Научная статья на тему 'Применение технологии медиации в разрешении семейных и школьных конфликтов'

Применение технологии медиации в разрешении семейных и школьных конфликтов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1981
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / СЕМЕЙНЫЙ КОНФЛИКТ / МЕДИАЦИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ / COMMUNICATION / EDUCATIONAL CONFLICT / MEDIATION / EDUCATIONAL PROCESS / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PROFESSIONAL RETRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оборотова Светлана Алексеевна

В статье обоснована актуальность современных подходов к разрешению конфликтных ситуаций, возникающих в воспитательно-образовательном пространстве, и подчеркнута необходимость обучения всех участников педагогического процесса навыкам их грамотного урегулирования. В качестве одной из эффективных технологий развития коммуникационных свойств личности предложена медиация, изучение которой включено в образовательные программы для обучающихся, семинары и тренинги для родителей, программы повышения квалификации и переподготовки для педагогов, психологов и других специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of technologyof mediation in solving family problems and school conflicts

The article states the relevance of modern approaches to solving conflict situations arising in educational environment. The author points outthe need of training problem solving skills of all participants of the pedagogical process. The technology of mediationis viewed as one of the effective technologies of development of communication qualities of a personality, and its study is included in educational programs, programs of professional development and retraining for parents, teachers, psychologists and other experts.

Текст научной работы на тему «Применение технологии медиации в разрешении семейных и школьных конфликтов»

г

грамм заключается в подходах и организации процесса обучения на 31 клавесине. Это, в свою очередь, определяет выбор содержания и форм

деятельности как педагога, так и учащегося. Поэтому педагог вправе |

ориентироваться на каждую из программ, исходя из индивидуальных §==

особенностей ученика. 15

с™ и s

Библиографический список £ |

о

1. Клавесин. Примерная программа для детских музыкальных школ и музы- § g. кальных отделений детских школ искусств / Сост. В. Д. Смирнов, А.В. Со- со колова, М.Л. Фронцкевич. URL: iroski.ru/sites/default/files/library/lib_10.doc

(дата обращения: 12.12.2015).

2. Клавесин (7 лет). Образовательная программа по предмету «Клавесин» / Сост. Гаврилова Т.В. URL: balakirev.arts.mos.ru/upload/.../obr-programm/ klavesin7-gavrilova.pdf (дата обращения: 12.12.2015).

3. Клавесин. Экспериментальная программа по специальности клавесин / Сост. Р.Х. Кунафина. URL: kounafina.ru/wp-content/uploads/2013/08/metodrabota2.doc (дата обращения: 12.12.2015).

4. Клавесин. Образовательная программа дополнительного образования детей «Клавесин». Московская городская детская музыкальная школа им. Гнеси-ных / Сост. В.Д. Смирнов, А.В. Соколова, М.Л. Фронцкевич. URL: http:// gnessin.music.mos.ru/docs/New%20 (дата обращения: 12.12.2015).

5. Клавесин. Образовательная программа дополнительного образования детей «Клавесин». Детская музыкальная школа им. Л.Н. Оборина / Сост. В. Д. Смирнов, А.В. Соколова, М.Л. Фронцкевич. URL: oborin.music.mos.ru/upload/ medialibrary/00b/03_klavesin.pdf (дата обращения: 12.12.2015).

С.А. Оборотова

Применение технологии медиации в разрешении семейных и школьных конфликтов

В статье обоснована актуальность современных подходов к разрешению конфликтных ситуаций, возникающих в воспитательно-образовательном пространстве, и подчеркнута необходимость обучения всех участников педагогического процесса навыкам их грамотного урегулирования. В качестве одной из эффективных технологий развития коммуникационных свойств личности предложена медиация, изучение которой включено в образовательные программы

= циалистов.

Ц Ключевые слова: общение, педагогический конфликт, семейный кон-

:|| фликт, медиация, воспитательно-образовательный процесс, повышение ква-

|| <з лификации педагогов, профессиональная переподготовка педагогов.

щ

Е =

* Ц Современные приоритеты в области государственной политики и мо-

о >. дернизации образования показывают, что качество образования связы-° вается с понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории, как «здоровье», «социальное благополучие», «защищенность», что обуславливает необходимость существенных изменений, направленных на расширение возможностей социального выбора, развитие навыков бесконфликтного и поликультурного взаимодействия, формирования толерантного мышления у молодежи.

Предполагающиеся преобразования ведут к изменению и роли учителя, чувствующего себя неуверенно из-за перемен, порой радикального характера, затронувших его профессиональную деятельность, и роли обучающихся и их родителей, которые, являясь главными участниками образовательного процесса, также вовлечены в эти изменения, что порой порождает конфликты.

В психолого-педагогических исследованиях А.Я. Анцупова, С.В. Бак-лановского, Н.И. Леонова, М.М. Рыбаковой, А.И. Шипилова и др. подчеркивается, что межличностные и межгрупповые конфликты имеют негативный характер и влияют на все процессы жизнедеятельности образовательной организации: конфликты между детьми, конфликты между педагогом и ребенком, конфликты между педагогами, конфликты педагогов с администрацией ухудшают социально-психологический климат в педагогическом коллективе, заметно усложняют и без того «нелегкую жизнь». В любом конфликте родителя и педагога страдающая сторона - всегда ребенок, вне зависимости от того, кто прав, кто одерживает победу, а кто терпит поражение [1; 2].

Следовательно, способность не только безболезненно разрешать, но и своевременно распознавать как тип конфликта, так и вызывающие его причины, предупреждать возникновение конфликтов - одна из важнейших способностей современной личности, а своевременная диагностика межличностных конфликтов в педагогических коллективах имеет важное значение как для их профилактики, так и для конструктивного разрешения. Кроме того, руководитель образовательной организации, педагог, психолог, логопед и др. специалисты, родители нуждаются в новых методиках, позволяющих создать комфортные условия для каждого участника воспитательно-образовательного процесса [Там же].

г

Одной из таких методик является школьная медиация как новый 33 подход к разрешению и предотвращению спорных и конфликтных ситуаций на всех уровнях системы российского образования. |

Медиация (от лат. mediare - посредничать) относится к альтернатив- § == ным методам разрешения споров, в котором третья, нейтральная сто- | s рона - медиатор - оказывает содействие сторонам, вовлеченным в спор, I к в поиске взаимовыгодного решения. 11

В Словаре медиатора понятие «школьная медиация» характеризу- £2 g ется как «инновационная методика, позволяющая охватить весь спектр ад институтов, принимающих участие в формировании личности ребенка от семьи, дошкольных учреждений до высшей школы, его воспитании и социальном образовании» [8].

Цель применения медиации - это «создание безопасной среды, благоприятной для развития в личности таких качеств, как активная жизненная позиция, умение принимать решения, отвечать за свои поступки; развитие адаптационных возможностей личности в условиях взросления; воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении, которое ставит во главу угла признание ценности человеческой жизни, уникальности каждой личности, принятие, уважение права каждого на удовлетворение потребностей и защиту собственных интересов (но не в ущерб чужим); улучшение качества жизни всех участников воспитательно-образовательного процесса (семья, воспитатели, педагоги, администраторы воспитательно-образовательных учреждений, психологи, социальные работники, социальные педагоги, школьные инспекторы, дети, подростки, юношество)» [8].

Следовательно, обучение медиативным навыкам целесообразно проводить в трех направлениях: работа с детьми и подростками (медиация ровесников), работа с родителями и работа с педагогами и другими специалистами образовательной организации.

Уже в детском саду ребенок попадает в зону конфликтного взаимодействия как с другими детьми в группе, так и с воспитателями. Не всегда существует и взаимопонимание между детьми и их собственными родителями. Кроме того, случается, что ребенок испытывает на себе прессинг чужих родителей, которые таким образом защищают своих собственных детей.

Негативный опыт поведения самого малыша в конфликте, несправедливое отношение других людей и всего мира вокруг оказывают серьезное воздействие на психику ребенка. Формируются стереотипы и установки, которые он позднее переносит во взрослую жизнь. В дальнейшем это чревато осложнениями и может потребовать вмешательства специалистов, применения комплекса реабилитационных мер.

оео лыми.

Обучение с детьми проводится в игровой и/или тренинговой форме. Дети, прошедшие подготовку в области медиативного взаимодействия в образовательных организациях или в специально организованных группах, лучше ориентируются в жизненных ситуациях и менее подвержены стрессу, связанному с приходом в густонаселенную среду школы [4; 6].

Подростки, прошедшие курс медиации, получают уникальный опыт и практические навыки поведения в стрессовых и конфликтных ситуациях, грамотнее выстраивают свои отношения со сверстниками и взрос-

Говоря о первичной социализации ребенка, необходимо подчеркнуть, что здесь главное значение играет семья, где ребенок впервые получает представления об обществе, его ценностях и нормах.

Практически в каждой семье возникают различные проблемы, ведь она является развивающейся системой. Ребенок взрослеет, и с изменением его потребностей меняются и роли в семье - это динамичный процесс, который требует быстрой перестройки и адаптации всех ее членов.

Поэтому работа с родителями предполагает, что медиация ориентирована на процесс, в ходе которой происходит диалог, т.е. она не предлагает самого решения, а нацелена на поиск этого решения. Здесь важно активное слушание, воодушевление человека на разговор, использование при необходимости жестов, перефразирования. Важно понять чувства и эмоции.

В работе с семьей по обучению медиативному поведению необходимо использовать:

- круглые столы для обсуждения различных конфликтных ситуаций;

- ролевые игры, в ходе которых формируются навыки ведения переговоров, умения работать в команде, идти на компромиссы и т.д.;

- психологические техники на развитие коммуникативных навыков участников медиации; ко-медиация (медиация в паре), медиация в группе и т.д. [5].

Семья может и должна оставаться местом, где родные люди получают поддержку и понимание.

Работа с педагогами и другими специалистами образовательной организации ориентирована на то, чтобы школа стала важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности, гарантом права каждого ребенка на полноценное психическое и личностное развитие, на развитие его индивидуальности.

Следовательно, только проявив компетентность, всестороннюю информированность о современных технологиях и подходах к воспитанию и обучению, можно создать условия для благоприятного и позитивного проживания ребенком периода школьного детства.

Метод «Школьной медиации» в образовательном пространстве реа- 35 лизуется на практике в виде различных форм: программа примирения жертвы и обидчика; программа примирения в семье; семейная конфе- | ренция; круги заботы; школьная и общественная конференция и др. § ==

В рамках подготовки будущих воспитателей и учителей, социаль- | Ц ных педагогов и педагогов-психологов, переподготовки и повышения | ¿ квалификации специалистов-практиков, а также тьюторского сопрово- | § ждения семьи и обучения родителей на кафедре психолого-педагоги- ° § ческого образования Института педагогики, психологии и управления g S. человеческими ресурсами МГГУ имени М.А. Шолохова составлены с ° и апробированы вариативные модульные программы: «Медиативный подход к особенностям взаимодействия участников образовательного процесса», «Медиация как технология бесконфликтного взаимодействия в образовательной среде», «Мы и наш ребенок - партнеры, или Как научиться понимать своего ребенка», «Школа медиаторов» и др.

Все программы включают в себя как теоретический, так и прак-тико-ориентированный материал по формированию медиативной культуры и наработке практических навыков применения технологии медиации.

Разработанная нами система обучения призвана обеспечить условия успешности применения полученных знаний в процессе моделирования социальных взаимоотношений и собственной деятельности для дальнейшей организации воспитательно-образовательного процесса.

Для педагогов навыки медиатора помогут не только предотвращать конфликтные ситуации, но и будут способствовать совершенствованию профессиональной культуры.

Для родителей достижение планируемых результатов в процессе курсов строится на изучении теоретических основ возрастной психологии, педагогики, социологии, конфликтологии, а также развитии практических медиативных навыков и способов их применения в семейном общении.

Результаты проведенной работы показывают, что при интегрировании медиативного компонента в процесс развития профессиональной культуры педагогов и повышения психолого-педагогической компетентности родителей не только значительно улучшается качество воспитательно-образовательного процесса, но и наблюдается стремление к последующему применению полученных знаний, вовлечению в работу всех институтов, участвующих в воспитании и становлении личности: семьи, дошкольной организации, школы, вуза.

Наш опыт подтверждает, что внедрение школьной медиации как общепринятой системы для своевременного и грамотного разрешения

OJ

о ^

Щ\0

конфликтов приводит к общему улучшению обстановки в коллективе, где каждый: ребенок, родитель, педагог, - начинает чувствовать себя более защищенно [7].

Библиографический список

1. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. СПб., 2009.

2. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М., 2004.

3. Безруких М.М. Родитель и Учитель: Как понять друг друга и помочь ребенку. Екатеринбург, 2010.

4. Вариативные модели профилактики и урегулирования конфликтов в образовательных организациях: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. А.А. Митина, И.А. Новикова, Я.Е. Измерова. Барнаул, 2014.

5. Гараева Г. Разрешение конфликтных ситуаций // Лучшие страницы педагогической прессы. 2005. № 2. С. 104-108.

6. Зинова Е.Ю. Организация школьной службы примирения (методические рекомендации) // Ваш психолог. URL: http://www.vashpsixolog.ru/activities-in-the-school-psychologist/164-raznye-meropriyatiya/1750-organizacziya-shkolnoj-sluzhby-primireniya (дата обращения: 13.11.2013).

7. Развитие медиации в России: теория, практика, образование: Сб. ст. / О.В. Ал-лахвердова и др.; Под ред. Е.И. Носыревой, Д.Г. Фильченко. М., 2012. Серия «Библиотека медиатора». Кн. 4.

8. Школьная медиация // Словарь медиатора. Центр медиации и права. URL: http://www.mediacia.com/wordmed.htm (дата обращения: 25.11.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.