Педагогика
УДК 377
кандидат экономических наук, доцент Винникова Ирина Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Шамрай Полина Денисовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НЕЭКОНОМИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ
Аннотация. В данной статье авторами рассматривается проблема актуализации технологии личностно-ориентированного обучения в процессе преподавания дисциплин финансовой грамотности в рамках неэкономических направлений подготовки студентов вузов. Ключевое внимание уделено методам и подходам, имеющим наибольшую эффективность на разных этапах освоения финансовой грамотности от постановки целей и задач - ступени планирования, до рефлексии, в контексте сохранения личностной ориентации на каждом из рассматриваемых этапов.
Ключевые слова: финансовая грамотность, финансовая культура, личностно-ориентированное обучение, образовательные программы, экономическая деятельность, рефлексия, сообразность целей.
Annotation. In this article, the authors consider the problem of actualizing the technology of student-centered learning in the process of teaching the disciplines of financial literacy in the framework of non-economic directions of training university students. Key attention is paid to the methods and approaches that are most effective at different stages of mastering financial literacy from setting goals and objectives - the planning stage to reflection, in the context of maintaining personal orientation at each of the stages under consideration.
Keywords: financial literacy, financial culture, student-centered learning, educational programs, economic activity, reflection, consistency of goals.
Введение. Повестка современного мира подразумевает отсутствие постоянства в социальной, политической, духовной и особенно в экономической сферах общества. Область вовлечённости граждан в экономику расширяется. Возраст интеграции в экономическую жизнь значительно снижается. Ребёнок довольно рано становится субъектом экономической деятельности. Образование, как один из ключевых социальных институтов, выходит на путь адаптации к текущим реалиям. Веским признаком этой тенденции становится введение занятий по финансовой грамотности в образовательных учреждениях всех уровней. Учащиеся проходят все ступени освоения финансовой грамотности в рамках среднего общего образования, но зачастую этого недостаточно, ведь время непосредственной практической актуализации полученных знаний наступает именно с окончанием школы. В этом возрасте молодой человек становится полноценным субъектом экономических отношений и очень часто, навыков, полученных в рамках школьной учебной программы, недостаточно для полноправного и самое главное успешного вхождения в экономическое пространство. Именно поэтому занятия по финансовой грамотности не теряют своей актуальности и в учебных учреждения высшего образования. Наиболее высока их польза для студентов неэкономических направлений подготовки, но в этой связи возникает ряд проблем, связанных со спецификой реализации образовательных программ высшего образования. Как правило, они строятся по модульной системе и подразумевают сокращение учебных часов по непрофильным дисциплинам. Поэтому для оптимизации освоения программы дисциплины финансовой грамотности в таких условиях необходимо привлечение современных педагогических технологий, одной из которых является технология личностно-ориентированного обучения [2, 3].
Изложение основного материала статьи. Итак, финансовая грамотность как определённая область знаний сочетает в себе знания, умения навыки и установки необходимые для принятия разумных финансовых решений [6]. Контекстным синонимом данного понятия может являться финансовая культура, как отражение уровня финансовой грамотности. Необходимость обучения финансовой грамотности в высших учебных заведениях формируется как следствие недостатка общей финансовой культуры общества в рамках семьи - как первичного социального института, школы, ближнего круга общения. Многие выпускники школ, становясь студентами высших учебных заведений, а также учреждений среднего профессионального образования пытаются обрести финансовую независимость от родителей. В этом возрасте они начинают формировать собственный бюджет и распоряжаются им исходя из собственных убеждений. Зачастую подобной практике, на первичном этапе, сопутствуют многочисленные ошибки. Конечно, многие становятся финансово независимыми и в более позднем возрасте, по окончании университета, института или другого образовательного учреждения второй ступени, но и при таком сценарии избежать ошибок не всегда удаётся. В любом случае, введение занятий, направленных на формирование финансовой грамотности в рамках образовательных программ высшего образования - необходимая мера, способствующая улучшению общего фона финансовой культуры общества.
Рассмотрим процесс обучения финансовой грамотности в рамках образовательного учреждения высшего образования с использованием технологии личностно-ориентированного обучения. Технология личностно-ориентированного обучения основывается на ряде ключевых принципов: принцип индивидуальности, принцип самоактуализации, принцип выбора, принцип доверительных отношений, принцип субъектности, принцип творческого развития; каждый из которых участвует в реализации общей концепции усвоения образовательной программы в сообразности с интересами объекта обучения и его личности. Таким образом, основная цель личностно-ориентированного обучения заключается в переосмыслении исходного знания в качестве личностно-значимого для каждого обучающегося [1, 7].
Обучение финансовой грамотности включает в себя следующие направления: обучение эффективному управлению личными финансами, обучение осуществлению учёта расходов и доходов домохозяйств, обучение краткосрочному и долгосрочному финансовому планированию [6]. Может показаться, что задача актуализации знаний по данным направлениям, как личностно-необходимых, выполняется без непосредственного вмешательства педагога, но это не так. Хоть знания, умения и навыки, являющиеся ядром данной области, и будут необходимыми для ведения самостоятельной успешной и обеспеченной, с материальной точки зрения, жизни, перед преподавателем всё также стоит задача мотивации
обучающихся для освоения представленных образовательных программ. Финансовая грамотность, как учебный предмет и область знаний, зачастую не актуализирована для студентов неэкономических направлений подготовки, они не связывают дальнейшую жизнь и карьерный путь с данной дисциплиной. По сути, само обучение студентов - не экономистов финансовой грамотности, привитие им финансовой культуры, в частном виде и является реализацией принципов личностно-ориентированного подхода в обучении, олицетворяя главный из них: задача образования - воспитание гармонично-развитой личности [8].
Прогнозируемые неудачи во внедрении курса финансовой грамотности могут быть связаны в первую очередь с самой рутинностью процесса усвоения знаний, что в конечном итоге влияет и на качество их усвоения. Исследования показывают, что при изучении подобных курсов, не входящий в основную образовательную программу по направлению подготовки, студенты уклоняются от выполнения объёмных занятий, посещения лекций или же выполняют все требования курса без должного усилия, ставя выполнения задания самоцелью. Именно поэтому преподаватель должен стремиться избегать излишне академического характера подачи информации, прибегая к более неформальным средствам. Каждый из студентов является самостоятельной личностью. Интересы, установки и взгляды каждого из них могут полярно разнится. В процессе освоения непрофильных дисциплин эти различия могут обостриться, и стать серьёзной преградой на пути освоения курса. Использование технологии личностно-ориентированного обучения позволяет сгладить или же полностью ликвидировать эти препятствия. Крайне важно организовать образовательное пространство учебной аудитории так, чтобы никто из студентов не испытывал дискомфорта на занятиях. Ещё одной проблемой может стать недостаток базовых знаний, необходимых для освоения финансовой грамотности, из-за чего уже на начальном этапе обучения у учащихся пропадает интерес к дисциплине. Под базовыми знаниями в данном случае может подразумеваться как математический аппарат, так и терминологически тезаурус. В этой связи, преподаватель должен уже на этапе проектирования курса ориентироваться на возможные несовершенства и искать способы сглаживать их. Методы, используемые в обучении, должны работать в синергии, показывая наибольшую эффективность и решая сразу ряд выявленных проблем.
На начальном этапе - этапе знакомства обучающихся с курсом преподаватель может использовать диагностические методы. Подобный подход поможет выявить объём базы знаний учебной группы, в общем, и каждого конкретного студента, в частности. Следствием анализа полученных данных может стать изменение курса по дисциплине. Методы диагностики также могут изменятся в зависимости от различных условий, ведущим из которых является численность учебной группы. Подбор метода не критичен, но при правильном подходе к задаче диагностики обработки информации, полученной в её следствии, может заметно сократиться. После того, как учебный план по дисциплине адаптирован, преподаватель может приступить к формированию стратегии наиболее эффективного представления материалов курса обучающимся. Ведущим в данном контексте может стать проблемный метод, или же метод создания проблемной ситуации. Проблемное обучение как таковое позволяет обучающимся оказаться в некотором спроектированном педагогом пространстве с определёнными заранее заданными условиями. Целью обучающихся становится решение поставленной проблемы в заданных условиях. Опираясь на специфику финансовой грамотности, как академической дисциплины преподаватель может с лёгкостью задать ситуацию наиболее приближенную к реалиям жизни каждого конкретного студента. При этом важно не завышать требования к результату решения проблемной ситуации, а в первую очередь на этапе рефлексии обращать внимание непосредственно на путь, который обучающийся избрал. Ещё одним методом, наиболее часто применимым в рамках личностно-ориентированного подхода может стать игровой метод. В данном случае, преподаватель подобно архитектору в игровой форме воссоздаёт ситуацию, направленную на усвоение знаний в соответствии с целями обучения. Наиболее иллюстративным примером эффективности данного подхода может стать классическая задача оценки уровня финансовой грамотности - выявление расходов и доходов в семейном бюджете. В общем плане подача данного задания на занятии может ограничиться раздачей учебных-наглядных средств - карточек с формулировкой задания. Но такой подход полностью обезличивает суть задания, исключая желание обучающегося использовать свой творческий потенциал, к тому же этапы выполнения задания скрыты от преподавателя, вследствие чего невозможно отследить путь получения результата. Для того, чтобы избежать подобных последствий педагог может вовлечь обучающихся в некое игровое соревнование при этом, задействуя, иные, более сложные дидактические единицы, в частности презентации и наглядные модели. Высокой эффективностью в процессе обучения финансовой грамотности студентов неэкономических направлений может характеризоваться деятельность педагога, направленная на создание ситуации успеха. В рамках личностно-ориентированной технологии создание ситуации успеха может стать генеральной стратегией педагога, ведущим средством становится построение курса таким образом, чтобы динамика заданий была направлена от репродуктивных к творческим, таким образом, преподаватель способствует раскрытию потенциала каждого студента.
В процессе обучения преподаватель должен быть вовлечён в наиболее широкое взаимодействие с обучающимися, он должен находится в постоянном контакте со студентами. В рамках большой учебной группы реализовать подобные идеи невозможно, поэтому наилучшей стратегией может стать разбиение на подгруппы или микрогруппы. Организованное таким образом образовательное пространство позволит преподавателю эффективно участвовать в деятельности каждой учебной единицы и отслеживать каждый этап работы, к тому же, сами обучающиеся смогут проще адаптироваться к специфике курса взаимодействуя в группе [10]. Ещё одно преимущество подобной структуры образовательного пространства заключается в том, что оценка деятельности каждого обучающегося опосредована оценкой деятельности учебной подгруппы, таким образом, давление на конкретного студента снижается и ему проще раскрыть свой творческий и академический потенциал.
Ещё одно ключевое место в структуре курса по дисциплине финансовая грамотность должна занимать рефлексивная оценка деятельности, выполненной в рамках учебного плана. По окончанию курса студент должен не просто овладеть определёнными компетенциями, но и сформировать представление о степени компетентности в вопросах общей финансовой культуры. Это заключительный этап образовательной программы и личностная ориентация в данном контексте приобретает черты необходимой меры. Преподаватель должен адаптировать известные ему средства и методы рефлексии учитывая особенности студентов, выявленных в течение занятий. При этом, студенты могут находиться на разных этапах освоения образовательной программы в соответствии с индивидуальными целями, поставленными в начале курса. Некоторым студентам интересен учёт расходов и доходов семейного бюджета, другие могут быть увлечены обучению грамотной стратегии инвестиционных вложений, исходя из этого будут разниться и средства рефлексии. В зависимости от творческого потенциала студентов и их желаний это может быть, как анкета, так беседа или же изложение мыслей относительно качественной и количественной оценки курса в текстовой форме в виде эссе. Важность рефлексии как этапа освоения курса заключается в двух первичных аспектах. Во-первых, информация, полученная в ходе рефлексивной оценки, позволяет преподавателю корректировать образовательную программу и избегать допущенных ошибок в будущем. Во-вторых, рефлексия позволит студенту объективно оценить свои успехи и определить направление дальнейшего самостоятельного освоения вопросов финансовой грамотности и повышения собственного уровня финансовой культуры.
Выводы преподавателя и каждого из студентов при этом не должны вступать в противоречие, что достигается за счёт грамотного исполнения этапа планирования и исключения противоречия в поставленных целях.
Выводы. Таким образом, финансовая грамотность, как и финансовая культура, являющаяся её отражением, неотъемлемая составляющая гармонично развитой личности. Исследуя проблему актуальности занятий по финансовой грамотности для студентов неэкономических направлений подготовки, в первую очередь поднимается вопрос актуализации курса в рамках современных педагогических подходов, одним из которых, несомненно, является технология личностно-ориентированного обучения. Первичной задачей преподавателя, как архитектора образовательного пространства, становится адаптация целей и задач курса и дисциплины под индивидуальные особенности каждого студента. Эта деятельность имеет ряд основных направлений, общая характеристика которых, так или иначе, затрагивает подбор наиболее сообразных с целями обучающихся методов подачи учебного материала. Немаловажен также и этап рефлексии, он должен олицетворять основную идею личностной ориентации, заключающуюся в единстве субъекта и объекта обучения, то есть обучающийся объединяет в себе субъектно-объектное начало учебной деятельности.
Литература:
1. Богомолова Е.В. Интеграция личностно-ориентированного и синергетического подходов как методологическая основа подготовки современного специалиста // Гуманизация образования. - 2017. - №4. - С. 33-38.
2. Винникова И.С. Проблемы и пути повышения финансовой грамотности студентов педагогического ВУЗА // В сборнике: СТРАХОВАНИЕ В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ. Сборник трудов XIX Международной научно-практической конференции: в 2 томах. - Ответственные редакторы: Е.В. Злобин, Т.В. Сарычева. -2018. - С. 475-479.
3. Винникова И.С., Кузнецова Е.А. Применение современных педагогических технологий при изучении основ финансовой грамотности в школе // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-2. - С. 90-93.
4. Винникова И.С., Кузнецова Е.А., Шутова Ю.Г., Стародубова Д.С. Педагогические особенности формирования финансовой грамотности у студентов экономических направлений подготовки // Мир науки. - 2016. - Т. 4. - № 6. - С. 39.
5. Дубровина Е.А. Исследовательское обучение как средство формирования информационной компетентности студентов / Молодой ученый. - 2010. - № 4 (15). - С. 322-326.
6. Исакова Н.Ю. Финансы / Н.Ю. Исакова. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2019. - 338 с.
7. Карпов А.О. Метод обучения в исследовательском образовании // Школьные технологии. - 2015. - №6. - С. 19-35.
8. Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика / А.А. Плигин. - М.: Профит Стайл, 2007. - 599 с.
9. Хижная А.В., Челнокова Е.А., Челноков А.С., Воронина И.Р. Инновационные технологии профессионального обучения как средство активизации обучения студентов // Современный ученый. - 2020. - № 4. - С. 46-49
10. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. - М.:, 1996. - 96 с.
Педагогика
УДК 378.147
кандидат педагогических наук, доцент Волошина Татьяна Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск)
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ
Аннотация. Статья посвящена вопросам реализации современных форм дополнительного образования в вузах. Раскрыты историко-культурная составляющая развития данного вида образования и ее значение в современной образовательной политике. Рассмотрены различные примеры организации системы дополнительного образования в вузах России. Особое внимание уделяется художественным направлениям подготовки, представлен опыт ведущих художественных академий, таких как МГХПА им. С.Г. Строганова, СПбАХ имени Ильи Репина, СПбГХПА им. А.Л. Штиглица. Автором представлен собственный опыт организации системы дополнительного образования художественной направленности в Петрозаводском государственном университете, проанализированы положительные эффекты реализации программ дополнительного образования, такие как увеличение количества желающих получать дополнительное образование в рамках вуза, улучшение качества абитуриентов, повышение адаптации первокурсников, ранее обучающихся в Университетской школе искусств и дизайна.
Ключевые слова: дополнительное образование, современные формы, довузовская подготовка, непрерывность образования.
Annotation. The article is devoted to the implementation of modern forms of additional education in universities. The historical and cultural component of the development of this type of education and its importance in modern educational policy are revealed. Various examples of the organization of the system of additional education in Russian universities are considered. Particular attention is paid to the artistic directions of training, the experience of leading art academies, such as the M. S.G. Stroganov, St. Petersburg Academy of Arts named after Ilya Repin, St. A.L. Stieglitz. The author presents his own experience in organizing a system of additional education of an artistic orientation at Petrozavodsk State University, analyzes the positive effects of the implementation of additional education programs, such as an increase in the number of people wishing to receive additional education within the university, an improvement in the quality of applicants, an increase in the adaptation of freshmen who previously studied at the University School of Arts and design.
Keywords: additional education, modern forms, pre-university training, continuity of education.
Введение. В современных условиях дополнительное образование детей играет большую роль в развитии подрастающего поколения, раскрытии творческих потенциалов и профессиональной ориентации. Исторически сложившаяся система в России имеет глубокие корни, когда зарождалась просветительская деятельность общественных организаций и частных лиц (К.Н. Венцель, П.Ф. Лесгафт, Е.Н. Медынский, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.). Теоретической основой в этой области стали труды разработчика рациональной педагогики В.П. Вахтерова «Внешкольное образование народа», вышедшие в 1896 году. В России огромное значение в развитии системы дополнительного образования детей имели педагогические концепции С.Т. Шацкого и А.У. Зеленко, которые являлись создателями первых в России клубов и обществ для детей, летней трудовой колонии.