметь применять различные диагностические методики (педагогические, психологические, социологические и т.п.), но и «иметь навыки» (находить возможности, решения, каналы сотрудничества) для обращения за помощью к специалистам (психологам, юристам, медицинским работникам и др.), ко-
119
Медиация как современная технология управления конфликтами в образовательной среде
торые могут квалифицированно распознать проблему, подсказать пути ее решения, оказать комплексную поддержку. Учитель должен уметь прогнозировать условия, обеспечивающие оптимальное развитие; уметь выбирать методы и средства, позволяющие достичь намеченных результатов.
Следовательно, сегодня в образовательном учреждении необходим такой профессионал, который успешно и продуктивно сотрудничает со всеми участниками педагогического процесса, владеет современными образовательными технологиями, способен оперативно реагировать и быстро адаптироваться.
Выдвинутые новые требования к квалификации педагога ведут к задаче подготовки педагога по новым образовательным программам. Введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации [7].
Целью изменений становится прежде всего формирование у специалистов высокой профессиональной культуры, знаний психологических основ и инновационных технологий социально-педагогической деятельности.
Предполагается не только изменение стиля мышления, позиции отдельного педагога, но и создание в учебном заведении атмосферы доверия, взаимоуважения, взаимной поддержки и единой направленности на повышение общей и коммуникативной культуры.
Одним из важнейших компонентов профессиональной культуры учителя наряду с социально-педагогическими и психологическими аспектами является развитие его медиативной культуры как фактора обеспечения психологической безопасности и комфортности образовательной среды.
Медиация — достаточно новое явление в российской правовой действительности и понятие в психолого-педагогической практике, о котором сегодня говорят все чаще как о новом подходе к предотвращению и разрешению спорных и конфликтных ситуаций в разных сферах деятельности.
Медиация (от лат. mediare — посредничать) — деятельность, помогающая спорящим сторонам приходить к договоренностям, вырабатывать реалистичные и устраивающие все стороны решения, заключать договор, регулирующий отношения к предмету конфликта [11, с. 6].
Отношения в педагогической деятельности между учителями и учениками проходят сложные изменения в каждый возрастной период. Реальный механизм установления отношений учителя с учащимися видится в снижении количества и накала конфликтов путем перевода их в педагогическую ситуацию.
Разрешение конфликтных ситуаций видится более эффективным при участии третьей стороны, будь это педагог, школьный психолог, представитель администрации образовательной организации, родители. Однако продуктивность вмешательства, судя по опыту, возможна только в том случае, если третья сторона будет нейтральной, беспристрастной, автори-
120
Медиация как современная технология управления конфликтами в образовательной среде
тетной для конфликтующих сторон, владеющей необходимыми знаниями и навыками [5, c. 51].
В последнее время в образовательной сфере, в частности в школах, уделяют гораздо больше внимания изучению и использованию технологии медиации как способа урегулирования конфликтов, а также как профилактического метода.
Являясь наиболее мягкой формой альтернативного разрешения споров, этот метод дает возможность во время процедуры медиации сторонам, участвующим в конфликте, самостоятельно приходить к взаимовыгодному решению, опираясь на опыт, знания, умения и профессионализм медиатора.
Особенности современной медиации — это специальный подход к конфликту, при котором защищаются интересы каждого; признание приоритетности самоопределения и ответственности всех участников процесса; фокусировка на возможностях и ресурсах, правах и обязанностях субъектов; ориентировка на нахождение взаимовыгодного согласия; признание изменяемости ранее полученных договоренностей в процессе повседневной жизни; адаптивная гибкость в выработке решений, которые претворяются в жизнь, так как соответствуют интересам участников конфликта и реально существующим условиям [6].
В настоящее время это новая технология, рассматривающая конфликт как точку роста новых отношений, позволяющая разрешать его, раскрывая за позициями истинные интересы сторон и опираясь на договоренности как принцип человеческого сосуществования.
В школьной среде, судя по опросу педагогов, конфликты — нежелательное явление, воспринимаемое как стихийное и неуправляемое, мешающее созданию ореола внешнего благополучия, высокого качества и уровня воспитательной работы.
В психолого-педагогических исследованиях достаточно часто рассматриваются такие приемы, как предотвращение, профилактика, разрешение конфликтов, реже — управление ими.
В противовес распространенному мнению доказано, что разумный и педагогически целесообразный подход к разрешению конфликта открывает большие возможности (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов и др.).
Конфликт — это противостояние двух мнений. И личность, и коллектив в особенности, не могут развиваться бесконфликтно, следовательно, наличие конфликтов есть показатель нормального развития, это естественный процесс, определяемый противоречиями, возникающими во взаимоотношениях людей [1].
Каким способом разрешить конфликт и к какому результату прийти — все это зависит от культуры конфликтующих. В случае конструктивного разрешения конфликт становится показателем прогрессивного развития общности. Навыки управления конфликтами являются важным инстру-
121
Медиация как современная технология управления конфликтами в образовательной среде
ментом в работе учителя, потому что осознанное применение соответствующих приемов содействует улучшению качества коммуникации детей, помогает сохранять и развивать учебный коллектив, а также формирует общую управленческую и конфликтологическую компетентность современного педагога [9].
Знающий педагог становится тем самым посредником (медиатором), который, грамотно регулируя процесс конфликта, мягко подводит стороны к его решению. Считая конфликт эффективным средством воспитательного воздействия на личность, ученые указывают (В.Г. Афанасьев, Е.П. Белозерцев, К.Я. Вазина, И.И. Зарецкая, Д.П. Познанский, В.А. Слас-тенин, Ю.П. Сокольников, А.М. Столяренко, П.Ф. Талызина, Т.И. Шамова и др.), что преодоление конфликтных ситуаций возможно только на основе специальных психолого-педагогических знаний и соответствующих им умений, социальных навыков и высокого уровня профессиональной культуры.
Развитие медиативного компонента в профессиональной культуре учителя направлено на выработку специальных навыков взаимодействия в конфликте, знаний специфики оказания медиативной помощи (посредничество при урегулировании конфликта), умения обучить детей, родителей, коллег эффективному взаимодействию, основанному на принципах позитивной коммуникации.
Таким образом, одним из важнейших направлений при составлении программ переподготовки и повышения квалификации является постановка задач и реализация образовательных целей по формированию навыков медиативной деятельности учителя в образовательном учреждении как компонента его профессиональной культуры.
В рамках вышеуказанных программ нами подготовлены вариативные модули: «Медиативный подход к особенностям взаимодействия участников образовательного процесса» и «Современные социально-педагогические, психологические и ювенальные направления деятельности педагога», включающие в себя как теоретический, так и практико-ориентированный материал по формированию медиативной культуры и наработке практических навыков применения технологии медиации в образовательном учреждении.
Данные модульные программы направлены на ознакомление, развитие и совершенствование профессиональной компетенции педагога как медиатора, целью которых является накопление и оптимизация полученных знаний, умений и навыков применения процедуры медиации при моделировании собственной деятельности для обеспечения условий успешности в процессе организации образовательного процесса.
В процессе первичного анкетирования педагогов, обучающихся по программам, мы выяснили, что для большинства из них очень важны именно хорошие взаимоотношения в процессе коммуникации со всеми участниками образовательного процесса и возможность самореализации и самосо-
122
Медиация как современная технология управления конфликтами в образовательной среде
вершенствования (23 и 27% соответственно), а 70% опрошенных утверждают, что конфликты неизбежны в школьной жизни.
Для достижения планируемых результатов в содержание курсовой подготовки включены не только вопросы возрастной психологии, социологии и конфликтологии, которые помогут в осуществлении практической деятельности в диагностической, коррекционной, профилактической работе с детьми и взрослыми, но и ряд методик использования информационно-коммуникационных технологий, сберегающих здоровье подходов, психологических методов и средств при одновременном обучении медиативным навыкам общения и способам их применения на практике.
Основой медиативного подхода к особенностям взаимодействия участников образовательного процесса является организация диалога между сторонами, который дает возможность этим сторонам лучше узнать и понять друг друга. Диалог способствует изменению отношений: от отношений конфронтации, предубеждений, подозрительности, агрессивности к позитивным взаимоотношениям. Навыки медиации помогают выразить и услышать точки зрения, мнения, чувства сторон, что формирует пространство взаимопонимания.
Важнейшим результатом медиативного подхода являются восстановительные действия (извинение, прощение, стремление искренне загладить причиненный вред), то есть такие действия, которые помогают исправить последствия конфликтной или спорной ситуации.
Все это способствует личностному росту обучающегося, развитию креативного решения по урегулированию и профилактике проблемных ситуаций, формированию критичности и самокритичности, обеспечивающих объективный взгляд на конфликт.
Таким образом, полученные знания о технологии медиации позволят специалисту наряду с разрешением разнонаправленных конфликтов в образовательной среде вести профилактическую работу по предупреждению проявления насилия, агрессивных, асоциальных форм поведения среди детей и подростков, а также коррекционную работу с трудными подростками и несовершеннолетними правонарушителями.
Применение комплекса определенных дидактических условий в процессе профессиональной переподготовки специалистов ведет к формированию и развитию медиативной составляющей именно как составляющей профессиональной культуры [10].
Как показывает исследовательская работа и практика реализации обозначенных выше модулей в процессе обучения педагогов, формирование способности учителя к осуществлению медиативной деятельности в образовательном учреждении становится успешным, если:
• управление процессом осуществляется в соответствии с психологическими факторами и закономерностями становления и развития профессиональной культуры педагога;
123
Медиация как современная технология управления конфликтами в образовательной среде
• созданы педагогические условия формирования способности учителя к осуществлению посреднической (медиативной) деятельности в образовательном учреждении;
• ведущей организационной формой реализации выступает методическая работа, построенная на диагностической основе;
• обеспечивается самостоятельная творческая деятельность учителя для изучения и улучшения своей профессионально-педагогической культуры, на основе этических норм и правил.
Разработанная нами система обучения учителей призвана обеспечить условия успешности применения полученных знаний в процессе моделирования собственной деятельности и дальнейшей организации образовательного процесса.
Комплексный подход в обучении содействует воспитанию личности с активной, ответственной гражданской позицией, умеющей конструктивно реагировать на ситуации напряжения, стресса, конфликта, контролировать собственную психологическую безопасность и позволяет взрослым участникам образовательного процесса повысить и сохранить профессиональную компетентность.
Внедрение медиативной технологии в профессиональную переподготовку педагогов требует качественно нового подхода к обучению. Мы используем такие интерактивные методы, как работы в малых группах, творческие задания, обучающие игры и различные кейсы, дискуссии, форумы и мозговые штурмы, интерактивные лекции и тренинги.
Описываемые программные модули разработаны для всех категорий педагогических работников с учетом специфики их образования и позволяют во многом решить проблемы, возникающие именно в их поле деятельности.
Результаты проведенной работы показывают, что при интегрировании медиативного компонента в процесс развития профессиональной культуры и ориентировании на расширение знаний по социально-психологическим и медиативным аспектам деятельности учителя значительно повышается качество образовательного процесса.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что «новой школе» необходим «новый учитель», который успешно и продуктивно сотрудничает с другими участниками образовательного процесса, владеет современными педагогическими технологиями, способен оперативно реагировать и быстро адаптироваться.
На данном временном этапе это именно такой специалист, который сможет самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способный к сотрудничеству, готовый к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, удовлетворению потребностей личности в получении соответствующего образования [12].
124
Медиация как современная технология управления конфликтами в образовательной среде
Современному педагогу необходимо обладать целым комплексом знаний, умений и навыков в области управления конфликтами, так как эффективность данного вида профессиональной деятельности напрямую зависит не только от умения реализовывать профессиональные задачи в условиях конфликтогенной среды, но и от умения преобразовывать разрушающий конфликт в творческий и конструктивный.
Компонентами конфликтологической подготовки специалиста являются конфликтологическая грамотность, конфликтологическая компетентность и конфликтологическая культура, поэтому конфликтологическая подготовка должна стать одним из приоритетных направлений в процессе профессионального становления и роста [10].
И именно медиация как современная коммуникативная технология взаимодействия педагога с обучающимися и родителями открывает новые подходы и пути преодоления сложных и конфликтных ситуаций.
Литература
1. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М.: ВЛАДОС, 2004. 207 с.
2. Арнаутов А.В. Формирование профессиональной компетентности социаль-
ного педагога в условиях учебно-научно-педагогического комплекса: Ав-тореф. дис... канд. пед. наук. Волгоград, 2004. 16 с.
3. Баева И.А., Волкова И.А., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учебное пособие / Под ред. И. А. Баевой. М.: Эко-ном-Информ, 2009. 248 с.
4. Законопроект «О психологической помощи населению РФ» № 553338-6 от 24 июня 2014 года. [Электронный ресурс]. URL: http://psychiatr.ru/news/291 (дата обращения: 25.11.2014).
5. Мариносян Т.Э. Школьная медиация как современный способ урегулирования конфликтов в системе образования // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2012. № 1. С. 50—55.
6. Медиация — искусство разрешать конфликты. Знакомство с теорией, методом и профессиональными технологиями / Сост.: Г. Мета, Г. Похмелкина / Пер. с нем. Г. Похмелкиной. М.: VERTE, 2004. 320 с.
7. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н. [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556/ (дата обращения: 26.11.2014).
8. Развитие медиации в России: теория, практика, образование: Сб. ст. / Ал-лахвердова О.В., Банников Р.Ю., Величкова О.И. и др. / Под ред. Е.И. Но-сыревой, Д.Г. Фильченко. М.: Инфотропик Медиа, 2012. Серия «Библиотека медиатора». Кн. 4. 320 с.
125
Медиация как современная технология управления конфликтами в образовательной среде
9. Учадзе С.С. Педагогическое управление конфликтами в образовательном учреждении: Дис. ... д-ра пед. наук. Сочи, 2010. 410 с.
10. Чиннова Н.В. Дидактические условия формирования конфликтологической культуры будущих специалистов по связям с общественностью // Наука и образование. 2010. № 4. С. 17—20.
11. Шамликашвили Ц.А. Вступление главного редактора // Медиация и право. 2007. № 3 (5).
12. Щербаков Ю.И. Взаимодействие вуза и школы в современных условиях // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 1 (44). С. 105—107.